Содержание
Святая Ольга | это… Что такое Святая Ольга?
В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга»
Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.
Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:[1]
Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. |
Содержание
|
Биография
Происхождение
Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.[4]
Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[5]. Олег же поженил Игоря и Ольгу.
Славянская девушка. Н. К. Рерих, 1910
Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:
«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».
Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[6] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[7].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.
Брак и начало правления
По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.
Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись[8] и Новгородская летопись[9] по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.
«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915
Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[10]XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.
Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.
Месть древлянам
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
- 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». |
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
- 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
- 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
Четвёртая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
- 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[11].
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Правление Ольги
Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги.
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).
На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.
Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»[12]. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.
Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.
Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:
«Пришли к королю [ Оттону I ], — как потом оказалось, лживым образом — послы Елены королевы Ругов [Helenas reginae Rugorum], которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для своего народа епископа и священников».
Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.
Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:
«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.
«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915
Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:
«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу»[1].
Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.
Крещение Ольги и церковное почитание
Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[13]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.
Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий[14], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:
«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[15].
О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.
В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.
Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[16]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.
В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Историография по Ольге
Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.
Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.
Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.
О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.
Память о Святой Ольге
- Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
- Ордена:
- Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915 году.
- «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года.
- «Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» — награда Русской Православной Церкви.
- В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.
Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве. | Памятник княгине Ольге в Пскове. Работа З. Церетели, 2003 г. | Памятник княгине Ольге, в городе Коростень. 2008 г. |
Литература
Княгиня Ольга на современной украинской монете
- Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
- Борис Васильев «Ольга, королева русов»
- Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
- Михаил Казовский «Дочка императрицы».
- Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».
Кинематограф
- «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
- «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.
Первоисточники
- «Повесть временных лет» (XII век) в переводе Д. С. Лихачева: [6], [7]
- Зарубежные источники по истории Руси как предмет исследования.
- Константин Багрянородный, «O церемониях византийского двора», кн.2, гл.15
- Житіе святыя великія княгини Ольги
Примечания
- ↑ 1 2 «Повесть временных лет», год 969.
- ↑ На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
- ↑ Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга.
- ↑ Погребальные камеры выбутских сопок, напоминающие гробницы Бирки. Обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. А. А. Александров. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб. , 1994. С. 22-31.: [1]
Статья «О княгине Ольге и основании Пскова».: датировка псковских фибул. - ↑ Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 31
- ↑ Рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец» относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.
- ↑ [2]
- ↑ Современные историки считают сведения Устюжской летописи, отличные от ПВЛ, следами литературного творчества XV—XVI вв. См. [3].
- ↑ Новгородский летописный свод XVI века. Принадлежала П. П. Дубровскому (1754—1816): [4]
- ↑ Начальный свод сохранился в виде фрагментов в более поздних летописях. На его основе составлялась, в том числе, «Повесть временных лет».
- ↑ Снорри Стурлусон, «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом
- ↑ ПВЛ, год 955.
- ↑ Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги
- ↑ Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения.
- ↑ Иоанн Скилица, 240.
- ↑ Память указана в Прологах XIII—XIV вв. — РГБ. Рум. № 319; РГАДА. Син. тип. № 168 : См. [5].
Ссылки
На Родоводе есть дерево предков и потомков этого человека: Ольга (княгиня Киевская) |
- Княгиня Ольга — историк Н. М. Карамзин о княгине.
- Б. А. Рыбаков, «Язычество древней Руси», ч.2, гл.7: Сказ о мудрой княгине Ольге
- Княгиня Ольга на официальном сайте Псковской области — перечисление связанных памятников и топонимов
- Житие святой — популярное современное изложение биографии Ольги на основе всех источников (включая легенды).
Предшественник: Игорь | Княгиня киевская (правитель де-факто) 945—960 | Преемник: Святослав Игоревич |
Правители Киевской Руси
Вещий Олег (882—912) | Игорь (912—945) | Ольга (945—960) | Святослав (960—972) | Ярополк (972—978) | Владимир (978—1015) | Святополк (1015—1016) | Ярослав Мудрый (1016—1054)
Святые женщины в лике равноапостольных
Мария Магдалина (I век) • Фёкла Иконийская (I век) • Апфия Колосская (I век)
Царица Елена († 327 год) • Просветительница Грузии Нина († 335 год) • Княгиня Ольга († 969 год)
Две Ольги.
