Кто является основателем москвы: Кто является основателем Москвы? — ответ на Uchi.ru

Содержание

Москва

Кто является основателем Москвы:
Юрий Долгорукий
Ярослав Мудрый
Иван Грозный

 

Что изображено на гербе Москвы:
Двуглавый орёл
Георгий Победоносец
Медведь

 

Что называют символом нашей Родины:
Театр зверей им. Дурова
Цирк на Цветном бульваре
Кремль

 

Как называется главная площадь Москвы:
Красная
Малиновая
Оранжевая

 

Что находится на Красной площади:
Большой театр
Храм Христа Спасителя
Храм Василия Блаженного

 

Укажи, что в руках у всадника на гербе Москвы:
щит
копьё
меч

 

Вспомни, когда была основана Москва:
более 1000 лет назад
более 1500 лет назад
более 850 лет назад

 

Отметь имя всадника на гербе Москвы:
Георгий
Юрий
Владимир

 

Обозначь количество улиц и площадей Москвы:
около 8000
около 2000
около 4000

 

Выбери достопримечательность Москвы, которая не относится к учреждениям культуры:
Большой театр
улица Арбат
цирк на Цветном бульваре

 

Сколько всего башен окружают Кремль:
20 башен
13 башен
23 башни

 

На какой башне находятся Куранты:
на Троицкой башне
на Спасской башне
на Боровицкой башне

 

В каком заведении культуры дети могут увидеть животных:
в цирке
в Третьяковской галерее
в Большом театре

 

Какое звено пропущено в цепочке: Кремль деревянный – Кремль … – Кремль кирпичный:
мраморный
гранитный
белокаменный

 

Какой музей находится в Москве:
Оружейная палата
Эрмитаж
Кунсткамера

 

Что находится на Красной площади:

Храм Христа Спасителя

Большой театр

Храм Василия Блаженного

 

Что находится в Кремле:

Третьяковская галерея

Резиденция Президента России

Колокольня Иван Великий

 

Самая высокая башня Кремля:

Никольская

Троицкая

Спасская

 

Укажи второе название Храма Василия Блаженного:

Архангельский собор

Покровский собор

Успенский собор

 

Что НЕ относится к достопримечательностям Московского Кремля:

Большой театр

Спасская башня

Арсенал

 

Деловой центр города, представленный футуристическими современными высотками:

Москва-город

Москва-Сити

Москва-центр

 

Православный кафедральный храм, подаренный городу в память о победе в Отечественной Войне:

Иоана Богослова

Серафимы Казанской

Христа Спасителя

 

Наиболее древний монастырь Москвы для представительниц слабого пола:

Новоженский монастырь

Новодевичий монастырь

Новодевушский монастырь

 

Церковь Вознесения находится в:

Мажайском

Раменском

Коломенском

 

Один из основных храмов католиков в Москве:

Собор Порочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

 

Здание 17 столетия, выполненное из древесины, располагается в Коломенском Парке:

Коломенский дворец

Царский дворец

Святой дворец

 

Дворцово-парковый комплекс, занимающий площадь в сотню гектар:

Музей-заповедник Борисово

Музей-заповедник Зотчий

Музей-заповедник Царицыно

 

Образец архитектуры 17 столетия на Таганке:

Крутицкое подворье

Крутицкое жилище

Прутицкое подворье

 

Ключевая балетная и оперная сцены нашей страны в различные эпохи:

Малый театр

Большой театр

Средний театр

Библиотека Ф.

