Содержание
1. Крещение Руси и его значение. (Билет 1) » Шпоры для студентов
История России 9 класс
В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.
Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Велеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.
Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела.
В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни.
Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.
Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России.
Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
актеры, время выхода и описание на Первом канале / Channel One Russia
Документально-игровой фильм «Крещение Руси» рассказывает об удивительном периоде в истории, связанным с приходом и распространением Христианства на территории Древней Руси.
Из картины зритель узнает, как, из чего складывались взгляды и религиозные убеждения людей того времени, как менялся политический менталитет, как зарождалось то, что сегодня мы называем древнерусской культурой и духовностью — все то, что в последствии подарило нам великую Святую Русь с ее тысячелетней историей и непрерывной связью с сегодняшним днем.
1 серия: «ТЬМА»
В середине IX века союз восточнославянских и финно-угорских племен призывает на княженье одного из предводителей скандинавских морских дружин, конунга викингов Рюрика. Так начинается первая в нашей истории княжеская династия — прямые потомки Рюрика будут править на Руси вплоть до конца XVI века. Двое из воевод Рюрика, известные в летописи как Аскольд и Дир, совершают поход на столицу Византийской империи Константинополь, принимают там крещение и начинают править в Киеве. После смерти Рюрика в Новгороде власть получает конунг Хелги, известный в летописи под именем Вещего Олега. Он захватывает Киев, убивает двух первых русских христианских князей и объединяет земли новгородских и киевских славян. Вещий Олег создает первое Русское государство и правит до совершеннолетия сына Рюрика, князя Игоря.
2 серия: «ЗАРНИЦА»
Князь Игорь вступает в княжеские права и организовывает новый поход на Константинополь, который заканчивается военной катастрофой. В результате внутриполитических неурядиц князь Игорь гибнет, и на историческую арену выходит его вдова, княгиня Ольга. Она жестоко мстит виновникам гибели своего мужа — мятежным древлянам. После этого Ольга проводит ряд государственных реформ и вновь идет на Константинополь, но на этот раз не с войной, а с миром. Там она неожиданно для своих людей принимает крещение из рук самого Константинопольского патриарха. Пытаясь распространить христианство на всю русскую землю, княгиня Ольга встречает резкое противодействие со стороны своего выросшего сына, князя Святослава Игоревича. Великий воин и убежденный язычник, князь Святослав видит будущее своей земли не в силе духа, но в силе меча.
3 серия: «ДЕННИЦА»
Одержав ряд блестящих военных побед над многими противниками, Святослав гибнет, проиграв войну против Византийской империи. После его гибели для русской земли начинается трудное время — в смертельной схватке за власть сошлись родные братья: Олег, Ярополк и Владимир. Победителем выходит Владимир Святославич. Военная удача, мудрость в делах управления, любовь и уважение подданных, — все это на стороне великого князя Владимира. Не случайно в народных былинах он стал известен под именем Владимира Красное Солнышко. Понимая, что никакое государство не держится без духовных скреп, князь Владимир решает закрепить свои успехи грандиозной языческой религиозной реформой. Но в этом своем начинании он терпит сокрушительное поражение — реформа проваливается. На роль государственной религии язычество явно не годится.
4 серия: «СОЛНЦЕ»
Ко второй половине X века религиозная карта Евразии претерпевает значительные изменения. На государственном уровне повсюду распространяется триада монотеистических религий: иудаизм, христианство и ислам. Великий князь Владимир Святославич отчетливо понимает, что и для Руси пришло время принять веру в единого Бога. Весь вопрос — в какого? После долгих сомнений и колебаний Владимир склоняется в пользу христианства восточного образца. Приняв крещение в завоеванном у Византии Херсонесе, князь Владимир полностью перерождается духовно: отныне Русью правит не жестокий и удачливый языческий вождь, но мудрый и твердый православный владыка. Избежав внутриполитических потрясений, Владимир крестит всю русскую землю. Чем на века определяет судьбу и величие своей родины. Отныне судьба великой России и православия будут нераздельны.
День памяти святого Владимира Великого и День Крещения Руси отмечают в Киеве
28 июля отмечается День памяти святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Он был внуком святой княгини Ольги, память которой 24 июля.
28 июля отмечается День памяти святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Он был внуком святой княгини Ольги, память которой 24 июля.
Князь Владимир не только сам принял христианство, но и способствовал тому, что христианство стало государственной религией Киевской Руси. Поэтому 28 июля является украинским национальным праздником – Днем Крещения Киевской Руси.
Будущий князь родился в 962 или 963 году на Волыни. Период его княжения в Киеве длился 35 лет — с 980 по 1015 год.
