Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей. Народы поволжья


Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2014 году  объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике  Татарстан.

Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Обычаи и традиции народов Поволжья

Традиционная кухня

Традиционный национальный костюм. Национальный орнамент. Национальная вышивка Фольклор. Пословицы и поговорки. Предания и сказки Национальная музыка. Национальные танцы Праздники народов Поволжья Государственная символика народов Поволжья Методические материалы. Сценарии мероприятий. Стихи о народах Поволжья и их крае

Информационные источники

 

kitaphane.tatarstan.ru

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей

41[1]

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских.  Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном. Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки. Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

 Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию. Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках. В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

 Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор. Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство. В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.

Мордва

012813_047322534239[1]

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

politdozor.ru

Население поволжья: какие народы населяют регион?

post36132_img1[1]

Уже во второй половине 16-го столетия в Поволжье устремились русские. Это произошло в период предоставления поместий и вотчин людям, отслужившим в царской армии, которые проживали на тот момент в северных районах края. Многие, кто выбрал эту землю своим новым домом, были родом из Московского государства. Раньше остальных обосноваться в Поволжье решили искатели приключений, «гулящие» люди, а также бродяги. Все это население поволжья рассчитывало, что, оказавшись вдали от постоянного присмотра властей и господ, у них будет больше свободы и меньше проблем.

Полезная информация: какая кухня будет уютной без микроволновой печи? Купить микроволновые печи Panasonic с грилем можно в интернет-магазине stylus.ua. Компания предлагает рассрочку на свой ассортимент и доставляет товары во все уголки страны.

Процесс формирования оседлой русской диаспоры в Заволжье окончательно завершился к 18-му столетию. Этому помогло и то, что здесь возводилась Оренбургская защитная линия, призванная стать преградой для степных кочевников. Когда крестьяне в 1861 году обрели свободу, большая часть их отправились искать незанятые плодородные земли, обратив внимание на южную часть региона. По мере смешения людей, прибывавших из разных уголков страны, с местными народами начал формироваться новый тип жителя Поволжья, который не был похож на население, обитающее в центральных областях России.

Татары

Их считают поколением, которое возникло от выходцев из Казанской или Астраханской орды. Если обратить внимание на их физический тип, то в этом плане им нет равных по привлекательности среди всех местных жителей данного региона. Представители данной народности традиционно носят восточную одежду, важной особенностью которой является значительная длина и ширина. В их наряде присутствует рубашка белого или иного цвета, предусматривающая достаточной ширины рукава, которая закрывает тело на уровне ниже колен. Пояс к ней не прилагается. Она носится вместе с безрукавным камзолом, изготавливаемым на основе пестрой шелковой материи, халатом, который подпоясывают при помощи кушака, а уже поверх его одевалась шуба. Богатые татары выделялись тем, что их наряды были сшиты из более тонкого сукна. Наличие же большого количества золотых украшений указывало на то, что данный человек очень богат.

Татарское население поволжья также выделялось и своим жилищем. Особенностью являлось то, что печь обязательно была отделена от остального пространства в доме при помощи занавеса. За последним чаще всего располагалась женская половина. Те же, кто жил в большом достатке, владел домом, где имелось две половины, разделенные друг от друга сенями. Данное помещение чаще всего служило для мольбы. В жилых помещениях укладывали ковры, а рядом со стенами располагали сундуки с яркой обивкой.

  Калмыки

ysimB30yBO[1]

Данный народ принято относить к западной ветви монголов. Приход калмыков на современную территорию этого края состоялся в тот период, когдаплотность населения поволжья была крайне низкой — в 17-ом столетии. Приняв решение покинуть свой дом, коим была Джунгария в южной части Сибири и Монголии, они, возглавляемые ханом Хо-Юрлуком, обосновались на значительной территории по правую сторону низовья Волги. С их приходом местные кочевники уже перестали быть главной силой в этих местах.

Дома, в которых жили калмыки, в полной мере учитывали их образ жизни. Меняя одно место на другое, они передвигались вместе со стадами, имея при себе юрту. Такое название носило переносное жилище, которое напоминало войлочный шалаш, предусматривавший деревянное покрытие. Из убранства в таком жилище была представлена низкая кровать, имевшая несколько войлок. Неподалёку от нее располагали ящик, используемый для хранения «бурханов» (кумиров).Обычно в наряде калмыков главным элементом выступал халат или однобортный бешмет, который являлся полной копией одежды кавказских горцев. Чтобы подпоясать бешмет, на талии натягивали ременный пояс. У людей, живших в достатке, пояс отличался наличием железных пластин, имевших серебряные насечки. В качестве зимней одежды калмыки использовали овчинную или лисью шубу.

Немцы

Этот народ в начале двадцатого столетия образовал колонию, численность которой на тот момент равнялась порядка 400 тыс. чел. Своим местом проживания они выбрали территорию, где теперь располагаются Самарская и Саратовская области. Заселение колонистами этих земель началось после манифестов императрицы Екатерины II, суть которых сводилась к предоставлению любому жителю Европы возможности выбрать новые земли для обитания, отличающиеся самыми выгодными условиями. Те поселения, которые сформировали немцы в данном районе, можно сравнить с государством, возникшем в государстве. В них создавался уникальный мир, который был непохож на соседствующий с ним мир русского населения, что отчетливо проявлялось в вере, культуре, языке и быте, а также характере жителей. Особенно был интересен в свете этого вопрос, каков естественный прирост населения поволжья, учитывая прибытие в эти земли поселенцев.

politdozor.ru

3. Тюркские народы Поволжья Чуваши

Чуваши (самоназвание—«чавйш») — основное, население Чувашской республики. Географически чуваши живут в треугольнике, образуемом при впадении р. Сура в Волгу. Небольшая группа чувашей живет на левом берегу Волги, как раз против столицы, г. Чебоксары. Численность чувашей (составляет около 1,5 млн. человек. В группе тюркских языков чувашский язык занимает обособленное место. Он противостоит остальным тюркским языкам, не входя ни в одну из ветвей этой группы, но составляя отдельную ветвь. Чувашский язык отличается фонетическими особенностями, в нем и сейчас заметны следы деления на две группы; это «верховые чуваши» (вирьялы), живущие в северо-западной части Чувашии, в бассейне реки Суры, и «низовые чуваши» (анатри) в юго-восточных районах, в соседстве с татарами. Группы эти различаются между собой по говору и по некоторым особенностям культуры.

