Содержание
События в период правления олега вещего
Историография по войне
Наиболее подробно русско-византийская война — описана византийскими историками Львом Диаконом, современником событий, и Иоанном Скилицей (2-я половина XI века). Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Более поздние византийские авторы (Зонара и Константин Манассия, XII век) кратко повторяют Диакона и Скилицу.
Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году, о котором он рассказал так:
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский упоминает в своей хронике о походе под влиянием Византии русов против болгар.
С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, «Повести временных лет». Хотя в целом рассказ про поход выдержан в духе героической былины, в которой умалчивается о поражении Святослава, летопись содержит ряд важных сведений: о возвращении Святослава в Киев из Болгарии в 968/969 году; обстоятельства его гибели на днепровских порогах; полный текст русско-византийского мирного договора 971 года.
Некоторые дополнительные сведения изложены русским историком XVIII века В. Н. Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи, подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева Святослав, покидая Болгарию в 968/969, оставил гарнизон в Переяславце. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах.
Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А. Н. Сахарова «Дипломатия Святослава».
[править] Источники
- Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. P. 12; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 193-194.
- М.И. Артамонов История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
- Начало княжения Святослава, сына Игорева
- Ал-Масуди. «Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир»
- Опыт описания исторического времени
- BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Поход Руси на Византию в 907 году относится к Хазарии | |
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары • Хазарский язык • Хазарская культура • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам (женщинами) • Доросская митрополия • Жидовин • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Женщины |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Городище Башанта • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы |
Артефакты | Городище Выжегша • Еврейско-хазарская переписка • Еврейско-хазарская топонимика на Руси • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Переселение евреев в Хазарию • Балкарцы и хазары • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Армяно-хазарские отношения • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии хазарского происхождения • Джидан |
Покорение племён поблизости от Киева
Замысел Вещего Олега
Все критические замечания относительно реальности этого похода, который почти нигде не упоминается, верны в том смысле, что полномасштабной войны с Византией у Киевской Руси действительно не было.
Стратегия Олега состояла в том, чтобы прорваться в считающую неприступной бухту Золотого рога, гавань Константинополя, напугать греков демонстрацией военной мощи и хитрости и склонить к подписанию нужных Руси договоров. Со стороны морского входа бухта надежно закрыта, и тогда русы применили известную им еще с 860-го года хитрость – перетащили корабли посуху через полуостров, отделяющий Царьград от внешнего моря.
В этой авантюре хитроумному князю помогли фракийские леса, покрывающие весь полуостров – их можно было рубить «на ходу», подставляя под днища кораблей круглые вальки. А густые виноградники и холмы надежно прятали передвижение кораблей по суше.
Увидев русские суда, беспрепятственно плавающие в неприступной бухте и битком набитые вооруженными воинами, императоры-соправители тут же уселись за стол переговоров. Тем более, что граждане Константинополя вспомнили недавнее предательство (в 904 году империя не помогла жителям осажденным арабами Фессалоник) и решили, что невесть откуда взявшееся войско – это наказание святого Дмитрия, покровителя Константинополя. Нежелание императоров договариваться с русами могло вылиться в открытый мятеж.
Некоторые упоминания о подробностях похода есть в старинных летописях. Венецианский историк Иоанн Диакон писал о том, что «норманны на 360-ти кораблях осмелились приблизиться к Константинополю», но так как город оказался неприступным, опустошили окружающие земли и перебили много людей. Папа Римский Николай Первый упоминал поход Олега, говоря о том, что русы ушли восвояси, избежав мести. В византийских хрониках «Продолжатель Феофана» написано, что русы оцепили город и предали огню все вокруг, а насытившись своим гневом вернулись домой. Словом, Олег Вещий не взял Царьград, но очевидно, это и не было его целью.
Датировка похода
Помимо вопроса о том, имел ли место поход Олега, описанный в «Повести временных лет», существует проблема датировки такого похода.
Дата 907 года в «Повести временных лет» условна и возникла в результате сложных расчётов летописцев при сопряжении абсолютной и относительной хронологии источников, имевших даты указанные в различных эрах. Изначально рассказ о княжении Олега не имел датировки, поэтому позже рассказ был разделен на части, которые тяготели к датам начала и конца правления Олега.
По мнению А. Г. Кузьмина изначально информация конца правления Олега датировалась в «Повести временных лет» 6415 (907) годом, но при сличении с датой договора года, датировка была изменена, поэтому появилось две летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега. Так в летописи появилось два договора (текст и его «пересказ»). Таким образом, события, описанные в статьях 907 и 912 годов, изначально никак не датировались, но были связаны, как, например, в тексте «Иоакимовской летописи», в которой нет абсолютной датировки и сведений о смерти князя: «После того Олег обладал всей страной той, многие народы себе покорил, ходил воевать на греков морем и принудил тех мир купить, возвратился с честию великою и богатствами многими».
