Правление андропова годы: Правление Ю.В.Андропова в СССР (кратко)

чем правление Андропова запомнилось советским людям

40 лет назад, 12 ноября 1982 года, генеральным секретарем ЦК КПСС стал Юрий Андропов. И хотя в этой должности он пробыл чуть больше года, успел провести ряд важных реформ после «эпохи застоя» и до горбачевской перестройки. Корреспондент «МИР 24» Алексей Жидких вспомнил историю.

«Вся наша партия и весь советский народ знают товарища Андропова Юрия Владимировича как видного деятеля Коммунистической партии и советского государства, ближайшего соратника Леонида Ильича Брежнева», – заявлял член политбюро ЦК КПСС (1971-1986 гг) Виктор Гришин.

Юрий Андропов встал во главе СССР в период между «эпохой застоя» и горбачевской перестройкой. Страна ждала перемен. На первом же пленуме ЦК новый генсек констатировал плачевные дела в экономике. Чиновников упрекнул в «бесхозяйственности» и «расточительстве», работы при нем впоследствии лишились сразу 19 министров. А среди простых советских граждан искоренял «разгильдяйство» и «тунеядство». В кинотеатрах и магазинах милиция устраивала облавы на прогульщиков.

«Настрой на дела, а не на громкие слова – вот что нужно сегодня для того, чтобы крепче был великий и могучий Союз Советских Социалистических Республик. Уверен, что так думают все собравшиеся в зале», – говорил Юрий Андропов.

Однако генсек понимал, что для коренных изменений в жизни страны нужны более серьезные меры. Андропов начал борьбу со спекулянтами и даже лично ходил по магазинам и проверял цены. При нем на прилавках появилась новая дешевая водка без названия за 4 рубля 70 копеек. Народ тут же прозвал ее «андроповка». Своеобразная политика генерального секретаря в экономическом секторе дала свои плоды. В частности, уже в 1983 году был достигнут прирост в объемах производства народного хозяйства в 6%.

Громкая борьба с коррупцией привела к аресту ряда высокопоставленных руководителей. Андропов привлекает к государственной деятельности видных ученых, докторов экономических наук. Он говорил: «с женой можно ссориться, с интеллигенцией нет».

«Отец отличался потрясающей жаждой узнавания людей. Встреча с каждым новым человеком была для него событием. Он умел понимать людей», – рассказывал сын политика Игорь Андропов.

Во внешней политике ​ Андропов придерживался более открытой модели, нежели его предшественники. Отношения с Китаем улучшились. А вот с США все еще оставались крайне натянутыми. В 1983-м Рональд Рейган назовет СССР «империей зла».

Несмотря на довольно короткий период нахождения у власти, генеральному секретарю все-таки удалось провести несколько важных реформ, коренным образом сказавшихся на будущем страны. Уже осенью 1983 года состояние генсека резко ухудшилось. За месяц до его смерти журнал Times признал Андропова человеком года.

Автор :
Алексей Жидких

Правление Ю.

