Содержание
3) Основные последствия нэПа и его противоречия
Первыми последствиями
введения новой экономической политики
стали:
окончательная
ликвидация остатков многопартийности;расширение судебных
преследований и высылка за границу
«идейных противников большевизма»;антицерковный
террор;ужесточение
внутрипартийного режима.
В результате
осуществления новой экономической
политики страна успешно решила задачи
восстановительного периода. За четыре
года экономические показатели приблизились
к показателям 1913 г., с помощью внутренних
источников накопления страна смогла
перейти к расширенному воспроизводству,
приступить к ускоренному развитию
промышленности, накормить население,
провести успешную финансовую реформу
и обеспечить развитие товарно-денежных
отношений. Упрочивалось и внешнеполитическое
положение Советского Союза. НЭП
значительно облегчил СССР прорыв
экономической блокады, выход на
международные рынки, дипломатическое
признание. Введение в оборот червонца,
имевшего твердое золотое обеспечение,
заметно увеличило внешнеторговый
оборот. В 1925 г. Советский Союз торговал
почти со всеми крупными странами Запада
и Востока и мог ставить перед своими
торговыми партнерами вопрос о кредитах
для покупки промышленного оборудования.
Однако тот факт,
что к середине 20-х годов промышленность
и сельское хозяйство приблизились к
уровню 1913 г., не смог скрыть целого ряда
экономических и социальных проблем,
ставящих под угрозу будущее новой
экономической политики.
По уровню развития
промышленности страна отставала от
развитых западных государств, оставалась
преимущественно аграрной. К началу
1926 г. перед промышленностью встала
значительно более сложная задача, чем
в восстановительный период – кардинальное
обновление промышленного оборудования.
Реконструкция хозяйства, индустриализация,
предполагала огромные капиталовложения.
Однако НЭП в том виде, как он осуществлялся,
не обеспечивал необходимых накоплений
для дальнейшего индустриального
развития.Сложным было
положение и в сельском хозяйстве.
Восстановление посевных площадей и
валового объема сельскохозяйственной
продукции до уровня 1913 г. сопровождалось
сокращением товарности крестьянских
хозяйств, что вело к сокращению экспорта
сельскохозяйственной продукции и
импорта промышленного оборудования,
в котором остро нуждалась страна,
приступившая к решению задач модернизации.
Таким образом,
НЭП не избавил страну от проблем, масштабы
которых возрастали. Кроме того, процесс
восстановления на базе НЭПа, особенно
после смерти Ленина, был чрезвычайно
противоречивым. Рыночные основания
экономики, усиление стихийного фактора,
активизация частного капитала в городе
и в деревне, дифференциация доходов и
рост социальных контрастов — все это
создавало серьезные проблемы экономического
и политического характера.
Крупные
кризисы
НЭПа произошли
в 1923 г. и в 1927-1928 гг. Первый вошел в историю
как «кризис сбыта», второй как «кризис
хлебозаготовок».
Кризис сбыта
или
«ножницы цен»
промышленности 1923 г., связанный с
расхождением цен на промышленные и
сельскохозяйственные товары, сильно
ударил по финансовой системе государства,
поставил под угрозу товарооборот
государственной промышленности и
крестьянского хозяйства. В результате
слишком высоких цен на промышленные
товары и заниженных государственных
закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию крестьяне не могли покупать
промтовары и отказывались продавать
государству свою сельскохозяйственную
продукцию, реализуя ее на рынке. (кризис
хлебозаготовок). Желание
получить максимальную прибыль в условиях
самофинансирования вынуждало
руководителей трестов и синдикатов до
предела поднимать цену на свой товар.
Цены на промтовары возросли более чем
в 3 раза по отношению к сельскохозяйственным.
«Ножницы» цен достигли максимальной
величины в октябре 1923 г. Низкая
покупательная способность крестьян
привела к затовариванию складов
сельскохозяйственными машинами, косами,
плугами и т.п. «Кризис сбыта» промышленной
продукции отразился на хлебопоставках.
