Что выращивали древние славяне: Чем занимались древние славяне ?

Что выращивали древние славяне на полях википедия?

Содержание

  • 1 Возникновение и развитие систем земледелия
  • 2 Орудия труда
  • 3 Культурные растения
  • 4 Годовой цикл сельскохозяйственных работ
    • 4.1 Пахота
    • 4.2 Сев
    • 4.3 Сенокос
    • 4.4 Жатва
    • 4.5 Хранение урожая
  • 5 Примечания
  • 6 Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.
  • 7 Земледелец Древней Руси
    • 7.1 Орудия труда земледельца.
  • 8 Славянские земледельческие обряды.
      • 8.0.1 Похожие статьи:

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 1 июля 2017; проверки требуют

5 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 1 июля 2017; проверки требуют

5 правок

.

Земледелие у славян являлось основой их хозяйства, которое оказывало влияние на славянский календарь, кухню, быт и мифологию. Славяне отдыхали преимущественно зимой (коляда, святки, масленица), тогда как лето было временем жатвы (страда). Славяне занимались земледелием преимущественно для собственного пропитания и оно практически никогда не носило товарного характера.

Возникновение и развитие систем земледелия

Славяне издревле занимались пашенным, подсечно-огневым земледелием. Поле (польск. Pole) под пашню расчищалось с помощью огня, а затем начиналась пахота и сев.

Орудия труда

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты — рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies), из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск. Groch) и репу. В дальнейшем репа у славянских народов была заменена на картофель. От средиземноморских греков славяне заимствовали не только письменность и религию, но и некоторые сельскохозяйственные культуры (свёкла и греча).

Годовой цикл сельскохозяйственных работ

Пахота

Сев

Сенокос

Жатва

Земледельческий цикл завершался в конце лета — начале осени разнообразными праздниками урожая (обжинки, капустник). Месяц жатвы приходился на август и назывался серпень

Хранение урожая

Урожай хранили в житницах (сначала в зерновых ямах, а затем в амбарах и сараях).

Примечания

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Между прочим…

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.   Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот. Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца.

  1. Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса — это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по — другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая — молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды.

  1. Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Земледелие у славян: специфика и преимущества. Для многих культур древнего (и не только) мира характерен экстенсивный путь развития, однако если речь заходит о цивилизациях, которые в популярной литературе принято называть великими, то чаще всего мы имеем дело с интенсивным развитием, то есть качественным преобразованием, использующим внутренние механики.Если говорить о древнеславянской культуре, то очевидно, что наши Предки не стремились к захвату новых территорий, предпочитая получать максимум выгоды от уже имеющихся. Именно поэтому, когда речь заходит о славянском земледелии, логично вспомнить, что такое двуполье и триполье.

Земледелие у древних славян являлось если не основой экономики, то ее базовым элементом, что в целом характерно для любой процветающий культуры древности. Первичная система земледелия славян называлась двуполье и с течением времени она стала использоваться большинством народов евроазиатского континента. Двуполье, как следует из названия системы, представляет собой методику, при которой вся площадь обрабатываемой земли (в рамках компетенции отдельно взятого хозяйства) делится на две равные части. В течение сезона засеивается лишь одна часть площади, в то время как вторая «отдыхает» (она называется «пар»). Но это вовсе не значит, что вторую часть вообще не обрабатывают, ее как минимум вспахивают, добиваясь необходимой структуры почвы, избавляясь от сорняков.

На следующий сезон засеивается та часть поля, которая «отдыхала», и так далее. Подобная система земледелия, используемая древними славянами, позволяла снизить уровень истощения почвы под влиянием антропогенных факторов до минимума. С течением времени двупольная система претерпела некоторые изменения и засеиваемую половину поля также стали делить на две части. Но теперь одну часть засеивали яровыми, а другую – озимыми. Такая методика в еще большей степени повысила интенсивность и как следствие – эффективность земледелия, а также повлияла на развитие сельскохозяйственной отрасли в целом.

