Откуда и как мы узнаем об истории древних славян ответ: Источники по истории Древней Руси

Содержание

«Школьная ошибка»: российские и украинские историки разбирают статью Путина о единстве народов

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Древняя история превратилась в один из самых обсуждаемых вопросов в отношениях Украины и России

Статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» вызвала оживленную дискуссию как в России, так и на Украине. В ней Путин излагает аргументы в пользу одного из своих любимых тезисов о том, что два народа едины, и их дружбе исторически пытается мешать Запад. Би-би-си попросила украинских и российских историков прокомментировать основные доводы президента России.

«Украина — детище советской эпохи». О чем пишет Путин

В первой половине своей статьи Путин говорит об истории Древней Руси и утверждает, что «название «Украина» тогда использовалось чаще в значении, в котором древнерусское слово «окраина».

Нынешнюю Украину Путин назвал «целиком и полностью детищем советской эпохи», упомянул, что выходцы с Украины Брежнев и Хрущев возглавляли страну и партию и заявил, что большевики помогли развитию украинской культуры и идентичности в рамках «коренизации». Большевики «произвольно нарезали границы, раздавали щедрые территориальные «подарки», Россия «была ограблена», посетовал Путин.

  • Владимир Путин написал статью про проект «анти-России». Откуда взялось это понятие?
  • «Мы не один народ». Зеленский ответил на слова Путина об украинцах и русских
  • Путин назвал русских и украинцев одним народом. Историки объясняют, так ли это

Он считает, что при распаде СССР новообразованным государствам на его территории нужно было следовать политике, объявленной бывшим начальником Путина — экс-мэром Петербурга Анатолием Собчаком: «Уходите с тем, с чем пришли».

Статья Путина на сайте Кремля опубликована на русском и украинском языках.

Публикацию уже прокомментировал президент Украины Владимир Зеленский, который ранее опровергал заявления Путина о том, что украинцы и русские — один народ. По словам Зеленского, если президент России начал писать на украинском, значит «мы все правильно делаем». Украинский лидер удивился, что у Путина есть возможность вести исторические изыскания, но нет времени на встречу с украинским коллегой.

«Нас забывают, когда мы говорим о победе над фашизмом во Второй мировой войне и сколько было потеряно жизней украинцев, и вспоминают нас в других случаях, что мы братские народы, — сказал при этом Зеленский. — Мне кажется, я просто так считаю, что, как говорят по-русски, это не по-братски поступать. Больше похоже на Каина и Авеля.»

Путин — о единстве народов

Автор фото, EPA

«И русские, и украинцы, и белорусы — наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы. Славянские и другие племена на громадном пространстве — от Ладоги, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова — были объединены одним языком (сейчас мы называем его древнерусским), хозяйственными связями, властью князей династии Рюриковичей. А после крещения Руси — и одной православной верой. Духовный выбор Святого Владимира, который был и Новгородским, и Великим Киевским князем, и сегодня во многом определяет наше родство.»

Константин Ерусалимский, доктор исторических наук, профессор отделения социокультурных исследований РГГУ:

Автор фото, Konstantin Erusalimsky

Подпись к фото,

Историк Константин Ерусалимский: «Путин допускает обычную для наших дней «школьную» ошибку, когда утверждает, что после крещения Руси славяне и другие племена были объединены «одной православной верой»

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

В сознании Путина Древняя Русь была населена «славянами и другими племенами». Однако власть Рюриковичей объединяла далеко не всех славян, а «другие племена» говорили со славянами на германских, тюркских, финских, балтских, семитских и других языках.

Понятно, что Путину нужна языковая фикция, чтобы перебросить ее, как мост, в эру языковых национализмов. Однако на практике не только «другие племена», но и «славянские» на пространстве «от Ладоги, Новгорода, Пскова до Киева и Чернигова» говорили и писали на разных русских языках.

Путин допускает обычную для наших дней «школьную» ошибку, когда утверждает, что после крещения Руси славяне и другие племена были объединены «одной православной верой». Крещение приобщило Русь к единому (до 1054 года и во многом до начала XIII века) христианству, и «духовный выбор святого Владимира», о котором пишет Путин, «определяет наше родство» только в той мере, в которой может объединять христиан всех ответвлений.

Автору статьи хотелось бы, чтобы русских и украинцев объединяло именно православие, причем под пастырской рукой РПЦ. Это очередной абсурд. В ряде регионов Украины и на большей части России наших дней христианство не было основной конфессией еще в XVIII-XIX вв. Гораздо больше духовные искания в русском христианстве и позднее в православии разъединяли.

Андрей Зубов, доктор исторических наук:

Путин правильно отмечает, что по-разному сложилась судьба разных регионов Древней Руси в XIV веке и это заложило основу разделения трех народов — великорусов, украинцев и белорусов. Восточная часть Руси осталась под властью Орды, а западная была освобождена литовскими князьями после победы князя Ольгерда над Ордой при Синих Водах в 1362 года. В результате было создано литовско-русское государство.

