Полет в космос гагарин: 12 апреля – Международный день полета человека в космос |

Гагарин и наука — Троицкий вариант — Наука

Юрий Гагарин в технологическом кресле при подготовке к полету. 12 апреля 1961 года. РГАНТД. Фото фотохроники ТАССАнтон Первушин

Прошло больше шестидесяти лет со дня триумфального полета Юрия Гагарина. Космонавтика больше не воспринимается как героический прорыв и доказательство цивилизационного превосходства. С рутинизацией космической деятельности забылось и то, какое научное значение имел первый внеземной полет человека. В современной популярной литературе можно даже встретить утверждения, будто бы рейс Гагарина ничем особенным не отличался от предшествующих «репетиционных» запусков подопытных собак. Однако на заре космической эры научный вклад его полета был очевиден даже людям, весьма далеким от ракетной техники.

12апреля 1961 года состоялся одновитковой орбитальный полет космического корабля-спутника «Восток» (3КА № 3). Он продолжался 108 минут (по новым данным — 106 минут 1) от момента запуска до благополучного приземления космонавта, который на завершающем этапе в атмосфере катапультировался из спускаемого аппарата. На борту корабля находился старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, получивший в тот же день внеочередное звание майора.

Прежде всего полет был испытанием новейшего ракетно-космического комплекса с участием пилота, что стало значительным достижением само по себе: собаки, побывавшие на орбите ранее, ничего не могли рассказать о работе или сбоях техники, о специфике нахождения в кабине, о возможностях наблюдения за земной поверхностью и т. п. Инженеры рассчитывали получить от космонавта подробные сведения по эксплуатации «Востока» в условиях реального орбитального движения, чтобы внести необходимые изменения в конструкцию для осуществления более длительных рейсов. Нужно отметить, что тревожные предчувствия их не обманули, ведь полет Гагарина сопровождался аварийными ситуациями, что указывало на необходимость доработки систем комплекса: корабль был выведен на орбиту выше расчетной; при возвращении в атмосферу спускаемый аппарат долго не мог отделиться от приборного отсека, а весь корабль беспорядочно вращался; приземление произошло со значительным недолетом от запланированного места. Гагарин подробно рассказал о поведении «Востока», выступая 13 апреля перед членами Госкомиссии, и его доклад способствовал принятию конкретных технических решений.

Запуск ракеты-носителя «Восток-К» с космическим кораблем «Восток». 12 апреля 1961 года. РГАНТД. Фото фотохроники ТАСС

Впрочем, специалистов, присутствовавших на историческом заседании, остро волновала еще одна проблема. Дело в том, что до полета Гагарина не существовало единой точки зрения по вопросу о том, как воздействует на человеческий организм состояние длительной невесомости. Основоположники теоретической космонавтики смотрели на проблему с оптимизмом. Например, Константин Эдуардович Циолковский писал в своей научно-фантастической повести «Вне Земли»: «Без тяжести хорошо, — не будут валиться стены, обрушиваться потолки, не будут падать в пропасти люди, не будут поскользаться и ломать ноги, не будет отягчать стояние, наливаться кровью повисшие руки и ноги; движение всяких грузов ничего не будет стоить» 2. Он полагал, что в будущем люди, особенно богатые старики, станут всеми силами стремиться на орбитальные станции, чтобы обрести в мире, лишенном силы тяжести, здоровье и долгожительство.

Однако, по мере развития представлений о факторах внеземного полета, появились и опасения насчет негативного влияния невесомости на человека. В частности, советский теоретик космонавтики Ари Абрамович Штернфельд сообщал в 1938 году: «Мы знаем, что отсутствие перегрузки в течение нескольких секунд вполне безвредно. Однако, оценивая условия межпланетного путешествия, которое может длиться целые годы, мы можем лишь строить более или менее обоснованные гипотезы, касающиеся самочувствия пассажиров. Можно думать, что сердце будет действовать нормально, поскольку деятельность его сходна с механической работой насоса с замкнутым циклом <…>. Вопросы дыхания представляются более сложными. Например, при кратковременном падении обычно наблюдается задержка дыхания, если же падение будет длиться долго, то, несомненно, потребуется применение приборов для искусственного дыхания. <…> В обычных условиях физиологические процессы совершаются при любых положениях тела — стоячем, сидячем и лежачем, и изменение направления силы тяжести не оказывает на них существенного влияния. Известно, однако, что очень трудно долгое время держать голову опущенной ниже туловища. Это показывает, что при некоторых необычных положениях тела сила тяжести оказывает вредное влияние на организм, но, с другой стороны, нельзя утверждать, что для других положений тела наличие тяжести необходимо» 3.

