Где находится китеж: Китеж-град. Легенда о русской Атлантиде | Легенды, Наука, Прошлое

Китеж град мифический чудесный город

Китеж град.  Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги.

Длина озера — 210 метров, ширина — 175 метров, а общая площадь водного зеркала — около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро.

Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.


Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и <яр>, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.

С озером Светлояр связано множество легенд. В них упоминается и град Китеж.

 

В отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

 

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

 

История возникновения Китежа

 

Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода — Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь.

В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге.

Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.


От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.

Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж.

Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен.

 

 

Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.

Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым.

Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.

 

Вторжение Батыя

 

Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришёл на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна.

Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж.

Нашёлся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повёл их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах.

Батый подошёл к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском.

 

Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвёртого февраля.

 

Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут».

 

 

Где находится Китеж град

 

Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.

 

По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения.

Под большим холмом находится собор Воздвижения — в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней.

Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.

По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон.

По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.

 

По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин — и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого.

Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.

 

Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим:

говорится о «погребении честных мощей»
 

Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, затем Меркурия Смоленского.

Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).

Наконец, последняя, четвёртая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж.

 

Речь идёт о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.

Свет Китежа — КУЛЬТУРА — Легенда о невидимом граде Китеже

Может быть, Китеж – это не место, а путь. Некое духовное странствие, которое должен совершить человек

Собираюсь в командировку. Друзья спрашивают: «Куда едешь?» — «В Китеж». — «А где это?» — «За Волгой, от Нижнего на восток, в леса керженские. Озеро Светлояр — слыхали? Вот под его водами и находится Китеж». — «Ну, тогда тебе повезло». Я и сам знаю, что повезло.

Легенда о невидимом граде Китеже — одна из самых красивых в русской культуре. Ведь Китеж не погиб, не сгинул под Батыевым нашествием — лишь заступничеством Божиим стал невидим и где-то сейчас существует в параллельном пространстве/времени, чтоб в урочный час восстать из вод Светлояра и просиять во всем своем спасительном духовном великолепии. В этом — особый взгляд на историю, вера в то, что времена жестоких испытаний не просто кончатся. Они сами по себе случились не зря, ибо те, кто выстоял, будут вознаграждены. Не чем-то вещественным, а силой духа, которая в свое время многое исправит на Руси и вернет на свои места.

Русь до монгольского нашествия сейчас кажется почти сказочной страной

«КИТЕЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ»

При благоприятной дороге добраться до села Владимирского, около которого находится озеро Светлояр, можно часов за пять. Машина скрадывает расстояния. Так что, еще не опомнившись как следует от Москвы, в послеобеденный час мы уже заселялись в деревенскую гостиницу. От нее до озера — рукой подать. Впрочем, первое свидание было скомкано. На автомобильной парковке азартно материлась подвыпившая компания. Сразу все смазалось. Ехали вроде как к чуду, а столкнулись… Но что поделаешь? Мир близок и в своих отвратительных проявлениях. От него не спрячешься, как это было в XVII–XVIII веках, когда сюда, за Волгу, на Керженец и Ветлугу, бежали от «царства антихриста» староверы, уповая, что здесь ни власть, ни прелесть мира сего не помешают им вести беспорочную жизнь.

К озеру спускается березовая аллея, уже чуть тронутая золотом осени. Вот с аллеи-то и открывается оно — лесное око, круглое, полное хрустально-прозрачной воды. Небольшое. Некоторые, приехав на Светлояр, испытывают разочарование: «Озеро как озеро». Но стоит чуть присмотреться. Часовенка на холме. Крест у святого ключика. Свечи, приплавленные к деревьям. Нет, место это намолено, и помимо туристов приезжает сюда множество народа, взыскующего не «новых впечатлений», а истины-правды Китежа. Ведь, по преданию, увидеть отражение города в водах озера или услышать звон его колоколов может только очень чистый, просветленный человек. Если услышал — будь спокоен: путь жизни прошел ты правильно и старцы невидимого града приветствуют тебя. Одна загвоздка: обычному-то человеку в пространстве Светлояра на что смотреть? Как искать невидимый град? Каким самому надо быть, чтобы прикоснуться к легенде? Китеж не обманешь. И мы, с колес рванувшись к озеру, вряд ли будем допущены к его сокровенным тайнам.