Автор фото, Aleksandr Sherbak/TASS

Подпись к фото,

Историк Андрей Зубов: «Ренессансная Европа, конечно, была не раем, но это была совсем иная жизнь, чем под Ордой. И поэтому Украина стала другой, как и Белоруссия — более западной по своим ценностям»

Надо помнить, что тогда и началось формирование украинского и белорусского народов, ориентированных на тогдашние европейские нормы и ценности — университетское образование, цеховая самоорганизация ремесленников, Магдебургское право городского самоуправления. Ренессансная Европа, конечно, была не раем, но это была совсем иная жизнь, чем под Ордой. И поэтому Украина стала другой, как и Белоруссия — более западной по своим ценностям.

Юрий Шаповал, доктор исторических наук, профессор:

Украинские историки, занимающиеся древними временами, прекрасно понимают, что это идеологема, выдуманная в угоду «братской дружбе», в частности, в угоду празднованию 300-летия воссоединения Украины и России. Эта мысль проходила через все это празднование, она была ключевой в тезисах членов тогдашнего ЦК.

Автор фото, Espresso TV

Подпись к фото,

Историк Юрий Шаповал: «Путин и его окружение просто политизируют этот тезис и таким образом превращают историю в инструмент для достижения их цели, а цель у них, как мы знаем, «новый Переяслав», новое присоединение, аншлюс Украины»

Серьезные профессионалы относятся к этому тезису довольно критично. А Путин и его окружение просто политизируют этот тезис и таким образом превращают историю в инструмент для достижения их цели, а цель у них, как мы знаем, «новый Переяслав», новое присоединение, аншлюс Украины.

Александр Алферов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Украины НАНУ:

Это нахальная манипуляция, возникшая на границе XIX и XX веков, активно поддерживаемая во времена советской оккупации Украины.

Ее основная составляющая заключалась в том, что нужно доказать, что три основные народа Советского Союза являются одним целым, чтобы продемонстрировать, что Москва, являющаяся младшей, чем Киев и Минск, — такое же политическое образование, как они, и вместе они составляют славянское ядро Советского Союза.

Этот тезис принадлежит к агитационным раскладкам времен застойного социализма.

Автор фото, Oleksandr Alfyorov

Подпись к фото,

Историк Александр Алферов: «В процессе создания Руси никакой роли не играла территория нынешней России или Беларуси. Эти территории были, говоря современным языком, инкорпорированы или же оккупированы киевскими князьями»

В процессе создания Руси никакой роли не играла территория нынешней России или Беларуси. Эти территории были, говоря современным языком, инкорпорированы или же оккупированы киевскими князьями и, несомненно, туда была влита та культура, которую они приносили из Болгарии, из Византии, из местных обычаев и культур.

Путин: большевики и Россия помогли создать Украину

«Коренизация», безусловно, сыграла большую роль в развитии и укреплении украинской культуры, языка, идентичности. Вместе с тем под видом борьбы с так называемым русским великодержавным шовинизмом украинизация зачастую навязывалась тем, кто себя украинцем не считал. Именно советская национальная политика — вместо большой русской нации, триединого народа, состоявшего из великороссов, малороссов и белорусов, — закрепила на государственном уровне положение о трех отдельных славянских народах: русском, украинском и белорусском».

Константин Ерусалимский:

В ряду процессов, которые, по мнению В.В. Путина, привели к расколу в некогда едином народе, не было главного — того, из чего будто бы создавались российский, украинский и белорусский народы. Это историческая иллюзия, вымысел, мечта различных идеологов от имперских шовинистов до панславистов.

Эта «мечта» заставляет автора статьи унижать представителей национального возрождения обвинениями в корыстном преследовании «своих интересов», грубо упрощать языковые и этнические процессы, снимать с Российской империи и Советского Союза ответственность за этнические манипуляции и преследования по национальному признаку.

Взгляды Путина — смесь невежества и агрессии. Задача его рассказа о событиях XIX — начала XXI в. в том, чтобы заявить права нынешней России, а по сути — лично автора статьи и его окружения, на прошлое и настоящее Украины.

Юрий Шаповал:

Существование Украинской ССР, политика «коренизации», а значит и украинизации, появились потому, что была Украинская народная республика, была пережита Гражданская война. Украина пережила разные формы государственности.

Зная эти настроения — прежде всего, среди крестьян, потому что Украина тогда была селянской страной, — и зная антибольшевистские настроения, потому что, как говорил один современник, почти в каждой сельской хате был портрет Петлюры, зная про мощное махновское движение, которое было довольно сложным явлением, но точно антибольшевистским, антироссийским, антикремлевским. .. Зная все это, большевистская власть пошла на эти компромиссы.