Впоследствии (ближе к началу «нашей эры») система земледелия у древних славян (в частности – у восточных) претерпела кардиальные изменения. На смену двуполью пришло трехполье. Это методика обработки земли, при которой доступная площадь делится на три части и лишь одна из частей не засеивается (но вспахивается). Оставшиеся части обрабатываются и засеиваются озимыми и яровыми культурами соответственно. Фактически речь идет о доведенной до совершенства модифицированной двупольной системе. Тем не менее, вплоть до настоящего времени в отдельных регионах используется как двупольная, так и трехпольная методика.

Важно понимать, что обработка земли в жизни славян играла, мягко говоря, существенную роль. Именно поэтому славянское земледелие стало прямым источником методик, которые использовались всеми народами Мидгард-Земли на протяжении тысячелетий. При этом значительно более сложным является вопрос о том, был ли у славян бог земледелия. Чаще всего историки называют Велеса, но в данном случае речь идет о подмене понятий и непрямой аналогии. Велеса, бога мудрости, волхования и времени, иногда в летописных источниках называют «скотьим богом», но глупо трактовать это понятие через прямое значение используемых в нем слов. «Скотий бог» — значит бог шотландцев (как и почему Велес оказался в этом регионе, как стал его покровителем – тема другого разговора). И совсем не зря западная часть Британии до сих пор именуется словом Уэльс, в котором не трудно уловить созвучие с именем Велес.

Так или иначе, но Велеса нельзя назвать богом земледелия, как минимум – не в полном смысле этого слова. В определенных регионах он действительно покровительствовал людям, работающим с землей, но скорее в экзотерическом смысле. С течением времени направленное вырождение верований древних славян, смешение с «мировыми» религиями и прочими культами привело к возникновению самых удивительных и непостижимых обрядов. Так, в частности, появился обряд «осеменения» земли, обряд заплетания колоска «Велесу на бородку» и прочие извращенные ритуалы, которые к изначальной славянской традиции не имеют никакого отношения.

Похожие статьи:

Культура → Дни славянской письменности и культуры традиционно пройдут в Москве

Традиции → Обряды славян

История → Куликовская битва и Куликово поле

Традиции → Славянские заговоры

История → Общинное устройство славянских племен

Земледелие

Пашенное земледелие, давно известное в среднем Поднепровье, на севере распространилось лишь в VIII–X вв. н. э. До этого господствующей формой земледелия было подсечное, или огневое земледелие. Для подготовки участка земли под посев надо было подрубить деревья, выждать, пока они засохнут на корню, затем сжечь сухостой, и тогда прямо в золу, оставшуюся от пожарища, без предварительной вспашки сеяли зерна.

Орудием труда служила большая косуля, соха-суковатка, в которой роль сошника играл толстый, острый, обожженный для крепости сук.

Подсечное земледелие было очень трудоемким и требовало колоссальных затрат труда. Участок выжженного леса первое время давал большой урожай, но по прошествии трех-четырех лет пережженная земля утрачивала плодородие, и надо было браться за другой участок леса. Надо было снова подрубать, валить и жечь деревья, снова браться за примитивный, долотообразный, узколезвийный топор, огниво, соху.

Маленькие размеры поселений также были обусловлены распространением на севере подсечного земледелия. Дело в том, что при частых сменах участков земли требовалась обширная площадь для ведения земледельческого хозяйства. Поэтому селиться огромными поселками, состоящими из нескольких патриархальных семей, как это было у антов в среднем Приднепровье, в лесной полосе было невозможно.

Кроме того, смены участков земли вызывали систематические передвижки населения; северные земледельцы вынуждены были часто переходить с места на место и менять места своего обитания.

Также в общем пользовании находились выпасы, выгоны, луга, «бортные ухожаи», рыболовные участки и охотничьи угодья.

В IX–X вв. изменилась роль земледелия в жизни славян. До того оно было лишь одним из источников добывания средств к жизни, хотя и очень важным. Теперь земледелие превращалось в решающую отрасль хозяйства. В лесной полосе Восточной Европы вместо древнего подсечного земледелия повсюду распространяется пашенное земледелие.

