Нэпа что такое: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) | Энциклопедия Кругосвет

Сравнительный анализ НЭПа и индустриализации: сходства и различия

Содержание

  • 1 НЭП
    • 1.1 Цели введения НЭПа
  • 2 Индустриализация
    • 2.1 Цели индустриализации:
    • 2.2 Источники финансирования индустриализации
  • 3 Причины перехода от НЭПа к индустриализации
  • 4 Общие черты и различия
    • 4.1 Сходства
    • 4.2 Различия

НЭП

НЭП (новая экономическая политика) – экономическая политика советской власти в 20-е годы, пришедшая на смену политике военного коммунизма. НЭП радикально отличался от военного коммунизма, поскольку возвращал рыночные отношения в рамках ограниченной свободы торговли и предпринимательства, предоставлял возможность иностранным фирмам открывать концессии, а также заменял продразвёрстку продовольственным налогом, что явилось значительным облегчением налогового бремени для крестьян (середняков и зажиточных).

Цели введения НЭПа

  1. Преодоление тяжёлого экономического кризиса как результата Гражданской войны.
  2. Предотвращение социального взрыва в голодных городах и разорённых продразвёрсткой сёлах.
  3. Налаживание отношений с капиталистическими странами.

Ряд историков считают новую экономическую политику «временным перемирием» советской власти с российским крестьянством, поскольку продовольственный налог НЭПа (30%) сменил продразвёрстку военного коммунизма (70%), и, в свою очередь, был сменён принудительной коллективизацией.

Индустриализация

Индустриализация – экономическая политика в СССР, направленная на форсированное развитие промышленности (преимущественно тяжёлой), проводившаяся с 1929 г. до начала Великой Отечественной войны. Индустриализация тесно связана с процессом коллективизации.

Цели индустриализации:

  1. Превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную и достижение уровня индустриально развитых стран.

  2. Создание современного оборонно-промышленного комплекса и подготовка к отражению возможной агрессии.

  3. Переход к социалистической форме ведения народного хозяйства в рамках государственного планирования и отсутствия частной собственности на средства производства.

Источники финансирования индустриализации

Существенным является вопрос источника средств для проведения успешной советской индустриализации в течение 3-х довоенных пятилеток. Историки и экономисты выделяют следующие факторы и версии, позволившие руководству СССР совершить советское экономическое чудо:

  1. Получение сверхдоходов от продажи зерна, изымаемого у крестьян посредством создания колхозов.

  2. Использование бесплатной рабочей силы заключённых.

  3. Мировой финансовый кризис 1929–1933 гг.: благоприятные условия для закупки оборудования и целых предприятий на Западе.

  4. Бескорыстный энтузиазм рабочих, движение стахановцев.

  5. Изъятие у партийных работников высокого ранга в ходе следствий над ними незаконно вывезенных на Запад средств.

  6. Ставка мировой финансовой элиты на накачивание ресурсами и последующее стравливание СССР и Германии.

Причины перехода от НЭПа к индустриализации

  1. Торговый дисбаланс между городом и деревней как результат НЭПа.
  2. Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг.
  3. Рост безработицы среди городского населения.
  4. Необходимость суверенизации экономики, а, следовательно, прекращения концессионной политики.

Общие черты и различия

Сходства

  • Государственная монополия внешней торговли.
  • Отраслевые дисбалансы в экономике (дефициты).
  • Экономическое сотрудничество со странами Запада.
  • Наличие Госплана.

Различия

Признаки реализации

НЭП

Индустриализация

Формы собственности на средства производства

Государственная, частная, коллективная.

Государственная, коллективная (артели, колхозы).

Вмешательство в экономику

Прогнозирование, стимулирование.

Пятилетние планы развития народного хозяйства.

Положение крестьян

Продовольственный налог 30% для середняков и зажиточных крестьян; разрешён наёмный труд и аренда земли.

Принудительная коллективизация, репрессивная политика в отношении т. н. кулаков.

Контакты с Западом

Сдача природных ресурсов в концессии (золото, уголь, лес, рыбные промыслы и т.д.).

Массовые закупки оборудования, техники, привлечение иностранных специалистов.

Характер труда

Использование наёмного труда, экономическое стимулирование трудовой мотивации.

Идеологическая трудовая мотивация, осуществлявшаяся через широкую пропаганду.

НЭП: альтернатива развития.

Статья Г.А. Зюганова в газете «Завтра»


В преддверии столетия Великого Октября КПРФ проводит научные конференции, круглые столы, посвященные рождению и становлению Советской страны. И раз за разом главной для нас оказывается тема социально-экономических преобразований, с которыми связано построение первого в мировой истории государства социализма. Анализируя события столетней давности и говоря о ленинской идеологии, об идеологии коммунистов, изменивших ход не только российской, но и мировой истории, мы обязаны в первую очередь рассматривать этот ключевой вопрос переустройства общества, лежащий в основе всех политических процессов.


Идеал, воплощенный в реальность


Без понимания ленинской экономической политики нельзя верно проанализировать не только устройство нового государства, созданного большевиками, но и политические принципы, на которых они основывались как в своей революционной борьбе, так и после прихода к власти. Понять ленинскую политику невозможно без понимания того, что Ленин-революционер и Ленин-государственник уникальным образом соединял в себе два начала – великого идеалиста и выдающегося ученого, способного переплавить теорию в практику реальных и колоссальных по масштабу свершений. Его борьба была освящена идеей социальной справедливости. Идеей, пронизывавшей все религиозные учения, многие философские трактаты и художественные произведения. Вся деятельность Ленина в качестве лидера и строителя государства принципиально нового типа опиралась на научную основу, выработанную на базе марксизма самим же Лениным. Ленин первым в мире встал во главе процесса претворения научной теории в выдающуюся практику, которая обратила многовековую мечту народа, великий идеал в реальность. И решение гигантской задачи – претворения идеала справедливости в жизнь – лежит прежде всего в социально-экономической области.


