Год призвания рюрика: Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

На каком языке разговаривал Рюрик?
















Начало правления династии Рюриковичей в Северо-западной Руси, с точки зрения летописной хронологии, очерчено вполне безупречно. 862 год — год призвания варягов-руси — является общепризнанной точкой отсчёта русской государственности. Мы можем сколько угодно рассуждать о том, существовали ли у племён, призвавших Рюрика с братьями, в качестве своих правителей, какие-либо формы государственного строя, до того, как они объединились в одно общее государство, но письменные источники отчётливо связывают возникновение Древнерусского государства именно с призванием братьев варягов.

Намного сложнее обстоит дело с определением генетических связей Рюриковичей с призвавшими их племенами. Согласно «Повести временных лет», Рюриковичи — чужаки (или «находники», пользуясь терминологией древнерусского летописца), призванные на княжение племенами, обитавшими на северо-западе будущего Древнерусского государства. При этом, невозможно определить, какое из племён, призвавших Рюрика с братьями, играло ведущую роль в этом межплеменном союзе. Да и существовал ли такой межплеменной союз на самом деле?

Словене новгородские — единственное славянское племя, участвовавшее в призвании Рюриковичей. Все остальные племена — финно-угорские и балтские. Данный факт отчётливо свидетельствует о том, что Древнерусское государство изначально создавалось на конфедеративной основе и носило межэтнический характер. Представители разных этносов, отличавшихся друг от друга по языку и культуре, были объединены под властью одного князя, который не имел общих корней ни с одним из участвовавших в его призвании племён.

Мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на каком языке разговаривали первые Рюриковичи. Возможно, что это был шведский или датский язык. Но равным образом, возможно, также, что это был какой-то другой язык, например, язык западных славян или балтов, не имеющий отношения к скандинавским языкам. Ведь версий о происхождении варягов — руси существует, как минимум, несколько, но ни одна из них, в виду недостатка фактических доказательств, не может быть принята в качестве окончательной. В любом случае, язык первых Рюриковичей вряд ли был родным и понятным для большинства тех этносов, на основе которых сложилось Древнерусское государство.

Неудивительно, что никакого следа в русской истории этот язык не оставил. Да и какие следы мог оставить в истории язык сравнительно небольшой группы людей, существовавшей изолированно от основной массы подвластных племён?

Язык, а вместе с ним обычаи и культурно-религиозные традиции первых Рюриковичей и их ближайшкго окружения расстворились в прошлом, не оставив после себя сколько-нибудь заметных следов.

Вряд ли замечание древнерусского летописца о единстве русского и славянского языков способно пролить свет на этническое происхождение первых Рюриковичей. Всё, что мы можем почерпнуть из этого высказывания, так это то, что варяги-русь, к которым принадлежали первые Рюриковичи, впоследствии стали разговаривать на славянском или русском языке. Но было ли так с самых первых лет правления Рюриковичей на Руси? Если следовать до конца классической версии норманистов, то, безусловно, нет.

Очевидно, также, что у первых Рюриковичей не было своей письменности. Не существует ни одного письменного источника, который мы могли бы идентифицировать, как составленный на языке варягов — руси. Однако, такая письменность была у славян, участвовавших в призвании Рюриковичей. Это так называемая «кириллическая письменность». Распространение этой письменности среди славян, как мы знаем, началось, примерно, за сотню лет до призвания Рюрика с братьями.

Вполне логично предположить, что по мере продвижения варягов-руси в глубь славянских земель, они перенимали у славян не только язык, но и письменность. В начале X века славянский язык, постепенно становится языком правящих элит, а затем и языком межэтнического общения в рамках формирующегося Древнерусского государства.

Чтобы понимать друг-друга, представители разных племён, объединённых под властью новгородских, а затем и киевских князей, потомков Рюрика и его братьев, должны были общаться на славянском языке.

Славянский или русский язык постепенно обретает статус официального языка, на котором составляются международные документы. Свидетельством этого являются древнейшие письменные договоры Руси с Византией (2 сентября 911, 944, 971 гг.). Соответственно, став языков общения правящих элит, он вытеснил остатки того языка, на котором разговаривали первые Рюриковичи.

