История мордовского национального костюма. Национальный мордовский костюм


История мордовского национального костюма

История мордовского национального костюма

Известно, что народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю лёгкую одежду, набор тёплой межсезонной и зимней одежды. В костюм входили различные съёмные детали и украшения.

Необходимо подчеркнуть, что мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Далее, необходимо обратить внимание на основную часть женского костюма. Как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой застёжкой – сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12–15 сантиметров.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров.

Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе, но здесь не было широкой передней полосы, зато имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили рубаху с большой пазухой (пов). Мокшанская рубаха значительно короче эрзянской: она лишь немного прикрывала колени. Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до щиколоток покст. Шились штаны из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой полоской. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом – каркс с кисточками на концах – цёкт.

Известно, что женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями – сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок вали-ка – верхней его части – оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности: кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках.

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок – цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.

В ХХ веке у мокши появилось платье, которое шилось из фабричных тканей, надеваемого поверх рубахи – кафтонькрда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, Это платье было на кокетке, к подолу пришивалась оборка шириной 20–30 сантиметров. Рукава были длинные с обшлагами, присборенные на плечах. Шейный вырез был круглый, иногда делался невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди или спине застегивали на пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю холщовую рубаху, а затем стали носить и без неё.

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня – у мокши, запон, икельга паця – у эрзи). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.

Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.) Шили её из тонкого, хорошо отбелённого холста. Покрой соответствовал покрою мокшанской или эрзянской рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха, вышивкой, бранным тканьём, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. У мокши мушкас использовался и в качестве рабочей одежды.

Верхняя тёплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской. Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой надевали шубу из жёлтых овчин, иногда их покрывали сукном.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы эрзи – панго, сорока, сорка, шлыган – были высокими и имели варианты в виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы – панга, златной – представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распостранены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога – кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами. Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку надевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюханки носили венец, но, в отличие от девичьего головного убора, он был закрыт сверху. С венцом женщины надевали плетни, длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.

Специфическое поясное украшение эрзянок – набедренники (пулай, пулакш, пулокаркс). Они были двух видов: с валиком и без валика. Основу набедренников составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило, чёрной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зелёной. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера.

У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части, прилегающей к пояснице. Лицевая сторона её украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть – у мокши, карть – у эрзи) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот – у мокши, кемть – у эрзи). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и чёрные, иногда белые валенки. Ноги обёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста – у мокши, пильгалга – у эрзи), которыми обёртывали ступни. Верхними портянками (ланга пракста – у мокши, верьга пракста – эрзи) оборачивали икры.

В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными полосами.

Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух.

Основным видом одежды из сукна и меха был сумань – род кафтана из домотканного сукна тёмного цвета.

Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и чёрного цветов, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.

Необходимо выделить один факт. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого – названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки».

Вызывает интерес один факт. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти – кархьть (м.), карть (э.). – со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки – белыми и чёрными онучами – пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти. Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды. Учитывая всё более стандартизирующеюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально.

Мордовский костюм

Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Традиционная мордовская одежда развивалась по направлениям, соответствующим культуре основных локальных групп – мордвы-мокши и мордвы-эрзи.

В ансамбле эрзянского костюма наиболее интересны рубахи: панар и покай, одинаковые по покрою, они отличились приемами декоративного оформления. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, покрой был туникообразным. Пышность форм создавал пулай (набедренное украшение), но пропорционально силуэт был уравновешен за счет значительной длины рубахи и своеобразного расположения вышивки. Поверх вышитой рубах женщины носили руцю, которая была различна по своему назначению: будничная, повседневная; плакальная; подвенечная; смертная и т.д. Традиционным элементом женского костюма был передник, архаичного типа, в виде прямоугольного куска холста, сосборенного в верхней части и закреплявшегося на фигуре с помощью завязок.

Костюм девушки-эрзянки. 20-30-е гг. XX в.

