Какие народы воевали на куликовом поле: Страница не найдена

Содержание

Кто на самом деле воевал на Куликовом поле?

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ МИСТИФИКАЦИИ… И ВЕЛИКИХ ПРЕДАТЕЛЬСТВ

 

Всё в мировой истории развивается по определенным законам. Я уже писал, что Русь всегда была и есть троецарствие. И сейчас Русь состоит из трех разделенных частей: Белоруссии, России (в древности Сарматии, или Синей Руси) и Украины (Скифии, или Красной Руси). Это есть проявление Троицы. Недаром говорят, что Русь – обитель Бога. И недаром триколор России состоит из белого, синего и красного цветов 

 

«БЕЛЫЕ» ПРОТИВ «СИНИХ»

Известная всем русским детям история победы князя Дмитрия Донского на Куликовом поле при внимательном рассмотрении оказывается банальной гражданской войной между «синими» и «белыми». Примерно из серии войны «красных» и «белых» в ХХ веке. Однако многие события этого времени нельзя понять без рассмотрения борьбы церковных дипломатий.

Под «синими» понимается Орда, которая объединяла левобережные волжские земли бывшей Хазарии и Булгарии, в союзе с москвичами. При этом в Синей Орде к этому времени уже достаточно крепко утвердился ислам. Эта религия пришла на смену иудаизму Хазарии и древним ведическим лунным культам богини Мары. 

Возглавлял Синюю Орду хан Тохтамыш, один из потомков Чингисхана. После Куликовской битвы Тохтамыш при помощи Тимура овладел престолом Золотой Орды. По существу, москвичи помогали воцарению в Орде Тохтамыша, классического азиатского диктатора, которому противостоял недостаточно знатный хан Мамай, опиравшийся на европейские республики. 

Мамай стремился возвратить династию Батуидов на общеордынский престол и в своей части Орды делал ханами представителей именно этой династии. Поскольку Мамай не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года он провозгласил ханом своего ставленника Абдуллу (Абдуллаха) из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде не согласились признавать его власть.

С 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды. К 1366 году он поставил под свой контроль западную часть Золотой Орды (от Крыма до правого берега Волги). Временами ему удавалось овладевать столицей всей Золотой Орды – Сараем на левом берегу Волги. Случалось это в 1363, 1367–1368, 1372–1373 годах. Ставка же самого Мамая находилась в низовьях Днепра. Во внешней политике он ориентировался на союз с европейскими славянскими государствами (Генуей, Литвой, Венецией и рядом других).

В 1370 году умер хан Абдуллах. Новым ханом был провозглашен восьмилетний Мухаммед-Булак (Бюлек) также из рода Батуидов, который оставался формальным ханом Мамаевой Орды вплоть до 1380 года и погиб в Куликовской битве.

 

МАМАЙ И МОСКВА: СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношения Мамая с Москвой были весьма изменчивыми. На первых порах своего правления Мамай оказывал поддержку Москве. В 1363 году между ним и митрополитом Московским Алексием, фактическом правителе Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, был заключен договор об уменьшении дани, взимаемой с Руси. Также есть версия, что перед этим Мамай способствовал освобождению митрополита Алексия из заточения в Литве, в котором последний находился в 1358–1359 гг. 

Также в 1363 году Мамай выдал ярлык на великое княжение малолетнему московскому князю Дмитрию. Однако в 1370 году Мамай отнял у Дмитрия великое княжение и передал его тверскому князю. Впрочем, уже в 1371 году Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду и в итоге получил обратно из рук нового хана Мухаммада-Булака ярлык на великое княжение. 

В 1374 году происходит окончательный разрыв между Москвой и Мамаевой Ордой и начинается «великое розмирье». Более чем столетнее противостояние Москвы с Тверью, которая непреклонно стояла за гуманные ценности в политике и сближение с Западной Европой, подталкивает Московию в объятия исламской Синей Орды.

Тверь: нравственное превосходство

Нравственное превосходство Твери проклятием висело над Москвой еще со времен, когда Юрий Московский оклеветал Михаила Ярославича Тверского. Тверское княжество, образованное Александром Невским, вынуждено сдерживать с запада экспансию католических рыцарских орденов, прежде всего Тевтонского ордена, а с востока – москвичей в союзе с ордынцами.  

В этой ситуации естественным союзником Московии могла быть только мусульманская Синяя Орда, среди которой оставалось еще со времен Хазарии много тайных иудеев. В 1377 г. молодой хан Тохтамыш при поддержке войск Тамерлана приступил к завоеванию Золотой Орды. Похоже, что тайная дипломатия монголов нашла в Москве союзников. Весной 1378 г., после того, как пала ее восточная часть (Синяя Орда), Тохтамыш вторгся в ее западную часть, контролируемую Мамаем. К апрелю 1380 г. Тохтамыш сумел захватить весь юг Руси вплоть до Северного Приазовья, включая город Азак (Азов). Под контролем Мамая оставались лишь его родные половецкие степи между Доном и Днепром, и еще Крым. 

В этих условиях Мамай совершает поход в Московию, чтобы соединиться со своими союзниками: литовским войском, Тверью, другими западными христианскими княжествами. Его дипломаты объясняли северным князьям необходимость единения для того, чтобы противостоять Тохтамышу и предупредить разорение земель Северной и Западной Европы.  

