Особенности национального Белорусского костюма. Национальный костюм белорусов
Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история :: SYL.ru
Белорусский национальный костюм – это комплект одежды, обуви и аксессуаров, который на протяжении многих веков использовался как в повседневном, так и в праздничном обиходе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляют белорусские национальные костюмы и чем они примечательны.
Общая характеристика
Несложно догадаться, что белорусский народный костюм имеет общие корни с украинским и российским. Он формировался на основе слияния русских, украинских, польских и литовских традиций. Тем не менее белорусская национальная одежда отличается самобытностью. Она вобрала в себя некоторые черты интернационального городского костюма, что позволило ей хорошо вписаться в общеевропейский контекст.
Самобытность белорусской национальной одежды обуславливается ее композиционной завершенностью, виртуозной проработкой деталей, а также сочетанием практичности с декоративностью. Художественный образ одежды в обязательном порядке усложнялся орнаментом. Его наносили на рукава, ворот, фартук и головной убор. Одной из отличительных характеристик белорусского костюма является богатство техник оформления: вышивка, кружево, узорное ткачество и аппликация.
Так как белорусские национальные наряды всегда считались этноопределяющим признаком, они имели некоторые особенности в каждом регионе страны. На Западном Полесье одежда отличалась архаичностью и чистотой линий, на Восточном – живописностью, в Центральной части страны – гармонией и уравновешенностью, в Наддвиньи – торжественностью, в Понемонье – динамичностью силуэта и, наконец, в Поднепровье – необычайным разнообразием декора.
История белорусского национального костюма
Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.
Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.
С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.
К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.
Мужская одежда
Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.
Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.
Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.
Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».
Мужские головные уборы
Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.
Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.
Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.
Мужская обувь
Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.
Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.
В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.
Женская одежда
Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:
- Юбка и фартук.
- Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
- Юбка и лиф-корсет.
- Понева, фартук и гарсет.
Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.
Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.
Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.
Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.
Женский головной убор
Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.
Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.
Женская обувь
По большому счету женская обувь мало отличалась от мужской. Крестьянские женщины носили, как правило, лапти и постолы. Башмаки (черевики) и сапоги надевались в знаменательные дни или в обычные в богатых семьях. Обувь делали специальные мастера или талантливые мужья.
Городская одежда
Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.
Городская обувь
Уже в XVIII веке в городах носили кожаную обувь, которая очень напоминает современную. В теплое время года надевали туфли, которые часто были вышитыми и ажурными, а в холодное – полуботинки или сапоги.
Оформление
Обычно белорусские национальные костюмы выполнялись в светлых тонах. Они украшались чаще всего красным орнаментом, который придавал образу завершенность. Изначально в орнаменте преобладали геометрические узоры, а позже стали применятся также растительные или сочетание обоих видов.
Орнамент всегда присутствовал на рукавах, воротах, фартуках и головных уборах. Изготавливая костюм, мастера использовали вышивку, кружево и аппликацию. Ткачество было таких видов: выборное, бранное, закладное, перевыборное, ремизное, узорное и переборное. Вот таким был белорусский национальный костюм. Детский вариант одежды, кстати говоря, практически не отличался от взрослого.
Заключение
Сегодня мы с вами узнали, что собой представляют белорусские национальные костюмы. Такие наряды имеют схожие черты с одеждой других славянских народов, а также особенности, которые делают их самобытными и неповторимыми. Повседневная одежда крестьян является наиболее консервативной, поэтому именно в ней можно рассмотреть вековые традиции белорусов.
www.syl.ru
Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
womanadvice.ru
...Our Day...: Белорусская национальная одежда
Отличительная черта белорусской традиционной одежды – это орнамент. Орнамент – это азбука белорусской истории. Умелое сочетание линий, фигур и знаков делают национальный костюм белорусов отличным от других народов.