Государство было вынуждено вмешаться
в процесс ценообразования, административным
путем снизить цены на промышленные
товары и повысить закупочные цены на
товары сельскохозяйственные, а также
организовать дешевый кредит для
крестьянства. Это обеспечило растущий
спрос деревни. Почти весь запас
сельхозмашин и инвентаря был быстро
распродан, хлебопоставки не были
сорваны, кризис был преодолен.Кризис в области
торговли в 1924 г., вызванный преждевременным
наступлением на частный капитал,
расстроил рыночный оборот. Диспропорции
в развитии города и деревни 1925-1926
гг., вызванные непоследовательной
практикой кредитования хлебозаготовок,
обострили товарный голод. После
восстановления к 1925 г. народного
хозяйства руководство страны взяло
курс на индустриализацию. Преимущественное
развитие получила тяжелая промышленность,
прежде всего, машиностроение, что
позволяло вывести страну в разряд
промышленно развитых и обороноспособных
стран. Нужды деревни были отодвинуты
на второй план. Индустриализация
потребовала увеличить хлебный экспорт
для закупки машин и оборудования.хлебозаготовительный
кризис 1927-1928
гг. («хлебная стачка») —
трудности с хлебозаготовками. Положение
с хлебозаготовками резко ухудшилось,
особенно в 1927 г., когда пошли слухи о
близкой войне с Англией, разорвавшей
дипломатические отношения с СССР.
Ажиотажный спрос резко взвинтил рыночные
цены на хлеб. Они во много раз превысили
государственные закупочные цены.
Крестьяне фактически стали бойкотировать
хлебозаготовки. План хлебозаготовок
1927 г. был провален. Возник острый
продовольственный кризис, который
заставил государство ввести карточную
систему снабжения в городах, свернуть
экономический и усилить административный
нажим на деревню. В 1928 г. Сталин заговорил
о «хлебной стачке» кулаков, которые,
якобы, наносят удар в спину пролетарскому
государству, в то время как внешний
враг готовится к новой войне. В 1928—
1929 гг. перешли к чрезвычайным методам
хлебозаготовок по примеру продотрядов
времен гражданской войны. С НЭПом в
деревне было покончено, что и закрепила
начатая в 1929 г. сплошная коллективизация
деревни.
В
промышленности стали сворачивать
аренду, хозрасчет, самостоятельность
предприятий. Договорная система была
практически ликвидирована. Период
рыночной, товарно-денежной экономики
был заменен тотальным огосударствлением
(этатизацией)
экономики. Страна вступила в эпоху
«большого скачка».Данный
кризис создал реальную угрозу для
осуществления планов индустриализации,
так как продажа хлеба на валюту за
границу служила важным источником
промышленного строительства. Это кризис
преодолевался не экономическими
методами, а административными
Внеэкономические
чрезвычайные меры выхода из кризиса
разрушили каналы рыночных связей обмена
между промышленностью и сельским
хозяйством, что и означало ломку новой
экономической политики. Возрождение
командно-административных методов
управления повлекло за собой ликвидацию
НЭПа. В ликвидации НЭПа были заинтересована
значительная часть общества, недовольная
этой политикой.
Таким образом,
нэповская линия в развитии страны была
прервана, на смену ей шла стратегия
формированного развития, шел сталинский
тоталитаризм. Была ли альтернатива
такому варианту развития? Одни историки
считают, что альтернативы не было; другие
утверждают, что трансформация НЭПа в
рыночную модель была вполне возможна.
Exhibition — Кривое зеркало НЭПа, Место проведения — Музей политической истории России. Address
В начале 1920-х гг. после революционных потрясений Советская Россия пребывала в глубоком политическом, экономическом и социальном кризисе. За годы боевых действий, болезней, голода страна потеряла 19 млн. человек и еще 2 млн. — в результате эмиграции. Для восстановления экономики власти ввели так называемую новую экономическую политику (НЭП): разрешалась торговля излишками, частично легализовывались рыночные отношения. В результате денационализации средней и мелкой промышленности появились предприниматели, которые могли брать в аренду землю, нанимать рабочую силу и заниматься коммерческой деятельностью. Они получили неофициальное название «нэпманы». Создававшимся частным предприятиям предоставлялась частичная свобода в производстве и торговле. Развивалась кооперация: потребительская, сельскохозяйственная, культурно-промысловая. НЭП способствовал оживлению экономики страны. Материально заинтересованные крестьяне и производители товаров первой необходимости наполнили рынок продукцией высокого качества и помогли преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».
Богатевшие нэпманы быстро стали объектом ненависти «правоверных большевиков» и завистливых обывателей, протестовавших против их допуска в советскую экономику. Руководители страны, желая в сложившихся условиях отмежеваться от порожденных ими предпринимателей новой волны, начали кампанию по их дискредитации. Наряду с нэпманами врагами в этой идеологической войне были объявлены использовавшие наемный труд состоятельные крестьяне — кулаки. Другими жертвами пропаганды стали служители религиозных конфессий, а со временем — представители политической оппозиции.
