Период застоя в ссср кратко: торможение в развитии государства и кризисное состояние экономики

торможение в развитии государства и кризисное состояние экономики

В истории СССР эпоха застоя относится к периоду 1964-1984 годов. Большую часть этого времени страной руководил Брежнев, занимающий пост главы Коммунистической партии.

С 1982 по 1985 годы у руля государства стояли Андропов и Черненко. На протяжении двух десятилетий общество СССР находилось в спящем состоянии и только с приходом к власти Горбачёва стали проходить бурный изменения.

Содержание

  • 1 Появление термина «застой»
  • 2 Этапы застоя
  • 3 Сфера экономики
  • 4 Реформы Косыгина и их последствия
  • 5 Борьба с алкоголем
  • 6 Сфера политики
    • 6.1 Внутренняя политика
    • 6.2 Внешняя политика
  • 7 Духовное развитие общества в период застоя
  • 8 Итоги периода застоя

Появление термина «застой»

После смещения в 1964 году Хрущёва закончилась эпоха оттепели. С приходом к власти Брежнева демократизация страны, связанная с развенчание культа личности Сталина, была свёрнута. Наступил период спокойствия. Развитие государства не происходило, и даже наблюдалась тенденция к замедлению темпов экономического роста. Однако в целом уровень жизни общества был выше, чем в 1950-е годы.

Базовую составляющую экономики составлял экспорт полезных ископаемых. В первую очередь ставка делалась на нефть. Одновременно происходило отставание в секторе производства качественной продукции.

В условиях плановой экономики отсутствовали рыночные рычаги. Это привело к тому, что когда нефтяной бум 1970-х годов спал, подпитывать экономику стало нечем. Произошла не окупаемость производственных предприятий из-за перенасыщения их кадровым составом. В стране начался товарный дефицит.

Руководство государства оказалось в сложной ситуации. Экспорт ресурсов уже не давал нужных доходов, и для поддержания экономики требовалось принятия экстренных мер.

Изменения начались с приходом к власти Горбачёва. В своём докладе на XXVII КПСС он прошедший период называл застойным и провозгласил курс на перестройку.

Этапы застоя

Период застоя характеризуется следующими этапами, которые представлены в таблице.

Этапы

Годы

События

І

1965-1970

Попытка Косыгина реформировать экономику.

ІІ

1970-1982

Нарастание кризиса экономики.

ІІІ

1982-1985

Смена руководства и осознание партийными деятелями критического положения.

Сфера экономики

В экономической деятельности государства наблюдались положительные и отрицательные явления. Эта информация представлена в таблице.

Положительные явления

Отрицательные черты

  • Стабильное развитие государства в семидесятых годах из-за высоких цен на энергоресурсы.
  • Обеспечение людей бесплатным жильём.
  • Повышение доходов населения.
  • Большие капиталовложения в военную промышленность.
  • Успешное освоение космоса.
  • Строительство ряда автомобильных заводов и начало прокладки Байкало-Амурской магистрали
  • Незавершенность реформ Косыгина и отсутствие дальнейших попыток изменения экономики.
  • Низкий уровень технического прогресса.
  • Зависимость развития экономики от продажи энергоресурсов.
  • Малая эффективность производства из-за низкого уровня производительности труда.
  • Постоянное снижение темпов экономического роста.
  • Слабое развитие аграрного сектора.
  • Регулярная потребность в закупке продуктов питания из-за рубежа.
  • Низкое качество товарной продукции.

Для поддержания сносного уровня жизни населения огромные средства вкладывались в социальную политику. Однако решение такой задачи становилось всё труднее. Снижение производительности труда привело к дефициту на продовольственную продукцию и большинство товаров народного потребления.

Это привело к тому, что в 1980-х годах пришлось вводить карточную систему на основные виды изделий.

Реформы Косыгина и их последствия

Производство продукции в СССР осуществлялось на базе командно-административной системы. Выпуск изделий определялся не спросом, а указаниями сверху. Производственные предприятия работали по установленному плану, который обязаны были выполнить.

В дальнейшем её сбытом они не занимались. Отсутствие заинтересованности в результатах своего труда привело к ухудшению качества изготавливаемой продукции. На предприятиях не внедрялись новые технологии, и отсутствовала заинтересованностью в расширении ассортимента изделий. Чтобы выйти из создавшегося тупика, Председателем Совета Министров Косыгиным были внедрены реформы.

Их суть состояла в следующем:

  1. Упразднение совнархозов. Управление стало осуществляться через министерства.

  2. Предприятиям дали полномочия договариваться с поставщиками и потребителями продукции.

  3. Уменьшилось количество директивных планов.

  4. Произошёл переход предприятий на хозрасчёт.

  5. Увеличились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

  6. Произошло снятие запрета на содержание приусадебных хозяйств.

Однако такие реформы просуществовали только до первой половины 1970-х годов и были свернуты. Причина заключалась в том, что они шли в разрез с принципами существовавшей командно-административной системы управления.

Борьба с алкоголем

Для руководства страны большой проблемой стало повышенное употребление обществом алкоголя. Происходило это из-за низкого уровня жизни общества. Сложность такой борьбы заключалась в том, что крепкий напиток можно было изготавливать самостоятельно. Жёсткие законы против самогоноварения к требуемым результатам не приводили. Статистика показывала следующие результаты:

  1. В 1976 году употребление спиртных напитков в расчёте на душу населения составляло 10,5 л.