Вот почему Ленин неоднократно говорил о подчиненной роли политики по отношению к экономике. Вот почему он настаивал: «Сама сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное значение к задачам экономическим». Ленин, разумеется, не стремился принизить значение политических факторов в истории. Но он ясно сознавал, что центральным вопросом всякой политики является, в конечном счете, экономический вопрос. И что в отрыве от этого вопроса государственная деятельность обессмысливается или превращается в фикцию.


Этот закон в полной мере даёт о себе знать и сегодня. Вызовы, которые время предъявляет нынешней России и которые будут становиться все более опасными, вытекают из проблем социально-экономического характера. Из серьезного отставания, из глубокой зависимости от сырьевой конъюнктуры, из технологической деградации, из массового обнищания граждан. Из всего того, что порождено уродливой системой, насильно сменившей социалистическую систему после разрушения СССР.


Власть демонстрирует неспособность эффективно отвечать на вызовы времени. Она призывает не политизировать социально-экономические вопросы. Но такие призывы попросту абсурдны с точки зрения законов существования государства и общества. Они порождены страхом перед политическими последствиями негативных, кризисных процессов, происходящих в экономике и в социальной сфере.


Достойных ответов на вызовы, с которыми сталкивается наша страна, нет и не может быть и у рвущейся к власти «либеральной оппозиции», отстаивающей все ту же идеологию рыночного фундаментализма. Либералы навязывают обществу политическую повестку, игнорирующую социально-экономические проблемы. И это такая же спекуляция, как и призывы к «деполитизации» социальных и экономических проблем. Современные либеральные «оппозиционеры» прибегают к такой тактике потому, что изменение системы, которая порождена их предшественниками, в принципе не может быть их задачей. Они решают задачу взятия политической власти, перехвата управления страной без изменения социально-экономических основ. Это такая политика, которая заведомо игнорирует интересы народа и несовместима с ожиданиями и устремлениями абсолютного большинства граждан.


Со времен горбачевской перестройки и до настоящего времени народ подвергается постоянному обману со стороны власти и со стороны либеральных идеологов. От него утаивают истинные цели проводимой политики – и прежде всего цели социально-экономические. Для власти, сущность которой антисоциальна, единственным условием сохранения политической лояльности общества является именно сокрытие своих социально-экономических целей.


Прямо противоположный пример – честного, открытого разъяснения своих задач и конечных целей – мы находим в обращениях Ленина и его соратников к обществу. Они сознавали, что на пути социалистических преобразований неизбежны трудности и зачастую суровые меры. Но у них не было намерений скрывать от народа, во имя чего они действуют и к чему стремятся.


И в своих работах, написанных задолго до Октябрьской революции, и в опубликованных за полгода до нее «Апрельских тезисах», и в статьях и речах, с которыми он выступал после прихода к власти, Ленин заявлял не просто о своем неприятии капитализма, но о заведомой враждебности капиталистической системы народу. Его оценка капитализма была в первую очередь связана с отношением к бедным и униженным. С сочувствием к ним, с болью за них. Одно из самых ярких высказываний о сущности капитализма звучит в ленинской статье «Великий почин», написанной в июне 1919 года: «Капиталистическая организация общественного труда держалась на дисциплине голода, и громадная масса трудящихся, несмотря на весь прогресс буржуазной культуры и буржуазной демократии, оставалась в самых передовых, цивилизованных и демократических республиках темной и забитой массой наемных рабов или задавленных крестьян, которых грабила и над которыми издевалась горстка капиталистов».


Эта ленинская оценка сущности капиталистической системы и сегодня подтверждается тем, что происходит во множестве стран – в том числе и в России.


Слабое звено капитализма


За 25 постсоветских лет Россия превратилась в страну вопиющего социального и имущественного неравенства. В своем прошлогоднем докладе международная организация «Благосостояние нового мира» по этому плачевному показателю поставила нашу страну на первое место на планете. Даже согласно официальной статистике около 20 миллионов россиян сегодня живут за чертой бедности. Те, кого можно отнести к числу нищих, бедняков, или балансирующих на грани бедности, составляют три четверти российского населения. За последние два года реальные доходы наших граждан сократились в среднем на 13%. Если же говорить о покупательной способности рубля, то она за прошедшие 10 лет снизилась в 2,5 раза.


На этом фоне особенно шокирующими оказываются масштабы обогащения российских олигархов. В апреле «Форбс» отрапортовал: за последний год совокупное состояние двухсот богатейших российских бизнесменов выросло на сто миллиардов долларов. Это 40% доходной части российского бюджета текущего года. В целом же совокупное состояние двух сотен главных российских богачей равняется 460 миллиардам долларов. Оно в два с лишним раза больше, чем доходная часть годового бюджета России, в которой живет почти 150 миллионов человек!


И главная проблема в том, что это богатство добывается ценой обескровливания российской экономики и социальной сферы, ценой издержек и лишений, которые терпит большая часть граждан.


Законодательство, предусматривающее плоскую шкалу налогов, взимание одинакового процента с доходов и самых богатых, и самых нищих, исключает какую-либо пользу для общества от обогащения крупных собственников. Их капиталы никак не работают на Россию. Стране и ее экономике они идут только во вред. То, что в ситуации кризиса доходы крупных российских собственников не просто не сокращаются, а продолжают баснословно расти, говорит об абсолютно нездоровой системе жизнеустройства. И о том, что крупные собственники лишены экономических стимулов к преодолению кризиса. А отсутствие у них и гражданских, патриотических стимулов к его преодолению лишь подтверждает глубоко антинациональную и антигосударственную сущность этой «экономической элиты». То, что власть продолжает эту «элиту» опекать, продолжает защищать её интересы, лишь загоняет страну во все более глубокий кризис и грозит ей потерей государственности. Это и есть главный результат олигархического капитализма в его самой примитивной и жестокой форме.


Обращаясь к документам и воспоминаниям, касающимся обстановки в России накануне двух революций, произошедших в 1917 году, я с тревогой отмечаю, насколько сходны тогдашняя и нынешняя ситуация. Как много общих примет, связанных и с вопиющим социальным расслоением в обществе, и со стремлением власти преуменьшить истинный масштаб накопившихся проблем, а то и вовсе закрыть на них глаза.


