Повесть временных лет призвание варягов: § 6 — Призвание варягов

почему Россия соглашается с унизительным мифом о варягах?

Легенда о призвании варягов была придумана и вставлена в летопись исключительно для легитимизации на Руси власти Рюриковичей и власти вообще

Сергей Баймухаметов

В Великом Новгороде, в музее-заповеднике, совместно с московским Государственным историческим музеем готовят большой выставочный проект «Викинги».

На сайте новгородского правительства говорится: «Это история о «призвании варягов», строительстве крепости на Рюриковом городище, развитии международной торговли и ремесла до становления древнерусского государства и строительства первых русских городов».

Как же, как же… Ведь нынче 1160 лет государству Российскому, которое, по официальному канону, есть пошло от этих самых викингов-варягов, что и отражено в Начальной летописи — в «Повести временных лет».

Мало того, так еще наша историческая наука все запутала и продолжает запутывать. Сошлюсь на недавний частный пример, 2004 года. Был и есть такой «патриотический» мотив — объявить варягов… славянами. Не кто иной, как директор Института российской истории (!) академик (!) Андрей Сахаров в интервью «Норманнская теория – абсурдное дело!» утверждал:

«Варяги — представители южнобалтийского, поморского славянства… Когда Нестор говорит о варягах, он пишет: есть норвежцы, шведы, есть датчане, а есть варяги — «русь». То есть он перечисляет определенные этносы и среди них отдельно выделяет скандинавский и отдельно — варяго-русский этнос». («Известия», 17.07.2004)

Через десять дней газета опубликовала мою реплику — под заголовком «Назначил Нестора пропагандистом». В частности, я объяснял читателям:

«Ничего подобного Нестор не писал, «норвежцев» и «датчан» не «перечислял» и уж тем более «скандинавский этнос» не «отделял»! У него написано так: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы…» Зачем же так искажать источник, уважаемый директор Института российской истории?! Это уже не наука, а пропаганда». («Известия», 28.07.2004)

Изначально, еще в XVIII и XIX веках, неправильно был сформулирован вопрос. Говорили не о призвании, а вообще о варягах. И это было ужасней всего, потому что «призвание», таким образом, само собой подразумевалось. Дескать, в летописях же сказано.

Я же старался и стараюсь доказать, что никакого «призвания» и в помине не было. Ссылаясь на те же летописи, на логический анализ.

Самое главное – разделить «варягов» и их «призвание». Рассматривать отдельно.

Итак, «Повесть временных лет», называемая также Начальной летописью, гласит (перевод Дмитрия Лихачева):

«Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей…»

Значит, были-жили некие племена, которых грабили варяги. Потом, видимо, эти племена объединились и:

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь («Весь» здесь означает вепсов, этнос, живущий в современной Карелии. – С.Б.): «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».

Таким образом, из данного текста «Повести временных лет» логически следует, что Новгород уже был. Хотя в одном из вариантов написано: «И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород».

Однако там же, ранее, говорится, что Новгород существовал до варягов: «Словене же седоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ, и сделаша городъ и нарекоша и́ Новъгородъ».

Противоречия и несообразности летописей объяснимы. У нас ведь оригиналов-первоисточников нет, древние тексты известны лишь по копиям XIV, XVI и даже XVIII веков, переписанных неведомо кем и неведомо сколько раз, с неведомыми исправлениями и добавлениями.

Тем не менее, начнем с самого нелестного для нас варианта – что Новгород основали варяги. Судя по дальнейшему развитию города, варяги были высококультурными, цивилизованными людьми, они освоили славянский язык и стали учить местных дикарей-славян грамоте. Да такими темпами, что уже через полтора-два века Новгород стал городом чуть ли не поголовной грамотности. В XI веке (более ранние берестяные грамоты не сохранились) простые горожане обменивались письмами, их бытовая тема говорит о широкой грамотности, о распространенности письменного общения.

Но по тем же летописям, и по современным археологическим раскопкам, очевидно, что Новгород существовал до упоминания о варягах в «Повести временных лет», и был государством с высокой культурой и цивилизацией, имеющим свои колонии.

Да, в истории случалось, что более слабое государство входило в состав более сильного. Да, Новгород мог позвать на правление кого-то со стороны. Допустим, новгородцы были дикими, темными. А рядом – цивилизованные варяги. Вот и решили местные жители поступиться суверенитетом ради приобщения к прогрессу — и припали к роднику варяжской культуры. Но в любом случае — государство обращалось к государству.

Итак, к какому же государству обратилось за покровительством государство Новгород? К Варяжскому? Так не было такого государства! Даже близко не было никаких «цивилизованных прогрессоров». Сама речь об этом смешна. Была темная дикая вольница, живущая грабежом, разбоем.