По косвенным данным поход датируется — годами. Нижняя дата, 904 год, определяется известиями о союзных росах-дромитах и нападению арабов на Фессалоники. Верхняя дата, 909— годами, определяется по известию о разведывательном походе русов в Каспийское море, за которым последовал поход 913 года. Русы, совершившие этот поход, не могли пройти через Чёрное и Азовское моря в Дон без союзнических отношений с Византией. Союз Руси и Византии к 909-910 году подтверждается данными Константина Багрянородного (середина X века) об участии русских вспомогательных судов в критской экспедиции 910 года.
Вместе с тем в «Повести временных лет» имеется и относительная датировка похода. В тексте сказано, что предсказание волхвов о смерти Олега сбылось на пятое лето после его похода на Константинополь. «Смерть» Олега можно датировать временем не позже июля 912 года (принесение жертв, упомянутое В. Н. Татищевым, при появлении кометы Галлея), или осени этого года, указанной в летописи (время полюдья). Поход 913 года поставил точку на карьере Олега (он погиб или ушёл на север). Следовательно, поход на Византию приходится на 907—908 годы, и летописец не ошибся в расчётах. Верность указанной в легенде относительной даты подтверждается другим местом «Повести» — под 1071 год сказано, что в Киеве объявился волхв: «…Он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечёт вспять и что земли начнут перемещаться» Видимо, пятилетний срок пророчества был обычным для волхвов.
Датировку похода подтверждает и динамика византийско-болгарских отношений. В 904 году болгарский царь Симеон I совершил поход на разграбленные арабами Фессалоники, пытаясь расширить свои владения. В 910-911 годах он собирается начать войну с Византией, но начнет её лишь в 913 году. В качестве одного из сдерживающих факторов по отношению к болгарам византийцы использовали флот русов.
Описание событий
Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни
Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.
Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.
Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.
Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция
Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.
«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б. М.
Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:
Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».
Приношение греками Олегу яств с отравою.
Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:
После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.
В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.
«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.
Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:
Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии
Причины похода на Царьград
Информация о набеге Олега на Царьград содержится лишь в древних русских летописях, а в писаниях Византии об этом событии нет никаких фактов. На самом деле это ничего не доказывает, тем более, что в «личных» записях крупных деятелей Византии того времени не раз возмущенно упоминается грабительское и вероломное нападение русов.
Победоносный поход нового правителя Днепровской Руси Олега Вещего преследовал несколько целей: добиться признания своего статуса, продлить русско-византийский договор, потребовать от правителей «Второго Рима», не желающих иметь отношения с язычниками, торговых и других льгот.
Постоянные стычки между русами и греками, в которых доходило дело до кровопролития, тоже не устраивали Олега. В отношении остальных причин, побудивших князя собрать огромное войско и совершить набег на Царьград, историки расходятся во мнениях.
Это могло быть и повторением относительно недавнего успешного набега правителя Дании Рагнара Лодброка, который буквально за 15 лет до похода Олега Вещего совершил настоящий бандитский налет на Париж, столицу Франкского королевства, умудрившись всего со 120-ю кораблями взять город в осаду, разгромить войско Карла Лысого и увезти домой огромные для молодого Парижа отступные – 7 тысяч фунтов серебром.
Возможно, Олег предполагал наказать ромеев за неподобающее отношение к могучей Киевской Руси, которую просвещенная Византия считала варварским краем и не признавала ее статус государства, не желая заключать союзов и вступать в торговые отношения. Еще бы, греки победили Римскую Империю, и заносчивости византийских правителей можно было только позавидовать.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.
879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
886 г. Началось правление византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) (886-912 гг)
Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.
Обучение экипажа
Объект 907 имеет в своей команде экипажа четыре человека: командира(радиста), наводчика, механика-водителя и заряжающего.
К выбору навыков экипажа нужно всегда подходить продуманно. От умений команды может зависеть исход игры на вашем танке. Мы предлагаем вот такую последовательность обучения:
- Командир(радист) – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Радиоперехват»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий – «Ремонт», «Бесконтактная боеукладка», «Боевое братство», «Маскировка».
Кратко о содержании основных событий
Поход на Киев
В 882 году, через три года после смерти Рюрика, Олег собрал достаточное количество воинов — к верным ему варягам присоединились уже находящиеся под властью Рюриковичей племена: чудь, словене, меря, весь и кривичи. Вместе с войском двинулся вниз по рекам, расширяя собственные владения. Сначала были захвачены Смоленск и Любеч, князь оставил там гарнизоны и продолжил путь.