Главным оружием идеологической борьбы властей стала сатира, особенно карикатура. Специализированные сатирические и юмористические журналы, такие как «Красный ворон», «Бегемот», «Лапоть» и ставший впоследствии легендарным «Крокодил», должны были, по мнению партийного руководства, вести непримиримую борьбу со всем, что противоречило догматам господствовавшей идеологии. Осуждались, в частности, такие «черты прошлого», как бюрократизм, подхалимство, воровство, рвачество, недобросовестная работа, лень, бескультурье и т. п. На протяжении практически всего периода с 1921 по 1929 г, когда происходили становление, кризис и гибель НЭПа, власть абсолютно сознательно формировала в общественном сознании негативный образ врага: предпринимателя-нэпмана, кулака, представителя свергнутых общественных классов.
Надо отдать должное сатирикам того времени — они отлично знали свое дело. Юлий Ганф, Левон Генч, Владимир Козлинский, Герасим Эфрос и другие талантливые художники создавали карикатуры.
Советская сатира 1920-х гг., имевшая значительное влияние на рядовых советских граждан, интересна как пример яркой и острой идеологической борьбы. Несмотря на экономическую пользу, которую принес разоренной стране НЭП, созданные карикатурные типажи прочно закрепились в сознании граждан. Именно эта пропагандистская работа способствовала формированию образа внутреннего противника советского государства, который позднее получил общее название «враг народа».
Причины и последствия новой экономической политики (НЭП) Карточки Дэна Петтмана
Какие проблемы стояли перед Россией в 1921 году?
— голод
— оппозиция вне партии
— оппозиция внутри партии
Как отразился голод на России?
— Военный коммунизм привел к накоплению крестьянами зерна, массовый голод 1921 года — вызвал восстания
Как повлияла на Россию в 1921 году оппозиция вне партии?
— из-за голода произошли восстания против коммунистов, т. е. Тамбовское восстание
— наиболее серьезным был март 1921 года, когда произошло Кронштадтское восстание — многие моряки крестьянского происхождения знали о влиянии военного коммунизма
Что требовали кронштадтские матросы от Ленина?
— конец политическому господству коммунистов
— ослабление военного коммунизма и централизованного экономического контроля
— восстановление свободы слова и печати
Как оппозиция внутри партии влияла на Россию в 1921 году?
— многие коммунисты рассматривали НЭП как предательство коммунизма, поскольку он позволял крестьянам продавать часть своей продукции с целью получения прибыли, а также разрешал владельцам небольших фабрик продавать товары с целью получения прибыли
Что такое НЭП?
Новая экономическая политика
Что такое НЭП?
— более капиталистическая экономическая политика, необходимая после Гражданской войны в России для подъема экономики страны — почти разрушенная
— полная национализация промышленности, установленная во время войны Коммунизм частично отменен
— введена система смешанной экономики — разрешено частное физическим лицам в собственность малых предприятий
— НЭП отменил принудительную продразверстку
— введен фермерский налог в виде сырой сельскохозяйственной продукции.
Какие 2 вещи использовал Ленин, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921 году?
Репрессии и экономическая реформа
Как Ленин использовал репрессии, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921 году?
— Приказ Троцкому силой положить конец Кронштадтскому восстанию — 50 000 солдат использовали для нападения на моряков — тысячи были убиты или отправлены в ГУЛАГ
Что такое ГУЛАГ?
лагеря где людей заставляли работать — туда отправили многих политических противников коммунистов
Как Ленин использовал экономическую реформу, чтобы закрепить свое положение и положение Коммунистической партии в 1921 году?
— Ленин положил конец военному коммунизму в марте 1921 г.
— Объявлено о введении нэпа — надеялся, что это укрепит российскую экономику, что, в свою очередь, уменьшит оппозицию коммунистам
— Разрешится частная торговля, что приведет к появлению нэпманов
— Новая валюта, введенная в 1919 г. 22
Какими были нэпманы?
Частники, возникшие после введения нэпа в 1921 г.
Каковы были положительные последствия НЭПа?
— нехватка продовольствия сократилась к концу 1921 г.
— 1923 г. 85% компаний находились в частной собственности
— увеличились обрабатываемые земли и скот
— 1926 г. экономика почти вернулась к уровню производства 1913 г.
Каковы были негативные последствия НЭПа?
— производство большего количества урожая — цена упала — доходы крестьян упали
— стоимость промышленных товаров увеличилась до уровня, превышающего покупательную способность крестьян
— некоторые коммунисты считали, что НЭП ведет Россию к капитализму — от идеалов коммунизма
Почему Ленин ввел запрет на фракции?
осознавал опасность ослабления Коммунистической партии дивизиями
Какой был запрет на фракции?
