Построен в честь взятия казани: Этот храм более точно называется собор Покрова Божией Матери, что на-рву, построен в честь взятия Казани войсками Ивана — отзыв о Собо́р Васи́лия Блаже́нного, Москва, Россия

Собор Василия Блаженного как политический юбилей

В Москве торжественно отмечают 450-летие памятника истории и культуры – православного собора Покрова пресвятой Богородицы, что на Рву, более известного как собор Василия Блаженного.

Этот десятиглавый храм в византийской традиции построен на Красной площади, по разным версиям, то ли мастерами Бармой и Постником, то ли псковитянином Постником Яковлевым по прозвищу Барма, то ли неизвестным итальянским архитектором.

Божественную литургию в соборе по случаю праздника провел патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В храме – который последние 80 лет является филиалом Исторического музея – открываются новые экспозиции, на колокольне собора выступают звонари. В рамках этой кампании проходит и выставка «Покровский собор в объективе фотокамеры» фотохудожника Георгия Сапожникова. Он снимал детали архитектурного и живописного убранства собора:

– Купола на меня произвели сильное впечатление. Подходишь ближе, они становятся крупнее – понимаешь, какой ты маленький по сравнению с этой красотой. Можешь даже до них дотронуться руками. Сделаны они в основном из кровельной жести крупной фактуры. С земли кажется, что это все такое пряничное и небольшое, потому что удалено от 20 до 60 метров по высоте. А когда к ним близко подходишь, то рельеф крупный, он ощущается.

Еще я поднимался к внутренним поверхностям храма. Интерьеры снимал и те фрески, которые находятся почти под куполом, например, Киприана и Устиньи, трех патриархов, церкви Николы Великорецкого. Угол обзора не позволяет рассмотреть красоту росписи целиком. Поэтому, поднимаясь каждый раз все выше и выше, мне каждый раз открывалась новая панорама и новые сюжеты. Ты понимаешь, что художники расписывали это все для Бога, потому что снизу этого почти не видно.

* * *
Покровский собор построен в память о взятии Иваном Грозным Казани и победе над Казанским ханством, которое с той поры прекратило существование в качестве самостоятельного государства. Престолы восьми храмов собора освящены в день праздников, проходивших в дни решающий битв за Казань. В конце лета и осенью 1552 года примерно 150-тысячная армия московского царя с союзными ей войсками донских казаков, касимовских и астраханских татар осаждала Казань с 33-тысячным военным гарнизоном. Эта была пятая осада в истории отношений Москвы и Казани. Она завершилась 2 октября штурмом и разграблением города. Хан Ядигер был захвачен в плен, мужское население города вырезано. Русские войска потеряли около 15 тысяч человек, их противники – по разным данным, от 40 до двухсот тысяч.

В традиции советской историографии эта кровавая битва рассматривалась как славная победа русского оружия. Однако многие современные историки уходят от трактовки тех событий как лобового русско-татарского столкновения. Об этом в интервью Радио Свобода рассказал директор Института истории академии наук Татарстана, доктор наук Рафаэль Хакимов.

– Какую роль в поражении Казанского ханства сыграла разобщенность татар после падения Золотой Орды?

– Что казанская, что крымская династия – это все чингизиды и даже джучиды. Поэтому большой разницы нет. Это все одно потомство. Просто одни сидели в Казани, другие – в Крыму, третьи – в Ногайских степях. Большую роль играли внутренние распри. Москва выдвинулась как очень сильный город к этому моменту. Она укрепилась еще при Золотой Орде, при Узбек-хане. И она действительно стала одним из самых сильных городов, прежде всего, экономически, а потом и политически.

– Известно, что касимовские татары выступали на стороне Ивана Грозного. Командовали его полками два астраханских царевича, были и ногайцы, которые поддерживали Ивана Грозного. Были всякие чувашские, мордовские подразделения, которые тоже выступали на его стороне. Почему у Казани не получилось объединить и татар, и другие подвластные ей в то время народы?