Среди цветов преобладают красный и белый. Само слово «Беларусь» тесно связано со словом «белый». Издревле у белорусов были светлые волосы и светлая кожа. Поэтому как же обойтись без цвета, который предначертан народу самой судьбой? Даже известный этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Беларусь, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена». Белый – это цвет чистоты, добра, открытости, искренности и света. Красный – это цвет солнца, жизни и крови. Орнамент, выполненный в этом цвете, обозначает желание успеха и бодрости, счастья и благополучия. Одежда создавалась в первую очередь изо льна, который в далекие времена использовался в качестве универсального материала для всевозможных тканей. Искусная работа белорусских людей заслуживает уважения. Превращать лен в настоящие произведения искусства! Красители тоже были натуральные: белорусы умели окрашивать ткани при помощи почек, коры, корней растений, ягод.Мужская одежда – это рубаха, брюки, жилет и ноговицы. Ноговицы – это особый вид штанов, который в ХХ веке стал считаться нижним бельем, но до этого момента был самостоятельной частью белорусского национального костюма. Карманов на одежде не было – их заменяла кожаная сумочка. Обувь города и деревни отличалась. В деревне можно было ходить в лаптях, а реалии города требовали кожаной обуви. Купить кожаную обувь было довольно затратным делом, поэтому иногда в семье на одну пару обуви могло приходиться несколько владельцев. Беларусь – это край, где зима довольно суровая, поэтому во времена холодов к традиционному костюму добавлялись кожухи из овчины, люди побогаче могли позволить себе шубу.
Женский традиционный костюм – это длинная рубашка и юбка. Иногда к комплекту добавлялись безрукавка и пояс. Женский костюм очень разнообразен, встречается много цветов, сочетаний частей комплекта. По головному убору можно было понять семейное положение белоруски. Если на голове венок, то девушка ждет своего суженого. Если волосы спрятаны под чепец или платок, то женщина замужем. Не зря, в белорусских народных песнях молодая девушка плетет именно венок. Очевидно, что история тесно связана с национальным костюмом.незамужние девушки |
замужние женщины |
Традиционныйбелорусский костюм сегодня переживает свое возрождение. Молодежь полюбила орнамент и всеми силами возвращает его к жизни. Это не может не радовать.
Виталий Воронко. Фото citydog.by |
ourday7.blogspot.com
Белорусская национальная одежда
Национальная одежда Белоруссии – это непосредственное отражение географических особенностей этой страны, ее климата, а также социально-экономических составляющих. Основные критерии для любой одежды – это защита от жары и холода, а также соответствие моральным устоям и эстетическим требованиям. Кроме того, одежда отражала социальное положение в обществе, а по фасону и декорированию можно было определить семейное положение и возраст человека.
История белорусской одежды
В национальной одежде белорусов нашли отражение характер этой нации, ее взгляды на окружающий мир и быт. Белые вещи изо льна – это основной вид одежды, в котором белорусский крестьянин проводил практически всю жизнь. По некоторым данным, название «Беларусь» произошло из-за того, что излюбленным цветом этой нации во все века был белый.
Белорусы в ношении одежды издавна руководствовались своими традициями – в будние дни костюм был один, на праздники – другой. К примеру, во время поста носили «пасцяный» костюм, в отделке которого был задействован красный цвет. Наиболее нарядно одевались к праздникам, связанным с трудом на полях или на первый выгон скота на пастбища.
Женская национальная белорусская одежда
Женщина издавна ассоциировалась не только с природной красотой, но и со скромностью и трудолюбием. Перед тем, как выйти замуж, девушка ткала и вышивала для своей семьи и семьи будущего мужа полотенца, рубахи, пояса, и все это украшала вышивкой. Таким образом, она доказывала свои умения и навыки, а также любовь к труду. Самый строгий костюм подобало носить женщине перед рождением первенца. Одежда женщин – самая красивая и традиционная часть прикладного народного искусства Белоруссии, в которой нашли отражения устои и эстетические вкусы нации.
womanadvice.ru
Особенности национального Белорусского костюма — Славянская культура
Большинство элементов национального белорусского костюма символичны. На TUT.BY и на Славянской Культуре обсуждаем особенности национального белорусского костюма. Как на протяжении веков этот самый костюм развивался? Какие элементы одежды белорусов приходили и уходили со временем? Можно ли было назвать наших предков модными и стильными? В чем особенность орнамента на одежде, а в чем заключается символика цветов? Каким образом одежда оберегала наших предков от злых духов?
Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказала Мария Винникова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси. На протяжении какого времени складывались национальные особенности белорусского костюма и в чем они заключались?
Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.
Особенности костюма складывались на протяжении очень длительного времени. В нашем музее есть рисованные реконструкции женского костюма XII века. Там можно рассмотреть все компоненты, характерные для традиционного белорусского костюма конца ХIX – начала XX века. Прежде всего, это льняная сорочка. Следующий компонент – юбка или, как ее еще называли, спадница – летняя, льняная юбка или андарак – зимняя, шерстяная юбка. Необходимым компонентом женского костюма был фартук. С подросткового возраста девочки в обязательном порядке должны были его носить, поскольку фартук являлся дополнительным оберегом женского лона.