Ленин, анализируя то, что происходило в стране в начале прошлого века, первым пришел к выводу: в рамках капиталистической системы, в единой, на первый взгляд, цепочке государств Россия является слабым звеном. Именно это предопределяло ее наибольшую готовность к революции. Но ленинский социально-экономический анализ не ограничивался констатацией текущей ситуации. Этот анализ вел Ленина к пониманию того, что Россия представляет собой периферию мирового капитализма не только на данном историческом этапе. В рамках капиталистической системы она всегда будет обречена занимать отстающее положение. По сути, играть роль сырьевого придатка более развитых стран. Отсюда убежденность Ленина в том, что и социально-экономический прорыв внутри страны, и принципиальное повышение ее статуса на мировой арене возможны лишь при условии разрыва с капитализмом. Уже после смерти Ленина это его убеждение выразил и Сталин, сказавший в 1925 году на XV съезде ВКП(б): «Мы должны сделать нашу страну экономически самостоятельной, независимой, базирующейся на внутреннем рынке. Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую схему капиталистического развития как ее подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны».


Этот сталинский призыв, полностью созвучный ленинской экономической политике, дает нам право утверждать, что Россию не сможет вывести на достойный уровень развития антинациональная либеральная когорта, задающая сегодня тон в управлении экономикой и социальной сферой.


Нравственный стержень социализма


Высшим смыслом социалистической революции для тех, кто совершил ее в России, было воплощение идеала справедливости. А главной практической задачей, без решения которой такое воплощение оказалось бы невозможным, для них было построение социального, подлинно независимого государства, основанного на принципиально иных экономических отношениях. Построение государства, служившего гарантом превращения этого идеала в реальность. Такое государство, наполненное высшим гуманистическим смыслом, впервые на Земле возникло благодаря Ленину и его экономической политике.


Об идеалах, которыми были движимы большевики в начале XX века, Сталин в книге «Экономические проблемы социализма в СССР» говорил так: «Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было в старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию».


Трудно найти более точную и более емкую формулировку, отражающую сущность ленинских устремлений и главный смысл его экономической политики. Эти слова Сталина напоминают нам о том, что уникальность состоит прежде всего в том, насколько масштабными были идеи большевиков. И какие колоссальные результаты благодаря революции были достигнуты и воплощены в Советском государстве.


Сталинские слова о важнейшей задаче советской власти, о главной цели Ленина и его сподвижников напоминают нам и о том, что подлинной революцией можно называть только такую, которая приводит к масштабному классовому переустройству общества. В противном случае можно говорить лишь об имитации революции, служащей интересам отдельных кланов и решающей исключительно задачу смены одного правящего политического и экономического клана другим. Такой имитацией, по сути, были и «старые революции», о которых упоминает Сталин, и тем более – современные «оранжевые революции», которые мы наблюдали в последние годы. Очевидно, что план такой «революции» все настойчивее вынашивает и российская «либеральная оппозиция», стремящаяся оседлать социальное недовольство и процесс активизации общества. Направить их в русло сценария своих заокеанских хозяев. И тем самым создать у общества иллюзию, будто оно добилось не только смены персоналий во власти, но и смены системы, которая на деле может измениться только в сторону ужесточения – под диктовку зарубежных кураторов «борцов с режимом».


По сути, эта угроза, нависшая сегодня над Россией, сходна с той, которая воплотилась в жизнь в феврале 17-го. Но тогдашний триумф антинациональной колонны либералов-западников оказался кратковременным. Он был перечеркнут хаосом и анархией, в которые их политика ввергла страну, доказав, что на такой основе в России невозможно построить жизнеспособное государство. Окончательно же этот губительный для страны курс был остановлен благодаря политической решимости сторонников социализма, шедших за Лениным.


Противники социализма именуют популистскими ленинские лозунги, обращенные в 1917 году к России, охваченной глубочайшим кризисом после либерального Февраля: «Хлеб голодным!», «Заводы рабочим!», «Землю крестьянам!» Но лозунги Ленина, в отличие от лозунгов большинства тогдашних и сегодняшних политиков, диктовались не конъюнктурой, не соображениями личного выигрыша. Они вырастали из народных чаяний. За простотой и ясностью этих призывов открывается мудрость осознания ценностей, основополагающих для народов России. И, в конечном счете, для всего человечества.


В дореволюционных работах Ленина и в его статьях, написанных после Революции: «Очередные задачи советской власти», «О кооперации», «О продовольственном налоге», «О значении золота теперь и после полной победы социализма», – обнаруживается знание практики и серьезнейший научный массив, на который опиралась ленинская политика.


Ленинская прямота и ясность проявлялась не только в призывах, но и в решении практических задач. Через несколько месяцев после революции в статье «Очередные задачи советской власти» Ленин подчеркивает: «Создав новый, советский тип государства, открывающий возможность для трудящихся и угнетенных масс принять дальнейшее участие в самостоятельном строительстве нового общества, мы разрешили только небольшую часть трудной задачи. Главная трудность лежит в экономической области: осуществить строжайший и повсеместный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обобществить производство на деле».


Суть этих высказываний состоит в справедливом распределении национального богатства страны. Это та задача, в которой социально-экономический смысл государственной политики соединяется с нравственными принципами.


Задача справедливого распределения национального богатства, заявленная Лениным, и теперь является важнейшей задачей, стоящей перед Россией.


