Последнее произведение чайковского: Симфония №6 «Патетическая» си минор, соч. 74 Петра Чайковского

Симфония №6 «Патетическая» си минор, соч. 74 Петра Чайковского

Симфония №6 «Патетическая» си минор, соч. 74 Петра Чайковского — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Большой зал Московской консерватории. Культура.РФ

Музыка

Каталог концертов

2018

50 мин

Россия

Начать просмотр

Большой зал Московской консерватории

6 ноября 2018 года на сцене Большого зала Московской консерватории выступил Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением дирижера Владимира Федосеева. Он исполнил Симфонию №6 «Патетическую» си минор, соч. 74 Петра Чайковского — последнее произведение автора. Его сыграли в рамках реконструкции программы последнего концерта композитора к 125-летию со дня его смерти.

Петр Чайковский писал свою Симфонию №6 с февраля по конец августа 1893 года. Название симфонии подсказал брат музыканта — Модест Чайковский. Премьера прошла 28 октября в Петербурге за девять дней до смерти композитора — 6 ноября его не стало.

Каталог концертов

Все концерты 

Клавесин. Моцарт. И конфеты

2022120 мин

Рязанская областная филармония

Всероссийский конкурс им. В.Н. Городовской. Оркестры музыкальных училищ

202290 мин

Ярославская государственная филармония

Аримойя трио. Босса-нова по-русски

202290 мин

Культурно-просветительский центр «Дубрава»

The Queen Symphony

2022120 мин

Саратовская областная филармония имени А. Шнитке

С любовью из Петербурга

202290 мин

Белгородская государственная филармония

К 137-летию со дня рождения Михаила Эрденко

2022100 мин

Центр культурного развития «Горняк»

Обладатели именной стипендии Губернатора Саратовской области 2022

202290 мин

Саратовская областная филармония имени А. Шнитке

Великие имена. Франц Шуберт

202290 мин

Национальный драматический театр им. П.В. Кучияка

Фестиваль искусств «Время Стравинского». Аполлон Мусагет

2022120 мин

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Даниэль Штайн, переводчик

2022120 мин

Екатерининское собрание

Мурманский филармонический оркестр

2022120 мин

Мурманская областная филармония

Академический симфонический оркестр. Несыгранный концерт Геннадия Кузьмина

2022120 мин

Саратовская областная филармония имени А. Шнитке

«Ты помнишь ли вечер…»

202260 мин

Музей-усадьба «Остафьево»

Новое поколение

202290 мин

Культурно-просветительский центр «Дубрава»

По волне моей памяти. Давид Тухманов

202260 мин

Культурно-просветительский центр «Дубрава»

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: [email protected]

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Петр Чайковский предчувствовал свою смерть

3 комментария Просмотры: 997

П. И. Чайковский

В годовщину смерти великого Петра Чайковского маэстро Виталий Куценко и Харьковский академический симфонический оркестр «Виртуозы Слобожанщины» представили одно из самых таинственных произведений музыкального искусства – последнее сочинение композитора симфония №6 «Патетическая».

Петр Чайковский скончался 6 ноября 1893 года. 7 ноября в память о великом композиторе харьковский оркестр под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Виталия Куценко исполнили последнюю симфонию Петра Чайковского.

Творческий замысел останется тайной

“Шестой симфонии было суждено стать последним и самым загадочным произведением в наследии композитора.  Творческий замысел и биографические моменты в жизни композитора, по-видимому, навсегда останутся тайной, которую пытаются разгадать несколько поколений музыкантов и тех, кто любит музыку Чайковского.

За четыре года до написания последней, шестой симфонии Чайковский писал: «Я хочу написать грандиозную симфонию, которая стала бы итогом всей моей творческой жизни». Композитор планировал назвать это произведение «Жизнь» и отобразить в нем вечную тему искусства – борьбу добра и зла, но в том ее воплощении, которое волновало композитора едва ли не на протяжении всей его жизни: тема-фабула рока и героев в их столкновении, в их борьбе”,

– говорит доктор искусствоведения Елена Рощенко.