Показательно, что мы узнаём о начальном периоде существования Древнерусского государства и о призвании Рюрика с братьями из письменного источника, написанного на славянском, а вернее, старославянском языке.

Объясняется это тем, что именно славяне намного раньше своих соседей получили такое мощное средство коммуникации, как письменность. Этого средства общения тогда не было ни у финно — угров[1], ни у балтов[2]. Скорее всего, именно этим, как уже было сказано, был обусловлен приоритет славянского языка в Древнерусском государстве.



[1] У финно-угорских племён письменность получила лишь локальное распространение. См. так наз. «карельские руны», происхождение которых датируется VII-X вв.

[2] По мнению М. Гимбутас: «Скорее всего, у древних балтов не было собственной письменности. Пока не найдены надписи на камне или на бересте на национальном языке. Самые ранние из известных надписей, сделанные на древнепрусском и литовском языках, датируются соответственно XIV и XVI вв. Все другие известные упоминания о балтийских племенах сделаны на греческом, латинском, немецком или славянских языках». Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря, M. 2004, с. 29

Развенчанная легенда

Предыстория России: Возвращение к началам

  • jpg» data-src=»/files/thumbs/1920×1920/files/article_images/2022/08/05/183539_209114.jpg»>

    Подпись к фото. В 1862 году в Новгороде был открыт памятник 1000-летию Руси. На среднем его ярусе – фигура Рюрика, на щите которого надпись «Лета 6370», что соответствует 862 году от Рождества Христова. Если, конечно, пользоваться «классическим» летоисчислением, как русские историки в XVIII-XIX веках.


Хотя «первозданная» Русь благодаря торговым связям была близка к странам Востока, культурные заимствования приживались на ее почве, если влияние исходило из Византии. Показательно, что первая продатированная в «Повести временных лет» статья отмечала международное признание Русской земли в контексте византийской истории как время правления императора Михаила III. Произошло ли ее признание в бурных событиях 860 года, несколько раньше или чуть позже, можно спорить. Но совершенно очевидно, что прибившаяся к северной обочине славянского мира горстка скитальцев-скандинавов во главе с Рюриком к этому дипломатическому свершению не была причастна.

Окончание. Начало 8 апреля «Откуда есть пошла…?»

Туманная хронология

Легендарная история призвания Рюрика на княжение в Новгород не вписывается в свод сведений о первоначальных достижениях «русского» государства, в том числе по хронологическим обстоятельствам. Сама дата восхождения «варяга» на престол, отмеченная русскими историками 862 годом и незаслуженно ставшая хрестоматийной, была утверждена по недоразумению. На заре исторической науки пытливые энтузиасты, писатели и публицисты не могли, к сожалению, знать, что византийские теологи и хронисты в зависимости от догматической приверженности использовали разные варианты летоисчисления.

Классическое византийское летоисчисление, позаимствованное книжниками Руси вместе с официальным принятием христианства, в самой империи получило каноническое признание и утвердилось на практике лишь в начале X столетия. До этого времени в писательской среде существовал разнобой: исследователи обнаружили признаки аж трех хронологических измерений.

Вопреки расхожему мнению о позднем знакомстве жителей Руси с образцами византийской литературы – в эпоху ее крестителя князя Владимира и просветителя Ярослава Мудрого — заново осмысленные показания источников говорят о другом. 

По свидетельству патриарха Фотия, часть русов крестилась и приняла пресвитера как законоучителя общины накануне созыва в столице Византии церковного Вселенского собора в 867 году. Что это была за группа, еще предстоит выяснить.

В середине X века император Константин Багрянородный писал, что крещение русов произошло в царствование его деда, Василия. И это было уже вторым по счету крещением! По кончине в 885 году моравского епископа Мефодия (брата и сподвижника просветителя Кирилла, в миру Константина) часть его учеников, чтобы продолжить служение, перебралась на Русь, скорее всего, в район Киева. Одна из христианских общин возникла в его окрестностях – в селе Угорском близ днепровской пристани, где верующие построили церковь святого Николая, покровителя путников и заступника от супостатов.

Не вызывает сомнений, что проводившие обряд крещения православные священники и обученные Мефодием проповедники привозили с собой разнообразную церковную литературу. Она, понятное дело, несла отпечаток хронологических расхождений, о которых речь пойдет ниже.

