Содержание
100 лет назад Ленин создал автономию для казахов
26 августа 1920 года в составе РСФСР была создана казахская национальная автономия. Постановлением советского правительства на территории нескольких российских областей учреждалась Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика со столицей в Оренбурге. Через 16 лет ее преобразовали в Казахскую ССР.
Издавна на Руси казахов называли казаками. С 1734 года применительно к этому народу использовали новый термин – киргиз-кайсаки: очевидно, чтобы не путать их с представителями Яицкого (с 1775 года – Уральского) казачества. Как известно из «Капитанской дочки» Александра Пушкина, важную роль в крестьянском восстании под руководством Емельяна Пугачева сыграли обитатели киргиз-кайсацкой степи – это обширная территория между Уральскими горами и Аральским морем. Наименование «казахи» появилось уже в советское время – в 1925-м.
В 1819 году в состав России вошла Киргиз-Кайсацкая большая Орда.
По состоянию на 1890 год киргиз-кайсаки проживали в Российской империи на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областей. Среди местных правителей были как те, кто придерживался пророссийской ориентации, так и стремившиеся к независимости. На протяжении всего периода под властью династии Романовых киргиз-кайсаки (казахи) периодически поднимали восстания.
Впервые вопрос предоставления автономии этому народу вошел в повестку во время первой русской революции 1905 года. Идея о национально-территориальной обособленности киргиз-кайсаков в пределах степей – исконных мест их проживания – зародилась на съезде местной интеллигенции. Ведущую роль в данной инициативе играл Алихан Букейханов – сегодня его считают первым премьер-министром Казахстана. В период существования Временного правительства в 1917-м он возглавил партию «Алаш», близкую по духу российским конституционным демократам (кадетам).
И если первая попытка добиться своего захлебнулась вместе с самой революцией, то в разгар Гражданской войны, в конце 1917 года, киргиз-кайсаки все-таки провозгласили на обломках России самовольное национально-территориальное образование – Алашскую автономию (по-казахски – Алаш-Орду). Букейханов возглавил ее правительство. Лояльные большевикам казахи не признали учреждение автономии.
Лидеры Алаш-Орды наладили контакты как с красными, так и с местными белыми, которые группировались вокруг сидевшего в Оренбурге атамана Александра Дутова. Тот, в свою очередь, с ноября 1918 года подчинялся Верховному правителю России Александру Колчаку. Во время наступления белых войск под командованием адмирала на Урале алашординцы подняли в своих степях антисоветский мятеж. Но их надежды на подтверждение автономии оказались тщетными: жестко стоявший на принципах единой и неделимой России Колчак отказал Алаш-Орде в признании. Тем не менее, во время войны алашординцы скорее примыкали к белым, видя в них меньшее из зол. Так, Букейханов встречался с Колчаком и вел переговоры о сотрудничестве. Большевиков он считал нелегитимными, захват ими власти в стране – противозаконным.
С изменением обстановки на Восточном фронте РККА, неудачами и затем отступлением белых в Сибирь простые казахи все меньше хотели воевать с красными.
К концу 1919 года у руководства Алаш-Орды уже не оставалось ресурсов и, главное, моральных сил для борьбы за свою автономию. 6 марта 1920-го она была ликвидирована Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем партии большевиков. Административный аппарат Алаш-Орды влился в советские органы управления. Эти люди обладали авторитетом в значительных кругах казахского этноса и в немногочисленной группе казахской интеллигенции, что использовалось красными для проведения собственной политики в Казахстане. Членов правительства сначала амнистировали, но в 1930-е репрессировали. Если в первые годы Букейханов счел для себя возможным работать в советской системе в культурной сфере, то позже его, как и многих бывших алашординцев, объявили оппозицией и националистами. В 1937-м Букейханова расстреляли как «террориста».
Собственно, сторонник федерализации Владимир Ленин не был против автономии для киргиз-кайсаков, но – по советским правилам и при непосредственном руководстве из Москвы.
