Ночные ведьмы: Диктант Победы — КТО ТАКИЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ». 23 мая 1942 г. на фронт вылетел необычный авиационный полк

Диктант Победы — КТО ТАКИЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ». 23 мая 1942 г. на фронт вылетел необычный авиационный полк

    23.05.2021 статья

    КТО ТАКИЕ «НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ». 23 мая 1942 г. на фронт вылетел необычный авиационный полк. 

     

    Наши читатели знают, какое сложное положение сложилось на фронтах осенью 1941 года. Враг был на подступах к Москве, начиналась блокада Ленинграда, общая ситуация ухудшалась каждый день. В эти трудные дни по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. В феврале 1943 года за героизм и мужество личного состава полку было присвоено почётное звание «Гвардейский», и он был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командиром полка стала Евдокия Бершанская. Сама Марина Раскова стала командиром 587 бомбардировочного авиационного полка. Герой Советского Союза Марина Раскова погибла в январе 1943 года.

     

    Фото: При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал авиационный женский полк — 46-й гвардейский Таманский ночных бомбардировщиков авиационный полк (46-й гв. НБАП). В левой части фотографии на переднем плане —  командир 46-й НБАП Евдокия Давыдовна Бершанская (1918-1982). Позади Бершанской стоит (в пилотке) военный комиссар полка батальонный комиссар Рачкевич Евдокия Яковлевна (1907-1975). Источник: waralbum.ru

     

     

    Девушки в воздухе

     

    Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет. Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

     

     

    Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты.

    Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

     

    Полёт метлы

     

    Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их «Nachthexen» (ночные ведьмы).

     

     

    Лётчицы 46-го гвардейского полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.

     

    Фото: Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта: Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман. Источник: waralbum.ru

     

    Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно –  это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска. За годы войны погибли 32 девушки и 23 боевые машины. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!

     

     

    В 2015 году запущен 8-серийный документальный сериал «Прекрасный полк». Этот фильм снимался при поддержке Российского военно-исторического общества. Он рассказывает об удивительных судьбах женщин, участвовавших в сражениях Великой Отечественной войны. Фильм под номером 7 рассказывает о судьбе Евдокии Давыдовны Бершанской – командире легендарного авиационного полка, прозванного фашистами «Ночными ведьмами».

     

    Автор: Александр Коновалов
    Источник: портал История.РФ

    Обратная связь

    Как вас зовут?

    E-mail

    Выберите темуОставить отзывЗапись на площадкуРегистрация площадокМеждународные площадкиТехнические проблемы

    Ваше сообщение

    Время отведенное на тест истекло

    По вашему коду найден результат

    Баллов

    Время

    Результат не найден

    Полеты «ночных ведьм»: как отважные летчицы наводили ужас на фашистов | Статьи

    «Ночные ведьмы» — знаменитый женский авиационный полк, сформированный в 1941 году. В нем служили девушки-студентки, в том числе Александра Акимова, совершившая более 700 вылетов. Юные летчицы самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести около тонны боеприпасов. В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. «Летает исключительно смело, ни страшась не прожекторов, ни зенитного огня противника…» — написано в тексте характеристики к награде. «Известия» публикуют документы из архива Московского авиационного института, где до конца жизни преподавала легендарная летчица.

    Штурман 46-го гвардейского

    В 1941 году Советская армия несла колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно потребовались пилоты и инженеры. Поэтому в октябре был выпущен особый приказ о формировании женских авиаполков (рис.1).

    Фото: МАИ

    рис.1

    Легендарная летчица-штурман Герой Советского Союза Марина Раскова лично объезжала авиационные училища и отбирала курсантов в эти соединения. В одну из воздушных эскадрилий попала юная Александра Акимова. Она стала ведущим штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, который вошел в историю под названием «Ночные ведьмы».

    — Александра Акимова училась до войны в педагогическом институте, — рассказал «Известиям» директор Музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолий Жданов. — На фронте она сначала была штурманом, потом стала сама пилотировать самолет.

