Содержание
Доклад на тему «Рюрик» | Доклады «Литература»
Согласно «Повести временных лет», в 862 г., уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу племен откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Старший Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белом озере, Трувор — в Изборске. Умер Рюрик в 879 г., оставив все свои владения родственнику Олегу, поручив его заботам и своего малолетнего сына Игоря.
В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя. Спустя два года после призвания умерли Синеус и Трувор, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 г.
Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Историки спорят, о том был ли Рюрик скандинавом, финном или выходцем из южной Прибалтики. Неясно также и то, куда был призван Рюрик — в Новгород или Ладогу. Остается спорным и вопрос о том, был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.
Споры о происхождении Рюрика и его братьев не случайны. Анализ текста «Повести временных лет» показал, что сама легенда о призвании варягов появляется в этой древнейшей русской летописи относительно поздно — в конце XI или в начале XII в. Более того, из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI в. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI в., родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания. До конца XI в. имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в.
Все эти противоречия и породили множество различных мнений в отечественной и зарубежной исторической науке. Так, историки-норманисты, признающие, что варяги были скандинавами, склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. По мнению других ученых, Синеуса и Трувора вообще не существовало, а известие о них — результат неправильного прочтения русскими летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (сине-ус) и верной дружиной (тру-вор).
Недавно известный отечественный историк, доктор исторических наук, профессор А. Г. Кузьмин, на основе анализа многочисленных и разнообразных источников, высказал оригинальную концепцию, объясняющую происхождение варягов и князя Рюрика.
«Повесть временных лет» дает прямое указание на то, где жили варяги, — по Южному берегу Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Четко обозначены западные пределы расселения варягов: «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами западные славяне именовали итальянцев. На востоке варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии.
Но кем были «варяги» в этническом отношении? Сопоставление летописных сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально «варяги» русской летописи — это известные еще римским авторам «варины» («вэрины», «вагры», «вары»).
Нужна помощь в написании доклада?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать доклад
«Варины», или «вэринги», еще в IV в. в числе других племен участвовали во вторжении в Британию. Они входили в группу «ингевонов», племен, которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов «вэрингами» и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы — «вэринами», балтийские славяне — «варангами», «ваграми». В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами». Само этническое название «варяги» совершенно ясное, индоевропейское: «поморяне», «люди, живущие у моря» (от индоевропейского «вар» — вода, море). Варины, как соседнее с собственно франкскими владениями племя, и дали название Балтийскому морю, которое еще и в ХVI веке называлось Варяжским, но только в России и у балтийских славян.
В конце VIII или начале IX в. варины еще не были ассимилированы славянами. Во всяком случае, на рубеже этих веков франкский император Карл Великий даровал варинам закон, единый с англами — «Правду англов и вэринов или тюрингов». Но активная экспансия франков и саксов побудила варинов искать новые места поселений. В VIII в. во Франции появляется Варангевилл (Варяжский город), в Бургундии на реке Роне, в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Бухта варангов, Варяжский залив) на севере Скандинавии. Саксонская «Северная марка» в конце Х — начале XI века называлась также «Маркой Вэрингов». С VIII-IX вв. имена Варин, Вэрин и Варанг широко распространяются по всей Европе, свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде.
С середины IX в. варины постепенно ассимилируются пришедшими сюда славянами, и во второй половине IX века здесь возобладает славянский язык. Объединение варинов и славян произошло, очевидно, в рамках общего противостояния славян и других племен южного берега Балтики наступлению франков и саксов.
Основным направлением переселений варинов-варягов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам Балтийского моря (на о. Рюген, в Восточной Прибалтике и др.). Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев — варяги-русь: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь». При этом, «Повесть временных лет» специально оговаривает, что русь — это не шведы, не норвежцы и не датчане.
В Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Варяги-русь приходят сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к Среднему Поднепровью.
По сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем из одного из варяжских (вэринских) племен. В некоторых средневековых генеалогиях Рюрика и его братьев (Сивара и Триара — на западноевропейский манер) считают сыновьями князя славянского племени ободритов Годлава (Готлиба), убитого в 808 году датчанами. В свою очередь генеалогию ободритов средневековые авторы привязывали к венедо-герульской, отражавшей процесс ассимиляции венедов и герулов славянами (смешанные славянские и неславянские имена княжеских родов).
В русской летописи имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, по всей вероятности, восходит к названию одного из племен кельтов — «руриков», «рауриков», а племенное название, видимо, связано с рекой Рур. Племя это еще на рубеже нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск Юлия Цезаря, и уйти оно могло только на восток. В позднейшее время выходцы с берегов реки Рур тоже получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика тоже находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорее всего, образовано от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор объясняется также из кельтского языка, в котором слово-имя Тревор означает «третий по рождению».
