Содержание
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
|
Места расселения
|
Города
|
Поляне
|
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
|
Киев
|
Словене ильменские
|
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
|
Новгород, Ладога
|
Кривичи
|
Севернее Западной Двины и верховья Волги
|
Полоцк, Смоленск
|
Полочане
|
Южнее Западной Двины
|
Полоцк
|
Дреговичи
|
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
|
Туров
|
Древляне
|
Южнее реки Припять
|
Искоростень
|
Волыняне
|
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
| |
Белые хорваты
|
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
| |
Дулебы
|
Жили восточнее белых хорватов
| |
Тиверцы
|
Территория между Прутом и Днестром
| |
Уличи
|
Между Днестром и Южным Бугом
| |
Северяне
|
Территории вдоль реки Десны
|
Чернигов
|
Радимичи
|
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
| |
Вятичи
|
Вдоль истоков Оки и Дона
|
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
|
Места расселения
|
Города
|
Поляне
|
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
|
Киев
|
Словене ильменские
|
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
|
Новгород, Ладога
|
Кривичи
|
Севернее Западной Двины и верховья Волги
|
Полоцк, Смоленск
|
Полочане
|
Южнее Западной Двины
|
Полоцк
|
Дреговичи
|
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
|
Туров
|
Древляне
|
Южнее реки Припять
|
Искоростень
|
Волыняне
|
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
| |
Белые хорваты
|
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
| |
Дулебы
|
Жили восточнее белых хорватов
| |
Тиверцы
|
Территория между Прутом и Днестром
| |
Уличи
|
Между Днестром и Южным Бугом
| |
Северяне
|
Территории вдоль реки Десны
|
Чернигов
|
Радимичи
|
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
| |
Вятичи
|
Вдоль истоков Оки и Дона
|
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Дело о ранних славянах (Шестое до» Флорин Курта
- < Предыдущий
- Далее >
Date of Award
8-1998
Degree Name
Doctor of Philosophy
Department
History
First Advisor
Dr. Lucian Rosu
Second Advisor
Dr. Deborah Deliyannis
Третий советник
Доктор Аллен Загарелл
Четвертый советник
Доктор Сперос Врионис мл. Также исследуются отношения между материальной культурой и этничностью, с особым акцентом на понятие стиля. Историография предмета обширна, и ее обзор показывает, почему и как тот или иной подход к истории ранних славян предпочитали лингвистически мыслящие историки и археологи. Историография ранних славян — это также история о том, как академический дискурс использовался для построения национальной идентичности.
Изучение письменных источников свидетельствует о том, что история склавенов и антов начинается только с начала 500-х гг. Археологические данные показывают, что внедрение дунайских лип шестого века при императоре Юстиниане сыграло гораздо более важную роль в изменениях, которые в конечном итоге привели к выводу римских армий в начале 600-х годов, чем славянские набеги. То же самое верно и для кладов римских монет шестого и седьмого веков в Восточной Европе, которые часто использовались для картирования миграции славян. Высокий уровень невыдачи можно лучше объяснить с точки зрения инфляции.
С другой стороны, археологические данные из мест к северу от реки Дунай предполагают, что определенные артефакты, такие как фибулы лука, могли использоваться для создания групповой идентичности. Собрания, обнаруженные в регионе, где источники шестого и седьмого веков обнаруживают склавенов и антов, также указывают на подъем элиты, которая, возможно, была ответственна как за установление этнических границ, так и за увеличение славянских набегов в последней четверти шестого века. век. В письменных источниках упоминается множество вождей, некоторые из которых именовались «царями». Из-за этих военных и политических событий византийские авторы признали существование групп, к которым они применяли названия «склавены» и «анты». Поскольку ни одна группа не называла себя ни тем, ни другим именем, возможно, что «славянская» этническая принадлежность была изобретена византийскими авторами для того, чтобы понять процесс групповой идентификации, происходивший к северу от дунайской границы.