    Полеты ночных ведьм

    Штурман 46-го ночного бомбардировочного авиаполка Александра Акимова

    Фото: МАИ

    Летному делу Александра Акимова обучалась в городе Энгельс. Приходилось заниматься по 12 часов в сутки. По словам Анатолия Жданова, это был сложный период: девушки гибли еще до военных действий попросту из-за неумения управлять летными аппаратами.

    Машины из фанеры

    Обучение проходило на легких самолетах модели У-2 (По-2), разработанных в 1928 году конструкторским бюро Поликарпова для первоначальной подготовки пилотов. У-2 имел ряд модификаций для применения в сельскохозяйственной, почтовой, медицинской и пассажирской авиации. На первый взгляд такие машины были мало пригодны для ведения боевых действий. Они летали на небольшой высоте со скоростью порядка 100 км/ч, что делало их легкодоступными мишенями для противника. Собранный на деревянном каркасе с фанерной и полотняной обшивкой самолет немцы поначалу презрительно прозвали «рус-фанер». Однако скоро фашистам пришлось изменить свое мнение.

    Полеты ночных ведьм

    Советские летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Руфина Гашева и Наталья Меклин на фоне самолетов У-2

    Фото: TASS/Olga Shirnina/Mediadrumworld.C

    Самолеты По-2 (У-2) отличались поразительной живучестью , — рассказал «Известиям» авиационный эксперт Вячеслав Голубятников. — Сбить их было непросто. Конструкция из дерева и фанеры, разработанная для упрощения и удешевления производства, выдерживала сотни попаданий. Самолеты возвращались на свои аэродромы буквально изрешеченными. Легкость в управлении, доставшаяся этому ночному бомбардировщику от своего учебного прототипа, позволяла летчику и штурману уделять больше внимания точности нанесения бомбовых ударов.

    Именно из-за того, что полеты на таких самолетах не требовали приложения больших физических сил, на них летали женщины, а не мужчины.

    Свой первый боевой вылет в качестве штурмана У-2 Александра Акимова выполнила в 1943 году (рис.2, Карточка с боевым заданием). В это время полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника на реке Терек. Затем количество полетов росло с неимоверной быстротой: за одну ночь «ночные ведьмы» в среднем делали восемь-девять налетов на позиции врага.

    Фото: МАИ

    рис.2

    Девушки самостоятельно подвешивали под самолеты бомбы и грузы, общий вес которых порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны.

    «Однажды экипаж вернулся с задания на самолете, в котором было 30 пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж, — пишет в своих воспоминаниях однополчанка Александры Акимовой Ирина Дрягина. — Летчики были уверены, что три дня им придется быть «безлошадными», однако их подруги-механики ввели самолет в строй за 10 часов!»

    С ноября 1943 года полк «ночных ведьм» поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове и участвовал в освобождении Севастополя и Крыма. А в июне-июле 1944-го сражался в Белоруссии, помогая освобождению Могилёва, Минска и других городов

    Вышивка между боями

    В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от ее действий напрямую зависела жизнь всего экипажа. Так, осенью 1943-го года во время ночной бомбардировки самолет, где она была штурманом, получил серьезные повреждения — нужно было производить вынужденную посадку на участок, буквально изрытый снарядами. Однако ей всё же удалось найти пригодную площадку. Во время приземления летчицы сильно ударились головами о приборные доски. Но, несмотря на полученные травмы, они уже через двое суток под обстрелами сумели добраться до своего аэродрома.

    На всю жизнь «ночным ведьмам» запомнился декабрь 1944 года. Тогда полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова и Варшавы. В одну из зимних ночей летчицы полка совершили 325 боевых вылетов, а сама Александра Акимова — 16. За доблесть и мужество штурман была удостоена благодарности Сталина.