Этногенез.

Не только обособленное положение чувашского языка вызывает особый интерес к вопросу о происхождении чувашского народа: интерес этот был вызванеще раньше другим обстоятельством. Дело в том, что на страницах исторических документов имя чувашей появляется очень поздно (1521 г., затем в связи с казанским походом Ивана Грозного, 1551 г.). До этого о чувашах ничего не сообщают ни русские, ни иные источники, тогда как другие народы Поволжья известны в исторических памятниках гораздо раньше. Существует ряд гипотез, объясняющих относительно недавнее появление чувашей в Поволжье: часть говорит о миграции из вне, другие же предполагают, что чточуваши могли фигурировать в более раннеевремя под какимлибо другим названием (хазары, буртасы). Наиболее вероятной считается так называемая болгарская теория, в соответсвии с которой чуваши (как и казанские татары) являются потомками волжских болгар. В доказательство исследователи приводят лингвистические, археологические, исторические аргументы.

Антропологически чуваши оказываются смешанной народностью, составленной изразных европеоидных и монголоидных элементов; численно преобладает из них уральский тип. По черепам в древних погребениях прослежено разновременное появление нескольких антропологических типов на этой территории. Культура современных чувашей сложилась на основе древней местной культуры лесных племен, занимавшихся издавна земледелием и живших оседло; к ним примешался пришедший позже степной кочевнический слой, следы которого, хотя и слабые, видны и сейчас. Можно считать доказанным, что основу чувашского этногенеза составляли древние аборигенные племена, близкие к предкам финских народов, и обитавшие главным образом в северозападной части Чувашии. Основную роль в формировании чувашского народа сыграли болгарские племена (смешанные по происхождению), передвинувшиеся на правый берег Волги в годы татаромонгольского завоевания и слившиеся с населением юговосточной Чувашии, а потом и северозападной. Болгарский язык получил господство в образовавшейся народности. С другой стороны, давнее соседстве со славянами (русскими) оказало заметное влияние на культуру чувашей.

Хозяйство. В чувашском народе наиболее концентрированно воплотились элементы оседлой земледельческой культуры. Исследователи XIX в. не раз подчеркивали, что чуваши тщательнее и успешнее занимаютсяземледелием, чем соседние русские и тем более татары. Любовь чуваша к земле, егопреданность работе земледельца отмечалась многими. Это связано с тем, что крупных городов поблизости не было. Все население концентрировалось в деревне, а условия природы благоприятствовали развитию земледелия. В земледелии господствовала трехпольная система (заимствованная у русских). Земледельческие орудия были сходны с русскими; в южных районах употреблялся и татарский сабан. Другие отраслихозяйства имели лишь вспомогательное значение. Скотоводство никогда, или во всяком случае давно, не играло крупной роли в чувашском хозяйстве. Излюбленное занятие чувашей составляет пчеловодство. Обычную пищу чувашского крестьянина составлял прежде ржаной хлеб, суп («яшка») из овощей, картофеля, дикорастущих трав, крупы с мясом; ячневая каша, такие же лепешки, как приправа «уйран» (юрага изпод масла). Излюбленное питье — ячменное пиво, которое иногда варят с медом. Из кустарных промыслов сравнительно большое значение имеет в лесистой части Чувашии обработка древесных материалов, в частности бондарный, решетный и рогожный промыслы.

Поселения и постройки. С традиционнымземледельческим бытом связан и характер расселения и типы жилищ. Живут чуваши оседлыми деревнями. Деревни нередко расположены в глухих местах—это наследиеисторического прошлого чувашей, когда они вынуждены были часто скрываться. Отчасти этим объясвдется то, что большинство чувашских деревень расположено в таких местах, гдеих трудно найти—вдали от дороги, гденибудь в овраге, в лесной чаще, так что говорят, что чувашскую деревню не увидишь,пока к ней вплотную не подъедешь. Расположение домов в деревне прежде было беспорядочное, скученное, без прямых улиц; с конца XIX в. стали появляться и деревни линейного плана. Дома—срубные, как у русских крестьян. Однако у чувашей дольше, чем у русских, держались некоторые архаические черты жилища. Во-первых, дом часто не имел сеней. Во-вторых, долго сохранялись волоковые окна, т. е. без рам, закрывающиеся задвижкой. Глинобитная печь топилась прежде по черному, дымоходы стали появляться во 2-й половине XIX в. Но шесток печи всегда соединялся с очагом, над которым висит котел. У юго-восточных чувашей очаг устраивается не с подвесным, а совмазанным котлом (как у татар). В старинных домах вместо узких лавок вдольстен устраивались широкие нары. У чувашей сохранился в пережитках и древний тип жилища, прототип современной избы,—это прямоугольный сруб—«лась» без пола и потолка, с одной только дверью.