Русь. Другая история
Две Ольги
Не так давно в Пскове был установлен памятник княгине Ольге — легендарной личности русской истории, прозванной в народе Мудрой. В русскую летопись навечно вошла ее хитроумная месть древлянам за убитого князя Игоря Старого. Позже мать Святослава мудро правила страной, пока ее язычник-сын развлекался с варягами боевыми походами. Она первой распределила Русь на волости (будущие области), приняла в 955 г. христианство в самом Константинополе лично от императора. Церковь назвала ее Святой, а народ — Мудрой.
Согласно тексту Нестора, пересказанному позже Карамзиным, Ольгу (а правильней ? Хельгу) привез в Киев Олег (а правильней — Хельг) из Плескова (Пскова) в 903 г., встретив эту красивую варяжскую девушку на охоте или же когда собирал дань в северных городах Руси. По национальности Хельга была, скорее всего, вепской (летописная весь), из финского племени, занимавшего в X в. обширную область от Чудского озера до озера Белого. Скандинавы (русы) жили в ту пору в основном по крупным городам, стоявшим на торговом пути из варяг в греки, поэтому население сел и деревень современной европейской части России, кроме населения Смоленской, Курской и Брянской областей, где жили индоевропейцы (балты, славяне и скандинавы), населяли сплошь финно-угорские народы чухари (чуди), веси (вепсов), карелы, муромы, мери, мещеры (современная Московская область), мордвы, мокоши, перми и других племен. Поэтому национальный русский костюм выглядит так, как сейчас ? по-мордовски, унаследовав все эти финские лесные лапти, татарские кокошники, саамские косоворотки и саамско-карельскую вышивку, чего не наблюдается у остальных славянских народов.
Эго от водьского (ижорское племя водь) слова «вячи» («народ») произошло русское слово «вече» — народное собрание. Именно вячи вепсов, чуди и мери с муромой постановили в 860 г. призвать к себе Русь, датского конунга Рюрика Людбрандсона, который и приехал с варягами и славянами Полабья из Южной Скандинавии.
Сейчас вепсы в основном обрусели, но около 12 000 сохранившихся их потомков все еще проживают в восточных районах Ленинградской области, на юго-востоке Карелии, в Вологодской области и в Эстонии. Естественно, что подо Псковом, в селе Выбушское, вепсы и жили, как и везде в округе.
В 903 г. в Киеве вырос и созрел и Ингвар (по-русски Игорь) — сын Рюрика, которого воспитывал Олег (Хельг) до его совершеннолетия. Это совершеннолетие, надо полагать, наступало в 21 год. То, что 18-летние юноши еще не считаются скандинавами зрелыми мужчинами, вытекает из текста скандинавских саг. Так, норвежский король Олаф Трюгнассон брал на свой корабль мужчин не моложе двадцати и не старше шестидесяти лет. Как видим, в Скандинавии X в. мужчины в пятьдесят, пятьдесят пять лет все еще ценятся как опытные и сильные воины, а девятнадцатилетние — пока нет. Значит, в 19 лет не наступало совершеннолетия, которое, надо полагать, наступало либо в двадцать, либо в двадцать один год. Игорю исполнился 21 год, что не противоречит и русской версии: захватывая Киев в 882 г., Хельг показал тогдашним князьям Киева Аскольду и Диру малолетнего Ингвара, сказав, что маленький мальчик и есть законный князь, сын Рюрика. Родился же Ингвар не позже 879 г., года смерти Рюрика. Таким образом, в 903 г. молодому князю исполнилось минимум 24 года, он был уже вполне взрослым и ему полагалась жена и наложницы, кои всегда в большом количестве окружали языческих конунгов Севера. Вот Олег и привез молодую красавицу из Выбушского своему воспитаннику. В том же году Ингвар женится на Хельге (Ольге).
