Оттепель история это: Оттепель. Двенадцать лет весны

Содержание

К 65-летию ХХ съезда КПСС. Маленькая оттепель в морозную зиму

 

 

В феврале 2021 года исполнилось 65 лет ХХ съезду КПСС, ставшему
поворотной точкой в истории нашей страны. 
Это был первый съезд партии без Сталина. Но начну статью не с глобальных
исторических моментов, а с маленького рассказа одной старушки. Для нее огромным
потрясением стала смерть Сталина. Все в едином порыве стояли в почетном карауле
с траурными повязками у портрета вождя. А ее кандидатуру как участника
почетного караула отмели. Она очень переживала, рыдала. Дело в том, что она из
так называемых бывших, но ее юность и вся взрослая жизнь прошли при советской
власти, за безупречную работу она была награждена многочисленными почетными
грамотами, знаком «Почетный донор» за сдачу крови, медалью «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне». Но, несмотря на это, ей нет-нет да припоминали
о непролетарском происхождении. И в тот траурный день тоже напомнили. Когда в
1956 году она узнала о разоблачении культа личности Сталина, то плакала еще
больше и даже упала в обморок. Ее одолевала мысль: зачем же она тогда лила
такие горькие слезы, если Сталин оказался мерзавцем, «врагом народа», и по его
всяким постановлениям, указам ей пришлось в течение жизни так страдать.

Действительно, впечатление, которое произвело на граждан страны
развенчание Сталина и его культа, начатое Хрущевым на XX съезде КПСС в
феврале 1956 года, по своей силе можно сравнить с эффектом разорвавшейся
бомбы. Сам Хрущев и члены ЦК партии понимали это, поэтому свою речь он заключил
словами: «Мы должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о культе личности.
Этот вопрос мы не можем вынести за пределы партии, а тем более в печать. Именно
поэтому мы докладываем его на закрытом заседании съезда. Надо знать меру, не
питать врагов, не обнажать перед ними наших язв. Я думаю, что делегаты съезда
правильно поймут и оценят все эти мероприятия».

Хотя партия и попыталась сохранить секретность речи Хрущева на съезде,
но эта мина оказалась не замедленного действия, а сработала сразу.

Первая реакция на низвержение почти иконного образа Сталина оказалась
соответствующей настроению народа, уставшего от навязанного божества. Так,
после выхода в свет статьи в газете «Правда» от 28 марта 1956 года «Почему
культ личности чужд духу марксизма-ленинизма», люди начали массово срывать
портреты Сталина и сжигать их, ломать бюсты вождя в учреждениях.

В то же время были и обратные проявления народных настроений: «Прочь
грязные руки от великого, преданного Сталина И.В. Сколько получили взятки от
иностранной разведки редакторы за статью о культе личности? Слава Сталину! Ура
уральское!»[1].

После ХХ съезда КПСС, как обычно бывало, во всех партийных
организациях прошли собрания, участники которых откровенно высказывали свое
отношение к культу личности Сталина. Секретарь партбюро Нязепетровского
паровозного депо Бетин заявил: «Имя Сталина мы подняли на такую высоту, что
даже у великих умов уже не находилось слов возвеличивать это имя. В дни
праздников целые аппараты, лучшие кадры обкомов, горкомов сидели днями и ночами,
составляли письма, прославляющие Сталина. А мы, получив их, бросали все дела и
в ущерб основной работе пропагандировали эти письма, собирали подписи народа
под этими письмами, потом целые вагоны испорченной бумаги везли в Москву»[2].

Участники собраний задавали провокационные и неудобные вопросы:

— Какие взыскания предлагается определить к лицам, допустившим
нарушения революционной законности при проведении следствия?

— Можно ли считать Сталина классиком марксизма-ленинизма?

— Где были члены ЦК КПСС при жизни Сталина? Почему они молчали?
Следует ли поднимать всю эту грязь?[3]

К сожалении, в документах не приводятся ответы на эти вопросы, зато
сами вопросы свидетельствуют, что 
суровая зима, наконец, прошла, лед тронулся, и теперь можно говорить обо
всем смело. Неудивительно, что в этот же год происходит и рост протестных
настроений — советские люди постепенно переставали чувствовать себя «винтиками»
системы, они стали предъявлять свои права к руководству предприятий и к
государству.