Одежда. Тип костюма тот же, который с известными разновидностями встречаетсяу других народов Поволжья. В основе лежит рубашка («кёпе») туникообразного покроя. Способ ношения рубах у «верховых» женщин, как у мордвымокши, с высоким подбиранием под пояс; у «низовых» этого нет. Женская рубашка украшается богатой вышивкой и подвесками из монет и металлических бляшек. К поясу спереди и иногдасзади приделываются украшения в виде треугольников, набедренников и т. д. Верхний костюм мужчин и женщин — кафтанообразный «шубор» («шупар»), запахивающийся на левуюсторону, как это вообще характерно длянародов ВосточноЕвропейской равнины. Поясная нательная одежда обоих полов—штаны («йём») с широким шагом. Характерная форма головных уборов: старый девичий убор—это тюбетейка полусферической формы, «тухья», известная и у удмуртов, и у татар, и у некоторых других народов. Тухья имеет завязку подподбородком. Старинный головной убор замужней женщины—«хошпу» («хушпу») в форме усеченного конуса. И то и другое—и тухьяи хошпу—богато украшаются бисером, кораллами и т. д. Такие же украшения имеютсяна груди в виде подвесок. У некоторых, в особенности у низовых чувашей, встречаются и такие особенности женского головногоубора, как «чалма», обернутая вокруг головы, повидимому, связанная с татарским влиянием. Обувью служили прежде лапти или сапоги.

Исторические особенности общественного быта. В области общественных отношений чувашей сохранилось гораздо меньше архаичных форм быта, чем у их соседей — марийцев и удмуртов. В семейном быту сохранились некоторые особенности, например, в брачных обычаях и обрядах, которые отличают чувашей от русского крестьянского населения. Сюда относится, например, калым. Уплата калымабыла иногда весьма обременительна для жениха. С этим было связано сохранение обычая умыкания, похищения невест, очень долго державшегося у чувашей. Это делалось просто с целью избежать выплаты калыма. Отмечались, далее, такие обычаи,как женитьба малолетних парней на взрослых девушках и связанное с этим снохачество. Очень любопытна одна своеобразная черта: обычай чувашей-анатри и анатенчи устраивать свадьбы по преимуществу летом, в июле. Это можно считать остатком какой-то скотоводческой традиции: у большинства земледельческих народов свадьбы чаще устраиваются осенью или зимой. В общественном быту чувашей важную роль играла сельская община. Господствовала, особенно в северных районах, так называемая «сложная община», охватывавшая несколько деревень. Эта «сложная община» отчасти искусственно поддерживалась администрацией (как и у соседних марийцев), чтобы натравливать крестьян друг на друга. Большая часть чувашей принадлежала к государственным крестьянам. Остальные были удельные и помещичьи крестьяне. Реформа 1861 г. отняла у чувашей часть земли и ускорила процесс разорения массы чувашского крестьянства.

Религиозные верования. Чуваши формально в большинстве числились православными. Крещение чувашей началось с середины XVIII в. и проводилось очень часто насильственным путем. Чувашей заставляли переходить в христианство, но это вовсе неозначало действительной перемены чувашами религии: наряду с формальным православием у них сохранилась очень устойчивосвоя собственная религия. Так было до середины XIX в., когда по целому ряду причин старые верования стали приходить в упадок и забываться. Некоторые же чуваши, в то время находившиеся под татарским влиянием, переходили в ислам. Таким образом, как-бы с двух сторон происходило разъедание старых религиозных верований. Однако некоторые пережитки этих верований сохранились, а в описаниях конца XVIII в. старая религия чувашей видна с полной отчетливостью. В этой религии играли большую роль семейные формы верований, очевидно, пережитки родовых форм быта. У каждой семьи имелись свои семейные божества-покровители, так называемые «ирих» (слово, соответствующее тюркскому «изых»). Ирихи имели разную форму: это или небольшая кадушка, или ковш, или корзина, которую ставили в амбар в определенное место и наполняли жертвоприношениями, привязывали кисти рябины и т. д. Это была семейная святыня. Некоторые ученыесвязывали эти божества с культом предков, но это едва ли верно. Настоящего культа предков чуваши не знали. Поминальные обряды были оченьразвиты и имели целью кормление умерших, но к этим умершим не относились как к заступникам или божествам покровителям; Напротив, их считали скорее опасными существами, и поминками хотели их только умилостивить.

Гораздо большее значение имело то, что можноназвать земледельческим культом. До самого последнего времени у чувашей сохранялись земледельческие праздники. В летние месяцы, начиная от праздника семика (чув. «симек») и вплоть до нового хлеба, земля считалась священной (этот период назывался «синзя»). Во время уборочныхработ происходило общественное моление на поле.По старым чувашским обычаям, хлеб нового урожая нельзя было употреблять, прежде чем не будет произведено «моление» (или «чукление») этого хлеба.После некоторых религиозных обрядов, как бы снималось табу с нового хлеба. Интересно, что устраивалось чукление не только хлеба, но и грибов, малины и т. д., выполнялись обряды, послекоторых разрешалось употребление в пищу этих продуктов. Все это связывалось с культом божествпокровителей.У чувашей существовал довольно развитый пантеон добрых и злых духов, которых некоторые исследователи считают выражением дуалистической религии. Можно ли здесь видеть дуализм, или здесьпросто смешение местных и христианских верований, но во всяком случае было доброе божествоТора и был Шайтан—злой бог. Наряду с крупнымибожествами имелись более мелкие. В повседневных обрядах имели значение местные деревенские божества — керемети. Культ кереметей у чувашей общий с соседними народами Поволжья. Как и у них, словом «кереметь» назывались прежде всего небольшие священные рощи с оградой, около которых производились моления. Но это же слово означало и божество (как правило, женское), которому посвящена была данная роща.Керемети были у каждого селения и имели свои имена. Главной считалась Аслакереметь—ей приносили жертвы в случае какихлибо общих несчастий.

Татары.

Самым крупным из народов Поволжья являются казанские или волжско-камские татары. Численность их составляет несколько больше 5 млн. человек. Известно, что самый термин «татары» употребляется в очень широком смысле, и под этим общим именем объединяются народы в сущности весьма различного происхождения — крымские, казанские, сибирские татары и другие тюрки. Географическое распределение татар также несколько своеобразно. Составляя коренное население Татарстана, они живут довольно большими группами и за его пределами; очень много их живет в Башкирии; отдельные группы встречаются в пределах Мордовии, Чувашии, Марийской Удмуртской республик и в соседних областях. Но зато в самом Татарстане они живут далеко не сплошным массивом. В связи с русской колонизацией область их расселения оказалась разорванной на множество национальных территорий, чередующихся с русскими районами. Татарских деревень мало вблизи Казани и других больших городов.