Но давайте не забывать, чем все закончилось: Голодомором 1933 года, репрессиями против деятелей культуры, которые обеспечили национальное возрождение, репрессиями украинцев, которые перед этим были выдвинуты на государственные посты — Скрипника, Шумского, Власа Чубаря [функционеры советской Украины, идеологи украинизации — Би-би-си]. Эти люди были просто физически уничтожены и на их места приходили люди из России — такие как Хрущев в январе 1938 года.

Путин: украинцев в России и СССР никто не ущемлял

«Малороссы во многом и созидали большую общую страну, её государственность, культуру, науку. Участвовали в освоении и развитии Урала, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока. Кстати, и в советский период уроженцы Украины занимали самые значимые, в том числе высшие посты в руководстве единого государства. Достаточно сказать, что в общей сложности без малого 30 лет КПСС возглавляли Н. Хрущёв и Л. Брежнев, чья партийная биография была самым тесным образом связана с Украиной»

Андрей Зубов:

Никакой дискриминации по национальному признаку — украинец или великоросс — в Российской империи никогда не было. Ни в народе, равно бесправном, после того как Екатерина II распространила на Украину крепостное состояние, ни в элите. Это правда.

Ближайшим соратником Александра I, его министром внутренних дел был потомок известного казачьего рода Виктор Кочубей, при Николае I ставший Председателем совета министров империи и получивший княжеский титул. Только те, кто говорил о федерализации империи или об отделении от России, считались государственными преступниками до 1905 года.

Константин Ерусалимский:

Громогласное заявление Путина о том, что население новоприсоединенных к России земель в 1667 году воссоединилось «с основной частью русского православного народа», — это желаемое за действительное. Население Центральной Украины не считало себя «малой» или «вторичной» частью своей «основной части».

Кроме того, по словам Путина получается, что после этого «за самой этой областью утвердилось название «Малая Русь» (Малороссия)». Это неверно. Малороссия — это понятие, известное с начала XIV в. и распространенное среди казаков еще до того, как московская риторика его приняла и освоила в применении к триединству «Великой, Малой и Белой Руси».

Юрий Шаповал:

Ключевое слово в его цитате — малороссы. Если мы посмотрим на карьеру таких людей, как канцлер [Российской Империи в конце XVIII века Александр] Безбородько или братьев Разумовских, то в некотором смысле мы можем говорить о том, что украинцы достигали неких высот и пробивались… (Граф Алексей Разумовский стал фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, его младший брат Кирилл — генерал-фельдмаршал Русской императорской армии. Братья были родом из простой казацкой семьи — Би-би-си).

Точно так же мы можем подходить к гетманам, выпускникам Киево-могилянской академии, о которой Путин вспоминает: они пробивались не из-за комфорта в рамках Российской империи, а потому что были способны на такую карьеру. Империя этим людям особо не содействовала.

Подпись к фото,

Юрий Шаповал: «Украинцев никогда не допускали наверх. И Брежнев, и Хрущев были русскими. Их карьера была связана с Украиной, и сейчас есть тенденция в российской историографии — утверждать, что украинцы развалили Советский Союз, потому что были на верхних ступенях… Это неправда.»

Насчет Хрущева и Брежнева — это распространенный миф. Украинцев никогда не допускали наверх. И Брежнев, и Хрущев были русскими. Их карьера была связана с Украиной, и сейчас есть тенденция в российской историографии — утверждать, что украинцы развалили Советский Союз, потому что были на верхних ступенях… Это неправда. Там были выходцы из Украины, но они не играли ключевую роль. Это утверждения из разряда «мы бы выиграли войну без украинцев» с противоположным знаком.

Александр Алферов:

В 1782 году казацкая старшина после ликвидации гетманщины получила выбор — стать мещанами или крепостными крестьянами, или же записаться в дворянство. Большинство записались в дворяне.

До этого Украина или Гетманщина была небольшим буржуазным государством, в пределах сегодняшних Киевской, Полтавской и Черниговской областей. Государство каждый год продуцировало около тысячи интеллектуалов в Киевском, Переяславском и Черниговском коллегиумах.

Они покоряли огромные просторы России. В XVII веке российские митрополиты на 90% состояли из украинцев, потому что количество свободных образованных людей было колоссальным, россияне в таких людях нуждались. В Российской империи можно было увидеть украинцев — в том числе выходцев из казацкой старшины — на высших государственных должностях. Но это не свидетельство того, что мы были одинаковыми.

Путин: Россию ограбили

«Большевики относились к русскому народу как неисчерпаемому материалу для социальных экспериментов. Они грезили мировой революцией, которая, по их мнению, вообще отменит национальные государства. Поэтому произвольно нарезали границы, раздавали щедрые территориальные «подарки». В конечном счете, чем именно руководствовались лидеры большевиков, кромсая страну, уже не имеет значения. Можно спорить о деталях, о подоплеке и логике тех или иных решений. Очевидно одно: Россия фактически была ограблена.»