Неопределенность суждений по этому вопросу была обусловлена тем, что невесомость, в отличие от перегрузок и вибрации, трудно сымитировать в земных условиях. В послевоенное время, когда началось массовое освоение реактивной авиации, появилась возможность изучать невесомость более предметно, ведь она возникает в самолете, движущемся по параболе, и чем выше парабола, тем дольше продолжается состояние невесомости. Но эксперименты давали неоднозначный результат. Физиологи Игорь Сергеевич Балаховский и Виктор Борисович Малкин писали в 1956 году по этому поводу: «Некоторые физиологи на основании теоретических представлений сомневались в возможности жизни человека в этих условиях. Так, немецкий кардиолог Лангер высказал мнение, что в условиях полного отсутствия силы тяжести жизнь может продолжаться только несколько минут, так как неизбежно возникнут глубокие расстройства кровообращения из-за нарушения его нервной регуляции; кровь потеряет вес и не будет оказывать давление на стенки сосудов, где расположены специальные нервные окончания, чувствительные к изменению кровяного давления (барорецепторы). При этом не будет также давления крови в полостях сердца во время его расслабления, что может привести к нарушению нормальной сердечной деятельности. Большинство исследователей всё же считает, что жизнь в условиях невесомости возможна и что организм сумеет приспособиться к новым условиям существования. Однако в процессе приспособления могут возникнуть нарушения деятельности центральной нервной системы, связанные с тем, что она не будет получать сигналов от нервных окончаний, расположенных в коже и мышцах, а также в специальном органе равновесия — лабиринте (находится во внутреннем ухе), которые в нормальных условиях “сообщают” о положении тела и его отдельных частей» 4.

Разброс мнений увеличивался, поэтому 1 июля 1960 года в Хоторне (штат Калифорния) прошел симпозиум, по итогам которого в начале следующего года был издан сборник «Невесомость — физические явления и биологические эффекты» 5. В нем подводился промежуточный итог исследованиям и рассматривались все виды невесомости, которые можно получить в земных условиях: «баллистическая», «параболическая», «водная» и «свободного падения». Анализ влияния длительного отсутствия силы тяжести на человека занимает в этой книге немного страниц, поскольку, как отмечал Рафаэль Левин из Lockheed Corporation, автор доклада «Симуляция невесомости» (Zero Gravity Simulation), продолжительность достоверных экспериментов по ее имитации с участием человека к тому времени не превышала 40 секунд. Если же линейно экстраполировать изменения в самочувствии, которые испытывали авиаторы при «параболической» невесомости, то получалось, что через 20 минут после начала ее действия у некоторых наступит «полное нарушение критически важных функций». Левин также перечислял возникающие проблемы: тошнота, дезориентация, нарушение биологических ритмов, перебои в работе сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Получалось, что, несмотря на большое количество экспериментов (как утверждается в сборнике, за два предшествующих года американские пилоты совершили свыше двух тысяч полетов с целью изучения «параболической» невесомости), к началу 1961 года всё еще не хватало уверенности, что человек будет способен жить и работать на орбите дольше нескольких минут.

Со своей стороны советские ученые получили обширные данные по суточному полету «Второго космического корабля-спутника» (1К № 2) в августе 1960 года. На его борту находились подопытные собаки Белка и Стрелка, и наблюдения за ними дали повод для серьезных размышлений: после четвертого витка орбиты Белка забеспокоилась, часто лаяла, ее вырвало. Специалисты предположили, что негативное влияние невесомости начинает сказываться не сразу, а с некоторой задержкой, поэтому рекомендовали длительность первого космического рейса ограничить одним витком 6.

Таким образом, полет Юрия Гагарина не мог закрыть все вопросы, возникающие у теоретиков в связи с невесомостью, однако он должен был ответить на самый важный из них: способен ли человек сохранять работоспособность на орбите десятки минут? И этот эксперимент, как мы теперь знаем, завершился полным успехом.

