Содержание
Поединок пересвета
Извечная война добра и зла
Картина, по которой школьники пишут сочинение в 7 классе, была создана в тяжелейшие для страны годы. В это время шла Отечественная война.
Автор вынашивал идею полотна более 25 лет. А само произведение искусства появилось на свет всего за полгода. Авилов постарался аллегорично через образы героев передать тяжелое положение людей, показать, что бой добра и зла ведется с древних времен. Если исходить из этого, можно предположить, что Пересвет выступает, как прототип Советского союза, который победил в войне. Челубей же — фашистская Германия.
Идея картины будет актуальна всегда. Она показывает, насколько сильным может быть русский народ, если он объединяется. Кроме того, художник хотел показать, что только истинный воин сможет отдать жизнь за Родину, не дрогнув и не отступив.
youtube.com/embed/GSYmHUu0o5A?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Задания для домашней работы
1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.
План рассказа:
- Подготовка рати
- Визит князя к святому Сергию
- Выбор места битвы
- Поединок богатырей
- Атака татар
- Удар засадного полка
- Бегство татар
- Смятение Мамая.
Рассказ о Куликовской битве для 4 класса
Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая.
Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать.
Откликнулись многие.
А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами.
Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.
Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым.
Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.
Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы.
Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения.
После этого началась сама битва.
Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось.
Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин.
Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл.
Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.
Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины.
Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали.
Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.
Начало похода
Мамай заключил союз против Москвы с рязанским князем Олегом Ивановичем и великим литовским князем Ягайло. Великое княжество Литовское незадолго до этого захватило обширные территории Юго-Западной Руси, и его власти опасались того, что московские Рюриковичи могут на них претендовать.
Летом 1380 года Мамай привлёк в своё войско наёмников и двинулся к верховьям Дона, достигнув в августе устья реки Воронеж, где стал ожидать союзников.
- Дмитрий Иванович Донской
Узнав о приближении Мамая, князь Дмитрий Иванович начал собирать войско. На помощь ему устремились представители Серпуховского, Белозерского, Пронского, Тарусского, Оболенского княжеств, а также войска из Полоцка, Друцка, Пскова, Брянска, Костромы и других городов. Хотя власти Новгорода и Рязани официально не поддержали Дмитрия Ивановича, согласно ряду свидетельств, новгородские и рязанские воины в частном порядке присоединились к выступавшему навстречу Мамаю войску.
Перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и встретился с Сергием Радонежским. Игумен благословил князя и предрёк ему победу, хоть и дорогой ценой. Согласно ряду источников, он направил с войском двух своих монахов — богатырей Пересвета и Ослябю.
30 августа 1380 года (здесь и далее даты — по юлианскому календарю) русское войско начало переправляться через Оку. Решение Дмитрия Ивановича выдвинуться настолько далеко навстречу врагу многих обеспокоило.
«И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в городе Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий», — говорится в «Летописной повести о Куликовской битве».
Выдвинувшись навстречу Мамаю, Дмитрий Иванович рассчитывал не дать ордынцам соединиться с силами Ягайло. Его замысел оказался успешен. Узнав о составе русских войск и маршруте их передвижения, литовский князь занял выжидательную позицию.
- Выступление русского войска (Старинная миниатюра)
5 сентября передовые отряды русских войск вышли к Непрядве. На следующий день прошёл военный совет. Великий князь решил придерживаться наступательной тактики — перейти Дон и самостоятельно выбрать место для битвы.
В ночь на 7 сентября началась переправа через Дон основных сил русского войска. Местом для сражения была избрана ограниченная реками Дон, Непрядва и Красивая Меча территория, известная как Куликово поле. Особенности его рельефа были таковы, что русские полки могли не опасаться охвата с флангов ордынской кавалерией. После переправы русские войска столкнулись с ордынской разведкой. Мамай получил данные о подходе сил Дмитрия Ивановича, но помешать русскому войску построиться в удобном месте уже не мог.
Полк Правой руки русского войска возглавил Андрей Ольгердович, полк Левой руки — Василий Ярославский, стоящий в центре Большой полк — московский окольничий Тимофей Вельяминов. Перед Большим полком стоял Передовой. За левым флангом находился резерв, а ещё дальше, в лесу — состоявший из отборной конницы Засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.
- «Битва на Куликовом поле»
Мамай поставил в авангард своего войска лёгкую кавалерию, в центре — тяжёлую пехоту, набранную из генуэзских наёмников, а на фланги — тяжёлую конницу. Темник также оставил резерв. Некоторые историки оспаривают сегодня реальность участия в Куликовской битве генуэзской пехоты, утверждая, что на самом деле в сражении принимала участие только кавалерия.
