Содержание
Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события
- 11 Августа, 2019
-
События - Ольга Стрелкова
С точки зрения современных историков, суть крещения Руси князем Владимиром состоит во введении в Киевской Руси в качестве государственной религии христианства. По традиции, согласно летописной хронологии, это событие относят к 988 году. Эта дата рассматривается также как начало официальной истории Церкви в России. Однако вопрос о том, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, на сегодняшний день является дискуссионным. Наряду с указанной называются и другие даты. Об истории крещения Руси кратко будет рассказано в статье.
Предыстория принятия христианства в Киевской Руси
Прежде чем начать описание процедуры крещения Руси Владимиром, следует разобраться в предыстории, предпосылках и причинах данного процесса.
Для Византии обращение в христианство в отношениях с воинственными народами, исповедовавшими язычество, было обычной практикой. В 9 веке были попытки христианизации Моравии (в 862 году) и Болгарии (в 864-920 годах). Посредством крещения правящих кругов Византия пыталась усилить свое влияние на языческие страны, уменьшив тем самым опасность военных действий на собственных границах.
После того как русы в 860 году напали на Константинополь, подобная тактика была использована и относительно Киевской Руси. Для этого Фотием I, Константинопольским патриархом, в Киев были направлены миссионеры. Существуют данные о том, что тогда произошло обращение киевских князей Дира и Аскольда вместе с боярами, а также некоторыми представителями народа.
Тем самым было положено начало крещению Руси. Некоторыми источниками, впрочем, эти сведения отвергаются. Но в ряде других упомянутые события крещения Руси именуются первым Фотиевым крещением, или же Аскольдовым.
Но называются и исторические периоды, связанные с именами других лиц. Например, по поводу того, к какому веку относится крещение Руси и к какому году, говорится, что оно происходило впервые во времена Василия I, правившего в 867-886 гг., и патриарха Игнатия, возглавлявшего Константинопольскую церковь в 867-877 гг.
Княгиня Ольга и отношения с Константинополем
Разбираясь в том, что такое крещение Руси, нужно сказать о той роли, которую сыграла в этом процессе княгиня Ольга.
Она была первым правителем в Киеве, принявшим христианство официально. Наиболее аргументированная версия называет дату – 957 год. Вместе с большим посольством и сыном Святославом она посетила столицу Византии, что известно из сочинения «Церемонии», написанного императором Константином Багрянородным, где Ольга названа архонтиссой, то есть правительницей Руси.
Она делала попытки добиться крещения своего государства и признания его Византией в качестве равного христианской империи. Крестившись, она получила второе имя – Елена. В 959 году она принимала в Киеве греческое посольство, но послать войско на помощь Византии отказалась. В тот же год Ольга направляет к Оттону I, германскому императору, послов с просьбой прислать к ней епископов, а также других священников, чтобы учредить на Руси церковь.
Попытка сыграть на византийско-германских противоречиях правительнице вполне удалась, Константинополь стал уступчивее, и с ним был заключен взаимовыгодный договор. А германские послы вернулись на родину ни с чем. В 960 году на помощь грекам было отправлено русское войско. Оно участвовало в военных действиях под руководством Никифора Фоки, будущего византийского императора, на острове Крит против арабов.
Мнение Василия Татищева
Интересным является то, что, согласно историку Василию Татищеву, который основывается на сведениях из Иоакимовской летописи, предположительно принадлежавшей Иоакиму, первому новгородскому епископу, умершему в 1030 году, симпатии к христианству выражал также и Ярополк Святославович, киевский князь, который правил с 972 по 978 или 980 год.
Как известно, он был убит варягами по приказу брата Владимира. Нужно отметить, что эта летопись содержит уникальные сведения по ранней истории как славян, так и Древней Руси, но является спорной, так как ей пока не найдено точных соответствий в прочих источниках.
Археологические данные
Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.
В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:
- Киев.
- Гнездов – недалеко от Смоленска.
- Шестовица – вблизи Чернигова.
- Тимерев – под Ярославлем.
Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.
Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.
Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».
В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.
Владимир Красно Солнышко
Официально датой принятия христианства на Руси считается 28 июля 988 года. Сегодня это памятный день, который установлен федеральным законом 1 июня 2010 года. Эта дата в православном церковном календаре (по старому стилю она приходится на 15 июля) является днем памяти князя Владимира, годы жизни которого – 960-1015.
Церковью он назван равноапостольным крестителем Руси, историками – великим, а народом – Красно Солнышко. В 2008 году Архиерейский собор РПЦ постановил совершать 28 июля богослужение в соответствии с уставом великого праздника.
Князь Владимир приходился сыном князю Святославу и Малуше, «вещей деве», которая приняла христианство в Константинополе вместе с бабкой Владимира, княгиней Ольгой.
Его самостоятельное правление началось в 17-летнем возрасте. Как говорит предание, в то время молодой князь был язычником, он любил военные походы и шумные пиры. Однако судьбой именно ему суждено было стать крестителем Руси.
Испытание вер
Как рассказывается в «Повести временных лет», которая веком крещения Руси считает десятый, сначала имело место так называемое испытание вер. К князю Владимиру в 986 году прибыли целых четыре делегации с целью склонить к своей вере русского правителя. Это были:
- магометане-булгары;
- «латиняне» из Рима;
- хазарские евреи;
- греко-византийцы.