 

ВЫБОР ПУТИ РОССИИ

По существу, в столетнем противостоянии европейской Твери и полуазиатской Москвы шел выбор пути развития. В той геополитической ситуации, которая сложилась накануне Куликовской битвы, Литва, Тверь, Орда Мамая с союзниками в славянской католической Генуе и Венеции стояли за развитие в русле европейских традиций, а Московия – за самобытный путь в союзе с исламским и иудейским Востоком.

Однако всегда существовала и другая парадигма. Это тайная борьба католических и православных дипломатов. При посредничестве митрополита Алексея и посланца константинопольского патриарха Киприана русские князья еще до прихода монгольской армии Тохтамыша составили коалицию и стали готовиться к войне с Мамаем, учитывая сильное влияние в его стане миссионеров-католиков. Основой коалиции усилиями православных священников должен был стать союз между Москвой, Тверью и Рязанью. Этот союз готовился долго. 

Однако весь план коалиции оказался под угрозой после того, как в Твери появился беглый московский боярин Вельяминов. Он поведал тверскому князю о двуличной политике Москвы. Вероятно, стали известны сведения о закулисных сепаратных переговорах с монголами Тохтамыша. Что, собственно, было неудивительно, так как подобное было неоднократно продемонстрировано Московией ещё во времена князя Михаила Ярославича Тверского. 

Вельяминов отправился к Мамаю, после чего хан передал ярлык на Владимирский престол тверскому князю. 

Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, заподозрив москвичей в тайном союзе с Тохтамышем, Дмитрий Московский сказал послу Ачихоже: «К ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист», – что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды Мамая.

В 1372 году московский князь Дмитрий заключил с Литвой Любутский мир. А в 1374 г. в Нижнем Новгороде народ перебил ордынских послов с отрядом в 1000 человек. В 1375 г. войска промосковских княжеств обрушились на Тверь. После месячной осады Твери Михаил признал свое поражение и вынужден был присоединиться к коалиции против Мамая. Боярина Вельяминова князь Дмитрий хитростью выманил из ставки Мамая на Русь, схватил и обезглавил. 

 

УГРОЗА С ВОСТОКА

В 1375 году Дмитрий все же наконец договорился с Тверью о взаимной военной поддержке: «А пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдём на татар, то тебе единою с нами поиде противу им». Тверь соглашается на союз с Москвой, учитывая, что ее лазутчики доносят: на Русь надвигается новая Орда из глубин Евразии. Угроза с Востока становится более опасной, чем угроза с католического Запада. После подписания мира между Тверью и Москвой весной 1376 года русское войско во главе с Д.М. Боброком-Волынским вторглось на Среднюю Волгу.

В отместку перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, в 1377 г. на р. Пьяна Мамай разгромил московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году хан Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело поражение на р. Вожа. Мамаем в отместку было разорено вновь Рязанское княжество. Но уже в 1378-1380 годах Мамай потерял свои позиции на Нижней Волге под натиском огромного войска монголов Тохтамыша.

Золотая Орда представляла собой сложный конгломерат племен и народностей, построенный по принципу военного коммунизма. Потомки монголов, приведенные на Волгу Батыем, по-прежнему составляли ядро ее военной организации. При этом на левом берегу Волги – в Синей Орде – были строже исламские обычаи, общество было более ортодоксальным и консервативным. Эти места заселяли булгары и хазары. 

На западном берегу Волги основным населением ордынских степей были половцы. Потомки восточных завоевателей сохранили военную власть над половцами, но приняли их культуру, постепенно растворившись в местном населении. К этому времени Орда Мамая в основном состояла из южнорусских народов, переродившихся иудеев хазар и булгар, половцев, алан, славян и пр. Наследниками этого мира являются современные народы юга России и Украины. Киевские князья испокон веков брали в жены половчанок. В этой среде со второго века нашей эры шел религиозный поиск. Здесь были перемешаны разные религии: булгарские буяны еще были носителями древних арийских ведических религий, здесь же оставались наследники христиан-арианцев из готских племен. С востока наступал ислам, здесь же проповедовали православные и католические священники, здесь же были распространены иудейские культы. Все это многообразие и составляло орду Мамая. 

 

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА КАК ЛОВУШКА

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира). Сбор промосковских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро московского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно — полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, и отдельно — полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей.  

Мамай рассчитывал, вероятно, на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло, а также Олегом Рязанским и Михаилом Тверским. Не исключено, что дипломатия Мамая пыталась привлечь в коалиционное войско и Москву с союзниками. Как минимум Мамай рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку. Соединение сил западного союза на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября. В конце сентября планировалось генеральное сражение с монголами Тохтамыша. 

На соединение с Мамаем шел литовский великий князь Ягайло с литовско-румынскими полками. Но он не успел к сражению на Куликовом поле или умышленно не захотел участвовать в этом сражении. Остались неподвижными находящиеся рядом с Куликовым полем тверские и рязанские дружины. Нижний Новгород и вовсе не прислал войско. Коалиция, созданная Москвой, как можно предположить, по наущению хана Синей Орды Тохтамыша, окончательно перед сражением распалась. 

Лишь два княжества – Ростовское и Ярославское – прислали на помощь князю Дмитрию свои дружины. Эти княжества находились в сфере московского влияния. 

Вся диспозиция войск говорит том, что была готова ловушка, в которую неминуемо должен был попасть Дмитрий вместе со своим войском, и у московского князя не было ни одного шанса. Но кто-то неизвестный, руководивший всей западной коалицией, не отдал приказа захлопнуть мышеловку. Почему? 

Дмитрий, вероятно, осознавая опасность своего положения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни, осуществил переправу через Оку в рязанские пределы. 

