Образ бабы яги в русском фольклоре: Образ Бабы Яги в русских сказках

Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы Яги в русском фольклоре Воронеж

Сказочникам XX в. очень полюбился образ Яги. Под их пером она выступает то как злая и безобразная старуха, которая всячески вредит герою и выполняет задания Кощея, то оказывает герою помощь, дает полезный совет или дарит волшебный подарок. При этом Яга наделяется такими чертами, которые придают ей некоторую комичность. Реже она выступает просто как опасный персонаж Но, сказки, живущие в наше время, чрезвычайно многослойны: исследователь может различить в них отдельные пласты, порожденные действительностью разных эпох.

Несмотря на популярность образа Бабы Яги, ученые мало занимались его изучением. И хотя на сегодняшний день можно выделить несколько точек зрения на историю сложения ее образа, в целом в фольклористике была принята мысль Н.В. Новикова о том, что не только ранние варианты сказок о Бабе Яге, но и варианты поры их расцвета и продуктивного развития не зафиксированы, поскольку ранее XVIII в. нет записей этих сказок, а имеются лишь скупые сведения о ее бытования, немногие пересказы и косвенные свидетельства о ней в древнерусской литературе 1.

Но некоторый дополнительный материал по истории формирования образа Бабы Яги в русской народной сказке могут дать два лубка конца XVII — первой четверти XVIII в. Эти памятники народной графики хорошо известны исследователям, но никогда не привлекали их внимание как свидетельство о самых ранних из известных нам этапах развития истории

Первый из этих лубков изображает пляску Бабы Яги с мужиком, играющим на волынке. Сама картинка выглядит следующим образом. В левой половине листа изображена Баба Яга. Она стоит на правой ноге, занеся левую для того, чтобы топнуть ею по земле. Руки с раскрытыми ладонями протянуты вперед. То ли для того, чтобы придать Яге устойчивости в ее неуравновешенной позе, то ли, чтобы обнять скачущего перед ней мужика. Ее лицо покрыто морщинами, глаза вытаращены, рот открыт. Изо рта высунут язык. Зубы, обычно не изображаемые на лубках, имеют пропорциональный лицу размер. Большой нос наделен одновременно и горбинкой, и впадиной. На спине возвышается горб. Яга одета в не совсем обычный костюм. На ней зеленое платье с украшенными золотой тесьмой воротом и обшлагами рукава Скорее всего гравер пытался изобразить летник. Эта типичная для женщин XVI-XVII вв. одежда свободного покроя, не слишком долгополая (так, что видны стопы ног), с широкими рукавами, которые назывались накапками и украшались специальными нашивками — вошвами, изготавливаемые из другого материала, шитого золотом и жемчугом. Обычно летник надевался через голову, но известны и распашные летники. Судя по изображению подола, на лубке показан именно распашной летник, поскольку ноги Бабы Яги не скованы сшитым подолом, а показаны будто бы одетыми в брюки. Из женской распашной одежды этого времени еще известны телогреи, опашни. Но телогреи были длинной до пят, облегающими фигуру с узкими откидными рукавами, а опашень носился внакидку . На Бабе Яге пояс, подобранный в тон тесьме на воротнике и вошвам. Волосы Яги скрывает сиреневая кичка — признак замужней женщины или вдовицы. Головной убор украшен золотой тесьмой и решмой От основания кички до уровня груди спускаются колт или серьга — принадлежность знатной женщины 3. Однако обута Баба Яга в лапти косого плетения. Лапти известны с древнейших времен и, хотя, возможно, употреблялись и среди знати, считались обовью простолюдинов 4. За поясом у Бабы Яги изображены прялка и прялочное донце.

Танцующий напротив Яги мужик также изображен устремленным к своей партнерше. Правая нога его занесена для удара о землю. Огромную плешь на голове окаймляют черно-белые волосы, косой ложащиеся на спину старика, облик которого дополняет длинная борода. Волынка, на которой играет мужик, имеет украшенные орнаментом зеленые меха, и два рожка — красный и золотой. Одеяние старика составляют красная сорочка с узкими рукавами, обшлага которых обшиты золотой тесьмой, и темные штаны. Обут мужик в лапти и перепоясан темным поясом, к которому подвешен витой рог (нож ?). Одежда мужика вполне соответствует облику крестьянина.

Позем, на котором изображена эта параб передает рельеф местности. Цветы характеризуют время действия — лето. Этому же периоду соответствует одежда обоих персонажей. Особенно следует обратить внимание на лапти, которые носили в рабочую пору лишь 3-4 дня 5.