Из восстановленного хронометража следует, что космонавт находился в состоянии невесомости не менее 79 минут. В своем докладе 13 апреля он рассказывал: «Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, затруднений никаких я не наблюдал. Чувство невесомости немножко непривычное. В земных условиях мы привыкли к какому-то определенному положению. Если сидишь, то спиной прижимаешься, а здесь получается такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, на лямках. Тут ясно, что плотно подогнана подвесная система, а она оказывает давление на грудную клетку, и поэтому, очевидно, создается такое впечатление, что висишь. Немножко необычно, но потом привыкаешь, приспосабливаешься, никаких плохих ощущений не было во всяком случае. <…> Координация движения полностью сохранилась. Я кушал, пил воду, писал, вел доклад, работал телеграфным ключом. Так что, по-моему, на координацию движения, на работоспособность та продолжительность невесомости, которую я испытал, не оказывает влияния, не затрудняет» 7.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. РГАНТД. Фото фотохроники ТАСС

Итак, Гагарин подтверждал: невесомость не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на работоспособность подготовленного человека. Важность открытия сразу оценили современники. К примеру, академик Норайр Мартиросович Сисакян писал в газете «Правда»: «Изменение физиологического состояния организма человека в условиях невесомости представляет важный научный и практический интерес. Этот вопрос изучен еще недостаточно, так как состояние невесомости в земных условиях воссоздавать в течение продолжительного времени невозможно. Полет Гагарина дал очень много для решения этого вопроса» 8. Академик Василий Васильевич Парин развивал мысль: «Сложная задача подготовки космонавтов была облегчена замечательным, творческим трудом Юрия Гагарина, ставшего настоящим исследователем и соавтором общей работы многих научных сотрудников. <…> Одной из задач космического рейса Юрия Гагарина было изучение полученных данных о влиянии невесомости на состояние человека. Длительность этого полета (108 минут) позволила приоткрыть дверь в мир невесомости и установить, что в пределах этого времени человек хорошо справляется с таким совершенно непривычным для него состоянием» 9.

В похожей манере писали и другие специалисты, комментировавшие достижения первого космического полета. Они сходились на том, что именно с Гагарина следует вести отсчет истории новых научных дисциплин: космической медицины и космической психологии. Отношение начало меняться после суточного орбитального рейса Германа Степановича Титова на корабле «Восток-2» (3КА № 4), давшего богатый материал для обсуждения. И со временем, на фоне еще более эффектных достижений, приоритет Гагарина в изучении воздействия невесомости в ходе реального космического полета был забыт, что обернулось принижением его научной значимости в пользу политической пропаганды. Но прошлое нельзя изменить, и, конечно, открытие, сделанное первым космонавтом, который выступил в двоякой роли испытателя и испытуемого, сохранится в истории науки.

Антон Первушин


1 Лисов И., Афанасьев И. 106 минут Гагарина в свете рассекреченных документов // Новости космонавтики. 2011. № 6.

2 Циолковский К. Вне Земли. — Калуга: 4-я Советская Типография, 1920.

3 Штернфельд А. Межпланетные путешествия и физиология человека // Наука и жизнь. 1938. № 11–12.

4 Балаховский И., Малкин В. Биологические проблемы межпланетных полетов // Природа. 1956. №  8.

5 Weightlessness — Physical Phenomena and Biological Effects: Proceedings of the Symposium on Physical and Biological Phenomena Under Zero G Conditions Held July 1, 1960 at Hawthorne, California. Edited by Elliot T. Benedikt. Springer, Boston, MA, 1961.

6 Яздовский В. На тропах Вселенной. Вклад космической биологии и медицины в освоение космического пространства.  — М.: Слово, 1996.

7 Доклад Ю. А. Гагарина на заседании Государственной комиссии о полете на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года // Человек. Корабль. Космос. Сборник документов к 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина. — М.: Новый хронограф, 2011.

8 Сисакян Н. Путь в космос // Правда, 19 апреля 1961 года.

9 Парин В. Физиология человека и космос // Природа. 1961. № 10.

См. также:

интересные факты о полете Юрия Гагарина 61 год назад

12 апреля мир отмечает 61-летие первого полета человека в космос. Именно в этот день в 1961 году советский летчик Юрий Гагарин впервые увидел Землю с орбиты. Этот полет действительно был космическим: выход на орбиту с апогеем в 327 км, облет вокруг Земли и приземление. На словах это выглядит так, будто все прошло гладко, без сучка, без задоринки. Но на самом деле полет сопровождался огромными рисками и внештатными ситуациями. В честь Всемирного дня авиации и космонавтики The Universe. Space. Tech расскажет о малоизвестных фактах, связанных с первым полетом человека в космос.

Юрий Гагарин — первый человек в космосе

Начало традиций

Еще на этапе подготовки, прежде чем впервые сесть в космический корабль «Восток-1», Юрий Гагарин снял обувь. Потому что именно так следует по обычаю входить в дом. Этим поступком он показал свое огромное уважение к космическому кораблю, что произвело приятное впечатление на главного конструктора Сергея Королева.