Варягами славяне называли викингов. Викинги же, если отбросить современную киноромантизацию, были просто-напросто разбойники, бандиты. Буйные молодые люди, которые не хотели жить мирно и ловить селедку, как их отцы и деды. И уходили из родных поселений в вик (по-русски – выселок, а буквально – путь). Промышляли разбоем, грабежом. Со временем они стали страшной силой и три века терроризировали Европу, поднимаясь в своих драккарах вверх по течению рек и сжигая города и села. А когда не было походов, нанимались в армии сопредельных воюющих государств. В общем, наемники, ландскнехты.

Так логично ли, что представители цивилизованного Новгородского государства пришли в буйную, дикую ватагу и позвали ее главарей «княжить и владеть нами»? Это все равно, что в XVII веке вольный купеческий город Гамбург позвал бы правителем атамана из Запорожской Сечи.

Но что же тогда было? Была рознь. За власть в Новгороде боролись, видимо, две партии. Партия Вадима Храброго и партия некоего Гостомысла. Исторически личность его не установлена, по легенде он считается новгородским посадником. Легенда эта пошла от историка Татищева, который даже родословную Рюрика вывел от Гостомысла. При этом Татищев ссылается на летописи, которых нет. То ли придумал, то ли пропали те летописи. Татищев в научном мире пользуется более чем сомнительной репутацией.

Л.Н. Гумилев предполагал, что Гостомысл – вовсе не имя, что это была скорее партия «гостомыслов», то есть людей, симпатизирующих иноземцам, гостям. Вот они-то, гостомыслы, и наняли варягов, чтобы установить свои порядки.

А дальше, как бывало и бывает в истории, наемники просто-напросто захватили власть, почувствовав свою силу и слабость мирного города. И когда два года спустя, в 864 году, Вадим Храбрый поднял восстание, жестоко расправились с ним и его сторонниками.

«Оскорбишася новгородци, глаголюще, яко быти нам рабом и многа зла всяческа пострадати от Рюрика и ради его… Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев советников его». (Никоновская летопись)

Вслед за Новгородом варяги захватили власть и в других русских городах.

То есть варяги были — «призвания» не было. Была узурпация власти. Обычная история в Средневековье. Правящие династии часто приходили со стороны. И далеко не всегда из среды высокородной и благонамеренной. Норманны-викинги через три века после начала походов и сами выдохлись, и европейские государства окрепли и выгнали их. Они закрепились лишь на полуострове, названном Нормандским, и создали свое государство — герцогство Нормандское. Затем Вильгельм, герцог Нормандский (потомок викингов, к тому же бастард, то есть незаконнорожденный), переправился через Ла-Манш, разбил англосаксов при Гастингсе и стал основателем… английской королевской династии.

Русские ученые XIX и XX веков Д.И. Иловайский, А.А. Шахматов, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев считали, что «Сказание о призвании варягов» — поздняя вставка в киевскую летопись. Вопрос дискуссионный. Вставка это или не вставка, более важно другое: каким образом и почему в летописи изначально или же позже появились строки об униженном «призвании»?

Повесть временных лет создавалась через 250 лет после событий в Новгороде. Уже два с половиной века Русью правят князья из династии варяга Рюрика. За эти 250 лет в стране сменилось десять-пятнадцать поколений. Что должны были и что могли помнить, думать о своих князьях воины, монахи и смерды через 250 лет после их прихода во власть? Что внушали своим подданным князья?

Разумеется, что их власть от Бога, что их призвали и позвали!

И вполне понятно, что летописец Нестор так и думал, так и написал.

Ну а если предположить, что он знал правду, так мог ли он написать, сидя под рукой и мечом киевского князя, что Рюриковичи родом из бандитов, бандитски захвативших власть? Может быть, даже и написал. Но исследования историков говорят, что летопись потом редактировалась монахом Сильвестром под присмотром князя Владимира Мономаха, а затем еще раз редактировалась неизвестным монахом под присмотром Мстислава, сына Владимира Мономаха.

А самое главное – причина. И причина эта — легитимизация власти. Легенду о призвании придумали и вставили в летопись для легитимизации власти Рюриковичей. И власти вообще. Причем «легитимность» – не столько «законность», как утвердилось нынче в массовом сознании и журналистско-политическом обиходе, а «общепризнанность».

Надеюсь, мне удалось логическим путем доказать, что никакого «призвания варягов» не было и не могло быть.