Почему у северных славянских племен так долго сохранялось пережиточное подсечное земледелие? Причина в том, что здесь, на севере, в лесах, длительное время земледелие не играло решающей роли. В Верхнем Поволжье, как и в верховьях сопредельных больших рек, до VIII–IX вв. население вело многообразное хозяйство и занималось скотоводством, охотой, рыбной ловлей, лесными промыслами (бортничество), собирательством (грибы, ягоды, коренья) и земледелием, причем доля последнего в экономике древних обитателей лесов составляла не более, а скорее менее половины. На верховьях Днепра, например, в городищах начала н. э. костей лошадей не обнаружено, а ведь лошадь являлась главной рабочей силой земледельца.

Полевые работы

Земледелие не было в такой степени обусловлено удачей, как промыслы. Оно обеспечивало систематически, из года в год, и только в случае неурожая кормить должны были лес, река, скот.

Тенденция к увеличению важности земледелия в хозяйстве северных славянских племен, проявляющаяся на протяжении VII–IX вв. все отчетливее, приводит к появлению новых орудий труда, земледельческой техники.

Вместо старого топора, имевшего форму долотца с лезвием в 5–6 сантиметров, появляется проушный топор современной формы, серп с большим изгибом сменяет примитивный слабо изогнутый серп, напоминающий искривленный нож, широко распространяются многозубые сохи, выросшие из сохи-«суковатки», представляющие собой стволы ели с очищенными от мелких ветвей сучьями, обрубленными на половину их длины. «Суковатка» – древнейшее пашенное орудие лесного Севера, в которое впервые впрягли лошадь. Появляются рало и плуг на юге и соха на севере. В X веке появляются первые железные сошники на русском Севере. Им предшествовали земледельческие орудия, целиком сделанные из дерева.

Вместе с ростом пашенного земледелия лошадь становится рабочим скотом, и ее перестают употреблять в пищу.

Варение пива

Славяне начинают возделывать новые злаки. В городищах IX–X вв. найдены зерна пpoca, ячменя, пшеницы, овса, гороха. Была известна и рожь. Из корнеплодов выращивали репу, лук, чеснок. Возделывались лен и конопля.

Следующая глава >

Дата публикации:Выращивание

Что ели древние славяне

Картина кулинарных обычаев древних славян – это мозаика из сведений древних авторов и результатов археологических раскопок. В древних книгах мало говорится о том, чем питались славяне много веков назад. «Повесть временных лет» называет среди популярных блюд квас, кисель (овсяный, пшеничный или из отрубей), мёд, хлеб, говядину, дичину.

 Благодаря археологическим исследованиям известно, что источниками пищи древних славян были земледелие, скотоводство, а также рыболовство и охота.

Славяне выращивали зерновые культуры: пшеницу, просо, рожь, ячмень. Они были основой древнеславянской кухни. Также на полях росли бобы, горох, вика (растение семейства бобовых).

По свидетельству византийского автора VI века Маврикия, основными культурами у славян были пшеница и просо. Персидский историк X века Гардизи подтверждает, что в основном славяне выращивали просо.

Способы приготовления зерна тоже были разными. Готовили блюда из размоченных, поджаренных или размолотых зёрен. Кашу варили в печах из муки на воде или молоке. 

Первоначально хлеб выпекался в виде пресных лепёшек на очаге, раскалённых камнях или в печи на глиняных сковородках. Со временем сложился «классический» образ русского хлеба – ржаной хлеб, приготовленный в печи.

Кроме хлеба пекли калачи и пироги на меду из хорошей муки. Блины, которые напоминают солнце, были ритуальным блюдом.

Также славяне выращивали овощи – репу, тыкву, капусту, свёклу, морковь, редьку.

В VIII – X веках сначала балканские, а затем западные славяне стали разводить виноград для христианской церкви.

Авторы древнего мира Маврикий и Иоанн Эфесский сообщают, что славяне владели крупными стадами. По данным археологических раскопок, больше всего в стадах было коров и быков.  Славяне готовили блюда из говядины и молочные продукты, например, творог, сыр. Также содержали свиней, овец, коз ради молока и шерсти.

Во время голода, вероятно, питались лошадиным мясом, но обычно лошадей использовали для возделывания земли и передвижения. Из домашней птицы держали кур, гусей, уток. В «Русской правде» упоминаются птицы, которых либо разводили, либо отлавливали (голуби, журавли, лебеди).