Существует множество версий о времени и месте крещения князя Владимира. Летопись указывает 988. Насчет места больше всего споров то ли в Херсоне, то ли в Киеве. После своего крещения Владимир приказал киевлянам креститься и бросить языческих идолов в Днепр. Если крещение Киева совершалось более или менее без насилия, то в других княжествах, по свидетельству летописи, княжеские воеводы крестили людей мечом и огнем.
По приказу князя были построены многочисленные церкви, в том числе Десятинная церковь в Киеве.
Но христианство зародилось на украинских землях задолго до крещения Владимира. Распространение христианства на украинских землях относится к первому веку, связанному с легендарным путешествием на киевские горы св. Андрея Первозванного; его пребывание с миссией в Крыму обычно не подвергается сомнению историками. Имеются более четкие исторические данные о первых христианских мучениках в Крыму, в частности, был замучен один из первых римских понтификов, папа Климент I. Позже его голову нашли св. Кирилл и Мефодий.
Различные источники сообщают о крещении киевского князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь. Есть предположения, что при попытках князя крестить киевлян даже привлекли епископов для создания церковной структуры. Однако в 882 году он был убит, а религиозная реформа провалилась из-за сильного противодействия язычников.
Но христианская община в Киеве осталась, о чем свидетельствует договор между Русью и Константинополем, заключенный князем Игорем в 9 г.41, десятый век.
Инициатором нового подъема христианства на Руси стала Святая княгиня Ольга, признанная равноапостольной.
Напротив, в западных землях христианство распространилось в девятом и десятом веках из Моравии, где церковь была основана св. Кирилл и Мефодий.
Таким образом, Крещение Руси князем Владимиром было продолжением длительного процесса христианизации Киевской Руси.
День Крещения Киевской Руси — 28 июля — стал официальным государственным праздником согласно указу Президента Украины в 2008 году. Следует отметить, что 28 июля является днем преставления князя Владимира, а его крещение наиболее вероятно, состоялось 14 августа (по новому стилю).
Христианизация | Encyclopedia.com
Христианизация — принятие христианства (в его восточно-православной форме) политической элитой раннерусских княжеств и навязывание его остальному населению в конце Х века.
Наиболее влиятельное решение в процессе христианизации было принято св. Владимиром Святославичем, князем Киевским (годы правления 978–1015), принять христианство и насильно крестить подвластных ему в Днепре. Его обращение традиционно связывают с 9 годом88, потому что в Русской Повести о нем говорится под этим годом, но источники вместо этого указывают либо на 987, либо на 989 год.
Это решение князя Владимира явилось результатом процесса повышенной активности монахов-миссионеров и священников из Византии среди славян, а также усиления военных, дипломатических и торговых контактов между Русью и Константинополем с середины IX века. Вскоре после того, как мусульманское вторжение лишило империю большей части восточных провинций, Константинопольская церковь начала пытаться уравновесить потери на востоке приобретениями на севере. Такая деятельность привела Византийскую церковь к соперничеству с Римской церковью, которая также принимала активное участие в обращении языческих славянских народов. Доказательства роста торговли между Константинополем и Русью в это время исходят как из Русской первичной летописи, так и из археологических свидетельств, таких как большее количество византийских монет, найденных в ордах русских монет, датируемых примерно 9 г.70 г. и далее (хотя исламские дирхамы и серебряные слитки оставались основным денежным средством обмена на протяжении всего этого периода).
Христианство появилось на Руси до обращения Владимира. Первое найденное свидетельство этому принадлежит Фотию, патриарху Константинопольскому (годы правления 858–867), который упоминает, что в течение нескольких лет после нападения русов на Константинополь в 860 г. некоторые русы обратились в христианство. Кроме того, Феофан Континуат сообщает нам, что архиепископ, присланный патриархом Игнатием (годы правления 847–858, 867–877), был принят Русью в 876 г. В X веке обращению Владимира предшествовали три знаменательных события. Сначала в 911 августа переговоры в Константинополе о договоре между греками и русами дали греческим церковникам возможность рассказать русским посланникам о христианстве. Во-вторых, договор 944 г. между русами и греками сообщает нам о том, что среди русских послов были и христиане. Наконец, княгиня Ольга, регентша своего сына Святослава, путешествовала из Киева в Константинополь в 950-х годах и обратилась в то время в христианство.
Русская Первичная Летопись традиционно была основным источником информации о решении Владимира обратиться в христианство, но теперь ученые сходятся во мнении, что большая часть сведений, появляющихся в летописи, является более поздним изобретением. Рассказ хроники представляет собой сборник четырех историй обращения, слабо связанных друг с другом. Три из этих историй похожи на истории об обращении предыдущих правителей в других странах и заимствованы из них, и поэтому их можно считать литературными банальностями. Одна из историй, однако, находит независимое подтверждение в других источниках того времени и может дать более достоверную информацию.