Кочкуровский район РМ, с. Семилей

Костюм молодой женщины-эрзянки. XIX в.

Симбирская губерния, Курмышинский уезд,

с. Аржадеево (ныне Большеигнатовский район РМ)

По своему колористическому строю костюм мордвы-мокши является наиболее многоцветным. Рубаха-панар шилась из полотнища, перегнутого по утку пополам. Бока получались из двух более коротких холстин, согнутых по продольной нитке и прошиваемых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава более длинные, чем у эрзянской рубахи. Грудной вырез треугольной формы делался довольно глубоким. Спереди на подоле в центре располагался разрез. Под рубахой женщины носили штаны – понкст. Мокшанки носили поясные украшения-полотенца - кеска руцят, которые надевали по два, по четыре и даже по шесть штук.

Костюм невесты-мокшанки. Начало XX в.

Пензенская губерния, Чембарский уезд,

с. Корсаевка (ныне Пензенская область, Белинский район)

Праздничный костюм женщины-мокшанки. XIX в.

Пензенская губерния, Наровчатский уезд,

с. Алькино (ныне Ковылкинский район РМ)

Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники, фибулы. В нагрудных украшениях мордвы выделяется брошь-заколка сюлгамо (э), сюлгам (м).

Головной убор строго соответствовал возрасту женщины, отражал ее положение в семье и обществе. Традиционные головные уборы женщин украшались вышивкой, нашивкой из лент, кружева, блесток.

Наиболее распространенным видом обуви у мордвы были лапти. В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами. Зимой носили валенки.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном праздничную народную одежду. Наряду с вышивкой в костюме мордвы существенное место заняло шитье бисером в комбинации с монетами, бусами, пуговицами, жетонами, раковинами каури.

studfiles.net

Мордовский национальный костюм: selyanka1

Мэр Саранска Пётр Тултаев в центре в камзоле с мордовской вышивкой.

В дополнениe к рассказу о возрождении чеченского и  якутского национальных костюмов пришел черед рассказать и про возрождение мордовского.

Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье.История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.

Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.

В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.

Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, – эрзи и мокши – у нее было много объединяющих черт.

К ним относятся :

основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;лапти плелись из лыка;для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.

Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.

Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.

Женский национальный костюм

Особенно выделяется женский национальный костюм.

Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!

Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.

Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.

Мокша в качестве украшении рубахи использовали специальные полотенца – кеска руцят, их количество достигало шести штук.

Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.

Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.

Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.

Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус.

В чем же была особенность украшений?

* большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.* молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.* волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.* из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.* нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.

Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.

Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.

Мужской национальный костюм

По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.

Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.

Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню.

Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.

Пояс служил также для прикрепления оружия или другого инвентаря.

В летний период мужчины дополняли свой костюм еще одной рубашкой белого цвета. Мокша ее называли мушкас, а эрзя – руця. В осенне-весенний период дополняли свою одежду суконным пальто со складками сзади на талии. Также в обиходе был чапан – распашной кафтан, имеющий широкий запах и длинные рукава. Зимой надевали овчинные шубы большой длины.

В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями.  Валяные шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.

Обувь

Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.

Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Детский национальный костюм

Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.

Отсюда

*********************************************Около трети мордовского населения проживает в Мордовии, столицей которой является город Саранск, а остальные в сопредельных областях и республиках. Так как народ территориально очень разбросан, мордовский национальный костюм можно увидеть в очень разных местах и на очень разных мероприятиях, например, во время празднования дня эрзянского языка, во время праздников Раськень Озкс и Велень Озкс, на фестивале Масторавань морот или Арта.

День эрзянского языка

Праздник Раськень Озкс

Фестиваль Масторавань морот

Фестиваль Арта

В самой Мордовии местные власти пока никаких указов и распоряжений по пoводу ношения национальной одежды на работу или в учебные заведения не давали, хотя мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой (фото сверху).

Опять же, Жерара Депардье в национальной этно-одежде тоже не каждый день и не везде встретишь.

Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.

Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.

В последнее время мордовский национальный костюм становится все более популярен у местного населения, и по какому-то торжественному случаю народ может приодеться в национальную одежду и вне рамок традиционных фестивалей и праздников.

Например, можно вспомнить карнавальное шествие, которое прошло в Саранске 16 июня перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.

Карнавальное шествие в Саранске 16 июня 2018 года перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.

Или какой-нибудь конкурс.

Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера".

А еще в Мордовии есть Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, где готовят  по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" и создают вот такие вот интересные современные этно-наряды.

Слева:Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.

Справа: Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Слева:Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.

Справа: Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ. Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Слева: Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Справа: Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Слева: Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Справа: Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.

Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Курсовой проект студентов отделения "Декоративно-прикладное искусство" Саранского художественного училища, автор-руководитель Галина ЛОСЕВА. 2009 г

Поскольку узоры мордовской одежды достаточно близки и узорам русской, такие платья, по-моему, вполне могли бы и в Москве носить. Не знаю, почему они до сих пор не имеют раскрученного бренда при таком то классном учебном заведении.

А вы бы такие платья из Саранского художественного училища надели?

А камзол как у Петра Тултаева?

selyanka1.livejournal.com

Национальный костюм мордовского народа - Культура мордовского народа - ДИАЛОГ КУЛЬТУР - Статьи

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца  ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой — "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Мордовский мужской костюм был таким же,  как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,  зелёной или синей бахромой из  шерсти с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности : кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках.

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка. 

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста — руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.)

И у мокши и у эрзи традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго   соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы эрзи — панго, сорока, сорка, шлыган  — были высокими и имели варианты в виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Бы-ли распостранены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замуж-них женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и  женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

На уши надевали серьги с подвеской — серебря-ной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух. Основным видом одежды из сукна и меха был сумань — род кафтана из домотканного сукна тёмного цвета.

Кроме этих основных деталей костюма, он со-держал множество других мелких деталей и украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов проживания мордвы. Одной  из таких непременных деталей является, например, вышивка. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти го-дам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных  рисунков, черпая их  в  окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента : "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".

Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти — кархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белы-ми и чёрными онучами — пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти.

По материалам Н. Мокшина, В. Балашова

detsad114rzd.ru

Презентация - Мордовская народная одежда

Слайд №2
Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает свое понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. Мордовская народная одежда- наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Бело – красно – черный колорит вышитой национальной одежды, изумительные по красоте головные уборы, многочисленные височные и шейные, шитые бисером и украшенные металлическими бляшками нагрудные и поясные украшения придали художественной культуре мордовского народа своеобразные и ярко выраженные черты.
Слайд №3
Рубаха это главный компонент женского костюма. Её местное название – панар. Шилась она из грубого посконного холста. Лишь в некоторых селах во второй четверти XX века стали шить рубахи, основу холста которых составляли хлопчатобумажные нити, а уток – посконные.Покрой рубахи, как и у финно – угорских народов, был туникообразным. Ее стан состоял из двух сшитых полотнищ, перегнутых пополам.
Слайд №4
Женский костюм. 30- е годы XX века. Мордва — мокша. Зубово – Полянский район Мордовской АССР.Расположение вышивок на плечевой холщевой одежде XIX — XX вв. зависело, как это отмечали все исследователи, от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя – мокшанский и эрзянский.
Слайд №5
Женский костюм. 30- е годы XX века. Мордва — мокша. Зубово – Полянский район Мордовской АССР. Основную декоративную нагрузку на рубахах выполняли вышивки наплечные и по подолу. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, прямые и косые кресты, Т – образные фигуры.
Слайд №6
Шубейка. Начало XX века. Мордва – эрзя. Теньгушевский район Мордовской АССР.
Слайд №7
Праздничный женский костюм. Конец XIX- начло XX века. Мордва — мокша. Зубово – Полянский район Мордовской АССР

Вышивка на плечевой одежде всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, ее колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения рубахи.