— членам коммунистической партии не разрешалось создавать группы, независимые от контроля Ленина
— означало, что все другие политические партии были запрещены
Точка зрения педагога Д-р Фрейзер Маскаренхас :: Indian Currents: Articles
Новая политика в области образования начинается с цели ООН, сформулированной в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, — «обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и содействовать возможностям обучения на протяжении всей жизни для всех». Далее в нем говорится: «Для достижения такой высокой цели потребуется перенастроить всю систему образования, чтобы она поддерживала и способствовала обучению». Этот поспешный вывод показывает полное отсутствие уважения к образовательному процессу, который является кумулятивным и постепенным. Поэтому он делает предложения, которые будут разрушительными для системы образования в Индии. Документ НЭПа очень красивым языком описывает принципы, процессы и цели образования, но предлагает решения, которые нанесут самый большой ущерб образованию.
Антиконституционные, против меньшинств
1. Ни один педагог-христианин не участвовал во всем мероприятии, несмотря на то, что христианские учебные заведения были одними из самых востребованных и высоко оцененных.
Был ли скрытый мотив?
2. Никакого упоминания о правах меньшинств на образование. Полное затмение!
А как насчет статьи 30 Конституции?
3. В Конституционных ценностях нет упоминания о секуляризме – одном из столпов.
Очевидно, это сделано намеренно. Это открытие Хиндутвы?
4. Параллельно с отменой конституционных гарантий для меньшинств оговорки для SC и ST также не упоминаются. Это не может не быть преднамеренным.
Верховный суд гарантировал, что основной характер Конституции Индии не может быть изменен. НЭП ясно указывает на намерение существенно изменить Конституцию.
5. Не довольствуясь радикальными изменениями, НЭП решил также ликвидировать нынешнюю руководящую структуру институтов меньшинств, исключив роль Управляющих попечителей. Учреждения с их инфраструктурой и отличной культурой работы создавались и поддерживались десятилетиями. Но сейчас:
Комитет по управлению школьным комплексом (7.7) будет управлять учреждениями.
7.8: «Отдел школьного образования через своего соответствующего должностного лица, например, BEO, одобрит и утвердит План развития школьного комплекса каждого школьного комплекса».
В высшем образовании, 19.2: «Создается Совет управляющих (BoG), состоящий из группы высококвалифицированных, компетентных и преданных своему делу лиц, обладающих доказанными способностями и сильным чувством приверженности учреждению. Должен быть принят всеобъемлющий закон, который заменит любые противоречащие положения другого предшествующего законодательства и будет предусматривать конституцию, назначение, условия функционирования, правила и положения, а также роли и обязанности Совета директоров».
Непроверенные структуры управления, состоящие из нескольких человек без опыта управления образованием, разрушат институты, на которые люди смотрели годами.
Социально-политические последствия
6. Предусмотрено совместное использование ресурсов: человеческие и материальные. Школа, которая лучше оборудована, должна будет поделиться. Обязательным условием является объединение школ или побратимов (одна частная и одна государственная школа). Однако совместное использование учителей и инфраструктуры нанесет вред хорошей школе, особенно если Совет управляющих не контролируется собственными попечителями школы. Это ли не отказ от строительства необходимой инфраструктуры для всех
7. Представление Самаджик Четна Кендраса в школьном городке – разве это не идеология, контролируемая нынешним правительством?
21.6: «Ключевая инициатива в этом направлении будет заключаться в использовании школ/школьных комплексов в нерабочее время и по выходным дням для курсов обучения взрослых и других мероприятий по вовлечению и обогащению сообщества. Никакого контроля над кампусом не осталось.
8. Акцент на цифровом обучении, технологических решениях, открытых школах и профессиональных выходах лишит девочек, социально и экономически неблагополучных, учащихся с ограниченными возможностями и учащихся из числа меньшинств возможности получить качественное образование, общаться со сверстниками в стимулирующая, здоровая среда образовательного кампуса.
9. Централизация создания контента, начиная с дошкольного образования, плохо сказывается на качестве и учете местных потребностей и условий. «Ответственность за учебную программу и педагогику ВОДМ будет лежать на MHRD». Планируется также централизация школьной оценки через Национальное оценочное обследование. «Национальное агентство по тестированию (NTA) будет выступать в качестве ведущей экспертной независимой организации по тестированию для проведения вступительных экзаменов для поступления в бакалавриат и магистратуру». TET для каждого уровня учителей также является обязательным. Даже набор студентов на уровне колледжа будет централизованным. 4.42: «Допуск к программам предварительной подготовки учителей осуществляется через единый общенациональный вступительный экзамен, проводимый Национальным агентством тестирования». Такая централизация идет вразрез с качеством образования и против прав государств.
Инфраструктура и финансирование
10 Крупные изменения в этапах образования потребуют масштабного строительства инфраструктуры и найма персонала. Нет необходимости иметь так много изменений в стадиях.