Когда Рюрика позвали княжить?

Как известно, в Византийской империи и вообще в православном мире, летоисчисление велось от Адама или, в ином прочтении, от сотворения мира, что то же самое. Вот только различные богословские школы Византии подходили к расчету лет со своей хронологической шкалой. Используем классический вариант перевода дат «от сотворения мира» в вид «от Рождества Христова». И увидим на примере первой продатированной статьи «Повести временных лет», где говорится о начале правления императора Михаила, что русские летописцы либо ошиблись, либо не знали истории. Погрешность составляет четыре года!

Прославившийся многими свершениями Михаил III приступил к самостоятельному управлению державой не в 852, а в 856 году, достигнув возраста «царственного» совершеннолетия. Именно тогда был распущен управлявший страной регентский совет во главе с его матерью Феодорой. 

В пору языческой древности славянский политический календарь не отличался от египетского, вавилонского и иных прочих. Хронология событий совмещалась с годом правления какого-либо князя. Древний, дохристианский способ летоисчисления использовался на Руси в публицистике до XII века. Он также проявляется в летописании, в котором рассказывалось о деяниях первых князей. Если в летописной традиции за опорную точку расчетов была взята достоверная дата коронации Михаила III, то хронологическая шкала в летописных статьях раннего отрезка истории требует пересмотра.

Согласно сообщению Никоновской летописи, сохранившей уникальные сведения, приход Рюрика на княжение в землю славян происходил позже «хрестоматийного» срока. В летописи сказано: «При Михаиле и Василии царема и при Фотии патриарсе приидоша Словене, рекше Новогородцы, и Меря, и Кривичи, Варягом реша: «земля наша велика и обилна, поидите владети нами». В развитие сюжета говорится, что после колебаний в следующем году (летописец начинал год с 1 сентября) «поидоша из Немец три браты со всем родом своим…». Последнее сообщение было отмечено той же датой, что и в статье «Повести временных лет» о призвании варяжских князей.

Нестыковка заключается в том, что режим соправительства установился в Византийской империи с 26 мая 866 года. На двух тронах во дворце сели отпрыск правящей династии Михаил и ставленник знати Василий. Сведения из византийских источников сомнению не подлежат. Стало быть, Рюрик не мог объявиться в славянских краях в 862 году, задолго до дворцовых перемен в Византии. Возведенный когда-то в разряд отправной точки русской истории мнимый год вокняжения Рюрика в Новгороде теряет значимость.

Хронологическая неразбериха устраняется, если пересмотреть шкалу времени по так называемой старовизантийской эре, которая в период правления Аморийской династии пользовалась популярностью. По сравнению с  классической константинопольской эрой (насчитывавшей до Рождества Христова полных 5508 лет) ее продолжительность была короче на четыре года. Поправка позволяет установить внутреннюю причинно-следственную связь многих событий эпохи.

Соправительство двух императоров примирило придворную знать ненадолго. В результате дворцового заговора Михаил III в сентябре 867 года погиб, а его визави, продолжив царствовать, стал основателем новой династии. Деятельность Рюрика в славянских землях, таким образом, не совмещается с историческими рамками «Повести временных лет», когда Русская земля обрела международный статус.

«Гладко было на бумаге…»

В какой дипломатической форме высказывалось Рюрику приглашение княжить в Новгороде, насколько представительно и легитимно выглядело направленное к нему посольство, установить, конечно же, не удастся. Попавшие на страницы летописей слова послов о том, что при огромных размерах и плодородности земли она скверно управляется, являясь плодом воображения, кроме того еще и искажают истинную картину. Новгородская земля всегда считалась скудной на «обилие», то есть на урожай.

Чтобы усилить эффект, переводчики древнерусского текста дореволюционной поры допустили подмену понятий. В летописных материалах значится, что славяне сетовали на отсутствие «наряда». Вместо этого понятия в переведенных текстах, рассчитанных на широкий круг читателей, замелькало слово «порядок». Навязывалась мысль, что славяне сжились с общественным беспорядком.