Слайд №8
Фольклорный коллектив села Старое Шайгово Мордовской АССР.
Слайд №9
Головные уборы эрзянок имели возрастные и локальные разновидности и были тесно связаны с прической. Девушкизаплетали волосы в одну косу и на голове носили налобную повязку – паця коня, коня лента. Замужние женщины заплетали косу на темени и закручивали в тугой узел – кокол.
Слайд №10
Женский головной убор «Сорока». Затыльная часть. XIX век. Мордва – эрзя. Шенталинский район Куйбышевской области.
Слайд №11
Традиционным элементом женского костюма является передник. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Подол его украшался вышивкой и поперечными полосами узорного тканья.
Слайд №12
ПоясаРаспространение в регионе пояса сохранили устойчивые формы. Они ткались на дощечках из разноцветных шерстяных ниток домашней обработки. Концы их завершали помпоны или бахрома.Наиболее характерным женским набедренным украшением эрзи был пулай, пулогай.
Слайд №13
Женское набедренное украшение « Пулай». XIX век. Мордва – эрзя. Ичалковский район Мордовской АССР. Женщина надевала его еще девочкой – подростком в 13- 14 лет и носила до самой смерти.

Женское набедренное украшение «Пулай». XIXвек. Мордва — эрзя. Дубенский район Мордовской АССР. Для изготовления применяли бахрому из шерстяных ниток. Сверху к бахроме пришивали пояс по которому рядами шел цветной бисер.

Слайд №14
Женская нагрудная фибула – сюлгам. XIX век. Мордва – эрзя. Шенталинский район Горьковской области. Сюлгам пожилых женщин представлял небольшое несомкнутое кольцо из медной проволоки. Он украшался глазками из цветного стекла и имел подвески из цепочек, рядов крупных бусин, стекляруса, бисера, чередующихся с металлическими жетонами и медными пуговицами. На руки надевались медные и серебряные браслеты, кольца, перстни.
Слайд №15
Саранская экспериментальная детская художественная школа №1. Педагог – дипломант Всесоюзных и всероссийских смотров художественного самодеятельного творчества Т.И. Панкратова — Лушкина.
Слайд №16
Саранское художественное училище.
Слайд №17
Саранская экспериментальная детская художественная школа №1.
Слайд №18
Общая тенденция в развитии вышивки – сокращение в размерах к началу XX века, упрощение орнаментальных мотивов, замена вышивки кумачом, полосами узорного тканья и т.д.
Слайд №19
Традицию вышивки эрзян выделяет немногоцветная гамма: в основе ее лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных. Художественный образ произведения в значительной мере определяется орнаментом, который вносит в каждое изделие оттенок тепла, немудреной красоты. Данная работа выполнена учащимися старших классов. Вышивка заменена аппликацией, тесьмой, блестками.
Слайд №20
Выставочные работы с элементами национального декора.
Слайд №21
Развитие художественного творчества в национальной одежде, особенно важно, так как именно мастера, воспитанные на традициях народного искусства, могут продолжать и развивать их сегодня.

volna.org

Шьем куколку в мордовском национальном костюме – Ярмарка Мастеров

Очень долго я собиралась, но всё-таки решила выставить свою работу на конкурс. В мастер-классах я ещё новичок. Очень трудно всё пришлось, но всё же... Сначала я хотела показать, как сшить один национальный костюм, но в итоге решила показать и то, как сшить куклу. И вот что у меня получилось. Не судите строго, но хочется узнать, какие ошибки я допустила в работе. Хотела показать, как вязать набедренную повязку и как сделать туфельки, но не хватает места. Панталончики и туфельки сделаю в следующем мастер-классе. Приятного просмотра

Спасибо. Начинаю.