Казанская часовня «на горах» возле Светлояра

Предание о граде Китеже кажется очень древним, восходящим к эпохе, когда память о Батыевом нашествии была еще свежа. Повествует о событиях, связанных с чудесным городом, «Книга, глаголемая Летописец», или попросту «Китежский летописец». Согласно ей, Малый Китеж (Городец) на Волге и Большой Китеж на Светлояре построил в 1165–1167 годах святой благоверный князь Георгий Всеволодович, правнук крестителя Руси великого князя Владимира Красное Солнышко. Во время монгольского нашествия 1237 года Малый Китеж на Волге был окружен татарами. Ночью князю с дружиной удалось вырваться из окруженного города и сквозь дремучие леса пробраться в Большой Китеж на Светлояре. Но среди пленников, доставшихся монголам, один не выдержал пыток и взялся провести Батыеву рать через леса и болота к городу.

Шла орда, прорубая просеку, следы которой видны до сих пор — в народе зовут ее «Батыевой дорогой». Нашли монголы Большой Китеж, в битве с ними пал князь Георгий Всеволодович. Но Господь прикрыл Китеж своею дланью — и город сделался невидим. Но не исчез. В заключительной части «Летописца» повествуется (с обстоятельными ссылками на источники) о «невидимых» храмах и монастырях, населенных праведниками — их «как звезд небесных, просиявших жизнью своей; как песка морского невозможно счесть, так и невозможно все описать». За особую праведность жителей сделался таким невидимым духовным средоточием и Китеж. Горожане не умерли: после исчезновения Китежа они продолжают жить: для них после жертвенной кончины уже настало воскресение. А если так, то, согласно «Летописцу», невидимый град не потерялся в вечности, его могут достигнуть и войти в него праведники. Заключительная часть книги, собственно, и посвящена тому способу, при помощи которого можно войти в невидимый град: святость. «К нашему уложению ни прибавить и ни убавить и никак не изменить, ни единую точку и запятую», — утверждает безымянный автор, заканчивая книгу.

Святой ключик Кибелёк, подле которого, по преданию, похоронены три богатыря

ИЗЫСКАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ

Но позвольте, заметит читатель, русские летописи и русская история знают лишь одного Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского: он славен тем, что в 1238 году собрал большую рать и пытался остановить орду Батыя на реке Сить в нынешней Ярославской области. Сражение было проиграно, обезглавленное тело Юрия Всеволодовича разыскал на поле битвы ростовский архиепископ Кирилл, опознав князя по доспехам. Захоронен он был во Владимире и впоследствии канонизирован.

И действительно, нестыковка здесь налицо. И чем внимательнее читаешь «Летописец», тем этих нестыковок больше. Согласно книге, князь Юрий Всеволодович, чтобы свершить все приписываемые ему дела, должен был бы прожить гораздо более ста лет. Кроме того, Юрий Всеволодович был правнуком не Владимира Красное Солнышко, а Владимира Мономаха, отцом его был не псковский князь Всеволод Мстиславич, а знаменитый Всеволод Большое Гнездо, что Городец на Волге (Малый Китеж) вовсе не Юрий Всеволодович строил, а Андрей Боголюбский и т.д.

Церковь Владимирской Богоматери в селе Владимирском

Первым серьезно проанализировал текст «Китежского летописца» в 30-е годы ХХ века сотрудник Пушкинского Дома Василий Комарович. Сам он был родом из Заволжья, легенды о Китеже слышал с детства и поэтому решил во всем досконально разобраться. Его перу принадлежит капитальная монография «Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд». И хотя многие современные археологические и фольклорные знания были ему недоступны, почти сразу для него стало ясно: «Летописец» — довольно поздняя компиляция. В ее основу легли народные предания о татарских нашествиях и набегах, продолжавшихся до XV века. Затем идет второй пласт источников: некоторые довольно произвольно исправленные местные древние летописи. И, наконец, третий: духовные сочинения, появившиеся в XVIII веке в одном из беспоповских направлений старообрядчества — у бегунов.