Прибыв к Киеву, Олег сначала приказал воинам укрыться, затем хитростью выманил Аскольда и Дира из города, а когда они прибыли к кораблям, объявил, что они не имеют права княжить, в отличии от него и малолетнего княжича Игоря Рюриковича. После этого Аскольда и Дира убили, а сам Олег начал править в Киеве, объявив, согласно летописям:
«Убийство Олегом Аскольда и Дира»худ. К. В. Лебедев
Подчинение соседних племён
Обосновавшись в Киеве с 882 года, князь Олег Вещий начинает распространять свою власть на близлежащие племена, совершая против них походы или убеждая через послов перейти под свое покровительство:
- Поход против древлян — племя покорено, назначена дань «по шкуре черной куницы от дыма (т.е. дома)».
- Поход против северян — покорено, назначена дань меньшая, чем они ранее платили хазарам.
- Переговоры с радимичами — Олег убедил их платить дань ему, вместо хазар, и обещал защиту.
Кроме того, летописи упоминают о «рати», т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление.
Расположения племен и Хазарского каганата во времена Олега Вещего
Осада Киева венграми
В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли.
Карта отражающая путь миграции венгерских племён на запад
Поход на Царьград (Константинополь)
Соглсано Повести Временных лет, в 907 году Олег совершил поход на Царьград, для чего была собрана большая армия — 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и поднять перегораживающие гавать железные цепи, на что Олег ответил хитростью:
Греки предложили Олегу мир и дань, послав переговорщиков снабжённых вином и пищей, которые были отравлены. Олег предвидел возможность отравления и вылил вино на землю. Тогда греки согласились на условия Олега: он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о привилегированном положении русских купцов в Византии.
«Щит русской славы» — князь Олег Вещий прибивает свой щит к вратам Царьграда в знак победыХуд. Б. Ольшанский, 2013
Посольство 911 года и подтверждение мирного договора
В 911 году Олег направил в Константинополь послов, подтвердивших «многолетний» мир и заключивших новый договор.
Договор подтверждал дружественные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.
Наиболее выгодным для Руси оставалось положение договора согласно которому русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, а империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Также купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии, а для имеющих желание русских воинов допускалась возможность найма на служение в Византии.
Русско-византийский договор 911 года Радзивиловская рукопись лист 42
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Тест по истории России Правление Олега, Ольги, Святослава 6 класс
Тест по истории России Правление Олега, Ольги, Святослава 6 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 9 заданий.
Вариант 1
1. В каком году началось правление князя Олега в Киеве?
1) в 862 г.
2) в 879 г.
3) в 882 г.
4) в 907 г.
2. Легендарная поездка княгини Ольги в Константинополь состоялась
1) в 912 г.
2) в 945 г.
3) в 957 г.
4) в 968 г.
3. Какое событие связано с именем княгини Ольги?
1) крещение Руси
2) поход на Хазарию
3) установления полюдья
4) установление фиксированного размера дани с подвластных племен
4. Князем-воином называли
1) Рюрика
2) Олега
3) Святослава
4) Игоря
5. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?
1) вира
2) полюдье
3) вервь
4) подсека
6. Что было итогом похода дружины князя Олега на Константинополь?
1) полный разгром дружины Олега
2) заключение выгодного торгового договора с Византией
3) заключение династического брака с дочерью императора Византии
4) убийство князя Олега половцами
7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идет речь.
«Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, [князь] совершил первые свои блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар… Наконец, [князь] проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, [он] победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь».
1) Игорь
2) Святослав
3) Олег
4) Рюрик
8. Рассмотрите карту и выполните задание.
На данной карте стрелками обозначены походы
1) Святослава
2) Рюрика
3) Олега
4) Игоря
9. Расположите в хронологической последовательности имена князей в соответствии с периодами их правления.
1) Святослав
2) Игорь
3) Олег Вещий
Вариант 2
1. Какой из приведенных ниже рядов дат связан с княжением Олега Вещего?
1) 882 г., 911 г.
2) 936 г., 944 г.
3) 945 г., 968 г.
4) 972 г., 980 г.
2. Какая дата относится к походам князя Святослава?
1) 882 г.
2) 911 г.
3) 945 г.
4) 965 г.
3. Кто установил в середине X в. новую систему сбора дани и податей в землях, подчиненных Киеву?
1) Игорь
2) Олег
3) Святослав
4) Ольга
4. Что из названного относится к деятельности князя Святослава Игоревича?