Сюжеты:

Былое

Материалы по теме:

Наталья Зубаревич: время губернаторов-варягов подходит к концу

«Идите и володейте нами. ..» Министр Кобылкин призвал в Россию варягов из Китая

Андрей Мовчан: «Варяги пришли на Русь всерьез и надолго»

МонархияИстория РоссииИсторияРоссиямонарх фейкиРоссиянеИсторик

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Истина посередине: правда и вымыслы норманнской теории :: Новости :: ТВ Центр

Потомки Рюрика превратили маленькие удельные княжества в одну большую мировую державу

На форуме «Россия — страна возможностей» была поднята очень интересная тема, связанная с историей нашего государства. Тема, касающаяся так называемой норманнской теории. Это такое направление в историографии, согласно которому наши предки по неизвестным досконально причинам вдруг решили, что сами с управлением своих земель справляться перестали, и позвали править варягов-норманнов. Тех самых хрестоматийных Рюрика, Трувора, Синеуса и сестру их Лыбедь.

В Кремле прокомментировали идею преподавать историю семилеткам

Кравцов: украинских детей готовят к войне на уроках истории

Русские ученые, начиная с Ломоносова и Тредиаковского, норманнскую теорию отрицали напрочь как навязанную извне. На неделе сомнения в ее достоверности выразил президент. И это понятно — никаких документальных свидетельств призыва на княжение нет, есть лишь страстное желание представить русских неспособными создать собственное государство. А вот фактов, свидетельствующих об обратном, как раз много.

«И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, — говорится в «Повести временных лет». Дальше пришел Рюрик. Стал править в Новгороде. Или, по другой версии, сначала в Ладоге. И на земле Русской воцарилось наконец всеобщее благоденствие. Правда, письменных свидетельств того времени не сохранилось. Самый ранний из 5-ти списков «Повести временных лет», рассказывающий о призвании варягов, датирован началом 12 века.

«Она, конечно, написана сильно позже и абсолютно тенденциозна. И насколько вообще те сведения, которые там приводятся, правдивы. «Повесть временных лет» она в очень значительная степень связана с отражением тех политических интересов, которые были в киевской Руси эпохи Владимира Мономаха», — рассказывает Алексей Ручкин, руководитель кафедры истории и МХК Школы Центра педагогического мастерства.

Владимира Мономаха, подобно легендарному предку, пригласили княжить в Киеве. С обоснованием права на власть, отмечают многие историки, князю могла помочь супруга — английская принцесса Гита Уэссекская. В ее биографии тоже есть весьма занимательный факт. Вот выдержка из хроники «Деяния Саксов» о том, что и у бриттов порядка не было, пока не пришли доблестные саксы. Причем текст до полного сличения похож на текст «Повести временных лет»: «Благородные саксы и несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить без помощи обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти. ..».

«Это был посыл от представителей или идеологов княжеской власти, это был такой посыл к вечевым городам: вы не способны, вы — горожане, простые люди, не способны на государственное управление, а есть князья, которые несут право, справедливость, порядок в вашу городскую среду», — отмечает Петр Стефанович, профессор НИУ ВШЭ.

Но главное — этот князь, что варяг, что сакс, иностранец по происхождению. Что тоже вполне объяснимо. Ведь историю одного государства писали или переписывали ученные из другого. В середине 18 века из 34 академиков Российской империи 31 были немцами. В 1749 году доклад «О происхождении народа и имени российского» — по сути, норманнскую теорию — торжественно представил Герхард Миллер. Его коллега, другой известный немец Готлиб Байер, за годы пребывания в нашей стране так и не выучил русский язык. Но это никак не мешало ему проводить научные исследования по истории древней Руси. Наконец Август Шлёцер, получивший полный доступ к архивам, признался, что ненавидит русские летописи. И это вполне укладывалось в господствующие в то время научные представления.

«Частью этих представлений было то, что немцы или шведы, германские народы выше по уровню развития, чем местное население здесь в России. И они принесли это с собой. Как в 18 веке они несли эту европейскую науку, так и в истории все — хорошее цивилизацию, государство и прочее», — продолжает Стефанович.

Вот и государственность, по мнению немецких ученых, в «дремучую» Русь принесли скандинавы. С чем в корне были не согласны ученые отечественные. Прежде всего — Михаил Ломоносов. За свои убеждения он провел в тюрьме семь месяцев. И за «неучтивые, бесчестные и противоправные поступки против немецкой земли» даже был приговорен к смертной казни, но помилован императрицей Елизаветой Петровной. Обиделись немцы, к слову, за то, что, по мнению Ломоносова, варяги никакого отношения к скандинавам не имели.