Говорили о том, что до Ингвара Хельгу познал сам опекун, что часто происходило в те времена. Девушку, мол, и назвали Хельгой потому, что она была девушкой Хельга, воспитателя Ингвара. Но мужское имя Хельг, как и женское имя Хельга, было самым распространенным именем в нордической культуре скандинавов — отсюда все эти совпадения. Означало это имя «связь с Хелем» (загробным миром) и переводилось на славянский как Священная, Мудрая, Вещая. Вот почему Олега прозвали Вещим — это всего лишь перевод его скандинавского имени Олег (Хельг). Поэтому Ольгу называли и Мудрой — тоже перевод на славянский язык ее скандинавского имени, которое совпадало и с ее природным умом. Есть версия, что Хельга была шведкой — из готских либо свейских колонистов, которые в 750 г. основали Ладогу, что, впрочем, существенно дела не меняет.
Далее в русской исгориографии идет что-то совершенно странное, нелогичное, чего почему-то не замечают ни историки, ни простые граждане, ни тем более псковичи, воздвигшие памятник якобы своей землячке.
Далее в летописи имя княжны Ольги всплывает лишь через 42 года (!) — в 945 г, когда ей по идее уже 58 лет (если предположить, что в 903 г. Хельге исполнилось хотя бы 16 лет). Да, в 945 г. убитому древлянами киевскому князю как минимум 66 лет. Его именуют Игорем Старым не зря. Молодой его первая жена также никак не может быть. Но при этом она, взяв в седло малолетнего Святослава (Сфендислейва), которому, похоже. не более пяти лет, едет к Коростеню, чтобы отомстить древлянам за смерть престарелого князя Игоря.
Неужто Ольга могла родить Святослава в свои пятьдесят с лишним лет!? Нет, это могла сделать только молодая женщина 20 — 35 лет от роду. Ее молодой возраст доказывает и тот летописный факт, что древляне взамен убитого Игоря предлагают Ольге своего мужа, князя Мала. То есть Ольга — молодая женщина, которой нужен муж, а ее маленькому сыну нужен отец. Святослав пока даже копья как следует кинуть не может — оно падает между ушей коня во время нападения русов на Коростень. Стало быть, по логике вещей около 940 г. , когда примерно и родился Святослав, Ольге, на которой в 903 г. (согласно русской истории) женился Игорь, должно было быть уже как минимум 53 года! Это если учесть шестнадцать лет в 903 г. Даже сейчас большая редкость, когда женщина рожает ближе к пятидесяти годам, хотя биологически это возможно. Но тогда, в X в.?!
А потом вообще фантастика: через десять лет, в 955 г., Ольга, которой должно быть уже под семьдесят, едет креститься в Константинополь, где ее красотой (!!!), по словам греческих хронистов, сражен сам император Византии! Жениться предлагал.
Вот тут-то становится понятно, что в Константинополе очам греков предстала не 70-летняя старушка, а красивая женщина, лет, учитывая дату рождения Святослава, максимум тридцати пяти и уж никак не старше сорока. Это тот самый возраст, когда женщина, особенно ухоженная, каковой и были королевские особы, все еще производит впечатление на мужчин, возможно, даже большее, чем молодые девушки. Таким образом, княгиня Ольга — это уже совсем другая женщина, а совсем не первая жена Ингвара.
Записи пуешественников, пребывавших на территории Руси в XII-XIII вв., четко разделяют жителей Руси на северных и южных. Они отличаются и убранством, и богами (на Севере поклоняются Велесу, Ладу, Тору, на юге — Перуну, Дажьбогу, Мокоши), и характерами. Так, киевские русы описаны как люди храбрые и воинственные, любящие быстрые атаки на врага, но не отличающиеся большой стойкостью в бою. Северяне же характеризовались как люди, вообще войн не любящие, медлительные, поэтичные, но что касается войны, то на зависть стойкие и мужественные, не в пример южанам.