Лесная дорожка на ключ Кибелёк

Церковный раскол породил и такую необычную форму народного сопротивления, как секта бегунов, «столицей» которых была деревня Сопелки неподалеку от Ярославля, откуда был родом полулегендарный Евфимий, основатель секты. Бегуны полагали, что с проведением церковной реформы и упразднением патриаршества в государстве Московском уже настало царство антихриста, а раз так, то верующему человеку ничего не остается, как бежать от этого царства. Они отказывались от паспортов, от денег, от любого имущества и постоянного жилья. Правда, в секте существовали «пристанодержатели». В их домах имелись тайники для путешествующих братьев, в которых странники обычно только переживали зиму, а весною отправлялись туда, куда не дотягивалось еще государство — на Север, на Выг, в Заволжье и еще дальше — за Урал, на Алтай. Как существа почти исключительно духовные, бегуны были большие выдумщики. Они не только «начитали» у Святых Отцов свидетельства о «невидимых монастырях», но и творчески развили эти сведения, сделав вывод, что в «царстве антихриста» всякая истинная духовная жизнь должна быть сокрыта. Отсюда — рассказы о «невидимых» монастырях и городах, целые волшебные «страны» — заалтайское Беловодье или побережье степного Каспия-моря, где, по версии бегунов, должно произойти третье пришествие Христово…

Окончательный текст «Книги, глаголемой Летописец» составился, видимо, на одном из «соборов» бегунов в деревне Сопелки не позднее 1790 года. Будущая легенда сложилась.

Но на первых порах «Летописец» был, скорее, руководством к действию — бежать! И был указан адрес — куда. К Китежу, на Светлояр. Бегуны стали первыми хранителями Китежской легенды и первыми освоили Светлояр.

В селе Владимирском несколько музеев, так или иначе имеющих отношение к китежской теме

ИЗЫСКАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

Сейчас уже доказано и археологами, и аквалангистами, что на берегах Светлояра никогда не было никаких поселений. Тем более города. Вокруг поселения были, но непосредственно к озеру строения никогда не приближались. Видимо, издревле, с языческих времен, Светлояр и окружающие его холмы, поросшие могучими дубами, были своеобразным святилищем. Во всяком случае, для марийцев, прежде заселявших эти места, озеро, холмы и священные рощи «на горах» были «местом силы». Еще Китежа никакого и в замысле не было, а священная аура вокруг озера была.

Повторяя слово «Китеж», не вдруг осознаешь, насколько странно это название. Замечательно звучит по-русски, но в корнях слова предчувствуется какая-то интрига. Сейчас большинство ученых считают, что «Китеж» произошел от финно-угорского «Кидекша». Село с таким названием есть неподалеку от Суздаля. Борисоглебский собор — знаменитый памятник владимиро-суздальской архитектуры XII века — был построен Юрием Долгоруким именно в Кидекше. Но за сто лет до того, как Юрий Долгорукий построил его на берегах Нерли, существовало городище со смешанным русско-финно-угорским населением и огромное языческое святилище. Под 1024 годом летописи упоминают о большом суздальском «восстании» волхвов, которых пришел обуздать новгородский князь Ярослав. После мятежа настал великий голод, и люди из Кидекши (русифицированный вариант — Кидеш) отправились к булгарам на Волгу за хлебом. Часть язычников и волхвов решили не возвращаться и основали на Волге город, которому передали старое название — «Кидеш». Только Малый — как бы «по старшинству».

Спустя сто с небольшим лет княжеская власть дотянулась и сюда. В 1164 году Андрей Боголюбский на месте Малого Кидеша основал Городец. Здесь археологи обнаружили древнее городище, обнесенное валом. Внутри найдены языческие погребения. Есть и озеро — Светлоозеро. То же, что «Светлояр» («яр», «ер» по-марийски — озеро), которое, по легендам, образовалось на месте «ушедшего под землю монастыря». Опять китежский мотив…

Тропинка вокруг озера Светлояр недолга — всего полтора километра

Со временем связи между Большим Кидешем (Кидекшей) и Малым, на Городце, стали ослабевать и к XIV веку, видимо, совсем замерли и позабылись. Но «Большой Китеж» через несколько веков вдруг неожиданно всплыл в легендарной форме. Ученые неоднократно пытались найти Китеж — в водах Светлояра или около него. В Нижегородской области не отыскать озера, более изученного, чем Светлояр. Но Китежа в нем нет. «Батыева дорога» оказалась заросшим трактом, который в XIV–XVI веках связывал владения городецких князей на Волге с Вяткой, которая также считалась их вотчиной. На этом тракте, километрах в сорока напрямую от Светлояра, обнаружены остатки русской крепости, разрушенной татарами во время набегов хана Едигея или Улу-Мухаммеда… Может быть, гибель этой крепости каким-то дальним эхом отозвалась в «Китежском летописце»?