Космические традиции / Фото: Популярная Механика

Затем во время поездки на автобусе ЛАЗ-695Б «Львів» к стартовой ракетной площадке Юрий Гагарин попросил остановить автомобиль, чтобы справить нужду. Он это сделал прямо на колесо автобуса — этот случай стал обязательной традицией всех советских, а позже российских космонавтов. Причем нужда справляется именно на заднее правое колесо.

Удачный экспромт

«Поехали!» — фраза, произнесенная космонавтом Юрием Гагариным во время старта 12 апреля 1961 года стала «космическим мемом»

Знаменитая фраза «Поехали!», брошенная Юрием Гагариным перед взлетом, не была заранее спланирована. Этот непроизвольный возглас на самом деле оказался удачным экспромтом, потому что его запомнили в истории. Фразу даже можно назвать своеобразным «первым космическим мемом». Впрочем, есть версия о ее происхождении: летной подготовкой группы космонавтов руководил Марк Галлай, который на тренировках вместо «Экипаж, взлетаю» говорил: «Поехали».

Смертельные риски

Первый полет подвергался как минимум трем смертельно опасным ситуациям, во время которых Юрий Гагарин мог погибнуть. Сначала в программу вывода второй ступени была ошибочно введена неточная полетная задача. Поэтому апогей орбиты оказался выше расчетного более чем на 100 километров — 327 км вместо 230 км. Первоначально орбита была рассчитана так, что в случае отказа тормозного двигателя корабль сошел бы с нее самостоятельно в течение недели, затормозив в атмосфере. С более высокой орбиты на это потребовалось бы два месяца, а запаса воздуха, продовольствия и воды на «Востоке-1» хватило бы всего на 10 дней.

Космический корабль «Восток-1». Иллюстрация: 3ddd

Второй опасный случай произошел при вхождении в атмосферу. Приборно-агрегатный отсек не отделился и болтался на кабелях. От этого внутри «Востока-1» была сильная тряска, и Гагарин испытывал очень сильные перегрузки, от которых едва не потерял сознание. К счастью, из-за нагрева о трение в атмосфере кабели перегорели и оторвались.

Третий инцидент произошел перед приземлением. Юрий Гагарин катапультировался на высоте 7 км и спускался отдельно от капсулы. Но после раскрытия основного парашюта на высоте 2,5 км случайно раскрылась «запаска», чудом не погасившая основной купол. Кроме того, Гагарину едва удалось вытащить из-под ремней дыхательный клапан скафандра, так что он чуть не задохнулся. Кстати, сама посадка могла произойти не на сушу, а в реку Волга. Лишь сброс «балласта» массой 30 кг помог Гагарину выйти на нужную траекторию.

Рост имеет значение

Юрий Гагарин был невысокого роста — всего лишь 1,57 метра

Отбор в ряды космонавтов и начало тренировок состоялись в 1960 году. В первую группу, названную «Сочинской шестеркой», отобрали 20 летчиков. Юрий Гагарин и Герман Титов остались последними двумя потенциальными космонавтами. Причем строгий отбор касался не только их физических качеств и умений пилотирования. Важным критерием отбора был также низкий рост. Гагарин имел рост всего лишь 1,57 метра, что было очень важно для нахождения в крохотной кабине «Востока-1».

Секретный пароль

В случае нештатной ситуации Юрий Гагарин знал секретный пароль

О воздействие микрогравитации на организм человека еще не было известно. Поэтому космическим кораблем управляли дистанционно с Земли. Но в случае нештатной ситуации у Юрия Гагарина все же была возможность перейти на ручное управление кораблем. К примеру, он мог самостоятельно развернуть «Восток-1» и начать экстренное торможение для схода с орбиты. Однако в условиях кислородной недостаточности мозговая деятельность могла быть снижена, что повышало риск ошибки пилота. Поэтому Гагарину предлагалось раскрыть специальный конверт, прочесть секретный пароль и ввести его в пульт управления. Процедура кажется простой. Но во время гипоксии сделать столь простые вещи становится невероятно сложно. Однако перед полетом как минимум три человека сообщили Гагарину секретный пароль — «125».

Краткие факты

  • Юрий Гагарин был первым человеком в истории человечества, который «вживую» увидел Землю из космоса.
  • Космическое путешествие длилось 108 минут. За это время «Восток-1» полностью облетел Землю, преодолев 41 тыс. км.
  • Перед вылетом Гагарин написал посмертное письмо своей жене. В нем сообщал, что, скорее всего, не вернется. Письмо ей он не отдал. Жена нашла его уже после того, как космонавт вернулся домой.
  • До 1971 года СССР скрывал факт приземления Гагарина отдельно на парашюте. Потому что в этом случае полет не мог считаться космическим по правилам Международной авиационной федерации.
  • Хотя Юрий Гагарин был резервным пилотом для дальнейших космических полетов, ему запретили возвращаться в космос. Потому что партия боялась лишиться своего героя.
  • Гагарин погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на истребителе МиГ-15УТИ.
  • Из-за взаимного уважения Юрия Гагарина первые люди на Луне — Нил Армстронг и Базз Олдрин — оставили на ней медаль человека, который проложил путь в космос.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей «Космонавт vs полярник: секреты профессий и достижения Украины». А также прочесть интересный материал о «кислородных свечах» и зачем они космонавтам.