«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий».

На пути к Дону, в урочище Березуй, к войску Дмитрия присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. В последний момент к войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379-1380 годах наместником был литовский князь Юрий Наримантович). Это были ставленники Москвы.

Подойдя с юга, Мамай разбил ставку на вершине Красного Холма. Около полудня Мамай бросил свою конницу в атаку. Подчинив воеводе Боброку значительные силы, московский князь велел ему укрыться в засаде в дубраве на левом фланге. Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был внуком литовского князя Гедимина и воеводой Дмитрия Донского. Он вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым стоял во главе засадного полка. 

В непосредственной близости от поля битвы находилось огромное войско литовского князя Ягайло, который, казалось, готов был прийти на помощь Мамаю. Дружины Тверского и Рязанского князей по-прежнему оставались неподвижными, наблюдая за ходом сражения. Как будто решая, на какой стороне выступить в битве. Или же наблюдая, чтобы Мамай и Дмитрий уничтожили друг друга. 

 

РУСЬ ПРОТИВ ТАТАР, ИЛИ РУСЬ ПРОТИВ МОСКВЫ?

Такое ощущение, что силы западных русских княжеств желали взаимного уничтожения москвичей и войск Мамая. Скорее всего, это тоже результат церковной дипломатии: православным были чужды морально нечистоплотные москвичи, уличенные в сепаратных переговорах с мусульманами Тохтамыша, но и поддерживать Мамая, в рядах которого оказались католики из Генуи, православное войско не хотело. 

Однако мы мало что знаем о церковной дипломатии. Дело в том, что Тевтонский орден нес с собой католическую веру, а родоначальница Ягеллонов тверская княжна Юлиания была истово православной христианкой. Литовские князья придерживались древних ведических традиций, но они преимущественно женились на православных княжнах из Твери. Это сыграло решающую роль в истории Руси и севера Европы. Именно из Твери и Торжка исходила на запад и восток православная вера. Недаром Тверь, как Соловецкий архипелаг и Иерусалим, расположена точно на 35-м меридиане. 

В «Сказании о Мамаевом побоище», составленном в стенах Троице-Сергиева монастыря, можно прочесть, что московский князь Дмитрий в первой схватке был ранен и пролежал в беспамятстве под березой до самого конца битвы. Воевода Боброк-Волынский и князь Владимир Храбрый возглавили атаку засадного полка, разгромили Мамая, после чего они нашли едва живого Дмитрия Донского в перелеске. Битва была скоротечной, и, скорее всего, Мамай уклонялся от серьезного сражения в преддверии битвы с монголами Тохтамыша. 

По одной из версий, весь центр боевого порядка Мамая на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота. Ордынская конница стояла на флангах. Встречается информация о численности генуэзцев в 4 тыс. человек и о том, что за участие в походе Мамай обещал им участок крымского побережья от Судака до Балаклавы. Собственно, эти католики из Генуи, возможно, и были причиной того, что западные православные князья не стали помогать Мамаю и сохранили жизнь московскому князю Дмитрию. Хотя есть версия, что все же во время возвращения с Куликова поля войско Дмитрия было атаковано литовскими дружинами, в этом коротком сражении была отбита у москвичей вся их военная добыча.

По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шел «съ всеми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Еще же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкуп? въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачестве и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи» (ПСРЛ, т. 25, М. -Л, 1949, с. 201).

Однако создать союзную армию «всей Руси» для противостояния монголам благодаря сепаратным действиям московских вельмож и необдуманной атаке Дмитрия Донского Мамаю не удалось. Собственно, именно это на протяжении многих веков и пытались скрыть московские летописцы, исправляя в книгах фактическую историю. 

 

О РОЛИ ТОХТАМЫША

Уже в конце сентября 1380 г., через две недели после Куликовой битвы, состоялась битва между войсками Мамая и Тохтамыша. В битву с монголами Мамай вынужден был вступить в одиночестве. Эта битва «на Калках» произошла в районе Днепра близ порогов. Битвы, собственно, не было, так как на поле боя большая часть войск Мамая перешла на сторону Тохтамыша и присягнула ему. Бедой Мамая было то, что в Куликовской битве погиб малолетний хан Мухаммед, при котором Мамай был беклярбеком. Без законного хана власть Мамая потеряла легитимность. А наступавший с востока Тохтамыш был законным потомком Чингисхана.

Мамай с остатками верных войск не стал устраивать кровопролития и отступил в Крым, при этом гарем Мамая был захвачен Тохтамышем. Мамай бежал в Кафу (ныне г. Феодосия), где имел политическую поддержку генуэзцев, но его не впустили в город. Он пытался проникнуть в Солхат, но был перехвачен разъездами Тохтамыша и убит. Тохтамыш похоронил Мамая с почестями в селе Айвазовское (ранее Шейх-Мамай) возле Феодосии. 

Потомки Мамая были князьями в великом княжестве Литовском. От сына Мамая ведут свой род князья Глинские, родовые владения которых находились на землях Полтавской и Черкасской областей Украины. Михаил Глинский устроил в Литве мятеж, пытаясь захватить власть. Когда попытка не удалась, перешёл на службу московским царям. Его племянница Елена Глинская – мать Ивана Грозного.  

После Куликовской битвы Тохтамыш при помощи Тимура овладел престолом Золотой Орды и отправил послов к русским князьям с известием о своем воцарении. Князья Руси приняли монгольских послов с честью и в свою очередь отправили послов с дарами для нового хана. 