Советский НЭП и антисоветская перестройка


Важнейшей вехой социально-экономической деятельности Ленина в качестве руководителя молодого Советского государства является нэп – новая экономическая политика, декрет о переходе к которой был принят в марте 1921 года. В распоряжении исследователей, всерьез интересующихся темой нэпа, чрезвычайно обширный и доказательный материал. Но это не мешает тем, кто стремится дискредитировать социализм, фальсифицировать советскую историю и исказить выдающуюся роль Ленина, упорно подменять объективные факты мифами и невежественными «концепциями». Самые расхожие среди них сводятся к тому, что с введением нэпа Ленин якобы признал уязвимость и даже несостоятельность социализма и расписался в необходимости возвращения к капиталистическим рыночным принципам. На этот же миф опираются и те, кто утверждает, что горбачевская перестройка идеологически наследовала нэпу и в итоге завершилась тем, к чему пришел бы и Ленин, если бы не ушёл из жизни так рано, – полным отказом от социализма.


Но всякий процесс необходимо оценивать по его результатам. История доказала, что перестройка обернулась не только разрушением существовавшей в стране социально-экономической системы, но и распадом самой страны. А за годы нэпа социалистическая система только укрепилась. И вместе с ней укрепилось как в экономическом, так и в геополитическом смысле Советское государство. Потому что «обновление» и «оздоровление» социализма было для «прорабов перестройки» лишь видимой, ложной тактикой. В то время как их истинной стратегией был именно демонтаж социалистической системы и Советского государства. Для Ленина же и его соратников возвращение к капиталистическим рыночным элементам в некоторых сферах экономики – прежде всего в торговле – было лишь временной тактикой в кризисной ситуации. Но их социалистическая стратегия оставалась неизменной.


К моменту введения нэпа Россия пережила две войны – Первую мировую и Гражданскую. Весной 1921 года, когда вводилась новая экономическая политика, Гражданская война еще полыхала. В этих двух войнах страна за восемь лет потеряла более 20 миллионов человек. Промышленное производство сократилось почти в пять раз, сельскохозяйственное – вдвое. И нэп, благодаря мудрому стратегическому расчету, выверенной социально-экономической политике Ленина и его единомышленников, послужил спасению страны.


В своем обращении к российскому крестьянству Ленин говорил о замене продовольственной разверстки продовольственным налогом, сокращавшим объем изымаемого у крестьян зерна с 70% до 30%. Он прямо подчеркивал, что эта мера, как и новая экономическая политика в целом, вводится именно ради сохранения социалистического курса: «Мы открыто, честно, без всякого обмана крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить – какая это мера и какие пределы».


Замена продразверстки продналогом, которая была одной из важнейших составляющих нэпа, в итоге способствовала ослаблению социальной напряженности в крестьянской среде. Крестьянский бойкот, сопровождавшийся отказом отдавать государству излишки урожая, сошел на нет. Столкнувшаяся с массовым голодом страна была обеспечена хлебом. Советская власть справилась с задачей, требовавшей самого безотлагательного решения. Однако новая экономическая политика подразумевала множество других задач, связанных с формированием той социально-экономической системы, о необходимости построения которой говорил Ленин.


Те, кто пытается представить нэп как чреду сплошных уступок капитализму и доказать, что именно в этих уступках состояла его положительная сторона, сосредотачивают внимание исключительно на рыночных элементах нэпа. На частной торговле, на допуске иностранных компаний к участию в работе советских государственных предприятий на основании договоров о концессиях. Они забывают о том, что введенный в период нэпа разрешительный порядок открытия новых торговых заведений, в том числе и частных, сопровождался контролем государственных органов за ценами и за оплатой труда наемных рабочих. Перестроечная «либерализация» экономики, носившая, в отличие от нэпа, антисоциалистический характер, создала условия для наводнения страны зарубежной продукцией и для подрыва национального производства. А ленинская экономическая политика дала новые возможности для реализации продукции своим, отечественным производителям.


Что же касается предприятий, на которые в те годы были допущены иностранные компании, то на них было занято лишь 18 тысяч советских трудящихся. Они производили чуть больше 1% от общего объема промышленной продукции. Очевидно, что такие масштабы сотрудничества с зарубежными фирмами не могли угрожать экономическому суверенитету даже еще не окрепшей в полной мере страны.


Главное же, о чем не вспоминают творцы мифов о нэпе,–— это что как раз в это время были приняты принципиальные решения, способствовавшие укреплению социалистической системы управления экономикой, осуществляемого под строгим и ответственным контролем государства.


В дополнение к находившимся тогда в обороте денежным знакам государством были введены советские червонцы, приравненные к 7,74 грамма чистого золота. Развитие отечественной экономики обеспечивалось не иностранной валютой, а советским золотым червонцем. И уже в 1926 году его стоимость на международном рынке в переводе на американский доллар и английский фунт превысила его золотое содержание.


Одновременно с денежной реформой власть активно проводила и реформу кредитную. В 1921 году в стране был воссоздан Государственный центральный банк. И несмотря на то, что в период нэпа активно действовали коммерческие кредитные учреждения, до 70% объемов кредитования принадлежало именно Госбанку. Кредитная система активно работала на развитие промышленности, торговли, потребительской кооперации. В 1924 году в стране заработали крупные отраслевые банки – Аграрный и Строительный. Государственная банковская система сыграла колоссальную роль в развитии отечественной экономики и внешнеэкономических связей Советской страны. Она способствовала пополнению казны, что стало в тот период залогом стремительного увеличения государственных инвестиций в экономику.


Победа, пережившая победителя


В ленинском понимании нэп – это использование товарно-денежных отношений, хозрасчета и материального стимулирования для создания экономической базы социализма. Для укрепления и совершенствования той системы, которая обеспечивает интересы абсолютного большинства граждан. Сталин так пояснил это, выступая в апреле 1924 года в Свердловском университете с лекциями об основах ленинизма: «Усилить и развить индустрию; связать для этого индустрию с крестьянским хозяйством через торговлю, регулируемую государством; развивать кооперацию, вовлекая в эту последнюю миллионы крестьянства, – вот как рисовал Ленин очередные задачи хозяйственного строительства на пути к постройке фундамента социалистической экономики».