Только самые интересные новости и факты на нашем Telegram-канале!

Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazine

Гагарин День космонавтики Земля интересные факты Космоc

Юрий Гагарин: Как первый человек в космосе породил теорию заговора

Юрий Гагарин тренируется на космическом корабле «Восток» в ноябре 1960 года, за пять месяцев до своего исторического полета.
(Изображение предоставлено Гетти)

Всем известно, что Нил Армстронг был первым человеком, ступившим на луну . Большинство также знает, что он не был первым, кто отправился в космос. Ведь Алан Шепард проложил путь американским астронавтам 5, 19 мая61, в то время как советский космонавт Юрий Гагарин опередил всех, вылетев на околоземную орбиту несколькими неделями ранее, 12 апреля. Или он сделал это?

Сегодня имя Гагарина вписано в книгу рекордов, и он мгновенно стал национальным героем Советского Союза. Представленный как триумф ожесточенной космической гонки против США, 27-летний юноша, выбранный всего за три дня до миссии, провел в космосе 108 минут, вращаясь вокруг Земля (откроется в новой вкладке) и вернулся в хорошей форме после драматического полета.

На фотографиях:
Юрий Гагарин, первый человек в космосе
По теме:
25 космических заговоров, которые просто не умрут

И все же, еще до того, как он начал свое путешествие в небо, сомнения посеяли ум многих людей. Появились слухи, что Советы успешно запустили человека в космос до того, как Гагарин ступил на Восток 1 , и поговаривали, что один космонавт сделал это 7 апреля, всего за пять дней до этого.

Деннис Огден, московский корреспондент газеты Коммунистической партии Великобритании Daily Worker, сообщил , что его история выплеснулась на первую полосу издания под заголовком: «Первый человек в космосе». В нем читателям сообщалось, что космонавт — «летчик-испытатель, сын высокопоставленного авиаконструктора» — «вернулся живым, но страдает от [] последствий своего полета».

Другой космонавт обогнал Гагарина и отправился в космос, чтобы обогнуть Землю? (Изображение предоставлено НАСА)

Начало теории заговора о пропавшем космонавте и по сей день. Советский Союз опроверг сообщения и вместо этого предупредил прессу о последующем подвиге Гагарина. Огден тоже

сообщил об этом , его статья снова произвела фурор, когда он написал о «приветствии героя» и о Советском Союзе, «безумно радостном [] первом путешествии за пределы этого мира».

Статью Огдена можно было рассматривать как нечто вроде исправления; подтверждение того, что он изначально ошибался в отношении полета 7 апреля. Но затем французский журналист Эдуард Бобровский развил утверждения Огдена и указал на человека, о котором идет речь, как на опытного летчика-испытателя по имени Владимир Ильюшин, а также заявил полет действительно состоялся 25 марта. 

Проблема в том, что эта миссия, согласно источникам в прессе, прошла не так хорошо, как планировалось. Вот почему, как давно утверждалось, подвиг Ильюшина был отброшен в пользу успешного старта и посадки Гагарина.

Ильюшин был советским генералом и высокопоставленным летчиком-испытателем. Он побил множество рекордов скорости и высоты, а его отец имел большое влияние, спроектировав и построив истребители и бомбардировщики времен Второй мировой войны. Ильюшин-старший также заработал себе место в правительстве. С этой целью его сына считали бы идеальным человеком для отправки в космос, его склонность к риску была такой, что тогдашний 34-летний пилот наверняка получил бы удовольствие от этой задачи.

Итак, история гласила, что его путешествие наружу на борту своего космического корабля прошло нормально, но после трех предполагаемых витков возвращение Ильюшина пошло наперекосяк. Судя по всему, его приземление было отклонено от курса, что причинило ему физический вред и моральные страдания. Было даже предположение, что в результате аварии он впал в кому.