Желая поднять боевой дух ордынцев, ослабший после Куликовской битвы, Тохтамыш велел грабить русских гостей и захватить их суда, а сам в 1382 году с большим войском пошел к Москве. Вся предыдущая политика Московии оказалась недальновидной. 

Нижегородский князь, желая спасти свою землю от разорения, послал к нему своих сыновей Василия и Семена. Олег Рязанский указал Тохтамышу броды на реке Оке. Дмитрий Донской покинул Москву и уехал в Переяславль, а затем в Кострому. Когда Тохтамыш взял Серпухов, в Москве, ввиду полной беспомощности местной власти, поднялся мятеж. На помощь москвичам пришел литовский князь Остей с некоторыми дружинами из Твери. Однако все это не помогло. 24 августа 1382 года Тохтамыш подошел к Москве. Два дня москвичи и литовцы упорно защищались.

Тохтамыш взял Москву хитростью, подослав нижегородских князей, которые поклялись, что Тохтамыш ничего дурного москвичам не сделает, если они сдадутся. 26 августа Москва сдалась. Обещание монголов не было исполнено: множество народу было перебито, а город разграблен. После этого войска Синей Орды взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. 

Дмитрий Донской прятался в Костроме, православный митрополит Киприан укрылся в Твери. Тверской князь Михаил Александрович прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности. На обратном пути Тохтамыш разграбил и землю рязанского князя Олега.

Ордынцы еще несколько раз делали небольшие набеги на русскую землю, разграбили Рязань, Вятку; но предпринять большой и серьезный поход против Москвы Тохтамыш не мог, так как в это время вступил в борьбу с Тимуром. В 1407 году Тохтамыш был убит.

В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом, проводившим политический курс на сближение с Москвой. Но уже в 1382 году он вернул себе великое княжение при помощи Тевтонского ордена. 

 Если отвлечься от деталей, то события, предшествовавшие и последовавшие вслед за Куликовой битвой, напоминают сражения, которые происходили в этих же местах в более древние периоды. Война сарматов со скифами, гуннов с готами (об этих войнах я уже рассказывал в своих книгах). Война Синей и Красной Орды – это вариации одного явления, которое с завидным постоянством повторяется в Восточной Европе. 

Так что же это было на Куликовом поле? 

 

Мамай с 1361 по 1380 год управлял западной частью (временами также столицей) Золотой Орды. Происходил из древнего племени киятов. Некоторые исследователи утверждают, что, согласно булгарским летописям, Мамай из рода кулябских  ханов. А Кулябом татары называли Киев. Был женат на дочери хана Бердибека (1357–1359), со смертью которого пресеклась законная династия Батуидов. В Золотой Орде началась эпоха Великой смуты, продолжавшаяся вплоть до 1380 года. Со второй половины 1350-х годов Мамай – наместник Крыма и Северного Причерноморья. С 1357 года при хане Бердибеке занимал должность беклярбека – одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входили руководство армией, внешними делами и верховный суд.

 

Михаил Александрович (1333, Псков – 1399, Тверь), сын великого князя тверского Александра Михайловича. В 1368 году утвердился в Твери. В этом же году войска московского Дмитрия осадили Тверь. Михаил бежал в Литву. В 1369-м он вновь вернулся в Тверь, но в 1370-м Дмитрий Донской вторично занял Тверь, и Михаил опять оказался в Литве. Летом 1372-го Михаил вернулся в Тверь с помощью литовских войск. 

 

Владислав II Ягайло (1362–1434) – князь витебский, великий князь литовский (1377—1381, 1382—1392) и король польский (1386—1434). Внук Гедимина, сын великого князя Ольгерда и православной княгини Юлиании из Твери. Родоначальник династии Ягеллонов. Собственно, от этого рода происходят все королевские фамилии современной Европы.  

Геннадий КЛИМОВ

Какие народы входили в состав войска Мамая во время Куликовской битвы

21 апреля 2018

Русская семерка

Интернационализм противостояния войск Дмитрия Донского и Мамая в одной из главных битв в истории Руси – на Куликовом поле 8 сентября 1380 года решающего значения для исхода грандиозного сражения не имел. Однако немногие знают, что это масштабнейшее историческое боестолкновение по этническому составу его участников отнюдь не однозначно: в Куликовской битве друг на друга шли даже представители одного и того же народа.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Куликовская битва – это не сражение одних лишь русских исключительно с татаро-монголами .

Видео дня

Кто был в составе русского войска

Численность подразделений Дмитрия Донского, выведенных в тот осенний день 1380 года на Куликово поле, историки до сих пор оспаривают. Кто-то называет цифру в десятки тысяч, некоторые исследователи говорят, что речь должна идти о количестве, исчисляемом шестизначными эквивалентами.

Основную массу ополченцев Донского, согласно летописям, составляли все же представители русских княжеств. Но были и полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. И это с учетом того, что другой литовский князь Ягайло был на стороне Мамая.

Мамай нанимал инородцев

Воинство Мамая по интернациональному составу можно сравнить с бандформированиями ИГ (запрещена в России) – кого только там не было! Значительную часть этой разношерстной рати составляли наемники – половцы, черкесы, бессермены (азербайджанцы или турки), ясы (осетины), кавказские жиды (горские евреи), армяне и генуэзцы.