М. Достоевского — 870 лет назад, 4 апреля 1147 года, Москва была впервые упомянута письменно. Первое упоминание о Москве на страницах Ипатьевской летописи относится к 6655 году от сотворения мира, когда суздальский князь Юрий Долгорукий встречал здесь своего союзника новгород-северского князя Святослава Ольговича. Святослав находился в Смоленской земле, когда к нему прибыли посланники Юрия Долгорукого со словами «…приди ко мне брате в Московъ». Свидание же князей состоялось в Москве, которая к тому времени уже существовала как поселение с таким названием, в пятницу «Въ день пятокъ на Похвалу святеи Богородици», — в 6655 году от сотворения мира этому дню соответствует дата 4 апреля, а сам год при переводе на Юлианский календарь (6655 – 5508) превращается в 1147 год. На другой день после приезда гостей состоялось обильное пиршество, по образному выражению летописи «обед силен», где князья обменялись дарами и договорились о взаимной помощи. При всей своей краткости первое известие о Москве позволяет сделать некоторые выводы о существовании здесь богатой княжеской вотчины с прилегавшими к ней селами. Пир, или как сказано в летописи «обед силен», устроенный князем-хозяином в честь гостей, и общее веселье, о котором сообщает летопись, не вяжутся с представлением о маленьком, захолустном местечке, где нечем было угостить и встретить почетных гостей. Для того, чтобы представить, как же выглядело место будущего города до приезда сюда князя Юрия Долгорукого, нам придется вспомнить легенды о боярине Кучке, дошедшие до нас в повестях о начале Москвы XVI—XVII веков. Интересный рассказ об этом событии содержится в повести озаглавленной «О зачале царствующего града Москвы»: «В лето 6666 (1158) года ехал князь Юрий из Киева во Владимир к сыну Андрею и наехал по дороге место где теперь град Москва по обе стороны реки. Стояли тут села, а владел ими некий зело богатый боярин, имя ему Кучко Степанов. Тот Кучко встретил великаго князя зело гордо и недружелюбно. Возгордился зело и не почтил великого князя подобающею честью, а к тому и поносил ему. Не стерпя той хулы князь повелел того боярина ухватить и смерти предать. Так и было. Сам же князь Юрий взыде на гору и обозрев с нея очами своими по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби села оные и повелел вскоре сделать град мал деревян, по леву сторону реки на берегу и прозвал его званием реки Москва град». Эта запись содержит множество противоречий: к примеру, в 6666 (1158) году Юрия Долгорукого уже не было в живых, но само предание о насильственном переходе боярского владения в собственность князя Рюриковича, видимо, основано на каком-то историческом событии, удержавшемся в народной памяти. По всей видимости, «Кучково» – топоним от личного имени или прозвища боярина Кучки (Кучко), владевшего здешней вотчиной. В повести о начале Москвы упоминаются и его сыновья – Кучковичи, служившие впоследствии сыну князя Юрия Андрею Боголюбскому. В летописи один из них упоминается, как участник заговора против Андрея Боголюбского. Возможно также, что поселение, именуемое изначально Москвой, получает второе название «Кучково» от имени княжеского наместника, не владевшего, а лишь управлявшего им. Многие вопросы из того далекого времени остаются для ученых загадкой. Само слово «Москов» до сих пор является предметом спора специалистов. Среди многочисленных версий объясняющих название города от протекавшей здесь реки, заслуживает внимания исследования лингвистов Г.А.Ильинского и П.Я.Черныха. Они доказывают, что в глубокой древности существовало общеславянское слово с корнем «моск». что значило «быть вязким, топким». В русском языке к словам с этим корнем относились «москоть» с производным «москотильные» (влажные). Отсюда же «мозглая», «промозглая» (сырая, дождливая) погода. Отметим, что реки со сходными названиями протекают и в западных славянских землях: Москава в Польше, Московка (Московица) в Белоруссии. Таким образом Москва (первоначальная Москы), если следовать теории Черныха, — происходит от древнеславянского «влага». Интересна и теория языковеда В.Н.Топорова занимавшегося исследованием гидронимов восточной части Волго-Окского междуречья. Словообразовательная модель «Москы» у исследователя вызывает близкие балтийские ассоциации совпадающие по значению названия: болотистая, слякотная река, сырая местность. Для того, чтобы определить как же назывались первые жители будущей столицы нам придется обратится к трудам Е.А.Левашова, изучавшего патронимические названия по письменным источникам. Исследователь предполагает, что привычная для нас форма «москвичи» появилась задолго до Юрия Долгорукого. Именно так звались славянские поселенцы на берегах Москвы-реки. В летописях это слово впервые встречается при рассказе о нападении на город Батыевой орды в 1238 г. А в самом раннем названии жителей «града» засвидетельствованным летописью под 1176 годом, они именуются московляне. Вернемся ко времени возникновения города. И летописи и позднейшие предания считают основателем Москвы суздальского князя Юрия Долгорукого «князь великий Юрий Володимеричь заложи град Москву на устиже Неглинны выше реки Аузы». Тверская летопись относит это событие к 1156 году. Однако более ранняя Ипатьевская летопись сообщает о пребывании Юрия Долгорукого зимой 1155/56 и летом 1156 года в Киеве. Эти противоречия долгое время вызывали споры ученых. Одни считали неверной дату сообщенную Тверской летописью, а другие имя князя и приписывали строительство крепости Андрею Боголюбскому. Между тем свидетельство Ипатьевской летописи не опровергает возможного приезда князя в Суздальскую землю, поскольку не содержит данных о том, что весь 1156 год Юрий Долгорукий оставался на юге. Таким образом, фактическая дата основания города Москвы, а также имя его основателя могут быть установлены лишь весьма приблизительно, а говорить мы можем лишь о дате первого письменного упоминания о городе, и дата эта – 4 апреля 1147 года по Юлинскому календарю (или 11 апреля по Григорианскому календарю) Использованы материалы «Археология России»

Библиотека Ф.М. Достоевского is on Facebook. To connect with Библиотека Ф.М. Достоевского, join Facebook today.