Были открытые возмущения рабочих и сельских тружеников, недовольных невыплатой
по госзаймам, системой оплаты, задержками зарплаты, снижением расценок,
повышением цен на товары и продукты, отсутствием этих самых товаров в
магазинах, а также отношением к себе со стороны руководства предприятий. Это
был своеобразный качественный скачок в способах проявления недовольства
населения. К примеру, в отчете заместителя начальника УКГБ по Челябинской
области Перова в обком партии описывается ситуация, которая произошла на
Магнитогорском металлургическом комбинате, где рабочие посчитали новый график
неприемлемым для себя и для дела, объявили забастовку и в течение нескольких
дней не выходили на работу целыми сменами[4].

Среди студентов и учащихся школ, техникумов происходит «брожение
умов». Молодежь слушала зарубежные радиостанции «Голос Америки», «Свободная
Европа», пересказывала их содержание друг другу. Доходило до того, что студенты
сбегали с занятий по истории КПСС и философии, мотивируя это тем, что
преподавание не соответствует новым вызовам времени, а учебники устаревшие. Как
одно из опасных последствий наступившей «оттепели» в документах ОГАЧО упоминается
намерение студента Магнитогорского горно-металлургического института Петухова
поступить в Одесскую духовную семинарию[5].

И уж совершенно из ряда вон, по мнению обкома партии, стало выступление
молодого рабочего ММК Владилена Машковцева, который под влиянием первого в
истории «оттепели» романа Виктора Дудинцева «Не хлебом единым» в цеховой газете
«Крокодил» опубликовал свое сочинение «В жизни всегда может быть подвиг», в
котором называл профсоюзы трупом, займы – грабежом, всех начальников –  бюрократами и эксплуататорами. «Никогда я не
буду с ними соглашаться, – писал он. – Надо бороться, и самый лучший метод –
по-дудиновски, объективно. Дудинцевы утерли нос Шолоховым. Роман, где грязь
современной России вытащена напоказ, где показана борьба одиночки с советскими
монополистами, потряс меня, как и многих других»[6].

Однако протестные настроения, спровоцированные
начавшейся «оттепелью», рост всеобщего недовольства политикой, экономикой и
идеологией СССР заставили ЦК КПСС вновь усилить тотальный контроль над народом
страны. Уже в декабре 1956 года ЦК партии разослано письмо «Об
усилении политической работы партийных организаций в массах и
пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов» во все партийные
организации страны для обсуждения. В письме ЦК сообщалось о многочисленных
примерах распространения «расширительной» критики культа личности Сталина, то
есть критики не только самого культа, но и всей системы, приведшей к появлению
культа личности, и предлагалось партийным организациям повсеместно пресекать
такие попытки.

Подводя итоги ХХ съезда КПСС в
части разоблачения культа личности Сталина, можно сделать вывод, что партия
лишь немного приоткрыла идеологическую форточку для маленького сквозняка, и тут
же захлопнула ее. Памятники Сталину оставались на площадях городов, его тело
продолжало лежать в Мавзолее. Даже Указ Президиума ВС СССР «Об упорядочении
дела присвоения имени государственных и общественных деятелей…» от 11 сентября
1957 года не подстегнул органы власти переименовать хотя бы улицы, носящие имя
Сталина[7]. Только после XXII съезда КПСС (1961) в одну
ночь снесли памятники бывшего вождя, сменили названия улиц.

Елена Рохацевич 


[1]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 20. Д. 94. Л. 93.

[2]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 20. Д. 94. Л. 58.

[3]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 20. Д. 94. Л. 41.

[4]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 21. Д. 96. Л. 70.

[5]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 21. Д. 89. Л. 26.

[6]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 21. Д. 89. Л. 27.

[7]
ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 21. Д. 116. Л. 4-6.

