Чайковский: психологический «портрет» русского композитора . Портрет чайковского
Исповедь Чайковского Психологический «портрет» русского композитора
Тактичный, чуткий, общительный, всегда в веселом расположении духа – таким видели Петра Ильича современники. А за кулисами оставались болезненная мнительность, ни на секунду не покидающий Чайковского страх смерти, одиночество, неврозы, мысли о суициде и собственной бездарности. Сам он называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.
При Чайковском не говорили о гробах
Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком. Смерть стала одной из главных тем стихотворений маленького Чайковского; как вспоминал младший брат Модест, «его преследовали образы сирот, стариков, умирающих, мучеников». Когда Петру не исполнилось и 12-ти, умер от скарлатины его близкий друг Николай Вакар. С потерей самого дорогого человека он столкнулся в возрасте 14 лет — мать Александра Андреевна умерла от холеры. Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь. Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа. Однажды во время визита в Софийский собор в Киеве композитора привела в ужас «какая-то фигура, покрытая парчой» (это были останки митрополита Макария). Петр Ильич выбежал из храма и на этом осмотр киевских святынь решил завершить.
Семья Чайковских. Петр крайний слева
После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Подростком он мог ночью внезапно вскочить с кровати и сесть за рояль, чтобы сыграть только что рожденную композицию. Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва. Ему могло мешать тиканье часов, а звук проезжающего экипажа иногда доводил до натуральной истерики. Но музыка — другое дело. Петр Ильич занимался ею по железному распорядку, он никогда не давал себе поблажек.
Звуки доводили маленького Чайковского до нервного срыва
По мнению психиатров, причина такой фантастической работоспособности заключалась в тревожном, мнительном характере. Творчество позволяло отвлечься от рефлексии и самокопания, которые приводили Чайковского к депрессии. Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.
«Когда играли, то мне казалось, что я сейчас, сию минуту умру, до того у меня болело сердце»
Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений. Впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году он описывает в письме Модесту: во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури». Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури». Схожие чувства, граничащие с отчаянием, он испытал после прочтения рецензий на свою оперу «Мазепа».
Петр с братьями Модестом и Анатолием (стоят) и Николаем Кондратьевым, 1875
Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. Переживаниями относительно своего здоровья он делился в письмах к верному другу и покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию. «…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям. Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением. Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел. Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба», — отмечал Петр Ильич. И эти строки писал человек, который притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере. Композитор переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался.
Письма без купюр
В 1923 году в СССР были впервые опубликованы дневники Чайковского. Они написаны в отстраненном, почти официальном тоне, как будто по принуждению. Это лаконичные ежедневные заметки, в которых нет места душевным переживаниям. Краткие «работал», «занимался», посещения храмов, небольшие пейзажные зарисовки.
Переписка композитора и фон Мекк длилась 13 лет, они никогда не виделись
В 1940 и 1961 годах были изданы письма композитора, которые, разумеется, прошли через руки цензоров. Однако к этому моменту слухи о гомосексуализме Чайковского циркулировали в зарубежной прессе уже несколько лет. Причиной тому послужила публикация прозаика и критика Александра Амфитеатрова, опубликованная в парижской газете «Сегодня» в 1933 году. Амфитеатров заявил, что получил многочисленные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации композитора после личного разговора со знакомыми Чайковского. При этом утверждалось, что чаще всего он заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими.
Объявление скрыто. |
Этим также могла объясняться неудачная женитьба на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться. В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза. Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто. Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.
С Антониной Милюковой
В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Эта работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть корреспонденции русского композитора. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.
Петр Ильич был ипохондриком и был склонен к самообвинению
В своей работе Соколов восполняет некоторые из этих пробелов и приводит, в частности, такое послание Чайковского Модесту: «Только ты один, Модя, во всем мире можешь вполне понять испытанные мною вчера чувства. От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях. Rendezvous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un rive (как во сне), воплощение сладкой мечты». Эти письма обнажают тяжелую внутреннюю борьбу Чайковского с тем, что он считал постыдным пороком, «величайшей и непреодолимейшей преградой к счастию». В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение, и описывает свои знакомства с молодыми людьми.
С племянником Владимиром Давыдовым
Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно. Между строк читается тонкий психологизм. Чего стоит отрывок, пронизанный маленькой, но острой, настоящей драмой влюбленности: «Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».