Мордовский национальный костюм (Эрзя)

Материалы для изготовления:

  • Ситец
  • Бязь для туловища куклы
  • Атласные ленты
  • Кружева
  • Нитки
  • Пряжа "травка" для волос и чёрная для набедренного украшения (пулай)
  • Иглы
  • Ножницы
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Дермантин
  • Кож.заменитель
  • Синтепон
  • Крючок 

1. Рубаха (2 детали) – 40х10 см.

2. Рукава (2 детали) – 9х10 см.

3. Ластовица (вставка под мышкой в рубашке) – 4х4 см.

4. Фартук (2 детали) – 10х9 см.

5. Задняя часть шапки (сорока) - 8х13 см. 4.

Начинаю с пошива куклы.

Детали выкроек без припусков на швы

Выкраиваем детали, не забывайте делать выкройки по долевой нити.

ШЬЁМ ТУЛОВИЩЕ И НОГИ

Прострачиваем детали, сложенные вдвое, обрезаем припуски. Надрезаем в углах на 2 мм, не доходя до швов. На деталях ног не прострачиваем низ

В детали ног вставляем стопу и прострачиваем, разрезаем в верхней части ноги одну деталь для выворачивания. Следите за тем, чтобы не разрезать обе детали с одной стороны.

ШЬЁМ РУКИ

Выкраиваем детали рук по долевой.

Прострачиваем швы. Можно оставить отверстия сбоку руки, для выворачивания, а можно прострочить всё, а потом так же как в ногах надрезать одну часть. Тоже нужно следить за тем, чтобы разрезы у каждой руки были с разных сторон.

ШЬЁМ ГОЛОВУ

Сначала прострачиваем вытачки.

Затем совмещаем контуры затылка и прострачиваем ту сторону, которая обозначена штриховкой.

Разворачиваем затылок, складываем детали переда и затылка, совмещая контуры, и прострачиваем, оставляяя внизу отверстие для выворачивания.

Выворачиваем все детали куклы. Для этого пригодится палочка от суши.

Набиваем куклу синтепоном или холофайбером.

Зашиваем «потайным швом» отверстия на туловище, руках и ногах.

Шею вставляем в голову кукле и тоже пришиваем «потайным швом», пришиваем руки и ноги. Я использовала для этого пуговицы (с ними кукла может сидеть). Можно и без них.

Кукла готова.

Приступаем к изготовлению костюма.

Выкройки шапки «Сороки», ластовицы и ботиночек.

Мордовский национальный костюм.

Немного истории. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. У мордвы четко прослеживается геометрия вышивки — использование ромба, квадрата, прямоугольника. Основным элементом орнамента вышивки является ромб. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. Самый удивительный знак — розетка. Солярный знак — символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света.

Эрзя 

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.

Начинаем шить рубаху, вырезаем детали.

На рукавах, с одной стороны (низ рукава) загибаем по 0,5 см. на лицевую сторону и пришиваем кружева.

Совмещаем середину рубахи и рукавов и пристрачиваем рукава к одной и другой части рубахи.

При сшивании двух сторон рубахи не зашиваем до конца верх и низ. Вырезаем горловину.

Отмеряем по своему вкусу расстояния от краёв рубахи (но не слишком близко к краю) и пристрачиваем вдоль тесьму.

Пришиваем тесьму к горловине и снизу впереди рубахи. Пришиваем ластовицу.

Складываем рубаху пополам и прострачиваем края рубах, не забывая о ластовице.

Вот что у нас получается.

Горловину обрабатываем тесьмой.

ШЬЁМ ПЕРЕДНИК (икельга паця)

Выкраиваем 2 детали 9 х10 см.

К одной детали пришиваем тесьму.

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь.

Сшиваем с трёх сторон, верх остаётся не зашитым (извините, здесь машинка стала немного плохо шить).

Выворачиваем и по верху пришиваем косую бейку.

ШЬЁМ ПАНТАЛОНЧИКИ

Выкраиваем две детали панталончиков (на выкройке дана половина детали).

Прикладываем выкройку к сгибу ткани. Разворачиваем и дорисовываем вторую сторону.