Над изображением сверху помещена двустрочная надпись: «»га баба с мужикомъ, с плешивымъ старико(м)ъ скачютъ тл#1нютъ в волынку играютъ а ладу не знаютъ». Судя по ней, резчик, изготавливавший доску для лубка, был неграмотный. Так, он в слове «старикомъ» поставил «ъ» между двумя половинками буквы «М». Слово «танцуютъ» копировалось с образца, находившегося у резчика перед глазами, но он не смог разобрать все буквы и «а» у него превратилось в «л», «н» и вертикальная гаста «н» — в «#», оставшаяся вертикальная гаста «н» — в «i», «ц» — в «н», буква «у» оказалась пропущенной, а все слово стало читаться как «тл#1нютъ».

Другой лубок изображает Бабу Ягу, подъезжающую к крокодилу, готовому вступить с ней в драку. Судя по особенностям изображения позема и цветов, орнаментации одежд, нижнего края головных уборов и морщин на лице этот лубок был изготовлен другим мастером.

Баба Яга изображена здесь справа. Она восседает на свинье Руки ее широко раскинуты. В одной руке она держит узду, тянущуюся от морды свиньи, в другой — пест. На свинье Яга сидит по-мужски. Ее нос велик и загнут вверх («нос крючком»), язык не умещается во рту. Баба Яга одета в сиреневую поневу и красную юбку 6. Однако отчасти ее одежда широкими рукавами, украшенными золотыми вошвами, напоминает летник. Красная кичка украшает голову Бабы Яги. От нижнего края головного убора до пояса спускается колт или серьга, однако, возможно, резчик хотел изобразить распашной летник с расшитыми золотом обшлагами. Обута Баба Яга в сапоги. Из-за ее спины торчат заткнутые за пояс топор и прялка.

Крокодил изображен в виде фантастического существа, нижняя половина которого подобна кошачьей, передние лапы — птичьи, голова — человеческая с огромной рыжей шевелюрой, закрывающей всю спину, и длинной рыжей бородой. Он восседает на пне или камне, под которым маленькое изображение моря и двухмачтового корабля..

Свинья изображена довольно реалистично. Ее тело покрыто щетиной, морда оскалена, из пасти торчит язык, видны острые зубы. В том месте, где зад Бабы Яги соприкасается со спиной животного изображен стебель проросшего цветка.

Вверху в две строки нанесена надпись: «#га баба едет с коркодилом дратис# на свинье с пестом, да у них же по кустом ска#ница сеино». Вероятно, и в этом случае резчик был неграмотный. В слове «Баба» он перепутал первую букву, написав «Ваба». «Ъ» в словах «едет», «крокодил», «пест» дан в зеркальном изображении. Буквы «и» повсеместно дана зеркально. То же можно сказать и про «л». В слово «крокодил» искажено и передано в форме «коркодиломъ», причем у буквы «м» две средние гасты соединились, и она стала отчасти похожей на букву «# «.

Что же могут дать эти лубки для изучения истории формирования сказок с участием Бабы Яги? Во-первых, следует обратить внимание на тот факт, что изображенная на этих лубках Яга не подходит ни под один из образов, выявленный исследователями в сказках XIX-XX вв. (Яга-воительница; Яга -мстительница; Яга — обладательница чудесных предметов; Яга — злая чаровница, коварная доброжелательница, злая советчица и радужница; Яга — похитительница детей, Яга-дарительница) .

Сюжеты, где Баба Яга танцует, отсутствует в записях сказок. Ее бой с Крокодилом так же не известен фольклористам. Следовательно, перед нами две не известные фольклористам сюжетные линии, связанные с развитием этого образа.

Несколько неожиданной оказывается в лубках и социальная характеристика Бабы Яги. Она домовита, ее одежда соответствует одежде знатной или, по крайней мере, зажиточной женщины. Кроме того она показана хозяйкой животного и посевов. Но одновременно в образе Бабы Яги, представленном на лубках присутствует и пародийность, переданная через уродливость (загнутый вверх огромный нос, высунутый язык, горб, торчащие зубы), необычный способ передвижения (на свинье), бесхозяйственность (по кустам скаяница сеяна; играют, а ладу не знают), низкий социальный статус ее напарника (плешивый немолодой мужик) и беспокойность ее характера. Импульсивность Бабы Яги передана самой ситуацией (она изображена в танце и в драке), динамичной позой и выставленными зубами как у нее самой, так и у свиньи. Интересно, что современные сказочники угадали эту пародийную особенность образа Яги, присутствующую в лубках XVII-XVIII вв., но не сохранившуюся в позднейших записях.

