Петров день в 2018 году – 12 июля: что это за праздник? Петров день
Петров день: традиции, обряды, ритуалы
Содержание статьи
Многие слышали о празднике Петров день, что неудивительно, издревле на Руси он имел огромное значение, да и имеет до сих пор. Ведь в этот день, помимо всего прочего, почитают память сразу двух апостолов — Петра и Павла.
В народном календаре июля Петров день тоже имеет особое значение, его даже отмечали раньше целых три дня, что о многом говорит. В этой статье мы рассмотрим традиции и обряды праздника, некоторые приметы, вспомним, кто такие Петр и Павел, и узнаем дату празднования.
Дата празднования Петрова дня
На Руси Петров день отмечается 12 июля по новому стилю и 29 июня по старому. Дата эта выбрана не случайно, по древнему преданию, апостолы Петр и Павел в этот день были казнены в Риме: первого распяли на кресте, второго – по причине того, что он был римлянином, казнили посредством отсекания головы.
* Есть версия, что первым смерть принял Петр, а уже ровно через год и Павел.
По второй версии, христианские празднования 12 июля назначены в связи с перенесением в 258 году мощей Петра и Павла в подземные катакомбы Сан. Себастьяна, что находится в южном Риме.
Как бы там ни было, на сегодняшний день все религиозные люди (и католики, и православные) чтят память Святых апостолов Петра и Павла.
По церковному учению праздник Петра и Павла — напоминание о том, что каждый не без греха. Тот же Петр трижды отрекся от Христа перед его распятием, но потом раскаялся в содеянном.О Петре и Павле
В народных традициях Петр и Павле парные персонажи, иногда их представляли даже как братьев близнецов. Петр — старший брат, более суровый и почитаемый в народе, а Павел младший, не такой строгий.
Иногда Петра называли «ключарем». Это связано с верой в то, что именно он стоит у ворот рая с ключами и пропускает за ворота праведников.
Однако, биографии двух апостолов имеют мало общего. Так, Павел изначально не входил в число 12 учеников Христа, а в юности и совсем участвовал в гонениях на иудеев. Лишь после воскресения Иисуса он уверовал в Бога, это привело к тому, что свою жизнь Павел посвятил служению Всевышнему, создавая христианские общины.
Петр же, напротив, с Христом был с самого начала, являлся первым и самым любимым его учеником. Являлся свидетелем многих чудес, и именно его принято считать первым Папой Римским и основателем христианской церкви.
Возможно, вас заинтересует статья про День рождения церкви — Духов день.
Названия праздника
День почтения Св. Петра и Павла имеет огромное множество названий:
- Мирская свеча;
- Петр-Павел;
- Красное лето;
- Петры и Павлы;
- Играние солнца;
- Петрок;
- Рыболов;
- Праздник Петра;
- Зеленый покос;
- Петровки и т.д.
Многие из них отражают значение праздника в народе, в особенности «зеленый покос» и «красное лето». Ведь на Руси, Петров день являлся началом сенокоса и концом купальских гуляний.
Петров день: традиции праздника
Прежде всего стоит отметить, что в этот день в православной традиции обычно завершается Петров пост. Поэтому, после 12 июля уже можно венчаться. А вообще, именно в этот день лучше не играть свадьбы и не заниматься подобными делами, это не сулит молодоженам счастливой жизни.
К празднику наши предки начинали готовиться заранее, иногда за несколько суток. Нужно было убрать и украсить дом (для украшения чаще всего использовали полевые цветы).
В Киевской Руси 12 июля всегда было днем рыболовов: в это время начинался летный сезон рыбалки, а весенний, соответственно, заканчивался. Широко распространен был обычай жертвовать на «мирскую свечу для Петра-Рыболова», которая и ставилась в церкви перед его образом.
Помимо этого, у праздника много иных традиций:
- По обычаю, 12 июля было принято проводить время с семьей, навещать родственников. Люди собирались за семейным столом, на котором обязательно присутствовала рыба. Так как Святой Петр являлся покровителем рыболовов, ну а еще, рыба на праздничный стол ставилась, чтобы в семье царили вера и любовь. Следуя старинному обычаю, еду со стола сразу не убирали.
-
Православный люд обязательно ходил в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться. У Святых можно было попросить:
-
помощи в разрешении жизненных проблем;
-
удачи в начинаниях;
-
веры и надежды для тех, кто сомневается в собственных силах.
-
- По возвращении из церкви, было принято готовить лепешки. Считается, что именно их чаще всего употребляли в пищу апостолы в своих странствиях.
- Существовал обычай, после завершения церковной службы следовать на распутье. Причем именно то, где установлен крест. Там необходимо было положить что-нибудь из еды. Считалось, что люди забравшие пищу, станут восхвалять апостолов Петра и Павла.
-
Как и в любой другой церковный праздник нельзя:
-
ссорится, спорить или заводить иные конфликтные ситуации;
-
шить, вышивать, вязать, одним словом, рукодельничать;
-
принимать алкоголь.
-
- Работать в поле тоже запрещалось. Наши предки верили, что колосья набирают свою наибольшую силу, поэтому тревожить их не нужно.
- 12 июля было принято «караулить солнышко» это сулило благополучие в жизни.
- Также рекомендовалось святить воду и умываться в родниках. Существовало поверье, что если помыться в 3-х родниках, то можно было освободиться от болезней, смыть с себя грехи и отвести нечистую силу.
- Не полагалось употреблять в пищу что-то из свежего урожая. Нарушение данного запрета могло обернуться поломанной судьбой и годами одиночества.
- Народная легенда гласит, что в этот день сам Петр наблюдает за полями, и подмечает кто и как работает. А затем, в зависимости от трудолюбия и лени подбирает пары для молодых.
Приметы на день Петра и Павла
Большая часть примет собрана в статье про народные праздники июля, где рассказывается о Петровом дне. Тут приведем лишь парочку:
-
В Петров день кукушки молкнут. Если это случается за неделю до праздника, то зима будет ранняя, если на неделю-две позже - поздняя.
-
Ливень — к хорошему урожаю жита.
-
Хороший улов на Петров день предвещал хороший урожай на протяжении всего сезона.