Представители каждого из посольств перечисляли преимущества своей веры. Послы из Волжской Булгарии предложили правителю Руси принять ислам. Когда Владимир спросил, в чем их вера, они поведали князю о соблюдении необходимых обрядов, об обрезании и запрете есть свинину. Среди прочего значилось и табу на употребление спиртных напитков.
Однако было и такое преимущество: Магомет каждому дает по семидесяти красавиц-жен. Владимиру последнее очень понравилось, так как он очень любил женщин. Тогда как обрезание и воздержание от употребления свиного мяса пришлось ему не по душе. А о запрете на вино он ответил фразой, которую сегодня довольно часто цитируют в качестве причины шуточного отказа от принятия мусульманской веры:
Руси веселье есть питие, не можем без того быть.
После этого предложение булгар было им предварительно отвергнуто.
«Латинян» из Рима, присланных римским папой, названных в летописи немцами, князь отослал, сказав им, чтобы возвращались туда, откуда пришли, так как еще отцы не приняли этой веры.
У хазар-иудеев князь поинтересовался, где находится их земля. А в ответ услышал, что Бог рассеял их по всему свету. Тогда Владимир заключил, что, если бы Бог любил иудеев и их закон, он бы не допустил их расселения по чужим землям. «Может, и нам вы этого хотите?», — возмутился князь.
Посланца из Византии, который в летописи назван за его мудрость Философом, Владимир слушал продолжительное время и с большим интересом. Тот поведал о законах христианства, рассказал историю Иисуса. Киевский князь заинтересовался, но и на этой вере пока не остановился, взяв время для размышлений.
Нет на земле такой красоты
Правитель стал советоваться со своим окружением, и было принято решение испытать веру дополнительно. Через год, в 987-м, князь решил сам отправить гонцов в разные земли, чтобы узнать, как служат Богу другие народы. Возвратившись, гонцы рассказали, что наиболее всего их впечатлила служба в Царьграде, то есть в Константинополе.
Она их просто-таки восхитила. Посланники сообщали, что во время проведения церковного обряда они не знали, где находятся – на земле или на небе, так как не видели на земле зрелища такой красоты. Согласно летописи, подумав, Владимир решил креститься по правилам греческого обряда, и был поддержан ближними боярами. Однако крещению Руси Владимиром предшествовал еще ряд событий.
Как крестился князь Владимир?
Прежде чем принять христианскую веру, в 988 году Владимир захватил Корсунь. Сейчас там находится город Севастополь. Он потребовал в жены Анну, являвшуюся сестрой византийских императоров Константина VIII и Василия II, которые были соправителями. В противном случае он грозился напасть на Константинополь.
Оба императора дали согласие, но в свою очередь выдвинули требование Владимиру о необходимости его крещения. Ведь они не могли отдать сестру замуж за иноверца. Правитель Киевской Руси не возражал, и братья отправили Анну в Корсунь.
Там же Владимир и его дружинники приняли крещение. Обряд был совершен Корсунским епископом, который после этого провел и церемонию бракосочетания. Князем в крещении было принято имя Василий, в честь одного из правящих императоров.
Существует предание, что в Корсуни Владимир ослеп, но как только он был крещен, произошло исцеление. И тогда князь воскликнул, что теперь он познал Бога истинного. После вступления в брак с византийской царевной Владимир всех своих жен и наложниц отпустил.
Причины крещения Руси
Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.
К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.
По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.
После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.
Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.
Вот ряд предпосылок для крещения Руси.
- Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
- Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
- Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
- Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.
Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:
- Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
- Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
- В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
- Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
- Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
- Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.
Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.
Крещение киевлян в днепровских водах
В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.
Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.
Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.
Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.
Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.
Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.
Распространение христианства на Руси
После Киева христианство стало приходить и в другие города. Речь идет о Чернигове, Полоцке, Турове, где были созданы епархии. В целом процесс крещения Руси растянулся на несколько столетий, так как наблюдались случаи массового сопротивления. Поэтому на некоторых территориях происходило насильственное насаждение новой веры.
При этом культовые языческие сооружения подвергались разрушениям, на сопротивлявшихся обрушивались репрессии. Но следует особо отметить, что в большинстве случаев причины были политическими, противодействие касалось именно антикиевского аспекта, а не антихристианского. Кроме того, были и другие причины: социальные, культурные, бытовые. Тогда как религиозные стояли отнюдь не на первом месте.
Так, Иоакимовская летопись (данные подтверждаются археологическими раскопками 20 века) сообщает, что активное сопротивление введению христианства наблюдалось в Новгороде. Там волхвы выступали против князя Глеба.
Жители города были крещены в 990 году. Это было сделано епископом Иоакимом вместе с Воробьем Стояновичем, новгородским посадником. При этом им оказывалась военная помощь киевским воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Первый из них приходился дядей князю Владимиру и братом его матери – Малуши.
Восстание волхвов было подавлено в 1024 году Ярославом Мудрым во Владимиро-Суздальской земле. Аналогичные события произошли и в 1071 году.
Согласно сведениям, известным из традиционной церковной истории, в Муроме и Ростове сопротивление продолжалось вплоть до 12 века. Сначала два посланных в Ростов епископа были оттуда изгнаны, а третий, по имени Леонтий, много трудился для утверждения веры христиан.
Лишь епископ Исаия окончательно окрестил ростовчан. Он взошел на кафедру в 1078 году. К этому же периоду относятся и события, отраженные в Житии Авраамия Ростовского, который сокрушил идол Велеса, а на его месте воздвигли Богоявленский монастырь.
Из всех славянских племен дольше всех сопротивлялись вятичи. В 12 веке их просветителем был печерский инок, преподобный Кукша, который принял мученическую смерть.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре.