Дополнительными источниками питания были охота и рыболовство. В основном охотились на кабана и оленя, а также на птиц и дикую лошадь. На местах славянских поселений сохранились кости лося, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца. Кабана, лося и медведя добывали ради мяса, а куниц, лисиц и боров – ради меха.

В водоёмах ловили щуку, сазана, судака, леща, сома. Рыбу готовили сразу или сохраняли на зиму: солили, сушили и, вероятно, коптили дымом.

В пищу добавляли соль, масло из молока, мака, льна. 

Славяне готовили напитки из брусники, малины, клюквы, морошки, черники, делали берёзовый сок.

Уже в IX веке был известен хлебный квас, на его основе готовили разные блюда. Это были холодные супы (окрошка, тюря, свекольник), горячие щи и борщ. В квасе варили мясо барана, медведя, свиньи, делали закуски из тёртой редьки с хреном, репы и моркови. Квас был основой и сладких блюд из мёда и ягод. В голодные времена в квас добавляли мяту, чабрец, душицу, липовый цвет, смородиновый лист, таким образом он превращался в «жидкий хлеб».

Славяне занимались бортничеством, то есть разводили пчёл в дуплах лесных деревьев. Гардизи пишет об изобилии мёда у южно-русских славян. Из мёда делали алкогольные напитки с минимальным содержанием алкоголя. Хмельные напитки употребляли только мужчины, причём крайне редко. Например, мужчина в первый раз мог отведать такой напиток только после рождения первого сына.

Добавить комментарий

Раннее славянское одеяние — Славянская суббота

После еще одной недели работы я, наконец, приближаюсь к завершению своего второго черновика/переписывания книги 1 из моей славянской фэнтези-серии. Было проделано много работы, чтобы добавить вторую точку зрения и переработать ее, но я уверен, что эта работа окупится. Тем не менее, в эту славянскую субботу я хотел поговорить об одежде древних славян, а также о людях, описанных в моих книгах. Эта тема отчасти потому, что моя жена Андреа купила мне на день рождения славянскую тунику, и после задержки с доставкой она наконец появилась на этой неделе! Вы можете увидеть его изображение ниже, и я также ношу его в видео в конце этого поста.

(Обновлено за июнь 2021 г.) Примечание. Если вам нравится славянская мифология, ознакомьтесь с Кинжалом на ветру , первой книгой из моей славянской фэнтезийной серии «Хроники изморози». Вы также можете подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы узнавать об обновлениях и бесплатных новеллах (таких как приквел The Rider in the Night ), действие которых происходит в мире сериала.

Я хочу начать с того, что я а не эксперт по одежде. Я провел множество исследований, связанных с моими книгами, и мне удалось понять как можно больше, но региональные различия, технологические изменения и отсутствие исторических записей могут усложнить ситуацию. Как говорится, я сделаю все возможное!

Моя новая туника

Классическим одеянием древнеславянского мужчины была туника из ткани, кожи или шерсти, в зависимости от достатка, времени года и региона. Туника часто доходила до середины бедра или колена, но, в отличие от своих римских и греческих собратьев, славяне обычно носили под туникой штаны из подобного материала. Это имеет смысл, особенно зимой, поскольку многие славянские народы страдают от очень низких температур по сравнению с регионами, граничащими со Средиземноморьем. Из-за этого холода среди мужчин во время путешествий также были распространены плащи из шерсти или меха.

Женщины, напротив, носили туники аналогичного дизайна, но немного длиннее. Их часто можно было считать просто платьем, но они никогда не были достаточно длинными, чтобы касаться земли (по крайней мере, у ранних славян), чтобы не мешать их работе. Они редко носили брюки под платьями, но зимой также носили шерстяные или меховые плащи, чтобы согреться.

Поскольку эта одежда обычно была простой конструкции, она могла быть мешковатой, поэтому вокруг талии повязывался тканевый пояс или веревка. Это было очень важно для тех, кто работал в поле. Использование кос и других инструментов было частью их жизни, и то, что ваша одежда мешала вашей работе или порезалось этими инструментами, было серьезной проблемой. Изготовление шерсти и других тканей занимало много времени. Это делало даже небольшие исправления еще более серьезной проблемой, и некоторые полевые рабочие также использовали солому или кожу, привязанные к икрам, чтобы защитить как одежду, так и ноги. Их ноги часто оставались босиком из-за мастерства, необходимого для создания кожаной обуви, но также часто носили простые сандалии или кожаные сапоги.