Поэтому 26 августа 1920 года ВЦИК и Совнарком выпустили совместный декрет об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики (АКССР). Документ скрепили своими подписями Михаил Калинин и Авель Енукидзе от ВЦИК и Ленин как председатель правительства РСФСР. Постановлялось включить в АКССР Семипалатинскую, Акмолинскую, Тургайскую, Уральскую области, а также Мангышлакский уезд Закаспийской области, отдельные части Астраханской губернии и Туркестанской республики. Для управления делами АКССР учреждались соответствующие наркоматы.
Согласно статье 8 декрета, всеми необходимыми финансами и техническими средствами Автономная КССР снабжалась из средств РСФСР.
close
100%
Иностранные дела и внешняя торговля также оставались целиком в ведении центральных органов Советской России. Со временем первые два слова в аббревиатуре поменяли местами, получилось – КАССР.
«Разногласия между большевиками и казахскими лидерами усилились в сентябре, когда собралась комиссия, чтобы выработать решение для Казахской конституционной ассамблеи, — отмечает американский специалист по истории Центральной Азии Эдвард Оллворт в своей книге «Россия: прорыв на Восток. Политические интересы в Средней Азии». – Коммунисты предлагали лишить права голоса представителей бывших «привилегированных классов», духовенство и всех тех, которые участвовали в царском правительстве или правительства Алаш-Орды. Тем не менее, на Конституционном собрании в Оренбурге в октябре 1920 года с участием 700 делегатов почти половина из них сплотилась вокруг лидеров Алаш-Орды».
Столицей республики назначили бывшую ставку Дутова – Оренбург.
Сам атаман в мае 1920 года под натиском РККА ушел в Китай, откуда планировал продолжить борьбу. Однако в феврале следующего года его убили в результате спецоперации ВЧК.
Согласно автору статьи «Оренбург как столица автономного Казахстана (1920-1925 гг.): причины выбора и попытки поиска перспектив» Куанышу Аканову, над вынесенным в заголовок вопросом исследователи бьются до сих пор. Ряд казахстанских историков придерживается точки зрения о том, что при принятии решения руководством РСФСР не учитывались интересы самой автономной республики и предложения национальных лидеров. Другие считают основной причиной наличие в Оренбурге крупной прослойки рабочего класса, которую советское правительство намеревалось использовать для укрепления своей власти среди казахов.
В одном из местных документов 1920 года сообщалось, что «Оренбургская губерния имеет громадное производственное и культурное значение для народов Востока и, в частности, Киргизского края, вследствие чего население имеет непосредственное экономическое и политическое тяготение к Оренбургу как к культурному и промышленному центру». По мнению историка Григория Косача, советские деятели Оренбурга своими действиями и выступлениями пытались возродить некоторые символы и мифы прошлого. В их представлениях город представал «центральным звеном государственной модели организации регионального пространства и оплотом движения на Восток, обрамленного идеей пролетарской трансформации мира».
Оренбург был удобен в качестве столицы из-за наличия развитой по меркам своего времени инфраструктуры и технического потенциала.
Кроме того, присоединение Оренбургской губернии к вновь образованной автономии подрывало бы устои казачьей самостоятельности. Также учитывалось, что до революции Оренбург был центром дислокации татарских, башкирских и казахских деятелей. Поэтому, передавая город Казахстану, Москва надеялась закрыть вопрос о претензиях башкирских и татарских национальных лидеров на его вхождение в свою сферу влияния.
Многие нововведения советской власти не нравились местным жителям. Они видели в них атаку на патриархальные традиции. Так, республиканское правительство законодательно запретило уплату и прием куна, отменило калым, а также многоженство и амангерство (обязанность вдовы повторно вступать в брак только с ближайшими родственниками умершего мужа). Ответом на эти и другие действия большевиков были восстания с участием не только казахов, но и казачества и крестьянства.