«Варяги-россы в древние времена именовались роксоланами. Переселились из Азии. Потом — поселясь с другими славянскими народами около южных берегов Балтийского моря и круг реки Русы, где ныне старая Пруссия, Курландия и Белая Россия. Сия древняя отчина первоначальных российских государей ныне подвержена Российской державе», — писал он.

Что вполне логично, ведь в древнем мире было четкое разделение на «своих» и «чужих». Зачем народу доверять свою судьбу и будущее страны, как бы тогда выразились, «инородцу»? Коим Рюрик, по всей видимости, не был.

«Есть мнение, что у него то ли мама была из славян, что-то в этом роде. И он неслучайно оказался, Рюрик, в конечном итоге в Новгороде, что его призвали на служение туда неслучайно, он имел какое-то отношение, или его родственники имели определенное отношение, к славянам, к славянским землям, к Новгороду. Истина, как правило, она посередине находится, это и есть золотая середина наверняка. Но то, что один сдруженный пришел откуда-то из Скандинавии, это совсем не значит, что верна норманнская теория образования русского государства. Его же призвали, кто-то же призвал его на служение, он же не сам туда заявился, он ничего там не покорял. А если его кто-то призвал, значит, квазигосударственные или прогосударственные структуры уже существовали на этих территориях», — это выступление президента России Владимира Путина.

В воспоминаниях иностранцев, в частности, арабов и европейцев, есть упоминания о крупных торговых городах, которые стояли на пути «из варяг в греки» Ну а те же скандинавы нашу страну называли «Гардар» — от слова город. А там, где город, там цивилизация и государственность. Так что, по мнению большинства современных ученых, Рюрик вполне мог быть не основателем российского государства, а скорее нанятым эффективным управленцем, как бы сейчас выразились.

«Образование государства, неважно какого, не могло стать результатом одномоментного прихода кого-то. Образование государства это — очень долго, очень сложно», — объясняет Стефанович.

И все же вклад тех, кого мы сейчас называем норманнами, скандинавами или викингами, в развитие нашей страны никто не отрицает. Они не только держали в страхе добрую половину человечества, но были людьми несомненно талантливыми, родоначальниками морских путешествий. А еще изобрели лыжи и расческу. В скандинавском обществе царили закон и порядок. Все важнейшие вопросы решались коллективно — на так называемых тингах. Мироустройство у викингов было сложным и многогранным. Достаточно вспомнить 9 миров древа Иггдрасиль да и всю мифологию. Точно такими же многогранными были и сами викинги. Беспощадные в бою, презирающие предательство, а оттого преданные и верные союзники.

«Тот же самый Рюрик или Рёрик, как его знают в европейских источниках, до Руси успел отметиться и в северной Франции, и в Дании, и в других местах. Безусловно, варягов привлекали много где. Во многом этому способствовало то, что, конечно, мир того времени поражали их морские путешествия, их военные навыки. Само призвание варягов на Русь было призвание не в плане верховного князя, а в плане скорее арбитра и военной силы — для внешней защиты и решения внутренних проблем», — отмечает Ручкин.

Кем бы ни был Рюрик, его потомки правили нашей страной почти семь с половиной веков, превратив маленькие удельные княжества в одну большую мировую державу.

Матвей Шестаков, Елена Мекертычева, «В Центре Событий», «ТВ Центр»

Все самое интересное — в нашем канале «Дзен»

Отрывок русской летописи

Эта страница защищена авторским правом © 2006, C.T.
Эванс
За информацией обращайтесь на [email protected]

Фон
заметки о Русской Первой Летописи

вопросов
учитывать при чтении Хроники (лаврентьевский текст)

Проверьте дополнительную информацию об этом документе
как мп3
файл или как текстовый файл.


 

Источники: Повестей временных лет (Гаага: Мутон 1969 [1916]). Эти выдержки
переведено К.Т. Эванс. Есть также части Хроники, доступные на

  • www.ku.edu/~russcult/culture/handouts/chronicle_all.html
  • home.swipnet.se/roland/primarychronicle.html
  • www.uoregon.edu/~kimball/chronicle.htm
  • www.old-russian.chat.ru/01povest.htm (на русском языке)

 


 

Это рассказы давно минувших лет о
происхождение земли Руси, первые князья киевские и как земля
Руси имело свое начало.

 

Соответственно, начнем это повествование. После
после потопа сыновья Ноя (Сим, Хам и Иафет) разделили землю между
их. На долю Сима выпал Восток, и его доля простиралась вдоль
до Индии и в ширину до Ринокуруры, включая Персию и
Бактрия, а также Сирия, Мидия, Вавилон, Кордина, Ассирия, Месопотамия,
Аравия Древняя, Элимаида, Индия, Аравия Могучая, Колесирия, Коммагена
и вся Финикия.
 