В Харькове композитора ждал триумф

Весь 1893 год Петр Чайковский работал над симфонией, которая должна была стать последней. Он закончил или почти заканчивал это произведение, но оно его не удовлетворяло, и композитор, отказавшись от грандиозной идеи, вложил этот музыкальный материал в третий концерт для фортепиано с оркестром, который тоже оказался последним в его творческой биографии.

“Начало последнего года своей жизни Чайковский провел необычайно бурно: он много гастролировал за рубежом, приезжал в Одессу и в Харьков, чем способствовал развитию в этих городах профессионального музыкального образования. Он давал концерты, дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения.  В Харькове его ждал самый настоящий триумф. Казалось бы, ничто не предвещало, что жизнь композитора близится к окончанию.

И вот всего в течение двух недель симфония, о которой он давно мечтал как о грандиозной, которую он хотел когда-то хотел назвать «Жизнь», была написана. 2 ноября он заболел и спустя четыре дня умер. Когда слушаешь симфонию №6, приходит мысль о том, что композитор предчувствовал собственную скорую кончину и писал этот симфонический реквием, как Вольфганг Моцарт — для самого себя”,

– рассказывает Елена Рощенко.

Это симфония о жизни

В последней, четвертой части симфонии звучит адажио Мендоза – медленная жалоба, которая создает ощущение невозможности победы жизни над смертью.

Возможно, Петр Чайковский действительно предчувствовал свою смерть, говорит дирижер Виталий Куценко, однако все-таки назвал свою симфонию «Патетической» – посвятил ее человеку. Эта симфония о том, как проходит человеческая жизнь, – в светлой радости, в бурной борьбе, в горьких страданиях и – увы – с непременным финалом.

Елена Ковальская, Вечерний Харьков

На эту тему:

Раздел: Публикации Метки: Виталий Куценко, Молодежный симфонический оркестр «Виртуозы Слобожанщины», Петр Ильич Чайковский

ClassicalMusicNews.Ru

Редакция ClassicalMusicNews.Ru

Патетическая симфония | произведение Чайковского

Патетическая симфония , по имени Симфония № 6 си минор, соч. 74 , финальная композиция Петра Чайковского. Названная композитором «Страстной симфонией», она была неправильно переведена на французский язык после его смерти, за что и получила название, под которым впоследствии стала известна, Pathétique (что означает «вызывающая жалость»). Премьера симфонии состоялась 28 октября 1893 года по современному календарю, хотя в то время в России еще существовала старая форма, по которой дата была 16 октября. Это было последнее произведение композитора; девять дней спустя он умер, и наблюдатели долго спорили, отражал ли часто мрачный характер произведения эмоциональное состояние Чайковского в то время.

Симфония № 6 Чайковского навсегда связана с трагедией его внезапной смерти. В последний год жизни, в 1893 году, композитор начал работу над новой симфонией. Эскизы датированы еще февралем, но работа шла медленно. Концертные туры во Францию ​​и Англию и присуждение докторской степени в Кембридже сократили время, отведенное для сочинения. Таким образом, хотя Чайковский мог сочинять быстро, когда с ним была муза, только в конце августа он смог закончить новое произведение. Его премьера с самим композитором на подиуме состоялась в Петербурге через два месяца, 28 октября.0011

Произведение показалось необычайно мрачным, особенно в финале, который и по темпу, и по динамике уходит в небытие. Брат Чайковского Модест предложил тогда назвать произведение французским словом «патетическая», означающим меланхолию, и Чайковский якобы согласился, но если бы Модест или кто-либо другой удосужился спросить о причине за мрачным настроением симфонии ответ Чайковского теряется во времени. Единственный его запомнившийся комментарий о новом произведении: «Без преувеличения, я вложил в эту работу всю свою душу».