Библиотека Ф.М. Достоевского is on Facebook. To connect with Библиотека Ф.М. Достоевского, join Facebook today.

PreviousNext

Путеводитель по городу | Реальная Россия – Реальная Россия

Направления

Москва

Официальная столица России и Третий Рим

Официальная столица России и штаб-квартира российского правительства, Москва считается политическим и религиозным центром страны. В городе самая высокая плотность миллиардеров, он является самым густонаселенным городом в мире и может похвастаться шестью из десяти самых высоких зданий Европы.

Москва по-прежнему является крупным туристическим направлением в Европе, которое стремительно растет из года в год, увеличившись с 12,8 миллионов посетителей в 2010 году до примерно 23,5 миллионов посетителей в 2018 году. В городе проживает более 11 миллионов человек, и он естественным образом вырос вокруг Река Москва.

 

История Москвы

 

 

Москва пережила долгую бурную историю и бесчисленное количество раз доказывала, что пережила большие несчастья. Несмотря на это, город также переживал времена великого процветания, даже там, где мало что казалось возможным.

Раннее начало: XII век

Первое официальное упоминание о Москве относится к 1147 году как место встречи Юрия Долгорукого (князя Рюриковичей, а затем великого князя Киевского) и Святослава Ольговича (князя Новгородского). Этот небольшой город был укреплен в 1156 году деревянной оградой и рвом, который вскоре после этого был сожжен дотла Золотой Ордой. В 1260 году город унаследовал Даниил (сын Александра Невского) в молодом возрасте, а его дядя Ярослав Тверской исполнял обязанности смотрителя, что в конечном итоге привело к борьбе за власть между княжествами, когда Даниил стал правителем вместе со своим братом Дмитрием (великим князем Владимирским). помощь.

Становление Великого княжества: XIII–XVI вв.

Даниил правил великим князем Московским до 1303 года, когда город стал невероятно процветающим. Первый монастырь был построен в 1282 году, ныне известен как Данилов монастырь.

В 1380 году Московский Дмитрий Донской разгромил монголов в Куликовской битве с объединенным русским войском, освободив Москву от монгольского владычества. В 1462 году Иван III (Иван Великий) стал великим князем Московским (тогда входившим в состав Московского государства), увеличив территорию Москвы за счет завоевания гораздо более крупного Новгородского княжества. В 1480 году Ивану III удалось полностью освободить Россию от монгольского контроля, и вскоре после этого Московский Кремль (первоначально построенный в 14 веке) подвергся реконструкции.

Начало Российской империи: 17–20 века

В 1712 году Москва перестала быть столицей России (за исключением короткого 4-летнего периода), когда Петр Великий перенес правительство в Санкт-Петербург, оставив Москву в упадок до 1750 года, когда население увеличилось почти в десять раз со 130 000 до 1,8 миллиона к 1915 году. Когда Россия была захвачена Наполеоном в 1812 году, пожар опустошил город, и примерно три четверти города были стерты с лица земли.

Советская эпоха и после: 1917 – 1991

В 1918 году Ленин перенес столицу из Санкт-Петербурга в Москву, опасаясь возможного вторжения, а большевики в том же году перенесли резиденцию правительства обратно в Москву. В течение следующих нескольких десятилетий Советский Союз был основан со столицей в Москве, что, конечно же, проложило путь к его роли мировой столицы и глобального игрока в эпоху холодной войны.

После распада СССР в 1991 году Москва стала столицей Российской Федерации, превратившись в город, который мы видим сегодня, с западным влиянием в розничной торговле и образе жизни.

 

Чем заняться в Москве

 

 

Москва полна развлечений: от посещения музеев и художественных галерей до невероятных экскурсий и морских прогулок.

Кремль и Красная площадь

Собор на Красной площади, Москва

Любителям истории понравится знакомство с традиционной Москвой. Статус столицы как политического, финансового и стратегического центра сначала Царства, а затем Советского Союза оставил свои следы во многих уголках города. Ни одна поездка в Москву не будет полной без посещения всемирно известного Кремля и Красной площади, эти места имеют богатую политическую и военную историю, и на Красной площади часто проходят памятные военные парады.

Забронируйте экскурсию по Кремлю онлайн уже сегодня!

Музей изобразительных искусств и Музей современного искусства имени Пушкина

Музей изобразительных искусств им. Современное искусство исследует художественные направления и движения в России, определяя роль России в развитии мировой культуры.

Любители изобразительного искусства также могут посетить Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — второй по величине музей зарубежного искусства в стране. В настоящее время в музее хранится огромное количество скульптур, картин, рукописей и государственных памятных вещей.

Посетите наши экскурсии по Пушкинскому музею, чтобы узнать больше.