1) объединение Новгорода и Киева
2) принятие христианства
3) военные действия с Византией и Болгарским царством
4) подчинение древлян
5. Восстание древлян в 945 г. было вызвано
1) межплеменной рознью древлян и дреговичей
2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
3) нежеланием древлян участвовать в походах князя Святослава
4) нежеланием древлян принимать христианство
6. Что стало одним из результатов военных походов Святослава Игоревича?
1) крещение Святослава и его дружины в Византии
2) захват Константинополя
3) разгром Хазарского каганата
4) прекращение набегов печенегов на русские земли
7. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором в нем говорится.
«Сказал [он] матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси — же меха и воск, мед и рабы».
1) Игорь
2) Святослав
3) Ярополк
4) Олег
8. Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите имя киевского князя, командовавшего русскими войсками в сражении, отображенном на схеме.
1) Игорь
2) Святослав
3) Олег Вещий
4) Рюрик
9. Расположите в хронологическом порядке следующие события
1) поход князя Олега на Константинополь
2) восстание древлян
3) походы князя Святослава
Ответы на тест по истории России Правление Олега, Ольги, Святослава 6 класс
Вариант 1
1-3
2-3
3-4
4-3
5-2
6-2
7-2
8-1
9. 321
Вариант 2
1-1
2-4
3-4
4-3
5-2
6-3
7-2
8-2
9. 123
PDF версия
Тест по истории Правление Олега, Ольги, Святослава 6 класс
(304 Кб)
Журнал Министерства | Установление даты 457 г. до н.э.
г.
Адвентисты седьмого дня верят, что «заповедь восстановить и построить Иерусалим» (Дан. 9:25) отмечает не только начало пророчества о 70 неделях этого отрывка, но и начало 2300 дней, упомянутых в Даниил 8:14. Мы верим, что это последнее пророчество относится к 1844 году и, таким образом, указывает на нас как на людей, которых Бог воскресил вовремя, чтобы провозгласить последнюю весть предупреждения миру. Если мы правы, мы должны быть в состоянии обосновать наше утверждение, предоставив подтверждающие его доказательства.
Три персидских указа сыграли роль в восстановлении Божьего народа из плена, устроенного вавилонянами. 1 Подтверждение нашего толкования этих важных пророчеств Даниила зависит от определения и датировки указа, с которого Бог намеревался начать исчисление времени.
Кир издал первый указ в первый год своего вавилонского правления, то есть в 538/537 г. до н.э. (см. Ездра 1:1; 6:1 и 2 Паралипоменон 36:22, 23). Библия не указывает, когда в первый год его правления был издан этот указ, поэтому мы не знаем, был ли это 538 или 537 г. до н.э. Библия также не говорит нам, когда группа Зоровавеля покинула Вавилон и когда прибыла в Иерусалим, поэтому мы не знаем, когда этот указ вступил в силу. Расплывчатость Библии в отношении этих деталей говорит против того, чтобы это было самым важным постановлением. Кроме того, в указе Кира ничего не говорится о восстановлении города. В нем говорится только о восстановлении Храма.
Другим свидетельством того, что это неправильное постановление, является то, что оно просто не работает с пророчеством Даниила 9 о времени прихода Мессии, Помазанника. Если взять в качестве отправной точки дату этого постановления, то 483 года, о которых говорил Даниил, не соответствуют времени Иисуса, не говоря уже о том, чтобы определить год Его крещения — Его помазания, — которое произошло в 27 году по Р. Х.
Писание вообще не указывает дату второго указа, указа Дария Великого. Все, что мы знаем, это то, что оно было дано в первые годы его правления, потому что в результате этого Храм был завершен и освящен. 2 И, как и указ Кира, указ Дария касался восстановления Храма, а не города. Очевидно, что для установления отправной точки пророчества этот указ также не очень полезен.
Если бы Бог намеревался отметить какое-либо из этих постановлений как начало временного пророчества, столь же важного, как пророчество о 2300 днях, тогда Он, несомненно, позаботился бы о том, чтобы необходимые детали были записаны в Библии.
Указ Артаксеркса
Это связано с третьим указом — о седьмом году правления Артаксеркса, записанным в Ездры 7:8, 9.— что у нас есть информация, необходимая для того, чтобы вовремя определить местонахождение этого важного пророчества. Относительно этого указа нам сказано, что Ездра покинул Вавилон в первый день 1-го месяца седьмого года правления Артаксеркса и что он и его группа прибыли в Иерусалим в первый день 5-го месяца того же года. Ни в одном другом декрете не дано таких подробностей. Это само по себе должно нас насторожить. Несомненно, Бог что-то говорит нам, когда Его Слово так ясно говорит об этом указе и так расплывчато о двух других.