Численность обоих войск также остаётся объектом научных споров. Средневековые источники оценивали количество воинов в обеих армиях в сотни тысяч человек. Современные учёные считают летописные данные завышенными. Численность войск в наши дни оценивается исследователями по-разному: ордынского — от 10 до 100 тыс. человек, а русского — от 6 до 60 тыс.
На поле Куликовом
Зачастую перед сражением по старинному обычаю из рядов противников выходили воины, которые должны были скрестить оружие первыми. Это был ритуальный поединок, победа в котором одного и поражение другого истолковывалась обеими сторонами как знамение.
Перед началом битвы на поле Куликовом из рядов татарского войска выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению, как пишет «Сказание…» «перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его». Вызов Челубея принял Пересвет, выступив из рядов, он сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!». «Сказание…» повествует о том, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба и скончались.
Однако церковное предание повествует об этом поединке совсем иначе. Пересвет увидел, что у Челубея копье очень тяжелое и длинное, длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не сумев нанести Челубею ни одного удара. И тогда Пересвет отказался от воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на таком расстоянии, что сумеет нанести удар.
Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел ударить так, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, сумел вернуться к своему войску и там испустить дух на руках у товарищей. Погибли оба, но со стороны выглядело так, что Челубей был выбит из седла, а Пересвет победителем вернулся к своим.
Ослябя, по одному из преданий, тоже погиб в сражении. Однако есть и другая версия. Инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Это именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону под березу, где и нашли князя после сражения. Наконец, ряд источников сообщает, что после сражения на Куликовом поле Андрей Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.
Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета
2 вариант
Михаил Иванович написал данную картину в период Великой Отечественной войны. Именно это полотно принесло художнику славу и признание. За это произведение искусства Авилов был награждён Сталинской премией, причём первой степени. Картина передаёт всю серьёзность и напряжённость ситуации. Данное полотно делает акцент на патриотизме.
Давно известно, что русский народ испокон веков отличается особой любовью к своей стране. Никто другой не демонстрировал такой самоотверженности, силы характера и напористости. Воины бьются за благо и свободу народа. Они прекрасно понимают всю серьёзность и готовы стоять до конца.
На картине вниманию зрителя предстают два воина: Пересвет и Челубей. Пересвет в этом бою представляет русский народ, Челубей же монголо-татар
Этот поединок несёт особую важность. Победа достанется только одному представителю, но кто это будет? Факт победы или поражения серьёзно повлияет на боевой дух армии
Одной стороне поднимет, а другой подорвёт, а от состояния боевого духа зависит исход битвы.
Пред нашим взглядом предстаёт сильная и принципиальная борьба. Оба коня стоят на дыбах, никто не собирается отступать. Слишком много стоит на кону. Если посмотреть на лицо Пересвета, можно заметить максимальную сосредоточенность. Он не сводит глаз со своего противника, пытаясь просчитать каждый последующий шаг соперника. Челубея же мы видим только со спины, но по положению его тела можно заметить, как он напряжён и сосредоточен. Челубей не собирается отступать. Монголо-татары привыкли, что они здесь хозяева и они не собираются делиться своей властью.
Пересвет облачён в тяжёлую кольчугу, на его груди виднеется золотой крест. Это говорит о том, что русские люди начинают любую битву только после молитвы. Пересвет полагается не только на свою силу, но и на Божественное вмешательство. Ведь русский воин хочет освободить свой народ от ига.
Бой будет очень серьёзный. Два войска: русские и татары стоят с двух сторон и внимательно наблюдают за развязкой поединка. Каждый хочет, чтобы победил их выдвиженец. Но чем всё кончится?
Автор отлично передал атмосферу того времени, глядя на картину, зритель мгновенно погружается в те времена. И начинает испытывать те же чувства, что и русская рать, которая ожидает, что победа достанется Челубею.
Как известно из истории Пересвет одержал победу. Умелый воин Челубей потерпел первое поражение в своей жизни.
Поединок на Куликовом поле
История создания картины васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Поединок Пересвета с Челубеем (2 фото)
О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.
Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось. Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны
Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны. У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.
От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.
Последствия и значение
Несмотря на то, что ордынское господство над Русью продлится ещё 100 лет после Куликовской битвы (до 1480 года), сражение показало возможность объединения Руси в борьбе с общим врагом.
После победы в битве впервые с захвата русской земли монголо-татарами власть в княжестве была передана по наследству без согласия хана Золотой Орды.
Так, в 1389 году Дмитрий Донской передаёт Владимирский и Московский княжеские престолы своему сыну Василию I.
