Пересвет и челубей куликовская битва: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)

Через 600 лет после Куликовской битвы открылись новые подробности

В курсе, уважаемый поклонник американских вестернов и лично актера Клинта Иствуда, в курсе, да, такие люди есть. И их много. Можно сказать, тьма-тьмущая, «имя им легион». Но и среди святых есть воины. Вспомним Пересвета, 21 сентября 1380 г. вступившего в прямой бой с Челубеем на Куликовом поле. Вспомним, что его, как и другого монаха — Ослябю, наш великий святой Сергий Радонежский благословил идти в войско Дмитрия Донского. Причем, согласно преданию, и Пересвет, и Ослябя были не просто чернецами, то есть монахами, но и схимонахами — иноками, избравшими предельное отчуждение от мира и от мирских дел ради служения Богу. И вот этих схимников преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву — тут не измена словам Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Не отречение от принципа кротости — добродетели монашествующих. Тут ситуация, определяемая словами Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Зло в лице многотысячной золотоордынской армии Мамая было сильно, оно угрожало жизням не одного — тысяч, его нужно было остановить.

Этот поединок многое значил. Челубей был не просто могучим здоровяком, сильнейшим из тех, кого мог выдвинуть на передовую Мамай. Челубей был обученным воином. И здесь я имею в виду не только боевую подготовленность. Вот что рассказывает наш современник епископ Митрофан (Баданин). В Троице-Сергиевой лавре есть монах, во времена своей юности увлекавшийся восточными духовными традициями и боевыми искусствами. С началом перестройки он с друзьями решил поехать прямо в Тибет — поступить в какой-нибудь буддистский монастырь. А с 1984 года монастыри Тибета уже были открыты, правда, с ограничениями, но по специальным квотам в них уже можно было попасть, и туда устремилась лавина иностранцев. Как говорят очевидцы, к такому нашествию адептов восточных практик и просто любопытствующих в самих монастырях относились крайне неприязненно. Монастырь — это строгая жизнь со своим укладом, туристы и непосвященные тут только помеха. Поэтому нашего будущего монаха и его друзей ждало разочарование, еще бы! Они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам, молитвам, проделали такой долгий путь, приложили столько усилий, а к ним да и ко всем приезжим такое, мягко говоря, отнюдь не возвышенное отношение. Недружелюбие продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Вот тут все изменилось — в миг, чудесным образом. Услышав, что приезжие русские, монахи начали переговариваться между собой, оживились, и в разговоре зазвучало слово «Пересвет».

Оказалось, имя русского монаха, жившего шесть столетий назад, записано в особой святой книге, где тибетцы фиксируют важнейшие духовные события. Победа Пересвета над Челубеем была занесена туда как раз как такое выдающееся явление, выпадающее из привычного хода вещей.

Пересвет вступил в бой не просто с воином, но с силами демоническими

И тут, через шестьсот лет, «случайно» выяснилось, что противником нашего схимонаха Пересвета во время Куликовской битвы был не просто опытный воин и богатырь. Челубей был тибетским монахом, прошедшим подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоившим древнейшую практику боевой магии — Бон-по. Причем Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».

«Словосочетание «Бон-по», — поясняет епископ Митрофан, — можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», проще говоря, превращается в единое существо с демоном, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом, чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских».

И еще один важный момент. Удивительный бой не раз вдохновлял художников. Самые известные, пожалуй, картины Васнецова и Авилова явно не точны. Дело в том, что на этих полотнах оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинную суть происходившего. Наш современник, гениальный художник, так рано покинувший мир, Павел Рыженко увидел сюжет точнее: Пересвет выходит на схватку без доспехов, в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Потому-то он и сам получил тяжелую рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Как в схватке библейского Давида против исполина Голиафа, наш Пересвет вышел на бой не в доспехах и с совершенным оружием, а защищенный именем Бога и во имя Его: «Не мечом и копьем спасет Господь! С тобой сила, а со мной Господь!» Победа Пересвета над Челубеем стала не просто вдохновляющим примером для всего войска: монах-схимник, монах, отвергнувший заботы мира, принял вызов силы тьмы в прямом, буквальном смысле слова.

