Новгородская революция: НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1136 • Большая российская энциклопедия

Новгородская «революция» . Дворцовые интриги на Руси

В 1136 г. в Новгороде произошло событие, которое многие исследователи склонны называть революцией. Вряд ли оно заслуживает такой неординарной аттестации, но к числу примечательных, безусловно, относится. Речь идет об изгнании из Новгорода князя Всеволода Мстиславича. Решение об этом было принято на земельном вече, в котором, кроме новгородцев, участвовали также псковичи и ладожане.

Чем же прогневил новгородцев Всеволод? Официально ему было предъявлено три обвинения. Первое заключалось в том, что он не проявлял заботы о сельском населении Новгородской земли. Как выразился летописец, «не блюдет смердъ». Вторым проступком Всеволода был его уход из Новгорода на переяславльский престол. Гордые новгородцы не могли снести подобного оскорбления и решили наказать за это князя: «Чему хот?лъ еси с?сти въ Переяславли». И, наконец, третьей его виной было то, что в каком-то из сражений Всеволод первым отступил с поля боя: «?халъ еси с полку предъ вс?хъ»[136].

Конечно, будь жив отец Всеволода Мстислав Великий, подобные обвинения не потянули бы на лишение княжеского престола. Скорее всего, они вообще не были бы предъявлены Всеволоду. Но теперь у Всеволода не было столь могущественного покровителя. Дядя Ярополк, сменивший на великокняжеском троне брата Мстислава, относился к племяннику хорошо, однако подкрепить это силой не мог. У него хватало забот и на юге Руси. Приходилось постоянно иметь дело с претензиями неспокойных Ольговичей, а также своих братьев Юрия и Андрея.



Вскоре после смерти Мстислава Ярополк предпринял попытку устроить судьбу Всеволода на юге Руси, но она оказалась неудачной. Для великого князя эта затея не имела отягчающих последствий, Всеволоду же она принесла одни разочарования. События 1132 г. откликнулись ему в 1136-м, послужили поводом для немилости к нему новгородцев.

Принимая во внимание практику занятия престолов многочисленными представителями русской княжеской династии, в 1132 г. ничего сверхъестественного не случилось. Ярополк Владимирович как великий князь решил перевести Всеволода из Новгорода в Переяславль, а тот, как покорный вассал, не смог ослушаться своего сюзерена. Оказалось, однако, что эта акция вызвала целую бурю на Руси. Прежде всего она была встречена в штыки братьями Ярополка Юрием и Андреем. Расценив ее как попытку закрепить за Всеволодом не только Переяславль, но и Киев, они осуществили стремительный наезд на Переяславль и изгнали оттуда Всеволода.

Такой поворот событий, разумеется, не устраивал Ярополка. Как только в Киеве стало известно о самоуправстве Юрия Владимировича, к Переяславлю немедленно была выслана великокняжеская дружина, которая также лишила суздальского князя радости обладания этим городом. Только восемь дней он просидел в Переяславле, а затем вынужден был оставить его и уйти в Суздаль.

Казалось, Всеволод мог вновь занять переяславльский стол, но этого не случилось. Причин, по которым Ярополк отдал на этот раз предпочтение другому Мстиславичу — Изяславу — и вручил ему Переяславль, мы не знаем. Возможно, Всеволод сам отказался от такого беспокойного престола и решил вернуться в Новгород, а может, Ярополк, разуверившись в возможностях старшего племянника как наследника киевского стола, посоветовал ему это.

Как бы там ни было, но Всеволод действительно вернулся в Новгород. Здесь, однако, его не ждали. Более того, расценили это возвращение как оскорбление новгородцев. В городе вспыхнул мятеж: «И бысть въстань велика в людех; и приидоша плесковцы и ладожан? Новугороду, и выгониша князя Всеволода из города»[137].

Казалось, княжеская карьера Всеволода рухнула окончательно: не приобретя Переяславля, он терял теперь и Новгород. Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Неожиданно новгородцы сменили гнев на милость и решили вернуть Всеволода в город. Краткая летописная фраза — «и пакы, сдумавше, въспятиша и опять Устьяхъ» — не раскрывает причин такой кардинальной перемены в их настроениях. Возможно, ключом к разгадке является летописное известие о смене посадников во Пскове и Ладоге: «А Мирославу даша посадницать въ Плесков?, а Рагуилов? в Ладоз?»[138].