Обзорные и пешеходные экскурсии

Арбат, Москва

В Москве есть нечто большее, чем реликвии былых времен; это небоскребы, резиденции самых богатых людей планеты и современные и свежие развлекательные комплексы, расположенные рядом с крошечными богемными художественными галереями. Искусство и культура процветают в современной Москве, но опять же старое легко смешивается с новым. Москва представляет собой традиционную Россию, но в то же время разнообразную и яркую культуру города и создает настоящий, аутентичный опыт.

Познакомьтесь с Москвой пешком, совершив пешие прогулки по городу, или отправьтесь за покупками на знаменитую московскую улицу Арбат.

 

Климат в Москве

 

 

Каждое время года привносит в город особый колорит, но следует отметить, что в конце лета может быть очень тепло со средней температурой в середине двадцатых годов и, возможно, подъемом вверх. до более 30°С. В мае и июне, скорее всего, будет более умеренная температура, что привлечет больше всего путешественников. Тем не менее, вы также должны подумать о поездке в холодные месяцы, когда город превращается в зимнюю страну чудес. Горячие напитки, сытная еда и культурные мероприятия происходят в Москве в это время года в изобилии и позволяют ожить волшебству русской зимы.

Погода в Москве

 

 

Где поесть и выпить в Москве

 

 

Если вы неравнодушны к еде, то Москва – это то, что вам нужно. Неважно, хотите ли вы попробовать традиционные русские блюда, такие как борщ или блины с шоколадом на ходу, или вам больше по вкусу модный суши-ресторан – будьте уверены, вы найдете идеальный вариант. место, где можно поужинать в Москве. Кроме того, москвичи любят свои бары – на выбор есть и кофейни, и винные бары, и пивные бары. Ниже мы составили список из трех наших любимых мест, где можно поесть и выпить в Москве:

Для напитков:

1) Noor

Noor — классический коктейль-бар, расположенный в нескольких минутах ходьбы от Красной площади. В баре представлен широкий выбор коктейлей, от тщательно приготовленных классических до горячих коктейлей, которые станут идеальным лекарством от холодных зимних месяцев. В здании находится Электротеатр Станиславский, современный театр исполнительских искусств и кинотеатр.

2) Timeless Lounge

Timeless Lounge излучает комфорт и изысканность. Этот роскошный бар расположен в самом центре Москвы и принимает у себя множество джазовых и хип-хоп музыкантов. В баре представлено впечатляющее меню, включающее коктейли, кальян и ассортимент чая.

3) Бар «Стрелка»

Бар «Стрелка» — это неформальное пространство с урбанистическим декором, сочетающее в себе стили ар-деко, итальянского и скандинавского стилей. Бар на крыше предлагает исключительный вид на Москву-реку и является идеальным местом, чтобы расслабиться и отдохнуть с друзьями.

На еду:

1) LavkaLavka

Самопровозглашенный ресторан еды на стол, специализирующийся на подаче традиционной русской кухни на современный поднос. Здесь вы найдете многие из ваших любимых русских блюд, включая пельмени, борщ и блюда из дичи.

2) Wine & Crab

Как и следовало ожидать, Wine & Crab предлагает широкий выбор крабов (11 различных видов, если быть точным!) в разных видах. Этот ресторан идеально подходит для любителей морепродуктов и тех, кто ищет необычных кулинарных впечатлений.

3) Ткемали

В ресторане Ткемали подают вкуснейшие грузинские блюда, приготовленные из самых свежих местных продуктов. Ресторан отличается освежающим современным интерьером, в котором традиционные грузинские элементы сочетаются с современной кухней. В «Ткемали» также представлен впечатляющий выбор блюд, подходящих для вегетарианцев.

 

Как добраться до Москвы

 

 

Город является основным узлом воздушного сообщения России, и до него можно добраться из трех крупных аэропортов: международного аэропорта Шереметьево, международного аэропорта Домодедово и международного аэропорта Внуково. Все они расположены немного в стороне от центра города, но обслуживаются различными видами транспорта. Простым вариантом являются быстрые и относительно дешевые аэроэкспрессы, а аэропорты также связаны с городом, а в некоторых случаях и между собой, маршрутными автобусами и местным транспортом.

Москва также доступна по суше, поскольку она обслуживает крупный железнодорожный узел и имеет хорошее сообщение со многими городами Восточной Европы и крупными городами России. Это самая западная остановка Транссибирской магистрали, соединяющей столицу с Владивостоком на Тихом океане, а также с Пекином. Санкт-Петербург связан скоростным поездом, и поездка может занять всего четыре часа.