    Женщины-летчицы ни в чем не уступали мужчинам во время боевых действий. Однако, как рассказал «Известиям» историк фонда «Историческая патриотика» Александр Макушин, в бытовом плане им было гораздо сложнее.

    Фото: МАИ

    В дневниковых записях летчиц 46-го полка рассказано о том, что в начале войны даже не было специальной женской формы, девушкам выдавали сапоги и одежду на несколько размеров больше, — сообщил эксперт. — Обмундирование приходилось ушивать, переделывать. Но женщина всегда остается женщиной, и даже на войне им хотелось хорошо выглядеть.

    «В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны, — вспоминала в своих дневниковых записях летчица Наталья Меклин. — Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк».

    «Летает исключительно смело»

    По словам историка Александра Микушева, про «ночных ведьм» ходила слава и среди немцев. Сбить летчицу из этого полка считалось у фашистов особенно престижным. Но и сами девушки были отнюдь не робкого десятка. О готовности умереть за Родину говорит тот факт, что до середины 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб.

    В мае 1945 года 22-летняя Александра Акимова уже была командиром полка. В конце войны она была представлена к званию Героя Советского Союза. В тексте представления к награде так сказано о штурмане: «Летает исключительно смело, ни страшась не прожекторов, ни зенитного огня противника… Лично за период боевых действий провела 680 боевых самолетовылетов, налетав при этом 805 часов. Сбросила по уничтожению мотомехчастей и живой силы противника 94 т бомбового груза. Точными бомбовыми ударами в стане врага было вызвано 122 сильных очага пожара, 178 взрывов и повреждено две переправы противника, взорвано два склада с боеприпасами, подавлен огонь трех батарей» (рис. 3, Боевая характеристика).

    Фото: МАИ

    рис. 3

    15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство летчиц демобилизовано. Боевые потери составили 32 человека. И хотя они гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

    Несмотря на представление к званию Героя Советского Союза, Александра Акимова так и не была награждена в период существования СССР. По словам Анатолия Жданова, документы затерялись где-то в Москве.

    — По каким причинам так произошло, до сих пор неизвестно, — отметил он. — Видимо, это было решение каких-то чиновников. Свое высокое звание она получила лишь в 1994 году по ходатайству Советов ветеранов. Но это было уже звание Героя Российской Федерации (рис. 4). Однако для нее самой это было очень важно, знать и понимать, что страна по достоинству оценила ее подвиг.

    Фото: МАИ

    Александра Акимова

    После окончания войны Александра Акимова преподавала в МАИ. Умерла она 29 декабря 2012 года.

    Биографии «ночных ведьм» прочно вошли в отечественную культуру. Были выпущены книги с мемуарами летчиц, им посвящали стихи, был снят художественный фильм «В небе «ночные ведьмы».

    Награды нашли и других летчиц. За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Советские ночные ведьмы | Музей Второй мировой войны Райта

    1 октября 2020 г. | Блог | 17 комментариев

    Военнослужащие 588-го полка ночных бомбардировщиков, получившие прозвище «Ночные ведьмы», выстроились в очередь и получили приказ о бомбардировке, которая должна была состояться позднее тем же вечером. ( Sovfoto/UIG через Getty Images)

    Какой самый ужасающий звук мог слышать немецкий солдат на русском фронте глубокой ночью — звук, от которого его сердце превращалось в желе? Мягкий «свист» ветра от стоек бомбардировщика-биплана «Ночная ведьма» с неуправляемым вооружением; описывается как жуткий звук ведьминой метлы, когда она тихо скользила, чтобы сбросить свой груз бомб.

    Кто были эти Ночные ведьмы? Это были женщины-пилоты российского 588-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Во время Второй мировой войны американские женщины, такие как WASP, поддерживали войну, переправляя и испытывая самолеты. Но Ночные Ведьмы были первыми женщинами-военными летчиками в 20 веке, которые напрямую вступили в бой с врагом. Пилоты были не единственными женщинами в 588-м полку. Все члены 588-го полка были женщинами, включая штурманов, наземный персонал и вспомогательный персонал.