Баба Яга на лубке представлена достаточно необычно. Своеобразен ее внешний облик. Она не столько стара, сколь некрасива. На лубке у Яги нет привычной худобы, ее нос «крючком» загнут не вниз, а вверх. Также не показаны привычные атрибуты Бабы Яги — помело и ступа. Она передвигается при помощи необычного для нее транспортного средства — свиньи. Зато Баба Яга снабжена необычными атрибутами — прялкой и топором. Она окружена не темным лесом, а цветами. Неожиданным кажется и особая нарядность Яги. Не традиционно изображение рядом с ней свиньи. Ее партнеры также весьма необычны. Это крокодил и мужик. В отличии от тех героев, с которыми Бабе Яге приходится иметь дело в сказках (малолетние дети, девушка, молодой мужчина), они оба уродливы и стары.

На лубках особое внимание уделено женскому началу. У Бабы Яги в качестве атрибута присутствует типичное женское орудие производства — прялка.

Как положено женщине, она нарядно одета и появляется на лубке в окружении мужчин, чей пол подчеркнут длинными бородами. Но одновременно у Бабы Яги есть и атрибуты, более свойственные мужскому полу. Так, топор, который Яга носит за поясом, в противовес прялке, считался мужским орудием труда. Пест и прялка, в соответствии с теорией З. Фрейда, вполне могут ассоциироваться с фаллическими символами. Особенно хорошо это видно по нахождению у Бабы Яги раздельно прялки с донцем — олицетворявших противоположные начала (мужское и женское). Неудобство их ношения за поясом еще раз подчеркивает, что они символизируют фаллос. О какой-то связи Бабы Яги с плодородием говорят и цветы, окружающие ее. Причем, показательно, что один из цветков вырос из зада Яги. Таким образом в лубках эта героиня наделена атрибутами, позволяющими относить ее к смеховому миру плодотворящего низа 8.

В этой связи, особый интерес представляет бой с крокодилом, затворившим воду. Сюжет о поединке со змеем, затворившим воду и тем губящим все живое на земле, достаточно распространен во многих мифологических системах. Присутствует он и у восточных славян 9. Но появление вместо обычного в этой ситуации героя-богатыря Бабы Яги снижает ситуацию до уровня смехового мира.

Из знакомых черт у Бабы Яги на лубке присутствует только огромный язык, за который в сказках ее хватают кузнецы, чтобы перековывать ей голос. Из других атрибутов, знакомых нам по записям, можно назвать пест, который иногда появляется рядом со ступой.

Но из представленного на лубках образа Яги видно, как шло формирование ее новых образов. Так, из домовитости Яги вышла Яга-дарительница, а из ее экспансивности — сварливость Яги-дарительницы и Яга-похитительница, Яга-воительница и Яга-мстительница.

Иной образ Бабы Яги, создаваемый рассмотренными лубочными изображениями, опровергает представление, о том, что уже к концу XVII в. завершился период расцвета и продуктивного развития этого сказочного образа. Характерно, что современные сказочники, создатели авторских сказок

Возвращаются к старому пониманию Бабы Яги, чьи особенности не всегда ясно уловимы в фольклорных записях XIX в.

Примечания

1. Новиков Н.В. Образы русской волшебной сказки. М., 1974. С. 5. 2.

Рабинович М.Г. Одежда русских XIII-XVII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. (Материалы к

историко-этнографическому атласу). М., 1986. С. 75-76. Рис. 23, 24. а, в.

3. Рабинович М.Г. Одежда русских XIII-XVII вв. … Рис. 37.

4. Рабинович М.Г. Одежда русских XIII-XVII вв. … С. 48-49.

5. Рабинович М.Г. Одежда русских XIII-XVII вв. … С. 48-49.

6. Рабинович М.Г. Одежда русских XIII-XVII вв…. С. 68-70. Рис. 20.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л., 1986, Пропп В.Я. Морфология сказки.

М., 1969, Новиков Н.В. Образы русской волшебной сказки. М. , 1974. С. 159.

8 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

9 Блаватский В.Д. О Змееборце в русской былине // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 317-321; Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974. № 1. С. 22; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. 1946. С. 197; Василенко В.М. Образ дракона-змия в новгородских деревянных ковшах // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 326-332.