Юрий Шаповал:

Путин захватил Крым, вместе с [экс-помощником президента Владиславом] Сурковым создали ситуацию [военного конфликта] на Донбассе, и должен оправдываться. А как оправдываться, если есть международно признанный принцип нерушимости границ? Отсюда позиция: вы не такое полноценное государство, каким себя считаете.

Есть международные акты, в которых зафиксирован принцип нерушимости границ [в 1994-м Украина, США, Великобритания и Россия подписали Будапештский меморандум. Стороны обязались уважать суверенитет Украины в обмен на передачу Киевом ядерного оружия Москве].

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

Дискуссия о том, что Россия должна вернуть Украине Курск и Воронеж, которую вел в свое время тот же [глава правительства послереволюционной Украины, идеолог коренизации Николай] Скрипник — о ней можно долго говорить. Но есть принцип нерушимости границ — как сложилось, так и нужно жить. Давайте Германии отдавать земли западной Польши — что из этого получится?

Александр Алферов:

Это грязная манипуляция и отсутствие банальной этики. Украина до оккупации большевиками в 1919-1920 годах была на 200 тысяч квадратных километров больше, чем ее размеры, в которых она вышла из Советского Союза. Украина владела сегодняшним Белгородом, западной частью Курщины, Воронежчины и Белгородщины. Крым был украинским.

Мы не входили в СССР. Большевицкая Россия оккупировала независимое государство Украину и наши территории разделили. Что-то голосованием отошло России (Таганрог или Стародубщина). Что-то было «забыто» — как Крым, и вернулось только в 1954 году. Статья написана не для украинцев, а для россиян. Идеологическое программное сочинение Путина рассказывает, как смотреть на украинцев и как россиянам понять, где их наследие.

Константин Ерусалимский:

Говоря о Донецко-Криворожской республике, Путин доказывает, что именно Юго-Восток Украины в 1918 году возглавил движение к единому правительству Украины, причем даже наперекор В.И. Ленину, чтобы показать, что местное население проявляло сознательность, не считаясь с большевистскими стереотипами и ошибочными решениями.

Это нелепость. При этом о голосовании жителей Донецкого региона за независимость Украины в декабре 1991 году и о вмешательстве России в последующие события в данном регионе ничего не говорится.

Вместо этого автор рассказывает читателям о том, как полезно было бы восстановить единство народов. Это «единство» свидетельствует о деградации исторической науки в России, стремлении В.В. Путина установить единую картину прошлого и неспособности автора критично относиться ни к древностям, ни к собственным поступкам. Больше нигде, кроме воображения Путина, этого единства не было и нет.

Путин: Украина — это «анти-Россия»

«Шаг за шагом Украину втягивали в опасную геополитическую игру, цель которой — превратить Украину в барьер между Европой и Россией, в плацдарм против России. Неизбежно пришло время, когда концепция «Украина — не Россия» уже не устраивала. Потребовалась «анти-Россия», с чем мы никогда не смиримся. Заказчики этого проекта взяли за основу ещё старые наработки польско-австрийских идеологов создания «антимосковской Руси». И не надо никого обманывать, что это делается в интересах народа Украины. Никогда Речи Посполитой не нужна была украинская культура и тем более казачья автономия. В Австро-Венгрии исторические русские земли нещадно эксплуатировались и оставались самыми бедными. Нацистам, которым прислуживали коллаборационисты, выходцы из ОУН-УПА, нужна была не Украина, а жизненное пространство и рабы для арийских господ».

Андрей Зубов:

Проекты [Украины как «анти-России»] существовали, но давно — в XIX веке. В конце XIX века это было общепринято, была эпоха национализма. У противников России была идея ослабления нашей страны через педалирование особенности украинского народа. Был Галицкий проект. Но был и Петербургский проект панславизма, который пытался разрушить Австрийскую империю через присоединение к Российской империи Галиции, отторжение Чехии, Словакии. Все это осталось в далеком прошлом.

Ошибка Путина — разговор о вечном антагонизме Запада к России. Вечного нет в нашем мире. В решительные моменты истории Запад и Россия были вместе. Наполеона победила Британия, Пруссия и Россия, Гитлера — Британия, США и Советский Союз. И сейчас нет никакого желания у Запада насильственно оторвать Украину от России.

Это болезненная фобия Путина. Украина вновь избрала западный путь, и если бы Россия пошла по тому же пути, о чем Путин много говорил в первый президентский срок, то Украина и Россия были бы рядом, как Чехия и Словакия, Хорватия и Словения. Но Россия противопоставила себя Западу, а Украина, защищаясь от российской агрессии, все больше тянется к Европейскому союзу и к НАТО.

С историками говорили корреспонденты Би-би-си Святослав Хоменко и Наталия Зотова.

Откуда есть пошла славянская письменность: рекомендательный список литературы


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПИСЬМА


        Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

        Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

        Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

        Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

        Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском.

          Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

        В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуют День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям… «



ИСТОКИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ


 


СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ


Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Чем отличается азбука от алфавита?

            Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):


АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:


АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА


Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?


В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Как же они создали азбуку?


Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.


Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.



греческие 

Aa

Bb

Gg

Dd

Ee

Kk

Ll

Mm


славянские

Аа

Вв

Гг

Дд

Ее

Кк

Лл

Мм


ИЗ ЖИЗНЕОПИСАНИЙ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ


Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.

        Из этих источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

        Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”.

        Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.

        Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности.

        Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента.



ЗАВЕЩАНИЕ КИРИЛЛА МЕФОДИЮ


 


Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников — славян.


863г. — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку


 


Публикации на тему:


Александрова, Н. А. Учители словенские: 24 мая память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия / Надежда Александровна Александрова //  Русский дом. – 2005. — № 5. – С. 17.


Байбурова, Р. Как появилась письменность у древних славян / Р. Байбурова // Наука и жизнь. – 2002. — № 5. – С. 48-55.


Благовещенская, С. Создатели алфавита: 24 мая день святых Кирилла и Мефодия / С. Благовещенская // Семья. — 2009. — № 20. — C. 23


Вишняковская, Е. В плену грамматики и словаря / Е. Вишняковская // Наука и жизнь. — 2012. — № 2. — C. 50-55


Волошина, О. А. История письменности: коротко об истории письма / О. А. Волошина // Русский язык: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 10 (май). — C. 2-13


Глухов, А. Г. Откуда пошла славянская письменность / А. Г. Глухов // Отечество. – 2003. — № 5. – С. 42-52. – (Седая старина).


Данилевский, И. Что читали в древней Руси? / И. Данилевский // Знание-сила. — 2012. — № 3. — С. 97-103.


Древнерусская письменность // О, Русская земля. — 2008. — № 1 (зима). — C. 14 — 15


Живов, В. Исторический очерк о церковнославянском языке: 24 мая — День славянской письменности / В. Живов // Русский язык: изд. дом «Первое сентября». — 2012. — № 5. — C. 5-9


Живов, В. «Язык живёт своей жизнью» / В. Живов // Наука и религия. — 2009. — № 11. — C. 6-9


Зимина, А. И. Праздник славянской письменности и культуры: / А. И. Зимина // Русский язык в школе. — 2007. — №3. — С. 50 — 54.


Кадашевский, А. А. Под сенью креста первоучителей / А. А. Кадашевский // Русский Дом. — 2007. — №5. — C. 40-41.


Карпенко, В.А. Великое русское слово / В. А. Карпенко // Русский Дом. — 2006. — №5. — C. 34-35.


 


Кирилл и Мефодий: фотография памятника // Российская Федерация сегодня. — 2011. — № 11. — C. 3-я стр. обл.


 


 


Кириллин, В. М. Апостолам равные / Владимир Михайлович Кириллин // Русский дом. – 2012. — № 5. – С. 31. – (Свет православия).


Комолова, Н. В. Ко Дню Славянской письменности общешкольный праздник «Мы славяне» / Н. В. Комолова, З. А. Мяльдзина // Классный руководитель. — 2009. — № 3. — C. 67-88


Кто такие Кирилл и Мефодий? // Воскресная газета. Покров. — 2006. — №15/16 (апрель). — C. 6.


Лопушанская, С. П. Из книги «Страницы истории русского языка»: Доброе слово о книгах / С. П. Лопушанская, О. А. Горбань, Е. М. Шептухина // Русский язык: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2007. — №10 (май). — C. 39-42.


Лавров, А. «Свет разумения книжного»: в 863 году братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку / А. Лавров // Библиотека. – 1993. — № 10. – С. 60-61, с. 3 обложки. – (Календарь памятных дат).


Лощиц, Ю. Кирилл и Мефодий: страницы жизнеописания: главы из книги, готовящейся к изданию в серии ЖЗЛ / Ю. Лощиц // Наш современник. — 2013. — № 2. — C. 110-162


Лысова, О. Откуда есть пошла славянская письменность / О. Лысова // Русский язык и литература для школьников. — 2007. — №1. — C. 29-37.


Львова, М. Е. День славянской письменности / М. Е. Львова // Начальная школа. – 2000. — № 5. – С. 15-19. – (Воспитание и обучение).


Макарова, О. Н. Урок письма, или О чем рассказали папирус и бумага… / О. Н. Макарова // Русский язык: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 10 (май). — C. 14-19


Пантелеева, Н. Проект «Славянские встречи»: в 2013 г. исполняется 1150 лет со дня возникновения славянской письменности на Руси / Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 4. — C. 118-127


Первоучители славянские // О, Русская земля. – 2008. – весна (№ 2). – С. 4-5.


Попова, А. К Всероссийскому Дню славянской письменности и культуры / А. Попова // Воспитание школьников. — 2007. — №5. — C. 25-26.