Через девять дней, 6 ноября, композитора не стало. Его семья обвинила в этом холеру, но заявления врачей были противоречивыми, а друзья отнеслись к этому скептически. Холера, утверждали они, была болезнью бедняков, о которой почти не слышали среди высших слоев общества. Наверняка Чайковский знал бы, как предотвратить разоблачение. Кроме того, как отмечал в своих мемуарах друг и коллега композитора Римский-Корсаков, высокая заразность холеры помешала бы церемонии вскрытия гроба, которая действительно имела место. Почему, спрашивает Римский, провожающим разрешалось целовать усопшего на прощание? На этот вопрос семья Чайковского хранила решительное молчание.

В то время тайна оставалась неразгаданной. Однако свидетельства, обнародованные в 1978 году, свидетельствуют о том, что последние месяцы Чайковский провел в отчаянии из-за едва скрываемого скандала в личной жизни. гомосексуальность, который он старался скрывать на протяжении всей взрослой жизни, вот-вот должен был стать достоянием общественности. Некоторые предположили, что он покончил жизнь самоубийством в надежде, что прекращение его жизни также заставит замолчать слухи. Вполне возможно, ибо ему были свойственны глубокие депрессии. Кроме того, он как минимум один раз пытался покончить жизнь самоубийством. Возможно, это была еще одна попытка, которая тоже должна была провалиться, но вместо этого трагически увенчалась успехом.

Самая длинная из четырех частей симфонии, вступительная часть Adagio — Allegro non troppo начинается с умеренной темы, представленной солирующим фаготом и контрабасом; начав с самого низкого диапазона оркестра, Чайковский гарантирует, что слушатели поймут ту серьезность, которую он, кажется, имеет в виду. Далее последуют более быстрые темпы и более сильная динамика, а также мягко рапсодическая струнная тема, хотя фразы, заимствованные из русского православного реквиема, еще больше усиливают зловещий характер музыки.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Вторая часть Allegro con grazia грациозно танцевальна, хотя в нерегулярно используемом размере 5/4 она глубоко взбесила консервативных наблюдателей, которые, видимо, предпочли бы что-то ближе к вальсу. Однако эти страницы почти прерванного восторга прекрасно компенсируют более мрачное напряжение первой части.

С третьей частью Allegro molto vivace , Чайковский начинается со скерцоподобного бега струнных и деревянных духовых инструментов, временами прерываемого смелым маршевым духом. Постепенно этот марш берет верх, обеспечивая самые откровенно оптимистичные настроения симфонии. Подкрепляясь заключительным аккордом движения, он иногда удивляет невнимательных слушателей взрывами аплодисментов, ошибочно полагая, что это должно быть концом всего произведения.

Действительно, окончание волнением было бы типичным способом построения симфонии, но не это имел в виду Чайковский. Его Finale: Adagio lamentoso — Andante предлагает медленный темп, длинные фразы и интенсивные музыкальные вздохи и рыдания. На каждую фразу, которая поднимается, приходятся еще три отчаяния, и именно в самом траурном настроении симфония затихает к концу.

Музыковеды с психологическим уклоном пытались связать возможность самоубийства с фактом мрачной симфонии. Они видят параллели между нарастающей тревогой композитора и затухающим завершением симфонии. Конечно, другие композиторы писали симфонии в минорной тональности, не лишая себя жизни, но обычно ожидалось, что симфония, даже в минорной тональности, закончится энергией, если не оптимизмом. И все же последнее симфоническое высказывание Чайковского медленно рассеивается во все более сгущающемся мраке. Некоторые предполагают, что это музыкальный голос суицидальной депрессии.

Однако такой анализ игнорирует исторический факт. Чайковский начал работу над произведением почти за год до его премьеры, задолго до того, как поползли слухи. В то время он написал своему племяннику, что новая симфония завершится тем, что он назвал «адажио значительных размеров», что, безусловно, является способом, которым в конечном итоге заканчивается произведение. Если это сочинение свидетельствует о беспокойном уме, то это настроение сохранялось в течение многих месяцев. Что более вероятно, так это то, что симфония была просто предельным выражением пожизненной одержимости Чайковского темными эмоциями.

Бетси Шварм

Навязчивое прощание – Клуб слушателей

Тимоти Джадд

Вокруг Шестой симфонии Чайковского вырос романтический миф. Последняя работа композитора была отлита как своего рода отчаянная музыкальная предсмертная записка.