Сообщником Мамая, кстати, был «в единочестве» (то есть, в единственном числе) и рязанский князь Олег со своим войском. Вот что об этом говорится в Московском летописном своде тех времен: «съ всѣми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Наипаче же к симъ многи рати понаимовалъ: Бессермены и Армены, Фряги и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкупѣ въ единои мысли и князь велики Литовскы и Ягаило Олгердович со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачествѣ и князь Олегъ Ивановичь Рязаньскыи…».

Поединок Пересвета с Челубеем: правда или вымысел?

Самый известный поединок Куликовской битвы, упомянутый во всех учебниках истории, битва татарина Челубея (Темир-бея) и русского инока Александра Пересвета. Согласно легенде, эти два конника сшиблись копьями в поединке, предваряющем начало грандиозного сражения, и в результате оба пали.

Этот эпизод цитируется по «Сказанию о Мамаевом побоище»: «… Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу своему!» И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались…».

Этот поединок больше он ни в одном историческом документе той поры не упоминается. Поэтому не исключено, что дуэль Пересвета и Темир-бея на самом деле не более чем легенда.

Другое,Дмитрий Донской,Исламское государство,

Кто будет президентом Новороссии? – Внешняя политика

Путинология

Между пророссийскими лидерами Украины разгорелась борьба за власть: они борются за контроль над страной, которой еще не существует.

ГЕНЯ САВИЛОВ/AFP/Getty Images

ГЕНЯ САВИЛОВ/AFP/Getty Images

Не успели лидеры так называемых «народных республик» Донецка, Луганска и Одессы объявить о возвращении «Новороссии» («Новой России») в начале этого месяца, как они начали драться между собой. Хотя они согласны с тем, что вся юго-восточная часть Украины должна присоединиться к их самопровозглашенной отколовшейся нации, они расходятся во мнениях относительно того, кто должен возглавить это новое правительство. Тем не менее всю неделю лидеры пророссийского движения в Одессе были засыпаны звонками от обеспокоенных друзей и командиров отрядов самообороны региона с одним и тем же насущным вопросом: кто, черт возьми, такой Валерий Кауров и почему российские информационные агентства звонят ему «президент НР Новороссии»? («Новороссия» — исторический термин, которым цари называли юг и восток современной Украины, завоеванные Российской империей в XVIII веке.)

На пасхальной демонстрации в субботу, 19 апреля, на площади Куликово поле в Одессе антикиевские повстанцы проголосовали за дело «Движения Новороссия». В то время как один из лидеров демонстрации, невысокий и полный 26-летний Артем Давыдченко, произносил со сцены страстную речь перед несколькими тысячами активистов, на экране ноутбука появилось лицо с густой бородой. у церкви в ближайшей палатке. Звонил Валерий Кауров, находящийся в Москве лидер Союза православных граждан Украины и бывший бизнесмен, разыскиваемый на Украине за призывы к сепаратизму. Дома в Одессе критики обвиняют его в «слабости» и «продажности».

Обращаясь к небольшой группе своих сторонников, столпившихся вокруг компьютера, Кауров объявил себя президентом недавно созданной Республики Новороссия. Несколько десятков его сторонников аплодировали и одобрили его кандидатуру, но большинство протестующих узнали о своем новом «президенте» из новостей. Многие лидеры пришли на демонстрацию, несмотря на возмездие Киева, который грозит тюрьмой тем, кто поддерживает сепаратизм. Кауров был более осторожен: он провозгласил свое лидерство из Москвы по скайпу.

Не успели лидеры так называемых «народных республик» Донецкой, Луганской и Одесской провозгласить в начале этого месяца возвращение «Новороссии» («Новой России»), как они начали боевые действия между собой. Хотя они согласны с тем, что вся юго-восточная часть Украины должна присоединиться к их самопровозглашенной отколовшейся нации, они расходятся во мнениях относительно того, кто должен возглавить это новое правительство. Тем не менее всю неделю лидеры пророссийского движения в Одессе были засыпаны звонками от обеспокоенных друзей и командиров отрядов самообороны региона с одним и тем же насущным вопросом: кто, черт возьми, такой Валерий Кауров и почему российские информационные агентства звонят ему «президент НР Новороссии»? («Новороссия» — исторический термин, которым цари называли юг и восток современной Украины, завоеванные Российской империей в XVIII веке.)

На пасхальной демонстрации в субботу, 19 апреля, на площади Куликово поле в Одессе антикиевские повстанцы проголосовали за дело «Движения Новороссия». В то время как один из лидеров демонстрации, невысокий и полный 26-летний Артем Давыдченко, произносил со сцены страстную речь перед несколькими тысячами активистов, на экране ноутбука появилось лицо с густой бородой. у церкви в ближайшей палатке. Звонил Валерий Кауров, московский лидер Союза православных граждан Украины и бывший бизнесмен, разыскиваемый на Украине за призывы к сепаратизму. Дома в Одессе критики обвиняют его в «слабости» и «продажности».

Обращаясь к небольшой группе своих сторонников, столпившихся вокруг компьютера, Кауров объявил себя президентом недавно созданной Республики Новороссия. Несколько десятков его сторонников аплодировали и одобрили его кандидатуру — но большинство протестующих узнали о своем новом «президенте» из новостей. Многие лидеры пришли на демонстрацию, несмотря на возмездие Киева, который грозит тюрьмой тем, кто поддерживает сепаратизм. Кауров был более осторожен: он провозгласил свое лидерство из Москвы по скайпу.