Этногенез. Татары—народ, чрезвычайно пестрый по своему происхождению. Утверждение, что казанские татары являются прямыми потомками монгольских завоевателей, пришедших в Восточную Европу в XIII в., является совершенно неправильным, хотя в составе современного татарского населения, конечно, имеются элементы, исторически связанные с татаро-монголами XIII в. Господствующим слоем империи Чингисхана была монголо-язычная верхушка, но очень тонкая и быстро растворившаяся в местном кипчакском (половецком) населении. Можно предполагать наличие именно этого кипчакского элемента в составе современного татарского этноса. По языку казанские татары входят всеверо-западную или кипчакскую группу тюркских языков. Культурно этот кипчакский элемент был, несомненно, связан с кочевническим миром южнорусских степей XI—XIII вв. Но степные, кочевнические черты культуры проникали в Среднее Поволжье, несомненно, и в гораздо более раннее время - они присутствовали в Болгарском государстве, главным образом через его связи с хазарами. Это государство было очень пестрым по этническому составу. Вероятно, что «степной» тюрко-язычный элемент составлял в нем по преимуществу господствующий слой. Прямыми потомками древних болгар, по крайней мере по языку, являются чуваши. Однако несомненно, что значительная часть древнеболгарского населения вошла в состав современного татарского народа. Археологические исследования показывают непрерывную преемственность культуры болгар X—XIII вв. и культуры «монгольского» периода XIII—XV вв. Самое название «болгары» сохранялось еще очень долго после разрушения Болгарского государства монголо-татарами: в русских летописях оно встречаемся вплоть до конца XIV в. Только после образования Казанского ханства (1430-е гг.) население его стало называться «татарами». Но память о происхождении их от болгар осталась. Удмурты и сейчас называют татар «билер» (билеры составляли часть болгар). Марийцы зовут и татар и чувашей одинаково «суас»—видимо, в память происхождения тех и других от общих предков. У самих татар сохранились прочные воспоминания об исторической связи с болгарами. Татары не любят, когда их считают потомками монголо-татар. «Отатаривание» древнего болгарского населения началось, очевидно, с городов, где и раньше, видимо, был более силен «кипчакский» слой. Но этот процесс постепенно стал захватывать к деревню. «Татаризация» ее продолжалась до недавнего времени. Уже на глазах этнографов, в течение XIX в., немало чувашских деревень превратилось в татарские. Помимо этого, в составе казанских татар имеются, несомненно, элементы иного происхождения — финно-угорского.

Антропологический состав казанских татар очень сложен: здесь выделяются и чисто европеоидные типы — темноволосый понтийский, светловолосый балтийский и др.—и переходные к монголоидному типу, особенно сублапоноидный, и наконец, собственно монголоидные,

Поселения и постройки. Татарские деревни расположены большей частью у рек или ручьев, откуда и берут воду—копают колодцы татары неохотно. План деревень обычно запутанный, скученный, улицы узкие и кривые. Можно заметить следы прежних родовых поселений: деревня состоит из отдельных групп усадеб — как бы родственных гнезд. Господствующая форма построек — восточно-европейская срубная изба с двускатной крышей. Дом обычно не выходит прямо на улицу, а отгорожен от нее забором: в этом отчасти сказалась мусульманская традиция отгораживать семейный быт от внешнего мира. Дома нередко окружались зеленью. Очень типично, что жилые и хозяйственные постройки разбросаны по усадьбе. ПО внутреннему расположению, обстановке и размещению частей традиционное татарское жилище очень своеобразно; характерно прежде всего, что часть избы до печи обычно отделяется перегородкой и занавеской от остальной части избы, и за этой занавесью располагаются кровати. Это связано с мусульманским обычаем затворничества женщин. Печь представляет собой комбинацию русской печи и очага со вмазанным котлом. Вдоль стены широкие нары, на которых и спят и едят. Стола часто не бывает, а если и бывает, то служит он не для еды. Мебели вообще очень мало, зато много сундуков, ковров и подушек. Сохраняется традиция сидения на полу, покрытом ковром. Характерен обычай увешивать и обтягивать стены полотенцами, коврами и разными тканями, так что углы скругляются, как бы уподобляя дом кочевой кибитке. Все это элементы, роднящие татарскую культуру с кочевыми культурами степи, наслоившимися на древнюю оседло-земледельческую основу.

Одежда. В одежде также наблюдается скрещивание элементов, характерных для оседлого земледельческого населения Восточно-Европейской равнины и кочевнических элементов. Рубашка—в основе обычного туникообразного покроя, недлинная. Своеобразна женская рубашка-платье «кюльмек»—очень длинная, до пят, и широкая, расклиненная внизу. Под рубашку замужние женщины надевали особый нагрудник—«кюкрекчи», с вышивкой на средней части, видной через разрез ворота. Мужчины и женщины носят широкие шаровары, а в качестве верхней одежды—безрукавный камзол. Поверх него мужчины надевают обычно казакин кафтанообразного покроя или теплый бешмет. Такой же бешмет носят и женщины. Вообще покрой мужской и женской одежды у татар сходен. Сравнительно недавно—в XIX в.—появился принесенный из Средней Азии прямоспинный халат или чапан, однако, не получивший широкого распространения. Головным убором мужчин служит тюбетейка (возможно, мусульманский обычай) и поверх нее шапка—меховая, овчинная, войлочная и др. Наиболее распространенный женский головной убор—это платок; часто поверх него—большая и тяжелая шаль; носили также головное полотенце, как чувашские женщины. Очень характерный, чисто татарский женский головной убор—колпак из ткани, цилиндрического покроя, покрытый вышивкой. В основе описанного национального костюма татар лежат, видимо, древние аборигенные формы, близкие к типам соседних народов Поволжья, но они сильно видоизменились под влиянием кочевнической, степной одежды.