Монголо-татарский хан Тохтамыш в 1382 году напал на северо-восточные земли Руси и заново заставил Русь платить дань. Но, по мнению историков, крупное поражение на Куликовом поле привело к расколу в Орде.
Золотая Орда уже не имела прежней мощи, а Московское княжество, наоборот, укрепляло свою власть и присоединяло к своим землям в результате походов другие княжества.
Хотя данные историков о потерях расходятся, большинство приходит ко мнению о 20–30 тысяч погибших русских воинах. В числе павших белозёрские князья Фёдор Романович и его сын Иван Фёдорович, тарусские князь Фёдор и Мстислав Юрьевичи, монахи Пересвет и Ослябля.
По поводу войска Мамая историки приводят данные о 90–100 человек и говорят о том, что почти все они были убиты.
Узнайте также про Ледовое побоище.
Поединок Пересвета с Челубеем. Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета»
На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Главные персонажи
Сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», 4 класс
Сама картина
Сочинение по картине
Взглянув на картину Михаила Ивановича Авилова в общем, то стоит обратить внимание на цветовую гамму. Небо хмурое, вокруг с двух сторон трава и воины сливающиеся с ней
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Здесь применены скромные, строгие, сероватые тона характеризуют выдержку, спокойствие войск, их второстепенность именно в данный момент. А вот в центре яркие краски одеяний, обмундирования, энергия действия. Здесь сошлись не на жизнь, а на смерть два воина Пересвет и Челубей. Короткий миг, с продолжением сюжета отражен на картине. Копья противников бьют в щиты друг друга. Но сила удара и ярости каждого из воинов такая, что ничего не может удержать смертоносных копий. Ни щиты, ни кольчуги не выдерживают удара. Копья бьют в воинов. Каждый из них практически слетает с седла лошади. При этом не смотря на то, что картина статичная, в ней очень живо отражены действия. Так головной убор Челубея слетает, гривы и хвосты лошадей развиваются, ноги Пересвета уперлись с силой в стремя. В итоге красками Авилов передаёт главное на картине, а динамикой линий действенность. Картина оставляет очень яркое эмоциональное впечатление, так как не только притягивает взгляд к краскам и действиям, но и заставляет задуматься о том, как же развивались события дальше. Какую ярость и желание защитить свои интересы чувствовали и главные герои картины и воины на втором плане. Картина является ярким и показательным произведением, позволяющим насладиться художественной работой автора, но и подстегивает побольше узнать о историческом событии «Куликовской битве».
Далее хотелось бы привести еще несколько коротких вариантов сочинения по той же самой картине
1 вариант
1 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Картина художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.
2 вариант
2 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Взглянув на полотно художника Михаила Ивановича Авилова , которое полно действенности и напряженного ожидания, чем же все закончится. Ведь здесь взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Художник убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух воинов. При этом Авилов точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска. А вот в центре весьма ярко изобразив схватку Пересвета и Челубея. Картина оставляет очень яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии битвы чуть более, чем мы знали до этого.
3 вариант
3 вариант
Короткое сочинение по картине «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
Произведение художника Михаила Ивановича Авилова действенности и напряженного ожидания, своеобразной развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями. Авилов убедительно передал ощущение высочайшего напряжения эмоций и действий в поединке двух богатырей. Он очень точно и верно выбрал и цвета для картины, чуть оттенив пока на второй план войска, которым еще только предстоит сражаться и центральный план со схваткой Пересвета и Челубея. Холст оставляет очень весьма яркие впечатления и как художественная работа и как полотно заставляющее узнать о событии Куликовской битвы чуть более, чем мы знали до этого.
Описание 2
Где находится куликово поле.
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Сочинения | 8 класс | на тему Описание картины Ю. Ракши «Проводы ополчения»
Картина «Проводы ополчения» написана художником Юрием Ракшей в двадцатом веке на основе исторических событий, относящихся к битве на Куликовом поле. В задуманный художником триптих «Куликовская битва» еще входят картины «Благословение» и «Предстояние».
На картине «Проводы ополчения» мы видим, как ранним, хмурым утром русское войско покидает белокаменные стены города и стройными рядами движется навстречу судьбе и великой победе. Природа как будто грустит вместе с провожающими ополченцев женщинами и детьми, которые страшно переживают за мужчин, что больше никогда не увидят их. Они в напряжённом горе, но понимают, что так надо для Отечества. Особое место на первом плане картины занимает молодая беременная женщина, судя по одежде, княжна. Она страшно переживает за своего любимого и с тоской смотрит вслед уходящей колонне, положив руку на живот, как бы прикрывая ею ещё не родившегося ребёнка, и прижав старшего сына к себе. Вокруг неё люди разных сословий, простолюдины, они все по-своему переживают за судьбу своих мужей, сыновей, отцов: кто-то молится, кто-то в полном отчаянии, их пугает неизвестность, вернутся ли их кормильцы.