Несложно выяснить, что под «нарядом» в древности понималась управленческая иерархия или так называемая вертикаль власти. В глубокой древности в Новгородской земле, плохо заселенной и этнически разноликой, единого «наряда» просто не могло сложиться.

Если верить новгородским сказаниям, призванный на княжение Рюрик, наткнувшись на неприятие своих амбиций, вынужден был закрепиться в Ладоге, где обустроил крепость и отсиживался в ней два года. Двухлетнее пребывание в Ладоге еще более отдаляет его от периода политических будней, завершившихся для Русской земли дипломатическим успехом.

Подобрав подходящий момент, возможно, связанный с прибытием скандинавских подкреплений, Рюрик перебирается в Новгород. Однако новгородцы не принимают его с распростертыми объятиями. По сообщению Никоновской летописи, у князя появляется соперник в лице Вадима Храброго.

При неуказанных в летописи обстоятельствах в соперничестве за власть Вадим терпит поражение и погибает. Его сторонники, спасаясь от преследования Рюрика, разбегаются кто куда. Значительная группа новгородцев обретает пристанище в Киеве, распространяя молву, как легко домыслить, о чудовищных происшествиях на Севере.

Создатели феерических образов принятия Рюриком власти, переселенческого прилива «руси» и ее распространения по землям живительными потоками не могли предусмотреть, что столкнутся с проблемами. Сведения о русах, пусть туманные, разрозненные и лаконичные, залежались все-таки в иностранных скрипториях. Редактируя «Повесть временных лет», игумен Сильвестр и духовник князя Мстислава не учли старую византийскую хронологию, отчего в повествовании о Рюрике и в первичном материале возникли нестыковки и противоречия.

Напротив, возможно счастливая случайность уберегла от пристрастных взглядов рукописи, которые использованы при составлении Никоновской летописи. Ореол миротворца и устроителя порядка с призванного князя спадает, если принять к сведению ее сообщения.

 

Виктор Коротков.

 

Рюрик Джаттинг обжалует обвинительный приговор в двойном убийстве в Гонконге

Рюрик Джаттинг был признан виновным в двух убийствах в ноябре 2016 года.

Основные моменты истории

Первоначально Джаттинг принял обвинительный приговор, назвав его «просто»

Его адвокаты сказали, что дело будет рассмотрено в декабре


Гонконг
Си-Эн-Эн

Рюрик Джаттинг, британский банкир-экспатриант, ставший двойным убийцей, подает апелляцию на свой приговор, сообщил CNN его адвокат.

Джаттинг был признан виновным в прошлом году гонконгским судом в пытках и убийстве двух индонезийских женщин, Сумарти Нингси и Сененг Муджиасих, в своем доме в городском районе Ван Чай в 2014 году.

Присяжные вынесли единогласный вердикт по обоим пунктам обвинения в убийстве, и 31-летний Джаттинг был приговорен к двум одновременным обязательным пожизненным заключениям.

В то время судья Майкл Стюарт-Мур сказал, что Джаттинг, заявивший о снижении ответственности на основании психологических проблем, проникал «в самую бездну разврата» в обращении со своими жертвами.

Джаттинг сказал суду, что его «ежедневно преследуют воспоминания о моих действиях», и принял приговор как «справедливый».

Однако его адвокат Майкл Видлер сообщил CNN в среду, что Джаттинг подает апелляцию на свой приговор. Газета South China Morning Post сообщила, что апелляция была подана несколько месяцев назад.

Видлер сказал, что дело Джаттинга будет рассмотрено Апелляционным судом Гонконга 12 декабря.

Жертвы Джаттинга Сененг Муджиасих и Сумарти Нинсих.

через Facebook

Саймон Янг, заместитель декана права в Университете Гонконга, сказал CNN, что наиболее вероятная тактика Джаттинга в апелляции заключалась в том, чтобы оспорить указания судьи перед присяжными.

«В качестве альтернативы всегда существует вероятность того, что всплывут новые доказательства, возможно, новые медицинские доказательства, которые поставят под сомнение его защиту в отношении ограниченной ответственности», — сказал он, добавив, что команда защиты может также полагаться на последующие решения вышестоящих судов по вопросам ограниченной ответственности и другим. пункты закона.