Предвижу вопрос от таких же, как автор сегодняшнего письма, поклонников полковника Кольта: «Но ведь Бог-то его и не защитил». Да, Пересвет отдал свою жизнь «за други своя», за Родину, во славу Господа. Но жизнь человеческая, и особенно жизнь святых, не ограничена рамками этого мира. Кстати, так же, как битвы добра со злом. Они ведутся не только здесь…

Продолжение следует.

Поединок богатырей Пересвета и Челубея

Выход на поле боя двух поединщиков – давняя средневековая традиция, которой придерживались многие военачальники во многих странах того времени. Конечно же, вопреки легендам, такой поединок ничего не решал. Иначе зачем тогда было ополчать население стран, отрывая его от созидательной деятельности, и готовить к битве профессиональную дружину – дело затратное со всех позиций?

Но моральную сторону такого поединка, который рассматривали как суд божий, трудно переоценить: ведь вышедший из него победителем как бы накладывал на войско, которое он представлял, дополнительное благословление Бога.

 

Русская сторона

В случае с Пересветом, выставленного на поединок с русской стороны, его статус был подкреплён личным благословлением самого игумена Троице-Сергиевского монастыря отцом Сергем, у которого до битвы на Куликовом поле Пересвет был иноком. Воин-монах – в те времена это было не такое уж и редкое сочетание. Тем более, по преданию, до принятия иноческого сана Александр Пересвет был брянским боярином, то есть входил в состав княжеской дружины и являлся витязем-профессионалом, не понаслышке знакомым с мечным, булавным и копейным боем.

Отлично развитый физически, Пересвет со вторым иноком боярского рода, Андреем Ослябей, задолго до событий на поле Куликовом были освобождены от строгих обетов поста самим Сергием Радонежским, который заранее планировал отправить их  с князем Московским. Сам факт отправки в действующее войско знатных дружинников, да ещё осенённых православным крестом самим отцом Сергием, непререкаемым авторитетом того времени, вселил в русские рати дополнительную порцию надежды на благополучный исход сражения. На фоне того, что татарское войско тогда всё ещё считалось непобедимым.

В сокрушительном, с разгона копейном ударе тяжёлыми кавалерийскими пиками, пробившими щиты, погибли оба поединщика – и Пересвет, и татарский мурза багатур Челубей. Но там были, говоря современным языком, нюансы…

Поединщик от Орды

Печенег по происхождению, мурза Челубей, был воином огромного роста и столь же огромной физической силы. В копейных поединках, в которых он был мастером, Челубей использовал разрешённый тогда прием – брал копье на локоть бОльшей длины и более тяжёлое, чем принято. Это не было секретом для Пересвета, и он, заранее пожертвовав собой ради святого дела, не надел кольчугу. В итоге копьё соперника пробило не только щит русского витязя, но и его самого насквозь – но благодаря этому не выбило его из седла. А вот копьё Пересвета, встретив сопротивление железа кольчуги Челубея, сшибло того наземь.

Но даже гибель своего воя воодушевило русское воинство, Суд Божий показал, что силы противников равны, и если приложить усилия, можно будет переломить ход сражения. Тем более, что мёртвый Челубей выпал из седла и остался лежать на поле, а вот бездыханного Пересвета конь всё же вынес к передовым рядам русской рати, что трактовалось тогда, как победа. То есть мифологическое мышление, присущее людям того времени, сослужило свою службу, гибель святого воина как бы призвала к отмщению супостата. А ход последующего сражения показал правильность такой моральной-идеологической установки. Ратный подвиг Пересвета во имя земли Русской в дальнейшем послужил основанием причисления его к лику святых, а его память отмечается в Соборе тульских святых ежегодно 22 сентября.

К сожалению, данных о месте захоронения Пересвета не сохранилось, скорее всего, он был похоронен в братской могиле вместе с другим павшими, у нынешнего села Монастырщина, где с 2004 года существует аллея героев Поля Куликова.