На долю Хама выпал южный
область, край…
 

На долю Иафета выпали северные и
западные части, в том числе … славяне …. Он также приобрел владычество
над другими реками, среди них Десна, Припять, Двина, Волхов и Волга
который течет на восток в часть Сима. В доле Иафета лежит
Русь, Чудь и все иноверцы: меря… Ляхи, пруссаки и
Граница Чуди на Варяжском море. Варяги живут на берегах
тому же морю и простираются на восток до части Сима. Они
точно так же живут на западе у этого моря до земли английской
и французы.
 

Долгое время славяне заселяли
у Дуная, где теперь лежат венгерские и болгарские земли. Из
среди этих славян партии разбросаны по всей стране и были известны
соответствующими названиями, по местам их расселения [моравцы,
хорваты и др.]
*****

Когда Андрей учил в Синопе и приехал
до Херсона он заметил, что устье Днепра находится недалеко.
Зародив желание отправиться в Рим, он отправился в устье Днепра.
Затем он поднялся по реке и случайно остановился под холмами на
берег. Поднявшись утром, он заметил ученикам, которые
сопровождал его, что на этом месте возникнет великий город, и Бог
возвести там много церквей. Он приблизился к холмам и, благословив их,
поставить крест. Вознеся свою молитву Богу, он спустился с холма
на котором впоследствии был построен Киев и продолжил свой путь вверх по Днепру.
Затем он достиг славян в том месте, где сейчас находится Новгород.

*****

860-62. Данники варяги погнали
их обратно за море и, отказав им в дальнейшей дани, отправился править
сами себя. Закона у них не было, но племя восстало на племя. Раздор
так последовало, и они начали войну друг против друга. Они сказали себе,
«Поищем князя, который мог бы владычествовать над нами и судить нас по
Закон». Соответственно, они отправились за море к варягам-русам.
Варягов называли русами, так же как одних называют шведами, а других
Норманны, англичане и готландцы, ибо они так назывались. Чуди, т.
Славяне, кривичи и весь тогда сказали народу Руси: «Наши
земля велика и богата, а порядка в ней нет. Приходите править и править
над нами.» Таким образом, они выбрали трех братьев и их родственников, которые взяли с собой
их всех русами и переселили. Старший, Рюрик, поселился в Новгороде;
второй, Синеус, на Белоозере; и третий, Трувор, в Изборске. В счет
из этих варягов Новгородская область стала называться землей
Русь. Нынешние жители Новгорода происходят от варягов.
род, но когда-то они были славянами.

*****

986. Владимир посетили булгары мусульман
веру, который сказал: «Хотя ты и мудрый и благоразумный правитель, у тебя нет религии.
Прими нашу веру и почитай Магомета».
их религия. Они ответили, что верят в Бога и что Магомет
велел им делать обрезание, не есть свинины, не пить вина
а после смерти обещал им полное исполнение их плотских желаний.
«Магомет, — утверждали они, — даст каждому мужчине по семьдесят прекрасных женщин.
одну прекрасную, и этой женщине Магомет одарит прелести их
все, и она будет его женой. Затем Магомет обещает, что тогда можно будет удовлетворить
всякое желание, но кто беден в этом мире, тот не будет исключением и в
следующий.» Они также говорили другие лживые вещи, которые из скромности не могут быть
записано. Владимир слушал их, ибо любил женщин и снисходительность,
относительно того, что он слушал с удовольствием, но обрезание и воздержание от
свинина и вино были ему неприятны. «Пить, — сказал он, — это радость
Руси. Мы не можем существовать без этого
удовольствие.»
 

Потом пришли немцы, уверяя, что они
эмиссары папы. Они добавили: «Так говорит Папа: «Ваша страна
как наша страна, но ваша вера не похожа на нашу. Ибо наша вера есть свет.
Мы поклоняемся Богу, сотворившему небо и землю, звезды, луну и все
тварь, а ваши боги только деревянные». Владимир осведомился, каково их учение
было, и они ответили: «поститесь по силе своей.
кто ест или пьет, все во славу Божию, как сказал наш учитель Павел».
Владимир ответил: «Идите отсюда, отцы наши не принимали такого
принцип. »
 

Еврейские хазары услышали об этих миссиях и
пришли сами и сказали: «Мы узнали, что булгары и христиане пришли
сюда, чтобы научить вас их вере. Христиане верят в того, кого,
мы распяли, но мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова».
Владимир поинтересовался их религией. Они ответили, что его принципы включали
обрезание, не есть свинины и зайца и соблюдать субботу. Принц
потом спросили, где их родная земля, и они ответили, что в
Иерусалим. Когда Владимир спросил, где это, они ответили: «Бог был
разгневавшись на отцов наших, и рассеяли нас среди язычников из-за
наших грехов. Затем наша земля была отдана христианам».
спросил: «Как вы можете надеяться учить других, в то время как сами
выброшены и рассеяны рукой Божией? Если бы Бог любил тебя и твою веру,
вас бы не рассеяли по чужим землям. Вы ожидаете, что мы примем это
тоже судьба?»
 