Картина «Проводы ополчения» показывает патриотизм русского народа, когда великая победа над врагом является главным смыслом жизни. Она напоминает нам, что наш народ умеет сплотиться в сложную минуту и одолеть любого врага.
5
(196 слов)
2 вариант сочиненияid=»t0″>
Картина «Проводы ополчения» является частью триптиха «На поле Куликовом». Юрий Ракша – талантливый художник. На своей картине он изобразил женщин и детей, которые провожают своих отцов, мужей братьев и сыновей на битву.
На переднем плане картины мы можем заметить жену Д. Донского – Евдокию. Её лицо бледное, она не показывает никаких эмоций, оно сосредоточенно, спокойно. Евдокия провожает взглядом ополчение. Девушка стоит в красивом роскошном платье в оранжевых тонах, можно заметить, что её одежда княжеская. Жена Донского одной рукой держится за живот, наверное, она ждёт ребёнка, а другой – придерживает своего сына, склонившего голову. Мальчик понимает тяжесть положения. Рядом с ними присела маленькая девочка, она собирает цветы, не понимая, что происходит. Правее от неё опустилась на землю молодая девушка. От такого горя она даже забыла прикрыть свою голову. Лицо этой девушки выражает страдание. Позади неё стоит женщина, которая молится. Скорее всего, она просит Бога защитить её родных в бою.
На среднем плане картины изображена женщина в возрасте, она стоит в чёрном платье, выражающем её скорбь. Она не показывает народу свои переживания. Сзади женщины стоит старик с посохом, скорее всего, он даёт наставление уходящим воинам.
На заднем плане картины мы видим ополченцев. Они стоят в строю с поднятыми копьями. Лица воинов не различимы и немного размыты. Среди бойцов можно заметить всадников на конях. Позади них изображена белокаменная крепость с тёмными башенками. За крепостью расстилается ясное небо с голубыми облаками, течёт ярко-синяя река.
Вся картина нарисована в ярких красно-оранжевых тонах. Красный – цвет крови. Автор хотел передать этим то, что приближается беда. Все цвета, используемые в картине, символичны. Ю. Ракша – очень талантливый и уникальный художник. Картина «Проводы ополчения» передаёт зрителям тревогу, страдание. Мне понравилась эта картина. Художник смог передать настроение людей в те времена.
5
(277 слов)
Поездка в Россию. День 8. По Золотому кольцу через Переславль-Залесский к поезду Москва-Санкт-Петербург
Последнее утро нашего путешествия по Золотому кольцу было в Переславле-Залесском, старинном русском городе примерно в 140 км к северо-востоку от Москвы. Он был основан тем же князем Юрием Долгоруким и в то же время, что и Москва.
В 1374 году здесь проходил важный съезд русских князей по случаю крещения сына Дмитрия Донского Юрия. Церемонию возглавил настоятель Русской земли преподобный Сергий Радонежский. На этом съезде было принято важное решение о борьбе с монголами. Вскоре последовала битва на Куликовом поле, положившая конец 200-летнему гнету монголо-татар. Эта история чем-то напоминает мне финальную сцену «Крестного отца», когда Майкл Корлеоне становится крестным отцом сына Конни.
В XVI веке, путешествуя по святым местам, жена Ивана Грозного, царица Анастасия Романовна, родила здесь царевича Федора, который станет последним царем из династии Рюриковичей.
Наш домик, где мы остановились на ночь, находился в селе Пригородное, примерно в версте к северу от Переславля. Сергей и Таня нашли в этом лесном массиве комплекс новостроек, очень уютных новых домов.
Мы с Томом проспали туманную часть утра, а Таня и Сергей решились на утреннюю прогулку и сделали несколько снимков.
Говорят, мы не много потеряли. Территория была плотно обнесена высокими сплошными заборами на каждом шагу. Вероятно, недавно разбогатевшие русские люди защищают свою частную жизнь и собственность в районе, который в настоящее время не известен своим богатством.
Том, вооружившись рассказами о наших путешествиях по Сергиеву Посаду, Ярославлю и Ростову Великому, заметил:
— Все в России хотят иметь свой кремль.
Снаружи этот дом выглядит крошечным. Внутри лабиринт комнат, лестниц, балконов. Плюс баня.