Связанный: Начиная с запуска Юрия Гагарина и до сегодняшнего дня, пилотируемый космический полет всегда был политическим

Летчик-испытатель Владимир Ильюшин, по слухам, был первым человеком в космосе. (Изображение предоставлено Алами)

«Космический корабль, как сообщается, был обнаружен там, где ожидалось, но Ильюшин был психически неуравновешенным и находится без сознания в московской больнице», — говорится в сообщении The Spokesman Review о заявлениях журналиста от 12 апреля 1961 года. Статья добавляет, что Бобровский сказал, что его информация поступила из надежных источников, которые он не может назвать, и что российские офицеры опровергли это сообщение.

Советский Союз заявил, что Ильюшин находится в больнице, где лечится от травм, полученных в автокатастрофе. Советы были не единственными, кто недоверчиво моргал при этом. Даже американцы не поверили заявлениям журналистов. Действительно, Пьер Сэлинджер, тогдашний пресс-секретарь Белого дома, заявил журналистам, что не было никаких доказательств полета 7 апреля и, надо полагать, ничего, что могло бы вызвать подозрения в марте. Выяснилось, что Североамериканское командование воздушно-космической обороны (NORAD) станции слежения за космическим пространством ничего не зафиксировали, и США не собирались вмешиваться и позорить Советский Союз без доказательств.

Но даже этого было недостаточно, чтобы полностью развеять подозрения. Некоторые журналисты полагали, что заявления об автокатастрофе были просто прикрытием, и, конечно же, не выходило за рамки самого безумного воображения полагать, что Советы попытаются похоронить ошибку, поскольку она уже совершалась так много раз в прошлом.

Более того, в рамках Космической Гонки заговорщики могли предположить, что есть веская причина для попытки похоронить такой провал: Советы будут постоянно делать все возможное, чтобы представить коммунизм как высшую идеологию.

Связанный: Действительно ли мы участвуем в новой космической гонке с Китаем и Россией?

Юрий Гагарин был провозглашен героем по возвращении из космоса. На фото: Варшава, Польша. (Изображение предоставлено Getty)

Но является ли это, вместе с неизвестными журналистскими источниками, достаточной причиной, чтобы полагать, что место Гагарина в истории было не совсем тем, чем оно было? Позже Огден утверждал, что видел фотографию Ильюшина в космическом снаряжении во время предполагаемого полета, но впоследствии она так и не появилась. Между тем сам Ильюшин, скончавшийся в 2010 году в возрасте 82 лет, так и не признался, что летал в космос. Он дожил до того, чтобы рассказать заявленную историю, но примечательно, что этого не произошло.

Однако слухи продолжали циркулировать еще долго после события, и они даже были конкретизированы. Одним из наиболее заметных был 52-минутный документальный фильм 1999 года под названием «Прикрытие космонавта », выпущенный Global Science Productions и снятый Эллиоттом Хаймоффом, который в следующем году также руководил фильмом «Владимир Ильюшин». : Настоящий первый человек в космосе (откроется в новой вкладке)».

Широко транслируемое сообщение утверждало, что Ильюшин не смог катапультироваться из своей капсулы, разбился в Китае и после захвата был возвращен СССР в 1919 г.62. Создатели документального фильма заявили, что Ильюшин не будет говорить о предполагаемых инцидентах на камеру, согласно статье , опубликованной в новостях сообщества Sun, и предпочел сохранить свою тайну.

Но так ли боялся Ильюшин, что, проверяя такие утверждения, он откроется миру, в который он не хотел смело идти? Учитывая, что документальный фильм снимался через несколько лет после распада Советского Союза, когда наконец-то были раскрыты секреты и стали известны исторические события, многие заподозрили бы, что нет.

Все о космосе

(Изображение предоставлено Future)

Эта статья предоставлена ​​вам  Все о космосе (открывается в новой вкладке) .

Журнал «Все о космосе» (открывается в новой вкладке) отправляет вас в захватывающее дух путешествие по Солнечной системе и за ее пределы, от удивительных технологий и космических кораблей, которые позволяют человечеству выйти на орбиту, до сложностей космической науки. .

На самом деле, Советы начали открываться задолго до того, как СССР перестал существовать. В 1980 году Запад наконец узнал о смерти Валентина Бондаренко, который, согласно The New York Times , умер через десять дней после начала 15-дневного эксперимента на выносливость при низком давлении в Москве в 1961 году, когда вспыхнул пожар — даже хотя они удалили его изображение с официальной последующей тренировочной фотографии.

Потребовалось больше времени, чтобы рассказать миру о крупной аварии на стартовой площадке , которая произошла 24 октября 19 года. 60 человек и официально убито 78 человек, что, в конце концов, стало известно остальному миру в 1989 году. Ходят разговоры о том, что Гагарина использовали для пропаганды, но из всех признаний и документов, опубликованных после распада Советского Союза, Ильюшин ни разу не фигурировал.