Кроме того, этот указ предусматривал восстановление местного самоуправления в масштабах, не упомянутых в других указах (см. Ездра 7:21-28). Он уполномочил судебную власть наказывать правонарушителей, даже предоставляя право выносить смертный приговор. И в результате этого указа Ездра начал строить город — см. письмо к Артаксерксу в Ездре 4.
Однако, возможно, самым сильным аргументом из всех является то, что, когда мы вычисляем пророчество Даниила 9, используя дату этого указа, 457 г. до н.э., как отмечающую его начало, пророчество достигает точно крещения Иисуса. На самом деле Даниил 9:24 предполагает, что события, которые происходят в течение 70 недель, ставят Божью печать одобрения на все пророчество. Они показывают, что пророчество было дано свыше и, таким образом, абсолютно надежно. И никакая другая дата даже не начинает удовлетворять требованиям этого пророчества.
Таким образом, очевидно, что Бог склоняет нас использовать декрет Ездры 7, изданный в седьмой год Артаксеркса. Бог дал нам подробную информацию о том, когда он был выпущен и когда он вступил в силу. И точность, с которой оно относится к крещению Иисуса, делает его подлинным. Это слишком точно, чтобы ошибаться!
Определив, что указ Артаксеркса отмечает начало этих пророческих периодов, мы должны теперь установить, что год, когда он издал свой указ, на самом деле был 457 г. до н.э.
Вавилонские и персидские методы датирования
Во времена персов все события и документы датировались по номеру дня, названию или числу месяца и номеру года правления нынешнего царя. Например, как мы уже отмечали, Ездра говорит, что он отправился в Иерусалим в первый день 1-го месяца седьмого года жизни Артаксеркса и прибыл туда в первый день 5-го месяца того же года.
Когда король умирал и на престол вступал новый, оставшаяся часть этого года считалась годом восшествия на престол нового короля и не считалась и не называлась первым годом правления нового короля. Только первый полный календарный год правления короля назывался его первым годом (см. рис. 1). Как легко заметить, год восшествия на престол мог быть длинным или коротким, в зависимости от того, когда новый король взошел на престол.
Чтобы установить дату события с точки зрения нашего календаря, ученые сначала должны были определить последовательность королей и продолжительность их правления. Списки царей, составленные древними авторами, являются одним из источников такой информации. Другой метод — это метод, который разработали Ричард А. Паркер и Уолдо Х. Дабберштейн, собирая информацию, опубликованную в их полезной книге 9.0037 Вавилонская хронология: 626 г. до н.э. – н.э. 75 . Метод Паркера и Дабберштейна вырос из того факта, что были найдены тысячи табличек, датированных их авторами временами правления древних ближневосточных королей. Эти двое предположили, что, найдя три или четыре таблички с последними датами правления каждого царя и три или четыре таблички с самыми ранними датами правления каждого преемника, можно довольно точно установить точки перехода между каждым царствованием. Используя этот метод, ученые могут вычислить месяц, а иногда и почти день месяца, когда умер король и его преемник занял его место. Таким образом, они смогли составить список вавилонских и персидских царей вместе с точными данными о том, когда каждый из них взошел на престол и как долго каждый правил.
Чтобы назначить B.C. датируется правлением этих царей, ученые должны были сделать еще один шаг; они должны были найти способ связать царствование королей с нашей эрой. шкала. Они установили эту связь с помощью табличек, на которых записаны и датированы затмения, имевшие место во времена этих царей. Большинство этих табличек подробно описывает затмения, которые уже произошли, но по крайней мере одна из них предсказывает затмение в то время, но в будущем; это должно было произойти на седьмом году правления Камбиса. То, что они были способны даже предсказывать затмения, свидетельствует о высоком уровне астрономической науки, которым практиковали эти древние люди.
Поскольку археологи нашли и перевели таблички с описаниями затмений, астрономы смогли рассчитать, когда в терминах нашего календаря произошли эти затмения. Таким образом, были устранены догадки и даны точные даты правления этих древних королей. С точки зрения хронологии, вавилонский и персидский периоды являются одними из самых хорошо задокументированных периодов истории. (В таблице ниже перечислены некоторые затмения, описываемые табличками.)
Дата седьмого года правления Артаксеркса
Имея такое количество информации о хронологии этого периода, мы можем с уверенностью установить дату до н.э. дата седьмого года правления Артаксеркса.