Северская, О.  Сначала было слово:  День славянской письменности / О.  Северская // Классное руководство и воспитание школьников: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2011. — № 1 (1-15 января). — C. 30-31


Сегень, А. Ю. Глагол добро есть : 24 мая — День святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских / А. Ю. Сегень // Русский Дом. — 2009. — № 5. — C. 4-5


Степанов, Г. Тайна славянской азбуки / Г. Степанов // Эхо планеты. — 2013. — № 12 (28 марта). — C. 30-32


Степанов, Г. Былинные подвиги академика Миллера: 1150 лет славянской письменности / Г. Степанов // Эхо планеты. — 2013. — № 15. — C. 36-39


 


Чернов, А. «Печаль» и «Песнь» славянской азбуки: 1150 лет славянской письменности / А. Чернов // Эхо планеты. — 2013. — № 14 (11-17 апреля). — C. 32-35


 


 


Чернова, М. Пергамен, бумага, береста…: методическая разработка учебного занятия / М. Чернова // История: Прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — № 23 (дек.). — C. 27-30


 


Сценарный материал


Алешина, Г. Аз и Буки — основа науки : интеллектуальное состязание ко Дню славянской письменности для среднего возраста / Г. Алешина // Читаем, учимся, играем. — 2007. -№ 3. — С. 18-23.


Власова, Н. Вначале было слово : исторический урок ко Дню славянской письменности и культуры / Н. Власова // Библиополе. — 2006. — № 4. — С. 63-66.


Галиева, И. День славянской письменности и культуры / И. Галиева // Последний звонок. — 2007. — № 8. — С. 12-16.


День славянской письменности : сценарии // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 2. — С. 4-9.


Завьялова, Е. Бегущая словесная строка : ко Дню славянской письменности и культуры для 5-7 кл. / Е. Завьялова // Читаем, учимся, играем. — 2008. — № 2. — С. 15-22.


Комолова, Н. Общешкольный праздник «Мы славяне» / Н. Комолова // Классный руководитель. — 2009. — № 3. — С. 67-88. .


Рогожкин, Д. Они подарили нам азбуку / Д. Рогожкин // Читайка. — 2011. — № 3. — С. 6-9.


Россинская, С. Книга — не просто какая-то небыль. Это мир настоящий с землею и небом! : сценарий урока-праздника книги и чтения / С. Россинская // Школьная библиотека. — 2009. — № 3. — С. 39-42.


Россинская, С. Тысячелетняя кладовая мудрости : интеллектуальный турнир ко Дню славянской письменности / С. Россинская // Новая библиотека. — 2006. — № 8. — С. 22-25.


Шадрина, Н. Русский мир : муз.-театрал. представление ко Дню славянской письменности и культуры / Н. Шадрина // Последний звонок. — 2005. — № 5. — С. 10-13.


 


Рекомендательный список литературы составлен


   на базе электронного каталога «ИРБИС»


Составитель: КАЛИНИНА Е.Н.

Ученые исследуют ДНК, чтобы изучить генетические корни викингов

Реконструкторы надевают доспехи, готовясь к рукопашному бою во время Фестиваля славян и викингов в Волине, Польша. Хотя викинги захватили общественное воображение, их история сложнее, чем многие думают.

Фотография Дэвида Гуттенфельдера, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В народном воображении викинги были сильными скандинавскими воинами с льняными волосами, которые грабили побережье Северной Европы на гладких деревянных линкорах. Но, несмотря на древние саги, прославляющие авантюристов-мореплавателей со сложной родословной, остается стойкий и пагубный современный миф о том, что викинги были особой этнической или региональной группой людей с «чистой» генетической родословной. Как и культовый шлем «Викинг», это фикция, возникшая в кипящих националистических движениях конца 19-го века.Европа го века. Тем не менее, он по-прежнему отмечается сегодня среди различных групп сторонников превосходства белой расы, которые используют предполагаемое превосходство викингов как способ оправдать ненависть, увековечивая стереотип на этом пути.

Обширное исследование древней ДНК, опубликованное сегодня в журнале Nature , раскрывает истинное генетическое разнообразие людей, которых мы называем викингами, подтверждая и обогащая то, что исторические и археологические данные уже предполагают об этой космополитической и политически влиятельной группе торговцев. и исследователи.

Мрачное происхождение

Кем были викинги? Ответ никогда не был однозначным. Термин «Викинг» сам по себе оспаривается; Английский термин берет свое начало от древнескандинавского слова víking с множеством значений, которые варьируются от набегов до исследований и пиратства. Обычно используемый людьми, пострадавшими от жестоких столкновений, он описывал группы скандинавских мореплавателей между 750 и 1050 годами нашей эры — период, ныне известный как эпоха викингов.

ДНК женского скелета по имени Ката, найденного на месте захоронения викингов в Варнхеме, Швеция, была секвенирована в рамках Природа исследование.