К НЕВИДИМОМУ ГРАДУ

В сущности, Китеж — миф. Миф — и рассказывающая о нем книга. Но, с другой стороны, что может быть важнее мифа? Миф добыт народом, как самородный алмаз. Со временем и образованные люди замечают это сокровище. Писатели, композиторы и художники огранивают его, придают форме завершенность и безупречность. В такой поэтизированной форме миф становится достоянием сначала искусства и через него уже — всего народа. Кто сказал, что Китежа нет? Китеж — это наше всё. Все наши слезы и боль и надежда на какую-то новую, светлую, неподвластную подлым законам нового века чистую жизнь… Попробуйте-ка, отберите у людей последнюю веру в чистую жизнь: они ее будут защищать до последнего, как самый сокровенный смысл.

Деревянное пожарное депо и каланча во Владимирском

Работа культуры совершалась довольно быстро. В 1843 году С.П. Меледин опубликовал в 12-й книжке журнала «Москвитянин» прелюбопытную статью — «Китиж на Светлоярском озере», в которой рассказывал о «Китижском летописце» и озере Светлояр. Видимо, в угоду цензору, материал завершался словами: «Все описанное — это обычаи местных старообрядцев». Однако ж автор достиг желаемого: слово «старообрядцы» было произнесено, а из рассказов о Светлояре каждому здравомыслящему человеку становилось ясно, что речь идет о весьма необычной святыне раскольников. А их тогда еще преследовали по закону. Павел Мельников, прославившийся позднее под литературным псевдонимом Андрей Печерский, в годы публикации Меледина служил чиновником особых поручений Министерства внутренних дел по наблюдению за старообрядцами в Нижегородской губернии. Он хорошо знал автора по городу Семенову, где тот и проживал. Называл его «коноводом раскола». Может статься, Меледин действительно был раскольником. Во всяком случае, ему пришлось объясняться в инстанциях, но никакое обвинение предъявлено ему не было. Так или иначе, птичка вылетела из клетки, и то, что еще вчера было достоянием староверской секты, вдруг было предъявлено обществу.

Нельзя сказать, чтобы оно широко откликнулось на эту новость.

Закат над Китежем

Однако ирония судьбы заключается в том, что именно гонитель раскольников Мельников-Печерский прославил Китеж, опубликовав в 1875 году свой роман «В лесах», куда он включил сказания «Летописца» и легенду о Китеже, что заставило заговорить об этом общество. Всем показалось вдруг, что им приоткрылась живая и сокровенная Русь, о существовании которой все догадывались, но только не могли отыскать — где она? А тут — вот вам: «…Предания о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву», и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — <…> цел град, но невидим. <…> А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских».

Китеж вдруг взорвался в русском сознании. И началось паломничество.

В 1877 году Светлояр посетил новгородский краевед Александр Гациский, написавший очерк «У невидимого града Китежа». Из-за того, что об озере к тому времени было написано уже много, он сосредоточился на записи легенд, связанных со Светлояром. «Святые места, куда отправляться изволите! — говорила нам про Светлояр матушка Манефа, шарпанская (старообрядческий Шарпанский скит. — Прим. авт.) инокиня, доживающая свой век в Семенове… — пошли однова три брата язвицкие к невидимому граду Китежу, смотрят — на озере старец ложечки моет. «Это вы, говорит, у самых ворот наших стоите». Один из братьев вышел во врата-то и в ока мгновение скрылся, а остальные братья не попали — неугодны, значит, были святым старцам…». Его же — рассказ о том, как китежский старец вышел на берег грибков пособирать, а в лесу мирские женщины песни поют. Он заслушался их и все вдруг пропало: и град, и стены, и врата святые… Остался китежанин один, блуждал по лесу, изодрался да вышел в другой деревне…

На машине к озеру путь закрыт: к святыне извольте идти пешком

В 1890-х побывали здесь Владимир Короленко и Максим Горький. Горький про Светлояр так ничего и не написал: ни в прозе, ни в письмах, ни в дневниках. А вот о граде Китеже в бабкином изложении рассказал в своей повести «В людях». А Короленко тогда прожил на Светлояре долго: наблюдал, прислушивался. Ходил в чайную обедать. Мы в том доме бывали, там теперь магазин — продукты брали. Короленко рассказывает, как некий старичок-пасечник, прослышав про Китеж, решил непременно уйти туда. Много зим, закончив дела у себя на пасеке, провел он во Владимирском.