через Facebook

Садист из Гонконга: британский банкир впал в разврат

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_5821A8D5-7C23-ABA5-A3A7-C1DA1EA0AC00@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
27 октября Джаттинг убил 23-летнюю Нинси, продержав ее в плену в своей квартире в течение трех дней. Он пытал и унижал ее, снимая действия на свой iPhone, прежде чем перерезать ей горло в душе.

Три дня спустя, 1 ноября, с телом Нинси в чемодане на его балконе, Джаттинг убил 26-летнюю Муджиасих после того, как она не переставала звать на помощь, через несколько минут после того, как вошла в его квартиру.

В течение шести дней в своей квартире Джаттинг снял на телефон множество видеороликов, описывая свои планы на будущие пытки и свои опасения быть пойманным.

Перед началом судебного разбирательства судья предупредил потенциальных присяжных, что доказательства будут «действительно очень тревожными», особенно кадры, записанные на iPhone Джаттинга.

Во время суда в прошлом году обе стороны признали, что Джаттинг убил двух женщин.

Приговор зависел исключительно от вопроса о «ограниченной ответственности», а также от того, существенно ли его психическое состояние во время убийств ослабляло его ответственность.

Если присяжные так считали, Стюарт-Мур поручил им найти меньшее обвинение в непредумышленном убийстве, а не в убийстве.

Адвокаты Джаттинга утверждали, что он страдал изнурительной комбинацией психических проблем — алкогольной и кокаиновой зависимости, нарциссической личности и расстройством сексуального садизма.

Однако суд отклонил это требование, поскольку Стюарт-Мур заявил, что Джаттинг не проявил «капли раскаяния», и призвал «никого не обманывать (его) поверхностным обаянием».

Бен Уэсткотт из CNN предоставил репортаж.

Викинг Рюрик | Круизы по реке Viking

Сборы Avoya за круизы и туры не взимаются. Забронируйте, измените или отмените без уплаты сборов Avoya. Плюс наша Гарантия Низкой Цены! Никаких комиссий Avoya за круизы и туры.

Кликните сюда!

Поговорите с планировщиком отпусков сейчас

1-888-447-8459

Поговорите с планировщиком отпуска сейчас

1-888-447-8459

  • Поиск
  • Круизы
  • Экскурсии
  • Курорты
  • Направления
  • Предложения
  • Блог
  • О

Поговорите с планировщиком отпуска

1-888-447-8459

Сборы Avoya за круизы и туры не взимаются. Забронируйте, измените или отмените без уплаты сборов Avoya. Плюс наша Гарантия Низкой Цены! Никаких комиссий Avoya за круизы и туры.

Кликните сюда!

Дом

круизы

речные круизы викингов

викинг рюрик

  • Обзор
  • Каюты
  • Колоды
  • Отзывы

Назначения

Диапазон дат

Круизная линия

Речные круизы «Викинг»

Совершите незабываемое путешествие на одном из лучших кораблей России – «Викинг Рюрик». Этот корабль позволяет вам увидеть все стороны России, так как 196 гостей путешествуют по великим городам, таким как Москва и Санкт-Петербург, а также по причудливым городам Золотого кольца, таким как Ярослави и Углич. Viking Rurik предлагает не только выдающиеся береговые экскурсии, но и восхитительные бортовые услуги, такие как Panorama Bar, The Restaurant, бутик и библиотека. Все номера выходят за рамки последних европейских стандартов комфорта и элегантности. С кроватями гостиничного типа и богатыми удобствами, а также с обогащающими впечатлениями, которые приходят вместе с маршрутами викингов Рюрика, вы обязательно получите полный опыт речного круиза.

года Реконструкция

2012

В мощности пассажира

196

Количество экипажа

100

Gross Tonnage

10000

Палуба

4

9000

40003

9000 9000 9000

40003 9000 29000 9000 9000

9000 9000 9000

Каюты с видом на океан

92

Внутренние каюты

Люкс

Балкон

Вид на океан

4,5
Звезды

2 отзыва


* Отзывы размещены круизерами, которые забронировали через
Авоя Тревел

Просмотреть все отзывы

«Фантастическая поездка! Отличный маршрут!»

4
Звезды

Дата круиза:
17.