Названия основанных Рюриком в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Интересно, что главным богом у варягов-руси был Перун. В договоре Руси с Греками 911 г., который заключил Олег Вещий, говорится: «А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом». Поклонение Перуну было распространено среди разных народов именно Южного побережья Балтики, например, у литвы богом был Перкунас, с аналогичными Перуну функциями.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Представление о славянстве варягов и об их выходе с Южно-Балтийского побережья сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси. Оно широко бытовало в Западной Европе, о чем говорят многие памятники. Важное место среди них занимает заключение посла Священной Римской империи С. Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 годах. Он сказал, что родиной варягов могла быть только Южно-Балтийская Вагрия, заселенная славянами-вандалами, которые «были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию». «На основании всего этого, — писал Герберштейн, — мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Как дипломат, Герберштейн побывал во многих западноевропейских странах, в том числе и прибалтийских (в Дании, в Швеции), был знаком с их историей, что и позволило ему установить параллель между Вагрией и Россией, а не между Швецией и Россией.
Предания о Рюрике и его братьях на Южном берегу Балтики сохранялись очень долго — их записывали еще во второй половине XIХ века. Современный историк В. Фомин отмечает, что в «Зерцале историческом государей Российских», принадлежавшем руке датчанина Адама Селлия, с 1722 г. проживавшего в России, Рюрик с братьями также выводятся из Вагрии. То, что такого рода предания имели место быть и долгое время бытовали на бывших землях южнобалтийских славян, подтверждает француз Ксавье Мармье, «Северные письма» которого были изданы в 1840 г. в Париже. Побывав во время своего путешествия в Мекленбурге, расположенном на бывших землях славян-ободритов, Мармье записал местную легенду о том, что у короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. Таким образом, еще в первой половине ХIХ в. среди давно уже онемеченного населения Мекленбурга сохранялось предание балто-славянского происхождения о призвании трех братьев-славян на Русь, отстоящее от них ровно на целое тысячелетие.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
РЮРИК — презентация, доклад, проект
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему РЮРИК.
Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
РЮРИК
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
РЮРИК
Подготовили:
Пуляшкин Илья и
Тохиров Элёр 10 Б класс
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Кем был князь Рюрик?
Именно с «варягами — русью» оказалось на прямую связано имя основателя восточнославянской великокняжеской династии. Согласно легендам Рюрик был сыном Годолюба, князя прибалтийских славян – рарогов. А матерью его была Умила, дочь новгородского князя Гостомысла.
Слайд 4
Описание слайда:
Описание личности
Рюрик – первый великий князь, одна из легендарных фигур в средневековой европейской истории, основатель древнерусского государства. Вероисповедание – язычник. Предшественник – Гостомысл, приемник -Олег Вещий, наследник- Игорь. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была норвежская княжна Ефанда.
Слайд 5
Описание слайда:
Внутренняя политика
Слайд 6
Описание слайда:
Таким образом, Варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик — на Севере, Аскольд и Дир — на Юге.
Таким образом, Варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик — на Севере, Аскольд и Дир — на Юге.
Слайд 7
Описание слайда:
Итоги правления:
Память Рюрика, как первого самодержца российского, осталась бессмертной в нашей истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома, наконец, обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру.
Слайд 8
Описание слайда:
Смерть Рюрика и приход к власти Вещего Олега
В 879 году легендарный Рюрик, первый правитель Руси- умирает и власть переходит к его малолетнему сыну Игорю, а фактическим правителем становится родственник Олег.
Tags
РЮРИК
Похожие презентации
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Оплата по результатам: анализ контекста реализации пилотного проекта в Танзании | BMC Health Services Research
Источник: Плата за результат: анализ контекста реализации пилотного проекта в Танзании
Исходное представление | ||
---|---|---|
20 декабря 2013 г. | Отправлено | Оригинал рукописи |
17 марта 2014 г. | Отзыв | Отчет рецензента — Венди Прюдом О’Мира |
11 июня 2014 г. | Отзыв | Отчет рецензента — Имре Рюрик |
3 июля 2014 г. | Автор ответил | Комментарии автора — Анна Элизабет Олафсдоттир |
Повторная отправка — Версия 2 | ||
3 июля 2014 г. | Отправлено | Версия рукописи 2 |
6 июля 2014 г. | Автор ответил | Комментарии автора — Анна Элизабет Олафсдоттир |
Повторная отправка — Версия 3 | ||
6 июля 2014 г. | Отправлено | Версия рукописи 3 |
7 июля 2014 г. | Отзывов | Отчет рецензента — Венди Прюдом О’Мира |
10 июля 2014 г. | Отзыв | Отчет рецензента — Имре Рюрик |
19 августа 2014 г. | Автор ответил | Комментарии автора — Анна Элизабет Олафсдоттир |
Повторная отправка — Версия 4 | ||
19 августа 2014 г. | Отправлено | Версия рукописи 4 |
Издательство | ||
15 сентября 2014 г. | Принято редакцией | |
16 сентября 2014 г. | Статья опубликована | 10.1186/1472-6963-14-392 |
Дополнительную информацию о рецензировании можно найти здесь.
Вернуться на страницу статьи
Пара подсвечников Коста Рюрика Дизайн Горана Варффа
Нажмите, чтобы увеличить
Звездный продавец
Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
|
1333 продажи
|
5 из 5 звезд
€31,31
Загрузка
Доступен только 1
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Редкая находка — этот предмет трудно найти.
Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Внесен в список 6 ноября 2022 г.
8 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.