В первой истории миссионеры из ислама, иудаизма, западного христианства и восточного христианства прибывают в Киев, чтобы убедить Владимира принять их религию. Наиболее убедительным из этих миссионеров является греческий философ, который экзегетически резюмирует Ветхий и Новый Заветы и показывает князю икону Страшного суда. Но Владимир решает «еще немного подождать». Во втором рассказе Владимир отправляет по десять «добрых и мудрых людей» в каждую из основных соседних религий. Послы больше всего впечатлены тем, что они видят в Константинополе, в частности, возвышенной церковной архитектурой и красотой церковной службы, но Владимир продолжает ждать. В третьем рассказе Владимир захватывает крымский город Херсон, дав обет в случае успеха принять христианство, и требует в жены сестру византийского императора, но так и не обращается. В четвертом рассказе Владимир ослеп в Херсоне. Анна (сестра византийского императора), приехавшая выйти замуж за Владимира, говорит ему, что, когда он будет крещен, у него будет восстановлено зрение; затем он позволяет себе креститься и излечивается от недуга.
Из этих четырех рассказов только третий рассказ о взятии Херсона имеет большое значение для попытки определить события 988–989 гг. В сочетании с современными арабскими, армянскими и византийскими источниками историки могут создать этот контекст для третьего рассказа Первичной хроники: после успешного восстания болгар и их поражения имперской армии в августе 986 г. император Василий II (годы правления 976–1025) 9 сентября.87 в Малой Азии. Владимир в обмен на предоставление шеститысячного войска непосредственно в империю и за действия в Крыму против тех, кто поддержал мятежников, был обещан императором своей сестре Анне в жены при условии, что Владимир примет христианство. Некоторые ученые считают, что именно в этот момент (в 987 г. ) Владимир крестился. Войско Варды Фоки потерпело поражение при Абидосе 13 апреля 989 г., и взятие Владимиром Херсона, скорее всего, произошло после этого события, в конце весны или в начале лета того же года. Если принять утверждение составителя Русской Повести, то обращение Владимира произошло в Херсоне вскоре после приезда Анны. Тогда крещение киевлян в Днепре должно было произойти позже этим летом.
Против даты 989 года выступают три источника. Первая — это Молитва г. Владимиру, г., в которой говорится, что Владимир захватил Херсон на третьем году своего обращения и умер на двадцать восьмом году своего обращения, таким образом датируя свое крещение 987 г. и помещая его предположительно в Киев. Интересно, что Молитва встречается вместе с сочинением Житие Владимира , которое указывает на то, что он крестился только после взятия Херсона. Ни одна из композиций не найдена в рукописной копии ранее пятнадцатого века, и их авторство неизвестно. Второй источник, датирующий обращение Владимира в 9 г. 87 есть Повесть и Страсти и Похвалы святым мученикам Борису и Глебу, в которых, как и в Молитве, говорится, что Владимир скончался на двадцать восьмом году после крещения. Третий источник (или, по крайней мере, три из его девятнадцати сохранившихся рукописных списков), Чтение о житии и убиении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, , приписываемое монаху XI века Нестору, дает дату 987 г. для крещения Владимира. Чтобы разрешить это очевидное противоречие в первоисточниках, некоторые историки предположили, что 987 представляет собой год, когда Владимир начал свой период оглашения, а 989 представляет собой год, когда он был официально крещен.
Статус ранней Русской Церкви, начиная с принятия Владимиром христианства до 1037 года, был вопросом в историографии, составляла ли Русь самостоятельную митрополию (с митрополитом, проживающим либо в Киеве, либо в Переславе) или подчинялась другой митрополии. например, в Охриде, или занимал ли он автономный статус непосредственно под Константинопольским патриархом с архиепископом во главе. Этот вопрос решен в пользу того, чтобы Русь с самого начала имела своего митрополита в Киеве. После быстрого преобразования устоявшиеся языческие ритуалы и обычаи сохранились, особенно в сельской местности, на протяжении веков. Такое остаточное язычество, существующее бок о бок с христианскими обрядами и обычаями, было описано как особое явление, называемое двоеверием («двоеверие»), но нет убедительных свидетельств того, что язычество было здесь более распространено, чем в других областях Евразии, обратившихся в христианство. к христианству так стремительно.
Обращение Руси Владимиром привело к формированию на Руси христианской религиозной культуры, основанной на культуре Восточной Церкви. Это также привело к появлению письменности (включая алфавит, основанный на греческом алфавите), литературы (большая часть которой была переводами с греческого), монашеских общин, искусства и архитектуры в византийском стиле и византийского церковного права. Наряду со скандинавскими, степными и местными славянскими элементами это византийское влияние в значительной степени способствовало культурному, политическому и социальному слиянию, составившему раннерусские княжества.