Фартук выполнял не только защитную функцию в повседневной жизни женщин. Он был обязателен и в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки. Как только девочка надевала собственноручно изготовленный фартук, она уже считалась девушкой. Ее могли приглашать в компании более взрослой молодежи.
Каким образом был восстановлен внешний вид костюма XII века?
Женщины из д. Баранцы Жабинковского р-на в традиционных костюмах. Экспедиция 1998 года. Фото М. Винниковой.
Он был восстановлен благодаря находкам археологов. Естественно, с XII века тканей сохранилось очень мало – археологи находят лишь их фрагменты или отпечатки на различных предметах. Но по расположению украшений, застежек, фрагментов пояса можно определить, что же было надето на человеке, и как этот костюм был украшен.
Насколько была практичной такая одежда в XII веке? Были ли, например, карманы?
Карманов не было. Но был своего рода подвесной карман, который крепился к поясу. Пояс был необходимым компонентом одежды того времени. В мужском костюме он сохранялся как обязательный элемент вплоть до середины ХХ века. В традиционной культуре белорусов пояс наделялся магическими защитными свойствами. Кроме этого он выполнял знаковую, эстетическую и этическую функции. Без пояса было просто грешно выйти даже за порог дома. Мужчина мог выйти из дома босым, без головного убора, но без пояса – никогда. Имел этот элемент и практическое назначение. Во-первых, он придерживал одежду, на которой не было застежек, или широкую рубаху. Во-вторых, к поясу подвязывались или за него затыкались необходимые в быту предметы – нож, табакерка с табаком, огниво. Если мужчина выходил в лес рубить дрова, то он затыкал за пояс топор. Женщина подвешивала на пояс ключи от сундука, «цурку» – приспособление для вязания снопов и др.
Если говорить о тканях, то основным и традиционным материалом был лен. Ко льну в Беларуси было особое отношение. Лен, в любом его виде, будь то растение, волокно, нить или полотно, люди называли божьей свечой. Причем поначалу я думала, что такое отношение ко льну – некая местная особенность. Но в своих экспедициях я стала наблюдать, что практически по всей территории Беларуси лен называли именно божьей свечой.
Почему?
Вы, наверное, знаете выражение – «родиться в сорочке», которое означает, что человек с самых первых моментов своей жизни находится под опекой божьих сил. Видимо, белое льняное полотно ассоциировалось у людей с божьим светом и благодатью. А так как льняные вещи сопровождали человека с самого рождения и до смерти, то лен выполнял еще и функцию оберега. Но сорочка оберегала не все тело человека. И там где она заканчивалась, надо было также сделать преграду. Не только от холода или жары, но и от различной нечисти, которая могла проникнуть в душу человека. И именно в тех местах мы видим пояс и орнамент.
Возвращаясь к костюму XII века — думали ли люди того времени о моде?
Конечно, женщины думали о красоте и эстетике. Поэтому костюм традиционно украшался вышитым или тканым орнаментом. В каждой местности были свои особенности в орнаментации, которые мы называем региональными и локальными особенностями традиционного костюма и белорусского текстиля. Но проследить истоки орнаментики невозможно. Мы лишь можем сказать, что наш геометрический орнамент зародился еще во времена неолита или даже раньше, потому что именно такой орнамент мы можем увидеть на керамической посуде тех времен. На тканях этот орнамент появился позже. Сам костюм постепенно менялся. На этот процесс оказывали влияние как торговые и культурные связи с другими народами, так и развитие собственной экономики. А на протяжении двадцатого столетия уже можно проследить влияние моды на традиционный белорусский костюм. Три года назад мы проводили выставку, которая так и называлась «Вясковыя “моды” дваццатага стагоддзя».
Повторюсь, все это говорит лишь о том, что костюм постепенно менялся. Он расцвечивался, в него начали включать элементы растительного орнамента. Но это нельзя назвать модой. Скорее, это были новые веяния, которые не могли пройти мимо наших деревень. Это было влияние города, городской культуры, которая популяризировалась и насаждалась в конце XIX — начале ХХ века. Примером этого может служить парфюмерная фирма «Брокар и компания». На рекламных листовках ее продукции, обертках для мыла или иного парфюма печатались образцы-узорники для вышивки крестом. В то же время в свободной продаже появляется перкаль – белая хлопчатобумажная ткань, которая была доступна по цене и которую с удовольствием приобретали и сельские жители. Из перкаля шили сорочки, фартуки, которые надо украсить. Нельзя же надеть просто белую сорочку – не традиционно и не красиво. И в обиход входит вышивка крестиком. Сначала вышитый орнамент был в красно-черном колорите, а растительные мотивы очень стилизованы. Затем постепенно вышивка расцвечивается, мотивы приобретают более натуральные формы. А в середине ХХ столетия происходит всплеск полихромной вышивки гладью.