Кажется, именно этими чертами и различались обе Ольги: псковская и киевская. Энергичная, мстительная и активная киевская Ольга и вполне мирная, ничем себя не прославившая за 40 лет жизни при княжеском дворе выбушская псковская Ольга. Вот и получается, что простая вепсовская девушка из-под Пскова была одной из первых жен, или, говоря современным языком, — официальной любовницей великого князя. По языческим традициям того времени у князей жен было столько, сколько они могли себе позволить. Князь Владимир Красно Солнышко официально женился четырежды (впервые — на полоцкой варяжской княжне Рогнеде (Рагнхильде), а в последний раз — на византийской царице Анне), а триста(!) любовниц проживали у него под Киевом в Вышграде. Понятно, что наследником на престол не мог быть ребенок от простолюдинки. Матерью будущего верховного князя должна была стать женщина королевских кровей. Ведь не был уготован престол даже Владимиру, потому что его матерью была дочь древлянского вождя Мала, служившая ключницей при киевском дворе. Если бы Владимир с помощью шведов сам не захватил Новгород, Полоцк, а потом и Киев, никто бы его на княжеский стол не позвал.
Вот почему все предыдущие дети Ингвара не годились в великие князья: их матери были простые женщины, красивые, но не королевских кровей. Но мать Святослава была уже другой Ольгой, молодой, красивой девушкой из знатных датчан или шведов, которых много проживало и в Полоцке, и в Смоленске, и в Новгороде, и в Ладоге, и в Киеве X в. , где иностранцы из Западной Европы отмечали многих «проворных данов». «Проворные даны» — это скандинавы: датчане и шведы с норвежцами, нажившие себе в Киеве богатство и получившие власть и земли благодаря своему происхождению и влиянию.
Из пятидесяти трех рунических камней шведского Упланда лишь одиннадцать повествуют о походах на запад Европы, зато сорок два говорят о поездках шведских викингов на восток и юг. Среди этих камней восемнадцать рассказывают о Византии, в которую викинги плыли транзитом через всю Русь, три камня рассказывают о Гардах, т. е. Руси:
«Торстейп сделал (камень) по Эринмунду, своему сыну и приобрел этот хутор и нажил богатство на востоке в Гардах».
«Хертруд воздвигнула этот камень по своему сыну Смилу, доброму воину. Его брат Халльвинд, он живет в Гардах»…
То, что Киев распахивал двери перед скандинавскими ярлами, бондами и особенно королями, видно из истории и норвежских междуусобиц: на Русь особенно часто бегут норвежские королевичи во время распрей у себя на родине. Одним из таких «проворных данов» был и норвежский король Харальд Гардрада, позже женившийся на дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Таковой была и дочь шведского короля Олафа Шетконунга Ингигерда — жена самого Ярослава.
Оно верно, псковская Ольга — тоже личность историческая, достойная памятника в родном городе, но только вот памятник этот должен быть не таким, каким он есть: с христианским православным крестом, в княжеской одежде и с нимбом, а в виде красивой девушки в национальном костюме вепсов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина
12. 3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина
Вот что сообщает романовская версия о княгине Ольге-Елене, жене
Правление Ольги
Правление Ольги
Княгиню Элыу-Олыу мы до сих пор называем этим языческим именем. Однако она — первая христианская правительница Руси после Аскольда-Николая княгиня Елена. По смерти Игоря ее признала дружина как правительницу при маленьком Свендославе-Святославе.Об
Месть Ольги
Месть Ольги
Киевские летописи подробно описывают месть княгини Ольги за мужа. Они объясняют, что «поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями[23] великую стыдливость имеют… А
12.