Фотография музея Вестергётланд

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Артефакты викингов, такие как эти мечи и шлем из раскопок на территории современной Норвегии, помогают археологам проследить их древние экспедиции.

Фотография Музея истории культуры Университета Осло, Норвегия/Эйрик Иргенс Йонсен (слева) и фотография Музея истории культуры Университета Осло, Норвегия/Уве Холст (справа)

Исследование Nature объединяет генетические данные 442 человек, чьи останки датируются примерно 2400 г. до н.э. до 1600 г. н.э. — все похоронены в районах, где, как известно, селились викинги. Некоторые просто находились в местах, таких как Гренландия, по которым они путешествовали; другие были похоронены вместе с артефактами в скандинавском стиле, такими как монеты, оружие и даже целые лодки.

Объединить сотни древних образцов, взятых из более чем 80 археологических раскопок в Северной Европе, Италии и Гренландии, было сложной логистической задачей. Затем была задача проанализировать огромный объем информации, извлеченной из человеческих останков. «Я и представить себе не мог, что с этим набором данных возникнут вычислительные проблемы», — говорит генетик-эволюционист Эске Виллерслев, профессор экологии и эволюции Копенгагенского университета и директор его Центра передового опыта в области генетики, руководивший проектом генома викингов.

Дальние связи

Анализ ДНК показал, что викинги представляли собой разношерстную группу, предками которой были охотники-собиратели, земледельцы и народы из евразийских степей. Исследование также выявило три основных генетически разнообразных горячих точки, где люди смешивались с людьми из других регионов в течение той эпохи: одна на территории современной Дании и по одной на островах Готланд и Эланд на территории современной Швеции. Считается, что все три места в то время были очагами торговли.

Исследуйте царство викингов.

Но хотя викинги отправлялись из Скандинавии, а в некоторых случаях возвращались домой, генетический анализ показывает, что они не взаимодействовали так сильно внутри скандинавского региона, как за его пределами, смешиваясь с широким кругом народов, которых они встречались в их дальних путешествиях.

«Генетический анализ ясно показывает, что викинги не являются однородной группой людей, — говорит Виллерслев. «Многие викинги — смешанные личности» с родословной как из Южной Европы, так и из Скандинавии, например, или даже смесь саамов (коренных скандинавов) и европейцев.

Братская могила около 50 обезглавленных викингов в Дорсете, Великобритания. Некоторые из этих останков были использованы для анализа ДНК, недавно опубликованного в Nature .

Фотография Совета графства Дорсет, Oxford Archeology

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Мы даже видим людей, похороненных в Шотландии с мечами викингов и снаряжением, которые генетически совсем не скандинавские», — добавляет он.

Что мы на самом деле знаем о викингах?

Виллерслев говорит, что результаты доказывают, что феномен викингов не был чисто скандинавским. «Он берет свое начало в Скандинавии, но распространяется и объединяется с другими группами людей по всему миру».

Без привязки к этнической принадлежности

Субъекты также не имеют так много общего с современными скандинавами, как можно подумать. Только от 15 до 30 процентов современных шведов имеют общее происхождение с изучаемыми людьми, которые жили в том же регионе 1300 лет назад, что предполагает еще большую миграцию и смешение народов после эпохи викингов. Жители региона эпохи викингов также не соответствовали стереотипной скандинавской внешности: у древних людей, например, были в среднем более темные волосы и глаза, чем у случайно выбранной группы современных датчан.

Генетические данные подтверждают то, что исследователи давно подозревали на основании исторических и археологических свидетельств, которые рисуют картину викингов как разнообразную группу, не связанную ни нацией, ни этнической принадлежностью. «Это замечательное исследование», — говорит археолог Джесси Байок, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, который возглавляет археологический проект Мосфелл в Исландии. Он не участвовал в генетических исследованиях. «Это дает новую информацию, но подкрепляет почти все, что мы знаем об эпохе викингов».

Давиде Зори, доцент кафедры истории и археологии Бейлорского университета, не участвовавший в исследовании, согласен. «Мы начинаем думать о викингах как о группе светловолосых бородатых мужчин с бочкообразной грудью, которые выглядели одинаково», — говорит он. «Мы знали об этом в каком-то смысле из источников».

Для Мигеля Вилара, бывшего старшего программного сотрудника Национального географического общества, неудивительно, что находки рисуют такую ​​сложную картину наследия викингов, которая противоречит современным представлениям о национализме и культурной самобытности. «ДНК не всегда хорошо вписывается в [предвзятые] рамки», — говорит он. (Вилар, который был ведущим научным сотрудником Генографического проекта NGS, не участвовал в исследовании.)

Братские группы

Хотя зонтик викингов был широким, исследование также выявило тесные родственные связи на семейном уровне. В захоронении в Сальме, Эстония, где 41 шведский мужчина был похоронен после боя вместе с двумя лодками и их оружием, были опознаны четыре брата, лежащие бок о бок. Исследователи также обнаружили семейную связь второй степени между викингом на датском кладбище и другим викингом в Оксфорде, Англия, — доказательство того, насколько мобильными были члены семьи в ту эпоху.