С женой композитор прожил всего 6 недель, после чего уехал в Швейцарию
Александр Познанский, автор многочисленных работ о Чайковском, опубликованных за рубежом, не сомневается: великий русский композитор был гомосексуалистом. Он пишет о том, что в жизни Петра Ильича царил «культ веселья и развлечений», а жажда новых романтических знакомств не оставляла его ни на минуту. Психиатр Михаил Буянов, возглавлявший Московскую психотерапевтическую академию, также изучал архивные документы (уже по медицинской части) и пришел к противоположному выводу. При этом он ссылался на материалы, связанные с визитами композитора к светилам психиатрии.
Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.
teni-istorii.ru
Портрет Чайковского - великий дар потомкам
Так получилось, что лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930).
Академик Николай Кузнецов
Как получилось, что портрет человека, который и при жизни считался полубогом, принадлежит кисти провинциального живописца из Малороссии и кто он такой? Выходец из семьи крупного землевладельца Н. Д. Кузнецов, увлекшись передвижниками и будучи талантливым живописцем, поступает в Российскую академию художеств, обучаясь в которой получает три серебреные медали. С 30 лет он систематически участвует в выставках передвижников. О значимости его картин говорит тот факт, что шесть из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а прекрасное полотно, написанное, как и портрет Чайковского, в 1893 году, «Спящая девочка» купил Александр III в свою личную коллекцию. Кузнецов написал несколько великолепных портретов - В. М. Васнецова и Шаляпина, И. Е. Репина и графа М. М. Толстого. Все они очень хороши, но портрет Чайковского прославил фамилию художника в веках.
Самый достоверный
Видео по теме
Враги всегда чернят то, что особенно дорого
П. И. Чайковского, портрет которого, по свидетельству близкого и хорошо знающего его человека, очень хорош и достоверен, в это время мучили страхи и сомнения. Спекуляции на тему о добровольном уходе из жизни, как и другие мифы о человеке, составляющем славу России, преследуют одну цель – очернить то, чем гордится и что любит каждый русский. Официальная версия преждевременной смерти говорит о том, что Чайковский умер от холеры, которую подхватил, выпив стакан сырой воды. Этот красивый человек, страдающий всю жизнь мучительной застенчивостью, вряд ли выбрал бы добровольный уход из жизни, сопровождающийся изнурительной рвотой и поносами. Но тому, что всемирно (он дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла и был доктором Кембриджского университета) признанному гению в последние годы жизни что-то не давало покоя, есть много свидетельств современников.
История создания
П. И. Чайковского, портрет которого писался в Одессе, пригласили в этот город на закрытие сезона оперного театра, являвшегося в ту пору одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра, придав ему, таким образом, еще большую значимость. П. И. Чайковский согласился позировать 43-летнему выпускнику Академии Н. Кузнецову. Несколько часов он добросовестно был моделью, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет Петра Чайковского без модели. Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский по достоинству ее оценил, назвав «чудной». Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Полотно размером 623 х 800 мм, запечатлело умного, думающего, страдающего, красивого человека, «славу и гордость земли русской». Темный фон, черный костюм и два светлых пятна – лицо и кисть руки на раскрытой партитуре. Может быть, фон не дорисован до конца, но он так хорошо подчеркивает прекрасное лицо гения. Можно додумать в темноте фона каких-то монстров, якобы мучающих композитора, а можно радоваться тому, как удачно выделено лицо, обрамленное сединами, и как подчеркнут взгляд титана, как переданы ум, гениальность и редчайшее дарование.
Одним из самых проникновенных произведений русской литературы является сочинение «Гранатовый Браслет». На тему «Любовь – великий дар» писало немало и поэтов, и писателей. Но в повести Куп...
Многие люди любят природу, но мало кто задумывался, кто такой натуралист. А этот термин имеет два значения.Трактовка терминаПрежде всего натуралист – это естествоиспытатель, специалист в области ...
Искусство и развлечения Портреты Мусоргского – этапы жизни великого композитораПортреты Мусоргского делались не часто. Это не Рембрандт, который ежегодно всматривался в себя и следил, как он меняется. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир...
Искусство и развлечения Картина Модильяни "Портрет Жанны Эбютерн перед дверями" - последний шедевр последнего художника богемы. Биография великого творцаАкадемик Игорь Васильевич Курчатов был выдающимся советским ученым, прославившимся в сфере атомной энергетики. Нередко его называют «отцом атомной бомбы». С уверенностью можно сказать, что Курчатов памятни...