И уже в 20-е годы реализация этих задач принесла колоссальные плоды. За первые пять лет нэпа объем сельскохозяйственного производства вырос в стране вдвое, а объем промышленного производства – втрое. В 1927 году экономический рост составил 13%, в 1928-м – 19%. Национальный доход в этот период рос на 18% в год. С 1922 по 1929 год в СССР было построено более 200 крупных промышленных предприятий. Стремительно снижались цены на продукты питания и на промышленную продукцию, которая с 1923 по 1924 год подешевела на 25%.


Вот что такое новая экономическая политика Ленина. Это – выдающийся пример реализации эффективной антикризисной программы, способной вывести страну из состояния социально-экономического коллапса. И в нынешних кризисных условиях наша программа, наши требования, наше видение ключевых проблем России перекликаются с ленинской программой, с ленинской постановкой важнейших задач.


России сегодня необходимо преобразование финансовой системы, которая в настоящее время обслуживает не интересы страны и народа, а интересы транснационального капитала. Необходима реорганизация и переход под реальный государственный контроль банковской системы, которая отказывается кредитовать отечественную промышленность и малый бизнес на приемлемых условиях. Страна нуждается в пересмотре налогового законодательства, в замене плоской шкалы подоходного налога на прогрессивную, основанную на взимании высоких налогов с богатых и на частичном, либо полном освобождении от налогов нищих и бедных.


Без справедливого решения вопроса распределения национальных богатств советское государство не смогло бы преодолеть массовую нищету и обеспечить кровно необходимые экономике инвестиции. И нынешняя Россия не сможет решить эти две важнейшие задачи, не опираясь на принципы социальной справедливости, впервые в истории заложенные Лениным в основу государственной политики, в основу экономического устройства.


Идеи и достижения выдающихся людей переживают их самих, становятся залогом их бессмертия. Это в высшей степени применимо к Ленину. Он ушел из жизни в 1924 году, но ленинская экономическая политика продолжала работать и приносить стране все новые плоды. Именно она заложила основу для того поистине ошеломительного социально-экономического прорыва, который принесла сталинская индустриализация, пришедшая на смену нэпу в качестве следующего этапа развития Советского государства.


В феврале 1931 года, на Первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности Сталин обратился к обществу с призывом, потрясающим своей смелостью и бескомпромиссностью: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». И поставленная задача была выполнена. Но страна не могла бы рассчитывать на ее выполнение, если бы не опиралась на социально-экономический фундамент, заложенный ленинскими идеями и практикой.


В январе 1932 года французская газета «Тан» писала: «СССР выиграл первый тур, индустриализуясь без помощи иностранного капитала». Своего восторга перед советскими достижениями не скрывала тогда и британская «Файненшел Таймс»: «Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям. СССР в настоящее время производит все оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности. Он сумел создать свою собственную автомобильную промышленность. Он создал производство орудий и инструментов, которое охватывает всю гамму от самых маленьких инструментов большой точности и вплоть до наиболее тяжелых прессов».


Ленинская экономическая политика – это и колоссальные успехи сталинской индустриализации. И полная ликвидация безработицы, достигнутая в СССР к началу 30-х годов. И то промышленное развитие, благодаря которому удалось обеспечить боевую мобилизацию страны, позволившую одержать победу над самым сильным противником в самой страшной и разрушительной войне. В значительной мере эта Великая Победа — тоже результат экономической политики Ленина. Как и стремительное развитие советской науки в послевоенные годы, и советский прорыв в космос. Как и высочайший уровень социальной защищённости, который советская система обеспечила гражданам, и о котором народ сегодня может только мечтать.


Ленин одержал свою Великую Социалистическую Победу, которая надолго пережила его самого.


К сожалению, не только великое созидательное наследие, но и наследие разрушительное переживают тех, кто его оставил. Сегодня российской экономикой правят наследники либеральной идеологии, ельцинско-гайдаровского курса. С каждым днем это становится все очевиднее. В наши дни ведомая такими наследниками страна переживает капиталистическое поражение, которое может обернуться для всех нас катастрофой.


Противостояние национально-патриотических сил антисоциальному курсу власти и анархическим планам «оранжевой оппозиции» – это, по сути, борьба ленинско-сталинской модернизации с ельцинско-гайдаровским наследием 90-х. Именно это противоречие составляет сущность сегодняшнего политического процесса. И завершиться победой созидательных сил оно может только в том случае, если обществом будет осознана необходимость социалистического переустройства. Необходимость социалистического преобразования социально-экономического курса страны.

NEPA 101: Введение в экологическую политику США

Что такое NEPA?

Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды (NEPA) является одним из самых коротких существующих законов и занимает менее 6 страниц. NEPA был принят Конгрессом в 1969 г., подписан 1 января 1970 г. президентом Ричардом Никсоном и заложил основу для экологической политики Соединенных Штатов (1). Экологическая политика превратилась в путь карьеры после реализации NEPA. NEPA распространяется на все федеральные агентства и их действия. Действия имеют широкое определение, которое может включать правила, политики, проекты, лицензирование и разрешения. До NEPA не существовало единого стандарта документирования процесса принятия решений с учетом воздействия проекта на окружающую среду или вовлечения общественности в процесс. На самом деле было неясно, как принимались публичные решения, и общественность чаще всего информировалась постфактум. Этот закон стал поворотным моментом, когда страна использует сбалансированный подход к принятию важных решений, включая предоставление общественности активного голоса в этом процессе. NEPA устанавливает базовый стандарт и требует, чтобы все федеральные агентства «тщательно рассмотрели», как их действия повлияли на человека и окружающую среду, и есть ли способы минимизировать воздействие на окружающую среду (2). Он также создал Совет по качеству окружающей среды (CEQ), который отвечает за надзор за выполнением NEPA. Следует подчеркнуть, что NEPA не диктует программы или предпринимаемые действия, а требует принятия разумных решений после изучения потенциальных воздействий на окружающую среду. Во многих штатах, таких как Калифорния, Нью-Йорк и Флорида, действуют законы штатов, эквивалентные NEPA. Государственный экологический процесс охватывает действия, которые не подпадают под юрисдикцию федерального процесса NEPA.