После принятия нового декрета в апреле 1921 года началась экспроприация земель русских и украинских поселенцев и казаков. Последующие тексты документа расширили территорию, подлежавшую передаче под местный контроль. Кроме того, казахские власти призвали к присоединению к КАССР кара-киргизов, которые подчинялись юрисдикции Туркестанской АССР. Эта инициатива оказалась безуспешной.
Оренбург пробыл в составе Киргизской республики недолго. В 1925 году было принято решение о переносе столицы в Ак-Мечеть (ныне Кызылорда) на юге современного Казахстана. Политбюро ЦК РКП(б) поручило Президиуму ВЦИК создать комиссию «по размежеванию Оренбургской губернии и КАССР». Как следствие, решением ВЦИК Оренбургская губерния вышла из состава КАССР.
В июне 1925 года автономия была переименована в Казакскую АССР, а 5 февраля 1936-го — в Казахскую АССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной республики.
Что же касается предшественницы современной Киргизии, то 14 октября 1924 года ВЦИК утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. На территории Туркестана, Бухары и Хорезма были образованы Узбекская ССР, Таджикская АССР и Кара-Киргизская автономная область. В 1926 году последняя была преобразована в Киргизскую АССР, а в 1936-м – в Киргизскую ССР.
Правила жизни Владимира Ленина
Российский революционер, скончался в 1924 году в возрасте 53 лет
Правила жизни
Теги:
правила жизни
правила жизни революционеров
Мы знаем, чего хотим, потому мы победим.
Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает свое рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.
Но посмотрите, как быстро выпрямляется вчерашний раб, как сверкает огонек свободы даже в полупотухших глазах.
Поменьше доверия к Государственной думе, побольше доверия к силам вооружающегося пролетариата, господа!
Скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чем ты ошибся.
Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.
Месяцы революции скорее и полнее воспитывают иногда граждан, чем десятилетия политического застоя.
Никто в мире не в состоянии скомпрометировать революционных марксистов, — если они сами себя не скомпрометируют.
Что своеобразно в России, это — гигантски быстрый переход от дикого насилия к самому тонкому обману.
Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием, лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным.
Нам до последней степени трудно, почти невозможно отграничить болтающих от работающих. И едва ли найдется другая страна, в которой бы смешение этих двух категорий было так обычно, вносило такую тьму путаницы и вреда, как в России.
Кто хочет помочь колеблющимся, должен начать с того, чтобы перестать колебаться самому.
Революция в известном смысле означает собою чудо.
Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.
Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их — и мы будем на самой вершине.
Поскрести иного коммуниста — и найдешь великорусского шовиниста.
Великие революции в ходе своей борьбы выдвигают великих людей и развертывают такие таланты, которые раньше казались невозможными.
Политика есть концентрированное выражение экономики.
Войну надо вести по-настоящему, или ее совсем не вести. Середины тут быть не может.
Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее.
К черту всех примирителей, людей с «неуловимыми взглядами» и мямлей!
Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено.
Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни.
Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется.
Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше.
Невежество не есть аргумент.
Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной «правде» противопоставить свою правду и заставить ее признать.
Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди. Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми.
Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции.
Составил Петр Комаревцев
Кухарка, которая будет править государством | zeitgeschichte
Алисы Клотс
|
17 марта 2018 г.
18 октября 2017 года российская телеведущая, журналист и светская львица Ксения Собчак объявила, что будет баллотироваться в президенты. Она заявила, что, поскольку из бюллетеней был исключен вариант «ничего из вышеперечисленного», она будет представлять неприятие всех кандидатов в президенты. Призыв Собак голосовать за нее вместо того, чтобы вообще бойкотировать выборы, вызвал бурные дебаты среди российских либералов. Однако не ее политическая программа (точнее, ее отсутствие), а ее гендерная принадлежность сделали Собчак центром внимания СМИ и общественности.