В. Андропова — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Правление
Ю.В.Андропова
Выполнила ученица МЮИ группы ЮК-52
Михальченко Елизавета
Правление
Юрия Владимировича Андропова
Андропов Юрий Владимирович (годы правления в
качестве Генерального секретаря КПСС: 10 ноября
1982 — 9 февраля 1984), 1914-1984, – одна из самых
противоречивых и малоизученных фигур
советского периода истории. Жизнь и взлет этого
человека до самых верхов партийного аппарата –
череда очень странных событий. Одно можно
сказать точно – основу для получения власти
Андропов заложил за 10-ть лет, когда он руководил
КГБ СССР.
Краткая биография
Он родился в 1914 году на станции Нагутская,
Ставропольского края в семье железнодорожника.
Дальше в биографии проблем и упоминание, что
карьера делалась в основном в 30-е годы в период
«чисток». Во время войны Андропов занимался
организацией партизанского движения в Карелии.
После войны в 1951 году Андропов пришел на работу в
ЦК, а в 1953 году – в МИД. Отсюда в 1954 году он
направляется в Венгрию в роли посла СССР. Через год
он вернулся в Москву и возглавил отдел
социалистических стран ЦК КПСС. В 1967 году назначен
председателем КГБ СССР. В этой должности он и
находился до тех пор, пока не возглавил страну в конце
1982 года. В феврале 1984 года Андропов умер.
Смерть Брежнева
В конце октября Брежнев приказал Андропову
готовиться к ноябрьскому Пленуму ЦК КПСС, на
котором Брежнев передаст власть Щербицкому В. В.
(первый секретарь ЦК КП Украины). О том, что
Брежнев проинформировал об этом Андропова
говорится в целом ряде мемуаров, которые
опубликовали люди из ближайшего окружения
Леонида Ильича. Вопрос ставился так – после
ноябрьских праздников будет созван Пленум, после
которого Брежнев станет почетным членом
Политбюро, а реальная власть перейдет к
Щербицкому. Через несколько дней после этого
Брежнев умирает, хотя внешних признаков
обострения или новых болезней у него не было.
Пост Генерального Секретаря
После смерти Брежнева началось правление Андропова,
который занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
Избрание проходило по правилам, на Пленуме ЦК. Здесь
есть очень важный момент. Щербицкий, которому
Брежнев не успел официально передать власть,
находился в США , но американские власти не давали ему
возможности вернуться в Москву (отменяли самолёт). В
результате Юрий Андропов получил власть.
Правление Андропова началось с чистки рядов партии. Юрий
Владимирович действительно хотел править, и несмотря на свой
возраст и болезни, планировал править продолжительное время.
Главное, с чего он хотел начать это вычистить партию от
инакомыслия, и навести дисциплину в обществе.
Уже к концу 1983 года показатели чистки партии были таковыми:
смещен Министр МВД, смещены 18 руководителей союзных
министерств и 37 первых секретарей Обкомов . То есть начался
типичный процесс, когда новый правитель избавляется от
прежней команды. Андропов удалял от власти всех брежневских
людей и в середине 1983 года его позиции в КПСС были очень
прочными.
Андропов провел 2 эксперимента по борьбе с коррупцией:
«грузинский эксперимент» во главе с Шеварднадзе и
«азербайджанский эксперимент» во главе с Алиевым. Вполне
вероятно, что на двух региональных уровнях обкатывалась новая
система борьбы с коррупцией, которая в последующем должна
была быть применена на всесоюзном уровне. Но это осталось
только в планах.
Наведение порядка
При Андропове начала активно
использоваться статья УК СССР «За хищение
в особо крупных размерах». Обвинения в
получении взятки были выдвинуты против
главы МВД Щелокова. Но это дело нужно
внимательно изучать, поскольку
противостояние Щелоков – Андропов (МВД –
КГБ) длилось много лет. Одним из ключевых
элементов противостояния стала позиция по
введению войск СССР в Афганистан.
Андропов фактически продавил это решение,
а его главным оппонентом был именно
Щелоков. И таких противостояний было
множество.
Внешняя политика
В области внешней политики Андропов стремился к разумным компромиссам
с внешнеполитическими противниками СССР, но в условиях открытого
недоверия СССР и США друг к другу такой компромисс не состоялся. Апогеем
напряжённости стала трагедия 1 сентября 1983 года, когда в советском
воздушном пространстве истребитель ПВО СССР СУ-15 сбил самолёт «Боинг747» корейской авиакомпании с 269 пассажирами. Генеральный секретарь ЦК
КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит
оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории
ГДР и Чехословакии, и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе
к побережью США.
Одновременно была прекращена публичная критика руководства китайской
коммунистической партии и сделаны шаги по нормализации отношений с
Китаем. В перспективе союз с восточно-азиатским гигантом Андропов хотел
противопоставить США и НАТО. Но дальше развития советско-китайской
торговли и прекращения пропагандистской войны дело не продвинулось.
Внутренняя политика
Во внутренней политике в первые месяцы своего правления Андропов
провозгласил курс, направленный на социально-экономические
преобразования. Они проводились административными мерами, путем
укрепления дисциплины среди работников партийного аппарата и на рабочих
местах, разоблачения коррупции в близком окружении правящей верхушки.
В рабочее время проводились милицейские облавы в кинотеатрах, крупных
универмагах и других местах скопления людей, во время которых тотально
проверялись документы с целью выявления прогульщиков.
Итоги правления Андропова
Чистка партийного и государственного аппарата;
Усиление влияния КГБ;
Ужесточение дисциплины, борьба с коррупцией, взяточеством,
семейственностью;
Развитие экономики страны;
Международная напряженность.