Настройка доступа
Dissertation-Open Access
Скачать
ЗАГРУЗКИ
С 07 июля 2016 г.
Включено в
Общество европейской истории,
Средневековая история
МОНЕТЫ
Проект MUSE — Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе (обзор)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
Журнал междисциплинарной истории 34. 1 (2003) 94-95
[Доступ к статье в формате PDF]
Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе. П.М. Барфорд (Итака, издательство Корнельского университета, 2001) 416 стр. $39,95
Барфорд взял на себя колоссальную задачу, пытаясь осветить историю и культуру людей раннего Средневековья, которые говорили на языке, который лингвисты считают славянским. Это стремление сопряжено со многими трудностями, прежде всего методическими. К чести Барфорда, он узнает многих из них. Однако, несмотря на его обширные междисциплинарные знания и фундаментальную честность, Ранние славяне — разочаровывающая книга. Работа в целом читается как серия вводных лекций автора, явно способного на более сложные объяснения.
Среди многих фундаментальных проблем, которые мешают проекту Барфорда, — природа сохранившейся информации. славянин, в контексте работы Барфорда в значительной степени является лингвистическим обозначением. Таким образом, он сосредотачивается на выявлении различных людей, которые говорили на языках или диалектах, которые современные лингвисты считают славянскими, по сравнению, например, с людьми, говорящими на романском языке, таком как французский или испанский, которые произошли от латыни. Основная методологическая проблема при выявлении народов, говоривших на славянском языке (например, предшественниках русского, польского или сербско-хорватского), состоит в том, что ни один из народов, проживавших на территориях (например, Словакии, Украина, или Словения), населенные в настоящее время народами, говорящими на славянском языке, были грамотны на своем родном языке в течение первых нескольких столетий раннего Средневековья.
Несмотря на предпринимаемые в течение нескольких сотен лет усилия, которые в последнее время часто движимы националистическими целями, как метко отмечает Барфорд, трудности, связанные с попыткой компенсировать отсутствие письменных источников на славянском языке, непреодолимы, по крайней мере, на данный момент. Барфорд, однако, склонен придавать слишком большое значение археологическим предприятиям. Хотя он, кажется, знает о подводных камнях в принципе, на практике он недостаточно критически относится к археологической информации. Например, он позволяет гончарным артефактам демонстрировать сходства и различия во времени между народами, проживающими в различных районах, которые сейчас населены славянскими носителями того или иного типа. Однако выявление сходств и/или различий в археологических артефактах часто носит субъективный характер. Такие выводы должны быть количественными, если они должны поддерживать вес больших обобщений, и должны быть намечены некоторые последовательные меры, чтобы поддерживать такие обобщения. Проблема установления разговорного языка по керамическому кувшину, особенно при отсутствии достоверных письменных сведений, остается весьма проблематичной.
Ограниченность археологии, даже если она не загрязнена политическими или социальными предубеждениями, редко признается археологами, по крайней мере, в печати. В другой неудачной статье Грирсон, ведущий нумизмат эпохи после Второй мировой войны, убедительно заметил: «Говорят, что лопата не может лгать, но этим достоинством она отчасти обязана тому факту, что она [End Page 94] не может говорить.» 1 Барфорд предпочитает спекулятивное построение прошлого археологами на основе ошибочных артефактов и руководящих теорий информации из письменных источников, созданной культурами, которые взаимодействовали с людьми, которых сегодня считают славянами. По его словам, «Картина из письменных источников, кажется, противоречит археологическим свидетельствам» (74). Однако подчеркивать, что археологическая информация ни о чем не свидетельствует, если она не сталкивается с конкретной проблемой, которую необходимо решить, и сопутствующей теорией, мотивирующей ее, не является методологическим щепоткой. Очевидная круговоротность такого процесса не стоила бы упоминания, если бы археологи, которые часто чрезмерно критично относятся к письменным источникам прошлого, с тревожной последовательностью не признают своих собственных предубеждений.