    «Ночные ведьмы» были организованы майором Мариной Расковой, которая по сути была русским эквивалентом нашей Амелии Эрхарт. Однако женщины-пилоты в Советском Союзе не были чем-то необычным. Полеты были популярны в 1930-е годы и тысячи женщин состояли в аэроклубах. Но когда Германия вторглась в Россию в 1941 году, русских женщин не пустили в советские ВВС, хотя им разрешили находиться на передовой в армии. Раскова получила множество писем от женщин, протестующих против запрета. В конце концов, если женщинам разрешалось сражаться наравне с мужчинами на земле, то почему нельзя и в воздухе?

    Марина Раскова, изображенная выше, сыграла важную роль в создании трех авиаполков для советских женщин

    Иосиф Сталин был одним из поклонников Расковой. Она показала ему письма и убедила его, чтобы советские ВВС принимали женщин в качестве боевых летчиков. Женщины бросились в армию. Некоторые были объединены в полки, чтобы сражаться вместе с пилотами-мужчинами.

    Сталин также санкционировал создание трех полностью женских боевых групп:

    • 586-й истребительный авиаполк
    • 587-й бомбардировочный авиационный полк в/ч
    • 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк в/ч

    Зачислены тысячи женщин. В каждый полк было принято около 400 человек. Большинство из них были студентами университетов в возрасте от подросткового до двадцати пяти лет. Они провели год интенсивных тренировок, изучая не только то, как летать, но и управлять самолетом и обслуживать его — обучение, которое обычно занимало несколько лет.

    Поскольку до этого момента в советских ВВС не было женщин, женщинам выдали старую мужскую форму. Одежда часто была слишком большой и мешковатой. А сапоги иногда были настолько велики, что женщины рвали постельное белье и засовывали его в сапоги, чтобы они лучше сидели. Некоторые также коротко стриглись, чтобы выглядеть как мужчины, но рисовали цветы на своих самолетах и ​​использовали навигационные карандаши, чтобы раскрасить губы, чтобы добавить женственности войне. Официально с женщинами обращались так же, как с мужчинами, за исключением того, что им давали больше мыла.

    Награжденный член 588-го полка изучает полетную информацию на фоне своего самолета. ( Agentur Voller Ernst/AP Images )

    После обучения наиболее квалифицированные пилоты были направлены в 586-й истребительный авиаполк; второй по квалификации в 587-й бомбардировочный авиаполк; и наименее квалифицированный в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Но по уникальной иронии судьбы «наименее квалифицированные» стали самыми страшными и знаменитыми.

    К сожалению, современных самолетов не хватало. Так, 588-й полк получил устаревшие бипланы Поликарпова По-2, которые в основном использовались как хлопкопы и учебно-тренировочные самолеты. Пилот сидел впереди, а штурман, он же бомбардир, сидел сзади. Самолет был похож на смертельную ловушку, ожидающую прыжка. Некоторые «Ночные ведьмы» сравнивали расшатанный По-2 с «гробом с крыльями», потому что самолет был сделан из фанеры с натянутым на него брезентом. Если бы в самолет попала трассирующая пуля, он легко мог загореться. Максимальная скорость самолета составляла 90 миль в час, и он мог нести только две бомбы, по одной под каждым крылом. Вес бомб и экипажа вынуждали самолет лететь низко, что позволяло противнику легко его обнаружить. Из-за этих недостатков самолеты могли летать только ночью, под покровом темноты.

    Уцелевший образец биплана Поликарпова По-2, похожего на те, что использовались «Ночными ведьмами» во время Второй мировой войны.