  2. В 1980 году это величина возросла уже до 14 литров.

Здесь наглядно видно, что чем хуже живёт общество, тем больше оно потребляет алкоголя.

В попытках изменить ситуацию была проведена компания по замене крепких напитков виноградными винами и пивом. По всей стране были построены лечебно трудовые профилактории, куда помещали людей с алкогольной зависимостью. Однако всё это не дало существенных результатов.

Сфера политики

В застойный период времени партийно-государственная верхушка переживала золотой век. Неофициально существовало понятие «номенклатурный работник». Если человек занимал высокий пост в государстве, то он становился для него пожизненной сферой деятельности. В случае перехода ему давалась такая же по уровню должность.

Однако крах идеологического кризиса нарастал, и правительство СССР хорошо это понимало. Общество не верило в становление коммунизма. Чтобы спасти положение, была создана концепция о достижении государством развитого социалистического общества. Это понятие было закреплено в Конституции. Данная стадия рассматривалась как промежуточный этап на пути строительства коммунизма.

Внутренняя политика

С 1977 года за КПСС в Конституции закреплялось правящее положение. Партия считалась руководящей и направляющей силой общества. В результате произошла консервация политического режима. Его опорами были армия и КГБ.

В этих условиях продолжило своё развитие диссидентское движение, которое возникло ещё в период правления Хрущёва. Этому способствовали следующие события:

  1. Потеря общества веры в коммунистическое будущее.

  2. Подавление в странах Европы попыток демократического движения. К ним относятся события, происходившие в Чехословакии и Венгрии.

К лидерам оппозиционного движения относились Сахаров и Солженицын. СССР предпринимал репрессивные меры к таким деятелям.

После смерти Брежнева руководителем государства стал Андропов, ранее занимавший пост председателя КГБ. В попытках совершенствования социализма начали проводиться репрессивные меры по отношению ко всему обществу. Стали осуществляться рейды с целью проверок людей, которые в дневное время не находились на предприятии. Однако серьёзной перестройки в государстве не происходило. После смерти Андропова и с приходом к власти Черненко ситуации опять временно откатилась назад.

Внешняя политика

Внешняя политика СССР в период застоя была направлена на нормализацию отношений с Западом и Востоком. Важнейшие события этого времени представлены в таблице.

Дата

Описание событий

1968 г.

В Чехословакии произошло движение с требованиями реформирования социализма. Оно вошло в историю под названием «Пражская весна». Для стабилизации положения Советский Союз ввёл в Чехословакии войска.

1969 г.

На острове Даманский с Китаем произошёл вооружённый конфликт. После его завершения Китай взял курс на сближение с США.

1972 г.

Началась политика разрядки. В Москве был подписан договор ОСВ-1, связанный с ограничением выпуска вооружений.

1975 г.

Состоялось совещание в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участвовали представители 33 стран.

1978 г.

Был заключён договор ОСВ-2. Также подписаны соглашения об ограничении проведения подземных ядерных испытаний.

1979 г.

Советские войска вошли в Афганистан. В ответ ряд государств Запада объявили бойкот Олимпийским играм в Москве. Через 4 года уже СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе.

1983 г.

В воздушном пространстве СССР советским истребителем был сбит южнокорейский лайнер, который нарушил границу по неизвестным причинам.

Духовное развитие общества в период застоя

Над культурным развитием советских людей опустился «железный занавес». Из-за рубежа поступали только отдельные книги иностранных авторов, которые не несли угрозу советской идеологии.

Все постановки театральных пьес или фильмов шли под контролем партийных комиссий. Это вызывало недовольство со стороны ряда писателей. К ним относились Солженицын, Аксёнов, Войнович, Бродский, Максимов. Они были все высланы за пределы страны. Вместе с ними пришлось покинуть государство кинорежиссеру Тарковскому, режиссёру Любимову, виолончелисту Ростроповичу и оперной певице Вишневской.

Однако общество хотело слушать нестандартную музыку и песни. Такую возможность им дал магнитофон, откуда звучали произведения Высоцкого, Окуджавы, Кима.

В культуре стали конкурировать 2 линии. Одна исходила от власти в виде заказа на постановку фильмов и написание сценариев. Другое направление носило демократический характер. В нём отчётливо проявлялись предпосылки обновления общества.

Итоги периода застоя

Застойный период страна жила размеренно и спокойно. Однако экономика страны незаметно разрушалась. Сказалось это в 1980-х годах, когда цены на нефть резко упали. В результате государство погрузилось в глубокий кризис. Чтобы выйти из него, пришедший к власти Горбачёв, сделал попытку полного реформирования экономики. Однако это не дало результатов, и в 1991 году Советский Союз распался.


Список литературы и дополнительные материалы по теме:

  • Ванюков Д. А. Эпоха застоя М.
  • Журавлев В.В. На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе.
  • Буровский А.М. Да здравствует застой!

Руководство Л. И. Брежнев или период застоя в СССР.