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее: philologist — LiveJournal

С 16 февраля по 11 июня 2017 г. Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как «эпоха оттепели». Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом». Этот период — важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из «великих утопий» XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Ю.И. Пименов. Бегом через улицу. 1963. Картон, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название «эпоха». Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи. Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях. Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации. «Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков. «Атом — космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия. Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени. Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».

Отсюда

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграмм: http://telegram.me/podosokorsky

История теории международных отношений (третье издание)

  • Полный текстовый доступ

    Передний вопрос

    • Полный текстовый доступ

      Преданность

    • Полный текстовый доступ

      Содержание

    • Полный текстовый доступ

      Список рисунков и таблиц

    • Полный текстовый доступ

      Предисловие к третьему изданию

  • Только реферат

    Вступление

  • Часть I: Прелюдии

    • Только реферат

      Глава 1: Боги, грешники и прелюдии к теории международных отношений

    • Только реферат

      Глава 2: Политика эпохи Возрождения

  • Часть II: Философия войны и мира

    • Только реферат

      Глава 3: Политика Реформации

    • Только реферат

      Глава 4: Абсолютистская политика

    • Только реферат

      Глава 5: Политика Просвещения

    • Только реферат

      Глава 6: Идеологическая политика

  • Часть III: Классический век международных отношений

    • Только реферат

      Глава 7: Интермеццо

    • Только реферат

      Глава 8: Великая война, большая лига и двадцатилетний кризис

    • Только реферат

      Глава 9: Вторая мировая война, ООН и послевоенный порядок

    • Только реферат

      Глава 10: Соперники, реалисты и холодная война

    • Только реферат

      Глава 11: Оттепель и третий мир

    • Только реферат

      Глава 12: Гонка вооружений и революции

    • Только реферат

      Глава 13: Поворот

  • Часть IV: Будущая история международных отношений

    • Только реферат

      Глава 14: Однополярный мир?

    • Только реферат

      Глава 15: Глобальная политика

  • Полный текстовый доступ

    Список используемой литературы

  • Полный текстовый доступ

Метрики

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 120 40 1
Полнотекстовые просмотры 0 0 0
Загрузка PDF 0 0 0

Сопутствующее содержимое

Авторы:

Майкл Лоуренс

и

Рэйчел Тавернор

История публикаций:

Дата публикации в сети:
21 января 2019
Темы:
  1. Международные отношения

Эта коллекция допрашивает представление о гуманитарном кризисе и
катастрофы и преломления гуманитарной интервенции и действий, от
с середины двадцатого века до настоящего времени в различных медиаформах:
традиционные и современные экранные СМИ (кино, телевидение и онлайн-видео), а также
а также газеты, мемуары, музыкальные фестивали и платформы социальных сетей (такие как
Facebook, YouTube и Flickr). Таким образом, книга исследует историческую, культурную
и политические контексты, которые сформировали посредничество в гуманитарной
отношений с середины ХХ века. Вместе главы
иллюстрируют преемственность и связи, а также различия, которые
охарактеризовали медиатизацию как чрезвычайного положения, так и актов
улучшение. Авторы раскрывают и исследуют значительную синергию между
гуманитарное предприятие, стремление облегчить страдания
определенные группы и репрезентации средств массовой информации, а также их способы обращения и
обращение к определенной публике. В главах рассматриваются способы, с помощью которых СМИ
тексты, технологии и практики отражают и формируют изменчивую мораль,
политические, этические, риторические, идеологические и материальные аспекты
международная гуманитарная чрезвычайная ситуация и интервенция, и стали неотъемлемыми
к меняющимся отношениям между организациями, учреждениями, правительствами,
отдельных субъектов и целых секторов.