Многие комментаторы отметили, что Собчак снимала свое объявление на кухне. «Было ли это предложение большевиков, что каждая кухарка может управлять государством?» — спросило издание в самой популярной в России ежедневной газете «Комсомольская правда ». для СМИ и популярных комментариев к ее кандидатуре. История развития значения амбициозной посудомойки служит окном в парадоксы большевистского понимания женской эмансипации и того, как это влияет на дискуссии о гендерных отношениях в современной России.
Кухарка Ленина
В конце сентября — начале октября 1917 года, всего за несколько недель до прихода партии к власти, Владимир Ленин написал свою основополагающую статью «Смогут ли большевики сохранить государственную власть?» Требуя включения в правительство сознательных рабочих и солдат после свержения самодержавия Февральской революцией, Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что чернорабочий или кухарка не могут сразу приступить к делу государственного управления». Заявление Ленина содержало обещание будущих возможностей и роста для угнетенных царским государством.
Оказывается, сам Ленин после публикации 1917 года уже не думал о «кухарке». Именно с легкой руки известного советского поэта Владимира Маяковского «Ленинская посудомойка» получила вторую жизнь. Сразу после смерти Ленина Владимир Маяковский начал работу над эпической поэмой в память о погибшем вожде. После ряда чтений коллективам рабочих и партийного руководства в 1925 году было опубликовано стихотворение «Владимир Ильич Ленин». Описывая бесславное бегство бывших дворян из Советской страны, рассказчик язвительно восклицает: «Скатертью дорога! Мы обучим каждую кухарку, чтобы она могла управлять страной на благо рабочих». Так же, как это сделал Ленин в 19В статье 17 Маяковский использует кухарку для обозначения самых эксплуатируемых, самых бесправных рабочих царской России, которые заменят прежние элиты в управлении государством, как только их научат большевики.
Советский плакат «Каждая посудомойка должна научиться пользоваться государством» Ильи Петровича Макарычева, 1925 г. Источник: http://www.neboltai.org.
Кухарка и ранняя советская кампания за эмансипацию женщин
Превращение кухарки в символ женской эмансипации было частью большой пропагандистской кампании, изображавшей Ленина как защитника женских нужд, начатой большевистскими активистками, участвовавшими в работа женской секции партии. Эти активисты использовали зарождающийся культ Ленина, чтобы узаконить свою работу, изображая Ленина как человека, особо интересующегося «женским вопросом». Его работа широко цитировалась сторонниками большего внимания партии к особым потребностям советских женщин как женщин. Таким образом, ленинское обещание дать образование каждой кухарке, чтобы она могла управлять правительством, спасенным от забвения Владимиром Маяковским, превратилось в один из самых популярных лозунгов ранних советских усилий по раскрепощению женщин через политическое образование и социализацию домашнего труда.
Кухарка при Сталине
В сталинскую эпоху произошел «консервативный поворот» в политике по отношению к женщинам. Теперь женщины должны были взять на себя полную ответственность за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Тем не менее, Советское государство продолжало озвучивать ленинское обещание о том, что кухарка может участвовать в управлении государством. Возможно, самым известным его воплощением в сталинской культуре является основополагающая музыкальная комедия «Лучезарный путь» (1940).
Кадр из фильма 19 века40 фильм «Лучезарный путь» (Григорий Александров, 1940).
В нем рассказывалась история неграмотной няни Тани Морозовой, ставшей впоследствии заводской работницей, героем труда и депутатом Верховного Совета. Государство посылало женщинам противоречивые сообщения. Это побуждало их к активной деятельности вне дома и общественной жизни, одновременно подчеркивая, что их место в доме.
Посудомойка и конец советской системы
В последние годы советского режима возник критический интерес к «ленинской посудомойке» в контексте возобновившейся дискуссии о месте женщины в советском обществе, а также дискуссии о советской системы в целом. Либеральная интеллигенция, которая стала доминировать на политическом ландшафте, громко заявляла об «ошибке» принуждения женщин покинуть их естественную домашнюю сферу. Метафора ленинской кухарки постепенно приобрела тот смысл, который она будет иметь и в постсоветской России: большевики доверили управление страной кухаркам, которые, по сути, не годились для управления. Продвижение кухарок в политику также представляет угрозу стабильности семейной жизни. Позицию можно резюмировать в афоризме российского писателя и медийного деятеля Виктора Шендеровича: «Пока учили судомойку управлять государством, у них кончились продукты».