Рис. 27. Уход Всеволода Мстиславича с дружиной из Вышгорода на Псковское княжение

Вряд ли стоит сомневаться в том, что названные бояре получили свои должности из рук Всеволода. В пользу этого свидетельствует и летописный термин «даша». Здесь, видимо, был тот случай, когда услуга предоставлялась за услугу. Мирослав и Рагуил, вероятно, сыграли решающую роль в возвращении Всеволода на новгородский престол, а тот рассчитался с ними тем, что взял в свою администрацию. Характерно, что спустя сравнительно короткое время Всеволод поменял и новгородского посадника. Вместо Петрила на эту должность был поставлен Иванко Павлович. Летопись и в этом случае употребляет термин «даша»: «Отъяша посадничъство у Петрил? и даша Иванкови Павловичю».

Потекли годы мирного сожительства князя Всеволода с новгородцами, псковичами и ладожанами. Летопись сообщает о строительстве нового моста через Волхов, возведение деревянных храмов святой Богородицы и святого Георгия, походах на Чудь и Суздаль. Все это происходило при непосредственном участии Всеволода, что летописец и подчеркивает специально. Под 1135 г. в Новгородской летописи говорится о закладке каменной церкви святой Богородицы в Новгороде на Торговище, которая была осуществлена князем Всеволодом и архиепископом Нифонтом. Ни в одном сообщении нет и тени сомнения в прочности княжеского положения Всеволода. Не слишком удачные походы на Суздаль и кровопролитные сражения со значительными потерями с новгородской стороны также не ставились ему в вину. На Ждан-rope действительно полегло много новгородцев, что достойно скорби и сожаления, но уточнение летописца, что суздальцев побито больше, как будто свидетельствует об успешности этого сражения.

Конечно, реальная княжеская жизнь Всеволода была полнее той, что отражена в летописи. Многое, наверное, не попало на ее страницы. Летопись ведь под присмотром князя, и далеко не всегда летописцы отваживались вносить в нее неприятные свидетельства. И все же предъявленные ему обвинения кажутся несколько надуманными, «сшитыми» на скорую руку.

Наверное, при Всеволоде новгородским смердам жилось нелегко. Но разве лучшим было их положение при Мстиславе? И с каких это пор новгородская (псковская и ладожская) знать стала защитницей обездоленных слоев населения земли? К тому же Всеволод не скомпрометировал себя изданием какого-либо фискального устава, ущемляющего права смердов. Скорее всего «грех» его был в другом. В 1135 г. Всеволод составил «Рукописание» купеческому братству при церкви св. Иоанна на Опоках, которое давало новгородским купцам значительные льготы и привилегии. Вскоре, однако, он издал Устав «о церковных судах… и о мерилах торговых», которым купечество ставилось под контроль новгородского архиепископа. Это, вероятно, и вызвало недовольство Всеволодом.

Что касается легкомысленного предпочтения Новгороду Переяславля, которое Всеволод проявил в 1132 г., то по истечении четырех лет мирных взаимоотношений князя и новгородцев подобное обвинение выглядит притянутым «за уши». Он ведь понес за это наказание в том же 1132 г. и тогда же был прощен. Да и вина его перед новгородцами была относительной. В Переяславль он ушел, как пишет новгородский летописец, не по собственной инициативе, а «повелением Ярополчим».

Бегство с поля боя, безусловно, не украшает князя. Но, во-первых, подобные случаи были не такими уж редкими на Руси. Победы чередовались с поражениями. А во-вторых, факт этот не зафиксирован в летописи. Можно с уверенностью утверждать, что ни в 1135, ни в 1136 г. со Всеволодом ничего подобного не случалось, так как в это время не было военных кампаний. В 1134 г. Всеволод возглавлял походы на Суздаль. В одном из них он действительно повернул с полдороги назад, но ни о каком бегстве князя летописец не говорит. Возможно, новгородцы вспомнили какой-то давний эпизод, но тогда возникает резонный вопрос: почему только теперь?



Мы не сможем объективно разобраться в новгородских событиях 1136 г., если не уясним, что они представляли собой лишь часть общерусской истории и происходили в тесной связи с событиями в других регионах, в первую очередь на юге Руси. Такой подход вынуждает нас обратить внимание на известие Новгородской летописи 1135 г., которое на первый взгляд не кажется существенным. Вот оно. «Ходи Мирославъ посадникъ из Новгорода мирить киянъ с черниговцы, и прииде, не усп?въ ничто же: силно бо възмутилася земля Руская: Ярополкъ к соб? зваше новгородцовъ, а Черниговскыи (князья. — П. Т.) к соб?»[139].

