Оттепель в искусстве при хрущеве: Искусство в период оттепели: какие направления развивались?

Оттепель в культуре и искусстве

Время “оттепели” характеризовалось подъемом советской науки и культуры.

Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США. Вместе с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться, прежде всего, за счет понижения требований к преподавательскому составу. В 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников имели среднее и высшее образование, тогда как в 1939 г. среди лиц занятых физическим трудом такое образование имело лишь 4,3%. Число научных учреждений в 1958 г. увеличилось- до 3,2 тыс.

В период “оттепели” отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Создаются новые творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, начали издаваться новые журналы.

Вместе с тем, именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. В 1957-1962 гг. проводились “встречи” руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства, представителями советской интеллигенции, на которых звучали крайне резкие оценки таких антисталинских произведений, как романы “Не хлебом единым” В. Дудинцева, “Рычаги” А. Яшина, “Собственное мнение” Д. Гранина, “Семь дней недели” С.Кирсанова; фильм М.Хуциева “Застава Ильича” был назван очернительским, а роман “Доктор Живаго”, который даже не был опубликован в СССР, стал причиной исключения Б. Л. Пастернака из Союза писателей. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом творческой студии.

В рамках литературно-художественного процесса “оттепели”, происходило развитие оппозиционного советскому режиму движения интеллигенции — диссидентства. К таким явлениям относились издание “самиздатовской” литературы, например журнала “Синтаксис” (редактор — поэт Е.Гинзбург, осужденный в 1960 г.), деятельность “антисоветчиков” первого поколения диссидентов — Б.Галанскова, В.Буковского, Э. Кузнецова и др.

Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно, создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра — Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был завершена постройка самого мощного в мире ускорителя элементарных частиц — синхрофазотрона.

В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков — академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

Конспект по истории России

Развитие и изменение культуры и науки в эпоху Хрущёва

После того, как Никита Хрущев оказался у власти, он принялся активно изменять страну, подстраивая интересы государства под свои коммунистические взгляды, которые сильно отличались от воззрений Сталина. Преследуя цель навсегда развенчать культ личности Сталина, Хрущев стал отменять ссылки для деятелей искусства, возвращая из тюрем художников, писателей, музыкантов, неугодных прежнему руководству страны.

Также новый генеральный секретарь проявлял немалый интерес к дореволюционной истории страны, к деятельности православной церкви. Данный период в истории СССР неспроста получил название «оттепель», ведь Хрущев был готов сделать все, лишь бы продемонстрировать высоту собственной политической мысли над ограниченностью сталинского образа мышления.

Однако это не означает, что репрессии и расстрелы ушли в прошлое. Хрущев точно также преследовал неугодных ему деятелей культуры, отправляя в лагеря всех, кто ставил под вопрос уместность его политических действий. На фоне постоянных ограничений коммунистической партии и вечно насаждаемой идеологии, культура и наука продолжала развиваться, пусть и весьма замедленными темпами.

Содержание

  • 1 Культура
  • 2 В годы правления Хрущева
  • 3 Наука

Культура

Какие тенденции были наиболее характерны для советской литературы эпохи «оттепели»? Умеренная критика культа личности Сталина.

Не было:

1. усиление интереса к православной традиции

2. критика социалистической идеи           

3. повышенный интерес к дореволюционной России

 Характерные для периода «оттепели» литературные тенденции первым наиболее полно воплотил журнал «Новый мир» — А.Т. Твардовский.   

В годы правления Хрущева

  1. началась деидеологизация образования и культуры
  2. соцреализм оставался главным художественным методом
  3. деятели культуры получили частичное право на свободное творчество

Культура во время правления Хрущева плюсы и минусы в таблице:

плюсы

Минусы

Духовное раскрепощение советских людей

Наука и культура оставались под контролем режима.

Процесс расконсервации «закрытого общества»

Трагическую роль продолжали играть пристрастия и произвол партийных руководителей (вера в чудо коммунизма при общей невысокой культуре).

Расширялись международные контакты

Грубая, порой уничтожающая критика поэтов, художников, скульптуров.

Общественные подъем сопровождался рождением новых творческих направлений в искусстве

Укажите фамилию писателя, названную в заявлении ТАСС (ноябрь 1959 г.):  «В случае, если Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении «Доктор Живаго», то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предоставлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все «прелести капиталистического рая».