Складываем детали вместе, лицевыми сторонами внутрь, совмещая контуры и прострачиваем бока, как показано на фото.

Пришиваем снизу к каждой детали кружева.

Растягиваем детали и прострачиваем ширинку.

Обрабатываем края. Подгибаем верх на 1 см. (чтобы влезла резинка) и прострачиваем, оставляя отверстие для вставления резинки.

Вставляем резинку. Панталончикки готовы.

ШЬЁМ ШАПКУ «СОРОКА»

Выкраиваем две детали шапки (обратите внимание, что сгиб ткани снизу).

На одной детали пристрачиваем тесьму, кружева.

Складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем, зашиваем дырку и вставляем одну половинку шапки в другую.

Делаем ещё одну деталь 12х6 см для позатыльника, пристрачиваем на одну часть так же ей тесьму снизу, затем складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Выворачиваем и пришиваем к задней части шапки, украшаем её пумпонами, бисером, пайетками.

ВЯЖЕМ НАБЕДРЕННОЕ УКРАШЕНИЕ (пулай), кто не умеет вязать, может сшить его из чёрной ткани.

1 ряд. Вяжем 20 воздушных петель.

2 ряд. Вяжем столбики с накидом, через 1 петлю, весь ряд.

3-5 ряд. Повторяем рисунок 2 ряда.

Привязываем шнурок сверху, украшаем пулай тесьмой, пайетками и бисером.

ОДЕВАЕМ НАШУ КУКЛУ

www.livemaster.ru

О мордовском национальном костюме

О мордовском  национальном костюме.

 

Мордовский национальный костюм-это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество. Само умение  одевать  и носить  национальную  одежду  было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение.

Мордовская женщина - хранительница культурных родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеалы нации.

 Предметом особой гордости для женщины являлся набор украшений. По ним окружающие судили об обеспеченности, благосостояния семьи. Украшения бережно сохранялись, передавались по наследству.

 Традиционные приемы народного искусства вышивки , ткачества, низания украшений с течением времени обогащались введением новых материалов и технических возможностей. Национальный  костюм занимал  особую  роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

В своем  историческом  развитии  жизнь национального костюма очень похожа на жизнь человека.

Мордовский народный костюм - выдающееся  явление художественной культуры человечества. В нем отразились национальные идеалы прекрасного.

Наряден и красочен  женский  мокшанский  костюм. Не зря в 19 веке в Париже он был удостоен золотой медали.

Все элементы костюма были  щедро оформлены вышивкой, бусами, бисером, монетами и другими украшениями, которые были не только красивы, но и издавали мелодичный звон. Про мокшанку говорили: «Ее сначала  услышишь, а потом увидишь». Каждая женщина изготовляла свой костюм вручную от начала и до конца. Прялись нитки, ткался холст. Кроился, шился и вышивался костюм хозяйкой  наряда. Каждый костюм был неповторим, ибо каждая мокшанка  вкладывала в него все свое искусство, умение, фантазию.

Основой мокшанской одежды является рубаха (панар). Она белого цвета, низ рубахи вышит.

На рубаху завязывали пояс с набедренными украшениями ( каркспет).

Затем одевался передник (сапоня).

Прекрасным декоративным дополнением в костюме были нагрудные украшения: (баяронькърганят),  кърганят(бусы).

Особую роль в мокшанском костюме отводилась головному убору.

На голову завязывали платок (руця). На платок завязывали головное украшение (ашкотф).

В праздники мордва носили сапоги- гармошки (сърмафкя мархта кямот).

Мордовский костюм- открытая книга народной жизни и рукотворное волшебство.

Мордовские села вплоть до настоящего времени остаются сокровищницей традиционной культуры,  поскольку здесь и поныне сохраняется национальный костюм.