Метания новгородцев между киевлянами и черниговцами представляются по меньшей мере странными. По логике вещей, они должны были безусловно принять сторону Ярополка. Во-первых, потому что он был великий киевский князь, а во-вторых, потому что в Новгороде сидел его ставленник. Если же Мирослав не мог определиться, на чью сторону встать, значит, что-то в его политической ориентации изменилось[140]. По-видимому, уже здесь, на юге Руси, у него и его приближенных созрела мысль отказаться от услуг Всеволода. Созрела не сама по себе, а под влиянием агитации черниговских князей. Готовясь после Ярополка овладеть Киевом, они, конечно же, были заинтересованы прибрать к рукам и Новгород. Подтверждением сказанному может быть то, что после взятия Всеволода под арест в город прибыл Святослав Ольгович и занял вакантный княжеский престол. Уверенности действиям новгородцев, очевидно, придало и то обстоятельство, что Ольговичи выиграли сражение у Ярополка Владимировича в 1135 г.

Мы оставили Всеволода в момент предъявления ему обвинений. Как правило, в подобных случаях антикняжеская оппозиция немедленно изгоняла неугодного князя из города и посылала приглашение другому, уже ожидавшему своего часа. На этот раз в Новгороде все было иначе. Всеволод был взят под стражу и помещен в епископском дворе. Чем было вызвано такое решение новгородцев, сказать трудно. Не исключено, что епископская резиденция располагала соответствующими для таких случаев помещениями, а возможно, была избрана из тех соображений, чтобы одновременно изолировать и епископа Нифонта, который поддерживал Всеволода.

Об отношении Нифонта к новгородской «революции» 1136 г. красноречиво свидетельствует его отказ венчать Святослава Ольговича, а также запрет духовенству участвовать в его свадьбе: «В то же л?то оженися Святославъ Олговиць в Нов?город?, и в?нцася съ своими попы y святого Николы; а владыка Нифонтъ его не в?нца, ни попомъ, ии чернцмь не да на свадбу ити, глаголя: не достоить ти ея поняти»[141].

Вместе с князем были арестованы его жена, дети и теща. Летописец уточняет, что случилось это 28 мая. Для надежности к узникам приставили стражу из 30 вооруженных дружинников, которым вменялось в обязанность стеречь их «день и ночь»: «И всадиша и въ епископль дворъ с женою и с д?тьми, и с т?щею, м?сяца майя в 28; и сторож? стрежаху въ день и нощь 30 муж съ оружиемъ»[142].

Около двух месяцев держали новгородцы Всеволода под стражей. Причину столь длительного заключения князя объясняет летописец. «И не пустиша его, донел? же инъ князь будет». Очевидно, судьба Всеволода зависела от успеха или неуспеха переговоров новгородцев со Святославом Ольговичем. Не исключено, что если бы черниговский претендент по какой-либо причине отказался от приглашения занять новгородский престол, Всеволод мог быть прощен и на этот раз. Очень уж не хотели новгородцы оставаться без князя. К тому же, как выяснится позже, в изгнании Всеволода были заинтересованы не все. Помимо высшего духовенства, его поддерживала и какая-то часть бояр. Всеобщего ликования по случаю прибытия в город Святослава Ольговича не последовало. Более того, на него было организовано покушение, правда неудачное. Как свидетельствует летописец, в Святослава стреляли милостники Всеволода, но он «живъ бысть».

Куда ушел Всеволод Мстиславич после изгнания из Новгорода, летопись не уточняет. Однако спустя некоторое время он вновь появился на севере Руси, во Пскове. Оказывается, его позвали сюда новгородские и псковские мужи, с тем чтобы еще раз посадить в Новгороде. «Поиди, княже, теке хотятъ опять», — якобы заявили ему приглашающие. Среди них был и Константин Микульниц, посадник новгородский, бежавший во Псков 7 марта 1137 г., а также несколько «ин?хь добрых муж».