English    
Русский
Правила

Тень Андропова над Кремлем Клановые распри

Публикация: Eurasia Daily Monitor Том: 9 Выпуск: 207

12 ноября 2012 г., 20:44
Возраст: 10 лет

Новоназначенный министр обороны Сергей Шойгу (Источник: euronews.com)

У российского политического класса на минувшей неделе почти не было времени обдумывать последствия переизбрания президента США Барака Обамы на второй срок или следить за напряженной атмосферой на 18-м съезде КПРФ в Пекине — это было ожесточенное столкновение кремлевских кланов который привлек все внимание. То, что президент Владимир Путин начал крупные кадровые перестановки вскоре после формирования нового правительства в мае, само по себе неожиданно; но что делает эту серию найма и увольнения действительно уникальной, так это то, что каждое высшее решение принимается под влиянием форс-мажора (Ведомости, 7 ноября; Газета.ру, 9 ноября).). Министр обороны Анатолий Сердюков попал в ловушку умело разрекламированного коррупционного скандала. Сергей Шойгу был единственным сильным кандидатом на вакантное место, и это потребовало дальнейших замен, в том числе начальника Генштаба, губернатора Московской области и «кнута» фракции «Единая Россия» в Государственной Думе — ни одной из которых. Путину очень хотелось, но ему пришлось это сделать, чтобы продемонстрировать свое господство над враждующими бандами придворных и бюрократов («Коммерсантъ», 10 ноября).

Судя по малоинформативным дебатам, Путин полностью доверял Сердюкову и хотел сохранить его на посту, на что его неожиданно повысили в феврале 2007 года — в том же месяце, когда Путин произнес свою знаменитую «мюнхенскую речь». », сигнализируя о готовности занять более жесткую позицию по отношению к предательскому Западу («Независимая газета», 7 ноября). Сердюков превзошел все ожидания, навязав радикальные реформы жестко консервативной военной системе, но что особенно ценил Путин, так это сильную ненависть, которую министр вызвал среди рядовых (Новая газета, 9 ноября).). Настоящие проблемы для Сердюкова возникли с утверждением масштабной программы перевооружения в 2010 году — Путин был обеспокоен тем, что эти огромные инвестиции будут потрачены впустую, и возложил на своего находчивого силовика ответственность за обеспечение поставок законтрактованных современных вооружений. Конфликты с директорами оборонно-промышленных предприятий разгорались предсказуемо, и Путин играл роль благожелательного арбитра, собирающего голоса «патриотических» рабочих («Ежедневный журнал», «Коммерсантъ», 9 ноября). Такие тяжеловесы в промышленном лобби, как Сергей Чемезов (глава корпорации «Ростехнологии»), не заставили себя долго ждать, чтобы прийти к выводу, что надо снять раздражающий контроль над их аппетитами; вполне возможно, что их заговор был поддержан главой администрации президента (и бывшим министром обороны) Сергеем Ивановым и откровенным вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Следовательно, Сердюков был уволен с крайним предубеждением («Эхо Москвы», 10 ноября).

Коррупционных скандалов в России пруд пруди, и многие министры, например, первый вице-премьер Игорь Шувалов, пережили их без единой царапины. Дело Сердюкова отличало вовсе не масштаб хищения, который в текущем расследовании о занижении цен на освобожденные здания и активы составляет несколько сотен миллионов долларов. Уникальность этого дела также не связана с предполагаемой романтической связью Сердюкова с женщиной, руководившей этими распродажами («Коммерсантъ», 8 ноября). Отличие заключалось в мгновенном раскрытии всех пикантных подробностей в новостных телепрограммах. Хотя приверженность Путина семейным ценностям неоднозначна, его вера в силу телевизионной пропаганды непоколебима. Поэтому он предпочел принести Сердюкова в жертву, а не укрыть его, чтобы сохранить доверие к телевизионной пропаганде («Ежедневный журнал», 6 ноября). Как был осуществлен этот наглый переворот против путинской кадровой политики, возможно, никогда не станет известно. Но характерно, что параллельное расследование в агентстве «Роскосмос» о хищении денег, выделенных на программу спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая была любимым проектом Сергея Иванова, имело мизерное освещение в СМИ («Коммерсантъ», 10 ноября). Туман коррупционных скандалов в Москве настолько густ, что даже недавняя прорывная сделка по продаже оружия Ираку на сумму 4,2 миллиарда долларов была сорвана (Newsru.com, 11 ноября).