Исторические особенности общественного быта. Татары — народ, исторически имевший достаточно развитые формы общественных отношений. Выходцы из старой феодальной знати, потомки прежних татарских ханов и мурз, влились в состав русской аристократии. Многие татарские княжеские фамилии (из казанских или из родственных им «ногайских» татар) были внесены в российские родословные книги на правах аристократических княжеских и дворянских родов: таковы были князья Мещерские, Юсуповы, Урусовы, Тевяшовы, Кудашевы и др. Масса татарского населения превратилась в государственных крестьян либо в крепостных у русских помещиков. Землепользование было, как и у русских крестьян, общинным, с частыми переделами. Очень немного было «тарханов» — мелких землевладельцев, потомков служилых татар. С начала XIX в. усилились торговые связи татар со Средней Азией, и начала расти предприимчивая татарская торговая буржуазия. Во 2-й половине XIX в. стала расти и крупная капиталистическая промышленность; некоторые из фабрик и заводов принадлежали татарам.

Религиозные верования. Ислам появился в городах Среднего Поволжья достаточно рано – первая мечеть в г.Булгаре была построена еще в X в., но массовое распространение этой религии среди кипчаков начинается с правления хана Узбека (XIV в.). Домусульманские верования сохранились очень слабо. Однако исследователи отмечали наличие остатков древних мифологических образов, близких к образам мифологии других народов Поволжья. Таковы Шуряла—лесной дух, Сыубабасы—водяной, Ойэйса—домашний дух и др. Интересно, что и некоторые из мусульманских сект, существовавших у казанских татар, сложились на почве переживания каких-то домусульманских верований. По крайней мере одна из них—«ваисовцы»—непосредственно связывала себя по происхождению с древними болгарами.

Обособленные группы. Некоторые группы, причисляемые к татарам, стоят, однако особняком одни географически и по своему происхождению. Из этих обособленных групп татарского населения особенно интересны мишари. Они называют себя татарами и даже считают несколько обидной кличкой название «мишер», даваемое им собственно татарами. Но они отличаются от прочих татар некоторыми особенностями языка («цокающее» произношениеи) и характерными чертами быта: печь с подвесным котлом над шестком (в отличие от вмазанного), большой, не замкнутый постройками двор, в одежде—белую холщовую рубаху с вышивкой, напоминающую финно-угорский тип. Все эти особенности представляют собой остатки какого-то архаичного, дотатарского культурного пласта и позволяют видеть в мишарях потомков особого народа, позже слившегося, но не до конца, с татарами. Несколько обособленное положение занимают мещеряки Башкирии. Это потомки тех же татар-мишарей, поселенные среди башкир царским правительством еще в XVII в. (1688 г.) для несения пограничной службы. Они в значительной мере «обашкирились», но сохранили свое наречие, близкое к мишарскому.

Вместе с мещеряками Башкирии упоминаются обычно тептяри. Это мало изученная группа, о происхождении которой высказывались разные предположения. Наиболее вероятным считается, что тептяри—по происхождению сословная, а не этническая группа: это потомки переселенцев и беглецов из Казанского царства, которых башкирские мурзы селили на своих землях по особым записям; эти записи назывались «дефтярь» (персидское слово), откуда и название «тептяри». По этническому происхождению подавляющее большинство тептярей—татары, но небольшая часть—из удмуртов и мари.

Своеобразное положение занимают и некоторые другие группы татарского происхождения. Таковы живущие в районе Астрахани в дельте Волги карагаши («кундровские татары»), потомки астраханских татар, завоеванных Иваном Грозным. Они исторически связаны с ногайскими ордами. Сохранились и следы родоплеменных делений: роды Найман, Ас, Мангут и др. По культуре и быту они отчасти близки к казанским татарам, но в их быту гораздо больше степных скотоводческих традиций: скотоводство составляет излюбленное занятие (хотя более значительную экономическую роль играет ловля рыбы в Волге), земледелие развито слабо, любимая пища—конское и баранье мясо, долго сохранялась решетчатая юрта (летнее жилье), арба с большими колесами и пр.

Географически обособлены касимовские татары, живущие в г. Касимов на р. Оке (Рязанская обл.) и в девяти деревнях вокруг него. Происхождение их не совсем ясао. Город Касимов назван так по татарскому «царевичу» Касиму, которому московский князь Василий II пожаловал в середине XV в. существовавший здесь прежде «Мещерский городок». В этом районе издавна обитала мещера, вероятно, к этому времени частью тюркизированная. Есть мнение, что касимовские татары по происхождению как раз и были мишарями, потомками мещеры. Но сейчас они составляют отдельную от мишарей группу. Видимо, в период существования «Касимовского царства» (оно так и называлось вплоть до началаправления Петра I) сюда переселялись татары со Средней Волги.

studfiles.net

длинная история Поволжья — Славянская культура

Из рук в руки: длинная история Поволжья

    Поволжский регион сейчас играет важную роль в экономическом и политическом развитии России, но так было не всегда. В IX веке именно отсюда исходила главная угроза становлению Руси, в XVI столетии здесь находилось враждебное Казанское ханство, а в XVIII горело восстание Пугачёва, грозившее гражданской войной. В этой статье мы ознакомимся с длинной и интересной историей Поволжья.

                Как часто мы интересуемся малой родиной – своим краем? Пожалуй, нечасто. Я, как и многие, скучала в школе на уроках краеведения. И только сейчас, по прошествии стольких лет, я по-настоящему заинтересовалась своим родным краем. Я родилась и живу в Нижнем Поволжье, и теперь решила ознакомиться с его историей. И тем, что я нашла в Интернете, атласах и краеведческом музее, поделюсь с вами в этой статье.