    «Ночные ведьмы» не имели парашютов, потому что летали слишком близко к земле, а парашюты также добавляли дополнительный вес. У них также не было современных инструментов, и им приходилось полагаться на карты, компасы, секундомеры, карандаши и фонарики, чтобы найти путь к своей цели. Поскольку кабины были открыты, пилот и штурман подвергались воздействию непогоды, включая дождь и ледяной ветер. В сильные морозы они могут обморозиться. Если они положат голую руку на фюзеляж, плоть может оторваться, когда они отдернут руку. Ночные Ведьмы также носили с собой пистолеты, чтобы использовать их в случае крушения, но приберегали последнюю пулю для себя, чтобы их не схватили живыми.

    Однако у По-2 были некоторые преимущества. Небольшой вес делал его более маневренным, чем немецкие самолеты, из-за чего их было труднее сбивать. Сделанный из дерева и брезента, самолет не отображался ни на немецких радарах, ни на инфракрасных индикаторах. А максимальная скорость По-2 была ниже скорости сваливания немецких истребителей, что затрудняло ведение огня с воздуха. Бипланы также могли взлетать и садиться практически в любом месте. Это качество было очень важно, потому что 588-й должен был действовать очень близко к линиям врага, постоянно перемещая операции в течение дня, чтобы женщины могли сражаться ночью. Из-за своего боевого графика женщины спали и тренировались днем, а летали ночью. Понятное дело, они не выспались… но и немецкие части рядом, которые должны были быть готовы к ночным авианалетам, тоже не выспались. Психологический эффект рейдов «Ночной ведьмы» сказался на немецких войсках.

    Поскольку их самолеты могли нести только две бомбы, «Ночные ведьмы» совершили несколько бомбардировочных вылетов — от восьми до восемнадцати — за одну ночь. Они сбрасывали две бомбы, возвращались на временную базу, дозаправлялись и принимали еще две бомбы, а затем улетали в очередной боевой вылет. Каждый боевой вылет длился от 30 до 50 минут. Иногда Ночные Ведьмы возвращались с самолетами, изрешеченными пулями. Надежда Попова, одна из самых известных Ночных ведьм, однажды вернулась из боевого вылета с 42 пулевыми пробоинами в самолете, а также в шлеме и карте. Другой пилот потерял днище своего самолета из-за вражеского огня, но продолжил полет.

    Надежда Васильевна Попова (стоит) и сестры Ночные Ведьмы ( Николай Игнатьев/Alamy Stock Photo)

    Каждый боевой вылет был чрезвычайно опасен, потому что немцы окружили то, что они считали вероятными целями, концентрическими кругами прожекторов и зенитных орудий, которые Ночным ведьмам придется пролететь, чтобы достичь своих целей. Но Ночные ведьмы разработали стратегию, чтобы помешать немцам. Они летали группами по три человека. Когда они приближались к своей цели, два самолета пролетали кругами, а затем отклонялись в разные стороны, из-за чего прожекторы и зенитные орудия нацеливались на них. Затем пилот третьего самолета летит к цели. Когда штурман хлопал ее по плечу, она глушила двигатель и почти бесшумно дрейфовала к цели, и только слабый «свистящий» звук ветра через стойки сигнализировал о надвигающейся атаке. Затем штурман сбросит бомбы, а пилот, возможно, перезапустит двигатель и улетит. Три самолета менялись местами, пока не сбросили все свои бомбы, а затем возвращались на базу за новыми.

    Наземная команда — все «Ночные ведьмы» — устраняла любые повреждения, дозаправляла самолеты и загружала новые бомбы для следующего вылета.

    «Ночные ведьмы» готовятся к осмотру своих бипланов По-2

    «Ночные ведьмы» выполнили свою миссию, которая заключалась в том, чтобы нарушить сон немцев (а значит, и боевой дух) при бомбардировке важных объектов. Немцы называли женщин «Nachthexen» — «Ночные ведьмы» — это уничижительный термин, который женщины 588-го полка приняли с гордостью и не без оснований. С 19 июняС 42 по октябрь 1945 года часть совершила около 23 672 боевых вылетов, налетала 28 676 часов, сбросила более 3000 тонн бомб и 26000 зажигательных снарядов. Они повредили или уничтожили 17 речных переправ, 9 железных дорог, 2 железнодорожных вокзала, 26 складов, 12 складов горючего, 176 броневиков, 86 подготовленных огневых позиций, 11 прожекторов. Кроме того, они также совершили 155 сбросов продовольствия и боеприпасов для советских войск.