 

Почему стоит посетить Москву

 

 

ГУМ, Москва

В общем, поездка в Москву должна быть легкой задачей. С рейсами, вылетающими из нескольких аэропортов Лондона, а также из Манчестера, это самый доступный российский город для путешествия из Великобритании. Однако поездка в Москву — это больше, чем просто отдых в одной из самых захватывающих столиц мира. Несмотря на то, что до него так легко добраться, он предлагает культурный опыт, кардинально отличающийся от крупных европейских столиц. Москва, пропитанная историей, олицетворяет будущее: Россия такой, какой она хочет быть, какой она будет: разнообразной, красочной, современной, но с чувством культуры и традиций.

 

Москва часто задаваемые вопросы

 

 

Здесь мы собрали некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов, которые нам задают люди, собирающиеся поехать в Москву:

Безопасна ли Москва?

Да, несмотря на то, что Москва является одним из самых густонаселенных городов Европы, уровень преступности в Москве относительно низкий по сравнению с другими крупными столицами, включая Лондон и Париж, хотя путешественники всегда должны быть бдительными в районах с высокой плотностью населения, включая аэропорты, автобусы и поезда. станции.

Как лучше добраться до Москвы?

Москва — это город с международными связями, до которого можно добраться по воздуху или поездом по многим крупным авиакомпаниям или железнодорожным маршрутам. Путешествие по воздуху часто дороже, но часто занимает меньше времени, чем поездка на поезде. Между Москвой и Санкт-Петербургом ходят прямые поезда, поэтому также можно добраться до Санкт-Петербурга на пароме, а затем сесть на поезд до Москвы.

Дополнительную информацию можно найти на странице поездов Москва – Санкт-Петербург.

Московский вокзал находится недалеко от центра города?

Красная площадь находится примерно в 45 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, однако есть линии метро, ​​расположенные сразу за вокзалом (Комсомольская), которые доставят вас прямо в центр города.

Москва дорогая?

В последнее время Москва считалась самым дорогим городом в мире , однако после недавней девальвации российского рубля цены стали намного доступнее. Сколько вы тратите, во многом зависит от того, что вы хотите сделать, вы можете рассчитывать на то, что заплатите от 200 до 700 рублей за большинство музеев города, что составляет около 9 фунтов стерлингов.в британских фунтах стерлингов. Еда и напитки будут варьироваться в зависимости от ресторана, однако Москва обычно находится в том же ценовом диапазоне, что и в других европейских столицах, таких как Лондон или Париж.

Специалист №1 в Европе по российским и региональным железным дорогам. Надежные, безопасные и современные инструменты с советами экспертов. Забронируйте онлайн сегодня.

Безопасное, быстрое и надежное оформление виз нашими специалистами для России, Монголии, Китая, Беларуси и Казахстана. Также доступны визы в другие страны.

Присоединяйтесь к более чем трем миллионам путешественников по всему миру, которые используют TravelSim для международных звонков. Недорогая, надежная и качественная международная SIM-карта, которая может сэкономить до 85% на международных звонках. Нажмите здесь, чтобы просмотреть наши предложения TravelSim

«Реальная Россия» — преданные своему делу специалисты по Транссибу. Спланируйте и забронируйте транссибирскую поездку онлайн, ваше путешествие начинается здесь.

Лучший источник скидок на бронирование гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге и более чем в 500 городах России, Белоруссии, Украины и области.

Хотите ли вы индивидуальную экскурсию по легендарной Москве, головокружительную поездку на пекинское акробатическое шоу или расслабляющую поездку по уникальной Кругобайкальской железной дороге — вы можете сделать все это и многое другое.

Готовые, полностью загруженные туры, чтобы посетить лучшие из этих двух знаковых городов России. Могучая Москва и классический Петербург.

Совершите незабываемое путешествие по одной из самых легендарных железных дорог в мире с уникальным набором туров и опций от отмеченных наградами специалистов по транссибирским перевозкам из «Реальной России».

Наша живая база знаний вопросов, ответов и информации, подготовленная настоящими путешественниками и нашей командой экспертов по путешествиям

Посмотрите наш сериал «Транссиб: путешествие всей жизни», чтобы узнать больше об удивительных впечатлениях наших клиентов по Транссибу и получить лучший совет для вашего отдыха!

Серия постов в блогах, лучших советов, интервью и общих новостных статей по широкому кругу тем, включая визы, поезда, отели, еду, туры и многое другое!

Экскурсии по Москве от Реальной России

Ознакомьтесь с нашей коллекцией захватывающих туров по Москве, от коротких поездок по городу на выходные до продолжительных недельных каникул в загадочной столице России. Забронируйте свое приключение в Москве онлайн уже сегодня!

McCaffray о Уэсте и Петрове, «Купеческая Москва: образы исчезнувшей российской буржуазии» | H-Russia

Джеймс Л. Уэст, Юрий А. Петров, ред.
Купеческая Москва: образы исчезнувшей русской буржуазии.
Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1998. ix + 189.стр.
45 долларов США (ткань), ISBN 978-0-691-01249-0 .