Ксеркс, предшественник Артаксеркса, был убит где-то между 17 декабря 465 г. до н.э. и 3 января 464 г. до н.э. Табличка с последней известной датой его правления датирована 9-м месяцем (что соответствует декабрю) двадцать первого года его правления. А Элефантинские папирусы из Египта содержат первую известную дату, отождествляемую с царствованием Артаксеркса, эквивалентную нашему 3 января 464 г. до н.э. Поскольку эта дата исходит из записей, происходящих из Египта, большинство ученых согласны с тем, что Ксеркс умер до конца декабря, поскольку маловероятно, что новости о его смерти и преемственности Артаксеркса дойдут из Персии до Египта за три дня. Таким образом, представляется очевидным, что смерть Ксеркса должна быть датирована концом декабря 465 г. до н.э.
В то время как евреи следовали календарю «весна-весна» в качестве религиозного года, со временем они стали использовать и второй календарь — почти так же, как многие нации сегодня имеют финансовый год, а не только календарный год. Точно так же, как начало и окончание наших финансовых лет отличаются на шесть месяцев от наших календарных лет, еврейский осенне-осенний календарь отличался на шесть месяцев от весенне-весеннего календаря. И так же, как месяцы нашего финансового и календарного года сохраняют те же названия, 90 037 месяцы весеннего и осеннего календарей сохранили те же номера. Итак, в то время как весенне-весенний календарь начинался с 1-го месяца и заканчивался 12-м месяцем, осенне-осенний календарь начинался с 7-го месяца и заканчивался 6-м месяцем (см. рис. 2).
С помощью этой информации мы можем построить временную шкалу первых лет правления Артаксеркса и, таким образом, прийти к крайне важному седьмому году его правления. Мы рассчитываем этот год по еврейскому календарю осени-осени, который использовал Ездра, когда ссылался на указ Артаксеркса (см. рамку на противоположной странице).
На рис. 3 показано, что седьмой год правления Артаксеркса начался в 458 г. до н.э. и продлен до 457 г. до н. э., и что даты, указанные в Писании в связи с этим указом, — даты отъезда Ездры в Иерусалим и его прибытия туда — хорошо попадают в 457 г. до н. э.
Интересно отметить, что Уильям Миллер и его соратники использовали другой метод для вычисления того, какие из наших лет соответствуют седьмому году жизни Артаксеркса. Основываясь в своей работе на Каноне Птолемея, они пришли к той же дате, к которой мы пришли выше. Это, безусловно, приятное подтверждение того, что наша позиция заслуживает доверия, и должно помочь укрепить нашу веру в весть, которую мы несем миру. Как сказал апостол Петр: «Мы не следовали хитроумным басням» (2 Петра 1:16).
1 Была предложена четвертая возможность: некоторые
рассматривают согласие Артаксеркса на просьбу Неемии
вернуться для восстановления Иерусалима (444 г. до н.э.,
Неем. 1:1-3; 2:1) как указ, который должен обеспечить начальная дата пророчества (см., например, Robert
Anderson, The Coming Prince [Grand Rapids: KregelPub.,
nd]). Однако, начиная с
года, этот инцидент отбрасывает пророчество о 70 неделях далеко от
года, даты крещения Иисуса. И тогда как Библия
тщательно цитирует каждый из трех предшествующих указов
, в данном случае просто говорится, что Артаксеркс
дал разрешение и прислал сопроводительное письмо
терс, но не указывает на то, что он издал указ.
Такое небрежное обращение с этим «указом» вряд ли
можно было бы ожидать, если бы Господь хотел отметить его как отправную точку важного
пророчества Даниила.
2 Восстановление Храма, начатое указом Кира
, было приостановлено. Евреи начали работу
снова в Храме, а затем написал, спрашивая разрешения у Дария
. На втором курсе Дариус ответил, что
дает это разрешение. Работа продолжалась, и в
г. на шестом году жизни был посвящен Храм (см.
Аггей 2:10–18 и Ездра 6:15).
Библиография
Хорн, С. Х. и Л. Х. Вуд. Хронология
Эзра 7 . Вашингтон, округ Колумбия: Review and Herald
Pub. асн., 1953.
.
Паркер, Ричард А. и Уолдо Х. Дабберштейн.
Вавилонская хронология: 626 г. до н.э. – н.э. 75 . 3-я печать
. Провиденс, Род-Айленд: Brown University
Press, 1969.
.
Библейский комментарий адвентистов седьмого дня .
Вашингтон, округ Колумбия: паб Review and Herald.
Assn., 1954. Vol. 3, 4.
Тиле, Э. Р. Таинственные числа
Еврейские цари . Экстер, Девон, Англия: Paternoster
Press, 1965.
.
Wiseman, DJ Хроники халдейских царей (626-
556 до н.э.). Лондон: Попечители Британского музея
, 1961.
.