Назначение Шойгу, вероятно, имело целью доказать, что Путин по-прежнему может лишить заговорщиков плодов их победы, предоставив Министерству обороны возможность занимать еще более жесткую позицию в переговорах по вооружениям. Однако это может иметь букет непредвиденных последствий («Независимая газета», 8 ноября). Шойгу — единственный политик в России с независимой базой поддержки и высоким рейтингом, и его теплые личные отношения с Путиным не равносильны слепой лояльности. Высшее начальство мгновенно приняло нового министра, зная, что, хотя он требует профессионализма и дисциплины, у него есть слабость к подхалимству и выставлению собственных невероятных портретов («Эхо Москвы», 9 ноября). ). Шойгу сохраняет эффективный контроль над МЧС, которым руководил 20 лет, и убедил Путина назначить себе на пост губернатора Московской области Андрея Воробьева, перспективного члена «семьи Шойгу» («Московский комсомолец»). , 8 ноября). Из этих интриг получается суперминистр, контролирующий не только огромные финансовые потоки, но и многие тысячи вооруженных людей и обладающий большим авторитетом, чем премьер-министр Дмитрий Медведев; Неудивительно, что в Москве говорят о Шойгу как об очевидном преемнике Путина («Коммерсант-FM», 8 ноября).

Внезапно ослабевший и ослабевший президент может подумать, что его кадровые решения сродни перетряске советской бюрократии, предпринятой его образцом для подражания Юрием Андроповым, занявшим пост Генерального секретаря Коммунистической партии ровно через 30 лет после смерти Леонида Брежнева. много лет назад. На самом деле, однако, Путин представляет еще одно доказательство тщетности попыток оживить коррумпированные авторитарные режимы путем чистки наиболее высокомерных кланов и раздувания публичных проявлений патриотизма и предпочтения стабильности. В том же пакете идут и более жесткие репрессии против оппозиции, но Путин не понимает негодования и возмущения, которые вызывают его «показательные процессы», — ему не хватает огорчения в правящей элите, которая эвакуирует свое состояние на Запад и воспринимает « верховный арбитр» как капризный и томный эгоцентрик. Путин запланирован, но не может надеяться побить рекорд Брежнева по цеплянию за власть в течение 18 лет. В то время как два качества, лежавшие в основе короткого правления Андропова, — уважение и страх — исчезли. Его придворными теперь движет другой страх — погибнуть вместе с жалким супремо — и это активный двигатель.

Архив Зправ | Влада ČR

Новый министр по европейским делам Штефан (Фюле) сделал интересную дипломатическую карьеру. Он начался в Государственном институте международных отношений в Москве (МГИМО) в брежневскую эпоху и сделал скачок к координации вопросов членства Чехии в НАТО и безопасности ЕС.