    Основные сведения

    Поволжьем считается все земли вокруг Волги. Левый берег великой реки иногда называют Заволжьем. Все эти земли делятся на Верхнее (от истока до Оки), Среднее (от Суры до Самарской Луки) и Нижнее (от Камы и до Каспия) Поволжье.

    Не следует путать Поволжье с Поволжским федеральным округом – первое понятие носит географический и исторический характер, а второе административное.

      Жители Поволжского региона называются волжанами: волжАнин и волжАнка (реже – вОлженка).

   

Древность и Средние Века

                На Волге первые люди появились в эпоху палеолита. Это были представители европеидной расы и принадлежали они к хвалынской, ямной и полтавкинской культурам. А вот с 4 века до н. э. здесь появляются сарматы. Они дали великой реке название Ра, и оставались на её берегах целое тысячелетие – до 4 столетия н. э.

    С 7 века их место заняли тюрко-язычные племена, пришёдшие с Приазовья. Они ассимилировались с сарматами, но продвинулись не дальше Среднего Поволжья.

    В середине 8 столетия Волжские земли стали заселять другие кочевые народы. Были найдены следы пребывания славянских, финоугорских, угорских и тюркских племён. В это время появляются городища и города кушнаренковской культуры.

    Конец 9–начало 10 веков – время формирования Волжской Булгарии, раннефеодального государства на Средней Волге. Здесь вместе жили все вышеперечисленные народы. Появился Муромский городок – центр ремёсел и торговли с внешними соседями. Это было первое независимое государство Поволжья.

    В 11 веке земли Нижней Волги назывались Половецкой степью или Дешт-и-Кипчак. Это образование трудно назвать государством, скорее оно было историческим и географическим регионом, населённым кочевниками единой этнополитической общности. Они постоянно тревожили Русь кратковременными набегами. Но история Булгарии и Половецкой степи была недолгой – в первой половине 13 века они пали под натиском монголо-татар и перешли к Улусу Джучи.

    Во время господства Золотой Орды Поволжье было разорёно. На левом берегу Волги захватчики основали несколько поселений, куда сгоняли подневольные народы. Названия монгольского происхождения остались до сих пор. Это топонимы Аманай, Толкай, Кутулук.

    После ухода монголо-татар Поволжье оставалось малозаселённым и неисследованным регионом. Лишь на Средней Волге в первой половине 15 века образовалось Казанское ханство – сильное феодальное государство. Оно имело сложные политические и экономические отношения с Московским княжеством.

Присоединение к России

                    В 1552 году московский царь Иван Грозный захватил Казань. После этого Поволжье стало постепенно входить в состав России.

    С середины 16 века сюда начали проникать беглые крестьяне из России. Они принесли с собой свои традиции, способы земледелия и ремесла. С этого момента начало складываться волжское казачество. Наряду с этим шло правительственное освоение земель: в 1586 году была основана Самарская военная крепость, как перевалочный пункт в торговле со Средней Азией.

    В середине 17 столетия распалось Сибирское ханство, и к России присоединилась Башкирия. Этот факт, а также рост населения способствовали тому, что уже в конце этого века сотни смельчаков устремились отсюда на восток – осваивать неизведанные земли Урала.

    18 век принёс России расширение своих владений в Поволжье. Калмыки и башкиры уступали свои пастбища русским переселенцам под пашни и сенокосы. Освоение шло так быстро, что к 19 веку были освоены все Поволжские земли. Малозаселёнными остались лишь южные и юго-восточные окраины.

    Поволжье жило главным образом за счёт сельского хозяйства, особенно земледелия. Это позволило региону стать житницей России. Но жестокие условия крепостного права подтолкнули крестьян и рабочих присоединиться к восстанию Пугачёва в 1773 году. Крестьянская война длилась тут до конца 1774-го.

Эпоха подъёма и развития

              19 век стал временем политического, экономического и культурного подъёма. В 1851 году царским указом была образована Самарская губерния, после отмены крепостного права начинается промышленное развитие региона, строятся железные дороги, Волга превращается в речную магистраль, а Самара в крупный центр торговли с Сибирью и Средней Азией.

    В начале 20-го века здесь возникают пищевая, текстильная, химическая отрасли промышленности, металлургия и деревообработка – Поволжье становится одним из важнейших экономических регионов России. Во время революции большинство населения губернии поддерживало большевиков, и советская власть пришла сюда относительно мирно. Вторая Мировая война по-разному отразилась на развитии городов Волги: сильно пострадал Сталинград, но другие города, к которым линия фронта не приближалась, получили новый толчок – благодаря эвакуированным предприятиям из западных районов.

    С послевоенного времени и до сих пор Поволжье остаётся важнейшим экономическим регионом России.

    Таким образом, Поволжье не раз переходило из рук в руки. Оно входило в состав Волжской Булгарии и Половецкой степи, Улуса Джучи и Золотой Орды, Московского княжества, Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. История моей малой родины длинна и интересна, и я горжусь тем, что знаю её. Надеюсь, мой пример кого-нибудь вдохновит на изучение своей малой родины.

Похожие статьи:

Ремесла → Традиции и современность русского деревянного зодчества

Этот день в истории → 20 мая - День Волги

История → Древние славяне на берегах Москвы-реки

Музыка → Народные песни средней полосы России и Поволжья (2009)

Традиции → Русская изба

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Традиционные костюмы народов Поволжья. Мужская и женская одежда народов Поволжья

Традиционные костюмы народов Поволжья, как и абсолютно все национальные одежды, отражают региональную и социальную принадлежность человека. Волга - река длинная, и по мере продвижения вдоль ее берегов можно наблюдать возникающую разницу в национальных одеяниях.

традиционные костюмы народов поволжья

Связующее звено

Внешний вид национальных костюмов обусловили в первую очередь обычаи и традиции народов Поволжья, которые складывались под действием окружающей среды и погодных условий. Характерной чертой для каждого национального костюма является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.