Прически также различались, но среди мужчин обычно были более короткие бока и более длинная макушка. Позже Польша прославилась полубритой головой или прической чуприна, когда волосы выбривались над ушами и оставляли очень длинный верх. В отличие от викингов, с которыми славян часто сравнивают, славянские мужчины не отращивали очень длинные волосы, но отращивали бороды. Однако до двенадцати лет мальчики отращивали волосы. Когда им исполнялось двенадцать, это считалось правом перехода к зрелости, и их отец впервые стриг их волосы в рамках ритуала.

У женщин, как и у мужчин, были разные прически. Девушки заплетали волосы до замужества в знак того, что они готовятся к браку. Замужние женщины носили платок или другую одежду поверх волос как традиционный знак того, что она уже замужем. Женщины, полностью распустившие волосы, были редкостью и не одобрялись на публике, хотя богиню Дзеванну (Девану) обычно изображали именно так в знак женской свободы в дикой природе.

Теперь более простая одежда будет заменена во время фестивалей. У некоторых фестивалей есть более специфические небольшие штрихи, о которых я расскажу в других постах, но здесь я коснусь самых важных.

Topienie Marzanny (Утопление Марзанны) и Noc Kupały (Купальская ночь) были двумя такими праздниками, на которых выявлялись самые изысканные наряды. Традиционный мужской наряд во время этих фестивалей был похож на тот, который я ношу на фотографии, в то время как женщины носили самые разные платья. Что еще более важно, женщины также носили цветочные венки/короны, которые сильно различались в зависимости от страны, но были невероятно красивыми (примеры из Польши и Украины). Эти венки были важной частью не только многих свадеб и фестивалей, но и самой мифологии. Они получат целый пост из-за их культурного влияния, но на Нок Купалы, который является старославянским эквивалентом Дня святого Валентина, девушки опускали свои венки в реку. Говорили, что если мальчик находил ее венок ниже по течению, то им суждено было пожениться (и часто так и было).

В моих книгах все это учтено, так как первая книга начинается утром в Топение Марзанны.

Вацлав, первый герой истории, является вторым сыном верховного вождя и его наложницы (второстепенной жены). Из-за этой смеси высшего класса от отца и низшей природы его матери он носит эту классическую праздничную тунику (а позже и обычную рабочую тунику), но не более того. Его штаны из простой ткани, а сапоги из кожи, а его единственное украшение — деревянный символ Макоша, который носится на шее на бечевке.

Отилия, второй главный герой, септуча , шепчущий проводник силы богов. Ее отец — высший жрец в племени, но ее сердцевиной является поклонение двум богиням, которым она служит, Дзеванне и Макоши. Одетая в простое платье пепельного цвета, ее личность исходит из множества костяных амулетов, которые она носит на поясе, ожерелье и запястьях. Даже ее заплетенные волосы украшены костяными талисманами, и все это призвано укрепить ее связь с богинями.

Большинство других персонажей основано на простоте древнеславянской одежды, но это, конечно, фэнтезийная серия, так что вы можете быть уверены, что стиль и магия, как правило, идут рука об руку. Когда для создания чего-либо требуется значительная работа, знание магии, безусловно, может ускорить процесс и позволить создавать более сложные конструкции.

Есть также множество персонажей, которые появятся из других культур, вдохновленных кочевыми кланами, такими как гунны, аланы, будинцы, скифы и сарматы, германские племена, а позже в сериале мы можем увидеть некоторых франков, иранцев/ Персидские/сасанидские и римские влияния. Каждая культура имеет свои уникальные штрихи, и было интересно исследовать как славянские, так и другие.

Вот и все на славянскую субботу этой недели. Обязательно следите за новыми сообщениями на следующей неделе, и если вы не видели полную серию сообщений, обязательно ознакомьтесь с ними.

*Как всегда, небольшая оговорка. Славянская мифология широка и не записана во многих первоисточниках, поэтому существует множество интерпретаций. Интерпретации, которые я использую здесь, взяты из источников, которые я считаю надежными, а также некоторой творческой свободой для моей серии книг.