Но Кауров не единственный, кто пытался захватить командование на востоке Украины. Официально зарегистрированный кандидат в президенты на выборах в центральное правительство 25 мая Олег Царев прибыл в Донецк в начале этого месяца, чтобы возглавить там антикиевские протесты, призывая к референдуму, который превратит Украину в свободную федерацию, которая передаст большую часть полномочия центральной власти на регионы. (С тех пор он выбыл из президентской гонки.) Предвыборная программа Царева также делает акцент на том, чтобы сделать русский язык официальным, но этого недостаточно для многих юго-восточных протестующих, которые просто хотят, чтобы их часть Украины отделилась в совершенно отдельное образование. . Как сказал Дмитрий Синегорский, начальник службы безопасности оккупированного повстанцами здания Донецкой администрации: «Мы должны постоянно быть начеку, чтобы защитить себя от фальшивой критики, от самозваных, коммерчески заинтересованных лидеров, стремящихся захватить власть». Другой влиятельный лидер, самозваный мэр Славянска Вячеслав Пономарев попал в заголовки газет, похитив журналистов и политиков, в том числе группу наблюдателей ОБСЕ. Донецкая Народная Республика Пушилина поддержала действия мэра, заявив, что подозревает наблюдателей ОБСЕ в том, что они являются «шпионами НАТО». (На фото выше пророссийский активист охраняет баррикаду перед флагом так называемой Донецкой Народной Республики. )

В прошлую среду большинство пророссийских протестующих, с которыми я разговаривал в Одессе, были обеспокоены тем, как такие группы, как «Движение Новороссия», борются за власть в новых политических структурах страны. «Мы постоянно на страже, чтобы больше «генералы» не претендовали на наше лидерство», — сказал мне Давыдченко. Большинство протестующих на Куликовом поле либо издевались, либо проклинали самозваного президента Каурова: «Кауров может самопровозгласить себя императором или царем — наша реакция будет такой же: мы бы над ним посмеялись», — сказал один из лидеров рассказал мне участник акции на Куликовом поле Егор Кваснюк.

На самом деле, как объяснил Кваснюк, движение «Новороссия» вдохновил совсем другой человек. Высокий мужчина в сером костюме, Кваснюк выглядел изможденным, его лицо было покрыто потом. В тот день прокурор вызвал его на допрос; ему вполне может грозить 15-летний тюремный срок за сепаратизм. Подойдя к ларьку, чтобы купить себе энергетик, Кваснюк объяснил мне, что «святой» идее Новороссии нужны «честные и бескомпромиссные лидеры». Судя по всему, Путин был не первым, кто предложил вернуть Новороссию; Первым ее предложил ключевой мыслитель евразийской консервативной революции Александр Дугин: «Еще в сентябре прошлого года на встрече в России Дугин сказал нам, что Новороссия, суверенная республика, должна была возглавить преданных, честных русских возродить наши русские корни». Кваснюк высоко отзывался о Дугине, называя его «величайшим предсказателем будущего России».

Последователи Дугина в Одессе и Донецке мало знали о серии его статей, опубликованных в 1992-2006 гг., определяющих его «неоевразийские» теории, описывающие зарождение «чистого, радикально революционного и последовательно фашистского фашизма». Как член современного российского истеблишмента, регулярно появляющийся на российских государственных каналах, Дугин в последние годы избегал радикальных заявлений, но некоторые его цитаты и статьи все еще можно найти в Интернете, по данным московского Гумилевского центра, сообщества евразийцев. «Русский фашизм — это сочетание естественного национального консерватизма и страстного стремления к истинным переменам», — сказал один из представителей Центра.

Ранее в этом месяце Дугин сообщил своим подписчикам, что в будущем журналисты, работающие на российские независимые СМИ, в том числе Эхо Москвы , Дождь и Новая Газета , не должны допускаться на территорию РФ. Новороссия, потому что Дугин считает, что они предали Россию: «Донецкая, Луганская и Харьковская республики будут святым местом для возрождения русской культуры, русского духа, русской идентичности». По мнению Дугина, Новороссией должны управлять «совершенно другие люди — настоящие, смелые, умные, [и] способные бороться за свою свободу». По словам Кваснюка, Дугин также предсказал, что Новороссию предадут все участники движения, то есть «все, кроме Путина».

В конце концов, борьба повстанцев за поиски лидеров может даже не иметь значения, потому что представления Дугина о чисто русском возрождении сами по себе оказываются достаточно мощными, с лидерами или без них.

Анна Немцова — московский корреспондент Newsweek и Daily Beast, освещающая Россию и страны бывшего СССР. Она также является лауреатом стипендии Персефоны Миэль в 2012 году и премии IWMF Courage in Journalism в 2015 году. Твиттер: @annanemtsova

Метки:

Культура,
демократия,
Восточная Европа,
экономика,
Европа,
Внешняя и общественная дипломатия,
История,
Миграция и иммиграция,
Политическая наука,
Политика,
Россия,
Украина,
Владимир Путин

Еще из Foreign Policy

Владимир Путин и Си Цзиньпин во время военного парада 9 мая 2015 года в Москве.

Катастрофа России на Украине обнажает военную слабость Китая

Пекин знает, что его собственные вооруженные силы имеют много общего с неэффективными силами Москвы.

Солдаты Афганской национальной армии тренируются.

Россия вербует афганских коммандос

Брошенные ветераны спецподразделений получают предложения о работе на совсем другом поле боя.

Ху Цзиньтао наклоняется, чтобы коснуться плеча Си Цзиньпина, когда Ху выводят из зала.

Драма Ху Цзиньтао раскрывает фундаментальный недостаток Пекина

Ленинские системы, оказывается, неустойчивы по своей сути.