 

Ненкова А.И.(стр.шк. №40), Амелькин А.О. (ВГПУ)

 

Образ Бабы Яги в сказках и мифах

Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Баба-Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-ведьма.
В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах — таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом).
Согласно сказкам восточных и западных славян, В. Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. Так, легко заметить сходство Бабы — Яти и злой Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъелы из финских сказок. В целом же В. Я. Пропп пришел к выводу о том, что в образе Бабы — Яги соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые Баба -Яга выполняет в разных сюжетах.
В сказках западных и восточных славян говорится, что Баба — Яга живет в дремучем лесу или на краю леса, в «избушке на курьих ножках. Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. На воротах вместо запора — руки. Вместо замка — рот с острыми зубами. Избушка Бабы — Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к «этому свету» задом. Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: «Встань по старому, как мать по-ставила! К лесу задом, ко мне передом».
Баба — Яга может выступать и в функции вредителя (тогда она старается погубить героя или героиню, пришедших к ней по той или иной надобности), и в функции дарителя, волшебного помощника (тогда она, распросив героя, попарив его в бане и накормив, одаривает необходимой вещью или дает необходимые сведения. В данных ритуалах отразилась схема погребального обряда). Только после этого герой заклинаниями разворачивает избушку из мира мертвых в мир живых и доказывает свое право пройти в иномир: осуществляет омовение и принятие ритуальной погребальной пищи. Баба — Яга — соглашается оказывать ему помощь. Нередко герой поочередно попадает к трем сестрам и получает необходимую помощь лишь у последней Бабы — Яги.
Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя.
У Бабы-Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза), Иногда у нее бывают огромные груди, которые она закидывает на спину. В частности, распространено такое описание — Баба — Яга, костяная нога, сидит «на печи, на девятом кирпичи», и у нее «зубы на полке, а нос в потолок врос».
Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы-Яги как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.
Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.
Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв. ). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

http://www.awareness-way.ru/content/1455-baba-yaga

——————————————————
Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги.
——————————————————

Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу. Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я. Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины. Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.
В большинстве текстов Яга выступает одним из главных действующих лиц, проводящих обряд инициации — введение детей в определенную половую и/или возрастную группу: юноши посвящались в охотники, девушки принимались в круг матерей. В.Я. Пропп отмечал, что образ Богини-Матери, стерегущей дорогу инициаций, в русском фольклоре сохранился в виде образа сказочной Бабы-Яги, встречающей инициируемого на границе обжитого пространства и темного леса – архетипического иносказательного образа границы между миром живых и миром мертвых. От реального мира мир иной всегда отделялся какой-либо границей, чаще всего — избушкой Бабы-Яги. Даже внешний вид этого жилища напоминает о смерти своим сходством с домовиной, которая часто бывает окружена человеческими останками. Инициация предполагала определенную мифологическую интерпретацию пространства: выход за пределы своей территории приравнивался к смерти, а нахождение в ином мире воспринималось как пребывание на «том» свете . В древнейшие времена церемонией инициации могла руководить женщина-ведунья. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания образов Бабы-Яги как «похитительницы», уводящей детей для обряда инициации и «дарительницы», дающей советы и помогающей выдержавшим испытания. На наш взгляд, это позволяет интерпретировать Бабу-Ягу как жрицу Макоши в обряде инициации. В дальнейшем с исчезновением матриархата ведущая роль переходит к жрецам-мужчинам, аналогично тому, как и роль женского божества – к мужскому.
С древнейшими представлениям о Великой Матери мира, Матери-Земли – прародительницы всего живого, ведающей судьбами людей и хозяйки зверей может быть связан и образ Яги – владелицы леса, к которой по ее зову «бежит всякий зверь», «ползет всякий гад», «летит всякая птица». Связь Бабы-Яги со смертью также можно объяснить этим первообразом, так как у древних существовало представление о смерти как о превращении в животных, поэтому именно хозяйка зверей охраняет вход в царство мертвых (т.е. в царство животных – лес) и обладает властью над ними. Именно в этом качестве выступает Яга. Вместе с тем, Баба–Яга связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядом перерождения, с идеей умирания и воскрешения. Этот образ мог символически представлять Великую Богиню-Мать, Мать-Землю – повелительницу и прародительницу всего живого, связанную с потусторонним миром мертвых.
Таким образом, архетип Матери в культуре восточных славян наиболее полно репрезентирован в образе Матери-Земли – целостном, но обладающим множеством функций. Этот образ как Вселенской Матери, богини плодородия и божества подземного мира зародился в архаическое время, сопровождался различными ритуалами, обрядовыми действиями и был тесно связан с аграрной деятельностью. Постепенно функции Матери-Земли стали переходить к другим женским божествам. Амбивалентность, двойственность, неоднозначность восприятия самого образа Матери-Земли были перенесены и на связанные с ним женские образы. В процессе исторического развития, в первую очередь, в связи с переходом от матриархата к патриархату, от потребляющего хозяйства к производящему, от язычества к христианству произошло разрушение высших уровней мифологии восточных славян. Эти же причины одновременно способствовали усилению негативных черт в женских образах. Лишь в некоторых случаях происходило слияние функций языческих божеств с христианскими святыми, как в случае с богиней Макошью. Большинство же женских божеств – русалки, Баба Яга и прочие — стали восприниматься как демонические существа низшего уровня. Архетип Матери, репрезентированный в мифологических представлениях восточных славян, наиболее полно сохранился лишь в образе Матери-Земли, преимущественно в обрядах и ритуалах, связанных с аграрной традицией.