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.
Похожие статьи
События
Советско-японская война (1945 г.): причины и исторический ход событий
События
Пехота — это царица полей
События
Первый Земский собор: когда был созван, исторические факты
События
Подвиг 28 панфиловцев: история и факты
События
Синопское сражение: дата, исторический ход событий
События
Как Цезарь пришел к власти: события и исторические факты
Византия и православная Русь.
: moris_levran — LiveJournal
Князь Владимир, Анна, Киевская Русь, Византия, православие.
В. Васнецов. «Крещение князя Владимира».
Часть первая. Византийская принцесса Анна – Великая княгиня Киевской Руси.
В 1988 году в Советском Союзе отмечалась знаменательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Минуло 26 лет, и сейчас можно рассмотреть подробнее эти события, поскольку к религии советская власть относилась враждебно.
Итак, вернёмся на 1020 лет назад, в Киевскую Русь и в Византийскую империю 988 года. Принято считать, что Киевская Русь получила новую веру – христианство в виде одного из его течений, а именно, православия, от Византии. Истоки нынешнего православия во многом берут своё начало с 1054 года, когда произошёл раскол между восточным христианством – православием и западным христианством – католичеством. Поэтому надо посмотреть, что же собой представляла Византия. В 395 году умер последний император единой Римской империи – Феодосий Великий, и Римская империя раскололась на Восточную часть и Западную. В Западной Римской империи, в Риме, царствовал один сын Феодосия – Гонорий, а в восточной, в Константинополе, другой сын Феодосия – Аркадий. И вот Восточная Римская империя и получила наименование Византийская от первоначального названия Константинополя – Византия, ныне это Стамбул, второй по значению город в Турции, расположенный в Черноморских проливах. Западная Римская империя пала под ударами варварских племён, а Восточная (Византия), где власть делили между собой два её основных этноса – греки и армяне, стала усиливаться. Византия вела настолько успешные войны, что отвоевала у варваров, персов, арабов почти все владения Римской империи и стала сверхдержавой того времени. Балканы, Малая Азия, Малая Армения и часть Великой Армении, Грузия, Сирия, Палестина, Италия, юг нынешней Франции, Испания, Португалия и вся северная Африка – вот что имела Византия в период своего наивысшего могущества. Средиземное море от побережья Киликии до Гибралтарского пролива было фактически внутренним морем Империи. Также Византия владела полуостровом Крым и частью северного побережья Чёрного моря. На страже этого могущества стояли прекрасно вымуштрованные и вооружённые византийские легионы и военно-морской флот, имевший в своём составе только крупных боевых судов до 250 единиц. Византийцы стали общаться с воинственными славянами с момента их появления на исторической арене ещё до прихода Рюрика и варягов, с возникновением города Киева – матери городов русских 1500 лет назад. В IX веке началось формирование древнерусского государства, где преемники Рюрика стали налаживать отношения с Византией. Впрочем, времена сотрудничества нередко прерывались войнами. В описываемый период Великим князем Киевским был Владимир — Красное Солнце – внук Великой княгини Ольги, сын Великого князя Святослава и рабыни Малки (Малушки). Ещё до 988 года, до Владимира его бабушка Великая княгиня Ольга побывала в Византии и приняла христианство. Теперь нужно обратить внимание, кто же с такой настойчивостью пытался христианизировать Киевскую Русь, кто конкретно правил Византией в этот период. Это были представители одной правящей династии, так называемой Македонской династии византийских императоров, родоначальником которой был Василий I Македонский, армянин по национальности, происходящий из рода армянских царей, который так и назывался – Армянские Аршакиды. А название Македонская династия получила такое потому, что начала восхождение к императорской власти из фемы (административной единицы Византийской империи) под названием – Македония. Интересен тот факт, что, став самодержавным единоличным правителем Византийской империи, Василий I приехал в армянские провинции империи, находящиеся в Малой Азии и крестился в армянской церкви по армянским обычаям. Это время было временем наивысшего расцвета и могущества империи. Его потомки и преемники достойно продолжили его дело. Крёстным отцом Великой княгини Ольги был Константин VII. Порфирородный (Багрянородный) этот император был автором трактатов «Об управлении государством», «О церемониях» и т.д. Ещё один император Иоанн I Цимисхий, (Чимшкик, на западно-армянском диалекте) нанёс поражение Святославу на Балканах под крепостью Доростол. В 988 году в Византии правил Василий II болгаробойца, и у него была сестра – принцесса Анна. Они были армяне.
Существует разные версии переговоров по поводу крещения Владимира и Руси. Неоспоримым является тот факт, что Владимир, уже женатый на Рогнеде по языческим обычаям (по другим данным, он был многоженец, а наложниц была не одна сотня) начал войну с империей, возжелав сестру византийских императоров Василия II Болгаробойца и Константина VIII, – принцессу Анну. Этот брак сразу же выдвинул в первый ряд земных правителей, а влияние Киевской Руси значительно усиливалось. Это предложение рассматривалось длительное время, и сестра византийских императоров – принцесса Анна поначалу была против этого брака, т.к. ходили слухи о многочисленных наложницах Владимира. Но родственники Анны смотрели на этот вопрос через призму геополитики. Тогда Анна поставила своё условие перед Владимиром: он должен был креститься, стать христианином и отвергнуть языческих идолов. Владимир ответил согласием, и Анна отправилась в Киев, где стала женой Владимира. С этого момента Киевская Русь была христианизирована и вошла идеологически в сообщество передовых стран Европы, а правящие круги Руси породнились с правителями одной из самых могущественных в мире держав. При крещении Владимир получил имя своего шурина — Василий. После этого Владимира стали называть Крестителем, а впоследствии он был канонизирован – стал святым. Владимир подарил Василию II шесть тысяч русских воинов, которые были размещены в армянской крепости Баберд и использовались Василием для борьбы с внешними и внутренними врагами. Анна родила Владимиру Бориса и Глеба – первых русских святых и дочь Марию, которая вышла замуж за польского короля. Борис и Глеб погибли во время смуты после смерти их отца Владимира. Что касается Марии, то не исключено, что именно её под именем Людмилы изобразил А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила». Скорее всего, Людмила – это было её языческое имя, а Мария – христианское.