Образование Владимир Мономах - исторический портрет Великого князя КиевскогоВ истории Киевской Руси есть правители, которые запоминаются с разных сторон. Кто-то более дипломатично грамотный, кто-то лучший полководец своего времени. Мономах, пожалуй, сочетает в себе эти два лучших качества. Вл...
Автомобили Машина-легенда – Fiat 124 и его потомкиКоличество марок и моделей автомобилей, которые выпускаются в наши дни, невероятно велико. Среди них имеются как миниатюрные, так и гигантские «корабли», как внедорожники, способные преодолеть любые препят...
Автомобили Великий Aston Martin DB5Когда-то на смену DB4 был разработан Aston Martin DB5. Надо сказать, что внешне они почти не отличались, а вот технически "наследник" стал лучше. Рабочий объем решили увеличить до 4 литров. Этот ход позволил увеличить...
Бизнес РЛС "Дарьял" (радиолокационная станция)Стремительное развитие оружия нападения предъявляет повышенные требования к тактико-техническим параметрам средств предупреждения о возможной агрессии. РЛС "Дарьял" (радиолокационная станция) на протяжении почти двух ...
Бизнес Статусы про судьбу, которые на самом деле являются цитатами великих людейСегодня на страницах пользователей социальных сетей, а также во многих тематических сообществах можно встретить разные статусы про судьбу. Звучат они красиво, глубокомысленно. Что неудивительно, ведь большинство этих ...
monateka.com
психологический «портрет» русского композитора — Рамблер/субботний
Тактичный, чуткий, общительный, всегда в веселом расположении духа — таким видели Петра Ильича современники. А за кулисами оставались болезненная мнительность, ни на секунду не покидающий Чайковского страх смерти, одиночество, неврозы, мысли о суициде и собственной бездарности. Сам он называл себя мизантропом, который сходится с людьми ценой невероятных внутренних мучений.
При Чайковском не говорили о гробах
Великий композитор был чрезвычайно впечатлительным ребенком. Смерть стала одной из главных тем стихотворений маленького Чайковского; как вспоминал младший брат Модест, «его преследовали образы сирот, стариков, умирающих, мучеников». Когда Петру не исполнилось и 12-ти, умер от скарлатины его близкий друг Николай Вакар. С потерей самого дорогого человека он столкнулся в возрасте 14 лет — мать Александра Андреевна умерла от холеры.
Липкий, мучительный страх смерти Чайковский пронес с собой через всю жизнь. Впоследствии он даже просил не употреблять при нем слов, которые намекают на смерть — они приводили его в дурное расположение духа. Однажды во время визита в Софийский собор в Киеве композитора привела в ужас «какая-то фигура, покрытая парчой» (это были останки митрополита Макария). Петр Ильич выбежал из храма и на этом осмотр киевских святынь решил завершить.
После игры на фортепиано юный Чайковский возвращался домой нервный, в расстроенных чувствах. Подростком он мог ночью внезапно вскочить с кровати и сесть за рояль, чтобы сыграть только что рожденную композицию.
Парадоксально, но звуки иногда доводили будущего композитора до нервного срыва. Ему могло мешать тиканье часов, а звук проезжающего экипажа иногда доводил до натуральной истерики. Но музыка — другое дело. Петр Ильич занимался ею по железному распорядку, он никогда не давал себе поблажек.
По мнению психиатров, причина такой фантастической работоспособности заключалась в тревожном, мнительном характере. Творчество позволяло отвлечься от рефлексии и самокопания, которые приводили Чайковского к депрессии. Специалисты отмечают, что такого рода эмоции характерны для артистического мира: искусство требует колоссального напряжения, с которым нелегко справиться даже эмоционально стабильному человеку.
«Когда играли, то мне казалось, что я сейчас, сию минуту умру, до того у меня болело сердце»
Петр Ильич крайне болезненно относился к критике в адрес своих произведений. Впечатления от исполнения симфонической фантазии «Буря» в Париже в 1879 году он описывает в письме Модесту: во время концерта волновался настолько, что заболело сердце; после недостаточно благосклонного восприятия публикой совершенно уверился в ничтожности «Бури».
Особенно неудачным это произведение показалось ему на фоне симфонии Мендельсона, которую мастерски исполнили до «Бури». Схожие чувства, граничащие с отчаянием, он испытал после прочтения рецензий на свою оперу «Мазепа».