Кухарка и русский феминизм
Хотя в истории постсоветской России было две женщины-кандидата в президенты – в 2000 году Элла Панфилова стала первой женщиной-кандидатом на президентских выборах в России, а в 2004 году – Ирина Хакамада. стала второй женщиной, баллотировавшейся на президентских выборах в России. Обе женщины на момент выдвижения своей кандидатуры на пост президента представляли оппозиционные либеральные партии — Ксения Собчак стала первой женщиной, баллотирующейся на фоне беспрецедентной дискуссии о феминизме в российском обществе. Тот факт, что ленинская посудомойка продолжает оставаться одним из главных фреймов для комментаторов участия Собчак в выборах, напоминает нам о значении советского опыта женского освобождения для россиян и о том значении, которое они сегодня придают понятию гендерного равенства. Для тех, кто отвергает коммунистическое прошлое, кухарка символизирует утопическое видение большевиками способности женщин вносить вклад в общество наравне с мужчинами. Те, кто ностальгирует по советским временам, возвращаются к исходной цитате Ленина и утверждают, что на самом деле основатель советского государства имел в виду, что кухарка не может им управлять. Тем не менее, есть новое поколение россиян, которые критически относятся к советскому прошлому и видят в нем источник вдохновения для возобновления борьбы за гендерное равенство. Для них кухарки могут и должны управлять государством, хотя Ксения Собчак может и не быть лидером.
[1] Собчак из Дома-2 идет в президенты.
Эпохальный поезд: возвращение Ленина в Россию
Веяс Люлявичюс, доктор философии, Университет Теннесси, Ноксвилл
На протяжении десятилетий коммунизм был просто теоретической дисциплиной, не имеющей реальных проявлений.
Только после прихода к власти в России коммунистического правительства мир начал видеть эту школу мысли в действии. Как эволюционировал коммунизм от Маркса до Ленина? И как Ленину удалось воплотить это видение в жизнь? Интересно знать, что все зависело от определенной поездки на поезде.
Владимир Ленин реализовал проявление коммунизма. (Изображение: Hunter82/Shutterstock)
Ленин возвращается из
Изгнание
Вернёмся в историю в Германию в разгар Первой мировой войны, апрель 1917 года. Обыкновенный, казалось бы, поезд с ничтожными в остальном пассажирами едет по немецким городам от швейцарской границы до пункта назначения – Петрограда в Россия. Мало кто мог предположить, что в поезде находится исторический пассажир, который изменит ход истории в основных частях мира на несколько десятилетий вперед.
Этот культовый локомотив истории везет Владимира Ленина в Россию на его пути к разрушению основ социализма, ставших возможными благодаря Первой мировой войне. Последние десять лет он провел в ссылке и теперь в этом поезде, строго охраняемом немецкими солдатами, направляется на создание своего революционного правительства. Ленин и его товарищи-революционеры путешествуют с особыми привилегиями, освобождая их от любых проверок паспортов и досмотра вагонов.
Узнайте больше о создании Ленина.
Почему правительство Германии освободило Ленина?
Ленин был революционером-марксистом, арестованным и сосланным за деятельность против царского правительства. Но почему немецкие официальные лица согласились предоставить пассажирам этого поезда такие привилегии? В конце концов, Ленин был преступником, которого считали настолько опасным, чтобы его высылали в другую страну. У них были веские причины для такого решения. Они думали, что, позволив Ленину вернуться в Россию вместе со своими революционными силами и провести революцию, они облегчат себе путь к победе в войне, стерев Россию с лица войны. Ведь царская Российская империя была бы слишком занята борьбой с революционными силами, и вне зависимости от победителя страна не принимала бы активного участия в мировой войне. Это была беспроигрышная ситуация, поскольку революционеры, наконец, смогли спровоцировать потрясения в царской империи, чему способствовала глобальная война.