(Фюле) происходит из семьи военного. Его отец был полковником, и хотя (Фюле) не очень хотел идти в армию после учебы, он очень интересовался работой в центре международной безопасности и обороны. Отказавшись от идеи стать космонавтом или океанологом, он попытался сосредоточиться на дипломатии, а к концу средней школы стал больше заниматься вопросами безопасности. «Обычно студенты могли пойти учиться [в вуз в Москве] прямо из школы, но в 19С 81 года университет в Москве стал требовать один год чешского университета, поэтому мои занятия по философии были предприняты для поступления в университет в Москве. В то время мой отец работал в Министерстве обороны в Праге», — сказал (Фюле).
(Фюле) считал полезным увидеть трансформацию Советского Союза в период правления Леонида Брежнева в преемственность короткого правления Юрия Андропова и начала перестройки. «Во время учебы все мои одноклассники были иностранцами, поэтому мой первый дипломатический опыт был связан с обучением людей из многих других стран. Языковое образование было очень сильным; нас учили решать проблемы с исторической точки зрения, используя аналитические способности, и еще одним преимуществом было количество высокопоставленных дипломатов, которые преподавали в школе», — пояснил Фюле. Создание дипломатической карьеры Когда (Фюле) вернулся в тогдашнюю Чехословакию, он начал работать в Департаменте Организации Объединенных Наций в Министерстве иностранных дел. «Как человек из семьи военного, по иронии судьбы, я отвечал за вопросы, связанные с разоружением и безопасностью», — сказал он. Он объяснил, что в то время в чехословацком правительстве не было созданного отдела политики безопасности, поэтому он мог сосредоточиться только на вопросах безопасности, связанных с ООН. В 1990 г. (Фюле) прибыл в Нью-Йорк за два дня до вторжения Ирака в Кувейт, когда он отвечал за вопросы Совета Безопасности, особенно в Персидском заливе.
Главной задачей для (Фюле), когда он вернулся в Чехословакию, было управление членством в Совете Безопасности в качестве директора департамента ООН в Министерстве иностранных дел во время ряда политически важных вопросов в Ираке, на Балканах, в Грузии и Руанде. .
«В то время мы предвидели политику партнерства с Организацией Североатлантического договора (НАТО), и было очевидно, что мы вступили в очень интересную фазу политики безопасности Чехии», — сказал Фюле. «Вторая проблема заключалась в том, чтобы организоваться, потому что у нас не было структуры для НАТО. В начале процесса членства в НАТО все думали, что мы сможем пройти через процесс подготовки к членству в ЕС. Министр иностранных дел Йозеф Зеленец попросил меня подготовить структуру [вступления в НАТО], отражающую ту, которая была у нас для ЕС, но стало очевидно, что подготовка к ЕС будет намного медленнее, чем мы думали с самого начала». Другая его задача заключалась в том, чтобы определить позицию и стратегию Чехии в отношении безопасности и обороны страны.
Катерина Фиалкова, директор Секретариата по подготовке к председательству в ЕС (PRES) в Министерстве иностранных дел, была частью команды, которая вел переговоры о вступлении Чехии в НАТО. Она сказала, что с тех пор она и (Фюле) друзья и коллеги. «В это сложное время я научилась восхищаться Штефаном за его дальновидность, драйв и упорство, а также за его командный дух и чувство юмора», — сказала она.
Фиалкова сказала, что она не может назвать (Фюле) политиком, потому что не думает, что он считает себя таковым.
В 1998 году, когда (Фюле) прибыл в Литву в качестве посла Чехии, он описал это место как захватывающее, потому что посольство Чехии там стало контактным пунктом НАТО для страны, которая очень активно продвигалась к членству в НАТО. Литовцы высоко оценили «наш опыт организации внутренней подготовки и наше участие в кампании публичной дипломатии НАТО в Литве. Если вы спросите большинство людей, почему членство в НАТО имеет значение, первым ответом будет российский фактор, поэтому было важно разъяснить людям, что это более сложный вопрос», — пояснил он.
После двух с половиной лет в Литве (Фюле) был предложен пост первого заместителя министра обороны, назначив его ответственным за внешнеполитические аспекты вопросов безопасности. Он участвовал в полуторагодичном процессе преобразования чешской армии в профессиональную силу. В 2003 году он отправился в Лондон в качестве посла Великобритании и Северной Ирландии.
Не самый простой начальник Теперь, будучи министром по европейским делам, (Фюле) сосредоточен не только на успешном завершении председательства Чехии в ЕС, но и на том, чтобы помочь своим сотрудникам извлечь важные уроки из этого процесса. «Приоритет состоит не только в том, чтобы мотивировать людей, но и в том, чтобы убедиться, что они что-то получают от председательства Чехии. Это уникальная возможность повысить качество государственных услуг в Чехии, и я хочу создать для этого необходимые условия», — сказал он.
Что касается слухов о том, что он меняет свой штат, (Фюле) сказал, что остался только один человек, который просил другую должность. «В противном случае я предпочел бы не производить кадровые перестановки, потому что это указывает на стабильность, последовательность и предсказуемость — слова, которые являются моими основными тремя критериями при приеме на эту работу», — пояснил он.
Фиалкова подтвердила, что командная работа очень важна для (Фюле). «Для многих людей он не самый простой босс, потому что он довольно требователен и известен тем, что время от времени выходит из себя», — сказала она. Она упомянула, что он готов пойти на риск ради своих коллег и заботится о том, что с ними будет, когда они перестанут работать на него. «Поэтому, если вы не боитесь, знаете свое портфолио, уверены в своих аргументах и ​​можете повысить голос, вы будете хорошо ладить с ним, потому что он действительно слушает то, что ему говорят. Но как фанат рока я не согласен с его музыкальными предпочтениями», — сказала Фиалкова, поскольку (Фюле) предпочитает классическую музыку. *

Кто такой Штефан (Фюле) Родился: 24 мая 1962 г. в Соколове, Западная Чехия Образование: 1980–81, философский факультет Карлова университета; В 1986 году окончил Государственный институт международных отношений в Москве. Опыт работы: с мая 2009 г. министр по европейским делам; 2005–09 посол и глава Постоянного представительства Чешской Республики при НАТО; 2003–05 гг. — посол Чешской Республики в Великобритании и Северной Ирландии; 2001–02 гг. – первый заместитель министра обороны Чехии; 1998–2001 гг., посол Чехии в Литве (2000–01 гг. – посол Контактного посольства НАТО в Литве; 1996–98 гг. – директор Департамента оборонной политики МИД Чехии; 1995–96 гг.