В наши дни в некоторых деревнях можно увидеть, что женщины по-прежнему много вышивают. И хотя в вышивке используются не традиционные геометрические, а стилизованные растительные мотивы, традиционное расположение их на предметах сохраняется.
Вернемся немного назад. Были ли в костюме элементы, которые со временем ушли?
Конечно. Ушел традиционный головной убор – наметка. Это очень древний головной убор, рушникового типа – длинный кусок полотна, шириной от 27-28 до 60-ти сантиметров и длиной от 2,5 до 4,5 метров. Наметки ткали из самых тонких и качественных льняных ниток. Иногда наметочное полотно было тонким до прозрачности, как марля. Такое полотно крахмалили. Существовало множество способов завивания наметок, которые определялись местными традициями. Наметка являлась атрибутом замужней женщины. Когда женщина выходила замуж, из девичьей косы ей делали женскую прическу – волосы расчесывали и навивали на обруч, сделанный из пасма льна и обшитый полотном. Сверху на эту прическу надевали чепец, который плотно стягивался шнурком по низу и фиксировал тем самым прическу. И только потом на чепец навивали наметку. А в некоторых местах кроме наметки, на чепец или под него, надевали специальный каркас для придания головному убору определенной формы. На Туровщине и в Давид-Городке были удивительные головные уборы, в состав которых входил каркас с высоким рогоподобным гребнем спереди. Этот каркас покрывался чепцом с полихромной вышивкой, а поверх него очень красиво завивали прозрачную наметку-серпанку. В Беларуси эти головные уборы не сохранились. Я нашла их в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера). Они были переданы туда в конце XIX века. Некоторые из них хранятся в завитом состоянии, что дало возможность полностью реконструировать этот головной убор и воссоздать очень характерный локальный вариант белорусского народного костюма, который у нас был практически утрачен.
Если голову можно было банально платком укрыть от солнца или холода, то зачем было делать все это – надевать каркас, наматывать на него огромное полотно, и завязывать его самыми различными способами?
Способ завивания наметки. д. Пинковичи Пинского р-на Брестской обл. Реконструкция М. Винниковой по материалам РЭМ (г. Санкт-Петербург) и фото Д. Георгиевского.
Это было традицией. Головной убор с наметкой был характерен не только для белорусов, но и для русских, поляков, болгар, литовцев. И везде имел свои особенности. Он был своего рода маркером – по способу завивания наметки, по характеристике самого полотна – насколько оно тонкое или грубоватое, насколько выбелено или не выбелено, по орнаменту на нем – можно было понять, откуда родом была та или иная женщина. Как в наше время – визитка или паспорт. Поэтому многое и ушло от нас навсегда, так как наши полесские старушки хранили как сам головной убор, так и все остальное одеяние, — на смерть. «Смеротный узел» у них состоял из наметки и традиционного костюма.
Были ли нашим белорусским женщинам тех времен свойственны аксессуары?
В женском костюме украшением служили бусы – патерки, различные ленты. Были и перстни, и сережки – заушницы, и медальоны. В мужском костюме украшением являлось то, что подвешивалось к поясу – сумочки для хранения денег, табакерки. Иногда такую сумочку – калиту – носили на ремешке, перекинутом через плечо.
Можно ли побольше узнать об обереге, как элементе национального костюма?
Как я уже говорила – льняная сорочка сама по себе уже являлась оберегом. Также оберегом был и орнамент, которым украшалась одежда. Важным оберегом считался рукотворный тканый или сплетенный пояс. Наши предки прекрасно знали о существовании энергетической связи и очень четко использовали эту связь как в своей костюме, так и в самой жизни.
Как правильно называется ваш музей, где он находится и что из себя представляет?
Музей древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси. Находимся мы по адресу: Минск, улица Сурганова, дом 1, корпус 2. Сейчас наш музей находится в состоянии ремонта – ремонтируются фонды, и ждет обновления экспозиция. Поэтому на данный момент экскурсии мы не принимаем.
У вас очень ценные фонды. Тем более у вас же там шикарная коллекция иконописи. Не зря же к вам в свое время патриарх Алексий приезжал. У вас даже есть дарственная надпись в книге?
Да, это так.
В том числе у вас очень большая коллекция не только костюмов, но и предметов из различных регионов?