Правда, Чайковский умер чуть более чем через неделю после проведения премьеры Симфонии 28 октября 1893 года, вероятно, в результате питья зараженной холерой воды. Но хотя личные битвы и приступы депрессии Чайковского хорошо задокументированы, Шестую симфонию он завершил на эмоциональном подъеме. Чайковский сказал своему младшему брату Анатолию, 9 лет0009 «Я очень горжусь своей симфонией и считаю ее лучшим своим произведением». В письмах к друзьям он писал: «Я думаю, что это удастся; я редко пишу что-либо с такой любовью и увлечением», и  «Я могу честно сказать, что никогда в жизни я не был так доволен собой, так горд или так счастлив, что создал что-то столь же хорошее, как это.» Даже подзаголовок Симфонии, «Патетическая», , предложенный младшим братом композитора, Модестом, обманчив. Его русский перевод ближе к «страстному» или «эмоциональному», чем к «грустному».

Тем не менее, в « Pathétique» Symphony разворачивается темная, скорбная, а иногда и ужасающая драма. Его путешествие заканчивается смирением и окончательной смертью, а не трансцендентностью. Она следует совершенно иному курсу, чем, возможно, любая предшествующая симфония. Прошло то путешествие к трансцендентности, которое мы слышим в предыдущих симфониях Чайковского, в триумфально завершающих симфониях Бетховена или во Второй симфонии Шумана, которую мы исследовали на прошлой неделе. Вместо этого » Pathétique» Symphony произносит навязчивое прощание. Она предвосхищает еще одну «прощальную» симфонию, уходящую в тишину, — Девятую Малера, а также такие же тревожные симфонические выводы Сибелиуса (Четвертая и Шестая симфонии).

Первая часть ( Adagio – Allegro non troppo ) начинается в самых низких, самых туманных глубинах оркестра с первобытных открытых квинтов в разделенных контрабасе и восходящей мелодии в фаготе. Каждый раз, когда я слышу эту вступительную мелодию, меня поражает ее отдаленное сходство с безмятежным соло валторны во второй части Пятой симфонии Чайковского. Нисходящие гаммы — повторяющийся мотив в этой Симфонии — они появляются в конце каждой части. В начале этого вступительного вступления, словно для того, чтобы свести на нет устремления неуверенно восходящих партий деревянных духовых инструментов, горькая нисходящая партия струнных снова погружается во мрак. Это разворачивается в первую тему экспозиции, которая представляет собой взаимодействие между восходящей и нисходящей шкалами. Мы слышим изящество, элегантность и жизнерадостность Моцарта — композитора, которым Чайковский очень восхищался, — а также балетную музыку Чайковского. Непосредственно в этой экспозиции взрыв контрапункта, разговоры групп инструментов, беспокойное и неумолимое мотивное развитие. Вторая тема, снова построенная на падающей гамме, начинается с приглушенной чувственности в приглушенных струнных, а затем страстно взлетает. Даже в самые кульминационные моменты он наполнен грустью. Обратите внимание, как эта тема выходит из тишины и возвращается в нее.

Секция свирепого развития начинается с внезапного взрыва, который некоторые слушатели сравнивают с началом Адского танца из Жар-птицы Стравинского. Во время репетиции Ричмондского симфонического оркестра в начале недели, когда я слышал в этом пассаже только духовые и медные партии, меня поразило отсутствие какого-либо тонального центра. По отдельности эти голоса можно легко принять за двенадцатитоновую композицию двадцатого века. Через несколько мгновений обратите внимание, как наше ощущение лежащего в основе пульса распадается на головокружительную ритмическую двусмысленность, которую мы слышим во всей балетной музыке Чайковского. Изящная вступительная тема экспозиции теперь превращается в безумную игру имитации между струнными и духовыми. То, что следует далее, может быть самым ужасающим и внушающим благоговейный трепет моментом во всем музыкальном творчестве Чайковского. Среди растущих слоев звукового строительства над грохотом педали литавр перед нами поднимается огромная, неизбежная Сила. Судьбоносное заявление звучит в тромбонах с их сверхъестественными коннотациями. Ранее в разделе развития тромбоны интонируют короткую, но торжественную цитату из этого раздела Русской Православной Заупокойной Мессы.