Для начала нужно разобраться, что следует понимать под термином «застой». Застоем стоит понимать промежуток (приблизительно с середины 1960 года до 1980 года) истории СССР за который никаких сильных дестабилизаций в сфере экономики и политики не наблюдалось. Так же было замечено повышение общего достатка жителей Союза Советских Социалистических Республик.
В 1964 году после того как с руководящего места секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза сместили Никиту Сергеевича Хрущёва его место занял Леонид Ильич Брежнев. Именно его продолжительное нахождение «у руля» правления историки называют «периодом застоя».
И в самом деле, почти за двадцать лет руководства Леонида Ильича Брежнева не было зафиксировано больших событий или достижений в науке. Следом за так называемой хрущёвской «оттепелью» вся жизнь в СССР как бы замерла на одном месте. Всё это получилось из-за того, что ни по складу своего характера, ни по умственным способностям у Леонида Ильича Брежнева не присутствовали те качества которыми обязан обладать любой лидер такой страны как Союз Советских Социалистических Республик. Вся его слабина как руководителя развязала руки бюрократии и партийной вседозволенности. Выстроенная Брежневым линия руководства, что всё должно быть стабильно, пожалуй всячески отгородила советский народ от какого либо обновления. «Топтание на одном и том же месте» самыми первыми подхватили высоко поставленные партийные начальники, которые стали думать, что их «тёпленькие» места выданы им на всю жизнь. Огромное число всяких министров и руководителей областных комитетов Коммунистической партии Советского Союза сидели на своих постах более чем по пятнадцать лет. К началу 1980 года средний возраст руководящего состава достигал семидесяти лет. Большинство руководителей, вместе с главой СССР Леонидом Ильичом Брежневым, элементарно физически не могли занимать свои должности. Съезды Политбюро стали проходить за ничтожно короткие отрезки времени (около пятнадцати – двадцати минут), любые решения и указы, включая даже важные принимались «не отходя от кассы», единогласно. Даже такое важнейшее решение того времени как введение СССР советских войск в Афганистан было принято без участия Верховного Совета. Партийные съезды стали больше походить на парады. Любая критика резалась на корню. Все выступления сводились к одному, превозношению самого Леонида Ильича Брежнева.
Нарастающий развал партийной верхушки самым негативным образом влиял на любые сферы деятельности жизни в Союзе Советских Социалистических Республик. Уже к началу 1960 года не вооружённым глазом был виден упадок темпов развития в экономики страны. Совершенно упал национальный доход, что привело к дестабилизации жизненного уровня граждан СССР и упадку обороны.
Однако в 1965 году партийное руководство Союза Советских Социалистических Республик попыталось реанимировать экономику державы, введением новых усовершенствованных хозяйственных механизмов. Одной из главных целей данной реформы, основоположником которой являлся Председатель Совета министров Алексе́й Никола́евич Косы́гин, являлась стимуляция усиления экономики и планирования. Всё это сводилось к тому, что теперь предприятия сами могли распланировать рост своей производительности, себестоимость изготовляемой продукции, а так же заработную плату работников. Руководство заводов и предприятий получило более полную свободу в распоряжении своих прибылей, что несомненно привело бы к улучшению работы, и в свою очередь к росту экономики. Но, как всегда, процесс этой реформы был затянут на несколько лет. Алексе́ю Никола́евичу Косы́гину так и не удалось завершить свою реформу из-за того, что она была просто не нужна партийной верхушке. Все министерства так же работали спустя рукава, как и раньше. Их аппарат разрастался, стало появляться всё больше новых главков. Вдобавок ко всему, предприятия получив самостоятельность стали уменьшать плановые нормы и выбирать наиболее лёгкие решения задач. Всё это привело к тому, что экономика всё так же продолжала падать, да ещё стала практически неуправляемой. Похороны этой реформы состоялись 1968 году, тогда же произошло военная интервенция стран Варшавского Договора прекратившая «пражскую весну».
После всех событий произошедших 1968 году руководство страны решает усилить домостроевские направления правления. Из всех средств массовой информации исчезла всякое, даже самое маленькое, упоминание о сталинских преступлениях и «культе личности».
К началу 1970 года экономика страны пришла в полный упадок и работала только на оборонный комплекс. И как вывод к этому, из магазинов стали пропадать самые обычные вещи, стали появляться огромные очереди. Вся видимая стабильность экономики, которую можно наблюдать в 70-е годы, обеспечивалась только при помощи нефти.
В «период застоя» Союз Советских Социалистических Республик безнадёжно отстал от других стран в микроэлектронике. Даже проводимые научные разработки ни как себя не проявляли. На фабриках и заводах «руками» трудилась почти половина рабочих, а в сельхоз промышленности ручной труд составлял семьдесят пять процентов. Устаревшие фабрики и заводы требовали масштабных вложений для проведения модернизации, и министерства не нашло ничего лучше, чем строить новые предприятия. Это привело к колоссальному количеству недостроенных объектов. За завесой внешней оболочки в СССР проходил иной процесс, процесс развития кризиса в самой стране. Доходы от «теневого» бизнеса стали исчисляться миллиардами.
Но всё-таки даже имея такие факты Брежневский период нельзя назвать полным застоем, как и нельзя периодом хорошего развития. Всё же к середине восьмидесятых годов антидемократический режим правления в Союзе Советских Социалистических Республик потерпел полнейший крах, и наступление «перестройки» было лишь вопросом времени.