Иранские солдаты стоят рядом с иранскими ракетами «Шахаб-3» и «Хейбар» во время митинга в честь Дня Иерусалима в Тегеране, 29 апреля.

Иран сейчас в состоянии войны с Украиной

Тегеран перенес свою борьбу с Западом в Европу.

Тенденции

Получите полный опыт.

ВЫБЕРИТЕ ТАРИФ

История Ростова Великого | Русмания

9 век

Основание

Первое упоминание о Ростове встречается в Первой летописи под 862 годом, когда он упоминается как город под властью Рюрика и центр народа меря. Эта дата считается официальной датой основания города и делает Ростов одним из древнейших городов России.


X век

Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский

В конце X века, часто обозначаемом как 990 или 992 , была учреждена Ростовская епархия, первым епископом которой был назначен греческий монах Феодор. Главной миссией епископа Феодора было обращение оставшихся в округе язычников в православную веру, и он сразу же приступил к строительству деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Однако Феодора не приветствовали местные жители-язычники, которым удалось изгнать его из города. Позже епископ поселился в Суздале и продолжал там свою деятельность до самой смерти. Позднее Феодор был канонизирован как святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский.


XI век

Ранние князья Ростовские

В начале XI века великий князь Киевский Владимир Великий отдал своего сына Ярослава Мудрого в Ростов на княжение своим князем. Именно в это время Ярослав основал близлежащий город Ярославль. Приблизительно в 1010 году Ярослава сменил на посту ростовского князя его брат Борис, пока он не был убит другим братом Святополком Окаянным в 1015 . Та же участь ждала и еще одного брата — князя Глеба Муромского. Оба молодых князя встретили свою смерть по-христиански, отказавшись поднять оружие против своего брата. За это они оба были канонизированы в 9 г.0045 1072 как первых отечественных святых. С 1054 по 1073 Ростовские земли были пожалованы князю Всеволоду Ярославичу Переяславскому (впоследствии Великому князю Всеволоду I Киевскому), который прислал своего представителя княжить от его имени.


XII век

Ростово-Суздальское княжество

В 1113 (или, возможно, ранее) князь Юрий Владимирович (впоследствии Юрий Долгорукий) был назначен своим отцом Владимиром Мономахом князем Ростовским. В 1125 Юрий Долгорукий перенес центр своих земель из Ростова в Суздаль, создав тем самым Ростово-Суздальское княжество, ставшее ядром современной России. В 1160 по приказу великого князя Владимирского Андрея Боголюбского старая деревянная Успенская церковь, построенная святителем Феодором, была заменена новым каменным собором, однако он был уничтожен пожаром в 1204 .


XIII век

Ростовское княжество

В 1207 г. Ростовское княжество стало придатком Владимирского княжества. Его первым князем был Константин Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. При князе Константине Ростов процветал, велись большие строительные работы, в том числе реконструкция Успенского собора. Князь Константин даже сумел отвоевать владимирский престол у своего соперника в 1216 и до своей смерти в 1218 Ростов был, хотя и недолго, важнейшим городом во всех русских землях.

Князю Константину наследовал в Ростове его сын Василько в 1218 . При князе Васильке была завершена реконструкция Успенского собора, начатая его отцом. Ростов пал во время монголо-татарского нашествия без боя в 1237 , так как князь Василько и войско Ростова вышли из города. Позже они сражались вместе с великим князем Юрием Всеволодовичем Владимирским против вторгшейся монголо-татарской армии в битве на реке Сить в 9 г.0045 1238 . Во время боя Василько был схвачен и казнен якобы после того, как отказался отречься от своей религии. Позднее его тело было найдено, и он был причислен к лику святых Василька Ростовского. Княжество осталось малолетнему сыну Василька Борису, мать которого какое-то время правила от его имени в качестве регентши. Князь Борис совершил несколько поездок в Золотую Орду, чтобы утвердиться в князьях Ростовских. Его последний визит был в 1277 , когда он заболел и впоследствии умер. Его тело было возвращено в Ростов и предано земле в Успенском соборе. Наследником Бориса Васильковича стал его брат Глеб Василькович, получивший Белозерск от Ростовского княжества по смерти отца.


Правление сыновей князя Бориса

Глеб Василькович княжил в Ростове недолго, так как умер в 1278 и сыновья Бориса Дмитрий Борисович и Константин Босисович совместно унаследовали ростовский престол. В царствование братьев вспыхнула междоусобная битва, особенно распространенная в то время на всей Руси. Сначала Дмитрий Борисович изгнал своего двоюродного брата князя Михаила Глебовича Белозерского, чтобы наказать его за действия отца, который не дал племянникам никаких княжеств, когда стал ростовским князем. Братья Ростовы тогда стали спорить между собой, что вылилось бы в кровопролитную войну без вмешательства епископа Ростовского Игнатия и великого князя Владимирского. В 1285 Князь Ульгичский Роман Владимирович умер без наследника и земли его были присоединены к Ростовскому княжеству, но по приказу хана Туда Менгу княжество было реорганизовано: Дмитрий Борисович получил Углич, Константин Борисович оставил Ростов, а Михаил Глебович был возвращен Белозерск. В 1288 году Дмитрий Борисович встал на сторону Владимирского великого княжества в его войнах против Твери и в том же году решил обменять свое княжество на княжество своего более миролюбивого брата и вернулся в Ростов, где и умер в 9 г.0045 1294 . Константин Борисович еще раз правил Ростовом, на этот раз до своей смерти в Золотой Орде в 1307 годах.