3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина
12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде — это отражение крестовых походов конца XII — начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина
Крещение Ольги, жены Игоря, императором Константином и наречение
ВЫБОР ОЛЬГИ
ВЫБОР ОЛЬГИ
Варяги
Будущая вершительница судеб Руси родилась в конце IX в. на Псковщине. Подробности ее юности известны лишь из преданий да реконструкций историков. Вероятнее всего отец Ольги был влиятельным варягом, дружина которого (с тем же успехом можно применить и
Две Ольги
Две Ольги
Не так давно в Пскове был установлен памятник княгине Ольге — легендарной личности русской истории, прозванной в народе Мудрой. В русскую летопись навечно вошла ее хитроумная месть древлянам за убитого князя Игоря Старого. Позже мать Святослава мудро правила
Княжение Ольги и Святослава
Княжение Ольги и Святослава
А теперь, перед рассказом о последнем походе Игоря, гибели его от древлян и последующей мести княгини Ольги, расскажем о самой его супруге. Ибо Ольга, почитается ныне церковью, как святая и равноапостольная княгиня – Ольга, первая принявшая
Легенда о крещении Ольги
Легенда о крещении Ольги
По легенде Ольга в 955 году отправилась в Царьград. Увидел царь греческий Ольгу и подивился красоте ее и разуму, и захотел взять ее в жены.Царь сделал Ольге предложение выйти за него замуж, на что та ответила:— Я — язычница. Не подобает греческому
Обращение Ольги к христианству
Обращение Ольги к христианству
Итак, ко времени приезда Ольги «русское христианство» довольно прочно утвердилось «на горах киевских» и зримо заявляло о своем присутствии. В небе над Киевом высились кресты нескольких христианских храмов. Летописи называют церковь
Храмоздательство Ольги
Храмоздательство Ольги
Государственную деятельность Ольги-христианки, в отличие от языческих подвигов княгини-мстительницы, на Руси помнили смутно и в самых общих чертах. Иаков Мних знал только, что по возвращении из Царьграда «в землю Русскую» Ольга «требища
Конфликт Ольги со Святославом
Конфликт Ольги со Святославом
Отношения Ольги с сыном, видимо, и прежде были далеки от идиллии. Взрослея, Святослав должен был все более отчетливо понимать, что надежды сесть на киевский престол при жизни властной матери у него нет никакой. До поры до времени
Смерть Ольги
Смерть Ольги
Повесть временных лет ничего не знает о русском походе 969 г. на Волгу. «Лето 6477» отмечено в ней только как год кончины княгини Ольги. Прогнав печенегов, «рече Святослав к матери своей и к боляром своим: „Не любо ми есть жити Кыеве, хощю жити Переяславьци в
945–957 Регентство Ольги
945–957 Регентство Ольги
Узнав о гибели Игоря, его жена княгиня Ольга (Хельга) взяла власть в Киеве в свои руки. Она была регентшей при малолетнем сыне Святославе. Ей помогали (или делили с ней власть) конунги – сподвижники Игоря Асмуд и Свенельд. Сама Ольга была скандинавкой
Помста Ольги
Помста Ольги
Першим ділом Ольги була війна з деревлянами. Ігор погиб убитий деревлянами, — обовязком жінки було помстити смерть чоловіка. Але проти деревлян Ольга мусіла виступити і в імя інтересів держави. Якби деревляни мали окрему владу, то захитали би підвалинами
Охрещення Ольги
Охрещення Ольги
Що Ольга була княгинею небуденної міри, це бачимо з того, що вона прийняла христіянство. Вже з давніх часів бували у Києві христіяни, але у малому числі. Коли Ольга рішилася прийняти нову віру, то робила це всупереч поглядам дружини й народу, що шанував
Правление Ольги
Правление Ольги
После смерти Игоря осталась его вдова – Ольга с малолетним сынам Святославом. Принявши всю власть, Ольга проявила исключительные государственные способности и огромную энергию и твердой рукой управляла молодым, только что созданнъм государством. Она
Кто такая Ольга Качура? В Украине убита первая женщина-полковник России: доклад
Мир
Джек Даттон
Мир
Россия
Донбасс
Украина
Киев
Ольга «Курса» Качура, как сообщается, погибла в результате ракетного удара по Украине, что сделало ее первой женщиной-полковником из России, убитой с начала войны в конце февраля.
По словам Маргариты, 52-летняя Качура, известная многим как «волчица» президента России Владимира Путина, погибла, когда украинская ракета попала в ее машину, когда она ехала в городе Горловка Донецкой области на востоке Украины. Симоньян, прокремлевский редактор РТ . Мэр Горловки Иван Приходько также подтвердил смерть в Telegram, назвав Качуру «смелой и мудрой женщиной».
Качура обвиняется в убийстве мирных жителей на востоке Донбасса, очаге войны.
Мать двоих детей удостоена посмертного звания Героя России, высшей награды Кремля, «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга».
Подполковник Донецкой Народной Республики (ДНР) и 97-й известный полковник, погибший на войне на Украине. Качура ранее хвасталась на прокремлевских каналах, что ей особенно нравится убивать украинцев.