И все же были некоторые своеобразные «доказательства». Два бывших итальянских радиолюбителя, Акилле и Джованни Джудика-Кордилья, утверждали, что записали звук с орбитальной капсулы за несколько дней до полета Гагарина, и на самом деле это был четвертый фрагмент поразительного звука, выпущенного парой.

Первый случай произошел в мае 1960 года, когда пилотируемый космический корабль, как сообщается, сбился с курса; второй в ноябре того же года с кодом SOS Морзе от проблемного космического корабля, покидающего орбиту Земли, и, что наиболее пугающе, третий в 1961 году космонавта, который, по-видимому, задохнулся до смерти. Если бы это были твердые доказательства космических полетов, то мы должны были бы сказать, что не только Гагарин не был первым человеком в космосе, но и Ильюшин, возможно, не был первым. Но, учитывая предположение, что все, кто участвовал в этих трех записях, умерли, узнать правду было еще сложнее. И все же теории все еще накапливаются.

Ходили слухи, что Юрий Гагарин, изображенный здесь в экипировке для полета, умер в психиатрической больнице в 1990 году. (Изображение предоставлено Alamy)

Кто был первым человеком в космосе?

Что делать с утверждениями Михаила Руденко, бывшего старшего советского инженера и экспериментатора ОКБ 456, созданного в 1999 году сотрудниками редакции старейшей советской газеты «Правда», о том, что космонавты были отправлены в космос в 1957 году , 1958 и 1959?

«Все трое пилотов погибли во время полетов, и их имена никогда официально не публиковались», — цитируется он в статье, опубликованной на сайте pravda.ru 12 апреля 2001 г., пояснив, что пилоты причастны к назывались Ледовских, Шабориным и Митьковым и принимали участие в суборбитальных полетах. «Космонавты должны были достичь космических высот в высшей точке такой орбиты, а затем вернуться на Землю», — добавил он. Но, учитывая, что «Правда» также публиковалась с такими заголовками, как «Пришельцы вытеснили американцев с Луны » и «На Марсе найдены черепа пришельцев и людей», это непростая задача9.0011

Еще труднее определить местонахождение Ильюшина в марте и апреле 1961 года. Советы тоже не могли помочь себе в этом отношении, поскольку они не могли дать прямого ответа о причине, по которой он был замечен раненым — прижали к этому автомобильная авария — или когда она действительно произошла. Они также не могли предложить подходящего объяснения тому, почему он мог находиться в Китае. Они также дошли до того, что заявили, что на самом деле он никогда не был космонавтом, и, действительно, похоже, что он не был в первоначальной команде космонавтов. Ни мемуары, ни рассекреченные сведения его туда не помещают.

Ракета «Восток-К» (8К72К) вывела Гагарина и космический корабль «Восток-1» на орбитальную высоту. (Изображение предоставлено Getty)

Однако также трудно подтвердить записи Judica-Cordiglia какими-либо данными из официальных источников. Станции прослушивания не уловили то, что, по их утверждениям, было записано на пленку, а радиоастроном Бернард Ловелл, основавший обсерваторию Джодрелл-Бэнк в Чешире, Англия, отверг утверждения о более ранних попытках пилотируемых полетов России в 1963 году.0011

Но даже это не так однозначно, как кажется. Примерно в это же время Ловелл нанес визиты в Россию, и были даже утверждения, что ему промыли мозги. Он заболел в том же году после такой поездки, и Министерство обороны Великобритании заявило, что это могло быть связано с попыткой стереть его память о советском предложении построить телескоп в СССР. Его сын говорит, что он просто заболел от истощения. , согласно статье, опубликованной в февральском номере журнала Physics World. И это звучит более правдоподобно.

Связанный: Следующий российский космический корабль «Союз» назван в честь первого космонавта

Эта табличка была подарена СССР 21 января 1971 года исполняющим обязанности администратора НАСА Джорджем М. Низкий в память о Юрии Гагарине. (Изображение предоставлено НАСА)

Кроме того, если бы Россия пережила такие ужасные космические попытки, которые привели к человеческим жертвам и авариям, действительно ли она объявила бы о полете Гагарина таким образом?

Как отмечает Джеймс Э. Оберг в статье 1975 года, которую он написал в журнале Space World , российское информационное агентство ТАСС, которое советская разведка часто использовала в качестве подставной организации, опубликовало свой первый бюллетень, когда Гагарин был еще в полете. Если он беспокоился о возможных плохих новостях, не лучше ли было подождать, пока миссия не завершится и ноги Гагарина твердо не встанут на землю, чем рисковать тем, что космический корабль Гагарина столкнется с теми же проблемами, что и тот, о котором он заявил? произошло всего за несколько дней до этого?