Тогда греки послали во Владимир ученого, который
говорил так: «Мы слышали, что пришли болгары и убеждали вас усыновить
их веру, оскверняющую небо и землю. Они прокляты прежде всего
людей, подобных Содому и Гоморре, на которых Господь обрушил Свою
месть…»
*****

987. Владимир созвал своих бояр и
старейшинам города и сказал им: «Вот, булгары пришли ко мне, убеждая
мне принять их религию. Потом пришли немцы, которые восхваляли своих
вера; а за ними пришли иудеи. Наконец появились греки…. Что
твое мнение по этому поводу?» Бояре и старцы отвечали: «Знаешь,
о государь, что никто не осуждает свое имущество, а вместо этого хвалит его.
Если хочешь убедиться, в твоем распоряжении есть слуги. Отправить их
узнать о ритуалах каждого и о том, как они поклоняются
Бог.»
 

Их совет понравился принцу и всем
народа, так что они выбрали десять добрых и мудрых людей и велели им идти
первым среди булгар и проверить их веру.

*****

Владимир тогда объявил о возвращении послов
и предложил заслушать их доклад. Таким образом, он приказал им говорить
перед своими вассалами. Послы сообщили: «Когда мы путешествовали среди болгар,
мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, в то время как они стоят
распоясаться. Болгарин кланяется, садится, смотрит туда-сюда, как один
одержимы, и нет среди них счастья, а только печаль
и ужасная вонь. Их религия нехороша. Потом мы пошли среди
немцами и видели, как они совершали множество обрядов в своих храмах, но мы
не видел там славы. Потом мы отправились в Грецию, и греки привели нас в
здания, в которых они поклоняются своему Богу, и мы не знали, были ли мы
на небе или на земле. Ибо на земле нет такого великолепия или такого
красота…»
*****

988. Когда Принц прибыл в свою столицу,
он приказал, чтобы идолы были низвергнуты, а некоторые из них были вырезаны
на куски, а другие сожжены огнем. Таким образом, он приказал, чтобы Перун
привязали к хвосту лошади и потащили по Боричеву к
[Днепр] река. Он назначил двенадцать человек бить идола палками, а не
потому что он думал, что дерево чувствительно, но чтобы оскорбить демона, который
обманутого человека в этом обличии… После этого Владимир разослал глашатаев по всей
город объявить, что если какой-либо житель, богатый или бедный, не предпримет
к реке, он рискует вызвать неудовольствие принца. .. Назавтра
Князь пошел к Днепру со священниками княгини и теми
из Херсона, и собралось бесчисленное множество. Все они вошли в
вода: одни встали на шею, другие на грудь, младшие
рядом с банком, старший дальше. Священники стояли рядом и возносили молитвы.
На небе и на земле была радость видеть так много спасенных душ… Когда
крестились люди, возвращались каждый в свой дом.