Degree CompletedHigh School Diploma/GEDSome CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree

Desired DegreeDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate

Program of InterestAll ProgramsCriminal JusticeData ScienceElectrical EngineeringEmergency ManagementEngineering ManagementEnvironmental Science/SustainabilityFire ScienceHealth AdministrationPublic AdministrationPublic Health

Sponsored Content

Каковы основные компоненты процесса NEPA?

Каждое агентство будет иметь свой собственный специализированный процесс, которому следует их действия, но все они имеют один и тот же общий процесс. Общий процесс NEPA заключается в определении проблемы, которую необходимо решить, определении альтернатив, которые могли бы решить выявленные проблемы, изучении любых потенциальных экологических проблем с использованием различных установленных методов, соблюдении любых экологических норм, привлечении общественности на протяжении всего процесса и документировании решений. сделано в документе NEPA. Документы NEPA делятся на три категории или класса. Если ожидается, что действие окажет или потенциально может оказать значительное воздействие на окружающую среду, или если возникнут значительные общественные споры, будет подготовлен Отчет о воздействии на окружающую среду (ЗВОС). Если неясно, будут ли ожидаемые воздействия значительными, будет подготовлена ​​Экологическая оценка (ЭО). Если ЭО указывает на значительное воздействие на окружающую среду, необходимо будет подготовить ОВОС. Федеральное агентство, возглавляющее процесс, утвердит окончательный вывод на основе информации, содержащейся в документе NEPA. Выводы называются протоколом решения (ROD) для EIS и выводом об отсутствии значительного воздействия (FONSI) для EA (3). Если не ожидается никаких значительных воздействий на окружающую среду или если было установлено, что определенные действия в прошлом не привели к значительным воздействиям на окружающую среду, то они будут Категорически исключены (CE или Catex) из подробного анализа, необходимого для EIS. Категорически исключенные действия по-прежнему соответствуют экологическим нормам и предполагают участие общественности. Процесс CE оптимизирован, чтобы соответствовать ожидаемому воздействию на окружающую среду. Эквивалентные государственные постановления имеют аналогичный процесс, который во многих аспектах отражает федеральный процесс. Государственные процессы сильно индивидуализированы и меняются чаще, чем федеральный процесс, но они легко доступны на их веб-сайтах.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Какие роли и обязанности связаны с NEPA?

Существует ведущее федеральное агентство, связанное с действием. Обычно это определяется юрисдикционным органом, указанным в нормативных актах. Бывают случаи, когда несколько федеральных агентств могут объединить усилия в качестве совместных руководителей. Например, FHWA является ведущим федеральным агентством по проектам дорожного транспорта, Бюро по управлению земельными ресурсами (BLM) является ведущим федеральным агентством по проектам национальных заповедных земель, а Федеральная комиссия по регулированию энергетики (FERC) является ведущим федеральным агентством по нефти и газовые проекты. Фактический процесс NEPA может быть завершен другим юридическим лицом, таким как государственное агентство или частная компания (заявитель), и представить окончательный документ NEPA в ведущее федеральное агентство для рассмотрения и утверждения.

Сотрудничающее агентство имеет опыт решения местных экологических проблем и может иметь местные юрисдикционные полномочия. К ним могут относиться государственные агентства, городские организации планирования (MPO), округа, города или другие лица, определенные законом (например, управление платных дорог). Сотрудничающие агентства предоставляют информацию и рекомендации как можно раньше в процессе. Сотрудничающими агентствами могут быть те, кто уполномочен и несет ответственность за обеспечение соблюдения экологических норм, таких как Закон о чистой воде, Закон о чистом воздухе, правила по опасным материалам или Раздел 106 для культурных ресурсов (исторических и археологических). К ним могут относиться племенные организации, Государственный инспектор по сохранению исторических памятников (SHPO), Государственный департамент природных ресурсов или Государственный департамент окружающей среды.

Общественность играет огромную роль в процессе NEPA. Они вносят свой вклад на протяжении всего процесса, от раннего этапа определения масштаба до участия в общественных мероприятиях, таких как встречи. Перед принятием решения головное агентство должно принять во внимание все комментарии, полученные от общественности. Отличным ресурсом для общественности является Руководство для граждан по NEPA, которое можно найти на веб-сайте CEQ по адресу NEPA. gov.

Агентство по охране окружающей среды (EPA) играет уникальную роль в процессе NEPA. У них есть соглашение с CEQ, согласно которому они несут ответственность за выполнение административного процесса подачи документов EIS. EPA получает все документы EIS и имеет общедоступную базу данных для их отслеживания.

CEQ выполняет несколько ролей, включая роль посредника, когда у федеральных агентств возникает спор относительно действия. CEQ готовит руководства и политики на основе изучения экологических тенденций и связанных с ними исследований.

Где я могу найти дополнительную информацию и что я могу сделать, чтобы принять участие?

Процесс NEPA не работает без вашего активного участия. Посещайте общественные собрания и общественные слушания в вашем регионе. Присоединяйтесь к местным комитетам гражданских действий (CAC) или участвуйте в них. Познакомьтесь с вашим местным правительством и местным процессом планирования.

Ресурсы легко доступны для всех, от новичка до профессионала. Вот некоторые примеры:

  • Веб-сайт CEQ предоставляет обширную информацию.
  • Документы EIS по конкретным проектам можно найти в базе данных EPA Агентства по охране окружающей среды.
  • Федеральную экологическую информацию можно найти на сайте whitehouse.gov
  • .

  • Институт экологического права (ELI) располагает обширными ресурсами для общественности и специалистов по охране окружающей среды.
  • На федеральном веб-сайте gov представлен обширный список контактов, который будет полезен, учитывая, что процесс NEPA различается между федеральными агентствами. Список включает федеральные, государственные и местные контакты.
  • CEQ содержит список федеральных веб-сайтов NEPA.