Ночные гуляния молодежи
Праздновали Петров день не только за домашним столом, но и на природе. Это был (в некоторых регионах таковым и остается) один из любимых праздников молодежи.
Раньше, во время подобных ночных увеселений было принято водить хороводы, петь песни, коротать время за играми. Распространенной игрой было угадывать парня. Для этого парни закрывали лицо платками и ходили среди девушек. А девушки должны были угадать, кто именно прячется под платком.
Веселились как правило до рассвета. Ведь важно было встретить солнце, а заодно и полюбоваться, как оно «играет». По преданию, рассветное солнце в Петров день играет разными цветами, что представляет необыкновенное зрелище.
Городушки
В наши дни ночные гуляния молодежи приобрели несколько иной оттенок. В больших городах эта традиция сейчас уже совсем забыта, а вот в маленьких городках и деревнях, кое-где, еще жива. Смысл в том, что в ночь на 12 июля, подростки устраивают так называемые «городушки», или «шухарилки» - всячески шалят.
Важно: такой вид развлечения очень не приветствуется церковью и законом. За некоторые, совсем недетские шалости можно и поплатиться: штрафом или даже реальным сроком до 5 лет.Самое главное, чтобы такие шалости не наносили никакого материально ущерба. Поэтому чаще всего:
-
перегораживали дороги;
-
крепили над дверью ведро воды;
-
клали на порог коровью «лепешку»;
-
замазывали окна в доме;
-
привязывали камушек к веревочке и стучали в окно.
Отметим, что не возбранялось гонять кнутом тех, кто попадался за этим занятием. А потому, те, кто участвовать в подобном веселье не хотел — сидели дома и стерегли свои участки.
Эта традиция наиболее популярна в Тульской, Калужской, Рязанской и Орловской областях.
Гадания и ритуалы на Петров день
День Петра и Павла издревле считался мужским праздником, но девушки его тоже очень ждали. Одни из основных причин — любовная магия и гадания. Гадали по-разному, вот лишь некоторые способы.
На образ суженого
Чтобы увидеть во сне жениха, девушке следовало с 12 полей собрать 12 трав, а затем спрятать их под подушку со словами:
Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди.На исполнение желания
Ходили к березке и заплетали три ее веточки в косу, перевязывали все дело алой лентой или травой. Загадывали желание и произносили:
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!Затем уходили. А через три дня возвращались обратно и смотрели. Если березовая коса не увяла и не расплелась — желание исполнится.
Широко распространены были привороты. Заговоры и ритуалы на то, чтобы муж не гулял.
Статья по теме: Как узнать, есть ли у мужа любовница.
В ходе одного такого ритуала жена, если она подозревала своего благоверного в измене, должна была в первый день Петрова поста спрятать полотенце, которым вытерся муж. А в день Петра и Павла отнести его на перекресток, там три раза перекрестить, постирать и снова отдать мужу. Считалось, что после того, как он этим полотенцем оботрется, о других женщинах и думать забудет.
pearative.ru
Петров день 12 июля: приметы, традиции и обычаи
Петров день является не только православным, но и народным праздником. Обычаи и традиции, соблюдаемые в этот день, помогают людям избавиться от негатива и привлечь в жизнь позитивные события.
12 июля православные верующие отмечают день памяти святых апостолов Петра и Павла. В это время соблюдаются не только церковные, но и народные традиции, которые органично переплелись и являются неотъемлемой частью праздничной даты. 12 июля подходит к концу Петров пост, во время которого верующие люди избавятся от накопленного негатива и возносят Высшим Силам молитвы о помощи в преодолении трудностей. По поверьям в день Петра и Павла апостолы готовят место в раю для каждого человека, поэтому в этот день важно отказаться от любого проявления негатива.
Приметы на Петров день
Мудрость наших предков, сохранившаяся в народном устном творчестве, дошла до нас в виде примет. Наблюдение за происходящими событиями помогает избежать неприятностей и вовремя вернуть на путь, ведущий к счастью и процветанию. Наши предки относились к приметам с особым вниманием. Они наблюдали за погодой, чтобы определить лучшее время для работ в полях. Своевременный сбор урожая и работы по покосу помогали выжить во время суровых зимних холодов.
- По примете в Петров день нужно собираться на покос. Несмотря на праздник наши предки отправлялись на поля и луга, чтобы заготовить корм скотине.
- В Петров день кукушка не кукует, и если она кукует после праздничной даты, то можно ждать поздней зимы и теплой осени.
- В день праздника дождь сулит богатый урожай. Однако сено после непогоды может стать жестким или вовсе не пригодным для кормления скотины.
- На Петра и Павла созревшие хлеба не пропадут. Согласно поверьям апостолы сохранят урожай от кражи и порчи.
- После 12 числа ждали тепла и зноя.
- Следили за деревьями: если в день праздника с них обильно опадают листья, то осень не за горами. В таком случае ждут обильного урожая грибов и орехов.
- Комары и мошкара в день праздника сильно кусаются к скорому ненастью.
- О скорой смене погоды можно судить по поведению лягушек и жаб: если они квакают хрипло, то ждут затяжных дождей.
- Сухая погода в Петров день сулит сухое и жаркое лето.
Традиции и обычаи в день праздника
По православной традиции в этот день верующие посещают церкви и храмы, чтобы вознести молитвы святым апостолами попросить у них покровительства. В народе существует масса традиций, значительная часть которых отдана любовной магии.
В Петров день принято дарить вышитые платки своим возлюбленным, чтобы дальнейшая совместная жизнь была гладкой и счастливой.
Раньше девушек, которые долго не могли выйти замуж, сажали в телеги, надевали им на головы венки из васильков и провозили по всей деревне или поселку. Эту традицию можно возродить и в современном мире, если сплести венок из полевых цветов и надеть на себя в праздничный день.
В день Петра и Павла женщины «привязывали» мужей, чтобы семейная жизнь не дала трещины. Для этого ноги спящего мужчины оплетали красной нитью, приговаривая: «Как нитка мои волосы в косе держала, так и суженый будет на сердце имя мое носить, по сторонам не смотреть, семью беречь».