Тем временем о приготовлениях Всеволода в соседнем Пскове стало известно в Новгороде. Там поднялся великий мятеж. Наружу выплеснулись страсти двух партий: про-Всеволодовой и про-Святославовой. Преимущество оказалось на стороне тех новгородцев, которые не хотели видеть в Новгороде Всеволода. Его сторонники вынуждены были бежать во Псков. К этим вельможным разборкам, вероятно, подключились и простые новгородцы. Они принялись грабить дворы сбежавших сторонников Всеволода. Летописец сообщает, что пострадали «домы» Константина, Нежатина и «ин?хъ много». С других сторонников Всеволода была взята контрибуция в полторы тысячи гривен, которые были переданы купцам на организацию военного похода против Пскова. Наказание понесли, как это постоянно случалось в подобных случаях, и невиновные: «досягоша и не виноватыхъ».

Новгород, таким образом, остался верным князю Святославу Ольговичу, а Псков крепко стоял за Всеволода Мстиславича. Такое положение, разумеется, никак не устраивало новгородцев, привыкших к тому, что Псков должен управляться из Новгорода. Решено было силой вывести Всеволода из Пскова. Под знамена Святослава Ольговича собрались, кроме новгородцев, дружина его брата Глеба, курский полк, а также половцы, традиционные союзники чернигово-сиверских князей. На псковичей это не произвело впечатления. Они отказались изгнать Всеволода и организовали круговую оборону города: «бяхуть ся устерегл?, зас?кл? ос?кы вс?». Пришлось новгородцам и их союзникам несолоно хлебавши возвращаться назад. Предлог выглядел вполне благородно: новгородцы якобы не захотели проливать кровь своих братьев.

Не исключено, однако, что между новгородцами и псковичами, вероятно, какой-то их частью, состоялось тайное соглашение. На эту мысль наводит утверждение летописи, что обе стороны решили положиться в этом спорном деле на Бога: «Негл? Богъ како управит своимъ промысломъ»[143].

Исходя из того, что за этой многозначительной фразой следует сообщение о безвременной кончине Всеволода, трудно отрешиться от мысли, что «божьим промыслом» управляли люди. Надежда новгородцев на то, что смерть Всеволода прекратит их противостояние с псковичами, не сбылась. Псковским князем был провозглашен брат Всеволода Святополк. Не наступил мир и в самом городе. Святослав Ольгович не завоевал всеобщего к себе расположения новгородцев и спустя год и девять месяцев также был изгнан из города. Стабилизация политической ситуации на севере Руси наступит лишь с утверждением на киевском столе в 1139 г. Всеволода Ольговича, но это уже другая история.



В лето 1136: «Новгородская революция».: clio_historia — LiveJournal

?

Categories:

  • Общество
  • История
  • Cancel

Новгородская волость была самой обширной и процветающей в Киевской Руси, а новгородский «стол» – самым древним: на нем сидел сам Рюрик. И посылали туда киевские князья только старших своих сыновей.

Но новгородская знать и сама знала себе цену: она всё больше богатела на добыче пушнины, ценнейшего продукта экспорта, на широкой торговле со странами Запада и Востока.

В городе всегда было множество иноземных купцов, росли их торговые дворы…

Видя ослабление Киева, новгородские бояре – «золотые пояса» – стали искать себе большей власти, чтобы править без оглядки на далекий стольный град. Причем если в Киеве бояре, то есть приближенные князя, – это были дружинники, воины-варяги, то в Новгороде боярство состояло из потомков старой, племенной славянской знати. Да и древние вечевые традиции здесь были крепки, как нигде.

В 1136 году новгородцы взяли под стражу своего князя Всеволода Мстиславовича – за то, что «не блюдет смерд» (не заботится о подданных), а потом изгнали его из города.

С этого времени новгородская земля постепенно превращается в «вольную республику». Большое новгородское вече – собрание «лучших и меньших людей» – становится высшим органом власти. На нем принимались решения по важнейшим делам, избирались «чины знатные» – посадник, тысяцкий и даже архиепископ.

Князя же приглашали только для командования войском и участия в суде, а изгоняли при малейшем недовольстве: в XII–XIII веках – 58 раз!

Решение вече по любому серьезному вопросу заранее «умысливалось» на Совете господ, куда входили самые знатные «золотые пояса» и «чины», и только потом выносилось на суд «мужиков-вечников». Но бывало, что правящие кланы не могли договориться, и вече заканчивалось массовой дракой на мосту через Волхов.

Несмотря на все амбиции, полной самостоятельности Новгородская вечевая республика обрести не могла: условия для сельского хозяйства на севере были крайне плохи, и без поставок продовольствия из других русских земель ей было не прожить.