Петр с братьями Модестом и Анатолием (стоят) и Николаем Кондратьевым, 1875
Неудивительно, что Чайковский сделался ипохондриком. Переживаниями относительно своего здоровья он делился в письмах к верному другу и покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк. При этом главным своим «заболеванием» он называл мизантропию.
«…Мизантропия особого рода, в основе которой вовсе нет ненависти и презрения к людям. Люди, страдающие этой болезнью, боятся не того вреда, который может воспоследовать от козней ближнего, а того разочарования, той тоски по идеалу, которая следует за всяким сближением.
Было время, когда я до того подпал под иго этого страха людей, что чуть с ума не сошел. Обстоятельства моей жизни сложились так, что убежать и скрыться я не мог. Приходилось бороться с собой, и единый бог знает, чего мне стоила эта борьба», — отмечал Петр Ильич.
И эти строки писал человек, который притягивал к себе всеобщее внимание на каждом светском вечере. Композитор переписывался с Надеждой Филаретовной 13 лет, делился с ней откровенными мыслями, но никогда не встречался.
Письма без купюр
В 1923 году в СССР были впервые опубликованы дневники Чайковского. Они написаны в отстраненном, почти официальном тоне, как будто по принуждению. Это лаконичные ежедневные заметки, в которых нет места душевным переживаниям. Краткие «работал», «занимался», посещения храмов, небольшие пейзажные зарисовки.
В 1940 и 1961 годах были изданы письма композитора, которые, разумеется, прошли через руки цензоров. Однако к этому моменту слухи о гомосексуализме Чайковского циркулировали в зарубежной прессе уже несколько лет. Причиной тому послужила публикация прозаика и критика Александра Амфитеатрова, опубликованная в парижской газете «Сегодня» в 1933 году.
Амфитеатров заявил, что получил многочисленные свидетельства нетрадиционной сексуальной ориентации композитора после личного разговора со знакомыми Чайковского. При этом утверждалось, что чаще всего он заводил романтические отношения с молодыми юношами, и отношения эти нередко были платоническими.
Этим также могла объясняться неудачная женитьба на Антонине Милюковой. Муж и жена прожили в одном доме всего 6 недель, после чего Чайковский уехал в Швейцарию и, если судить по письмам, даже хотел топиться. В своей корреспонденции композитор подчеркивает, что страстное желание отца видеть его женатым стало одной из причин заключения неудачного союза.
Известно также, что Чайковский планировал свадьбу с французской певицей Дезире Арто. Она не состоялась по банальной причине — Арто выскочила замуж за другого.
В 1995 году исследователь Валерий Соколов опубликовал статью, в которой приводились письма Петра Ильича его брату Модесту без купюр. Эта работа вышла в официальном альманахе дома-музея Чайковского в Клину, где и находится значительная часть корреспонденции русского композитора. Оказалось, что в советское время были отредактированы в нужном идеологическом ключе более 200 писем.
В своей работе Соколов восполняет некоторые из этих пробелов и приводит, в частности, такое послание Чайковского Модесту: «Только ты один, Модя, во всем мире можешь вполне понять испытанные мною вчера чувства. От скуки, несносной апатии я согласился на увещания Николая Львовича познакомиться с одним очень милым юношей из крестьянского сословия, служащего в лакеях.
Rendezvous было назначено на Никитском бульваре. У меня целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура — un rive (как во сне), воплощение сладкой мечты».
Эти письма обнажают тяжелую внутреннюю борьбу Чайковского с тем, что он считал постыдным пороком, «величайшей и непреодолимейшей преградой к счастию». В письмах к брату композитор признается, что к своей жене испытывал самое настоящее отвращение, и описывает свои знакомства с молодыми людьми.
Эти послания рисуют образ человека, который ценой невероятных внутренних усилий пытается бороться с собой, но безуспешно. Между строк читается тонкий психологизм. Чего стоит отрывок, пронизанный маленькой, но острой, настоящей драмой влюбленности: «Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки… и … и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу! Что за муку я перенес! Однако он так хорош, так мил, очарователен во всех других отношениях, что с помощью двух рюмок водки я к концу вечера все-таки был влюблен и таял. Испытал хорошие, сладкие минуты, способные помирить со скукой и пошлостью жизни».
Александр Познанский, автор многочисленных работ о Чайковском, опубликованных за рубежом, не сомневается: великий русский композитор был гомосексуалистом. Он пишет о том, что в жизни Петра Ильича царил «культ веселья и развлечений», а жажда новых романтических знакомств не оставляла его ни на минуту.