Переславль-Залесский расположен на берегу Плещеева озера. Озеро огромное — его площадь составляет 50 квадратных километров. По-английски его название было бы чем-то вроде Splashing Lake. Причина названия в том, что из-за разной глубины — от нескольких сантиметров до 25 метров — вода издает характерные плещущиеся звуки.
Озеро славится пресноводной сельдью — ряпушка или ряпушка, которая в XV-XVII веках подавалась к столу московских великих князей и царей. Она называлась «Королевская сельдь». Существовал даже обычай после коронации наследника престола подавать блюдо из переславской селедки. Так что естественно ряпушка на официальном гербе Переславля-Залесского.
Дорога до озера от места, где мы остановились, заняла около двух минут. Погода в тот день была замечательная. Не жарко, не холодно, не ветрено, не дождливо, не слишком солнечно — просто идеально.
Как и каждый день в этой поездке, мне хотелось остаться здесь подольше и, может быть, устроить пикник на берегу Плещеева.
В период расцвета сюда неоднократно приезжали на охоту и паломничество русские цари Василий III и Иван Грозный.
Район сильно пострадал во время монголо-татарского нашествия. Говорят, Переславль-Залесский сгорел за эти двести лет не менее шести раз.
Город был еще раз разрушен в Смутное время, а затем почти полностью восстановлен.
В конце XVII века Переславлю суждено было стать колыбелью русского флота, когда юный Петр Великий построил здесь свою первую, «потешную» флотилию. Но об этом чуть позже.
Вот и переславское чудо из чудес — Синий камень. Огромный валун весом около 12 тонн, сидящий у подножия Александровской горы, действительно имеет голубой оттенок. Вероятно, он был занесен сюда ледником во времена ледникового периода.
Но, конечно же, вокруг него ходит легенда. По-видимому, в IX-X веках валун был частью древнего храма в Клещинском могильнике в одном из местных оврагов. Ему поклонялись и использовали как алтарь для жертвоприношений.
С приходом православия церковь решила, что валун является символом языческого «бесовского» мракобесия. При том, что в 17 веке местный священник приказал ее похоронить. Через короткое время камню удалось вновь всплыть на поверхность — вероятно, благодаря грунтовым водам. Его поклонение возобновилось.
Спустя столетие, во время очередной попытки избавиться от валуна, духовенству пришла в голову идея использовать его в фундаменте церкви. Зимой того же года, когда камень везли по ледяному озеру, он выпал из саней, пробил лед и затонул. Все пришли к выводу, что камень самоуничтожился.
Через несколько десятков лет камень стал появляться над водой, довольно быстро приближаясь к берегу. Люди были поражены, увидев, что с каждым годом камень приближался к берегу, и в конце концов занял свое нынешнее положение на суше.
Говорят, если встать на камень и загадать желание, оно обязательно сбудется. Если на него сесть, уйдут болезни, особенно женские. Чтобы это произошло, здесь нужно привязать ленточку.
До камня можно легко добраться пешком без лодок. Но теперь, благодаря усилиям местных предпринимателей, есть плата за исполнение желаний и избавление от бед.
На северной стороне Плещеева озера находится Никитский монастырь, один из древнейших в России. Построил ее князь Борис, сын князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. Святой, в честь которого назван монастырь, имеет долгую и сложную историю, похожую на историю Леви Матфея, — от грубого мытаря до мученика.
По сравнению с другими скитами и монастырями в нашей поездке дресс-код в Никитском монастыре был особенно строгим. Женщинам здесь полагалось покрывать не только голову, но и ноги. Таня снабдила нас головными уборами, а у ворот нам дали черные тряпки, чтобы обернуть их вокруг талии.
Это Собор Великомученика Никиты — главный собор монастыря. Он был построен здесь в 16 веке по приказу Ивана Грозного. Средний купол настолько огромен, что другие, довольно большие, издалека кажутся маленькими.
В последующие века деревянный собор многократно перестраивался. Его южный придел — храм, построенный Василием III, первая каменная постройка монастыря. Его вершина была добавлена при строительстве нового большого собора.
Последняя трагедия случилась совсем недавно, в конце 1980-х годов, когда внезапно рухнул средний купол. Сейчас собор полностью функционален. Мы зашли внутрь.
Правила фотографирования в русских церквях, как правило, строгие, но здесь они действительно ужесточились. Как только охранники видят камеру на вашей шее, они следят за каждым вашим шагом. А так как внутри темно, вспышка может легко сработать. Если это произойдет случайно, местные бабушки сожрут вас вместе с костями. Их мысль такова: мы тут молимся, а вы бесов втягиваете. Борьба с ними не для слабаков.