Отзыв Susan P. McCaffray (факультет истории, UNC Wilmington)
Опубликовано на H-Россия (январь 1999 г.)

Портрет живой культуры накануне гибели

Разобщенность — великая тема русской истории. Часто он занимает центральное место в исторических сочинениях, и даже когда это не так, он витает над персонажами и сюжетом, придавая ощущение трагедии или победы, потери или приобретения и налагая самые глубокие объяснительные вызовы. В коллекции великолепных фотографий и сопровождающих их эссе, собранных Джеймсом Л. Уэстом и Юрием А. Петровым, революции 1917 не анализируются, но присутствуют на каждой странице, так как ни автор, ни читатель не могут забыть, что рассматриваемая буржуазия в конце концов «исчезла».

Сердцем этой книги является коллекция из более чем двухсот фотографий затерянного мира московского купечества, большинство из которых были собраны Михаилом Золотаревым с позднесоветского периода. Выставка фотографий Золотарева в Москве в 1991 году привлекла внимание Уэста и Петрова и привела к созданию настоящего тома. Шестнадцать российских и американских ученых представили краткие эссе, каждое из которых разъясняло группу из тринадцати-шестнадцати фотографий людей, мест и рекламных объявлений. Хотя довольно искусственная группировка эссе не добавляет объема, формат удачный. Каждое впечатляюще краткое эссе предлагает поясняющие комментарии к сопровождающим фотографиям и поднимает полезные вопросы интерпретации. Удачное сочетание прекрасных фотографий, грамотно подобранных и убедительных научных комментариев, делает книгу приятной для чтения.

Диана Ноймайер, профессор изобразительного искусства Университета Рутгерса, описывает развитие фотографии в России XIX века, показывая, что в этой области русские не только не отставали, но и были первопроходцами (с. 20). Она предлагает полезное рассмотрение фотографий как источника, напоминая нам, что наша способность «читать» фотографии, преодолевая огромные исторические и культурные различия, «не должна закрывать нам глаза на дистанцию, которую медиум неизбежно вводит между реальностью, которую он стремится запечатлеть, и реальностью». документ, который он создает» (стр. 23).

Томас К. Оуэн кратко резюмирует тему, которую он так хорошо знает, а именно чрезвычайно неуклюжие правовые рамки, в которых действовал русский бизнес в позднеимперской России. Несмотря на уникальность деловой среды, фотографии, сопровождающие этот очерк, обнаруживают больше сходства, чем различий между российскими и западноевропейскими бизнесменами. Оуэн сделал больше для количественной оценки этнической принадлежности московских предприятий, чем кто-либо другой, но действительно ли его данные говорят о том, что деловое сообщество было «явно иностранным» накануне Первой мировой войны (стр. 33)? Количество иностранных граждан среди руководителей компаний в Москве сократилось с 7,5 до 4,5 в период с 19 по 2019 год.05 и 1914 г., при этом доля немецких и еврейских подданных царя возросла. Хотя вполне возможно, что для многих москвичей последние две группы не казались вполне русскими, их возрастающая роль в московском бизнесе может быть истолкована как признак того, что некоторые части городской России становятся более космополитичными и терпимыми.

Краткий очерк Ирины В. Поткиной и прилагаемые к нему фотографии отражают эту смесь старого и нового. Научный сотрудник Института российской истории в Москве, Поткина не называет мир московской торговли ни «русским», ни «европейским», а описывает живую культуру, в которой сосуществуют старые и новые элементы. Эта «гибридная коммерческая система» (с. 37) включала в себя крупный британский универмаг Muir и Mirrielees, а также Пасхальную ярмарку в Сухаревой башне и вездесущих уличных торговцев, обслуживающих покупателей, которым «лень» заходить в магазины (с. 42).

Очерк Юрия Александровича Петрова слишком краток, чтобы правильно отразить тему «Москва-Сити», банковского и финансового центра московского купечества. Петров обрисовывает источники народной неприязни к банковскому делу. Его набросок действительно описывает быстрый рост после очень позднего начала в 1860-х годах банковской системы, которую он характеризует как этнически пеструю и выгодно отличающуюся от западной бизнес-элиты того периода по уровню профессионализма и экономической мощи (стр. 50). .