Возросла тяга к поэзии и литературе

Открылись архивы, началась более глубокая разработка проблем отечественной истории

Бурное развитие науки

Достигнутая за эти годы политическое духовное было поверхностным и чреватым новым поворотом назад.

Наука

Ряд дат, отражающий важные вехи в развитии отечественной космонавтики:       

4 октября 1957 — был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли ИСЗ.

1959 — советская автоматическая межпланетная станция впервые достигла поверхности луны.

12 апреля 1961 — полет Гагарина.

1959 — Первый в мире атомный ледокол, спущенный на воду в СССР, назывался… «Ленин».

1949 — Первое испытание советской атомной бомбы было произведе­но на полигоне под Семипалатинском.

Укажите правильный список физиков-ядерщиков, внесших вклад в разработку ядерного и термоядерного оружия в 40-е-50-е гг.:  И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, А.Д. Сахаров

Абстрактное искусство, которое Хрущев обрек на возвращение домой в Москву, а также выставки США и Китая продвигать работу за рубежом, в том числе в Китае и США.

Ольга Ускова, основатель и президент компании-разработчика программного обеспечения Cognitive Technologies, рассказала The Art Newspaper, что намерена превратить бывший советский клуб фабричных рабочих, спроектированный архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, в музей, в котором выставлены произведения искусства из вторая волна русского авангарда, начавшаяся в 19 в. 50-е годы.

Это движение возникло во время культурного брожения, известного как «оттепель» при советском лидере Никите Хрущеве после смерти Иосифа Сталина. Центральными фигурами в движении был Эли Белютин, художник и педагог, который создал художественную школу под названием «Новая реальность» и выступал за способ рисования, включающий эмоции в изображение мира. Другим важным художником был Владислав Зубарев.

Осуждение Хрущевым работы движения в 1962-я выставка в Москве ознаменовала символический конец этого периода творческой свободы и отправила творчество художников в подполье, хотя они не подвергались преследованиям или тюрьмам. Белютин продолжал руководить своей художественной академией в дачном поселке Абрамцево за городом.

В 2012 году Ускова купила коллекцию и обширный архив Самвела Оганесяна, в который вошли абстрактные работы 1950-х годов. В следующем году она основала в Москве Фонд русского абстрактного искусства.

Затем фонд купил клуб заводских рабочих «Буревестник» Константина Мельникова, построенный в Москве между 1927 и 1929, в котором Ускова планирует выставить свою коллекцию. Музей должен открыться к концу года. «Через мастерскую Белютина прошло около 300 человек, и на них были опробованы его теории и методы, — говорит Ускова. Из них «около 20 заслуживают серьезного международного внимания, [и] работа примерно семи из них ничуть не уступает по качеству и инновациям лучшим в мире», — говорит она, выделяя Лучиана Грибкова, Владислава Зубарева. , Вера Преображенская и Тамара Тер-Гевондян.

Хотя эти художники следовали преобладающим международным тенденциям, они также делали «свежие заявления», потому что создавали искусство в «экспериментальных условиях» Советского Союза, говорит Ускова. Поскольку у них не было возможности продать свое искусство, они руководствовались исключительно творческим порывом, а их работы — это «послания… от людей, которые жили исключительно ради искусства». Она добавляет, что творчество — это «вопрос самореализации», который более глубок, чем любая другая мотивация. «Ни любовь, ни семья, ни секс, ни деньги не могут дать более полного ответа в конце жизни человека на вопрос, зачем он жил».

Коллекция Усковой была показана в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге в 2014 году и в Московском музее современного искусства на выставке, открывшейся в октябре 2016 года. Несколько работ сейчас экспонируются на выставке в Государственной Третьяковской галерее в Москве ( Оттепель, до 11 июня).

Выставка, запланированная на сентябрь в Атланте, штат Джорджия, представит работы художников Новой реальности наряду с работами американских современников. Еще одна выставка планируется в Китае. Это будет эксперимент с мультимедиа и 3D-форматами, «с учетом интересов китайцев», — говорит Ускова.

Оттепель — Поздний соцреализм 1956-1991

Слева:
Юрий Пименов
Свадьба на улице завтрашнего дня (1962)
холст, масло, 86 × 80см.

Справа:
Виктор Попков
Весна в депо (1958)

​Эти постсталинские произведения заметно лишены пропаганды и изображают жизнь неромантично.