Календарь, по которому вавилоняне и персы считали свои годы, был календарем от весны до весны. То есть год у них начинался весной и заканчивался окончанием зимы. При исчислении своего религиозного года евреи также следовали календарю от весны до весны. Но иногда они использовали календарь от осени до осени, когда считали правление своих и иностранных королей.
Те, кто игнорирует или не знает об этом факте, могут ошибиться в своих датировках библейских событий на целых шесть месяцев, что может привести к смещению дат до нашей эры до нашей эры. перейти в совершенно другой год. Например, исчисление «седьмого года Артаксеркса» Езры по календарю весны к весне помещает его даты исполнения указа Артаксеркса в 458 г. до н.э., а кульминацию пророчества о 2300 днях — в 1843 г., а не в 1844 г. н.э.
Четыре линии свидетельств — три библейских и одна внебиблейская — показывают, что евреи действительно пользовались календарем осени-осени.
1. Строительство Храма Соломона
Писание говорит нам, что Соломон начал строить Храм на четвертом году своего царствования, в месяце Зиф, втором месяце еврейского года, и что он закончил Храм на одиннадцатом году своего царствования, в месяце Бул, восьмой месяц еврейского года (3 Царств 6:1, 37, 38). По календарю от весны до весны эти даты будут составлять семь с половиной буквальных лет, которые евреи считали бы восемью годами по их включительному исчислению.
Но, исходя из календаря осень-осень, те же самые даты дают шесть с половиной лет, которые, при включенном исчислении, иудеи считали бы семью годами времени, которое Писание фактически указывает для строительства Храма Соломона ( стих 38).
2. Реформы Иосии
Во 4 Царств 22:3-23:23 мы читаем о реформах, которые Иосия провел в Иудее, и о праздновании Пасхи, которым он завершил эти реформы. Иосия разослал своих людей по всему царству, чтобы призвать людей отказаться от поклонения идолам и обратиться к истинному Богу. Места языческого культа были разрушены, рощи вырублены, а люди
приглашен собраться в Иерусалиме на Пасху. Нетрудно заметить, что людям Иосии потребовалось бы довольно много времени, чтобы выполнить все это. Людям также потребовалось некоторое время, чтобы добраться до Иерусалима, особенно тем, кто жил в дальних уголках королевства. Однако Писание указывает, что реформы были проведены и народ собрался между началом восемнадцатого года царствования Иосии и временем перевала, имевшего место в том же году.
Поскольку Пасха произошла четырнадцатого числа первого месяца года, то, если бы эти события считались на основе весеннего года, все они должны были бы произойти в течение максимум 14 дней! Однако, если мы допустим, что иудеи использовали осенне-осенний год, то для проведения этих реформ до празднования Пасхи было бы до шести с половиной месяцев, что является гораздо более вероятной схемой.
3. Неемия перед царем
В начале рассказа о своей работе в Иерусалиме Неемия говорит, что услышал плохие новости о состоянии этого города в месяце кислев (Неем. 1:1-4), который является девятым месяцем еврейского года. Он продолжает, говоря, что в результате этих плохих новостей он опечалился в присутствии царя в месяц нисан (Неем. 2:1-8), первый месяц еврейского года. Более того, нас здесь беспокоит то, что он датирует и то, как он услышал плохие новости, и случай, когда Артаксеркс заметил его печаль, двадцатым годом правления этого царя. Если бы он следовал календарю от весны к весне, в котором месяцы идут в порядке нумерации, его печаль перед королем предшествовала бы тому, чтобы он услышал новости, которые ускорили эту печаль! Но осенью на осень 9В календаре 0061 его датировка событий не представляет проблемы, поскольку в этом календарном месяце 9 предшествует месяцу 1 (см. рис. 2).
Два фактора делают этот пример использования осенне-осеннего календаря особенно важным для датировки указа Артаксеркса. Во-первых, в то время как в предыдущих двух примерах использовались даты, основанные на правлении еврейских царей, Неемия, как и Ездра, основывал свою датировку на правлении персидского царя.
И, во-вторых, Неемия был современником Ездры по времени и обстоятельствам — оба были евреями, выросшими в Персии и писавшими с разницей в несколько лет после своего возвращения в Палестину. Мы ожидаем, что два человека с одинаковым прошлым, которые писали в одно и то же время и в одном месте, использовали одинаковую технику датирования.
4. Элефантинские папирусы
С. Х. Хорн и Л. Х. Вуд нашли внебиблейские свидетельства использования евреями календаря осени-осени в персидский период. Некоторые рукописи, написанные еврейскими солдатами, дислоцированными в крепости на Элефантинских островах на Ниле в Верхнем Египте, были датированы двумя календарями: египетским календарем и еврейским календарем осени. Эти рукописи, датируемые примерно 422 г. до н.э. до 419 г. до н.э., предлагают еще одно свидетельство использования евреями этого календаря, даже когда царь, правление которого было основано на датах, был иностранцем, в данном случае персом Дарием II. (Папирус Кралинга № 6 имеет здесь особое значение.) Хорн и
Вуд подробно описал это доказательство в своей книге Хронология Эзры 7 .