В праздник традиционно защищали скотин от лесных хищников. Хозяйки окуривали сараи и курятники полынью, а мужчины привязывали к палкам несколько колокольчиков. Звон бубенцов должен был отогнать от скотины не только хищных зверей и птиц, но и болезни.
Избавиться от ссор между односельчанами в этот день помогала интересная традиция: самые крепкие юноши и мужчины сходились на перекрестке дорог, чтобы устроить шуточную борьбу. Считалось, что весь негатив уйдет, и соседи будут жить меж собой дружно. Во время шуточной драки женская половина населения читала заговор, наблюдая за мужчинами: «Кулаки раззуделись, драке быть. Как драка закончится, так и негатив уйдет, счастьем и взаимопониманием обернется, удачей для всех аукнется». После драки девушки завязывали алые ленты на руках своих суженых и вели их за руку к дому.
Соблюдение традиций и ритуалов по сей день помогает многим найти свое счастье и избавиться от проблем. В Петров день всем, кто хочет найти свою любовь, можно провести ритуал для привлечения этого прекрасного чувства в свою жизнь. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и
06.07.2018 16:16Источник
hatyna.com
традиции, молитвы, что нельзя делать
Все апостолы велики пред Богом, но память Святых Петра и Павла церковь чтит особо.
Sputnik Грузия расскажет, какой путь прошли апостолы Петр и Павел, почему их поминают в один день, что нельзя делать в Петров день, а также о традициях праздника.
Оратор и простец
Апостолы Павел и Петр были очень разные, как и пути, которые привели их к Спасителю. Симон — один из любимых учеников Христа, которого Иисус назвал Петр, что в переводе с еврейского означает "скала, камень" — бедный, необразованный рыбак.
Савл — римский гражданин, сын богатых и знатных родителей, названный при крещении Павлом. Он принадлежал к числу тех защитников Закона, которые стремились исполнить в точности все его требования.
Петр — верный ученик Христа, с самого начала следовал за своим Учителем всюду. Он был очевидцем почти всех событий земной жизни Спасителя, в том числе Преображения Господня на горе Фавор и Его молитвы в Гефсиманском саду.
Савл, который не знал Иисуса Христа в Его земной жизни — злейший враг христиан, который преследовал их как богохульников и отступников от иудейского закона. После явления Спасителя Савлу, он раскаялся и стал трудиться на их благо.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Горящие свечи на панихиде в церкви
Петр проповедовал Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам. Павел просвещал не только евреев, но и язычников – христианство, благодаря его усилиям, перестало быть чисто еврейским религиозным движением.
Петров день
Общий праздник, установленный в честь апостолов Христа – Петра и Павла, которые внесли в распространение христианской религии огромный вклад — напоминает о единстве и разнообразии в жизни Церкви.
Павел и Петр — неистовый оратор и вдохновенный простец, представляют собой разум и духовную твердость – два столь необходимых миссионерских качества.
Великих апостолов, по преданию, казнили за веру в один день. Петра вниз головой распяли на кресте, а Павла, как римского гражданина, удостоили более почетной казни — ему отрубили голову.
Почитать Святых апостолов Петра и Павла начали сразу же после их казни —место их погребения для первых христиан было священным. Храмы в честь первоверховных апостолов в Риме и Константинополе построили при императоре Константине Великом в 324-м. С тех самых пор Петров день отмечали торжественной литургией.
Петров пост
Летний многодневный пост, который называется Апостольским или Петровым, предшествует празднику. Петров пост начинается всегда на 58-й день после Пасхи, в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы) — в разные годы он длится от 8 до 42 дней.
© photo: Sputnik / Igor Russak
Божественная литургия с крестным ходом
Петров пост — один из четырех многодневных постов в году, установленных православной церковью — в 2018 году он начался 4 июня и продлился 38 дней.
День памяти Святых апостолов Петра и Павла в сам пост не входит. Но если праздник попадает на среду или пятницу, то поститься нужно. В 2018 году 12 июля выпадает на четверг, соответственно ограничений в еде нет.
Что нельзя делать в Петров день
С Петровым днем связано множество традиций, обычаев и запретов. В частности, в этот день, как и в любой другой религиозный праздник, нельзя спорить, ссориться, конфликтовать или сквернословить.
В Петров день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. По традиции, утром нужно отправиться в церковь на службу, помолиться и посвятить день чтению евангелия, то есть позаботиться о духовном развитии.
Также в Петров день нельзя заниматься уборкой, работать в саду или огороде.
В Петров день нельзя бракосочетаться — православная церковь обычно не проводит обряд венчания во время великих церковных праздников.
В Петров день пост заканчивается, но устраивать шумные застолья с чрезмерным потреблением алкогольных напитков в религиозный праздник нельзя.
В этот день устраивают семейные обеды и проводят время, общаясь с близкими. По древней традиции, убирать еду со стола после ужина в Петров день нельзя было — ее оставляли для умерших родственников. Нарушивший запрет должен был поставить свечку за упокой в церкви.
Традиции
Петров день считался серединой лета и как бы делил летние работы на две половины. До Петрова дня крестьяне все силы направляли на рост и увеличение урожая, а после — начиналась подготовка к сенокосу и жатве.
На Петров день, по традиции, молодежь, еще до рассвета, выходила в поле "караулить солнце". Эта традиция, цель которой отгонять от поселения русалок и другую нечисть, зародилась на Петров день в давние времена.
© photo: Sputnik / Igor Zarembo
Солнце
Народ с первыми лучами солнца радовался и пел. Затем, по традиции, молодые люди плели венки на деревьях и только после этого с песнями шли домой.
На Петров день, по традиции, устраивали ярмарки — народные гуляния с танцами и песнями.
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Икона Божьей Матери в храме Сиони
На праздник, по древней традиции, резали барана, птицу и готовили из них разнообразные блюда. Пекли пироги с курятиной и творогом, со свежими грибами и ягодами.
На праздничный стол, по традиции, подавали молодой картофель с укропом, салаты из свежих овощей, творог и сливочное масло.
Так как апостола Петра считали покровителем рыбного промысла, на стол, по традиции, подавались блюда из свежей рыбы. Холодные первые блюда и квас были особенно популярны в это жаркое время, а также напитки из ягод.