Психиатр Михаил Буянов, возглавлявший Московскую психотерапевтическую академию, также изучал архивные документы (уже по медицинской части) и пришел к противоположному выводу. При этом он ссылался на материалы, связанные с визитами композитора к светилам психиатрии.
Вероятно, творчество было для Чайковского выходом из душевного кризиса; в своих произведениях он воплощал напряженные драматические концепции, мотивы одиночества и тоски. Недаром так близка ему была «Исповедь» Толстого — муки сомнения, напряженного духовного поиска не оставляли композитора до последних дней.
weekend.rambler.ru
Портрет Чайковского написан… в танце — Мир новостей
Талантливому художнику Марте Тиш потребовалось всего 8 минут, чтобы создать портрет великого композитора Петра Ильича Чайковского. Художнику остается сделать последние штрихи, чтобы завершить свою работу, а киноконцертный зал «Космос» уже аплодирует и кричит «браво»!
Взмах руки с кистью, изящный изгиб ноги, прыжок, разлетающаяся в разные стороны юбка-пачка и первые мазки краски на большом черном холсте под музыку Чайковского – так в танце художник Марта Тиш начала свой необычный перформанс.
На сцене концертного зала «Космос» единственный из художников в мировой практике, кто создает живописные полотна, сочетая танец и процесс работы с краской на холсте, приступила к созданию портрета великого русского композитора Петра Чайковского. Быстрые крошечные шажки на носочках, затем снова прыжок, брызги краски и новые точечные мазки – на холсте появляются очертания будущего портрета.
До последнего момента зритель не может понять, что хочет изобразить экстравагантный художник на своем полотне. Правда, до того момента, когда Марта не решает развернуть свое полотно на 180 градусов. Зрители в восхищении узнают портрет Петра Ильича Чайковского.
Перформанс Марты Тиш стал самым зрелищным номером в рамках торжественного благотворительного вечера, посвящённому 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Все собранные средства от продажи портрета Чайковского будут направлены в поддержку детских музыкальных учреждений – в частности, на приобретение музыкальных инструментов для детских домов, покупку предметов и вещей, необходимых для творчества и образования, воспитанников музыкальных школ.
Марта Тиш работает в стилистике speed paint («быстрое рисование»), которой на профессиональном уровне владеют лишь несколько человек в мире. Среди них такие художники, как француз Жан-Пьер Бланшар, австриец Дэнни Ден и Рок Демарко из Лас-Вегаса. Создание картины в этом современном виде живописи ограничивается небольшим промежутком времени. У Марты Тиш на создание портрета «Петр Ильич» потребовалось всего 8 минут. От своих знаменитых коллег Марта отличается тем, что сочетает живопись с хореографией. Она единственный человек в мире, у которого это получается так изящно.
В своем перформансе Марта сочетает классическую хореографию с элементами клубного танца и афроджаза. Такая коллаборация, по мнению художника, помогает размыть границу между искусством прошлого и настоящего.
– Восемь минут – это хороший результат, поскольку я планировала уложиться в 8:20, – призналась Марта после своего уникального и зрелищного действа.
Портрет Чайковского, который Марта назвала «Петр Ильич», получился многоцветным, в холодных тонах. И холодные тона выбраны здесь не случайно.
– Когда мне было два года, я мечтала играть на скрипке, но позднее увлеклась живописью. Сейчас я пишу картины, но музыка для меня как вечный двигатель, как жизнь в самом первородном ее проявлении. А творчество Петра Ильича – оно вечно. Создавая портрет Чайковского, мне хотелось изобразить именно вечность – прозрачно-синего цвета с вкраплениями капель фуксии.
Количество портретов, написанных на сегодняшний день, уже не может сосчитать даже сама Марта Тиш. Поэтому трудно сказать, какой по счету получилась нынешняя работа. Но все предыдущие портретные работы Тиш писала в среднем за девять минут.
Для самой Марты это очередная победа – это первый перформанс за последние шесть месяцев, который Тиш отработала в «полную ногу», успешно восстановившись после тяжелой травмы колена.
Максим Сидоров.
Фото: Наталья Габбасова,
Наталья Мущинкина.
Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.
mirnov.ru
Портрет Чайковского - великий дар потомкам
Так получилось, что лучший портрет Чайковского стал и последним прижизненным, написанным за девять месяцев до смерти гениального композитора. Его автор - художник-передвижник из Одессы Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1930).
Академик Николай Кузнецов
Как получилось, что портрет человека, который и при жизни считался полубогом, принадлежит кисти провинциального живописца из Малороссии и кто он такой? Выходец из семьи крупного землевладельца Н. Д. Кузнецов, увлекшись передвижниками и будучи талантливым живописцем, поступает в Российскую академию художеств, обучаясь в которой получает три серебреные медали. С 30 лет он систематически участвует в выставках передвижников. О значимости его картин говорит тот факт, что шесть из них хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а прекрасное полотно, написанное, как и портрет Чайковского, в 1893 году, «Спящая девочка» купил Александр III в свою личную коллекцию. Кузнецов написал несколько великолепных портретов - В. М. Васнецова и Шаляпина, И. Е. Репина и графа М. М. Толстого. Все они очень хороши, но портрет Чайковского прославил фамилию художника в веках.
Самый достоверный
Вообще композитора рисовали мало, может быть, потому, что уже входили в моду фотографии, для которых не надо было позировать часами. Для Большого зала консерватории были заказаны изображения великих композиторов. Овальный портрет Чайковского написан Николаем Корнилиевичем Бодаревским. Но как правило, когда упоминают о живописном изображении композитора, всегда подразумевают портрет кисти Николая Кузнецова, который Модест Ильич, брат художника, назвал «потрясающе жизненным изображением». Он сказал, что лучшего портрета он не знает и что художнику удалось угадать и достоверно передать трагизм настроения величайшего композитора, в котором он находился в ту пору.
Враги всегда чернят то, что особенно дорого
П. И. Чайковского, портрет которого, по свидетельству близкого и хорошо знающего его человека, очень хорош и достоверен, в это время мучили страхи и сомнения. Спекуляции на тему о добровольном уходе из жизни, как и другие мифы о человеке, составляющем славу России, преследуют одну цель – очернить то, чем гордится и что любит каждый русский. Официальная версия преждевременной смерти говорит о том, что Чайковский умер от холеры, которую подхватил, выпив стакан сырой воды. Этот красивый человек, страдающий всю жизнь мучительной застенчивостью, вряд ли выбрал бы добровольный уход из жизни, сопровождающийся изнурительной рвотой и поносами. Но тому, что всемирно (он дирижировал симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла и был доктором Кембриджского университета) признанному гению в последние годы жизни что-то не давало покоя, есть много свидетельств современников.
История создания
П. И. Чайковского, портрет которого писался в Одессе, пригласили в этот город на закрытие сезона оперного театра, являвшегося в ту пору одним из лучших в России. Директор театра Райский хотел увековечить это событие портретом великого маэстро, который он бы повесил в холле театра, придав ему, таким образом, еще большую значимость. П. И. Чайковский согласился позировать 43-летнему выпускнику Академии Н. Кузнецову. Несколько часов он добросовестно был моделью, а потом попросил отпустить его, так как стоять в жару в костюме было смертной мукой. Художник заканчивал портрет Петра Чайковского без модели. Когда Кузнецов привез композитору законченную работу, Чайковский по достоинству ее оценил, назвав «чудной». Третьяков был того же мнения о работе и сразу же приобрел портрет для своей коллекции. Полотно размером 623 х 800 мм, запечатлело умного, думающего, страдающего, красивого человека, «славу и гордость земли русской». Темный фон, черный костюм и два светлых пятна – лицо и кисть руки на раскрытой партитуре. Может быть, фон не дорисован до конца, но он так хорошо подчеркивает прекрасное лицо гения. Можно додумать в темноте фона каких-то монстров, якобы мучающих композитора, а можно радоваться тому, как удачно выделено лицо, обрамленное сединами, и как подчеркнут взгляд титана, как переданы ум, гениальность и редчайшее дарование.
загрузка...
fjord12.ru
Написан необычный портрет Чайковского… в танце
В рамках благотворительного вечера, посвящённому 175-летию со дня рождения Петра Чайковского, художник Марта Тиш создала портрет великого русского композитора. Все собранные средства от продажи портрета Чайковского будут направлены в поддержку детских музыкальных учреждений – на приобретение музыкальных инструментов для детских домов, покупку предметов и вещей, необходимых для творчества и образования, воспитанников музыкальных школ.