Добавить комментарий

Чему Путин научился после распада СССР

Когда 30 лет назад в этом месяце, 25 декабря 1991 года, распался Советский Союз, его конец последовал за десятилетиями экономической дисфункции. Советский лидер Михаил Горбачев, надеясь провести реформы, называл 1970-е и 1980-е годы « застой », эпохой застоя. Тем не менее, признавая проблему, Горбачев не смог спасти больную социалистическую систему. Действительно, его неудачная попытка систематических реформ в конечном итоге привела к распаду Советского Союза.

На первый взгляд, российская экономика сегодня выглядит так же неблагополучно. Доходы на душу населения не улучшились за последнее десятилетие. Доля России в мировом производстве снизилась с 2008 года. А крупные секторы экономики остаются технологически отсталыми или отчаянно нуждаются в модернизации. Общее экономическое состояние вновь можно охарактеризовать как «застой».

Тем не менее, президента России Владимира Путина и его правительство вряд ли постигнет та же участь, что и их советских предков. Точно так же, как лидеры коммунистической партии в Пекине изучали советскую историю, чтобы предотвратить ее повторение, так же поступали и лидеры в Кремле. Они усвоили уроки неудачных советских попыток обратить вспять упадок в 19-м веке.70-х и 1980-х годов, а также многие ключевые атрибуты российской экономики и российской экономической политики отражают стремление избежать повторения советского опыта при Горбачеве. Как недавно заметил российский экономист Сергей Гуриев, «российская макроэкономическая политика гораздо более консервативна, инфляция находится под контролем, имеются большие резервы, сбалансированный бюджет и нет внешнего долга», а как рыночная экономика Россия «гораздо более эффективна и устойчива к внешним воздействиям». », чем Советский Союз.

Безусловно, Россия все еще пытается найти экономическую модель, способную обеспечить непрерывный рост и снизить зависимость от экспорта ресурсов. Тем не менее, Москве удалось укрепиться для продолжительной конкуренции с Соединенными Штатами. Экономика представляет собой не главное слабое место, а прочную часть стратегии Путина по обеспечению стабильности режима, сохранению преемственности и преодолению санкций, введенных Западом.

УРОКИ ПОСЛЕСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Российские политики извлекли уроки из бурного позднесоветского опыта, а также экономических потрясений 1990-х годов. Обвалы нефтяного рынка в 1986 и 1997 годах нанесли огромный удар по бюджету Советского Союза и молодой Российской Федерации. Среди политиков в Москве эти потрясения породили глубоко укоренившиеся опасения по поводу воздействия, которое волатильность рынка ресурсов может оказать на финансовую стабильность стран, зависящих от экспорта.

Прямым ответом на эти опасения стало создание новых стабилизационных фондов вскоре после вступления Путина на пост президента в 2000 году. Эти средства позволили России накопить резервы за счет экспортных поступлений, которые помогли ей выдержать макроэкономические последствия скачков цен на нефть и снижения экспортных поступлений. Несмотря на значительное падение цен на нефть по сравнению с максимумами последних лет первого десятилетия этого века и экономический спад в 2014 и 2015 годах, Москва успешно восстановила свои валютные резервы и активы, которые менее уязвимы для будущих действий США. санкции. Следовательно, Россия приспособилась к гораздо более низким ценам на нефть и создала амортизаторы, которые делают зависимость от экспорта энергоносителей гораздо менее уязвимой.

Несмотря на недомогание России, ее политики извлекли уроки из неудачных попыток советских лидеров справиться с застоем.

При Путине Россия также стремилась снизить свою зависимость от импорта. Здесь также политическое мышление формировалось под влиянием опыта поздней советской эпохи, когда хроническая неспособность производить адекватные объемы стратегически важных товаров, включая такие основные потребительские товары, как зерно, а также высокотехнологичное оборудование, приводила к тому, что страна в значительной степени зависела от на импорт, увеличивая свою зависимость от доходов от экспорта нефти. Когда 19В результате нефтяного шока 86 года каждая третья буханка советского хлеба была произведена из импортного зерна.

Руководство России также усвоило урок о том, что финансовая слабость ограничивает свободу действий страны на международной арене. В конце 1980-х у Горбачева были ограниченные возможности, когда он столкнулся с беспорядками в Варшавском договоре и перспективой объединения Германии. Ведущие государства Варшавского договора были в большом долгу перед Западом, в то время как Москва была ограничена в своих возможностях поддержать пошатнувшуюся экономику этих сателлитных коммунистических режимов. Получение финансовой поддержки со стороны Германии также стало фактором молчаливого согласия СССР на объединение Германии.

Впоследствии в глазах большинства в Москве Россия игнорировалась в вопросах внешней политики на протяжении 1990-х годов. Это была великая сила только по названию. Как только руководство России выплатило долги страны и снизило зависимость государства от внешних финансов, оно начало восстанавливать мировые позиции страны.

УПРАВЛЕНИЕ СТАГНАЦИЕЙ

Несмотря на внешнее сходство, особенно с периодами Брежнева и Андропова, на практике Кремль сегодня сталкивается с миром с экономической системой, совершенно отличной от той, которая препятствовала амбициям его позднесоветских предшественников. И, несмотря на экономическое недомогание России, политики, которые наблюдают за этой системой, извлекли уроки из неумелых попыток советского руководства справиться с социально-экономической стагнацией. Выявлено несколько ключевых отличий.