Чтобы поправить здоровье и обрести благополучие, люди, по традиции, умывались с утра в трех родниках. Народ в старину верил, что в Петров день грех супружеской неверности может смыть речная или озерная вода.
О чем молятся
Апостолу Павлу молятся о процветании бизнеса, а апостолу Петру — о здоровье, благополучии и покровительстве в делах.
Святому Петру, который считается покровителем рыболовов, рыбаки молятся об успехе в рыбной ловле.
Молитва
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение, и поклонение, во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен на основе открытых источников
sputnik-georgia.ru
какого числа отмечают, дата и история праздника
Народный праздник Петров день отмечается 12 июля 2019 года (по старому стилю – 29 июня). В православном церковном календаре это дата перенесения мощей святых апостолов Петра и Павла.
Праздник в народе называют «разговеньем», поскольку днем ранее, 11 июля, завершается Петров пост. Название «Рыболов» он получил за то, что апостол Петр занимался таким промыслом.
История
Симон (так звали апостола Петра до крещения) родился в семье рыбака. Он занимался промыслом до той поры, пока брат Андрей не познакомил его с Иисусом. После этого Симон принял крещение. Он провел жизнь в наставлении людей на истинный путь. В 67 году Петр пришел в Рим, где его приговорили к смерти через распятие за распространение учения, отличного от языческого. Не считая возможным принять смерть так же, как и Учитель, апостол попросил повесить его головой вниз.
Савл (так звали апостола Павла до крещения) изначально был язычником. Он выступал против христианской религии, пока сам Бог не обратился к нему. По пути в Дамаск его ослепил яркий свет. Савл услышал голос, который спросил, почему тот отвергает Бога. Он не нашел ответа, раскаялся и поверил в Иисуса Христа. В городе ослепленный мужчина стал изучать веру, и во время крещения новоявленный христианин чудесным образом обрел зрение. Иудеи преследовали Павла, и когда он в 67 году прибыл в Рим, казнили его усекновением головы.
Традиции и обряды
В этот народный праздник рыбаки молятся святому Петру об успехе в рыбной ловле.
На Петров день люди устраивают ярмарки с торгами, народные гуляния с танцами и песнями.
В этот день принято встречаться с родственниками. Крестные родители обязательно навещают крестников.
Приметы и поверья
Дождь 12 июля означает, что косьба будет мокрой.
Трижды идущий в этот день дождь – признак богатого урожая, дважды – хорошего, единожды – недурного.
По кукованию кукушки в эту пору люди определяют, когда ждать зиму. Если оно смолкло 4-5 июля, то мороз придет 19-20 ноября. Если продолжается до 12 июля, то зима наступит в последних числах ноября.
Если в этот день умыться в трех родниках, то можно поправить здоровье и обрести благополучие. А речная или озерная вода смывает грех супружеской неверности.
my-calend.ru
Петров День – традиции, обряды, приметы
В народно-христианский праздник Петров день (12 июля) чтят святых Петра и Павла, заканчивают купальские празднования «макушку лета» и летние свадьбы, и усиленно готовятся к сенокосу. Как повествуется в христианском вероучении, апостол Пётр — это ближайший ученик Иисуса Христа. Именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне. Именно он первый провозглашает Христа сыном Бога живого. Как раз Петр после Воскресения Иисуса Христа ревностно проповедует Его учения, возглавляет первую христианскую общину. За все это (во время правления императора Нерона) его распяли на кресте вниз головой.
А как почитается Христианской Церковью Павел — величайший веропроповедник Православия. Ведь его нравоучения побудили к созданию на Средиземноморье целого ряда христианских общин. Савл (такое имя было от рождения у Павла) не сразу признал христианством и Иисуса Христа как Мессию. И лишь услышав с небес Божий глас, он стал верным христианином.
Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.
Обычай «караулить солнце»
Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.
Игра в свадьбу
Для песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. «Женихом» был кто-то из юношей, а на роль «невесты» выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали «жениха» с «невестой». И совершались «свадебные обряды», начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь.
Бесчинства молодежи
Мирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что » плохо» лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы.
Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — Троицу, Петровское заговенье, Иванов день. По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.
Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти.
У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде.
По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.
А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения.
Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам.
Просим оценить работу автора
Загрузка...Приметы
- Худой свинке и на Петровку холодно.
- Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет.
- Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!
- Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки.
- Ячмень заколосился, соловей замолчал.
- В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой.
- На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.
Рекомендуем также почитать:
tradicii.com
Петров день в 2018 году
В середине лета православная церковь отмечает Петров день, который еще имеет название праздник Петра и Павла. Петров день завершает собой Апостольский пост и, по народным поверьям, считается серединой лета.
Какого числа Петров день в 2018 году
Праздник Петра и Павла относится к непереходящим, а значит отмечают его каждый год в один и тот же день. Таким образом Петров день в 2018 году будет 12 июля.
День апостолов Петра и Павла завершает Апостольский или Петров пост, который в 2018 году продолжается с 4 мая. При этом сам праздник Петра и Павла не входит в число постных дней. Полное название праздника 12 июля - День святых первоверховных мучеников Петра и Павла, потому что, согласно преданию, в этот день апостолы приняли мученическую смерть.
Петров день - что за праздник
Петров день - это просто народное название церковного православного праздника установленного в честь апостолов Петра и Павла.
Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа. При рождении будущему апостолу дали имя Симон, но потом от Христа он получил прозвище Кифа, что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр — это также «камень».
Согласно Евангелию Петр был участником и свидетелем многих библейских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.
Святой Павел, которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.
Церковные книги утверждают, что апостолы Петр и Павел погибли мученической смертью в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю).
По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.
В христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны — поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы».
Что нельзя делать в Петров день
- 12 июля на Петра и Павла православная церковь венчание не проводит.
- Работать не воспрещается, но все же сегодня стоит заменить тяжелый физический труд заботой о духовном.
- Как и на любой другой большой церковный праздник 12 июля не стоит в заниматься уборкой, работать в саду или огороде.
- Утром следует отправиться на службу и помолиться.
- А в течение всего дня не следует ругаться, думать о плохом или желать что-нибудь плохое окружающим.