XIV век

Раскол Ростова

Князю Константину Борисовичу в Ростове наследовал его сын Василий Константинович, а после его смерти в 1316 ростовский престол перешел к племяннику Василия Юрию Александровичу. Юрий Александрович умер, скорее всего, не оставив наследника в 1320 годах и престол перешел к его двоюродным братьям Федору Васильевичу и Константину Васильевичам, разделившим Ростовское княжество на две части Ростов-Сретенский и Ростов-Борисоглебский в 1328 . Федор умер в 1331 , а к 1360 Константину Васильевичу удалось получить от Золотой Орды ярлык на управление всем Ростовом, свергнув своего племянника Андрея Федоровича. Однако Московское великое княжество не простило Константину Васильевичу перехода на сторону своего врага князя Дмитрия Суздальского и тем самым помогло Андрею Федоровичу вернуть Ростов в 1365 . После возвращения Андрея Федоровича в Ростов город остался расколотым, так как Андрей отдал Ростов-Борисоглебский сыну Константина Васильевича Александру. И Андрей Федорович, и Александр Константинович сражались вместе с Дмитрием Донским во время Куликовской битвы, еще одного признака того, как ростовские князья попадали под влияние могущественного Московского Великого княжества.


15 век

Присоединение к Москве

С начала 15 века ростовские князья стали терять большую часть своей самостоятельности и со временем правили княжеством от имени Московского Великого княжества вместе с посланными Москвой представителями . В 1408 годах Ростов был разграблен татарским войском под предводительством золотоордынского полководца Едигу, разорявшего в то время Русь. В Ростове-Стретенском князю Андрею Федоровичу наследовал его сын Иван в 9 г.0045 1409 , который впоследствии продал свою долю в Ростове великому князю Василию I Московскому. В Ростове-Борисоглебском Александру Константиновичу наследовали его сыновья Андрей, Федор и Владимир, последний из которых продал оставшуюся часть княжества великому князю Ивану III Московскому в 1474 годах, который пожаловал город в придаток своему мать Мария Ярославна.


XVI век

Религиозный центр

Несмотря на потерю независимости и вхождение в состав Московского княжества, Ростов, тем не менее, оставался важным религиозным центром. Ростовский Успенский собор в очередной раз был практически уничтожен пожаром в 1408 , а работы по реконструкции были начаты только столетие спустя в 1508 , включая некоторые руины старой версии. Собор был завершен четыре года спустя в 1512 . В 1589 собор стал резиденцией новой Ростовской и Ярославской епархии, которую возглавил не епископ, а митрополит, титул, который тогда сохранялся за особо древними и почитаемыми епархиями.


XVII век

Смутное время

Ростов сыграл немалую роль в Смутное время, особенно тяжелое для ростовских земель. В 1605 годах, когда Первый Лжедмитрий был царем, он освободил монаха Филарета из ссылки на Русском Севере и поставил его митрополитом Ростовским. Филарет ранее был известен как Федор Романов, глава могущественной боярской семьи, который был насильно пострижен царем Борисом Годуновым, чтобы устранить его как угрозу престолу. Позже в 1608 годах войска Второго Лжедмитрия разграбили и разграбили город и взяли в плен митрополита Филарета и поставили его своим Патриархом всея Руси. Филарет останется в плену до 1619 , когда он был еще раз поставлен Патриархом всея Руси, но на этот раз его сыном — царем Михаилом — первым царем Романовым.


Ростовский кремль

Ростов быстро оправился от разрухи Смутного времени и в 1652 монах Иона (Иона) Сысоевич, сторонник патриарха Никона, был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским и отправился в путь амбициозный строительный проект по всей епархии. В Ростове он решил построить себе новую резиденцию в виде кремля, хотя и не предназначенную для реального оборонительного назначения. Кремль был построен между 1670 и 1683 вокруг уже существующего Успенского собора. Также при Ионе Сысоевиче велись строительные работы в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре с возведением собора Зачатия Анны, в Авраамиевом Богоявленском монастыре и в самом городе.


XVIII век

Падение статуса

На протяжении XVIII века статус Ростова начал снижаться. В 1708 годах стал городом Московской губернии. В 1742 в Ростов и Ярославль переведен митрополит Сибирский и Тобольский Арсений, прославившийся в 1763 снятием с должности за публичную критику политики Екатерины Великой по секуляризации церковных земель. Позже Арсений обвинил Екатерину в ее причастности к убийству бывшего императора Ивана VI, за что он был заключен в Таллиннскую тюрьму в 1767 , где и умер в 1772 . Ростов стал уездным центром Ярославской губернии. Урегулированный план города был принят в 1778 . Город также пришел в упадок как религиозный центр где-то между 1783 и 1799 , когда епархия стала Ярославской и Ростовской епархией.


XIX век

Ростов хоть и был понижен в должности как региональный и религиозный центр, но оставался важным торговым центром на протяжении всего XIX века. К тому времени его рынок был третьим по величине в России. Плодородная почва вокруг озера Неро идеально подходила для выращивания овощей, которые снабжали Москву и Санкт-Петербург. Город был также центром торговли сырьем для текстильной промышленности Иваново, Костромы, Владимира и Ярославля. Особый вид ростовского декоративно-прикладного искусства, известный как финифть, с использованием меди, украшенной эмалью, прославился на всю империю. Строительство Московско-Ярославской железной дороги, проходившей через Ростов, только увеличило торговые возможности города.