– Здесь надо понять ту постзолотоордынскую ситуацию. Вся территория бывшей Золотой Орды считалась ее наследницей — как мы, например, сегодня говорим «постсоветское пространство». Не было такого деления – русские, татары и т. д. Москва была очень лояльна к Орде всегда. Поэтому она особенно против Казани или Крыма не выступала. Но это были центры, которые боролись за золотоордынское наследие. Кто же из них (Москва, Казань, Крым) станет наследником? Татары и в Москве выступали, и в Казани, и в Крыму. Это уже позднейшая трактовка, что русские пошли на Казань.

– Означает ли это, что падение казанского ханства не стоит считать трагедией татарского народа?

– Это трагедия все же. Конечно, Иван Грозный пытался решить ситуацию миром. И даже был близок к этому миру. Но взятие Казани, по сути, привело к уничтожению местного мужского населения. Это была демографическая катастрофа.

Это были внутренние разборки еще не совсем разошедшихся государств. Православие еще не было таким антиисламским. Но когда Иван Грозный взял Казань, то он почувствовал вкус экспансии: во главу угла стало откровенно имперское начало.

– По вашему мнению, Москва сейчас достаточно деликатно относится к татарской исторической памяти?

– Я бы не сказал так. Уже пытались Куликовскую битву сделать праздником. Мне пришлось тогда писать заключение по этому поводу. Ведь там, на Куликовом поле, с одной стороны были татары, русские и литовцы под руководством Дмитрия Донского (его союзником был Тохтамыш), а с другой стороны – Мамай, русские, тоже литовцы и генуэзцы. Это была борьба за влияние в Золотой Орде, а не «татарско-русские разборки», как иные показывают Куликовскую битву. В учебниках посмотрите — очень смешно: русские победили на Куликовом поле, а после этого ханом стал Тохтамыш.

В России сейчас пытаются преподнести как победу русского оружия над татарами. Но если посмотреть русские фамилии, то мы увидим там столько татарских – и Годунов, и Державин, и Тургеневы, и Кутузовы, и многие другие.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

Ученые Казани ищут параллели между Успенским собором Свияжска и храмом Василия Блаженного в Москве

news_header_bot_970_100

Наука и образование

23 января 2017  17:44

Оксана Романова

Анализ фресок построенного в честь взятия Казани храма должен определить синхронность и, возможно, выявит единый почерк мастера.

news_top_970_100

(Казань, 23 января, «Татар-информ», Оксана Романова). Институт археологии имени Халикова АН РТ выстраивает работу с Собором Василия Блаженного в Москве. Об этом «Татар-информ» сообщил директор института Айрат Ситдиков.

«Творческие коллективы сложились так, что предполагается проект (исследования в Успенском соборе Свияжска – прим. Т-и) продолжать и дальше – применительно, сравнительно с другими объектами. С московскими специалистами нас ждет совместное исследование: так как Собор Василия Блаженного и Успенский собор в Свияжске построены в одно время, строил их один и тот же архитектор, мы сотрудничаем с Собором Василия Блаженного по изучению фресок», – рассказал в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» Айрат Ситдиков.

Как подтвердили журналисту информагентства в филиале Государственного исторического музея Покровского собора (полное название Собора Василия Блаженного – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву – прим. Т-и), совместные исследования начались еще год назад.

«Официального соглашения о сотрудничестве у нас нет, однако по устной договоренности в Соборе Василия Блаженного казанскими учеными отобраны пробы фресковых слоев. Несмотря на то что это инициатива и просьба исследователей из Казани, нам тоже интересно сопоставление с данными памятников Свияжска, прежде всего – Успенского собора. Анализ проб должен определить синхронность фресок, выполненных в одно и то же время», – прокомментировала заведующий филиалом Государственного Исторического Музея Покровский собор Татьяна Сарачева.

Напомним, в настоящее время Успенский собор (возведен в 1556 – 1561 годах) считается одной из древнейших построек действующего Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря, созданного в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Облик уникального архитектурного памятника в стиле псковско-новгородских храмов мало изменился за пять столетий. Особенно ценна фресковая роспись собора: она пострадала, но большей частью хорошо сохранилась до наших дней. Уникально находящееся в соборе единственное сохранившееся в России фресковое изображение святого Христофора в образе воина с лошадиной головой (в XVIII веке большинство существовавших прежде образов Христофора с песьей или лошадиной головой были уничтожены). Главный вопрос, который надеется разгадать группа исследователей Успенского собора Свияжска: «Кто автор фресок?».