См.: Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк: Сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.:Мартис, 1997. – 320 с.
Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа матери // Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» — «Port-Royal», 1997. — С. 218.
Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. — М.: Алетейя, 2002. — С. 60.
Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. Т.1.- М.: ЭКСМО, СПб.: TERRAFANTASTICA, 2002. — С. 136-142.
Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. — С. 350-351.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М.: СОФИЯ, ИД «Гелиос», 2002. — С. 361-369.
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М.: Наука, 1975. — С.78.
Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. — С.460.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С. 75.
См.: Там же. С. 52-111.
О.И. Пушкина
http://info-grad.com/svyaz-arkhetipa-materi-zemli-i-baby-yagi/

«Золотой мальчик Фильм «Страшные сказки»»

Баба яга из русских сказок страшная старая Vector Image

Баба яга из русских сказок страшная старая Vector Image

  1. лицензионные векторы

  2. Яга Векторы

ЛицензияПодробнее

Стандарт
Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях.

Расширенный
Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Право собственности
Учить больше

Эксклюзивный
Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 14,99

Кредиты
$ 1,00

Подписка
9 долларов0082 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Способы покупкиСравнить

Плата за изображение
$ 39,99

Кредиты
$ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены составляют $ $.

Оплата с помощью Стоимость изображения

Плата за изображение

$ 39,99

Оплата разовая, регистрация не требуется.

Предоплаченные кредиты

$ 30

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США).

Оплата

Плата за изображение
$ 499

Дополнительные услугиПодробнее

Настроить изображение
Доступно только с оплатой за изображение
9 долларов0082 85,00

Нравится изображение, но нужно всего лишь несколько модификаций? Пусть наши талантливые художники сделают всю работу за вас!

Мы свяжем вас с дизайнером, который сможет внести изменения и отправить вам изображение в выбранном вами формате.

Примеры
  • Изменить текст
  • Изменить цвета
  • Изменить размер до новых размеров
  • Включить логотип или символ
  • Добавьте название своей компании или компании
Включенные файлы

Подробности загрузки. ..

  • Идентификатор изображения
    28301067
  • Цветовой режим
    RGB
  • Художник
    Вероника_Декарт

Баба Яга Русская Ведьма сказка цифра

 

Баба Яга — повторяющийся персонаж русского фольклора. Вероятно, происходящее от Ведьмы, третьего члена трехчастной богини (Дева, Мать и Ведьма), Баба-Яга не добрая, но и не совсем злая; она ест людей и украшает свой забор их черепами, но известно, что она помогает людям, которые ей служат. Она также упорядочивает циклы природы. Ее часто называют Бабой-Ягой «Костоногая». Ее хижина стоит на курьих ножках, и нужно приказать развернуться, чтобы можно было войти. Баба Яга летала по воздуху в ступе, гребя пестиком, а ее дом мог бегать за своими жертвами.

Линда Иваниц в своей книге Русское народное поверье на тему Бабы Яги и ведьм сказала следующее:

Баба Яга, древняя, костлявая, синеносая ведьма, как бы перешла из волшебной сказки в предрассудки о том, какой должна быть ведьма. С. В. Максимов, например, предполагает, что это был обычный образ северной великорусской ведьмы , в то время как южноукраинские ведьмы, как правило, были красивыми молодыми вдовами. Такое деление на северных и южных ведьм слишком четкое, и показательно, что воспоминания и басни, на которые позже ссылается Максимов, не подтверждают его. Они включают и молодых женщин. как старшие среди великорусских практиков, и в них часто нет упоминаний о красоте или безобразии ведьмы. Действительно, обзор документов, относящихся к колдовству и деревенским традициям » «настоящие» ведьмы, в отличие от описаний ведьм в более выдуманной волшебной сказке, указывает на то, что ведьмы могут быть любого возраста. В тех рассказах, где возраст является фактором, популярное воображение поражает не столько сходство с Бабой Ягой, сколько неестественное долголетие. Пример из киевских архивов о сожжении античной женщины, подозреваемой в развязывании чумы, иллюстрирует это положение. Здесь, надо полагать, народное отношение отражало ощущение, что эта женщина должна была умереть намного раньше.