Общее для всех

Итак, традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Конечно, и у других народов, например у древних римлян или японцев, отсутствовали плечевые швы. Объяснялось это в первую очередь примитивностью условий, в которых надо было красить или разрисовывать одежду, или чем-то другим, но не отметить тот факт, что при разности национальных нарядов такая общая для всех костюмов деталь существовала, нельзя. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, – конопля и лен. Можно предположить, что речной жемчуг и дробленый перламутр находили применение во всех поволжских костюмах. В основном же традиционные костюмы народов Поволжья: мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.

Эрзя и мокша

традиционные костюмы народов поволжья мордовскийДля сравнения рассмотрим сначала мордовский костюм. Каждый народ, его возникновение, история очень разнообразны. Мордва, делящаяся на два субэтноса (мокша и эрзя, имеющие свои языки), является финно-угорским народом. Только треть проживает в Мордовии, остальные - в сопредельных областях и по всей России. Исповедуют в основном православие, но есть молокане и лютеране. И все это из века в век формировало национальные одежды и отражалось в них. Надо сказать, что водные артерии долгое время были единственными торговыми дорогами, связывающими соседей. Общаясь между собой, народы Поволжья заимствовали друг у друга обычаи, нравы, рецепты национальных кухонь, знакомились с традициями, перенимали элементы нарядов и украшений.

Различия в костюмах даже внутри одного этноса

Так и формировались традиционные костюмы народов Поволжья. Мордовский женский наряд замысловат, а мужской - прост и удобен. Можно отметить, что мокшанки национальный костюм носят постоянно, а эрзянки - только по праздникам. И это не единственное отличие даже в национальном костюме одного народа. Общим и абсолютным для них является белый цвет холста, покрой рубахи, присутствие в украшениях монет бисера и раковин, а также отделка нарядов вышивкой. Одежда мужчин незамысловата и очень напоминает русский костюм – рубаха навыпуск, штаны, заправленные в онучи. Панар и понкст (рубаха и штаны) на каждый день изготавливались из конопли, праздничные - изо льна.

Обязательные детали

Неотъемлемой частью костюма был кушак, или каркс, которым всегда подпоясывали рубаху. Ему придавалось большое значение. Изготавливался он, как правило, из кожи, имел пряжку, простую в виде кольца или всячески украшенную. традиционные костюмы народов поволжья татарскийНа пояс подвешивалось или оружие, или орудия труда, по поясу отличали воинов. Поверх рубахи летом мордовские мужчины надевали легкую белую распашонку (мушкас - у мокши, руця - у эрзи), зимой – чапан, напоминающий русский армяк, прямого кроя, с длинными рукавами, большим запахом и широким воротом, или отрезную в талии овчинную шубу. Самым распространенным головным убором были валяные шапки (белые или черные) с небольшими полями, позднее, как и у русских, фабричные картузы, зимой - шапки-ушанки или малахаи. На ногах были лапти с портянками или онучами, по праздникам - сапоги. Просто и удобно. А вот для того чтобы нарядить мордовскую женщину, требовалось несколько часов и две-три помощницы.

Уникальные особенности

обычаи и традиции народов поволжьяТрадиционная белая рубаха, украшенная вышивкой, у мокшан была короче, и поэтому к ней обязательно добавлялись штаны. Богато расшитый пояс у эрзян заменялся пулайем - набедренным украшением из бисера, блесток, бус, цепочек. Впервые девушка-эрзянка надевала его в день совершеннолетия и не снимала до старости. В дни больших праздников поверх всего этого надевался пояс из бисера с красными кисточками, под который по бокам подтыкались богато украшенные полотенца. Назывался он сэлге пулогай. А у мокшанских женщин поясным украшением служили кеска руцят, надетые сразу по несколько штук и тоже очень богато украшенные. Таким образом, видно, что традиционные костюмы народов Поволжья даже в рамках одного народа имели существенные различия. И по их внешнему виду и манере носить можно было безошибочно определить приблизительный возраст женщины, социальное положение и национальную принадлежность.

Верхняя одежда

традиционные костюмы народов поволжья чувашскийПоверх всего вышеперечисленного мордовские женщины надевали разновидность сарафана – кафтонь-крда. Иногда надевали распашную одежду руцю, напоминающую безрукавку длиной выше колен. И покроем и цветом у субэтносов они разнились, как и онучи. Головные уборы были сложными сооружениями, отражающими возраст, семейное и социальное положение. Для них не жалели никаких украшений. Демисезонной одеждой была сумань, как и у мужчин. Зимой женщины носили овчинные шубы с большим количеством оборок под отрезной талией. Обувь от мужской не особо отличалась. И, конечно же, женщины носили украшения, мокшанки к традиционным кольцам, бусам, браслетам добавляли нагрудники. Можно добавить, что в XIX веке в мордовский женский костюм был добавлен фартук. На примере национального костюма этого этноса видно, что женская одежда народов Поволжья по количеству вещей, замысловатости и многообразию украшений и дополнений значительно превосходит мужской костюм, да и женские наряды других народностей куда как проще мордовских.

Яркие детали

Тюркоязычный народ (второй по численности в РФ) татары разделяется на три этнотерриториальных группы, одной из которых является волго-уральская. Все они отличаются друг от друга, в том числе и национальной одеждой. Сравнивая традиционные костюмы народов Поволжья, татарский можно выделить сразу. Ему присущи заостренные кверху головные уборы округлой формы, шаровары с широким шагом, бешметы и очень красивая обувь из тисненой кожи или расшитого бархата. Характерны и широкие рубахи, казакины и камзолы в талию. Прямые кафтаны синего цвета с рукавами, разрезанными от плеча, или чекмени, напоминают древнюю тюркскую одежду. Это говорит о том, что яркий индикатор национальной принадлежности человека, которым является традиционный костюм, пройдя долгий путь исторического развития, сохранил память о далеких предках.