В этот период произошла культурная десталинизация, когда новый режим систематически удалял произведения искусства, изображающие Сталина. Власти переименовали станцию ​​«Сталинская» 1941 года в «Семеновскую» в 1961 году вместе с портретом Сталина, украшавшим фасад. Они также посетили другую станцию ​​под названием «Партизанская» и сняли со стены портрет и цитату Сталина. На Белорусском вокзале новая власть убрала мозаику со Сталиным и заменила ее красным рабочим флагом. 12 Это лишь несколько примеров искусства соцреализма, которые власти уничтожили или отредактировали, чтобы убрать Сталина и память о его правлении.

Слева станция Партизанская. Справа статуя без портрета Сталина за ней.

Слева Станция Сталинская. Справа переименованная Семеновская станция с вырезанной головой Сталина.

Мозаика на Белорусской станции. Позже режим Хрущева заменил голову Сталина красным рабочим флагом (справа).

В течение десятилетия после смерти Сталина многие писатели-соцреалисты «смогли атаковать определенные аспекты общества в своих литературных произведениях». боролись с установленными социальными классами. Поскольку СССР оставался крайне строгим даже во время десталинизации, Дудинцев косвенно поставил под сомнение конформистское мышление общества, а не открыто критиковал режим. Поскольку в романе Дудинцева фигурировал герой, боровшийся за светлое будущее, критики сочли произведение соцреалистом. После смерти Сталина Дудинцев стал одним из первых авторов, использовавших соцреализм против государства. 14

СССР еще не был свободным обществом, и Хрущев должен был сначала утвердить Не хлебом единым вместе со всеми другими произведениями искусства и литературы, прежде чем он был опубликован. Хрущев, который чувствовал себя обязанным сделать это после своих программ десталинизации, согласился со многими из них. Другой мятежный автор, Александр Солженицын, написал « День из жизни Ивана Денисовича », «которую Хрущев неожиданно разрешил прессе опубликовать. В произведении Солженицына описана жизнь в одном из сталинских концлагерей. Работы Дудинцева и особенно Солженицына мгновенно стали пользоваться бешеным успехом и были куплены массами облегченных россиян. Солженицын получил потоки в основном ободряющих писем и практически за одну ночь стал «самым известным русским писателем». 15 Такие писатели, как Дудинцев и Солженицын, проложили путь трансформации социалистического реализма.

Художники также внесли свой вклад в культурную десталинизацию, создав работы, которые были настоящим социалистическим реализмом, и другие, которые вообще не соблюдали правила. Одними из самых любимых произведений того времени были те, в которых полностью отсутствовали политические отсылки.

Сергей и Алексей Ткачёвы
Дети (1960)
холст, масло
121 × 200см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург, Россия.

​Во времена «оттепели» и художники, и потребители предпочитали произведения, свободные от политики и пропаганды, как, например, это произведение Ткачевых.


Хотя Хрущев публично поддерживал более либеральную политику в отношении искусства, он часто противоречил сам себе. Всемирный фестиваль молодежи 1957 года познакомил россиян с разнообразием американского современного и поп-арта. 16 Хотя Хрущев ранее осуждал сталинскую художественную цензуру, он «выразил возмущение «модернистскими уклонами» в искусстве в СССР» после посещения выставки в 1962 году. Неприязнь Хрущева к современному искусству фактически разделила советское искусство на две секты: официальную и неофициальную. 17 Официальным государственным искусством оставался соцреализм.

После хрущевского порыва новое правление Леонида Брежнева обозначило грань между официальным и неофициальным искусством. Большинство неофициальных художников ушли в подполье, но некоторые другие отказались это сделать, публично демонстрируя свои работы в знак неповиновения. Критики назвали художественную выставку 1974 года «Бульдозерной выставкой», потому что власти завершили выставку бульдозерами и силой. Они уничтожили множество произведений искусства, а художники бежали из Советского Союза, не желая подчиняться художественным ограничениям государства. 18 Художники в Советском Союзе либо продолжали создавать произведения соцреализма, также известного как «суровый стиль», в этот период, либо оставались в подполье, создавая новый стиль искусства, «соц-арт», до эпохи открытости Михаила Горбечева.​

11 Pyzik, «Get Real».
​12 Евгения. «Московское подполье без Сталина» — «Видеть пробелы». Настоящий СССР: поднимая железный занавес. 2 марта 2010 г. По состоянию на 6 декабря 2015 г.