Таким образом, вероятность того, что Ездра пользовался календарем осени-осени, может быть установлена как из библейских, так и из внебиблейских источников.
Пророки в царствование царей Иудеи и Израиля
Хронология: Пророки в царствование царей Иудеи и Израиля
Эти таблицы показывают правление каждого из царей Иудеи и Израиля,
вместе с датами и продолжительностью царствования, и пророки
которые были активны в то время. Потому что мне трудно думать о
до н.э., я также включил количество лет, прошедших с конца
Соломона, так что у нас есть шкала возрастающих чисел года.
Это связывает воедино весь остальной материал: см. отдельные таблицы.
для более подробной информации об отдельных монархах и пророках.
Короли … | Начало царствования | Годы с Соломон | Продолжительность правления (лет) | Пророки к … | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Иуда | Израиль | Иуда | Израиль | ||||
1. Ровоам | 931 г. до н.э. | 0 | 17 | ||||
1. Иеровоам | 931 г. до н. э. | 0 | 22 | (Ахия) | |||
2. Авия | 913 г. до н.э. | 18 | 3 | ||||
3. Аса | 911 г. до н.э. | 20 | 41 | ||||
2. Надаб | 910 г. до н.э. | 21 | 2 | ||||
3. Бааша | 909 г. до н.э. | 22 | 24 | (Ииуй) | |||
4. Элах | 886 г. до н.э. | 45 | 2 | ||||
5. Зимри | 885 г. до н.э. | 46 | 7 дней | ||||
6. Омри | 885 г. до н.э. | 46 | 12 | ||||
7. Ахав | 874 г. до н. э. | 57 | 22 | (Элайджа) | |||
4. Иосафат | 870 г. до н.э. | 61 | 25 | (Михей) | |||
8. Охозия | 853 г. до н.э. | 78 | 2 | (Елисей) | |||
9. Джорам | 852 г. до н.э. | 79 | 12 | ||||
5. Иорам | 848 г. до н.э. | 83 | 8 | ||||
6. Охозия | 841 до н.э. | 90 | 1 | ||||
10. Ииуй | 841 до н.э. | 90 | 28 | ||||
7. Королева Гофолия | 841 до н.э. | 90 | 6 | ||||
8. Джоаш | 835 г. до н.э. | 96 | 40 | Джоэл (догадки) | |||
11. Иоахаз | 814 г. до н.э. | 117 | 17 | ||||
12. Иоас | 798 г. до н.э. | 133 | 16 | ||||
9. Амасия | 796 до н.э. | 135 | 29 | Иона (в Ниневию) (приблизительно) | |||
13. Иеровоам II | 782 г. до н.э. | 149 | 41 | Амос, Осия (до Езекии) | |||
10. Озия (Азария) | 767 г. до н.э. | 164 | 52 | Исайя (до Езекии) | |||
14. Захария | 753 г. до н.э. | 178 | 6 месяцев | ||||
15. Шаллум | 752 г. до н. э. | 179 | 1 месяц | ||||
16. Менахем | 752 г. до н.э. | 179 | 10 | ||||
17. Пекахия | 742 г. до н.э. | 189 | 2 | ||||
18. Пеках | 740 г. до н.э. | 191 | 20 | ||||
11. Джотам | 740 г. до н.э. | 191 | 16 | Михей (до Езекии) | |||
12. Ахаз | 732 г. до н.э. | 199 | 16 | ||||
19. Осия | 732 г. до н.э. | 199 | 9 | ||||
13. Езекия | 716 г. до н.э. | 215 | 29 | ||||
14. Манассия | 687 г. до н.э. | 244 | 55 | ||||
15. Амон | 642 г. до н.э. | 289 | 2 | Наум (в Ниневию) (примерно) | |||
16. Иосия | 640 г. до н.э. | 291 | 31 | Софония, Иеремия (в изгнании) | |||
17. Иоахаз | 609 г. до н.э. | 322 | 3 месяца | ||||
18. Иоаким | 609 г. до н.э. | 322 | 11 | Аввакум (примерно) | |||
19. Иехония | 597 г. до н.э. | 334 | 3 месяца | ||||
20. Седекия | 597 г. до н.э. | 334 | 11 | ||||
592 г. до н.э. | 339 | Иезекииль, Даниил | |||||
587 г. |