Краткая история России

Введение
Тема истории нашей страны настолько обширна, и в ней так много неизвестных или утерянных страниц, что даже эксперту, необходимо высказывать свои суждения и догадки с особой осторожностью. Достоверных источников очень мало, и они противоречивы. Уже много лет идет спор о том, кто были первые князья огромного государства и откуда они взялись, и конца ему не видно. За последние три десятилетия появилось так много бредовых теорий, что перечислить их сразу невозможно. Одни утверждают, что легендарные братья вовсе не из суровых фьордов Севера, а из тропической Индии, и именно они и есть настоящие арийцы. Другие думают об Атлантиде. Эти гипотезы, если их можно так назвать, мы сразу оставим в стороне. Начнем с Повести давно минувших лет. Есть специалисты, которые оспаривают его подлинность, но мы будем придерживаться традиционной точки зрения.
Откуда у братьев «собственная русская земля»?
Что мы узнаем из оригинальной записи? При попытке ответить сразу возникает много вопросов. Варяги, державшие тогда всю Европу в страхе перед жителями современной Скандинавии, собирали дань со славянских и финно-угорских племен, но были изгнаны. Потом начавшаяся междоусобица заставила нас обратиться к ним, чтобы самые достойные были избраны и стали владеть «беспокойным хозяйством» словенцев, кривичей, чуди и веси.
А вот варяги, которым якобы «поклонялись» наши предки, как-то мало похожи на жестоких пиратов, которые были поселенцами заснеженных равнин и гор Крайнего Севера. Живя на грабеже и в постоянных междоусобицах, они вряд ли были способны навести порядок в других землях. Да и называются они у летописца «Русь». Вполне возможно, что это были представители какого-то родственного племени. Однако мы воздержимся от предположений, как мы и договорились.
Можно отметить, что арабская хроника IX века известна под авторством Ибн Русте, ученого и энциклопедиста. Там «Русь» — это название народа, жившего на каком-то острове. Эти люди жили благодаря набегам, совершаемым на славян, а пленных продавали в рабство хазарам и булгарам. Сразу вспоминается легендарный остров Буян, воспетый в былинах и сказках. Что, если отсюда произошли князья, основавшие династию, веками правившую нашей прародиной? 700 лет?
Если мы все-таки отважились прикоснуться к седой древности, то перенесемся в 839 год. Именно этим годом датируется один из рассказов так называемой франкской хроники. Это относится к посольству, отправленному византийцами к императору. Это был Людовик Благочестивый, один из Каролингов. Среди прибывших были люди, называвшие себя «росовцами». Они были послами государственного образования, которое гипотетически могло предшествовать так называемым варяжским княжествам. Единственное описание Русского каганата оставили опять-таки арабы, в «Анонимной географической записке». И снова IX век, и снова таинственный остров. Запомним это как возможное доказательство того, что наши предки не нуждались в иностранном вмешательстве для образования собственного государства.
От Рюрика к Олегу
Можно оспорить правдивость описания, включенного в «Повести временных лет» и основанного на устных преданиях «Повести о призвании варягов». Но неоспоримым фактом будет считаться приход в Северо-Западный край, где к тому времени сложился большой союз ряда племен, трех братьев с их семьями. Однако и здесь есть противоречия. Синей, согласно летописи, сел на княжение в самом северном городе: Белоозере. Но согласно археологическим раскопкам, в то время его просто не существовало. А Новгород стал заслуживать название города только в середине X века. Но и в этом случае есть версия, что Рюрик княжил в Ладоге, а не на озере Ильмень. С Изборском, владельцем которого стал Трувор, проще. Там же, на древнем городище, найдены украшения VIII века. Однако братья Рюрика правили всего пару лет. Когда они погибли, единственный уцелевший «Варяг» получил возможность объединить власть под своей властью. Это была территория от Новгорода до Полоцка, Ростова и Мурома.
Неизвестно, сколько прожил полулегендарный основатель настоящей династии. Единственный из его сыновей, о котором мы знаем, это Игорь. Семейная жизнь тогдашних правителей не ограничивалась одной женой, поэтому детей должно было быть больше. Но о них ничего не известно. Но мы знаем довольно много и о других полумифических фигурах. По одной из версий, Аскольд и дир правили в городе на Днепре, столице славянского племени полян, еще до призвания Рюрика и его братьев. В данном случае занятие Киева и ряда других городов – заслуга Олега Вещего. Но если продолжать следовать «Повести временных лет», то это были воины Рюрика, посланные им в поход на столицу Византийской империи. По пути они захватили Киев. С ними связана еще одна легенда. Осада Константинополя так напугала императора, что он всю ночь вместе с патриархом Фотием молился Богородице о спасении. На следующее утро весь русский флот был сметен. Потрясенные, Аскольд и дир вместе с ближайшим окружением воинов приняли веру победителей. Сторонники этой теории называют его «первым крещением Руси».