    Ирина Себрова, совершившая за войну 1008 боевых вылетов, больше, чем любой другой член 588-го полка.

    Но жизнь Ночных ведьм была трудна по другой причине: они часто сталкивались с дискриминацией со стороны пилотов-мужчин. Мужчины считали их низшими и мало уважали. «Ночные ведьмы» не получили подобного оборудования, такого как радиоприемники и пулеметы, для защиты от немецких истребителей. Дискриминация укрепила их решимость добиться успеха. В конце концов, благодаря их высокой производительности, многие мужчины стали их уважать. Но женщины упорно трудились, чтобы добиться этого.

    Тридцать две Ночные Ведьмы, в том числе полковник Раскова, погибли при исполнении служебных обязанностей. 89 советских женщин удостоились высшей награды своей страны — звания Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне; двадцать две из них были ночными ведьмами. После войны в Советском Союзе прошел масштабный парад Победы, но «Ночные ведьмы» не смогли в нем принять участие — слишком медленно летали их самолеты.

    Члены 588-го полка обсуждают детали предстоящей миссии в 1943 году.

    После Второй мировой войны советских женщин снова в значительной степени не допускали к боевым ролям, и со временем достижения Ночных ведьм стерлись из памяти, пока о них мало кто знал. Но в феврале 2019 г., автор Кейт Куинн помогла возродить интерес к «Ночным ведьмам», когда она опубликовала свой роман « Охотница, », в котором одна из главных героинь, Нина Маркова, становится Ночной ведьмой и сражается с немцами.

    Будем надеяться, что эти бесстрашные женщины надолго останутся в памяти людей!

    Групповое фото «Ночных ведьм»

    Этот пост — первая часть серии о советских летчицах в годы Великой Отечественной войны. В следующих постах речь пойдет о вышеупомянутых 586-м истребительном авиационном полку и 587-м бомбардировочном авиационном полку.

    Ночные ведьмы: женщины-пилоты, которые вселяли страх в нацистов

    История женщин-летчиц, которых немецкие солдаты называли Нахтексен, «Ночными ведьмами», имеет, пожалуй, одно из самых крутых имен в военной истории. под радаром многих людей (плохой каламбур). Управляя простыми деревянными самолетами в плохо сидящей униформе и без парашютов, эти советские пилоты столкнулись не только с нацистами, но и с осуждением, сомнением и жестоким обращением со стороны многих своих коллег-мужчин. 900:03 Женщины из 588-го ночного бомбардировочного полка на фоне своих самолетов. (ВВС США)

    С самого начала Второй мировой войны русские женщины искали способы внести свой вклад как в роли поддержки дома, так и в практических ролях вблизи линии фронта. У этих женщин был в своем углу опытный защитник в лице советской летчицы полковника Марины Расковой.

    Раскова, известная многим как «русская Амелия Эрхарт», уже зарекомендовала себя как первая женщина-штурман в советских ВВС, совершив внушительное количество дальних перелетов. Как только Раскова начала получать письма от женщин с вопросами, чем они могут помочь, она использовала свое военное положение, чтобы открыть для них новые возможности. Ее успеху способствовало то, что Иосиф Сталин лично знал и уважал Раскову и ее усилия, и в октябре 19В 41-м он приказал ей создать три женских авиаотряда. В то время как двое из них неизбежно стали смешанными, 588-й полк ночных бомбардировщиков оставался исключительно женщинами на протяжении всего своего существования.