Первая часть заканчивается безропотным маршем в закат. Послушайте, как хоральные голоса встречаются с непоколебимой нисходящей гаммой пиццикато именно в тот момент, когда возникает приостановка горько-сладкого диссонанса. В последние секунды внимательно прислушайтесь к последним ударам литавр, которые исчезают вдали.

Вторая часть ( Allegro con grazia ) представляет собой грациозный, но странно хромающий вальс, поставленный в крайне неравномерном размере 5/4. Слушая основное басовое пиццикато, трудно представить себе музыку, которая более восхитительно выводит нас из равновесия. Это балетная музыка без хореографии, с ее волшебным и интуитивным чувством движения. Во второй теме вновь появляется фрагмент нисходящей гаммы, и музыка принимает зловещий оборот. Обратите внимание на то, как оригинальная тема входит в партии деревянных духовых инструментов как кажущееся украшение. Это «украшение» берет верх и становится разговором между инструментами, который затем незаметно растворяется в исходной теме.

«Волнующее» — лучшее слово, чтобы описать маршевую третью часть ( Allegro molto vivace ). Он начинается с множества сверкающих цветов и шквала движущихся линий. Затем появляется энергичная тема марша. На протяжении всего этого скерцо ощущается почти пугающее ощущение постоянно нарастающего напряжения. Вся эта сдерживаемая энергия высвобождается во взрыве триумфа и эйфории. Конец этой части так высоко поднимается, что почти становится «фальшивым» финалом. «Почему Чайковский не мог закончиться здесь?» просим.

Финальная часть ( Finale: Adagio lamentoso ) кажется еще более душераздирающей из-за того, что ей предшествовало. Начальная тема — это крик страданий, но в основе лежит чувство благородства и принятия. Если вы посмотрите на партитуру, вы не найдете этой мелодии ни в одной инструментальной линии. Вместо этого он разделен на чередующиеся ноты между первой и второй скрипками. В те дни, когда секции скрипок располагались лицом друг к другу, это, должно быть, создавало захватывающий эффект «объемного звука», который сегодня может быть утерян. Диссонирующее напряжение подвесок в коде первой части здесь возвращается более экспансивно. Мы погружаемся обратно в мутный мир низких струнных и фагота, которыми открылась Симфония. Вторая тема – величественная постановка, построенная на мотиве нисходящей гаммы. Оно растет, достигая все выше к недостижимой кульминации. Судьбоносный голос тромбонов вступает в канонический диалог со струнными.

Это музыка, которая отчаянно пытается найти путь к окончательному разрешению, но постоянно терпит неудачу. Вместо этого мы погружаемся в бурную свирепость этого пассажа с его рычащими, остановленными валторнами, сопровождаемыми мрачным тромбоном и хоралом на тубе, который напоминает музыкальную молитву последнего обряда. Финальные нисходящие гаммы погружаются в недра оркестра, откуда начиналась Симфония. Инструменты последовательно выпадают по мере того, как музыка перемещается ниже их диапазона. В особенно остром примере скрипки заканчиваются B-A-G и остаются висящими, не в силах закончить партию до фа-диез. Замирают последние такты, обретая разрешение только в тишине, следующей за последней нотой.

Пять великих записей

  • Чайковский: Симфония № 6 си минор, «Патетическая», соч. 74, Шарль Дютуа, Симфонический оркестр Монреаля Амазонка
  • Евгений Мравинский и оркестр Ленинградской филармонии
  • Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр
  • Герберт фон Караян и Венский филармонический оркестр
  • Леонард Бернштейн и Нью-Йоркский филармонический оркестр
О Тимоти Джадде

Тимоти Джадд, уроженец северной части штата Нью-Йорк, является членом секции скрипачей Ричмондского симфонического оркестра с 2001 года.