Рассмотрим производство продуктов питания. Советский Союз обладал одной из самых неэффективных сельскохозяйственных систем в истории человечества. К 1980-м годам большая часть советского бюджета направлялась на субсидирование производства продуктов питания. Советский Союз был полон парадоксов: ведущий производитель сельскохозяйственной техники, но в то же время крупнейший в мире импортер продовольствия, что оказывало огромное давление на бюджет страны и требовало огромных продаж нефти для финансирования растущих счетов за импорт продовольствия. Напротив, сегодня Россия является крупнейшим в мире экспортером пшеницы и близка к тому, чтобы стать нетто-экспортером продовольствия. Хотя по-прежнему доминирует государство, российская экономика гораздо более рыночная и гораздо менее неэффективная в жизненно важных секторах по сравнению с советской экономикой.

Российское руководство также стремится избежать расточительных военных расходов своих предшественников. Оценки советских военных расходов различаются, но большинство современных аналитиков оценивают бремя советской обороны где-то между 15 и 25 процентами годового производства. Военные расходы такого масштаба часто оставляли другие сектора экономики без ресурсов. Сегодня общая оборонная нагрузка России составляет менее пяти процентов ВВП. Этот уровень военных расходов был явно устойчивым в условиях низкого роста и вряд ли приведет Москву к экономическому краху. Что еще более важно, это не является серьезной причиной внутренней экономической неэффективности и не истощает другие секторы ресурсов, как бремя советской обороны.

Помимо огромного военного бремени, которое нес Советский Союз, руководство страны финансировало чрезвычайно дорогостоящую внешнюю политику, соревнуясь за лидерство в социалистическом мире с Китаем и против капиталистического мира во главе с США. Москва поддерживала уровень жизни в Восточной Европе и субсидировала государства-клиенты по всему миру. На практике таких обязательств у России сегодня нет. По сравнению с перенапряжением советской внешней политики в 1970-х годах нынешние обязательства и отношения Москвы за границей обходятся гораздо дешевле, и многие из них в большей степени ориентированы на бизнес. Российские элиты сегодня заинтересованы не в идеологических соревнованиях, а в возможностях материальных выгод. Россия больше ориентировалась на глобальный статус, чем на глобальное лидерство, и держала свои жизненные интересы ближе к себе, ориентируясь на соседние государства и на постсоветское пространство.

Наконец, советская экономика в 1980-х годах столкнулась с системным кризисом отчасти из-за своей интеграции с мировыми рынками нефти и зерна, а распад Советского Союза наглядно продемонстрировал, насколько воздействие международных рыночных сил несет риски для экономической безопасности. Политики в Москве сегодня слишком хорошо осведомлены об этих рисках, особенно с учетом того, что углеводороды по-прежнему составляют подавляющую часть российского экспорта (хотя сама экономика гораздо более разнообразна). Обеспечение экономической безопасности страны при одновременном управлении рисками интеграции в мировую экономику является важнейшим компонентом более широкой стратегии Москвы по укреплению своего суверенитета и независимости. Москва поняла, что она должна играть активную роль на ключевых мировых рынках, таких как нефть, чтобы формировать внешнюю среду в свою пользу. В то же время российские лидеры поддержали систему, чтобы уменьшить влияние экономических инструментов принуждения, которыми пользуются такие страны, как Соединенные Штаты, в силу их положения и структурного влияния в мировой экономике.

ХРОНИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Сегодня перед экономикой России стоят три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, уровень инвестиций, составляющий около 20 процентов ВВП, слишком низок для проведения широкой экономической модернизации. Российские лидеры открыто признают, что уровень инвестиций на уровне 25–30 процентов ВВП необходимо будет поддерживать в течение десятилетий, чтобы Россия стала высокодоходной и технологически конкурентоспособной страной. Во-вторых, из-за множества хронических болезней, таких как низкий уровень инвестиций, повсеместная погоня за рентой среди патронажных сетей и неэффективные государственные предприятия, ежегодные темпы экономического роста составляют 0,8 процента с 2013 года, что ниже среднемирового показателя примерно в три раза. процент. Это означает, что доля России в мировом экономическом производстве снижается, что приводит к третьей проблеме: снижению уровня жизни. Реальные располагаемые доходы сейчас ниже, чем десять лет назад.

Однако в силу консервативного подхода к макроэкономическому управлению эти недостатки не представляют экзистенциальной угрозы руководству России. Россия показала себя способной к адаптации и устойчивой во время финансового кризиса 2008 года, недавней рецессии 2014–2015 годов и снова во время глобальной рецессии, вызванной пандемией COVID-19 в 2020 году. Несмотря на все свои недостатки, российская политическая элита создала систему, которая способна лучше, чем когда-либо в прошлом, переносить скачки цен на нефть, рецессии и санкции. Когда цены на нефть рухнули в 1986, советское руководство было вынуждено столкнуться с огромным дефицитом бюджета, печатать деньги (что вызвало инфляцию) и занимать огромные суммы у международных кредиторов. В 2020 году у России был дефицит бюджета в размере 3,5 процента (вдвое меньше, чем у европейских стран), который почти полностью финансировался за счет собственных значительных ресурсов. Эти внутренние ресурсы также помогли России адаптироваться ко многим вызовам, с которыми она столкнулась после введения западных санкций в 2014 году.