    Штемпельный портрет Марины Расковой в форме с погонами майора ВВС СССР. (WikiMedia Commons)

    Около 400 женщин в возрасте от 17 до 25 лет были отобраны и отправлены в Энгельс, где они начали обучение в Энгельсском авиационном училище. В дополнение к тому, что всего за несколько коротких месяцев им пришлось пройти многолетнее обучение и получить информацию, им также пришлось столкнуться с женоненавистничеством со стороны многих солдат-мужчин в советских рядах.

    Поскольку многие считали женщин из 588-го полка меньше или «маленькими девочками», их не воспринимали всерьез и не обеспечивали надлежащим снаряжением. Женщинам-пилотам выдали плохо сидящую мужскую униформу и большие ботинки, которые они должны были набить собственными рваными постельными принадлежностями, чтобы обеспечить лучшую посадку. Сексуальные домогательства и насмешки стали повседневным явлением, и этим женщинам пришлось быстро научиться быть сильнее как в бою, так и вне его.

    Ночные ведьмы в 1943 году (WikiMedia Commons)

    Связанный: Забытые женщины-взломщики времен Второй мировой войны

    Они также не смогли оснастить свои самолеты такими вещами, как парашюты, из-за нехватки средств и строгих ограничений по весу для устаревших самолетов, которые им предоставили. Эти самолеты были истребителями урожая 1920-х годов и обычно использовались только в учебных целях. Изготовленные преимущественно из брезента и фанеры, двухместные бипланы Поликарпова По-2 большинство считали желанной смертью при использовании в бою.

    (WikiMedia Commons)

    Связанный: Как винтовой биплан сбил реактивный истребитель во время Корейской войны и безопасность. Большинство заездов происходило с тремя самолетами, первые два предназначались для привлечения внимания и огня противника, а третий должен был сбросить бомбу. Что делало это настолько опасным, так это тот факт, что третьему самолету, чтобы избежать обнаружения, пришлось бы выключить двигатель 9. 0006 и скользите над своей целью как можно тише.

    Восстановление и запуск двигателя после падения всегда было «скрещенными пальцами», учитывая возраст и возможности самолета. Единственное, что эти самолеты предлагали в свою пользу, заключалось в том, что из-за их более низкой максимальной скорости они могли маневрировать быстрее, чем немецкие самолеты, что затрудняло их попадание в цель. Боеприпасов на борту практически не было. Многие пилоты имели бы только заряженный пистолет, обычно оставляя себе последнюю пулю, поскольку самоубийство было предпочтительнее, чем попадание в плен.

    Ирина Себрова совершила на войне 1008 боевых вылетов, больше, чем любой другой член полка. (WikiMedia Commons)

    Главной целью 588-го полка было дезориентировать и лишить сна противника, и вскоре после начала походов стало ясно, что они увенчались успехом. Мало того, что нацисты были сбиты с толку почти ночными атаками, они также были особенно возмущены, когда узнали, что за этим стоит женский полк. Название «Ночные ведьмы» было дано нацистами из-за шума, который издавали самолеты, когда они парили над головой с выключенными двигателями. Они описали это как звук «метания метлы».

    Связанный: Факты, вплетенные в рассказ Тарантино о «Бесславных ублюдках» военных за время их пребывания на войне. Возможно, им никогда не давали полной оценки и признания, которых они заслуживали. Однако это, похоже, их не слишком беспокоило, и они совершили около 30 000 боевых вылетов, а 23 их пилота были удостоены звания 9-го пилота.0005 Герой Советского Союза .

    Групповая фотография нескольких членов «Ночных ведьм», ставших героями Советского Союза. Слева направо: Таня Макарова, Вера Белик, Полина Гельман, Екатерина Рябова, Евдокия Никулина и Надежда Попова. (WikiMedia Commons)

    В то время как роль женщин в вооруженных силах продолжала расти и развиваться по всему миру, Ночные ведьмы сыграли важную роль в демонстрации того, что женщины столь же способны, даже при минимальной поддержке, уважении, оборудовании и со всеми шансы складываются против них.