- В этот день принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время общаясь с близкими на природе, но нельзя затевать застолья с чрезмерным потреблением алкогольных напитков, ведь это религиозный праздник.
- На Петра и Павла нельзя купаться, так как в этот день много смертей на воде.
Что нужно делать в Петров день
- Пойти в храм на службу, перед этим умывшись из трех источников (это гарантировало защиту Петра в течение года).
- Сегодня надо обязательно исповедаться и причаститься, завершив, таким образом, Петров пост. То есть, очистить не только тело, но и душу.
- Приготовить рыбу. Женщины верили, что рыба на праздничном столе – это гарантия мира и счастья в доме.
- В этот день наши предки готовили первый "молодой борщ", в котором все ингредиенты были нового урожая - и свекла, и капуста, и помидоры. И непременно борщ должен быть с молодым петушком. Данная традиция гарантировала обеспеченную жизнь в течение года.
- На Петров день мамы пекли своим деткам "мандрыки" - булочки или пончики с творогом и фруктами. Считалось, что на Петра и Павла "кукушка мандриком подавилась" и перестает куковать.
- Покататься на качелях. Если в этот момент засмеяться, то непременно счастливым будешь. А если заплачешь, жизнь сократишь.
- На Петра и Павла обязательно надо идти в гости. Делается это для того, чтобы в суете не забыть о родных и друзьях.
Петров день 2018: традиции и обычаи
Праздник Петра и Павла в народе считался поворотным днем лета, после которого природа начинала готовиться к осени. осени. Люди верят, что в Петров День святой Петр якобы «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не заготавливали трав и растений, не ломали ветки на веники и т.п.
Обычаи Петрова дня напоминают обряды славян на Троицу и Ивана Купала. В народных традициях праздника смешались как христианские, так и языческие обряды, связанные с поклонением солнцу. Вероятно, в древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью после Троицы и длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.
После Петрова Дня, 12 июля, дни начинают стремительно уменьшаться, ночи становятся более прохладными - солнце поворачивает к зиме. Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами.
Песни, игры, пляски и шутки гуляний носили ярко выраженный любовно-брачный характер. С восходом бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и бегали в одной рубахе по деревне, преследуемые парнями. Девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали.
В Петров День, как и на праздник Ивана Купала, часто жгли костры. Пастухи зажигали огромные факелы и носили их вокруг загонов со скотом. Это было призвано защитить животных. Также для этого плели венки, которыми украшали скотину, загоны и изгороди, вешали венки на посуду.
До Петрова Дня во многих славянских традициях соблюдался запрет есть фрукты нового урожая, главным образом яблоки. Верили, что в Петров День святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишается яблока. В Петров День матери, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, раздавали в память об умерших или устраивали угощение для соседских детей, и только после этого запрет есть фрукты снимался.
Приметы и поверья на Петров день
Праздник 12 июля - один из важных дней в году, когда примечали время уборки урожая и погоду до конца лета.
- На Петров день жуки и ласточки низко летают - жди дождя.
- Прошла Петровка — опало по листу, прошел Илья — опало два.
- Ясно на Петра и Павла – год будет хорошим.
- На Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый. В Петра зарница хлеб зорит.
- Рыбы из воды выпрыгивают – к непогоде;
- Если собака по земле катается, жабы хрипло квакают, муравьи закупоривают муравейник, а комары кусаются с двойной силой, то будет дождь;
- Придет Петрок - сорвет листок.
- Если на Петров день сухая погода, то до конца лета будет тепло;
- Ливень с утра – к плохому урожаю, в обед – к хорошему, а если три раза за день дождь пройдёт, то урожай будет обильный и богатый;
- С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
- Петр и Павел день убавил, а жару прибавил;
- На Петра голодаем, на Спас лакомимся;
- Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует.
- На Петра и Павла кукушка перестает петь;
- С Петрова дня в поле пожня (покос).
- Если дождь пойдет в Петров день — сенокос мокрый будет;
- Петровка — голодовка.
- Если на Петров день дождь, то ещё 40 дней будет ненастье.
vedmochka.net
Петров день - 12 июля в 2018 году
Петров день в 2018 году - 12 июля: что это за праздник?
Что за праздник – Петров день? В этой статье Вы сможете узнать о традициях и истории праздника. В 2018 году православные празднуют Петров день 12 июля.
В 2019 году православные празднуют Петров день 12 июля.
В 2020 году православные празднуют Петров день 12 июля.
В 2021 году православные празднуют Петров день 12 июля.
Петров день 2018 — 12 июля
Закончился Петровский пост, мы вступаем в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и на следующий день как попразднство совершаем Собор святых апостолов.
Вселенская Церковь память Петра и Павла чтит так же, как вместе отмечает память Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова. Тем самым она свидетельствует, что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в жизнь этих апостолов, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, а Павел девственник. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался.
Павел был прекрасным юношей, даровитым, замечательно воспитанным, чтущим закон, любящим Господа, фарисеем и сыном фарисея, одним из любимейших учеников Гамалиила; он мог бы быть первосвященником Израиля. Почему же Господь медлил и обратил его к Себе после всех апостолов? Для чего попустил ему стеречь одежду, когда бросали камнями в Стефана? Ведь свет, который осиял его на пути в Дамаск, мог его просветить и годом раньше. Почему в промысле Божием было так устроено, разве Павел был менее других достоин послужить Христу? Нет, он был достоин более, и потрудился он больше всех других апостолов, но свойство падшего человека таково, что чем больше ему дано от Бога, тем больше он склонен к гордости.
У нас у всех есть такая черта: то, что дано от Бога, приписывать себе. Мы почему-то считаем, что те дарования, которые имеем по природе, являются нашим преимуществом перед людьми. Часто человек кичится умом — но может ли он сам себе ума прибавить? Кичится и образованием — а если бы родители не потрудились, то никакого бы образования не было, потому что это все труд старших. Человек безумно кичится своим ростом,— хотя разве может он свой рост изменить?— или внешностью, или еще чем-нибудь. Это происходит от того, что в силу падшести нашего естества, в силу гордости у нас помрачается ум.