Художник Автор фото: Наталья Габбасова, Наталья Мущинкина написала портрет Чайковского… в танцеТалантливому художнику Марте Тиш потребовалось всего 8 минут, чтобы создать портрет великого композитора Петра Ильича Чайковского. Художнику остается сделать последние штрихи, чтобы завершить свою работу, а зрительный зал «Космоса» уже аплодирует и кричит браво!
Взмах руки с кистью, изящный изгиб ноги, прыжок, разлетающаяся в разные стороны юбка-пачка и первые мазки краски на большом черном холсте под музыку Чайковского – так в танце художник Марта Тиш начала свой необычный перформанс. На сцене концертного зала «Космос» единственный из художников в мировой практике, кто создает живописные полотна, сочетая танец и процесс работы с краской на холсте, приступила к созданию портрета великого русского композитора Петра Чайковского. Быстрые крошечные шажки на носочках, затем снова прыжок, брызги краски и новые точечные мазки – на холсте появляются очертания будущего портрета. Марта работает настолько быстро, насколько это возможно, эффектно сочетая процесс рисования с изящным танцем.
До последнего момента зритель не может понять, что хочет изобразить экстравагантный художник на своем полотне. Правда, до того момента, когда Марта не решает развернуть свое полотно на 180 градусов. Зрители в восхищении узнают портрет Петра Ильича Чайковского. Художнику остается сделать последние штрихи, чтобы завершить свою работу, а зрительный зал «Космоса» уже аплодирует и кричит «браво»!
Перформанс Марты Тиш стал самым зрелищным номером в рамках торжественного благотворительного вечера, посвящённому 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Все собранные средства от продажи портрета Чайковского будут направлены в поддержку детских музыкальных учреждений – в частности, на приобретение музыкальных инструментов для детских домов, покупку предметов и вещей, необходимых для творчества и образования, воспитанников музыкальных школ.
Марта Тиш работает в стилистике speed paint («быстрое рисование»), которой на профессиональном уровне владеют лишь несколько человек в мире. Среди них такие художники как француз Жан-Пьер Бланшар, австриец Дэнни Ден и Рок Демарко из Лас-Вегаса. Создание картины в этом современном виде живописи ограничивается небольшим промежутком времени. У Марты Тиш на создание портрета «Петр Ильич» ушло всего 8 минут. От своих знаменитых коллег Марта отличается тем, что сочетает живопись с хореографией. Она единственный человек в мире, у которого это получается так изящно.В своем перформансе Марта сочетает классическую хореографию с элементами клубного танца и афроджаза. Такая коллаборация, по мнению художника, помогает размыть границу между искусством прошлого и настоящего.
– Восемь минут – это хороший результат, поскольку я планировала уложиться в 8:20, – призналась Марта после своего уникального и зрелищного перформанса.Портрет Чайковского, который Марта назвала «Петр Ильич», получился многоцветным, в холодных тонах. И холодные тона выбраны здесь не случайно.– Я воспринимаю классическую музыку как атмосферу, как утренний прохладный воздух, – объясняет Тиш. – Когда мне было два года, я мечтала играть на скрипке, но позднее увлеклась живописью. Сейчас я пишу картины, но музыка для меня как вечный двигатель, как жизнь в самом первородном ее проявлении. А творчества Петра Ильича – оно вечнл. Его музыка – это классика, которая останется с нами навсегда. Создавая портрет Чайковского, мне хотелось изобразить именно вечность – прозрачно-синего цвета с вкраплениями капель фукси.
Все это – и безумную любовь к музыке, и жизнь без временных ограничений, и холодную палитру как символ вечности – Марта Тиш увязывает воедино в портрете Чайковского.Количество портретов, написанных российским художником на сегодняшний день, уже не может сосчитать даже сама Марта Тиш. Поэтому трудно сказать, какой по счету получилась нынешняя работа. Но все предыдущие портретные работы Тиш писала в среднем за девять минут.Портрет Чайковского написан Мартой быстрее ее предшественников на 45 секунд, что для данного жанра – большой шаг.
Для самой Марты это очередная победа – это первый перфоманс за последние шесть месяцев, который Тиш отработала в «полную ногу», успешно восстановившись после тяжелой травмы колена.– Для меня это действительно важное событие по многим причинам – восстановление, установление нового временного рекорда и, наконец, самое волнительное – это создание портрета великого русского композитора. К тому же это благотворительный концерт, направленный на поддержку детских музыкальных школ. Это прекрасно! – говорит Тиш.