Источники

  1. http://www.eli.org/land-biodiversity/national-environmental-policy-act-nepa
  2. http://www.npi.org/NEPA/процесс
  3. http://www.epa.gov/compliance/nepa/

Источники, используемые для исследований

  1. http://www. gsa.gov/portal/content/104676
  2. http://www.epa.gov/compliance/nepa/
  3. http://www.gpo.gov/fdsys/granule/CFR-2011-title40-vol33/CFR-2011-title40-vol33-part-id1102/content-detail.html
  4. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1500_main_02.tpl
  5. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1501_main_02.tpl
  6. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1502_main_02.tpl
  7. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1503_main_02.tpl
  8. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1504_main_02.tpl
  9. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1505_main_02.tpl
  10. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1506_main_02.tpl
  11. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1507_main_02.tpl
  12. http://www.ecfr.gov/cgi-bin/text-idx?tpl=/ecfrbrowse/Title40/40cfr1508_main_02. tpl
  • Автор
  • Последние сообщения

Susan Jaworski

Susan Jaworski, AICP, имеет степень магистра экологического менеджмента UMUC и степень бакалавра биологических наук Университета Оттербейн. Она сертифицированный эколог. Сьюзен имеет более чем 15-летний опыт работы в области охраны окружающей среды и недавно переключилась на свое новообретенное увлечение в качестве внештатного писателя и консультанта. Симпозиум. Сьюзен получила награду «Партнерство за выдающиеся достижения» от министра транспорта в 2013 году и награду за выдающиеся достижения в области окружающей среды от Техасского совета по качеству окружающей среды в 2009 году..

Последние сообщения Susan Jaworski (посмотреть все)

Биология окружающей среды и ГИС

Биология окружающей среды, как и химия окружающей среды, является обширным и развивающимся предметом, который связывает науку об окружающей среде с STEM (наукой, технологией, инженерией и математикой). Биологи-экологи пытаются понять биологическую жизнь в связи с окружающей средой — это…

Закон о национальной политике в области окружающей среды (NEPA) Руководство

Краткая история

См. также:

  • Статут: 42 U.S.C. §4321-4347
  • CEQ: части 40 CFR 1500-1508
  • 28 CFR, часть 61, включая Приложение D
  • Руководство для граждан по NEPA

Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды (NEPA) был принят в 1970 г. для содействия усилиям по предотвращению или устранению ущерба окружающей среде [42 Кодекса США, § 4321-4347]. NEPA применяется ко всем основным федеральным действиям, включая предоставление средств заявителям на федеральную помощь. NEPA требует, чтобы перед финансированием, санкционированием или осуществлением действия федеральные агентства рассмотрели последствия, которые их предлагаемые действия могут оказать на окружающую среду[1], а также связанные с этим социальные и экономические последствия. NEPA должен быть завершен как можно раньше в любом данном процессе принятия решений.

NEPA обычно называют «зонтичным» законом, поскольку он побуждает агентства включать другие экологические и исторические требования по сохранению в один анализ для упрощения процесса принятия решений.

Какие существуют виды анализа NEPA?

Категорические исключения (CATEX)

CATEX — это категория действий, которые по отдельности или в совокупности не оказывают существенного влияния на окружающую среду человека. Определения CATEX являются типом соответствия NEPA, а не исключением из NEPA. Списки CATEX разрабатываются каждым федеральным агентством в соответствии с их процедурами реализации NEPA и должны быть официально утверждены Советом Белого дома по качеству окружающей среды (CEQ). BJA имеет собственный список одобренных CATEX.

Если существуют чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно смягчить, CATEX не выдается. Следующие факторы учитываются при определении наличия чрезвычайных обстоятельств, при которых деятельность не может быть категорически исключена из дальнейшего рассмотрения NEPA:

  • Возможность превышения шумового воздействия допустимых стандартов шума, установленных федеральными, государственными и местными нормами;
  • Возможность образования опасных или твердых отходов, превышающая возможности управления на месте, или иным образом угрожающая нарушением требований по контролю за опасными или токсичными веществами;
  • Возможные выбросы в атмосферу, которые могут способствовать недостижению статуса в соответствии с Законом о чистом воздухе или иным образом не соответствовать применимому государственному плану реализации;
  • Ожидается ли, что действие будет иметь постоянные или долгосрочные последствия, например, размещение конструкции, которая будет храниться на месте для долгосрочного использования;
  • Является ли действие гораздо более масштабным или масштабным, чем обычно для данного конкретного действия;
  • Близость к экологически чувствительным районам или ресурсам, таким как виды, находящиеся под угрозой или исчезающим видом, находящиеся в федеральном списке, или обозначенные критические места обитания, поймы рек, водно-болотные угодья, религиозные или культурные объекты или исторические объекты;
  • Близость к уязвимым или коренным народам;
  • Публичные споры вокруг деятельности;
  • Потенциальные кумулятивные воздействия, создаваемые деятельностью;
  • Возможность нарушения законодательных, нормативных или разрешительных требований в отношении окружающей среды, безопасности и здоровья на федеральном, государственном, племенном или местном уровне;
  • Включает разработку или использование новых технологий с недоказанными последствиями;
  • Связаны с неопределенными рисками или воздействиями;
  • Создает прецедент для будущих действий, которые могут иметь значительные последствия;
  • Связаны ли другие действия с потенциально значительными воздействиями или иным образом зависят от деятельности; и
  • Является ли деятельность противоречащей или иным образом несогласованной с существующими местными или государственными планами или требованиями зонирования.

Экологические оценки (ЭО)

ЭО представляет собой краткий и сжатый анализ, проводимый агентством для определения того, окажет ли деятельность значительное воздействие на окружающую среду. Если после анализа и общественного обсуждения не обнаружено никаких значительных воздействий или меры по смягчению могут предотвратить или свести к минимуму воздействия ниже уровня значимости, BJA может опубликовать заключение об отсутствии значительного воздействия (FONSI), которое позволяет начать проект. Этот процесс помогает гарантировать, что разумные альтернативы и меры по смягчению последствий были рассмотрены и реализованы, где это возможно. Однако, если вероятны значительные воздействия, BJA выпустит Уведомление о намерениях (NOI) для подготовки отчета о воздействии на окружающую среду.