Вот этой страшной заразы, гордости, и опасался Господь, поэтому Он попустил Павлу быть сперва гонителем Церкви. И это его потом всегда останавливало и смиряло; вспоминая свою юность, он говорил: я был извергом. Господь помог Павлу также тем, что послал ему постоянную болезнь. И хотя апостол Павел исцелял сотни и тысячи людей и воскрешал мертвых, но сам болел — для того, чтобы смиряться, потому что болезнь не дает человеку превозноситься.
И апостол Петр был тоже постоянно смиряем Господом. Христос его очень любил за его горячую преданность и всегда брал с Собой: и когда преобразился на горе Фавор, и во все другие особо важные минуты Своей жизни. Петр ощущал эту любовь и близость Господа к себе и часто произносил весьма самонадеянные речи. Так и перед крестной смертью Спасителя он сказал: я готов с Тобой идти на смерть. Но Господь предрек, что он трижды в эту ночь отречется от Него. Почему апостолу Петру было попущено отречение, почему он вдруг испугался? Вообще почему людей иногда посещает страх? Страх возникает в душе человека, когда от него отходит Дух Божий и он остается предоставленным самому себе. Когда же в человека вселяется Дух Божий, с Ним приходит совершенная любовь, изгоняющая страх.
Апостол Петр был так смирен Господом, потому что благодать, которую он должен был принять,— это огромный дар и удержать его можно лишь величайшим смирением. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. Имея такой дар, не возомнить о себе необычайно трудно, поэтому Господь и помогал Своим ученикам таким образом, промыслительно попускал им падать, чтобы укрепить их в этой главной, необходимейшей христианской добродетели. Смирение есть цемент, скрепляющий камни христианских добродетелей в стену, из которой образуется домостроительство нашего спасения.
Даже в том, что Церковь величает сперва неученого Петра, а потом ученейшего Павла, чувствуется промысел Божий — опять Господь Павла смиряет, хотя он больше сделал, чем Петр: больше людей к Богу обратил, больше на ниве Господней потрудился.
В начале земной жизни Христа Спасителя мы видим, что к его колыбели пришли сперва пастухи, а уже потом ученые мужи, волхвы. К сожалению, ум часто является препятствием на пути к Богу. Поэтому простецу легче Бога узреть, и во все времена в любом православном храме всегда людей простых было больше, а ученых меньше. Не так надмевает человека внешняя красота, физическая сила, красивый голос или еще что-нибудь, как ум. В нем заключается его главное преимущество перед остальными существами видимого мира, поэтому им-то и кичится он более всего, забывая о своем Творце и Подателе этого ума и всех остальных дарований и возможностей.
Вот так премудро Божиим промыслом устроялась жизнь славных мужей, которых мы сегодня прославляем, так же и наша жизнь устрояется Господом. И Святая Церковь премудро установила, что перед этим праздником мы проводим пост, потому что пост есть время смирения и молитвы. Почему мы не можем до сих пор стяжать такую благодать Святаго Духа, которую стяжали святые апостолы? Только потому, что не имеем той глубины смирения и простоты. Чтобы принять благодать апостольскую, нам надо и смиряться, как они.
Принятию благодати препятствует наличие гордости во всей нашей жизни. Из-за гордости у нас разрушается любовь друг ко другу, из-за нее мы не можем молиться чисто, нас осаждают помыслы. Ведь дай нам Господь хотя бы на секунду чистую молитву — и мы сразу впадем в прелесть, потому что слишком горды. Богу не жалко послать нам любой дар; мы можем и больных исцелять, и мертвых воскрешать. Благодать Божия та же, Церковь та же, Евхаристия та же, Писание то же и Христос Тот же — ничто из того, что нас спасает, не изменилось за эти две тысячи лет, только гордость наша не дает нам возможности принять дары Божии. И лишь в ту меру, в которую мы умеем смиряться, мы и получим благодать.
Поэтому то, что происходит в нашей жизни, надо учиться для начала принимать со смирением, без возмущения, а потом, может быть, мы научимся принимать то, что на нас грядет, и с радостью. Потому что во всем, что с нами случается и что не вызвано нашим грехом, всегда есть благой промысел Божий. Но даже если мы грехом своим воздвигли на себя какую-то бурю, Господь то зло, которое мы сотворили, всегда управит для нашего блага; и многие тяжелые испытания в жизни часто оборачиваются благом.
В заключение я хочу повторить кое-что из тех паремий, которые мы сегодня читали, чтобы в наших ушах еще раз прозвучали эти замечательные слова апостола Петра и мы вслушались, как он любит своих учеников, чад духовных и всех тех, кто последовал за Господом, и как он любит нас. Всегда, когда мы читаем Священное Писание, очень важно помнить, что оно обращено непосредственно к нам. Апостол Петр не когда-то там жил — мы прославляем его сегодня, он и сейчас участвует в нашей жизни, и его слова звучат для нас так же, как звучали и тогда. Недаром они вошли в канон Священного Писания, потому что они сказаны навеки.
Святой апостол нам говорит: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе…» То есть радуйтесь, даже если немножко и поскорбели в различных искушениях, потому что это необходимо для очищения души.
Далее он продолжает: «…в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ». Апостол Петр видел Господа, а мы нет, но он радуется за нас, что мы видим Его очами нашей веры. А по мере очищения нашего сердца и мы Бога узрим так же, как Его увидели Петр и Павел. Мы не увидим Спасителя во плоти, ходящего здесь, по земле. Мы не можем уже этого сподобиться, потому что это было некогда и однажды для избранных, но мы можем увидеть Господа, как увидел Павел, через Его Божественные энергии.
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего». Если мы называем Бога Отцом, то мы, как Его дети, должны быть святы. Как просто: если Господь наш свят, то и мы должны быть святы. Недостаточно нам быть просто хорошими людьми, которых, слава Богу, пока еще немало,— мы должны сиять святостью. У каждого из нас запечатлен в сердце этот образ, каждый имеет представление о том, что такое святой человек. Мы и жития читали, и Священное Писание; может быть, и со святыми в жизни встречались. Вот и нужно нам стараться подражать их житию, чтобы наша жизнь была не пуста. А то получается лицемерие — читаем молитву, обращаемся к Богу: «Отче наш» — Отец наш Небесный, а жизнь наша этому совершенно никак не соответствует. Как яблоко от яблони недалече падает, так и мы должны стремиться вести христоподражательную жизнь, чтобы нам быть детьми Божиими.