Кристин Руан комментирует одежду торговцев и их жен, изображенную на фотографиях с 1860 по начало 1900-х годов. В своем эссе, озаглавленном «От кафтана до делового костюма», Руан приводит правдоподобный аргумент, согласно которому изменения в моде, очевидные на фотографиях, предполагают изменения в представлении торговца о самом себе и стремление со временем адаптироваться к международным стандартам моды и роскоши. Однако ни один из изображенных мужчин на самом деле не носит кафтан, и, если не считать русских крестьянских причесок и бород, которые носили некоторые из мужчин, можно задаться вопросом, насколько представленные здесь стили контрастируют с теми, которые носили люди аналогичного положения в других местах. Европа. Наиболее существенное изменение, которое Руан выделяет здесь, — это растущий интерес к демонстрации богатства путем ношения дорогих тканей и хорошо скроенных костюмов и платьев.

Другой научный сотрудник Института российской истории, Галина Николаевна Ульянова, представляет одну из самых содержательных статей в сборнике, посвященную старообрядчеству, диссидентской религиозной традиции, которой на протяжении многих поколений придерживались крупнейшие московские купцы. Она приводит массу интересных подробностей о связи между религиозной и деловой практикой среди ведущих семей Москвы, а также о характере официальных преследований этих непослушных христиан. Ульянова указывает на перспективное поле для дальнейших исследований, связывая религиозные и экономические идеи. Она находит источник большей части коммерческой филантропии, особенно пожертвований церквей, в глубоко укоренившемся чувстве вины за накопление состояния за счет труда других. Ульянова приводит распространенное мнение, что «никто не может получить каменный дворец, работая честно», но замечает, что «эта настойчивая позиция явно расходилась с действительностью» (с. 66). В сборнике, посвященном прежде всего переменам, Ульянова описывает одну из самых устойчивых черт московской купеческой идентичности.

Уильям Крафт Брамфилд дает подробные комментарии к серии потрясающих фотографий коммерческих зданий, универмагов, многоквартирных домов и железнодорожных вокзалов, некоторые из которых принадлежат ему самому. Большая часть дизайна принадлежит Федору Шехтелю, который больше, чем кто-либо другой, оставил свой след в купеческих общественных и частных зданиях. Это архитектурное наследие, пожалуй, самое прочное, оставленное исчезнувшими купцами. Джозеф С. Брэдли также ищет доказательства общественной жизни и гражданских интересов этой якобы частной касты и находит большую часть из них. Московские бизнесмены «в нерабочее время» субсидировали и отдавали свою энергию внушительному множеству творческих, научных и общественных учреждений и обществ. Несомненно верно, и это должно быть более широко признано, что «в своем досуге, а также в своей деловой и политической деятельности купцы . .. сформировали национальную идентичность будущего» (стр. 140).

Несколько очерков и фотографий открывают окно в личную жизнь купеческих семей. Карен Пеннар, потомок Морозовых, предлагает семейные фотографии и рассказы об одной из самых замечательных семей, которые можно найти в любой стране. Мюриэль Джоффе и Адель Линденмейр проверяют преобладающие литературные характеристики торговых жен и дочерей как невежественных и угнетенных и находят их «вводящими в заблуждение» для начала девятнадцатого века и «анахроничными» для второй половины века. В течение девятнадцатого века женщины-торговцы, как и их коллеги в других местах, с большей вероятностью осуществляли контроль над тем, за кого выходить замуж, имели меньше детей и брали на себя более общественную роль как в семейном бизнесе, так и в благотворительной деятельности.

Сергей В. Калмыков, также сотрудник Института российской истории, поднимает интригующие вопросы в своем кратком эссе о коммерческом образовании. Он правдоподобно утверждает, что русское коммерческое образование на рубеже веков «явно соответствовало мировым стандартам, а иногда даже превосходило их» (с. 114), но приводит свидетельства того, что выпускники таких школ, щедро одариваемых московскими предпринимателями, не имели особых преимущество в достижении высоких коммерческих позиций. Элита московских деловых кругов не ценила коммерческое образование и воздерживалась от отправки в такие школы собственных детей. Калмыков заключает, что такое равнодушие к образованию не предвещало долговременного успеха деловой профессии в Москве. Далее он утверждает, что на рубеже веков все больше и больше отпрысков великих московских деловых семей увлекались неделовыми занятиями, такими как актерское мастерство и меценатство. Этот культурный расцвет можно было бы истолковать как отказ московского купечества от роли вождей исконно русского капитализма (с. 115).