Не рискуя драться, я даже не прикоснулся к своему телефону, когда был внутри. Таня, с другой стороны, обладает невероятным талантом, который я бы назвал «стрелять от бедра». С ангельским лицом, полным внимания, она ходила, разглядывая картины на стенах и потолке. Ее камера низко и неуместно висела у нее на груди, и… ее палец безостановочно двигался по кнопке спуска затвора. Невероятно, целилась она или нет, но все ее снимки получались фантастическими.
Рядом с главным собором находится большая трапезная с Благовещенской церковью, построенной здесь где-то в XVI веке. Говорят, во время своего первого посещения этих мест Петр I останавливался в западных комнатах второго этажа палат.
Особенно интересны оконные рамы второго яруса — я этого не замечал, пока Сергей не указал — они все похожи, но отличаются в деталях.
В трехъярусной звоннице над въездными воротами монастыря находится Храм Архангела Гавриила. По российским меркам он относительно новый — построен в 19 веке и внешне отличается от остального монастыря. В тот день бело-голубая башня на фоне голубого неба с белыми облаками выглядела волшебно.
Табернакальная звонница, старшая из двух, примыкающая к трапезной между Никитским собором и Благовещенской церковью, стоит здесь с XVII века.
Район Переславля-Залесского в целом и некоторые места здесь, такие как Синий камень и Никитский монастырь в частности, считаются так называемыми местами силы, одним из тех мест, где, как говорят, существует особая энергетика.
Таких мест полно по всему миру. Самое известное, что приходит на ум, это египетские пирамиды. Их много в Тибете и Индии.
Обычно места силы связаны с важными историческими событиями или религиозной деятельностью и становятся местами паломничества. Люди, попав в эти места, так или иначе чувствуют себя эмоционально взволнованными.
В России многие православные храмы расположены в местах силы, на местах прежних языческих славянских капищ. Туда тянутся люди за какой-то духовной силой, внутренним очищением, переосмыслением или просто избавлением от накопившегося стресса и поиском умиротворения. Творческие личности утверждают, что вдохновляются там и придумывают новые идеи.
Эта маленькая часовня — центр силы в месте силы. Чтобы попасть внутрь, нужно отпустить мысли, не разговаривать, соблюдать местные правила и ритуалы.
Монастырь назван в честь преподобного Никиты Столпника, жившего здесь в 12 веке.
Легенда гласит, что после того, как молодой Никита женился, он вел далеко не добродетельную жизнь. Работал сборщиком налогов. Он угнетал бедных, обманывал богатых, брал взятки, накапливая богатства.
Внезапно, после церковной службы, на которой он утверждал, что видел Бога, он понял, какой ужасной жизнью он живет. Он оставил свой дом, свою семью, свое богатство и пришел в этот монастырь. В ходе своего покаяния он стал редким образцом самоотверженности и духовного подвижничества. Закованный в тяжелые железные цепи, он заперся в уединенной каменной колонне и оставался там день и ночь в труде и молитве.
Однажды двое мужчин пришли в монастырь за благословением. К тому времени железные цепи Никиты так заблестели от постоянной носки, что двое мужчин приняли железо за серебро. Они убили и ограбили монаха.
За старой звонницей, в глубине монастырского двора, стоит каменная часовня. Он был построен в 18 веке на месте столба преподобного Никиты.
На одной из стен засела в памяти надпись: «Не суди ближнего твоего: грех его известен тебе, покаяния его нет».
По преданию, за подвижническую жизнь и покаяние Бог дал Никите дар исцеления. Молва о необыкновенном преподобном Никите и его чудесах распространилась повсюду. Отовсюду к нему стали приходить богатые и бедные за советом или лекарством. Сюда до сих пор едут люди со всей страны в надежде исцелиться и найти правильный путь.
Из монастыря мы поехали на другую сторону Плещеева озера и припарковались у подножия горы Гремяч. Виды на озеро, церкви и прибрежную деревню с его вершины захватывали дух.
Это еще одно важное место в истории России.
В конце XVII века молодой Петр Великий, еще не ставший Великим, выбрал Плещеево озеро для постройки своей «потешной» флотилии, ставшей впоследствии основой настоящего русского флота.
За неимением подходящего дома будущий царь жил в настоятельских покоях Горицкого и Никитского монастыря, а его верфь располагалась в самом Переславле. Позднее Петр с помощниками и корабелами перебрался в более удобное место, чтобы спустить корабли со стапелей прямо на озеро.
Здесь, на горе Гремяч, Петр построил «потешный» дворец, хозяйственный двор, кузницы, кухни, церковь. Маленькие корабли строились на хозяйственном дворе, большие на лугу у озера. После готовности корабли были отправлены в пристань у берега. Здесь было построено более сотни больших и малых кораблей, в том числе 30 пушечных фрегатов, прежде чем в Переславле состоялись первые совместные маневры армии и флота.