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть…» Особенно зависть. В нашем народе очень распространен этот недуг: он кипит во всем, вообще вся государственность наша имеет своим корнем зависть. Завидуем друг другу, какие-то представления возникают у нас в голове, мы все хотим для себя чего-то большего, лучшего, все ищем себе. Это надо особенно изживать, ведь любовь как раз не ищет своего, а ищет пользу другому. Вот что нам хорошо бы воспринять.
Отложив «и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь». Если мы вкусили, что благ Господь, надо полюбить эти слова Господни, ими питаться, ими свою душу управлять. Для чего Святая Церковь настаивает на том, чтобы Священное Писание мы читали ежедневно? Нам надо знать слово Божие наизусть, чтобы наш ум, как преподобный Серафим Саровский сказал, плавал в нем. Ум должен быть погружен в Писание, тогда мы сможем в нашей жизни постоянно им руководствоваться. Господь из нашего знания будет каждый раз приводить нужные нам слова для данного дела, поступка, какой-то сложной ситуации.
«Наконец будьте все единомысленны». Это место просто нельзя читать без слез, настолько оно глубоко душу затрагивает. Мы говорим: «единомыслием исповемы», но единомыслие между нами даже и не ночевало никогда. Феофан Затворник говорил: придет время на Руси, когда будет столько вер, сколько и голов. Каждый себе что-то мудрует, каждый себе что-то придумывает. Это, конечно, от того, что мы не образованны по-христиански, нас не Церковь воспитала, мы все «с луны свалились». Мы здесь оказались только по милости и по промыслу Божию, и надо стремиться, чтобы нам Православную веру стяжать.
Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство». Как просто: вот тебя обругали, а ты не говори: сам дурак. Потерпи, ведь какая будет польза для души.
«Напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». Да, мы призваны к тому, чтобы, когда нам говорят: ты дурак — отвечать: да, я дурак. Действительно, кто из нас может про себя сказать, что он умен? Не есть ли это самая большая глупость так говорить про себя. Призвание христианина заключается в том, что он должен быть овцой в этом мире, чтобы грызли его, но не он. Мы не можем воздавать злом, нет у нас такого права, Господь нам его не дал.
«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни…» А мы любим жизнь и хотим, чтобы все было хорошо, чтобы в семьях у нас был мир, чтобы не было драк, свар, хотим послушных детей, хотим, чтобы было благополучие, чтобы было благорастворение воздухов,— и об этом молимся все время, ведь не можем же мы желать зла. Так вот, если мы хотим этих добрых дней, то: «…удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их». Надо всегда стараться избавляться от злоречия. Это очень трудно, конечно. Мы привыкли всех повсюду ругать, осуждать, потому что нас многие обижают и этого всего нельзя не видеть, но тем не менее надо стараться свое сердце смирять, помня, что с этого и начиналась Святая Церковь. Апостол Павел пишет: «Злоречивые Царство Божие не наследуют». Его самого не только ругали, не только камнями били и кандалы ему навешивали, но и голову отрубили в конце концов.
Таких людей, как апостолы Павел и Петр, и по земле-то ходило не так уж много за всю нашу длинную человеческую историю. И ведь надо же, такому прекрасному человеку голову отрубить. Это ж какое зверство! А он не ругался, но благословлял тех, кто его проклинал и кто желал ему зла, потому что люди по безумию это делают, они несчастные, больные. И если мы веруем, мы должны стремиться поступать так, как учит апостол. Наша вера еще скудна, но надо стараться не давать себе возможности грешить. Если тебя кто-то обличит, остановит тебя в твоем злоречии, поблагодари такого человека, опомнись, не перечь ему, скажи: да, действительно, я осуждаю, я злоречу.
«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». Да, если мы смиримся, Дух Святый посетит нас в дыхании «хлада тонка», когда мы не будем даже ждать посещения Божия. Господь сказал нам: «Всегда бдите и молитесь». Он придет в наше сердце в тот день, когда мы не знаем, поэтому надо быть все время готовыми. Апостол Петр заключает первое послание словами: «вознесет вас в свое время» — каждого в свое: кому двадцать лет придется ждать, кому пять, а кто, может быть, и завтра сподобится. Но как нам сделать прямыми стези, пути Господня Духа в свое сердце? Только смиряясь.
«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Не надо ни о чем заботиться, Господь все устроит Сам. Нам нужно стараться только об одном: как бы Богу угодить.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Только отвлекся, только излишне посмеялся — глядишь, помыслы твои улетели, от Бога отошел, забыл, и тут же какая-то гадость в голову пришла, тут же кого-то осудил, посмотрел куда не положено и так постепенно опять душу разорил. И опять надо каяться, и опять все начинать сначала, потому что дьявол тут как тут. Поэтому всегда надо стараться ум свой вперять в молитву.«Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Да, часто мы приходим в отчаяние от помыслов, невнимательной молитвы. Отчаяние наше возникает опять же по гордости, мы все хотим быть отличниками, хотим сразу всего достичь. Без рассеяния молятся только одни ангелы, а нам надо смиряться, мы люди грешные, у нас и должна быть такая молитва, другой даже быть не может. Надо со смирением приносить Богу то, что в наших силах. Как видим из жития апостолов Петра и Павла, они тоже совсем не сразу всего достигли. И пока мы наследуем Царствие Небесное, должно пройти очень много времени.
«Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Митрополит Антоний Сурожский однажды привел очень хороший образ, он сказал, что человек должен стать как бы резиновой перчаткой на руке врача. Она нисколько не мешает ему действовать и подчиняется воле каждого пальца — вот так и христианин должен в руку Божию себя вложить и во всем подчинить и предоставить все делать Господу, а самому, по мере своих возможностей, в силу своих дарований, в силу того места, на которое он в данный момент поставлен, стараться угождать Богу, созидать и свою душу, и все вокруг, трудиться для правды Божией.