Долгосрочные экономические проблемы, с которыми сегодня сталкивается российское руководство, серьезны, но они не определяют будущее России. На протяжении всей истории России как великой державы ее доходы на душу населения были значительно ниже, чем у ее основных соперников, и она редко обладала широким технологическим потенциалом своих коллег. Тем не менее лидерам России, ориентированным на безопасность, постоянно удавалось собрать достаточную военную мощь из относительно отсталой экономики, чтобы более чем удержаться на международной арене. Из-за небольшой доли России в мировом ВВП она может показаться экономическим карликом (особенно при использовании рыночных обменных курсов), но эти показатели обманчивы, поскольку говорят больше об экономическом влиянии, чем о реальных возможностях государства или потенциале государства поддерживать конкуренцию. Способность России мобилизовать ресурсы остается существенной и исторически неизменной.

Те, кто ожидает повторения 1980-х, должны помнить, что застой сам по себе не обрекал советскую систему. Экономический застой побудил Горбачева провести широкие системные реформы, положившие начало цепи событий, существенно способствовавших распаду Советского Союза. Однако такой исход стал результатом стечения событий, идей и материальных влияний, но прежде всего выбора, сделанного советскими элитами. Несмотря на медленный экономический рост, нынешнее руководство России предпочитает постепенную корректировку существующих экономических подходов радикальным реформам. Кроме того, он старательно избегал системных реформ, которые могли бы подорвать основы режима, его способность выступать арбитром среди элит или его способность управлять изменениями.

Сегодня экономические проблемы России гораздо менее важны для способности Москвы отстаивать свои интересы за границей или влиять на глобальные дела, чем это было в контексте холодной войны. Поскольку глобальная политика изменилась, а главным конкурентом Вашингтона является Пекин, экономическая стагнация, с которой сейчас столкнулась Москва, вряд ли приведет к снижению силы с нулевой суммой, как это произошло в Советском Союзе во время последней части холодной войны. На самом деле, пока Соединенные Штаты застряли в конфронтации с Китаем, Россия может обнаружить, что, несмотря на слабую экономику, у нее появляется все больше возможностей для маневра, и ее влияние на мировой арене растет, а не снижается. Выстраивая предположения и ожидания в отношении стратегической обстановки, Вашингтон должен задать себе основной вопрос: после многих лет экономической стагнации легче ли справиться с Россией сегодня, чем десять лет назад? Если ответ определенно отрицательный, то почему указанная стагнация резко облегчит это геополитическое бремя в ближайшее десятилетие?

Загрузка…
Пожалуйста, включите JavaScript для корректной работы сайта.

Казахстан в стагнации — ICDS

Казахстанцы считают правление президента Назарбаева лучшим вариантом, чем будущая неопределенность.

В феврале казахстанские и международные СМИ освещали новость об отставке президента страны Нурсултана Назарбаева правительства. Вскоре после этого казахстанские телеканалы показали видеообращение премьер-министра Бакытжана Сагинтаева, в котором он восхваляет дальновидность и мудрость президента (оно также быстро появилось на YouTube). Премьер произнес довольно льстивую речь, воспользовавшись уважительным титулом Эльбаш (самый умный, почетный) Назарбаеву, хваля его за дальновидность и понимая, что действующая власть должна быть заменена ради страны и процветания нации. Кроме того, Сагинтаев поблагодарил президента за то, что он сделал для страны и народа за время их недолгой независимости. Заявление было опубликовано на казахском и русском языках.

Ход президента Назарбаева был полностью законным; он имеет конституционное право распустить правительство. Назарбаев объяснил свой поступок тем, что правительство не выполнило его приказы об увеличении экономического благосостояния и ВВП, а также о проведении реформ для обеспечения роста. Последнего также обвинили в повышении цен, вынуждающем людей тратить все большую часть своего семейного бюджета на продукты питания. Последней каплей для Назарбаева якобы стало то, что у правительства не было подробного плана увеличения ВВП страны на 5% в 2019 году., что ему было поручено в январе. За решением Назарбаева в Казахстане последовала тишина. Беглый просмотр интернет-форумов показал, что отставка правительства не вызвала особых эмоций и резонанса у населения.

Молчаливые настроения протеста

Вроде бы в Казахстане все хорошо. Эта среднеазиатская страна не замешана в крупных международных скандалах и настойчиво пытается улучшить свою международную репутацию. ЭКСПО-2017, прошедшая в столице Астане, и серия международных встреч, посвященных конфликтам на Ближнем Востоке, поставили страну на карту мира и повысили ее мировое признание. Страна, которая десять лет назад была в основном связана на Западе с Борат показал, что он может играть важную роль в международной политике, спорте, дизайне и экономике региона. В Казахстане чувствуется ветер перемен. Города обретают более свежий и современный вид, разбиваются новые парки, модернизируются кварталы вокруг главных улиц.

Считаю очень важным, что в последнее время лихорадочными темпами стали распространяться маленькие, стильные и качественные хипстерские кафе с широким выбором кофейных напитков. Все эти годы в Казахстане мне не хватало хорошего кофе, за которым теперь не нужно ехать искать на другой конец города. Особенно быстро улучшается облик экономического центра Казахстана – города Алматы. Пешеходная зона в центре несколько раз расширялась: здесь есть скамейки, деревья и различные стильные места для времяпрепровождения. Велосипедистов становится все больше, в том числе людей среднего и пожилого возраста, а по выходным можно увидеть даже целые семьи, катающиеся на велосипеде. Во многих городах налажены системы велопроката, и люди довольно активно пользуются услугами велопроката. В городских автобусах водители фактически выдают вам билет, а если вы его забываете, то напоминают. Билетные контролеры улыбаются и говорят спасибо.