Автор фото: Наталья Габбасова, Наталья Мущинкина
domagazine.ru
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский
“Вдохновенье - гостья, которая не любит посещать ленивых…” П. И. Чайковский. П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. В этой статье мы намеренно опускаем скандальные истории, связанные с именем композитора. Чайковский оставил нам свою прекрасную музыку, которая является самой достоверной его биографией. Петр Ильич Чайковский родился 25апреля 1840года в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком, его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера гувернантка композитора Фанни Дюрбах называла его “стеклянным ребенком”. Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал. Однако родители будущего композитора не отдавали должного одаренности сына, и не обращали серьезного внимания на музыкальное образование мальчика.
Когда Пети исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург, где он поступил в Училище правоведения. К занятиям Чайковский относился серьезно, но без увлечения. Единственной отдушиной по-прежнему была музыка. Музыкальные занятия входили в курс обучения, считалось, что любой образованный человек должен уметь музицировать.
Окончив училище, Чайковский служит в Департаменте юстиции в чине титулярного советника. “Из меня сделали чиновника, и то плохого “, - жаловался он сестре. Вскоре Петр Ильич встает перед выбором: заниматься музыкой профессионально или продолжать быть никудышным титулярным советником. Выбор был довольно сложным, если учесть, что к тому времени Чайковскому шел двадцать второй год, по тем временам достаточно поздний возраст, что бы все менять и начинать сначала. После оставления службы материальное положение Чайковского сильно ухудшилось. Заниматься музыкой в середине 19 века и не терпеть нужду могли позволить себе, как правило, только обеспеченные дворяне. Взгляд на музыку был как на дело не серьезное, ничего общего с трудом не имеющего. Но несмотря на все трудности, Чайковский поступает в только-то открывшуюся Петербургскую консерваторию. Своей сестре он пишет “Я просто хочу только делать то, к чему влечет меня призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель , - но совесть моя будет чиста, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей.” По окончании обучения Чайковского приглашают на должность профессора Московской консерватории. Несмотря на большую педагогическую нагрузку он много сочиняет.
Чайковский писал музыку почти во всех жанрах. Его балетам по популярности нет равных. “Спящая красавица”, ”Лебединое озеро”, ”Щелкунчик” составляют основной репертуар всех музыкальных театров мира. Чайковский подчеркивает национальные черты в своей музыке, вводя в нее русские и украинские народные песни.
В 1877 году композитор принимается за сочинение оперы по роману А .С. Пушкина “ Евгений Онегин”. Именно это произведение стало первым оперным триумфом Чайковского. Во время создания оперы в жизни композитора развивалась не менее драматичная история, чем в сюжете романа Пушкина. Речь идет о не удачной женитьбе Чайковского на Антонине Милюковой. Молодые прожили вместе всего несколько месяцев. Разрыв для Чайковского сказался тяжелым психологическим переживанием.
Работа в консерватории и общественная жизнь начинают тяготить Чайковского, он старается уединиться, чтобы как можно больше посвящать времени сочинению музыки. Композитор покупает дом в Клину. Вдали от суетливой московской жизни он пишет свою любимую оперу “Пиковая дама”.
В1891 году композитор выезжает в турне за границу. К своему удивлению он видит, что его знают не только в России, но и далеко за ее пределами. В 1891 году П.И.Чайковского избирают членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а через два года ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Однако, наряду с таким всемирным признанием, личная жизнь композитора глубоко несчастна. Трагичность переживаний слышится во всех его произведениях. Но страдания не ожесточили Чайковского. Он всегда оставался очень добрым и скромным человеком. Его ученик Сергей Рахманинов говорил, что успеху своей оперы «Алеко» он в немалой степени обязан Петру Ильичу. ” Во время одной из репетиций, - вспоминал Рахманинов, - Чайковский сказал мне: “Я только что закончил оперу “Иоланта”, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой? ”Он буквально так и сказал: ”Вы не будете возражать?” Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я новичок двадцати одного года! Чайковский, конечно, присутствовал на премьере “Алеко”. По окончании оперы он, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил, по своей доброте; он понимал, как это должно помочь начинающему композитору”.
25 октября 1893 года композитор скоропостижно скончался от холеры, как и его мать сорок лет назад. Прах великого композитора покоится в некрополе Санкт-Петербургской Александро-Невской лавры.
portal-slovo.ru