В 1056 году Македонская, а на самом деле Армянская династия в Византии сошла с исторической арены, к власти пришёл Константин Мономах, а в Киевской Руси через его внука Владимира Мономаха Мономаховичи. Но христианство, православие, привнесённые на Русь принцессой Анной, – осталось. В летописях Анну именуют «грекрыня»»греческая царевна», т.к. впоследствии Византия «съёжилась» до границ Греции, пока не пала под ударами турок в 1453 году, а архивы многократно «подчищались». К сожалению, Анна и её братья Константин VIII и Василий II Болгаробойца, происходящие из рода Армянских Аршакидов, оказались несправедливо забытыми. Хотя именно им Россия, а так же Украина и Белоруссия обязана наличием христианской веры.
По собранным и систематизированным материалам моих друзей. Если у кого – то есть новые детали по данной истории, прошу выслать комментарии. В истории нет абсолютных истин. В фильме «Гибель империи. Византийский урок» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080212120041.htm архимандрит Тихон кратко коснулся темы Македонской династии. Собственно именно этот фильм подтолкнул моих друзей на это историческое исследование.
Часть вторая. Раскол и исторические подтасовки.
Ещё раз напомню, что в 988 году от Р. Х. Киевская Русь приняла христианство. А в 1054 году от Р.Х. произошёл раскол в христианстве. На православие и католичество. Православие существовало изначально, и православными назывались христиане «правильно славящие » Бога. Остальных считали язычниками и еретиками. Католичество появилось несколько позднее при последнем императоре единой Римской империи Феодосии Великом и происходит от древнегреческого слова «катогикос» т.е. всеобщий. Принято считать, что Киевская Русь, государство славян, норманнов и финно-угорских народов была крещена Византией. Киевская Русь, являющаяся предшественницей нынешних стран: Украины, России, Белоруссии на тот исторический период была языческой и управлялась великим князем Владимиром Красное Солнышко. Я уже писал, что согласно дошедшему до нас преданию великий князь Владимир выбирал между четырьмя религиозными конфессиями: иудаизмом, исламом, католичеством и греческим православием. Причём, якобы, выбрал именно греческое православие. Я считаю, что дошедшее до нас предание результат «чистки» архивов в средние века. Фальсификация документов, скорее всего, была произведена уже после раскола христианской церкви на православие и католичество, а Киевская Русь приняла христианство до раскола на православие и католичество.
Дело в том, что в тот исторический период во главе Византийской империи, как в центре её, так и на местах находились армяне. Тогда Византией правила Македонская династия являющаяся ветвью армянских царей из рода Армянских Аршакидов. Конкретно императором Византии тогда был Василий II Болгаробойца, а его соправителем Константин VIII – его брат. Как говорят, опираясь, как я понимаю на фальсифицированные источники, что великий князь киевский Владимир Святославович захватил какие-то территории Византии (кажется Корсунь), и тогда братья – императоры вынуждены были отдать ему в жёны свою сестру царевну Анну. В обмен на это, Владимир крестился сам и крестил Киевскую Русь. Дело в том, что если бы Владимир победил, то тогда он навязал бы Византии пантеон русских языческих богов: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Ярило – Солнце, Велеса и т. д. Скорее всего, дело было не так, как это преподносят доступный нам фальсификат. Византия задолго до этих событий контролировала южную часть (ставила там своих наместников) Киевской Руси. Особенно в нижнем течении Днепра, который представлял для империи стратегическое значение, как источник товаров и наёмников. Одним из таких наместников как раз во времена основания города Киева был армянский князь Смбат Багратуни, сосланный сначала в Северную Африку, а затем на Днепр за участие в восстании против Византийского императора Маврикия. Выдача замуж за великого князя царевны Анны, именуемой в фальсифицированных летописях «грекыней», но которая является на самом деле армянкой по происхождению, преследовала важную в византийской геополитике цель – вернуть территории юга нынешней Украины под экономический, а возможно и политический контроль империи. Известно, что вместе с царевной Анной прибыли и армянские священники. Известно, что при крещении Владимир Святославович получил новое христианское имя своего шурина и покровителя – Василий. То, что многие императоры Византии были армянами уже далеко не секрет. Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своём фильме «Гибель империи. Византийский урок» говорил, что почти половина византийской императоров были армянами. А византийский историограф Прокопий Кесарийский (VI век) в «Тайной истории» (гл 24) пишет: «Византийская дворцовая гвардия состоит из физически здоровых и искусных воинов армян». Конечно, в христианстве были различные течения, которые выливались в споры на Вселенских соборах. Особенно к серьёзным конфликтам привёл Халкидонский собор в 451 году. Я не стану вдаваться в подробности, так как писал об этом ранее. Скажу, что армяне не признали решение этого собора и вообще на нём не присутствовали из-за войны с Иранской империей. Киевская Русь приняла христианство в 988 году, когда христианство было, в общем-то, единым, а серьёзный раскол произошёл через 66 лет. Византийский император в период расцвета империи являлся не только светским самодержцем. К примеру, Василию II подчинялись и высшие религиозные деятели вместе с их приходами, т. к. Василий II принадлежал к роду Армянских Аршакидов, в царствование которых христианство стало не только государственной, господствующей религией впервые в мире, но и единственной. Константинополь, Рим, Иерусалим, Александрия и т.д. в разные периоды входили в состав Византии, а патриархи и папа подчинялись императору.