Собор Василия Блаженного или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, находящийся на Красной площади в Москве, построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Сейчас здесь организован филиал Государственного исторического музея.

С 1990 года Cобор Василия Блаженного (в едином комплексе с Московским Кремлем и Красной площадью) входит список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. К слову, Свияжск был внесен Правительством России в предварительный список объектов-кандидатов в этот перечень еще в 1998 году. После рекомендаций экспертов ИКОМОС (на территории древнего селения находится большое количество новоделов) в преддверии номинирования Свияжска в список ЮНЕСКО в 2013 году в последний момент Россия отозвала заявку. На 41-й сессии Комитета всемирного наследия в 2017 году на звание памятника всемирного наследия будет номинирован только Успенский собор.

 

news_right_column_1_240_400

news_right_column_2_240_400

news_bot_970_100

Стили средневековой казанской архитектуры

город Казань сегодня
  • Гербы Казани и Татарстана
  • Казанские памятники и мемориалы
  • Список мусульманских мечетей Казани
  • Список церквей Казани
  • Список театров Казани
  • Казань городские спортивные клубы и мероприятия
  • Рейс в город Казань: аэропорт
  • Казань Россия — Верхний город
  • Казань Верхний и Нижний города
  • Казань Памятная дата — День Республики
  • Казань город-организатор Летней универсиады 2013
  • Казанский городской метрополитен
Казанский государственный университет
  • Казанский государственный университет общая информация
  • Библиотека Казанского государственного университета
  • Музеи Казанского государственного университета
  • Научная база Казанского государственного университета
  • Химический факультет Казанского государственного университета
  • Казанский государственный университет ректор
Город Казань с фотографиями и информацией
  • Виды Казанского Кремля
  • Архитектура центральной части города Казани
  • г. Казань — виды современной архитектуры
  • г. Казань — озеро Нижний Кабан фото
  • Булгарский город — древняя архитектура часть 1
  • Булгарский город — древняя архитектура часть 2
Гостиницы города Казани
  • г. Казань дорогие гостиницы
  • г. Казань средние гостиницы часть 1
  • г. Казань средние гостиницы часть 2
  • г. Казань дешевые гостиницы
История города Казани
  • Хронология истории города Казани
  • Начало город Казань — Москва Россия соперник
  • Противостояние Казани и России
  • История Казанского Кремля
  • Средневековая казанская архитектура
  • Орнамент истории Казани
Татары — жители города Казани
  • Татары национальности
  • Исламская религия и культура казанцев
  • Татары предки народа: Великая Болгария
  • Книги татарского народа
  • Язык и литература татарского народа
  • Татарские традиционные костюмы фото

Социальные закладки

О том, что представляла собой Средневековая городская архитектура Казани , мы можем судить по руинам зданий, сохранившихся на месте города Великий Болгар , до которого легко добраться из города Казани на короткой лодочной прогулке по реке река Волга . Средневековый город Казань также отличался своим восточным стилем и, как и другие важные булгарские города , имел двухэтажные дома для феодальной знати, ханский дворец, суд, караван-сарай, общественные бани, мавзолеи и мечети с элегантными минаретами.

Эти постройки включали прекрасные кирпичные и каменные сводчатые помещения, многоколонные аркадные залы, украшенные архитектурной лепниной, фресками, цветной мозаикой, керамикой, каменным узором и мраморными мозаичными полами. Не случайно очевидцы назвали г. Казань булгарского периода : «чудесный город», «столица Востока» (С.С. Айдаров).

Князь Андрей Курбский , один из завоевателей города Казани , писал в своих воспоминаниях: «На горе стоят и крепость и царский дворец, и высокие каменные мечети, где покоятся их умершие цари. I кажется, помню, что есть пять мечетей».