Отчеты о воздействии на окружающую среду (EIS)

EIS представляет собой более обширный обзор, в котором анализируется и документируется влияние действий и разумных альтернатив на окружающую среду. После анализа и обязательного 45-дневного периода общественного обсуждения подготавливается протокол принятия решения (ROD), в котором излагаются необходимые действия, которые должно предпринять агентство, и решение о том, следует ли продолжать рассмотрение предложения или одного из альтернативы, рассматриваемые в ходе анализа.

Информация NEPA для заявителей

Другие вопросы соответствия:

  • Закон о сохранении национальных исторических памятников, раздел 106
  • Закон об исчезающих видах, раздел 7
  • Исполнительный указ 11988, Управление поймой
  • Исполнительный указ 13690, Стандарт управления рисками наводнений

NEPA признает, что диапазон федеральных действий, которые могут причинить вред окружающей среде, широк, и поэтому он применяется к большинству федеральных действий, включая политику, планы и проекты. NEPA также применяется к решениям BJA о финансировании проектов, поэтому информация, представленная вместе с заявкой, будет использоваться для начала проверки NEPA. Прежде чем финансирование может быть высвобождено, необходимо завершить обзор NEPA. Кандидаты должны поддерживать BJA во время процесса NEPA, предоставляя информацию о предлагаемом действии, области деятельности и ресурсах, на которые может повлиять предлагаемая деятельность.

BJA будет соблюдать требования NEPA, оценивая воздействие действия на окружающую среду на одном из трех уровней анализа: категорическое исключение, экологическая оценка или заявление о воздействии на окружающую среду. После рассмотрения вашей заявки на проект BJA определит, какой тип анализа NEPA подходит для вашей деятельности.

Просмотрите свой пакет вознаграждения и особенно любые конкретные инструкции по соблюдению NEPA.

  1. Если BJA решит, что CATEX может применяться к вашему проекту, вам, возможно, придется заполнить документацию, чтобы определить, существуют ли какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Если PEA применяется к вашему проекту, может потребоваться дополнительная информация об экологических ресурсах. BJA сообщит вам, что требуется.
  2. Если CATEX или существующий PEA не применяются, для вашего проекта потребуется EA. BJA уведомит вас об этом требовании. В зависимости от вашей грантовой программы вам может быть предоставлена ​​техническая помощь в разработке EA или предоставлен шаблон EA для помощи в разработке вашего собственного EA.
    • Если поставщики технической помощи разрабатывают EA для вашего проекта, вам необходимо будет предоставить им дополнительную информацию или разъяснения по вашему проекту по запросу.
    • Если поставщики технической помощи не разрабатывают советник для вашего проекта –
      • BJA предоставит шаблон EA, который поможет вам в процессе разработки документа EA.
      • Поставщики технической помощи BJA также могут провести проверку качества EA и работать с вами над публикацией проекта EA для общественного обсуждения.
      • Когда проект EA будет одобрен BJA, он будет доступен для общественности в течение как минимум 30-дневного периода общественного обсуждения. Если будут представлены какие-либо публичные комментарии, ответьте на комментарии и отправьте окончательный вариант EA координатору BJA NEPA.
      • BJA рассмотрит окончательный вариант EA и, при необходимости, выпустит FONSI.
    • Если BJA определит, что воздействие будет значительным, потребуется EIS. BJA будет работать с вами над разработкой EIS.
    • Если ваш проект изменится после выполнения требований NEPA, но до его реализации, свяжитесь с BJA.

Ресурсы

  • Руководство для граждан по NEPA
  • Контрольный список CATEX
  • Шаблон EA

Часто задаваемые вопросы

Почему NEPA применяется к моему проекту?
NEPA требует, чтобы перед тем, как финансировать, санкционировать или осуществлять действие, федеральные агентства должны рассмотреть последствия предлагаемого действия для окружающей среды, а также связанные с этим социальные и экономические последствия. В соответствии с этим законодательством агентства обязаны рассматривать каждый проект с учетом всех последствий, а также эффекта кумулятивного воздействия на окружающую среду. Поскольку BJA должно принять решение о финансировании вашего проекта, применяется NEPA.

Кто принимает окончательное решение о соответствии NEPA для моего проекта?
NEPA — это федеральный закон, который применяется к решениям BJA о том, финансировать проект или нет. Таким образом, координатор BJA NEPA принимает окончательное решение о соответствующем уровне соответствия NEPA для вашего проекта и определяет, было ли достигнуто соответствие требованиям NEPA.

Для каких видов деятельности обычно требуется документация NEPA?
Если проект связан с любым из перечисленных ниже обстоятельств, вполне вероятно, что потребуется документация NEPA:

  • Работы по реконструкции и/или расширению зданий
  • Новое строительство (например, стандартное строительство, модульные/сборные конструкции, новые площадки с твердым покрытием и заборы)
  • Использование химических веществ (например, для испытаний, оценки, исследований или обучения)
  • Использование огнестрельного оружия (например, для тестирования, оценки, исследования или обучения)
  • Разные виды деятельности на открытом воздухе/на открытом воздухе (такие как площадки для стрельбы и установка наружных камер наблюдения)
  • Приобретение нестандартного оборудования, которое потенциально может оказать воздействие или требует разрешения (например, мусоросжигательные заводы)
  • Эксгумационные работы
  • Утилизация наркотиков

Какие действия обычно не «вызывают» необходимость в документации NEPA?

  • Учебные занятия в помещении, не связанные с применением химикатов или огнестрельного оружия
  • Закупка стандартного оборудования (например, офисной мебели и расходных материалов, лабораторных принадлежностей и оборудования для правоохранительных органов)
  • Административная деятельность/услуги (такие как консультирование, наставничество, услуги профессиональной реабилитации, заработная плата, дополнительные льготы, поездки, техническая помощь и статистический анализ)

Обратите внимание, что даже если документация обычно не требуется, деятельность по-прежнему регулируется NEPA, и только BJA может определить, какой уровень соответствия и документации необходим.