Стал из-под воды звоны слышать. А потом продал пасеку, пришел летом. Раз будто видели его на берегу озера, беседующим с двумя «монахами». Вскоре после этого он с утра оделся чистенько, причесался, умылся, попрощался… и исчез навсегда. Фольклорист Н.И. Савушкина, в 60-е годы ХХ века работавшая в комплексной экспедиции на Светлояре, зафиксировала более 300 рассказов о «контактах» людей с китежанами. В эту категорию входят и рассказы о людях, попытавшихся «из мира» уйти в Китеж. Так вот, удачных попыток было всего пять. И Короленко, выходит, описал одну из них — судя по всему, удачную.

Отец Владимир Краев, настоятель Владимирской церкви, показал рукописные списки «Китежского летописца»

Но, конечно, одиночных наездов писателей было маловато для того, чтобы Китеж вошел в культуру. Нужно было, чтобы общество потрясли звуки музыки — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова. Оперу сравнивали с вагнеровским «Парсифалем», а Китеж — с Граалем.

По этому поводу богослов, писатель и поэт Сергей Дурылин немедленно отозвался: ради Грааля и оперы Вагнера люди не расстанутся со своим уютом, а «колокола Китежа слышат в религиозном восторге, в Китеж веруют, к Китежу идут, босые и голодные, за десятки верст — вот разница между европейским Западом и Востоком, между народной душой, спящей в покое, и народной душой, бодрствующей в скорби и надежде…».

Музыка снесла все границы. Открывалось огромное поле для богословских споров и философствования. В 1903 году во Владимирском побывали Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. На Мережковского Китеж (или идея, мечта о Китеже) произвел колоссальное впечатление. В статье «Революция и религия» он не без пафоса написал: «…Мы (интеллигенция. — Прим. авт.) — такие же, как он (народ. — Прим. авт.), жалкие дети без матери, заблудшие овцы без пастыря, такие же бездомные странники, «настоящего града не имеющие, грядущего града взыскующие». В романе Мережковского «Петр и Алексей» Китеж — антипод Петербурга и в некотором смысле Запада вообще. Он как бы являет собою плод духовных исканий русского народа. Запад в этом смысле — бесплоден.

Где же ты, непотопляемый город?

В 1908 году на Светлояре побывал Михаил Пришвин, который в то время как раз «странничал». У него — то же, общее для интеллигенции того времени отношение к старообрядцам как к «истинно» верующим. «Староверский быт всегда говорит моему сердцу о возможном, но упущенном счастии русского народа. «Раскольники», плохо понимаемые обществом и историей, только по виду неласковы. А в существе своем они наивные лесные гномы».

Китеж стал средоточием очень важных и разных смыслов русской культуры. Без Китежа непредставимы теперь художественные миры Сергея Есенина, Велимира Хлебникова, Максимилиана Волошина, Николая Клюева. Для Клюева вообще: «Русь — Китеж». Клюев же — а он обладал даром провидения, этот олонецкий самородок, — назвал «китежанкой» Анну Ахматову. И странно: через много лет, перед войной, она написала поэму «Путем всея земли». Подзаголовок у нее — «Китежанка». Это поэма о невозможности забыть погибающий, уже погибший и такой любимый город своего недавнего прошлого. В Китеже самое страшное, финальное зло сразилось со святыми людьми. Так воспринимала события легенда. И Ахматова, видимо, так восприняла то, что случилось с нею во время революции и после нее.

ВОКРУГ ОЗЕРА

Китежане ездят на белых конях. Китежане покупают хлеб у марийцев, чтобы не быть опознанными. Старцы китежские звали к себе Марию Горнюю, старицу из раскольниц, что лет двадцать на берегу прожила, но та вспомнила о внучке — и сразу все исчезло: просто озеро, просто берег…

Я иду тропой вокруг озера. Натыкаюсь на старушку. Приехала из Анапы. Анастасия Федоровна. Ноги лечить.

— А что ж вы из Анапы? Там солнце, море.

— Я прочитала: здесь святое место…

— И что же?

— Помогает, конечно.