Эдит У. Клоуз, одна из немногих неисториков среди авторов этого тома, предлагает очень богатое прочтение этого коммерческого интереса к театру и театральности. Интерес купечества к театру, о чем свидетельствуют такие меценаты, актеры и драматурги, как Савва Мамонтов, Константин Алексеев (Станиславский) и Антон Чехов, был связан с купеческой потребностью создать и представить враждебному миру положительную идентичность. На сцене и в жизни купцов заботило, как исправить образ несчастной купеческой жены, как примирить богатство с добродетелью, как утвердить свое положение среди элиты страны. Они также стремились вырваться из своего чрезвычайно личного мира во «время и пространство, в котором они будут действовать как герои и пользоваться значительной степенью легитимности и авторитета» (стр. 157). Хотя попытки торговцев создать блестящую визуальную культуру впечатляют Клоуз, в конечном итоге она характеризует их как неадекватные стоящей задаче, поскольку потенциальный «правящий класс» нуждается в словах больше, чем в изображениях. Слишком мало и слишком поздно было словесных оправданий капиталистической экономической деятельности. В эпоху, когда «письменная культура» была более мощным носителем идеологии, чем изобразительное выражение, купечеству фатально не хватало «связной риторики общественного Я», оставаясь «языконосым», как чеховский Лопахин, до конца (с. 158). -159).

Почти все статьи этого сборника посвящены культурным мотивам и демонстрируют богатство такого рода анализа. Однако Михаил К. Шацилло указывает на политические вопросы в своем кратком рассмотрении трудовых отношений в купеческой Москве. В догадке столь же важной, сколь и очевидной, он указывает, что купцы и их служащие имели общее крестьянское происхождение. Большинство крупнейших купеческих семей имели крестьянские корни, и их основатели одевались, говорили и жили, как крестьяне. «Они отличались только своей предприимчивостью, своей энергией, а иногда и удачливостью» (с. 86). Общее происхождение не облегчало трудовых отношений, однако «сама жизнь гнала эти две группы в противоположные стороны» (с. 89).). Однако представление купцов о себе как об отцах и освободителях своих рабочих сохранилось и сделало их резко враждебными по отношению к охранительному трудовому законодательству со стороны государства.

Джеймс Л. Уэст представляет вступительные и заключительные замечания, а также эссе о либеральных взглядах ведущего магната начала двадцатого века Павла Рябушинского. В то время как появляется все больше и больше исследований бизнесменов и промышленников в имперской России, для Запада все же далеко не лишним предложить это изображение либерального русского капиталиста. Нам нужно знать, что такие люди были, потому что они были, и их было не так уж и мало. Более того, несмотря на пресловутую и часто цитируемую раздробленность российской буржуазии, которую слишком много просят объяснить, либеральные промышленники и финансисты существовали во всех крупных деловых центрах империи. Гражданский, так же как и экономический либерализм, возможно, был той нитью, которая сплела их воедино, и либералы различных мастей, будь то земледельцы или промышленники, как свидетельствует этот том, создавали такие гражданские и политические институты накануне Великой войны.

Как напоминают нам заключительные слова Уэста, великий разлад 1917 года не дает нам покоя в наших представлениях о жизнях этих исчезнувших бизнесменов и их семей. Культурные свидетельства, извлеченные из этих фотографий и письменных источников, свидетельствуют о богатой и живой культуре, то есть о культуре, которая, несмотря на всю свою привязанность к древнему благочестию и древним традициям, постоянно менялась, отражая времена, в которые жили люди. В этом балансировании нет ничего исключительно русского: все культуры состоят из вещей и старых, и новых. Может ли культура объяснить легендарную слабость русской буржуазии? Большая часть собранных здесь свидетельств свидетельствует не о слабости, а о силе и стойкости, хотя некоторые авторы, такие как Ульянова, Калмыков и Клоуз, указывают на реальные пределы того, чего купцы могли достичь в политике.

Наверное, нам тоже нужна политика, чтобы объяснить слабость буржуазии. Действительно, как показывают представленные здесь истории, эта «слабость» могла быть в первую очередь не внутренней, а внешней. Ведь в 1914 году русская буржуазия не была ни самой малочисленной, ни самой слабой во всем мире. Русская промышленность, торговля и банковское дело быстро росли. Среди этих бизнесменов были красноречивые либералы и проницательные аналитики российских условий. Несмотря на все ссылки на раздробленность и раздробленность, в русском образованном обществе складывались два широких и важных консенсуса: за промышленность и против самодержавия. В обоих случаях бизнесмены взяли на себя инициативу и обеспечили лидерство. Но многим-многим русским они не нравились. И в невиданном и никогда не повторявшемся хаосе, созданном Великой войной, было отвергнуто политическое руководство российского купечества и предпринимателей. Может быть, это была не их вина.

Copyright (c) 1999, H-Net, все права защищены. Эта работа может быть скопирована для некоммерческого использования в образовательных целях, если должным образом указаны автор и список. Для других разрешений, пожалуйста, свяжитесь с [email protected].

Версия для печати:
http://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=2668

Ссылка:
Сьюзан П. Маккаффрей. Обзор Уэста, Джеймс Л.; Петров, Юрий А., ред., Купеческая Москва: образы исчезнувшей российской буржуазии .
H-Россия, H-Net Обзоры.
Январь 1999 г.
URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=2668

Copyright © 1999, H-Net, все права защищены.