Русские, евразийские и восточноевропейские исследования

О сборниках русских, евразийских и восточноевропейских исследований

Печатные коллекции

В 2023 году исполнится 120 лет со дня сбора славяноязычных библиотек Колумбийского университета. и 77-й год создания должности славянского и восточноевропейского библиотекаря.

По состоянию на июнь 2021 года в Колумбии было 477 623 записи для русского, евразийского и восточноевропейского родного языка монографий наименований в OCLC. Это составляет 5% от общего объема печатных монографических фондов библиотек Колумбийского университета, представленных в OCLC. Фонды на языках и относящиеся к культурам и странам Центрально-Восточной Европы и разнообразным народам бывшего Советского Союза являются одними из крупнейших и наиболее полных в Северной Америке и ежегодно пополняются примерно на 11 000 наименований.

Представленные географические районы

Славянские и неславянские земли и народы Восточной Центральной и Восточной Европы, а также продолжающиеся народы бывшего Советского Союза и его различных республик, простирающиеся от Беларуси до Сибири и на юг до Средней Азии и Кавказа. Собраны материалы, произведенные как на родине, так и во многих этнических диаспорах.

Языки

Текущие материалы на двадцати восьми языках собираются на регулярной основе, в основном через планы согласования с местными поставщиками. Эти языки: албанский, азербайджанский, белорусский, боснийский, болгарский, хорватский, чешский, эстонский, грузинский, венгерский, казахский, киргизский, латышский, литовский, македонский, монгольский, польский, румынский, русский, сербский, словацкий, словенский, сербский, таджикский. , татарин, туркмен, украинец, узбек. Более шестидесяти языков меньшинств бывшего Советского Союза и Российской Республики — от абазинского до юкагирского — также являются сильной стороной, к которой по возможности добавляются названия.

Армянский язык также активно собирается под руководством библиотекаря Ближнего Востока.

Коллекция рассредоточена по библиотекам системы Колумбийского университета, с наибольшей концентрацией в библиотеке Батлера, библиотеке Эйвери (изобразительное искусство и архитектура), библиотеке социальных наук Lehman (политология, социология и т. д.) и внешнее хранилище используется совместно с Принстонским университетом и Нью-Йоркской публичной библиотекой. Юридическая библиотека Артура У. Даймонда и Библиотека музыки и искусства Гейба М. Винера также содержат значительные коллекции, относящиеся к региону.

Совместное развитие коллекции

Партнерство по совместному приобретению с библиотекой Корнельского университета (известное как «2CUL») позволяет библиотекарю избежать дублирования, расширяя ресурсы, находящиеся в распоряжении студентов и преподавателей обоих кампусов. Соглашения с библиотеками Принстонского университета, Публичной библиотекой Нью-Йорка и библиотекой Гарвардского университета — выдающимися коллекциями ретроспективных и актуальных славянских и восточноевропейских материалов — еще больше расширяют ресурсную базу в Большой агломерации.

Access Networks

Что касается печатных материалов, отсутствующих в фондах Columbia, студенты и преподаватели получают легкий доступ к материалам, доступным за пределами офиса в фондах NYPL, Принстона и Гарварда, а также (через Borrow Direct) к другим замечательным коллекциям, таким как как в Стэнфорде, Чикаго и Йеле. В дополнение к циркулирующим фондам NYPL, доступным для доставки в университетский городок, студенты также имеют бесплатный и открытый доступ на месте к историческим славянским и восточноевропейским фондам Нью-Йоркской публичной библиотеки, которая находится всего в нескольких минутах езды на метро.

Помимо значительных коллекций книг и журналов, библиотеки предоставляют доступ к большому объему электронных ресурсов — текстов, баз данных, библиографий и т. д. — для изучения России, Евразии и Восточной Европы.