Архитектура Средневековой Казани

Главная мечеть Средневековой Казани была Мечеть Кул Шариф , огромное белокаменное здание с восемью минаретами, украшенное Болгарской резьбой по камню. Ныне на его месте в Казанском Кремле стоит Благовещенский собор , возведенный Постником Яковлевым (1556-62), в то же время, когда этот зодчий возводил церковь Василия Блаженного на Красной площади. в Москве .

Известный историк М. Худяков утверждает, что прототип храма Василия Блаженного , построенная, как известно, в году в честь завоевания города Казани , на самом деле была мечетью Кул-Шариф , разрушенной после взятия города. Он пишет: «Архитектурная форма храма Василия Блаженного больше всего напоминает мечеть Кул-Шариф в городе Казани с ее восемью минаретами, история которых записана Марджани. Восемь башен храма Василия Блаженного, увенчанные восточными куполами, представляют поразительное соответствие этим восьми минаретам».

Лишившись своего архитектурного великолепия, город Казань за три века превратился в очарованный, заколдованный город, где только неистребимый дух народа сохранил память и наследие своей великой и древней цивилизации . Но не будем останавливаться на всех бедах, выпавших на долю татарского народа . С самого начала Татарская Казань была многонациональным городом, отличавшимся веротерпимостью . В г. Средневековая Казань г., куда съезжались купцы г. Востока и Запада г., существовали как славянские, так и армянские поселения со своими культовыми сооружениями и кладбищами.

После падения г. Казани , в Волго-Камье началось насильственное обращение в христианство . Ислам был фактически объявлен вне закона , ибо на тех, кто его исповедовал, возлагались огромные духовные и физические тяготы: двойное налогообложение, военная служба и полное бесправие. Это действительно торжество духа что в тех условиях народ смог выстоять и вопреки всему сохранить свою культурную самобытность и свой язык . Самым печальным итогом гонений на татарскую культуру и религию стал, однако, тот факт, что из более чем восьми миллионов татар только четверть сейчас проживает на территории своей исторической родины .

Дополнительную информацию о России вы можете найти в следующих путеводителях по городам и регионам России

© 20072012 Алексей Грачев, Сергей Козин. Все права защищены. Политика в отношении авторских прав/ИС.

Мечеть Кул Шариф

Религия

Мечеть Кул Шариф

  • Казань,
    ул. Шейнкмана, 13, Казанский Кремль Показать на карте
  • Пн-Вс: 9:00-18:00; Перерыв: 12:00-14:00

В 2005 году в память о легендарной мечети эпохи Казанского ханства в комплексе Казанского кремля рядом с Благовещенским собором была возведена мечеть Кул-Шариф. Это сделано специально: символизируя содружество сосуществования двух религий на одной земле.
Мечеть рассчитана на 1500 человек в любой точке. Купол здания напоминает традиционную «казанскую шапку», которую носили ханы. Несколько традиционный интерьер дополняет необычная люстра весом две с половиной тонны, изготовленная в Чехии по эскизам татарстанских художников, а полы устланы роскошными персидскими коврами. Внешний вид мечети особенно примечателен для тех, кто приходит полюбоваться ею ночью, освещенной со всех сторон. В пятиэтажной мечети также находится Музей исламской культуры.

Историческая справка

Лишь некоторые из первоначальных описаний и изображений древней мечети сохранились и дошли до наших дней. Его возглавил Сеид Кул Шариф. Он руководил обороной города и погиб при осаде Казани. По преданию, очертания горящей в огне мечети произвели на войско, ставшее свидетелем событий, такое впечатление, что память о ней было решено увековечить в облике собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани.

Как добраться

Ближайшие остановки — «Центральный стадион», «ул. Батурина»; Станция метро «Кремлевская»

  • Мечеть Кул Шариф


    Казань, ул. Шейнкмана, 13, Казанский Кремль

Популярный среди туристов

  • День в Казани. Версия 1
    Познакомьтесь со столицей Татарстана, осмотрите основные достопримечательности и попробуйте национальную кухню

    11 часов

  • День в Казани.