Батюшка Владимирской церкви протоиерей Владимир Краев каждую субботу ходит крестным ходом вокруг озера. А 6 июля, на Владимирскую, вокруг озера совершают большой крестный ход. Тут кого только не бывает! Помимо старообрядцев и православных приезжают буддисты, сторонники космического сознания, уфологи, «рерихи», язычники. Со всеми надо общий язык найти. Отец Владимир старается.

Он нам и свой «Летописец» показывал: в свое время грамотные люди за 50 копеек переписывали его. Потертая книжица полуторастолетней давности. Потрясло количество заклеек, закладок. Старовер — даже если он из бегунов — остается старовером: если написано — значит, истинно. По букве люди жили.

— Правда, что на церковные праздники в Китеже звонят?

— Я однажды только звон слышал: гулко, далеко — бумм! Бумм!

— В прошлом веке двое священников тоже вместе слышали.

Кто-то говорит, город под землю ушел, кто-то — что воды озера его поглотили, кто-то — что стал он невидим. Кто-то пишет, что жители его бились до последнего, пока только старики и дети остались, кто-то — что и сопротивляться жители не стали — вышли на стены и стали молиться… Это — устное уже творчество, кружева, которые молва сплетает на основе традиции. И кружева этой бесконечной легенды ткутся по сей день. До сих пор ведь исцеляются здесь люди. В Китеж верят. В Светлояр верят — считают воду его очень полезной. «Она очень намоленная и поэтому снимает всю негативную информацию» — и такое здесь запросто можно услышать. Но и колокола Китежа слышат. До сих пор.

Из всех рассказов о контактах с китежанами мне больше всего нравится известный сказ о том, как приходит в сельский магазин китежанин хлеба купить да платит древними медными и серебряными деньгами. И еще спрашивает: «Ну, как там Русь? Не пора ли восстать Китежу?» И знаете, что замечательно? Что, в какие бы годы это ни происходило, все отвечали: «Нет. Такое время еще не настало». Жалели старика. Понимали, что против современности даже ему не выстоять.

Молитвы праведных на Севере называют «пазори» — северное сияние. Считается, что именно на них держится мир. По этому поводу философ Иван Ильин писал: «отсюда исходит молитва, в сказании о невидимом граде Китеже обретающая облик огня и света: …»яко столпы пламенные со искрами огненными к небу поднимаются».

Я понимал, что такой вот огненной молитвы мне не сотворить. И все же помолился, как умел, у креста на распутье трех тропинок. Озеро было у меня за спиной. И я понял вдруг, что сейчас сделаю то же, что сделал Короленко: искупаюсь в нем. Когда Короленко нырнул, старик-старовер перекрестился: вынырнет не вынырнет? Вынырнул. Старовер с облегчением вздохнул: хороший, значит, человек оказался…

Я знаю, что не услышу никаких колоколов. Поэтому хочу сам, один, креститься в водах светлоярских.

Раннее утро. Еще туманец последними прядями поднимается от озера. Вода — как шелк. Очень мягкая. Я вылез на потайные (но всем известные) купальные мостки: хоть так, да втиснулся в Светлояр, если уж по-другому пока не получается.

Мне близка мысль, что, может быть, Китеж — это не место, а путь. Некое духовное странствие, которое должен совершить человек, чтобы осмелиться войти в город праведников.

Не исключено.

Просто для кого-то путь здесь заканчивается.

А для кого-то — только начинается.

Твиттер

ПОНОМАРЬ

Доброго здоровья!

Нужна Ваша молитвенная и ФИНАНСОВАЯ помощь на окончание реконструкции храма в Кызыле

Требуется помощь на продолжения реконструкции храма, Кызыл

4276 3100 3280 8901

на имя Евгения Александровича З.

Легенда о невидимом граде Китеже

Подробнее

Дом австрийских исполнителей – Preiser Records!