Говоря о документальном фильме RT , она упомянула свое прозвище. «Она охраняет очаг, своих детей, свою семью. Даже в природе ни одна волчица не станет защищать своего детеныша так агрессивно, как волчица».
Вооруженные силы Украины заявили, что Качура часто маскировалась под украинских военных для совершения военных преступлений с целью их дискредитации.
Качура служила в Горловской милиции, где работала следователем до 2014 года, до службы в 3 сд отдельного мотострелкового мостового Беркута 1 сд армейского корпуса ДНР. Она командовала дивизионом РСЗО «Град» в Горловке, возглавляя группу из примерно 140 артиллеристов.
«Качура виновна в обстрелах городов Донбасса и гибели мирных жителей, — утверждает украинский журналист Денис Казанский. — На Украине ее заочно приговорили к 12 годам лишения свободы».
Newsweek обратился в министерство обороны России за комментариями.
Путин объявил о вторжении в Украину 24 февраля. В боях погибли тысячи людей, в том числе много мирных жителей, и миллионы были перемещены.
Боевые действия начались с того, что российская армия сосредоточилась на взятии столицы Киева, но украинцы оказали ожесточенное сопротивление, и конфликт в основном переместился в восточную часть Донбасса, а также на юг вблизи Черного моря, в такие города, как Херсон. Херсонщина была взята российскими войсками в начале марта, но украинские войска переходят в контрнаступление.
«Волчица» Владимира Путина убита ракетой, поскольку его первая женщина-полковник погибла на войне. Президент России Владимир Путин присвоил 52-летней полковнику Ольге «Курсе» Качуре посмертное звание Героя России, высшую военную награду Кремля.
Телеграмма
Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил
Ведущая BBC News Ukraine Ольга Мальчевская об обнаружении бомбы в ее доме в прямом эфире
Моим первым побуждением было позвонить маме. Накануне вечером я попросил ее не ночевать в нашем семейном доме, потому что у нас там нет подвала. Но она не хотела покидать свой дом. Я был заморожен. Я не знал, что ей точно не в здании, но в Лондоне было 3 часа ночи, в Киеве 5 утра и моя мама стареет. У нее проблемы с кровяным давлением, и я подумал, что, может быть, она в безопасности и только что заснула, и мой звонок напугает ее. Но кроме того, глубоко внутри меня жил ужасный страх, что если я позвоню ей и, знаете ли…
Итак, я написал ей СМС. «Мама, ты в порядке?» Я увидел, что мое сообщение не было доставлено. Я позвонил сестре. Она не взяла трубку.
Я работаю корреспондентом BBC News Украина, которая является частью Всемирной службы BBC. Я переехала в Лондон из Украины четыре года назад, изначально для того, чтобы быть продюсером BBC News Russian, но через некоторое время мне предложили роль продюсера и ведущего в команде BBC News Украина. С тех пор, как началось вторжение, меня регулярно привлекали за пределы моих обычных рабочих параметров, чтобы освещать интересы наших англоговорящих коллег. И в то утро, утро, кадры которого теперь все видели, меня пригласила ведущая BBC World News Карин Джанноне быть, что называется, «другом ведущего» для выпусков ранних новостей, которые выходят в эфир с 6 до 8 утра.
Мы обсудили, что невозможно узнать, как долго мы будем поддерживать связь с корреспондентами в Киеве. И она подумала, что было бы разумно иметь в студии кого-то, кто мог бы читать украинские новостные ленты, интерпретировать и объяснять информацию как можно быстрее.
Проснувшись в 3 часа ночи, чтобы собраться в студию, я узнал, что Киев, мой родной город, бомбили. Это был шок, потому что почему-то никто не ожидал, что столица станет такой мишенью. Некоторые из моих соседей поделились фотографиями поврежденных зданий, и я попытался проверить, где они находятся. Я просматривал изображения, но все еще не мог связать в голове, что я мог видеть места, которые я знал. Но я начал проверять фотографии, и вот оно, на официальной странице украинских экстренных служб. Они опубликовали адрес. Доказательство того, что бомба попала в мой дом.