Останки из мест захоронения викингов, таких как это место захоронений в форме кораблей недалеко от Ольборга, Дания, предоставляют важные генетические доказательства для понимания этих древних мореплавателей.

Фотография Keenpress, Nat Geo Image Collection

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Массовое исследование ДНК не может решить, однако, вопрос о том, как возник феномен викингов. Если этническая принадлежность не связывала этих людей вместе, то что? Была ли это технологическая способность строить мореходные лодки и эффективно вести войну на воде, или же здесь действовали другие факторы?

«Люди могут перенимать и адаптироваться к доминирующим культурным способам выживания», — говорит Зори. «По какой-то причине быть викингом было одним из основных способов выживания и достижения экономического и политического успеха».

С новым подтверждением того, что по крайней мере 442 человека эпохи викингов были генетически разнообразными, исследователи теперь могут расширить свои поиски корней викингов. «Это невероятно большое исследование, но на самом деле в нем всего 450 скелетов», — говорит Байок. «Это большой начальный шаг». Он надеется, что это только начало более широкого рассмотрения генетической истории эпохи.

«Вероятно, генетика более правдоподобна, чем саги о викингах, — добавляет Зори. Но только время и дополнительные исследования, по его словам, могут дополнить картину.

Теперь можно начинать тяжелую работу по осмыслению последствий масштабного исследования и объединению текстовых и археологических данных с новыми результатами ДНК. Нам еще многое предстоит узнать о том, как жили и двигались культурные катализаторы, которых мы называем викингами, и что происходило, когда они искали приключений и влияния. «Миграция всегда была фактором в истории человечества, — говорит Зори. «Там больше материала».

Читать дальше

Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

  • История и культура

Почему этот человек создает доспехи для кошек и мышей?

Художник Джефф де Бур десятилетиями проектировал и изготавливал крошечные доспехи музейного качества. Как он нашел свое призвание? «Все началось с мыши, — говорит он.

Чтобы увидеть неуловимую дикую природу Малайзии, прогуляйтесь среди деревьев

  • Путешествия

Чтобы увидеть неуловимую дикую природу Малайзии, прогуляйтесь среди деревьев

Стальные конструкции и качающиеся мосты, построенные высоко над тропическим лесом, позволяют туристам ненавязчиво наблюдать за местными тапирами, тиграми и печально известными пугливыми приматами.

Полярный вихрь, объяснение

  • Окружающая среда

Полярный вихрь, объяснение

Завихряющаяся масса холодного воздуха, парящая над Северным полюсом, иногда является причиной эпизодов экстремально холодной погоды в Северной Америке.

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эра собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету Почему люди так чертовски одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Подробнее

Апостолы славян – Drive Thru History®

Мефодий и Кирилл

В IX веке в Фессалониках выросли два брата по имени Мефодий и Кирилл, сыновья знатной христианской семьи. Поскольку в Фессалонике поселилось много славян, братья были знакомы со славянским языком региона современной России и Восточной Европы.

Мефодий, старший из двух братьев, был важным правительственным чиновником, который мог говорить по-славянски в рамках своей работы. Позже он устал от общественных дел и удалился в христианский монастырь. Точно так же Кирилл оставил государственную службу и переехал в Константинополь, чтобы стать профессором. Примерно в 860 году Византийская церковь попросила братьев отправиться в качестве миссионеров в то место, которое мы сегодня знаем как Украину.

Мефодий и Кирилл были преданы идее общения на родном языке людей. Всю свою жизнь они боролись с теми, кто видел ценность только в греческом или латыни. Прежде чем они отправились на миссию, Кирилл составил письменность для славянского языка, чтобы он мог переводить Библию и делиться Евангелием со славянским народом. Письмо Кирилла считается предшественником кириллицы, позже разработанной его учениками и названной в его честь.

До Мефодия и Кирилла славянский народ не имел своей письменности. Своими переводами Библии и миссионерской деятельностью братья повлияли на культурное развитие всех славян, разработав первый для региона алфавит. Они продолжали обучать королей, убеждать ученых и противостоять муллам.

Работа братьев была настолько влиятельной, что столетия спустя, когда словацкий народ разработал конституцию, она частично гласила: «Мы, словацкий народ, помня о политическом и культурном наследии наших предшественников… помня о духовном наследии Кирилл и Мефодий… приняли эту конституцию».

В настоящее время кириллица используется для различных алфавитов в Восточной Европе и Центральной Азии. Сегодня, по оценкам, более 250 миллионов человек используют кириллицу в качестве официального алфавита для своих национальных языков, причем около половины из них приходится на Россию. Кирилл и Мефодий, ныне известные как «апостолы славян» и святые-покровители Европы, были огромны, и их наследие живет.