Для меня был очень интересен вопрос, по какому обряду крестили Русь, а стало быть, Украину, Россию и Белоруссию. Сфальсифицированная история уверяет всех, что Киевскую Русь крестили по «греческому» обряду. У меня были серьёзные данные, заставляющие сомневаться в этом. И я осторожно высказывал своё несогласие с официальной трактовкой крещения Киевской Руси Русской православной церковью. Предок Василия II – Василий I был крещён по армянскому обряду (что я знал). И вот недавно я нашёл ответ на мой вопрос. Читая книгу М. Александропулоса «Армяне» я встретил следующие строки, взятые из истории Киракоса Гандзакеци (XIII век): «После Кирдзана (это Цимихий, тоже армянин) корону получил Василий и царствовал пятьдесят лет. Он был добрый человек и любил армянский народ. Ненавидел халкидонскую ересь и одобрял наше учение, правильное. Он совершил путешествие в Киликию, принял армянское крещение в монастыре под названием Пахадзяк и даровал этому монастырю много земель и сел, большое богатство».
Здесь говориться о Василии II Болгаробойце, а Киликия это армянская территория на побережье Средиземного моря, Александропулос, в общем-то, доброжелательно отзываясь об армянах, в ключевом для него, как для грека, вопросе, написал, что император Византии Василий Болгаробойца якобы тайно посещал армянские монастыри, чтобы получить благословение священников. И это уже полная ерунда. Византия в тот исторический период называлась арабами Армянской державой. То есть на ключевых постах в экономике, политике – армяне. Гвардия, катафрактарии (или тяжело вооружённые всадники, рыцарство), а во многом и легионы состояли из армян под командованием полководцев армянского происхождения. И императорам Византии и Василию I и Василию II, являющимися самодержавными правителями нет необходимости тайно исповедовать господствующую религию. Для контроля я обратился непосредственно к «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци. Нашёл тот фрагмент, который звучит как: «После императора Киржана корону получил Василий и процарствовал пятьдесят лет. Это был человек добродушный и благорасположенный к армянскому народу; он, отвратившись от халкидонского исповедания, стал следовать нашему праведному [исповеданию]. Приехав в Киликию, он принял армянское крещение в монастыре, называемом Пахакдзиак, и пожаловал монастырю села, деревни и много иного имущества». (Кир по-гречески император, Жан – Иоанн, имеется ввиду Иоанн Цимисхий).
Ни о каком «тайном» посещении армянских монастырей Василии II Болгаробойцей там ни слова нет. Наоборот, там есть откровенный намёк, что Василий II ненавидит, а, возможно и преследует сам так называемую халкидонскую ересь. Значит, нынешнее направление религиозного вероучения в основных христианских конфессиях на тот исторический момент считалось ересью в самой могущественной христианской державе, которая ввела христианство в Украине, России, Белоруссии (кстати, не только там).
Таким образом, неопровержимо подтвердился тот тезис, который я высказал в предыдущей по этому поводу статье: Киевская Русь (то есть нынешняя Украина, Россия, Белоруссия) приняла христианство от Византии, конкретно от византийских армян, представленных в качестве не только светских правителей Византийской империи, но и в качестве носителей армянского направления христианского вероучения. И только так. Если высшее должностное лицо Киевской Руси великий князь Владимир креститель при крещении принимает имя высшего должностного лица Византийской империи императора Василия II Болгаробойцы, крещённого по обряду армянской церкви и исповедующего армянское направление христианства, то соответственно, Киевская Русь была крещена по армянскому обряду, принятому тогда в Византии. То, что произошло далее, связанно с ослаблением армянской государственности и уменьшением влияния армянского фактора в международной политике. Играли существенную роль и другие причины экономического и политического характера. В результате победила халкидонская модель в большинстве основных религиозных центров христианства. Кстати, бабушка великого князя Владимира была крещена в Византии и её крёстным отцом был Константин VII Порфирородный, представитель того же рода Армянских Аршакидов. А что касается имён Василий и Константин у армянских императоров Византии, то эти имена общехристианских святых, принятых в христианском мире.
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы превознести какое- либо направление христианства или принизить. Речь идёт о том, что есть такой исторический факт: православный государь Василий II Болгаробойца при крещении Владимира Красное Солнышко по обрядам той церкви, к которой император Василий II принадлежал (то есть по обрядам Армянской Апостольской церкви), дал своё православное христианское имя Василий своему зятю Владимиру (будущему Крестителю), великому князю Киевской Руси, а так же свою сестру царевну Анну в жёны. Дело в том, что армянская апостольская церковь принадлежит к древним восточным православным церквам.
История свершилась, это следует признать: Киевская Русь была крещена армянскими императорами Византийской империи по обрядам армянской православной церкви.