Характерная черта костюма

Общей чертой одежды всех татар считается ее трапециевидная форма (спина всегда приталивалась) и наличие как в мужском, так и в женском костюме рубахи (кулмэк) и штанов (ыштан). Женская рубаха отличалась только длиной – порой она доходила до щиколотки. Татарская рубаха отличалась от других туникообразных рубах, входящих во все традиционные костюмы народов Поволжья, шириной и длиной (у мужчин она доходила до колен) и воротником-стойкой.национальные костюмы народов среднего поволжья У женщин под рубахой, у которой, как правило, был глубокий вырез, всегда находился нагрудник. Богатые татарки имели рубахи из дорогих привозных тканей. Штаны отличались тем, что для мужчин они шились из полосатых тканей (пестряди), для женщин - из однотонных.

Изящная простота

Верхняя одежда: казакин, бешмет и чекмень - была запашной, с цельной приталенной спиной. У мужчин был еще и чапан для посещения мечети. Обязательным атрибутом являлся пояс. И верхняя женская одежда отличалась от мужской только украшениями, для которых использовали мех, позумент, вышивку и декоративную строчку. Рассматривая традиционные костюмы народов Поволжья (татарский, к примеру), можно сделать следующий вывод: и мужской, и женский костюмы не очень замысловаты, что не делает их менее красивыми. Отличаются они друг от друга декоративными деталями и рубахой, которая в некоторых вариантах напоминает, скорее, платье с воланами. Главной особенностью национальной одежды любого этноса является то, что она тесно связана с жизнью этого народа, формировалась веками и создавалась всей этнической общностью.

Костюм Самарского Поволжья

национальная одежда народов самарского поволжья Национальная одежда народов Самарского Поволжья у бедных и богатых одна и та же. Отличается она качеством изготовления, красотой материалов, дороговизной декора. В Самаре кроме русских, украинцев живут чуваши и очень много татар. Поэтому и традиционные костюмы жителей Самарского Поволжья не очень отличаются. Так, широкая женская рубаха кулмэк, лежащая в основе национального костюма самарских татарок, делится на три вида. Первая из них ничем не отличается от описанной выше рубахи – широкая, прямая, схожая с мужской. Она имеет основное прямое полотнище и два боковых, расширяющихся книзу, прямой, обшитый ленточками разрез на груди. Рукава дополняли ластовицы, по низу подола шел волан. Все кулмэки были длинными. У рубахи второго вида воланы поднимались до бедер, талии, иногда до груди. Кулмэк третьего вида больше напоминал платье с кокеткой.

Тонкости костюмов этой территории Поволжья

Обязательной принадлежностью женского туалета был камзол, который надевался поверх кулмэка и шился из тяжелых тканей. Отличительной чертой являлась тесная связь нагрудно-шейных украшений с головным убором. Пожилые женщины носили своеобразный, богато украшенный тамбурной вышивкой головной платок – орпэк. По манере ношения платка можно было определить, к какой татарской группе принадлежит женщина: к самарским или казанским татарам. Костюм мужчин Самарского края мало отличался от одежды других народов Поволжья. Разве что боковые клинья кулмэка были более широкими, в результате чего напоминали одежду казаков. Поверх рубахи надевался недлинный камзол с короткими рукавами, последним был казакин. В этом районе мужчины-мусульмане носили богато вышитые бисером тюбетейки, орнамент на них был растительный.

Отличительные черты костюмов Среднего Поволжья

Национальные костюмы народов Среднего Поволжья перекликаются с вышеперечисленными нарядами, потому что проживают здесь русские, чуваши, мордва и татары. Для женской одежды характерна все та же рубаха. Носили ее с сарафаном разных покроев или с понёвой – шерстяной юбкой с богато украшенным подолом. Завершающей деталью был шугай – короткий теплый пиджачок. Роль кофточки, надеваемой поверх рубахи, выполнял навершник, коротай, шулпан или нарукавники. Мужской костюм был прост, а потому удобен: рубаха с кушаком, порты в полоску, заправленные в обувь. Зимой - теплый свободный кафтан.

Отсутствие разительных отличий

Не имели разительных отличий традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский тоже не особо отличался, разве что названиями деталей. Все та же туникообразная рубаха у чувашей именовалась секе, а штаны с широким шагом – йем. У женщин секе, украшенная красивой вышивкой, носилась с напуском на талии, а поверх рубахи надевался запон (фартук). Характерными были украшения из металлических блях и монет. Тухья, головной убор девушек, отличалась своеобразием: форма у нее была конусообразной, дополняли ее тика (украшение, спускающееся на лоб) и наушники с тесемками. Платки татарок Среднего Поволжья назывались туттар. Надо отметить, что именно головные уборы, особенно женские, отличали традиционные костюмы народов Поволжья. Чувашский мужской костюм разнился с другими в основном цветом штанов: они всегда были белыми, вышивка на рубаке вдоль выреза могла быть треугольной формы. Верхняя одежда декорировалась аппликацией и вышивкой. Орнамент украшал грудь, шел по запаху и подолу. Белый прямоспинный халат шупар имел очень узкие рукава.

fb.ru

Татары. Народы Поволжья - презентация, доклад, проект

Описание слайда:

Ход праздника Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное – это, конечно же, национальная борьба курэш. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель курэша – абсолютный батыр – получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. Правда, в последнее время барана часто заменяют каким-нибудь другим ценным призом – телевизором, холодильником, стиральной машиной, а то и автомобилем. Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш. Традиционные соревнования сабантуя: - Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла». - Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки. - Парное состязание: одну ногу привязывают к ноге партнера – и бегом к финишу! - Поход за призом по наклонному качающемуся бревну. Под силу только настоящим эквилибристам! - Выжимание двухпудовой гири. - Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок. Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз. - Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней – сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу. - Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно! - Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет. И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений: эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяча. После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах – и обязательно приглашают гостей, ведь праздник без гостей у татар считается признаком необщительности.    

myslide.ru