Publication History:

Online Publication Date:
02 Nov 2021
Subjects:
  1. International Relations

Это начальное рассмотрение механизмов кризисного реагирования Европейского Союза. Он объединяет ученых из разных дисциплин, чтобы изучить, как и почему ЕС реагирует на кризисы на своих границах и за его пределами. Работа основана на обширных полевых исследованиях, в том числе в Афганистане, Ливии, Мали и Ираке.
В книге рассматривается построение кризисов и то, как одни проблемы считаются кризисами, а другие нет. Главный вывод из этого сравнительного исследования заключается в том, что меры реагирования ЕС на кризисы все больше внимания уделяют безопасности и стабилизации и меньше внимания правам человека и демократизации. Это существенно меняет позицию ЕС как международного актора и приводит к вопросам о природе ЕС и о том, как он воспринимает себя и других.
Этот том может объединить ученых, занимающихся исследованиями ЕС и исследованиями мира и конфликтов. Результат демонстрирует концепцию и построение теории наряду с исследованием конкретных случаев.

Автор:

Раймонд Хиннебуш

История публикации:

Дата публикации онлайн:
30 июля 2018 г.
Предметы:
  1. Международные отношения

Этот текст призван заполнить пробел в области ближневосточных политических исследований путем объединения теории международных отношений с конкретными примерами. Он начинается с обзора правил и особенностей ближневосточной региональной системы — арены, на которой действуют местные государства, включая Египет, Турцию, Иран, Израиль и арабские государства Сирии, Иордании и Ирака. Книга продолжает анализ внешней политики в ключевых государствах, иллюстрируя, как системные детерминанты ограничивают эту политику, и как эти ограничения решаются различными способами в зависимости от конкретных внутренних особенностей отдельных государств. Наконец, далее рассматриваются результаты государственной политики путем изучения нескольких крупных конфликтов, включая арабо-израильский конфликт и войну в Персидском заливе, а также системы регионального выравнивания. В исследовании оценивается влияние международного проникновения в регион, в том числе исторические причины формирования региональной государственности. В нем также анализируется продолжающаяся роль внешних великих держав, таких как Соединенные Штаты и бывший Советский Союз, и объясняется процесс, посредством которого регион стал частью глобального капиталистического рынка.

Том 10 Выпуск 2 | Журнал истории дизайна

Год

2022202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

91988

Issue

Том 10, Выпуск 1, 1997 г., страницы 1–104Том 10, Выпуск 2, 1997 г., страницы 107–239Том 10, Выпуск 3, 1997 г., страницы 241–339Том 10, Выпуск 4, 1997, стр. 341–446

Поиск по объему

Вступление

СЬЮЗЕН Э. РИД

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997, страницы 107–118, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.107

«Все уютнее и комфортнее»: сталинизм и советский внутренний интерьер, 1928–1938 гг.

КАРЕН КЕТТЕРИНГ

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г., страницы 119–135, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.119

Красота как путь в «светлое будущее»: отклики советской архитектуры

КЭТРИН КУК

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г. , страницы 137–160, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.137

Хрущев, модернизм и борьба с мелкобуржуазным

сознанием в советском доме

ВИКТОР БУХЛИ

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г., страницы 161–176, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.161

Десталинизация и вкус, 1953–1963 гг.

СЬЮЗЕН Э. РИД

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г. , страницы 177–201, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.177

Народная Варшава / Народная Варшава

ДЭВИД КРОУЛИ

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997, страницы 203–223, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.203

Коллекция прикладного искусства Камбервелла, Колледж искусств Камбервелла

ДЖЕЙН ПАВИТТ

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г. , страницы 225–229, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.225

Мода как общение

КЭРОЛАЙН ЭВАНС

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г., страницы 231–233, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.231

Чарльз и Рэй Имз: Дизайнеры двадцатого века • Джордж Нельсон: Дизайн современного дизайна

КЛАЙВ ЭДВАРДС

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г. , страницы 233–235, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.233

Чарльз Ренни Макинтош

ДЖИЛЛ СЕДДОН

Журнал истории дизайна , том 10, выпуск 2, 1997 г., страницы 235–236, https://doi.org/10.1093/jdh/10.2.235

«Орта»: выставка, организованная Europalia, Palais des Beaux Arts, Брюссель, октябрь 1996 г. — январь 1997 г.

СТЮАРТ ЭВАНС

Journal of Design History , том 10, выпуск 2, 1997 г.