Вскоре Плещеево озеро стало Петру тесно, и он переехал в Архангельск, чтобы строить настоящий боевой флот. Тогда у России был выход только к Белому морю. Его первые, «потешные», корабли остались в Переславле. Но царь всегда помнил труды своей юности, много лет спустя, в блеске своей славы, он снова приехал сюда.
Петр вернулся в Переславль за несколько лет до своей смерти и обнаружил, что флот находится в плачевном состоянии. Разгневанный царь написал «Указ переславским воеводам», требуя охранять остатки кораблей. Несколько десятков лет царский указ соблюдался, но потом случился пожар, уничтоживший большую часть города и кораблей. Чудом уцелела лодка под названием «Фортуна», которую, по легенде, построил сам Петр. Эта деревянная лодка, рассчитанная на пять пар весел, единственный оставшийся корабль «потешной» флотилии Петра Великого на Плещеевом озере, является центральным экспонатом музея.
Перед музеем, в котором хранится оригинальная лодка, стоят настоящие кованые якоря конца XVII века, оставшиеся от больших кораблей «потешного» флота, и памятник Петру Великому и русский флот.
Средства на музей собрали переславские дворяне. Вот он стоит с четырехколонным портиком и шпилем на том самом месте, где когда-то располагался Петровский дворец.
Рядом с музеем была служба, которая предоставила вам старинные костюмы для фотографирования перед музеем. Люди тщательно одевались. Мы решили отказаться от этого.
Вместо этого мы воспользовались соседней бесплатной услугой — просуньте свое лицо в дырку над телом Петра и сфотографируйте его сами.
Последний взгляд на озеро, и мы снова в пути в Москву.
Некоторое время за окном открывался вид на Золотое кольцо: церкви, деревни, домашние животные.
Постепенно сельские пейзажи стали более пригородными.
А потом, Таня, пришлите мне фильм, который она сняла о нашем четырехдневном путешествии по городам Северной России. С тех пор я смотрел его так много раз. Спасибо, Таня! Как жаль, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
После очередного столкновения с пробками наши две машины разделились. Таня и Сергей отправились домой, так как впереди у них была обычная рабочая неделя. И мы вошли в Москву самостоятельно.
Мы прошли мимо знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница, все еще держащей высоко в небе серп и молот». Моя личная ассоциация с ним — ощущение, что скоро выйдет хороший фильм. Эта скульптура стала логотипом киностудии «Мосфильм» и появляется на экране перед каждым фильмом. И Мосфильм снял немало фантастических фильмов.
Мы проезжали мимо дома, где Антон провел первые месяцы своей жизни, когда я еще была замужем за его отцом. Сейчас в этом многоквартирном доме живет его бабушка по отцовской линии Грета.
В Москве мы задержались недолго. После часового сна, даже не приняв душ, так как в отцовской квартире еще не было горячей воды, мы направились на Ленинградскую станцию, кстати, самую старую из девяти московских вокзалов.
Мы направлялись в Санкт-Петербург.
Сейчас ходят скоростные поезда «Сапсан», которые могут доставить вас из Москвы в Питер, как его сокращенно называют, за четыре часа. В короткие сроки мы не смогли достать билеты на Сапсан, поэтому взяли ночную традиционную Красную стрелу, как в старые добрые времена.
Я был очень рад, что мы едем ночью — я люблю поезда. К сожалению, нам пришлось путешествовать в разных купе. Мы с девочками сидели в одном, а Том в соседнем.
Обычно люди легко меняются местами, когда видят, что группа разделилась. Но женщина в нашем купе категорически отказывалась двигаться. Перед сном мы провели некоторое время в купе Тома с его соседями. Они были очень милы, и мы быстро подружились. Лиззи до сих пор общается с этим мальчиком.
Шарлотта заняла нижнюю койку и легла первой.
Мы с Лиззи были на первых местах.
Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А. Блок * Анализ произведений
Поделиться
Пин
Твитнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Центральным является цикл «На Куликовом поле», состоящий из пяти стихотворений, связанных общей темой. стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными ему блоковскими поэтами и прозаиками, но все признавали в нем удивительное отражение действительности через связь с историческим прошлым России.
История создания
Цикл стихов «На поле Куликовым» написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, в воздухе витает предчувствие надвигающихся волнений. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысливает исторические события и проводит аналогии между ними и современностью. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной России, смуты, которые он предчувствует и уже прошедшие. Он беспокоится о будущем страны и предчувствует вторую волну революции.