Интересуетесь историей? Милости прошу!

Tags: События и факты

Subscribe

  • !

  • Как морпехи США мёртвых японцев грабили.

    Прелюбопытное описание нравов американской морской пехоты сделал известный американский военный историк Роберт Леки в своих мемуарах…

  • Приобщение к прекрасному. Джонни Паласиос Идальго.

  • !

  • Как морпехи США мёртвых японцев грабили.

    Прелюбопытное описание нравов американской морской пехоты сделал известный американский военный историк Роберт Леки в своих мемуарах…

  • Приобщение к прекрасному. Джонни Паласиос Идальго.

самоубийственная авантюра Путина | Российско-украинская война

21 сентября президент России Владимир Путин поднял ставки в украинском конфликте на новый опасный уровень, объявив мобилизацию и пригрозив применить ядерное оружие. В речи, показанной по национальному телевидению, он сказал: «Это не блеф. И те, кто пытается шантажировать нас ядерным оружием, должны знать, что флюгер может повернуться и указать на них».

После выступления Путина министр обороны Сергей Шойгу заявил, что будет призвано около 300 тысяч человек. Однако, похоже, что реальная цифра может быть намного выше. Указ президента, оформлявший проект, не был обнародован в полном объеме; обнародованная его часть не содержит реального целевого числа и довольно расплывчато определяет условия мобилизации. Находящееся в изгнании российское издание «Новая газета» со ссылкой на источник в Кремле сообщило, что согласно секретному пункту указа речь идет об одном миллионе. Кремль отклонил отчет.

Одновременно Россия проводит «референдумы» в четырех частично оккупированных областях Украины, что, вероятно, приведет к их аннексии. Эти фиктивные голосования позволят Кремлю заявить, что Украина атакует «российскую территорию». Это, в свою очередь, активирует российскую оборонную доктрину, допускающую применение ядерного оружия.

Влияние этого радикального решения на ход войны в Украине и на внутреннюю политику России предсказать крайне сложно.

Путин идет на безумный риск, который может привести к краху его режима, но с такой же вероятностью может привести к тому, что Россия утопит Украину в море крови и, следовательно, победит в этом конфликте возглавляемый США Запад.

Россия не знала всеобщей мобилизации со времен Второй мировой войны. Для конформистского большинства страны это явное нарушение общественного договора с путинским режимом, в котором они променяли свои политические свободы на безопасность и экономическую стабильность.

При его правлении они жили совершенно независимо от политики, а режим следил за тем, чтобы политика не постучала в их двери. Путин преуспел в точных ударах по своим противникам; таким образом, политические репрессии затронули лишь небольшую часть населения, активно занимающегося оппозиционной деятельностью.

С экономической точки зрения, даже несмотря на калечащие западные санкции, россияне переживают самый богатый период на своей памяти. Им далеко до того уровня отчаяния, который они испытывали в эпоху либеральных реформ XIX века. 90-е.

Но если мобилизация будет проходить так, как было объявлено, миллионы будут прямо и трагически затронуты самоубийственной внешней политикой Путина, которую они поддерживают лишь условно и половинчато.

Нет ничего отдаленно похожего на всплеск патриотического подъема, наблюдавшийся в начале двух мировых войн в ХХ веке. Вместо этого на российских границах выстраиваются длинные очереди, а авиабилеты становятся непомерно дорогими, поскольку мужчины, столкнувшиеся с призывом на военную службу, пытаются бежать из страны.

Так почему же Путин идет на такой риск?

Его политика ограждения населения от его собственной авантюристической внешней политики коренилась в парадигме стабильности, лежавшей в основе его первого десятилетия у власти. Стабильность, искренне приветствовавшаяся российским обществом после потрясений 1990-х, была источником его легитимности. Но эта парадигма изменилась примерно 10 лет назад, когда Болотное протестное движение бросило вызов власти Путина в 2011 году. диктатор. Чтобы оставаться у власти, ему нужно, чтобы русские действительно чувствовали угрозу со стороны Запада, и в идеале ему нужно, чтобы угроза выглядела правдоподобно экзистенциальной. Запад сыграл ему на руку через геополитическое отчуждение России, фактически лишив россиян демократической европейской альтернативы.

Теперь, когда Путин поставил значительную часть населения в ситуацию, когда им нужно бороться за личное выживание, его режим может столкнуться с внутренней негативной реакцией. Но риск этого может быть перевешен возможностями.