Может быть, мы этого никогда не узнаем. Двое мужчин, которые могли бы иметь непосредственное отношение к делу, уже мертвы — Гагарин погиб, когда 27 марта 1968 года, когда ему было 34 года, разбился учебно-тренировочный МиГ-15, который он пилотировал. деньги остаются на Гагарине, который был первым человеком, совершившим пилотируемый космический полет Российская космическая история может быть туманной и трудной для понимания, но, по правде говоря, нет никаких реальных причин лгать в таких случаях, как этот.

Дополнительные ресурсы: 

  • Подробнее о программе Восток (открывается в новой вкладке)
  • Узнайте об обсерватории Джодрелл-Бэнк (открывается в новой вкладке)
  • Самые экстремальные рекорды полета человека в космос (откроется в новой вкладке)

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Дэвид Крукс (David Crookes) — британский журналист, работающий в области науки и технологий, профессионально пишет уже более двух десятилетий. Получив образование в Университете Дарема в Англии, он писал статьи для десятков газет, журналов и веб-сайтов, включая The Independent, The i Paper, London Evening Standard, BBC Earth, How It Works и LiveScience. С 2014 года он регулярно публикуется в дочернем издании Space.com, журнале All About Space.0011

Юрий Гагарин: 60 лет со дня первого полета человека в космос | Новости космоса

Советский космонавт майор Юрий Гагарин, первый человек на орбите Земли, в скафандре. 108-минутный полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал историческим достижением Советского Союза. [AP Photo]

Опубликовано 12 апреля 202112 апреля 2021

Россия в понедельник отметила 60-летие легендарного полета, в результате которого Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе и стал предметом национальной гордости миллионов его соотечественников.

Полет Гагарина 12 апреля 1961 года стал историческим достижением Советского Союза, который победил Соединенные Штаты в напряженной гонке за запуск первого человека в космос.

Полет был ограничен одним витком из-за вопросов о невесомости, Гагарин должен был выпрыгнуть из капсулы на обратном пути, так как система мягкой посадки еще не была готова.

В письме к жене Валентине Гагарин просил ее воспитать дочерей «не маленькими принцессами, а настоящими людьми» и не стесняться выйти замуж во второй раз, если его миссия окажется фатальной.

«Поехали!» (Поехали!), — кричал космонавт, взлетая в 9:07 по московскому времени 12 апреля 1961 года. , ретроградная ракета и разделение модулей.

Но полет прошел благополучно, и Гагарин стал мальчиком с плаката коммунистического мира и до сих пор остается национальным кумиром спустя 53 года после его гибели в авиакатастрофе на учебном самолете.

Гагарин выпрыгнул, как и планировалось, и прыгнул с парашютом на поле у ​​реки Волги примерно в 720 км (450 миль) к юго-востоку от Москвы.

14 апреля космонавта доставили в Москву, где его встретил советский лидер Никита Хрущев и отвез в город по шоссе, усеянному ликующими русскими.

Погиб 27 марта 1968 года в результате крушения реактивного истребителя МиГ-15, на котором он летал, в районе города Новосёлово.

Космический корабль «Восток», похожий на тот, который использовался Юрием Гагариным и другими космонавтами на орбите Земли, выставлен на всеобщее обозрение в Москве 29 апреля 1968 года. [AP Photo]

Реклама

Российская ракета-носитель «Восток» на пусковой установке. Главный конструктор космического корабля «Восток» Сергей Королев стремился закрепить советское преимущество в космосе после теракта 19 октября.57 запуск первого в мире искусственного спутника Земли. [AP Photo] Советский лидер Никита Хрущев (справа) приветствует космонавта майора Юрия Гагарина в аэропорту Внуково в Москве в пятницу, 14 апреля 1961 года. [Информационное агентство ТАСС через AP] Гагарин, стоящий в открытой машине, машет толпе зрителей когда он въезжает в Лондон из лондонского аэропорта, вторник, 11 июля 1961 года. [AP Photo]Гагарин держит золотую медаль, присужденную ему Британским межпланетным обществом после его пресс-конференции на советской выставке в Эрлс-Корт, Лондон. Великобритания, 11, 19 июля61. [Боб Диар/AP Photo] Кубинский лидер Фидель Кастро (слева) открывает коробку российских сигарет, сидя рядом с российским космонавтом Гагариным на приеме во время четырехдневного празднования в посольстве России в Гаване, среда, 26 июля. 1961. [AP Photo]

Advertisement

Валентина В.