NurPhotoGetty Images
Я был ошеломлен. Я не знал, что делать. Я мучительно звонил маме, но такси уже ждало меня, чтобы отвезти меня в новую радиостанцию. Я села в такси и начала плакать. Я плакала всю дорогу туда. Когда я прибыл в студию, я объяснил, что произошло, и что я не знаю, хватит ли мне эмоций, чтобы выйти в эфир, но я попытаюсь. И они были очень понимающими и не оказывали чрезмерного давления.
Итак, мы вышли в эфир. И мне казалось, что я в порядке. Потом в какой-то момент режиссер в мой наушник сказал, что у них есть прямой эфир из Киева и могу ли я подготовиться к его представлению. Я не знал, какие будут кадры, так как не было никакой дополнительной информации, поэтому я начал вступление, описывая, что я видел, где это было и пока я говорю, камера поворачивается к зданию, где я использовал жить, и где до сих пор живет моя мама. И, как все теперь засвидетельствовали, это был очень эмоциональный момент для меня. На фотографиях, которые я видел раньше, был фасад здания. Мою квартиру не видно спереди, и у меня все еще была надежда, что мой дом не пострадал. Знаешь, когда ты этого не видишь, внутри все еще есть вера в то, что может быть, просто может быть… Но видео, когда мы смотрели в прямом эфире, панорамировалось через спину. На нем были видны несколько квартир, которые выглядели полностью разрушенными. А потом я увидел это. Я увидела свой балкон и окно комнаты, в которой я выросла, теперь я знаю, что это спальня моей мамы. Бомба попала в него.
Этот контент импортирован из Instagram. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.
Посмотреть этот пост в Instagram
Пост, которым поделилась Ольга Мальчевская (@olga_malchevska)
К моменту выхода в эфир я получила ответ от сестры, что ей удалось уговорить маму не ночевать там, но я ничего не слышал от мамы. Только когда я был в студии BBC, в 8:12 утра, я получил сообщение, ради которого затаил дыхание. ‘Мы в порядке. Мы в безопасности». Я испытал такое облегчение.
Обычно она начинала свои сообщения со слов: «Привет, дорогой». Она была очень многословна, использовала улыбки и поцелуи. Ничего подобного не было. Просто у нас все хорошо. Я могу только представить, через что она прошла.
‘И тут я увидел. Я увидела свой балкон и окно комнаты, в которой я выросла, теперь я знаю, что это спальня моей мамы. Бомба попала в него.
Когда программа подошла к концу и я покинул здание Би-би-си, у меня наконец появилась минутка подумать о том, что я собираюсь делать дальше. Я хотел сесть на первый рейс в Киев. Но потом думаешь: «Боже мой, рейсов больше нет». Вы не может летать. Мы считаем само собой разумеющимся, насколько легкими обычно бывают международные поездки. У меня был момент, когда я понял, что сейчас все это невозможно. Как будто мой дом внезапно оказался в другом мире, и я не мог добраться до него. Все отрезано, и тебе остается только смотреть, как убивают людей, и ты не можешь достучаться до них, и ты не можешь это остановить, и ты не можешь им помочь.
И даже если бы мне как-то удалось попасть в Украину, что я мог бы предоставить? Тогда кто-то должен был бы спасти и меня. А я мать-одиночка двоих детей, которые тоже крайне травмированы всем, что происходит с нашими украинскими родственниками. Но моя мама все еще была там.
‘Как будто мой дом внезапно оказался в другом мире, и я не мог добраться до него. Все отрезано, а тебе остается только смотреть, как убивают людей, и ты не можешь до них добраться, и ты не можешь это остановить, и ты не можешь им помочь»
Мы с сестрой объединили усилия, чтобы организовать эвакуацию моей мамы. Ей удалось вывезти себя и своего ребенка из столицы в безопасное место, но наша мать не поехала с ней. Моя сестра уехала во время перерыва в обстрелах, рискуя быть обстрелянной, но мама отказалась садиться в машину. Она не хотела становиться движущейся мишенью, а еще сказала: «Я слишком стара, чтобы стать беженкой». Она считала, что это абсолютно недостойно. «Я не молода, — объяснила она, — я не смогу адаптироваться. Я бы предпочел остаться в этом подвале».