Было бы нелепо полагать, что плохо организованная война может привести к гражданским беспорядкам, которые свергнут режим. Когда люди в значительной степени сосредоточены на выживании, они вряд ли станут революционерами. Война делает революцию менее, а не более вероятной. Вот почему Путин начал это еще в 2014 году, передав свой внутренний конфликт в соседнюю страну.

Украина, наказанная Путиным за революцию на Майдане, послужила реальным поучительным рассказом для россиян. Когда российская армия сравняет с землей русскоязычные города, такие как Мариуполь и Харьков, это служит сигналом для россиян, которые могут подумывать о событии, подобном Майдану: вот что может случиться с вашими городами, если вы взбунтуетесь, как украинцы.

Конечно, при отсутствии мотивации новомобилизованные солдаты могут взбунтоваться или начать массово сдаваться украинцам. Это будет еще более вероятно, если командиры бросят их в бой плохо оснащенными или если Россия потерпит сокрушительные поражения от рук украинских военных.

Но тот факт, что мобилизация в основном нацелена на менее образованные и менее обеспеченные классы, делает этот сценарий несколько менее вероятным. Кто может возглавить любой возможный мятеж — тоже вопрос. Воинствующие ультранационалисты, которые уже критикуют Путина за нерешительность и мнимый либерализм, скорее всего, возьмут верх над любыми умеренными голосами. Этот сценарий, в котором Путин оказывается полностью загнанным в угол, также делает чрезвычайно вероятным применение ядерного оружия, его последнее средство.

Но также возможно, что мобилизация приведет к тому, к чему стремится Путин – к военным победам, которые в конечном итоге вынудят Украину подписать мирное соглашение, значительно более унизительное, чем Минские соглашения, которые Киев роковым образом предпочел не выполнять в преддверии российского полномасштабное вторжение. В этом случае ветераны станут костяком российского режима, а победа придаст ему легитимность и продлит его существование на неопределенный срок.

Из-за своей фундаментальной иррациональности социальное поведение очень трудно предсказать. Однако изменить поведение различных элементов российского общества можно, если Запад и Украина всерьез займутся поиском и взращиванием в нем союзников. Единственный способ добиться этого — представить четкое видение будущей России, полностью интегрированной в европейские и евроатлантические структуры. Это единственная политическая парадигма, которая оказывается работоспособной в Восточной Европе, если цель состоит в том, чтобы предотвратить деградацию стран до фашистских диктатур, как это произошло с Россией.

На данный момент западные сообщения, доходящие до россиян — не в последнюю очередь потому, что они усиливаются кремлевской пропагандой — в лучшем случае сомнительны. Глава Центра стратегических коммуникаций НАТО, появившийся на конференции в носках со словами «Растоптать русню [ксенофобское антироссийское оскорбление]», получает в российских социальных сетях неизмеримо больший отклик, чем любые (очень редкие) попытки западных правительств достучаться до к российскому населению через голову Путина.

В сочетании с политикой, препятствующей въезду в ЕС российских диссидентов и уклонистов, такого рода сообщения только усиливают и без того сильные суицидальные тенденции в российском обществе и ощущение безвыходности.

Поскольку он приближает нас к краю ядерной войны, этот кризис требует очень разумной, ответственной и дальновидной политики. Неудача лидерства приведет к глобальной катастрофе, о которой невозможно даже подумать.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают редакционную позицию Al Jazeera.

Северский | Украина Еврейское наследие: история еврейских общин в Украине

Новгород-Северский, город Черниговской области, Украина.
В 14 веке Новгород-Северский был завоеван князьями литовскими; в 16 и 17 вв. она находилась попеременно в руках поляков и русских; а в 1667 г. он был окончательно присоединен к России.

Начало

Еврейское поселение впервые упоминается в виде на жительство, выданном горожанам королем Польши Сигизмундом III Вазой (1587–1632). По разрешению евреям запрещалось продавать мясо в городе, кроме как во дворе синагоги. Также были включены несколько налоговых сборов, которые евреям было приказано платить.

Новгород-Северский до революции

Во время Хмельницких гонений 1648 г. многие евреи Новгорода-Северского были вырезаны казаками.

Община возобновилась только в конце 18 века. В 1847 г. в общине было зарегистрировано 1336 евреев; к 1897 г. их число возросло до 1956 человек (32% от общей численности населения).