Кто-то скажет: это же бесполезно. Да, мир этот, безусловно, сгорит, земля эта исчезнет, антихрист обязательно придет. Значит ли это, что наш труд напрасен? Нет. Сколько икон порубили и сожгли? Астрономическое число. Сколько храмов взорвали? Огромное количество. И что, напрасно их строили? Нет, не напрасно. Дело в том, что спасение души — это не результат, а процесс. И в этом процессе мы и должны быть — в этой реке, в этом течении поиска спасения. Потому что все наши потуги, которые мы делаем, конечно, наивны и смешны. Что может перчатка сама о себе мнить, когда главное действующее лицо — хирург? Мы сами ничего не можем, но мы должны быть рабами Божиими, соработниками Ему в деле этого созидания. Тогда Он нас похвалит, тогда наша жизнь будет не зряшной.
Это не значит, что мы обязательно должны что-то такое совершить, чтобы это имело длительные плоды. Вот Иннокентий Московский просветил всю Сибирь — и где плоды его труда? Все храмы, которые он построил, сожгли; все книги, которые он перевел на северные языки, исчезли. Так же на Алтае Макарий Невский проповедовал, так же и Стефан Пермский во времена Сергия Радонежского переводил священные книги. Где эти труды? Можно сказать: все исчезло, пропало. Нет, не пропало, как не пропало ни одно полено, которое перекладывал из угла в угол своей кельи Серафим Саровский, чтобы нудить свою плоть. Казалось бы, какое бессмысленное занятие — из одного угла в другой поленья перекладывать. Неужели нельзя было больницу построить или открыть какое-то заведение, много денег получить, на эти деньги напечатать Евангелий и все раздать? Зачем он занимался этим никому не нужным делом? Нет, он делал самое главное — строил свою душу.
Когда женщина драгоценным миром помазала ноги Спасителя, апостолы возмутились, а особенно Иуда: зачем же на ноги лить такое дорогое вещество, можно продать его и деньги раздать нищим, сколько людей пообедают, а тут просто взяла и на ноги полила. Вроде неразумно, нелогично, нерационально. Так вот и в деле спасения и созидания нашей души никакой рациональности быть не может, это созидание нужно прежде всего нам. Наш Господь — Творец, и мы должны все время строить, все время созидать. Враг будет ломать, и в конце концов все равно все будет сломано, растоптано, поругано, все исчезнет. Но если нас будет много, то время этого разрушения будет оттягиваться еще дальше, еще на сто, еще на тысячу, на две тысячи лет. Это зависит от того, сколько будет таких созидателей. Если Господь сочтет количество их достаточным, чтобы удерживать небо над землей (потому что те, кто созидают, являются столпами; их называют «столпы Церкви»), тогда Он еще продлит эти дни; если нет, если оскудеет наша вера, а с ней наша благодать, то, значит, конец будет приближаться.
Мы, такие немощные, мало знающие, малоопытные, призваны к великому делу — спасению вселенной. Хотя нас осталось очень мало во всем мире, но тем не менее Господь вверяет нам такую грандиозную задачу. И любое малое дело, сделанное для Господа со смирением, приносит великий плод.
Господу нужен каждый человек: и простой рыбак Петр, и величайший ученый и мудрец Павел. Мы можем для подражания избирать себе любого, а Церковь их прославляет и любит вместе. И очень много есть таких святых, которые при жизни испытывали даже некоторые трения друг с другом — например, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий или Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. При жизни у них были по некоторым предметам разные мнения, а Церковь их и в один день прославила, и любит их одинаково, и обоих почитает замечательными учителями церковными.
Мы такие непохожие, каждый из нас особенный, как листочки на дереве, которые все различаются. Но каждый нужен Господу, и от каждого Господь ждет, чтобы хоть две лепты были им положены в дело спасения и своей души, и своей семьи, и своего города, и своего народа, и всего человечества, и всей твари, и всей вселенной. Несмотря на нашу худость, мы являемся избранниками Божиими. Почему можно с уверенностью это сказать? Потому что ни один из нас сам себе веру не изобрел; Господь Сам нас выбрал и Сам поставил перед Собой. Как Он начал с апостолов, так кончает нами. Раз Господь нас призвал, значит, Он считает, что мы вполне можем что-то созидать. И мы должны над этим трудиться. Кто трудиться не будет, тот будет извержен вон, и такие случаи бывают.
Сколько отпадает людей! Жалко, со скорбью это видишь, как с мясом от сердца рвется, а что делать? Ленится, не желает человек трудиться для Господа — и сразу духовно оскудевает. Вот как печка: ее натопили — и она горячая, в доме тепло, можно до вечера не топить. И завтра утром еще будет тепло, а к вечеру уже станет прохладно, а через неделю никто и не поверит, что дом топился. Так и во всем. Вот только день перестань молиться, не прочитай вечернее правило — утром уже совсем молиться не хочется. Один раз воскресенье пропустил, два пропустил, а потом уже: ну зачем в храм ходить, можно и дома молиться. А потом достаточно Бога и в душе иметь, а потом достаточно и не иметь, а просто думать, что все мы верующие, все мы крещеные. Но и Гитлер был крещен — и это его ни от чего не спасло.
Поэтому надо всегда тот дар, который нам Господь дал — дар веры,— обязательно возгревать. Это наш главный труд, потому что только огонь, который есть в нашем сердце, может кого-то еще зажечь. Если мы никого зажечь не можем, значит, в нас огня этого нет — надо прямо так и засвидетельствовать. А если тлеет хоть маленький уголечек, то и надо над ним трудиться, этот огонек раздувать, что-то в него подкладывать. Раздувание — это наша молитва, а подкладывание дров — наши добрые дела.
Глупо к тлеющему маленькому угольку подкладывать большое полено, поэтому не надо браться за большие дела, надо делать малые: сумочку кому-то поднести, за кого-то раз в недельку посуду помыть. И если наша жизнь будет складываться из таких мелочей, то постепенно мы очень многого сможем достичь в духовной жизни. И через мытье посуды нам Господь может скорей открыться, чем через какие-то грандиозные замыслы, которые обычно лопаются, как мыльные пузыри, потому что эти замыслы все воздушные.
Спаси всех, Господи. Аминь.
Крестовоздвиженский храм, 11 июля 1989 года, вечер
www.pravmir.ru