К вашему сведению, до Никонианского раскола на Руси, то есть до правления царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – отца Петра Великого, Московское (Русское) государство, большая часть Украины и Белоруссии, исповедовали «старообрядческую» модель православия. Интересен тот факт, что многие представители старообрядческой церкви стремились переселиться в Армению, спасаясь от преследования властей, в частности, это были молокане и духоборы.
Попытки оспорить факт крещения Киевской Руси по обрядам армянского православия, на мой взгляд, являются проявлением ксенофобии и политиканства. Впрочем, ксенофобия эта мнимая, так как армяне и славяне близки не только по религии, но и родственны по крови и языку. (Имеется ввиду арийская раса и индоевропейская языковая семья). Остаётся политиканство, желание скрыть исторический факт.
Уничтожались летописи, подчищались архивы, переписывалась история – это продолжалось почти тысячу лет. Отрицание принятие Киевской Русью христианства по армянскому обряду в разные исторические периоды было кому-то выгодно. Но невозможно обманывать бесконечно, истина всё равно станет достоянием общественности.
Ps 1: Вызывает определённые чувства тот факт, что историк Киракос Гандзакеци в своём труде ни словом не обмолвился о таком грандиозном событии как крещение Киевской Руси и крещение большого количества племен и народов проживавших между Чёрным и Балтийским морем. Это наводит на мысль что из русского перевода текста книги «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци были изъяты соответствующие фрагменты, повествующие об этих грандиозных событиях.
Ps 2: обратите внимание на гробницу княгини Ольги, где присутствует изображение элементов, присущих армянским хачкарам.
Ps 3: Кстати, армянские мастера расписывали церкви в Киевской Руси и Владимиро – Суздальской Руси, и наоборот, русские мастера расписывали армянские церкви в Армении. То есть в начальном периоде принятия христианства восточными славянами не было конфессионального расхождения между ними и армянами.
Ps 4: Когда в русских сказках говорят о царь-девице, то в первую очередь имеется в виду представительницы правящих императорских династий Византийской Империи, родом из Царьграда (Константинополя). Таковыми были Анна Романовна Порфирогенет (Аршакуни), которая вышла замуж за Владимира Крестителя, и благодаря которой он крестился и крестил Киевскую Русь. Была ещё одна – Мария Константиновна Даласина (Мономах), мать другого великого князя – Владимира Мономаха. Обе они были армянками по происхождению.
Эти статьи были написанны ранее:
http://moris-levran.livejournal.com/3856.html
http://moris-levran.livejournal.com/4153.html
Русская Православная Церковь в постсоветский период: вызовы и ответы
«Новая религиозная реальность в постсоветский период принесла религиозную свободу, а также представление о религии как личном деле, новизну, которая фактически породила множество вызовов за Русскую Православную Церковь», — заявила Ольга Казьмина , профессор кафедры этнологии МГУ; Приглашенный стипендиат программы Фулбрайта, факультет религии Университета Эмори; и бывший региональный стипендиат по обмену, Институт Кеннана в 25 апреля 2011 г. Событие Института Кеннана. «Суть многих из этих проблем, — продолжила она, — заключалась в том, как справиться с этой унаследованной идеей религии как части культуры и новой идеей религии как личного дела».
В своем анализе Русской православной церкви и ее недавних изменений Казьмина обсудила роль церкви как в досоветское, так и в советское время. От дореволюционной России современная Русская Православная Церковь унаследовала «тесную взаимосвязь религиозного и этнического самосознания, рассматривавшего религию как мощную силу культурной традиции и неотъемлемую часть этнической традиции». В секуляризованном Советском Союзе «религия сохранялась как обычай обрядов и ритуалов, а значит, как часть этнической культуры — не как частное дело, а как часть общекультурных, исторических и этнических традиций».
Казьмина затем исследовала, как эти тенденции повлияли на недавнюю историю Русской Православной Церкви, разделив последние два десятилетия на три периода, в течение которых религиозные принципы развивались, чтобы соответствовать меняющимся идеалам русского населения. В начале 1990-х годов в новом российском обществе произошли кардинальные изменения в повседневном образе жизни. «Одним из нововведений было усиление религиозного разнообразия, — утверждала Казьмина: — религиозному плюрализму в начале 90-х годов благоприятствовали и настроения населения, в то время открытые ко всему новому, и религиозное законодательство». Закон о свободе убеждений, принятый в 1990, выступал за «личный выбор религии, исходя из того, что религия является личным делом человека». Закон уравнял все религиозные конфессии, тем самым благоприятствуя притоку в Россию многих религиозных организаций. Казьмина объяснила, что это кажущееся равенство порождает чувство соперничества между религиозными группами, а также ставит вопрос о прозелитизме среди этих разных религий в России.
Реакцией Русской Православной Церкви, отметил спикер, стала оборона и занятие «изоляционистской» позиции, предполагающей подчеркивание культурно-этнических корней Церкви в связи с историей русского народа и восприятие русской земли как исторически каноническая территория. К концу 19В 90-е годы эта инициатива получила более широкое признание, так как чувства населения в целом сменились с эйфорического принятия западных ценностей на более традиционные и националистические, а осознание исторической связи между религией и этничностью усилилось. Сама Русская православная церковь стала рассматривать «другие религиозные конфессии через призму этнической принадлежности», отметила Казьмина, «что привело к улучшению отношений с нехристианскими религиями России — религиями наших соседей».