Это стенограмма из серии видео Восход коммунизма: от Маркса до Ленина . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
Что случилось на пути Ленина домой?
Всем, у кого есть
малейший интерес к истории жаждал бы знать, что происходило на
та поездка на поезде. Праздновали ли Ленин и его товарищи свой скорый
победа? Считали ли они свой триумф предопределенным исходом или боялись
быть арестованным по прибытии в Россию? Или они обдумывали перспективы
увидеть результаты лишений в изгнании?
Владимир Ленин установил строгие правила поездки на поезде, чтобы избежать возможных проблем. (Изображение: Everett Historical/Shutterstock)
На самом деле нет
из них происходило. Ленин требовал от своих товарищей молчать и избегать
шуметь в купе. Он даже установил правила относительно того, как они могли брать
по очереди использует туалет для перекуров. Что еще более важно, он остался в своем
эксклюзивное купе и проводил время за чтением, размышлениями и работой
о своих планах революции.
Ленин готовится
принять меры
В тех.
одинокие моменты, Ленин предпочел не наслаждаться видением своей победы и
вместо этого продолжать работать и планировать, чтобы помочь революции двигаться вперед.
Этот убежденный революционер был полон решимости свергнуть один из крупнейших
империи в мире. Он хотел использовать каждый шанс, чтобы работать над реализацией своего
мечта, и теперь он приближался к знаменательному событию, которое разрушило
основы системы. После долгого путешествия по Европе он, наконец,
прибыл в Петроград и, не жалея времени, приготовился к действию.
Волновой эффект в
История
Это судьбоносное путешествие на поезде не только изменило историю самой большой страны в мире, но и вызвало резонанс во всем мире. Она подорвала основы многих социалистических правительств и создала новый мировой порядок, остатки которого до сих пор ощущаются во многих частях мира. Если бы не эта поездка на поезде, большевикам, наверное, не удалось бы захватить власть в России.
Узнайте больше о марксизме после Маркса.
За волновым эффектом, начавшимся с приходом к власти Сталина, последовало создание Советского Союза в России, появление таких политиков, как Муссолини и Гитлер, в Италии и стремление Германии устранить угрозу коммунизма. Они инициировали Вторую мировую войну, которая, в свою очередь, привела к холодной войне, а также к распространению коммунизма в Восточной Азии, возведению Берлинской стены и даже к войне во Вьетнаме. Все это так или иначе было результатом той поездки на поезде.
Несмотря на то, что Ленин ушел, его проявление коммунизма живет и по сей день во многих странах. (Изображение: Все темы/Shutterstock)
Сегодня самое
замечательные проявления коммунизма, такие как Берлинская стена и советская
Союз распался. Но некоторые части мира все еще находятся под властью
коммунистическая система организации. Это потому, что Ленин принес такие большие
изменения в истории, которые не ограничивались его собственной страной и имели
последствия для многих других народов мира.
Общие вопросы
о возвращении Ленина в Россию
В: Какая страна помогла Ленину вернуться в Россию?
Страна, которая помогла Ленину вернуться в Россию, была Германия. Немецкое правительство позаботилось о том, чтобы Ленин благополучно вернулся в свою страну в отлично охраняемом фургоне. Поезд не должен был досматриваться полицией на протяжении всего пути.
В: Что Ленин сделал для России?
Вернувшись в Россию, Ленин сверг царскую империю в 1917 революции и установил первое в истории коммунистическое правительство. Он изменил жизни миллионов людей не только в России, но и во всем мире.
В: Какое секретное оружие Германия отправила России?
Насколько нам известно, Германия не посылала оружия в Россию, но оно способствовало возвращению Ленина в Россию. Они думали, что революция в России выведет страну из Первой мировой войны.