Единоборство Пересвета и Темир-мурзы на Куликовом поле (Фото эстампы,…) #15022088

Фоторепродукция Единоборства Пересвета и Темир-мурзы на Куликовом поле в 1380 году.

Художник: Якоби, Маврики Петрович (1906 г.) -1938)

Единоборство Пересвета и Темир-мурзы на Куликовом поле в 1380 году. Частная коллекция

© Fine Art Images

Media ID 15022088

Маврики Петрович 1906 1938

Александр Пересвет
Броня
Искусство модерн
Куликовская битва
Битва на снайперском поле
Богатырь
Былина
Чели Бей
Челубей
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской
Донской
Мечтать
Эпос
Сказка
Фантазия
Фантастический мир
Фин де Сикль
Золотая Орда
Добро и зло
Герой
История России
Историческая живопись
Орда
Ордынские силы
Всадник
Якоби
Югендстиль
Рыцарь
Рыцарство
Куликово
Куликово Поле
Магия
Мамай
Современный стиль
Модернизм
Монах
Московия
Древнерусская легенда
Передвижники
Пересвет
Реформстиль
Русская сказка
История России
Русская литература
русские
Единый бой
Снайпс Филд
Стиль Модерн
Стайл Либерти
Суеверие
татаро монголы
татары
Темир Мурза
Бумага, темпера
Странники
Странники
Троицкое аббатство
Винер Сецессион

Печать 10 x 8 дюймов (25 x 20 см)

Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения – идеально подходит для кадрирования

Типовой общий размер продукта 25,4 см x 20,3 см

Расчетный размер изображения (без обрезки) 24,7 см x 20,3 см

Наши водяные знаки не появляются на готовых изделиях

Напечатаны на бумаге архивного качества, что обеспечивает непревзойденную стойкость иллюстраций и великолепную цветопередачу с точной цветопередачей и плавными тонами. Отпечатано на профессиональной бумаге Fujifilm Crystal Archive DP II плотностью 234 г/м². 10×8 для альбомных изображений, 8×10 для портретных изображений. Размер относится к размеру используемой бумаги.

Код продукта dmcs_15022088_676_0

Весь ассортимент художественной печати

Наши стандартные фотопечати (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для оформления в рамку

Печать в рамке
Современная печать в рамке и вклейке — профессионально сделанная и готовая к подвешиванию

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого

Печать на холсте

6 Принты добавляют цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую рамку из деревянного ящика и готовый к подвешиванию

Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай

Антикварные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и на рамах — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию

Художественные репродукции
Лучшее, чем обладание оригинальным произведением искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства гравюры соответствуют стандартам самых критичных музейных кураторов.

Кружка с изображением
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные именные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Фотография в рамке
Распечатанные фотографии поставляются в индивидуальной упаковке, готовой к оформлению в рамку

Открытки
Открытки с фотографиями — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Каркас премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой консервационной подставкой — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Коврик для мыши
Фотографическое качество архивного качества в прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой, который можно протирать. Работает со всеми компьютерными мышами

Metal Print
Изготовленные из прочного металла и роскошных печатных техник, металлические принты оживляют изображения и придают современный вид любому пространству

Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный настольный принт

Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками

Подставка под стекло
Подставка под стекло. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие подставки под тарелки

Рамка из стекла
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенных дисплеев, а меньшие размеры можно использовать отдельно благодаря встроенной подставке.

Большая сумка
ремень для удобной переноски

Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки

Изображение битвы между русским монахом Александром Пересветом, Фотография, картинка и права на изображение. Рис. УИГ-975-05-SOV-B-968241

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 59,99 $
Информативный сайт | 79,99 $
Издательский. Книга внутри | 129,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 199,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

УИГ-975-05-СОВ-В-968241

Фотограф:

Коллекция:
Универсальная группа изображений

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(5100 х 3125 пикселей —
17″ х 10,4″ —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.