К середине 2000-х прозелитизм перестал быть одной из основных проблем, и Русская Православная Церковь способствовала улучшению отношений с другими христианскими конфессиями, «сохраняя христианскую мораль и ценности». Церковь «укрепила свое положение в стране и в обществе», оказывая очень сильное влияние, и даже стала распространяться на зарубежные страны, в том числе и не преимущественно православные.
Казьмина пришла к выводу, что взгляды Русской Православной Церкви на религиозное многообразие и плюрализм в последние два десятилетия формировались ее собственной позицией, ее собственным чувством безопасности или незащищенности. Сконцентрировавшись на «давней традиции взаимосвязи религии и этничности» и приспособившись к представлению о религии как о личном деле, Русская Православная Церковь смогла пережить изменения в российском обществе и приток новых религиозных идеалов. , а также укрепить свои позиции как важнейшего элемента русской культуры.
Кристиан Даллаго
Блэр Рубл, директор Института Кеннана
Русская православная церковь и ее возрождение
Основные моменты истории
Санкт-Петербургский собор в центре дебатов о возрождении Русской православной церкви
Церковь стала определяющей характеристикой российской идентичности, продвигаемой Кремлем
Санкт-Петербург, Россия
Си-Эн-Эн
—
Необычное событие произошло холодным зимним днем во втором по величине городе России.
Более 1000 демонстрантов с голубыми лентами выстроились живой цепью вокруг Исаакиевского собора, одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Это был мирный и редкий публичный протест под пристальным вниманием десятков полицейских.
У толпы было одно требование. Они хотели помешать огромному собору 19-го века официально стать церковью.
«Музей! Музей!» протестующие скандировали около 20 минут, прежде чем тихо разошлись по бывшей имперской столице.
Посмотреть этот пост в Instagram
Пост, опубликованный Иваном Уотсоном (@ivancnn)
В последние месяцы светские демонстранты организовали несколько крупных акций протеста в Санкт-Петербурге в ответ на план правительства отобрать собор у государственного музея, который десятилетиями управлял Исаакиевским собором как историческим памятником.
Согласно предложению, Русская Православная Церковь возьмет на себя прямое управление собором.
Но, как это часто бывает в России, этот локальный спор символизирует гораздо более масштабные общенациональные дебаты.
«Меня беспокоит та роль, которую Русская православная церковь пытается играть в нашей жизни», — сказала протестующая по имени Галина Возенсенская.
«Меня устраивает церковь, пока она занимается своими делами», — добавил ее муж Владимир Кудрявцев, академик из Санкт-Петербурга.
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_0360B00D-9105-EE73-D749-F64CAFBB434D@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>«Но когда они переступают свои границы в вопросе об абортах, образовании в средней школе или захвате таких зданий, я не согласен с этим».
За несколько часов до протеста защитники Русской православной церкви устроили собственную мирную демонстрацию силы.
После проведения длинной воскресной мессы под парящим куполом Исаакиевского собора бородатые священнослужители, одетые в длинные золотые одежды, присоединились к одетым в форму казакам в том, что православные верующие называют «Крестным маршем».
С иконами, православными хоругвями и золотыми крестами на древках они прошли мрачным шествием вокруг здания, распевая русскую молитву.
Посмотреть этот пост в Instagram
Пост, опубликованный Иваном Уотсоном (@ivancnn)
Виталий Милонов, пламенный, ультраконсервативный депутат от российского национального парламента, шел во главе процессии.
«Это очень естественный способ вернуть те здания, которые были украдены у церкви», — сказал Милонов.
Он обвинил администраторов музеев в том, что они наживаются на продаже билетов миллионам туристов, ежегодно посещающих собор.
Представитель Русской православной церкви в Санкт-Петербурге утверждал, что восстановление музеев-церквей, таких как Исаакиевский, устранит остатки бывшего Советского Союза.
«Некоторые церкви все еще находятся в тисках атеизма», — сказал Александр Пелин CNN.
«Оставить их в парадигме советской эпохи невозможно».
2017 год знаменует собой непростой юбилей для России.
Столетие назад коммунистические радикалы пришли к власти в результате большевистской революции. Они приступили к уничтожению символов императорской династии, веками правившей Россией.
Среди их многочисленных мишеней была Русская православная церковь, которая долгое время была опорой легитимности и поддержки царей Романовых.
Бастующие путиловские рабочие в первый день Февральской революции, Санкт-Петербург, Россия, 1917 год. Путиловский завод был крупным машиностроительным заводом в Санкт-Петербурге. В 1917 году это был крупнейший работодатель в городе, и его рабочая сила играла важную роль в забастовках (Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Heritage Images/Hulton Archive/Getty Images
галерея
Вспоминая русскую революцию 100 лет спустя
Отъявленные атеисты-коммунисты снесли одну из самых больших церквей Москвы, Храм Христа Спасителя, заменив ее огромным открытым бассейном.
Исаакиевский собор оставили стоять.
Императорской России потребовалось 40 лет, чтобы построить неоклассическую базилику. Ценник, говорят историки, был больше, чем сумма, которую правительство США заплатило за покупку русской территории Аляски в 1867 году.
Советы разграбили сокровища здания и казнили нескольких его высших священников.
На долгие годы они превратили собор — бывшее место поклонения царей — в музей против религии.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_7C31297D-E631-0E86-6BBA-F64CAFE08B0D@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, опубликованный Иваном Уотсоном (@ivancnn)
Александр Квятковский начал работать историком в Исаакиевском соборе в 1989 году, за два года до распада Советского Союза.