Поэт был очень образованным человеком, прекрасно знал историю своей страны, поэтому часто писал стихи и поэмы по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его работы о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.
Жанр, направление и размер
Жанр цикла — лироэпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. Более того, текст является аллюзией на Россию того времени.
Весь цикл написан ямбом, однако используются пятистопные, шестистопные, двухстопные и трехстопные ямбы, такой ритм придает динамику повествованию. Станцы состоят из четырех строк. Используются как точные, так и неточные рифмы, мужские и женские клаузулы чередуются между собой. Перекрестная рифма также присутствует.
Образы и символы
Весь цикл пронизан символами, отражающими беспокойное настроение, царившее в России в 1908 году. Степная тропа, по которой солдаты скачут на поле боя, является символом метафорического исторического пути, по которому следует Родина. Как воины идут в бой, так и страна идет к новой революции и гражданской войне.
Изображение жены интерпретировать не так просто. Уже в первой части цикла Блок вместо классического сравнения «Россия-матушка» сравнивает Россию с женой. Но это не жена в нашем обыденном понимании, а отсылка к раннему творчеству поэта и к соловьевским представлениям о сакральной женственности. Это подтверждается наличием цитаты самого Соловьева перед заключительной частью цикла. Через весь цикл проходит образ некой жены, которой предстоит оплакивать лирического героя после битвы. Так, заключительную фразу второго стихотворения можно понимать буквально, то есть «вспомни меня после, жена», и как «вспомни меня, Россия». Третье стихотворение полностью посвящено образу красивой женщины. Это может быть как соловьевский святой, так и образ России.
Через весь цикл также проходят символов тумана и тумана . Они указывают на неизвестность и тревогу, давно охватившую родину.
Степная кобыла — Это водоворот событий, затягивающий людей в бой. Это неумолимая судьба, которая несется, не разбирая дороги. В этом образе выражена сама стихия войны.
Лирический герой — воин , который бросается защищать свою родину от татаро-монголов. Является ли герой отражением самого Блока или же это просто абстрактный персонаж, необходимый для передачи основных мотивов поэмы, точно неизвестно. Поэт оставляет этот вопрос воображению читателя.
Итак, главные герои неразрывно связаны между собой. Жена и муж – это семья, узы которой священны и вечны. Так русский человек навеки связан со своей землей.
Темы и настроения
Все стихотворение приводит читателя в чувство тревоги, в ожидание чего-то нехорошего, кровавой битвы. Блок разочаровался в событиях 1905 года, увидел человеческую жестокость и понял, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, когда была написана поэма, люди признали факт приближающейся мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неопределенностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.
- Основная тема произведения патриотизм . Герой готов сражаться за свою родину, защищать ее ценой собственной крови. Он любит ее так же ревниво и нежно, как свою супругу, и намерен защищать ее так же упорно, как семейный очаг.
- Автор также рассказывает о красоте и богатстве стране сравнивая ее с женщиной неземной красоты. Она здорова, мощна и плодовита, в ее теле живет сильный и мятежный дух. Ее богатая натура, ее бесценные дары, ее пленительные чары посвящены ее мужу — защитнику, который отвечает земле пылкой любовью и преданностью.
- Тема войны также занимает не последнее место. Автор показывает священную битву, которую можно считать только обороной. Враги пришли на Русь, и весь ее народ поднялся в святом порыве — освободить свою Родину. Это кровопролитие — жертва на алтаре любви.
- Кроме того, поэт приподнимает завесу прошлого, говоря об исторической памяти . Мы должны помнить мужество и отвагу наших предков: они отстаивали свое будущее, ставшее нашим настоящим.
- Еще одна важная тема предчувствие перемен . Как мы помним, основной версией причины Куликовской битвы является восстание русских против монголо-татарского ига. Страшная расправа того времени предшествовала положительным переменам и положила начало освободительной борьбе русского народа против захватчиков. Это значит, что то, что предвидит поэт, может принести людям долгожданное решение насущных проблем.
Идея
Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве не для того, чтобы воспитывать людей в духе воинского патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание новой кровавой битвы, которая может предшествовать переменам. Такой намек на современность был высоко оценен современниками Блока.
Автор, несомненно, не хочет борьбы, но понимает, что иногда без нее не обойтись. Так было и на Куликовом поле, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Иногда война является стихией, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Это просто неизбежно, но в горячке боя нужно защитить того, кто не может за себя постоять — прекрасную, родную и любимую Россию.
Средства художественной выразительности
Цикл «На Куликовом поле» просто изобилует интересными метафорами, и все они служат для создания атмосферы тревоги: «наш путь пронзил нашу грудь», «закат в крови», «века тоски» и так далее.