Вот список евреев Новгород-Северского уезда — 1882, 1888 и 1910 гг. Вы можете его скачать.

Дореволюционное здание (магазин) в центре Новгород-Северского

В 1892 году в Новгороде-Северском было шесть частных еврейских школ и государственная еврейская школа.

Во время процесса над Бейлисом 813 раввинов Российской империи подписали декларацию о невозможности использования крови в еврейских обрядах.
В этом списке упоминается раввин Новгород-Северского Хаим Богин.

До революции

Община пострадала от волны погромов, прокатившейся по России в 1905 году. 9 октября в Новгороде-Северском случился погром. я нахожу только это 59Пострадали еврейские семьи.
В начале ХХ века в Новгороде-Северском действовало 5 синагог и еврейская средняя школа. Было 2 еврейских кладбища.
Список предпринимателей из Справочника дел Российской империи на 1904 г.:

В 1914 г. евреям принадлежала одна аптека (единственная в городе), все 4 склада аптечных товаров, обе пекарни, все 3 гостиницы, единственная фотоателье, часовая мастерская, 35 магазины и магазины (всего 10 продуктовых, все 4 мануфактуры, единственный ювелирный магазин). Оба евреи торговали лесом.

6 апреля 1918 г. части Красной Армии, отступавшие перед немецкой армией, жестоко атаковали евреев Новгорода-Северского, в результате чего погибло 88 евреев (включая автора А. Я. Слуцкого) (по другим данным 57 евреев убито и 16 пострадавший).

В 1924-1935 годах раввином был Зельман Абрамович Хургин (1900-?).

В 1926 г. в городе проживало 2089 евреев (22,8% всего населения), а в 1939 г. оно сократилось до 982 (8,56% всего населения).

Холокост

Памятник на братской могиле жертв Холокоста у д. Остроушки

Город был оккупирован немцами с 26 августа 1941 г. по 16 сентября 1943 г., хотя к этому времени большинство местных евреев уже эвакуировались.

Еврейского населения Новгород-Сейверского
1797-10 евреев
1847-1336 евреев
1897-2956 (32%)
1910-4386 евреев
1926-2089 евреев
1939-982 (86%)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
)
). ~ 80 евреев

7-8 ноября 1941 г. оставшиеся 174 еврея были расстреляны подразделением 10-го стрелкового полка 1-й мотострелковой бригады СС (капитан Гебель) при содействии украинской милиции. Евреев собрали у стен монастыря для «переселения» и переселили на противоположный берег Десны. Расстрел 174 человек произошел в районе села Остроушки в противотанковом рву. Остальные местные евреи были убиты на месте, обнаруженные на следующий день в своих квартирах.
Последние местные евреи были уничтожены в концлагерях вместе с более чем 17 000 советских военнопленных в 1942-1943 гг.
В лагере для военнопленных в Новгороде-Северском жестоко обращались с пленными евреями. Евреям запрещалось носить пальто и теплую одежду, их заставляли выполнять тяжелейший труд по удалению нечистот голыми руками, запряженных в телеги вместо лошадей. Еврейских заключенных держали в каменном сарае без света. Они не получали продовольственного пайка и вскоре погибли.
Нам известны только имена 210 убитых мирных евреев и 106 военных… Вы можете найти эти имена здесь.

Памятник на территории бывшего концлагеря

После ВОВ

После окончания ВОВ многие евреи вернулись из эвакуации.
Официально еврейская община вновь была создана в 1990 году. С 1998 по 2002 год здесь работала столовая Хэсэда.
Главой сообщества является Этя Кауфман.

Известные евреи из Новгорода-Северского

Зино Давидофф (Зуселе-Меер Давыдов сын Гилеля) родился в Новгороде-Северском в 1904 г., в 1911 г. эмигрировал в Швейцарию, где в 1930-х годах начал свое табачное дело.

Зино Давыдов (1904 -1994)

Старший из четырех детей табачного торговца Гилеля Давыдова. Даже в его собственных автобиографических произведениях факты о его юности немного туманны, поскольку в то время он был довольно молод и мог собрать воедино только некоторые истории своей юности. Его родители были либо торговцами сигарами, либо производителями сигарет в Киеве. Спасаясь от политических беспорядков, его родители оставили часть своей семьи и эмигрировали в Женеву, Швейцария, в 1919 году.