Архивные ресурсы

Обширные фонды печатных материалов Колумбийского университета дополняет Бахметевский архив истории и культуры России и Восточной Европы, основанный в 1951 г. Назван в честь Бориса А. Бахметева (ум. 19).51), последний посол Временного правительства России в США и многолетний профессор Колумбийского университета, это второе по величине (после Гуверовского института в Калифорнии) хранилище рукописных, печатных и изобразительных материалов, относящихся к русской и восточноевропейской эмиграции. вне родины. Архив включает в себя более 1000 обработанных коллекций с более чем 1,5 миллионами отдельных предметов, включая письма, документы, рукописи, фотографии, гравюры, вырезки и произведения искусства. Можно выполнить перекрестный поиск архивных материалов на Портале архивных коллекций (http://www.columbia.edu/cu/lweb/archival/)

Историческая справка

За десятилетия до того, как термин «краеведение» вошел в академический лексикон, библиотеки Колумбийского университета имели давнюю традицию сбора материалов на языках мира. В случае с Восточной Европой первым «классом» по славистике могла быть лекция князя Сергея Волконского (ум. 1937) 1896 года «История России и русская литература с 1613 по 1725 год», прочитанная на юридическом факультете во время его турне по США. Самые ранние записи о поступлении в библиотеки на местных языках этого региона мира относятся к 19 г.03, когда Колумбия приобрела значительную коллекцию чешской, польской и русской анархистской литературы.

Истоки постоянной приверженности Колумбии сбору материалов из региона, однако, наиболее точно можно проследить до дара в 1906 году более тысячи томов официальных изданий России государственным деятелем (а в 1905 году — почетным доктором юридических наук Колумбии) Сергеем Витте. (ум. 1915). Витте действительно посетил кампус и библиотеку во время своего пребывания в Соединенных Штатах после переговоров по Портсмутскому договору, положившем конец русско-японской войне.

Вскоре последовали и другие подарки. В 1907 году финансист и известный меценат Феликс В. Варбург (ум. 1937) подарил более 2700 томов русской революционной литературы, изданной в изгнании — в том же году в библиотеке Колумбийского университета была организована выставка антицарских карикатур из первых русских Революция 1905 г.

После создания в 1915 г. кафедры славянского языка выдающимся полиглотом Джоном Дайнели Принсом (ум. 1945) и его протеже Кларенсом А. Мэннингом (ум. 19)72) Славянские и восточноевропейские исследования в Колумбии непрерывно росли, а иногда и впечатляюще, о чем свидетельствует покупка в 1931 году 3600-томной библиотеки историка Александра Преснякова (ум. 1929) из Ленинграда.

Уже в 1919 г. были организованы курсы не только для народов Восточной и Центральной и Восточной Европы, но и для неславянских народов Кавказа и Западной Азии. В этот период произошло дальнейшее расширение диапазона языков и регионов мира, представленных в библиотеках Колумбийского университета.

После Второй мировой войны Колумбийский русский (теперь Гарримановский) институт стал первым в своем роде в Соединенных Штатах. Основатели Института хорошо понимали важность систематического развития библиотечных коллекций, и в 1946 году легендарные ранние директора Джероид Т. Робинсон (ум. 1971) и Филип Э. Мозли (ум. 1972) учредили должность, ныне известную как библиотекарь по русским, евразийским и восточноевропейским исследованиям. Первым, кто занимал эту должность, был известный русский книжник Симеон А. Болан (ум. 19 г.).72).

Параллельно с Российским институтом работал Восточно-Центрально-Европейский институт, основанный в 1954 г. и переименованный в Восточно-Центрально-Европейский центр в 1997 г. , когда он установил более формальные связи с Институтом Гарримана. ECEC остается старейшим академическим подразделением, занимающимся исключительно Восточной и Центральной Европой, в любом крупном академическом учреждении Соединенных Штатов.

Прибытие в кампус в конце 1950-х гг. Эдварда А. Олворта (ум. 2016 г.), которого многие считают отцом изучения народов Центральной (Западной) Азии и Советского Союза в Соединенных Штатах, положило начало интенсивному развитию национальных коллекций. для этих регионов и народов. Columbia продолжает развивать эти холдинги. Обзор имеющихся языков и текущее количество записей см. на странице: https://library.columbia.edu/libraries/global/slavic/nationalities.html 9.0003

Начиная с начала 1960-х, коллекции резко возросли, так как велись обмены с сотнями академических и библиотечных учреждений по всей Восточной Европе и бывшему Советскому Союзу. Федеральные программы, такие как PL-480, еще больше увеличили владения за счет крупномасштабных обменов приобретениями.