Дополнительная информация

Сетанцаль 3
Тонтрегер CD
Номер артикула PR90735
Veröffentlichungsdatum 28 марта 2007 г.
Гусеницы Во славу пустыни (Сказание о невидимом граде Китеже), Ах ты, лес, мой лес, прекрасная глушь (Сказание о невидимом граде Китеже), Господи, что это значит (Сказание невидимого града Китежа), чье ты дитя, откуда ты? (Сказание о невидимом граде Китеже), Скажи мне, прекрасная девица, ходишь ли ты молиться в храм Божий? Сказание о невидимом граде Китеже, Красавица, Красавица! (Сказание о невидимом граде Китеже), Радуйся, уста медовые (Сказание о невидимом граде Китеже), Как только вышли стрелки в чистое поле (Сказание о невидимом граде Китеже) , Покажи им, Михайлушка, Покажи им, Медведь игривый (Сказание о невидимом граде Китеже), Ну и что нам? (Сказание о невидимом граде Китеже), Эй, ребята! Я слышу колокола (Сказание о невидимом граде Китеже), Уходи, убирайся, собака! (Сказание о невидимом граде Китеже), По калиновым мостам (Сказание о невидимом граде Китеже), Гайда! Гей! Гайда! (Сказание о невидимом граде Китеже), Гайда! Гей! Стоп, безбожные язычники! (Сказание о невидимом граде Китеже), Счастье вам, китежане (Сказание о невидимом граде Китеже), Слава, напрасное богатство (Сказание о невидимом граде Китеже), Дивная Царица Небесная , Наша Святая Покровительница! (Сказание о невидимом граде Китеже), Китеж разграблен, а нас заживо взяли в дань (Сказание о невидимом граде Китеже), За что стоим, сестры? (Сказание о невидимом граде Китеже), Антракт ко второй картине «Битва под Керженцем» Сказание о невидимом граде коршуне, вот дубовая роща, а вот озеро (Сказание о невидимом град Китеж), о, татарские мурзы! Мне не нужно ни золота, ни серебра (Сказание о невидимом граде Китеже), Ах, милый мой муж, моя надежда! (Сказание о невидимом граде Китеже), Услышь меня, Дева. .. Прекрасная царевна! (Сказание о невидимом граде Китеже), Иди, раба Господня! (Сказание о невидимом граде Китеже), Ой, не могу я, Гришенька (Сказание о невидимом граде Китеже), Земля, Милостивая Матушка наша! (Сказание о невидимом граде Китеже), Гришенька!… Он не послушает (Сказание о невидимом граде Китеже), Вольная птица тонизирует голос (Сказание о невидимом граде Китеже), Ты ли это, лучезарный свет моих очей? (Сказание о невидимом граде Китеже), Жених пришел (Сказание о невидимом граде Китеже), Антракт к картине 2 (Сказание о невидимом граде Китеже), Врата рая отворились для Ты (Сказание о невидимом граде Китеже), Светлый Царство! О Боже! (Сказание о невидимом граде Китеже), Да пребудет с вами благодать Божия (Сказание о невидимом граде Китеже), Оставайтесь с нами здесь навсегда (Сказание о невидимом граде Китеже), Гришенька, Хоть ты и слаб умом (Сказание о невидимом граде Китеже), Прошел ненастный день (Сказание о невидимом граде Китеже), Тучи начинают рассеиваться (Сказание о невидимом граде Китеже), О, если бы хоть одно мгновение (Сказание о невидимом граде Китеже), Не ветер, дующий с высот (Сказание о невидимом граде Китеже), Октава (Сказание о невидимом граде Китеже), Вестник (Сказание о невидимом граде Китеже), Древо упас (Сказание о невидимом граде Китеже)

1

Похвала пустыне (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

2

Ах ты, лес, мой лес, прекрасная глушь (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

3

Господи, что это значит (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

4

Чей ты ребенок, откуда ты взялся? (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

5

Скажи Мне, Прекрасная Дева, ходишь ли ты молиться в Божий храм? Легенда о невидимом граде Китеже

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

6

Хорошо сказано, прекрасная дева! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

7

Привет тебе, медовые уста (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

8

Как только стрелки вышли в чистое поле (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

9

Покажи, Михайлушка, Покажи, Медведь игривый (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

10

Так что нам до этого? (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

11

Привет, ребята! Я слышу колокола (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

12

Уходи, убирайся, собака! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

13

По калиновым мостам (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

14

Гайда! Гей! Гайда! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

15

Гайда! Гей! Стоп, безбожные язычники! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

16

Счастья вам, китежане (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

17

О слава, напрасное богатство (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

18

Дивная Царица Небесная, Святая Покровительница наша! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

19

Китеж разграблен, а нас заживо взяли в дань (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

20

За что мы стоим, сестры? (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

21

Вход во вторую картину «Битва под Керженцем» Легенда о невидимом городе Коршуна

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

22

Вот дубовая роща, а вот озеро (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