Одной из его первых задач был демонтаж экспонатов, изображающих «антиреволюционную деятельность» православных священников, расстрелянных советскими войсками.
Эти же фотографии позже были использованы на выставке, на которой были изображены священнослужители, замученные во время коммунистических репрессий.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_524AEA81-062B-7465-7949-F64CAFE69DFB@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Сегодня Квятковский — заместитель директора Музея Исаакиевского собора.
Он сказал, что исторический памятник является туристической достопримечательностью, которую в 2016 году посетили более 3,8 миллиона человек.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, опубликованный Иваном Уотсоном (@ivancnn)
Он также служит местом отправления культа, где в прошлом году священники провели 640 молебнов.
Историк допускает, что отношения с духовенством иногда могут быть натянутыми.
«Мы постоянно пытаемся найти точки соприкосновения и компромисс», — говорит Квятковский . «Эти 640 церковных служб в год — часть этого компромисса».
За почти 26 лет, прошедших после распада Советского Союза, роль когда-то преследуемой Русской Православной Церкви резко изменилась.
Церковь теперь стала определяющей характеристикой российской идентичности, активно продвигаемой Кремлем.
«С распадом коммунистического общества образовалась огромная пустота, — сказал Александр Дугин, главный редактор российского православного телеканала «Царьград».
«Единственным способом заполнить эту пустоту было возвращение к докоммунистическим ценностям. А докоммунистические ценности были христианскими православными».
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_75376086-1A8F-94ED-69AD-F64CB016AF6B@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, опубликованный Иваном Уотсоном (@ivancnn)
Президент Владимир Путин, бывший агент КГБ атеистического Советского Союза, теперь принимает свое православное христианство. Российского лидера часто показывают по национальному телевидению, когда он посещает церковные службы и отдает дань уважения церковному руководству.
Глава Русской православной церкви Патриарх Московский Кирилл является уважаемым представителем элиты страны.
В январе он выступил перед законодателями в Думе — национальном парламенте России, в ходе которой призвал к запрету абортов, осудил коррупцию и поделился своим мнением по мирским вопросам, таким как микрофинансовые кредиты.
Через несколько дней десятки архиереев со всей России и мира собрались в новом Храме Христа Спасителя в Москве. После распада Советского Союза церковь была перестроена на той же вершине холма с видом на Москву, где когда-то стоял первоначальный собор.
Представитель Кремля вручил Кириллу букет цветов. В первом ряду прихожан стояли несколько молодых людей из группы русских православных активистов, называющей себя движением «Сорок сороковых».
«Многие говорят, что это возрождение Русской православной церкви, — сказал лидер группы Андрей Кормухин.
«Мы используем более красочное выражение», — добавил он. «Мы переживаем второе крещение Руси».
Для многих ультраконсервативных сторонников церкви их вера отличает их от западных обществ, которые они обвиняют в том, что они стали светскими, бессильными и аморальными.
«Эта болезнь антихристианской активности пройдет», — сказал CNN депутат-консерватор Милонов после участия в крестном ходе вокруг Исаакиевского собора.
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_DEA22053-7A4B-C215-EBB2-F64CB0565C01@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>Выступая на ступенях собора, рыжебородый Милонов использовал английское ругательство, чтобы осудить бывшего президента США Барака Обаму.
«Пусть фальшивые ценности живут вместе с Бараком Обамой, с его однополыми браками, с его наркотиками, с его марихуаной», — сказал он.
«Пусть остается в своем аду. Мы, русские и американцы, идем вперед. Мы идем к истинным настоящим ценностям: семье, церкви, государству».
Некоторые православные активисты, такие как Кормухин из движения «Сорок сороковых», хотят, чтобы статус церкви в России был юридически изменен.
«Мы были бы рады, если бы та роль, которую Православная церковь сыграла в основании Российского государства, была отражена в преамбуле конституции», — сказал Кормухин.
Движение «сорок-сорок» ссылается на легенду о том, что до революции 1917 года в Москве было 1600 церквей. Организация, называющая себя правозащитной группой в защиту православных христиан, лоббирует строительство новых церквей в российской столице.
«Если бы не было православия, не было бы и России», — сказал Кормухин.
В России официально действует светская конституция, которая применяется к обществу, состоящему из множества религий и этнических групп.
Но за последние пять лет правительство приняло законы и поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточили «оскорбление свободы вероисповедания».
Самый известный случай связан с феминистскими панк-провокаторами Pussy Riot, которые отбыли 22 месяца двухлетнего тюремного заключения после того, как в 2012 году ворвались в храм Христа Спасителя, чтобы исполнить песню, осуждающую Путина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Пост, которым поделился Иван Уотсон (@ivancnn)
В этом месяце блогер-атеист, как сообщается, был обвинен в суде в Екатеринбурге в «оскорблении религиозных чувств» после публикации видео, на котором он играет в игру для мобильных телефонов «Pokémon Go» в церкви.
Все более настойчивая защита церкви вызвала критику со стороны откровенного представителя русского православного духовенства.
«Церковь воспринимается как правоохранительный орган… служение, имеющее право арестовывать людей. И это очень плохо», — сказал Диакон Андрей Кураев, спичрайтер предшественника патриарха Кирилла.
Кураев утверждает, что нынешний патриарх слишком сблизился с Кремлем.
«Есть попытка патриарха Кирилла предложить себя государству и Кремлю как верный столп, верный союзник. В Кремле есть иллюзия, что они могут использовать этого союзника для продвижения правильного электорального поведения», — сказал Кураев.