Вот почему я был поражен негативными изменениями в сознании людей. Хотя многим местным русским всегда нравилось критиковать Казахстан и его президента, казахи принципиально не делают этого при посторонних. Поэтому я был застигнут врасплох, когда несколько таксистов начали стучать Назарбаеву при разговоре со мной. Есть русская поговорка, что таксисты и дворники лучше всех знают и отражают доминирующий настрой толпы, и мне напомнили эту народную мудрость.

До сих пор в Казахстане с особой осторожностью относились к критике президента. Люди называют президента Назарбаева « Папа » (Папа), и в некотором смысле он заслужил это прозвище. «Командно-административная система» президента России Владимира Путина, пожалуй, наиболее широко известна, но президент Казахстана вывел ее на новый уровень. Стиль руководства Назарбаева очень напоминает стиль Александра Лукашенко в Беларуси, который инспектирует фабрику, а затем увольняет управляющего директора, увидев разбитое окно в раздевалке. В каждом выпуске новостей различных казахстанских телеканалов рассказывается о том, как Назарбаев уделяет такое же внимание деталям во имя благополучия страны и нации. Однажды утром я делал заметки в ресторане отеля, попивая утренний кофе, когда в новостях сообщили, что Назарбаев приказал установить камеры видеонаблюдения в детских садах. Назарбаев поручил внедрить новую методику курсов повышения квалификации учителей. Назарбаев похвалил лучших учителей математики. Должно быть, это был рабочий день, связанный с образованием, но образ президента страны, заботящегося о камерах видеонаблюдения в детских садах, весьма удивителен за пределами Казахстана. Президент лично назначает ректоров вузов, определяет размер областных бюджетов, утверждает проекты сотрудничества с иностранными компаниями.

Разные смыслы казахского языка и культуры

Похоже, что такой стиль руководства привел к серьезным неудачам за последние пару лет, а растущее разочарование различными аспектами деятельности президента не может замять даже всемогущая власть Казахстана. Служба национальной безопасности, известная под своим русским сокращением КНБ.

Казахстан все больше критикуют за неспособность Назарбаева построить Казахстан как нацию казахов. Прежде всего, правительству не удалось обучить русское население Казахстана (35–40% жителей) казахскому языку, несмотря на громкие агитационные лозунги и отчеты о политике успешного внедрения казахского языка. Согласно конституции Казахстана, русский язык является не официальным, а «языком общения между народами», в то время как в действительности он является полностью доминирующим. Вы не можете заставить русскоговорящих говорить на казахском, а на севере и востоке Казахстана есть области, где мало или даже совсем нет людей, говорящих на казахском языке. В большинстве областей существуют параллельные российские и казахские административные структуры — вы можете изучать большинство университетских курсов на любом языке, официальные документы двуязычны и так далее. Тот факт, что русскоязычные жители Казахстана не утруждают себя изучением казахского языка, некоторое время был занозой для казахов, потому что именно последним приходится переходить на русский язык для общения, редко наоборот. Учитывая, что казахи занимают ключевые посты в правительстве, провал языковой политики еще более горький.

Укрепление позиции казахов как нации потерпело неудачу из-за политики репатриации этнических казахов. В начале 1990-х Назарбаев призвал соотечественников вернуться из Монголии, Китая, Афганистана и Турции, и многие вернулись. Дело в том, что в постсоветском Казахстане они не были успешно интегрированы в общество. Подчеркиваю «постсоветское здесь», так как это одна из причин нынешнего спора.

Возвращающиеся этнические казахи, известные как Оралман [дословно «возвращенец» — Ред. ], вообще не владеют русским языком, что серьезно ограничивает их социальную мобильность. Кроме того, они гораздо более консервативны и религиозны, чем казахи, выросшие в атеистической среде Советского Союза. Тот факт, что 90 003 оралманов 90 004 обвиняют так называемых домашних казахов в отказе от казахских традиций, особенно ислама, вызывает достаточно недовольства. Казахи в Казахстане рассматривают оралманов как консерваторов, которые отстали от времени и чье развитие застряло в 19 веке.век. Раздор хорошо выражает фраза, которую я услышал в разговоре с кем-то, когда мы говорили о программах репатриации оралманов : «Я не люблю, когда мне говорят, как быть казахом!»

Большая часть предшественников оралманов бежала из Казахстана несколькими волнами, последняя из которых бежала от гражданской войны, разразившейся после Октябрьской революции в России и последовавшей за ней сталинской коллективизации. Это также причина, по которой Оралманам очень сложно интегрироваться, так как они не умеют читать на кириллице, не говорят по-русски и пишут только на казахском языке с использованием арабского алфавита, как это делалось до конца 1930-х годов.