23

Эх вы, татарские мурзы! Мне не нужно ни золота, ни серебра (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

24

Ах, мой дорогой муж, моя надежда! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

25

Услышь меня, дева… Прекрасная принцесса! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

26

Иди, Раб Господень! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

27

Ой, я не могу, Гришенька (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

28

Земля, Мать Милосердная! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

29

Гришенька!… Не послушает (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

30

Птицы вольные тонируют голоса (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

31

Ты ли это, лучезарный свет очей моих? (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

32

Мостовой жених пришел (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

33

Вход в сцену 2 (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

34

Для тебя открылись двери рая (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

35

Лучезарный королевство! О Боже! (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

36

Да пребудет с вами Милость Божия (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

37

Останься с нами здесь навсегда (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

38

Гришенька, хоть ты и слаб разумом (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

39

Прошел ненастный день (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

40

Тучи начинают рассеиваться (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

41

О, если бы хоть одно мгновение (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

42

Не ветер, дующий с высоты (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

43

Октава (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

44

Вестник (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

45

Древо Упас (Сказание о невидимом граде Китеже)

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

Госдеп США раскритиковал Москву за то, что она не помогла укрыться в мифическом городе, известном как «Русская Атлантида» — RT World News

В многословном отчете Госдепартамента Москва подверглась резкой критике за недофинансирование церковного приюта, предлагающего «еду и жилье» бездомным в русском городе Китеж — мифическом месте, которое, согласно древней легенде, погибло в озере восемь веков назад.

В отчете Государственного департамента за 2017 год, озаглавленном «Торговля людьми» , описывается плохая работа России по защите жертв торговли людьми, в которой утверждается, что российские власти «регулярно задерживали и депортировали потенциальных жертв принудительного труда».

Некоторые из жертв были «принуждены к проституции за правонарушения, связанные с проституцией», авторы заявили. Они добавили, что российское правительство даже не профинансировало реабилитацию жертв торговли людьми, заявив, что «несколько частных приютов остаются закрытыми из-за отсутствия финансирования».

В одном из самых возмутительных обвинений в отчете отмечается, что «приют для бездомных Русской православной церкви в Китеже начал принимать жертв торговли людьми и предлагать им еду и жилье, но не медицинскую или психологическую помощь» 9.0324, но «государство не оказало финансовой поддержки приюту». Вот только одна загвоздка – такого города, как Китеж, в современной России нет; она существовала только столетия назад, если вообще когда-либо существовала.

Легенда гласит, что русский князь основал Китеж в начале 13 века, когда наткнулся на живописное место на берегу озера Светлояр. Однако долго жить злополучному городу не суждено.

Вскоре после этого монголы вторглись в древнюю Русь, и когда Золотая Орда достигла ее стен, весь город доблестно погрузился в озеро, но не сдался. По крайней мере, так гласит история — сомнительно, что Госдепартамент США знаком с ней.

Китеж издавна был предметом легенд и слухов, дошедших до наших дней. Археологам так и не удалось найти остатки затерянного города на дне озера.

ПОДРОБНЕЕ: Белый дом «назначает» Си Цзиньпина президентом Тайваня, Абэ президентом Японии в пресс-релизе с оплошностью

Легендарный город уже давно является источником вдохновения. Китеж фигурирует в известных русских музыкальных произведениях, в том числе Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Николая Римского-Корсакова, премьера которого состоялась в Санкт-Петербурге в 1907 году.

Сюжет игры Rise of the Tomb Raider для Xbox 2015 года следует за Ларой Крофт, которая отправляется в Сибирь на поиски мифического Китежа.

Однако существует действующий приют для «женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации» , который действительно находится в ведении Русской Православной Церкви и называется «Китеж-центр». Он расположен в деревне Милюково, в 45 км от Москвы.

Похоже, Госдепартамент США просто перепутал название приюта с его местонахождением, поместив его в легендарный русский средневековый город.

Оплошности не являются чем-то новым для официальных лиц США. Джен Псаки, официальный представитель Госдепартамента при администрации Обамы, классно боролась с разногласиями между Ираком и Ираном во время жаркой пресс-конференции в июне 2014 года. раздел опубликовал заявление, в котором лидер Китая Си Цзиньпин назван главой 9-го0323 «Китайская Республика» , что является официальным названием Тайваня, который считает себя отдельным от Китая, но который Китайская Народная Республика по-прежнему считает своим.