Вернемся к Игорю. Он был ребенком, когда умер его отец. Официальная версия дальнейших событий гласит, что Олег, один из верных людей бывшего князя, стал регентом при молодом князе. Предположение о том, что он захватил власть, воспользовавшись малолетством наследника, сейчас рассматриваться не будет. Согласно «Повести…» и другим признанным источникам, именно он присоединил к новому государству Смоленск и Любеч, а затем отошел к Киеву. Аскольд и Дир погибли от его рук, и именно тогда город стал столицей. Вскоре власть распространилась на земли древлян, северян и радимичей. Последним событиям они не сопротивлялись, так как ранее платили дань хазарам. Затем последовал знаменитый поход на Константинополь. В результате заключался целый ряд договоров, предусматривавших, в частности, льготы для русских купцов. Россия заняла свое место среди держав того времени, соперничая с Хазарией и Византией.
Олег правил примерно 30 лет, до самой смерти. Его планы дать своей семье полную власть в России вызывают споры. Если он действительно был не просто знатным воином Рюрика, а его родственником (братом жены), то такие претензии имели основания. В XVIII веке Фризе, польский историк, выдвинул гипотезу о сыне Олега, который пытался бороться с Игорем. В результате он был вынужден бежать, став впоследствии последним независимым князем Великой Моравии.
Походы князя Игоря
Так или иначе, но возглавив государство с центром в Киеве, Игорь должен был подтвердить свои права на Великое Княжество. Возможно, этим и объясняется предпринятый вскоре поход на Византию. Это закончилось очень плохо. Связи с Империей были уже настолько прочны, что это не помешало нападению на Хазарский каганат по требованию Императора. Целью была древняя крепость на Тамани. Названный греками Гермонассой, он стал хазарским самкерцем, а позже легендарной русской Тмутараканью. Но и первая попытка захватить опорный пункт, контролировавший Керченский пролив, тоже закончилась плачевно. Вернувшись, Игорь снова позвал варягов. Был заключен союз и с печенегами, которые к тому времени уже господствовали в степях Причерноморья. Войско, дошедшее до Дуная, остановилось. В Константинополь были отправлены послы. Все закончилось заключением нового контракта. Отныне Россия была обязана охранять границы Империи в Крыму. По ряду арабских и других источников известно о первом появлении русов на территории современного Азербайджана. Там была мощная крепость. Город Бердаа считался одним из самых богатых в своем регионе. Заняв его и разграбив, примерно через год Игорь был вынужден уйти, потеряв значительную часть отряда. Дома тоже было чем заняться. Не все славянские племена охотно платили дань после своего подчинения Киеву. В стычке с одним из них, древлянами, проживавшими на территории нынешней Беларуси, князь погиб, оставив малолетнего сына по имени Святослав.
Месть вдовы и правление святого
Пока будущий полководец был еще ребенком, бескрайними землями правила его мать. Судя по всему, дружина беспрекословно приняла вдову своего князя. Это неудивительно, ведь Ольга с самого начала показала себя жесткой и властной правительницей. Точной информации о времени ее рождения нет. Дата варьируется от 893 до 928 лет. Происхождение также вызывает много споров по сей день. Есть много версий. Наиболее вероятным, однако, является то, что относится к селу Выбуты, которое в 9 в.0013 12 километров от Пскова вверх по течению реки Великой. Где-то там ее встретил князь Игорь, влюбившийся с первого взгляда в молодую девушку, которая перевозила его на лодке на другой берег.
Она стала править жестко, если не жестоко. Древляне, считавшие вдову беспомощной после смерти мужа, быстро поняли, что ошибались. Они предложили своего принца Мала в качестве замены Игорю. Старцев, прибывших в качестве сватов, хоронили заживо в той же лодке, на которой они прибыли. Недоброжелательно встретили и второе посольство. Послов сожгли в бане, куда их пригласили перед разговором с княгиней. Затем последовал поход против восставшего племени. Повесть былых лет повествует о разрушении их столицы Искоростеня с помощью птиц, вернувшихся в свои гнезда на территории города с горящей паклей на лапах.
Будущая святая равноапостольная княгиня была мудрой и дальновидной правительницей. Именно при ней Россия впервые была разделена на административные единицы. Во главе каждого из них ставился управляющий, тиун, отвечавший, в том числе, и за сбор налогов. Началось строительство каменных зданий. Главным событием ее жизни стало крещение в Константинополе по византийскому обряду. Но Империя не торопилась признавать государство на своих границах равноправной державой. Тогда она пошла на хитрость. Посольство, направленное к первому императору Священной Римской империи Оттону, получило указание просить о присылке священников в Россию для основания здесь церкви. Это принесло свои плоды. Были подписаны новые соглашения, выгодные для России. Взамен был отправлен отряд, чтобы помочь Византии вернуть оккупированный арабами Крит.
Неистовый Святослав
Моего сына не удалось склонить к принятию Православия. Убежденный язычник, он и слышать об этом не хотел, но и другим не мешал. Святослав с самого начала мало интересовался, говоря современным языком, внутренней политикой, оставив ее в руках своей матери. Его устремления были на Дунае. По мнению многих исследователей, это был первый русский князь, активно участвовавший в решении европейских и даже азиатских политических проблем. Начав с покорения вятичей, последних славянских данников Хазарского каганата, он напал на Волжскую Булгарию. Следующей целью были сами хазары. Взяв ряд крупных городов, он окончательно разгромил могущественное государство, соперничавшее на Кавказе с самим Арабским халифатом.
Даже после смерти Ольги свирепый полководец не остался в Киеве. В союзе с Византией его армия напала на Болгарию.