Из-за этого оралманы образуют анклавные гетто во многих городах Казахстана, которые имеют не самую лучшую репутацию и часто выделяются ветхими улицами и отсутствием канализации. В то же время многие оралманы считают и без труда заявляют, что казахи в Казахстане изменили казахской культуре и традициям тем, что время от времени используют русский язык или постоянно говорят на нем вместо казахского, а также своим религиозным равнодушием. Тема возвращения Оралман или, точнее, их возвращение постоянно в казахстанских СМИ, и нельзя сказать, что все казахи в восторге от ремиграции своих соотечественников. Oralman первоначально использовались для создания казахского большинства на севере и востоке Казахстана, где преобладали русские, которые в советское время были промышленными районами. Сегодня, благодаря возвращению русских в Россию и прибывающих в регион казахов, потребность в такой региональной политике отпадает.

Ослабление экономики и коррупция

Несмотря на недовольство языковой и культурной политикой правительства, население Казахстана в основном обеспокоено экономической политикой страны. Это одна из тем, по которой могут прийти к согласию различные социальные и этнические группы. Президент Назарбаев сосредоточил контроль над почти всей экономикой в ​​своих руках, а также в руках своих родственников и клана. Эта тема заслуживает отдельной статьи, но стоит хотя бы упомянуть, что около 80% казахстанских компаний являются государственными предприятиями через различные структуры, что также означает, что львиная доля экономики страны подчиняется национальному тресту, возглавляемому членами набор Назарбаева. Близкий родственник президента возглавляет национальную безопасность, его дети управляют де-факто национальная газовая монополия, его дочь возглавляет организацию, аккредитующую университеты, и так далее.

Пустыми оказались и лозунги Назарбаева о проведении так называемой «Четвертой промышленной революции», что означает модернизацию и цифровизацию казахстанской экономики. Вся страна полна лозунгов об этой программе, но реальность такова, что для поддержки предпринимательства создано несколько национальных фондов, но они дублируют друг друга, а их деятельность настолько неоднозначна, что общественность не имеет ни малейшего представления о том, как используются предоставленные ресурсы. Власти создали схемы, заставляющие предпринимателей поддерживать национальные или частные предприятия, так или иначе контролируемые семьей Назарбаева.

Несколько предпринимателей и экономических аналитиков привели мне прекрасные примеры этого в области казахстанского газового хозяйства. Под предлогом экологичности Казахстан хочет заменить угольные отопительные системы на газовые. Фактически это означает использование услуг газовой компании, которой управляет один из детей Назарбаева, поскольку национальные регулирующие органы часто не сертифицируют системы отопления, установленные другими компаниями. Если бизнес на этих условиях отказывается устанавливать газовое отопление, ему грозят штрафы со стороны природоохранной инспекции.

Повсеместная клановая политика, безусловно, является отличной питательной средой для коррупции, из-за которой люди не доверяют национальным правоохранительным органам и судам. Это привело к тому, что казахи пытаются решать свои споры неофициально, используя чрезвычайно сложные казахские семейно-родовые традиции, ища поддержки у могущественных глав семей, называемых аксакалами , и используя их помощь, если у них возникают проблемы с государственными органами. В Казахстане продается все, от оценок в университете до должностей в государственных структурах, а иногда и в частных предприятиях. Это расстраивает людей, у которых нет влиятельной семьи, чтобы поддержать их, или достаточно ресурсов, чтобы сделать необходимые подарки соответствующим чиновникам.

Все это продолжалось чуть ли не с момента распада Советского Союза, но масло в огонь подлило ухудшение экономической ситуации, особенно за последние два года. Казахстанская экономика зависит от экспорта нефти так же и в той же степени (около 70% национального бюджета), что и российская, и падение цен на нефть в последние годы ударило по Казахстану так же больно, как и по России.

До 2017 года в стране удавалось изыскивать ресурсы для компенсации влияния инфляции на поддержку нескольких групп населения (выпускников школ, студентов, пенсионеров по старости), но сейчас ресурсов на это не осталось. Из-за постоянного роста цен казахи прибегли к тому, чем раньше гордились, что никогда не делали: постсоветские республики Средней Азии известны как источники дешевой иностранной рабочей силы в России, но жители Казахстана, в отличие от жителей Кыргызстана, Таджикистану и Узбекистану никогда не приходилось ездить в Россию, чтобы работать на стройках или подметать улицы за минимальную заработную плату. Впервые наблюдается значительный объем трудовой миграции в Россию. Тем временем происходит постоянная, но скрытая утечка мозгов, в основном в Европу. Страна пыталась ограничить это различными способами; например, родители, чьи дети едут учиться в Европу по государственной стипендии, должны заложить свое имущество, чтобы гарантировать возвращение их потомства. Несмотря на это, попытки остановить эмиграцию образованных людей не увенчались успехом, а эти мигранты покидают свою страну меньше по чисто экономическим причинам и все больше по политическим, как в случае с Россией.

Заключение

По всем этим причинам большая часть населения Казахстана безразлична к смене правительства. Принято считать, что состав кабинета не имеет большого значения, если реальная политическая и экономическая власть принадлежит одному клану. Что людей больше интересует и даже пугает, так это президентские и парламентские выборы 2020 года. Вопрос в том, что будет делать Назарбаев. Покинет ли он свой пост и назначит преемника? Или он останется руководить страной, не назвав никого? Изменит ли он общий политический курс страны, и если да, то как? Наступит ли эпоха легкой демократизации или закручивания гаек?

В Казахстане опасаются, что Назарбаев, которому сейчас 78 лет, уйдет из жизни, так и не назначив преемника.