К счастью, в конце концов нам удалось уговорить ее уйти. С этого момента ей потребовалась неделя, чтобы доставить ее до украинско-словацкой границы, куда я и прилетел ее встречать, чтобы провести остаток пути. Всю дорогу до приграничного словацкого городка я репетировал, что скажу ей. Я хотел попрактиковаться, чтобы не плакать, потому что ей не нравится, когда я плачу. Мне казалось, что я даже не имею права плакать, потому что я здесь, в безопасности, в то время как все остальные проходят через такие ужасные вещи и остаются стойкими. Поэтому я принялся закаляться.
Я журналист. Я все планирую, поэтому у меня был план Б и план С, потому что все менялось каждую минуту. Но когда я прибыл в этот город у границы со Словакией, все мои планы рухнули. Моя сестра и несколько невероятно добрых людей в Украине устроили мою маму в определенном автобусе. В какой-то момент мы потеряли связь с моей мамой. Автобус не приехал в назначенное время. И мы не знали, где она, и сможет ли она это сделать. Я не знал, стоит ли мне просто ехать на границу, но там стояла очередь на несколько километров. А что потом? Как я собирался попытаться найти ее там? Поэтому я проверил все информационные стойки, и они, похоже, были уверены, что автобус все еще едет. Так что я ждал. На восемь часов.
Я мог сойти с ума, но напомнил себе, что я в безопасности. Моей задачей номер один было оставаться в здравом уме и сохранять сильный дух. Я хотел быть не в том положении, чтобы просить о помощи, а иметь возможность оказать помощь, если она кому-то понадобится. Прошло уже восемь часов, и я пошел прогуляться. Я хотел сделать перерыв и поговорить с некоторыми активистами, которые были поблизости. И буквально в тот момент, когда я отошла от автовокзала, мне позвонила сестра и сказала, что мама приехала. Это было забавно, время казалось каким-то забавным. Кажется, я громко смеялся, когда мчался назад.
Она стояла у входа в красном пальто, потому что очень любит яркие цвета. Она очень оптимистична. Подойдя поближе, я увидел, что она стала намного стройнее. Ее лицо обычно светится, когда она видит меня, она всегда улыбается, но в тот момент все ее лицо было просто плоским. Она была как тень самой себя. Красивое красное пальто было абсолютным контрастом, напоминая о нашей нормальной жизни, в то время как ее лицо отображало совсем другую реальность. С собой у нее была маленькая сумочка. Буквально крошечный. А я не узнал. И она была в джинсах, которых я никогда раньше не видел на ней. Помню, я подумал, что она выглядит так странно. Но, боже мой, это действительно моя мама. Это была моя мама. Я получил ее. Несмотря на все репетиции, я ничего не мог сказать. Я просто обнял ее. И она обняла меня. И мы не сказали ни слова.
«Красивое красное пальто было абсолютным контрастом, напоминанием о нашей нормальной жизни, в то время как ее лицо выдавало совсем другую реальность»
У меня ужасное чувство вины. Быть в безопасности, когда мой дом разрушают. И это ощущение беспомощности, абсолютной беспомощности, когда ты просто наблюдаешь за своим домом, за своей жизнью, за всем, что рушится в реальном времени, как в каком-то кошмарном блокбастере, и ничего не можешь сделать с такого расстояния. У жителей Украины такое отношение к себе. Спрашиваешь: «Как дела?» А они всегда отвечают: «У меня все хорошо. У нас все хорошо». Они шутят. Ужасно это говорить, но они в некотором роде привыкли к ужасам ситуации. И к мысли, что они могут умереть в любую секунду. Для них это новая реальность. Им пришлось адаптироваться.
‘Ты спрашиваешь: «Как дела?» А они всегда отвечают: «Я в порядке. У нас все хорошо». Они шутят. Страшно об этом говорить, но они в некотором роде привыкли к ужасам ситуации’
Но я вижу влияние на мою маму. Теперь, когда она здесь, со мной. Мне удалось доставить ее в безопасное место, но все же каждый раз, когда она видит или слышит самолет в небе, она вздрагивает. Она думает, что это ракета. Она не может проводить много времени среди групп людей, потому что ее разум думает, что люди, собравшиеся вместе, укрываются и что будет взрыв бомбы. Так что мои чувства вины и беспомощности абсолютно реальны.