Высокое предназначение народного костюма в наши дни - быть знаком, выражающим многовековые ценности мордовского народа. А красота народа в близости к своей земле, которую с детства человек связывает с именем места, где родился. Народ существует, пока его представители задают вопрос «Кто мы? Кто наши предки?» В этом вопросе и заключена память о близких,  о кровном родстве. А эту память хранит наш родной мордовский  язык и национальный костюм. Поэтому символично, что для хранителей потомственных знаний, красивее национального  костюма своего села нет.

Мордовский национальный костюм  занимает достойное место в крупнейших музеях страны и за рубежом.

 

 

infourok.ru

Традиционный мордовский костюм

Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека.

Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Некоторые элементы народного костюма имеют не просто функцию украшения, а еще и несут определенную смысловую нагрузку. В данной работе мы рассмотрим такой элемент традиционного народного костюма мордовских женщин, как поясное украшение пулай.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей.

Известный исследователь этнографии Поволжья конца XIX –начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой — "доматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".

Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финноугорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления.

Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю, легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения, обувь и головные уборы.

Большинство материалов для изготовления одежды вырабатывалось в домашних условиях. Тонкие льняные и более грубые посконные холсты для рубах, шерстяное сукно для теплой одежды, благородных расцветок шерстяные нити для вышивки, окрашенные растительными красителями,– все это позволяла получать система хозяйства народа, который трудился на земле.

Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский костюм, в то время как мужская и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ вв., преобладают. Данный период жизни народного женского костюма показателен в плане накопления народом творческого потенциала. Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений обогащались введением новых материалов и технических возможностей.

Основным элементом в мордовском костюме была белая холщовая рубаха, украшенная вышивкой. По покрою, качеству холста, характеру вышивки, орнаментации, колориту знатоку нетрудно определить, какой локальной группе принадлежит одежда. Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись прореха для ворота и разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава.

Окшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотнище холста, сложенное по поперечной нити пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя квадратную пройму для длинных прямых рукавов. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней холщовой женской распашной одежды и мужских рубах.

Широкая туникообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт костюму. Веками выплетались на дощечках шерстяные пояса, для скалывания глубокого разреза ворота делались самобытные фибулы, слоями украшений покрывали бедра, формируя монументальный объем. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор в женском костюме.

Качество одежды определял тип вышивки. Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами, количество которых было тождественно ее назначению. Праздничные рубахи, вышитые в шесть – восемь полос, обычно имели усложненную орнаментику, набор замысловатых технических приемов. Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой, бордюры и плоскости выделялись высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. Здесь узор не самоцель, а средство продолжения рукотворного создания ткани.

Типичной для эрзянского костюма была верхняя распашная холщовая одежда - руця. Она являлась принадлежностью одежды замужних женщин и имела варианты для разных обрядовых и жизненных ситуаций. Поверх рубахи или руци носили передник – икельга паця. Его подвязывали низко на животе, закрывая прореху на подоле рубахи.

Традиционной нагрудной застежкой в костюме эрзянки являлась фибула сюлгамо. Это была овальной формы пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая служила для скалывания ворота рубахи. К нижней части пряжки прикреплялись подвески из цепочек с жетонами, разноцветного бисера, раковин каури, бус, пуговиц. Богатая поднизь фибулы закрывала глубокий нагрудный разрез. В XIX в. ворот рубах у эрзи обычно скреплялся двумя фибулами, одна из которых, без декора, выполняла только утилитарную функцию.

В комплексе нагрудных украшений, который включал несколько ярусов ожерелий, гайтан с крестом, особо выделялись своеобразные круглые воротники на твердой основе, обтянутой холстом, расшитые рядами бисера, пуговиц и цепочек, а также небольшие сетчатые нагрудники, снизанные из красного бисера и медных пуговиц. Они прекрасно гармонировали с массивной вышивкой панара и руци.

Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» — хвост).

 Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.

В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой.

Праздничный «пулай» обильно украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов.

В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища. Так же, как и чувашская поясная подвеска «хуре», «пулай» выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в его длинной бахроме.

Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцятм., бока пацятэ.) Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами.

Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести.

Источник:

1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

3. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.

goloserzi.ru