Кроме иконописи и костюмов в нашей экспозиции представлены археологические коллекции, предметы этнографии, изделия различных гончарных центров, художественные ткани, резьба по дереву, скульптура.
Вернемся к костюму… Сильно ли отличался повседневный костюм от праздничного?
Конечно. Не выйдет же женщина в тонкой до прозрачности серпанке доить корову? Ей будет просто неудобно. Повседневный костюм отличался от праздничного не только тем, что он был меньше орнаментирован, но также составом и способом ношения различных его компонентов. Праздничный костюм всеми своими элементами и деталями предполагал собой праздничное настроение. Тот же головной убор с наметкой – в нем чувствуешь себя совершенно иным образом. Я проверила это на наших современницах. Когда на женщину надеваешь традиционный праздничный костюм и начинаешь завивать наметку, она прямо на глазах меняется – преображается. Меняется и ее поведение. Возможно, это связано с какими-то внутренними ощущениями, которые дает традиционный костюм.
Бываете ли вы в экспедициях? Где сегодня, кроме музея, можно и возможно ли увидеть настоящий белорусский костюм? Остались ли какие-то белые пятна в исследовании белорусского костюма?
Любовь Никандровна Шлома, жительница д. Пинковичи, участница фольклорного ансамбля «Крыницы», примеряет наметку перед выступлением. 2010 год. Фото М. Винниковой.
Начнем с белых пятен. Их достаточно много. Традиционный костюм – это не простой набор предметов одежды. В нем все подчинено друг другу и взаимосвязано. Не зря же сам костюм называется «строй». И здесь недостаточно взять предметы одежды с одного места, чтобы они стилистически подходили один другому. Здесь также важно знать – как они носились. И самый трудный вопрос будет опять-таки связан с наметкой. В свое время не были зафиксированы способы ее завивания. А сегодня нам приходится по крохам собирать нужный материал и восстанавливать подлинный образ головных уборов с наметкой.
Если говорить об экспедициях, то они бывают, но все реже и реже. В моей практике в 1991 году у нас была целая серия экспедиций по Полесью. Тогда и начались поиски информации о традиционных способах завивания наметок. Мы расспрашивали пожилых женщин, которые еще помнили эти способы. Даже если они сами уже и не носили эти уборы, то возможно, в детстве видели, как их завивали их бабушки. Ведь детская память очень цепкая. Она очень многое фиксирует, причем надолго.
Кроме того, на Полесье долго существовал обряд завивания наметок на свадьбах. Несмотря на то что традиционный костюм уже не носили, обряд завивания молодой на свадьбе в некоторых местах существовал до 1950-х годов. И те женщины, которые проводили этот обряд, многое могли припомнить.
В дополнение ко всему этому мы пользуемся различными архивными материалами. Я часто бываю в Российском этнографическом музее, где хранятся уже более ста лет «завязанные» наметки. Как сняли их женщины со своих голов, так они и пролежали уже более века на полочках в фондах музея. Сотрудники стараются их поменьше трогать, потому что, если нечаянно разовьешь, то, не зная способа завивания, восстановить головной убор будет трудно. Но мне они разрешили, не развивая, внимательно изучить некоторые варианты убора. В результате был сделан ряд реконструкций. А в книге “Традыцыйная мастацкая культура беларусаў: Брэсцкае Палессе”(Мінск: Вышэйшая школа, 2009) есть написанный мной раздел по костюму Западного Полесья, в котором как раз и даны некоторые реконструированные мною способы завивания наметок — своего рода практические советы, вплоть до графического изображения способов завивания.
Недавно меня пригласили в деревню Пинковичи Пинского р-на, чтобы научить завивать наметки женщин из местного фольклорного ансамбля «Крыницы». Способ завивания я реконструировала по материалам Российского этнографического музея и по фотографиям, сделанным в этой деревне Д. Георгиевским в 1937 году. Я совместила эту поездку с экспедицией и побывала не только в Пинковичах, но и в других деревнях, где также нашла много интересного.
Охотно ли женщины шли на контакт?
Когда они видят искреннюю заинтересованность и что это не праздный интерес, то они очень охотно идут на контакт.
Получается, что открытие белорусского костюма для вас еще не закончено?
До этого еще далеко…
Похожие статьи:
Русский народный костюм → Славянская одежда.Обрядовый костюм
Традиции → Павловопосадские Узоры
Русский народный костюм → Смоленские Украсы
Русский народный костюм → Особенности кроя и декора традиционных передников русских крестьянок
Русский народный костюм → Русский народный костюм Пензенской губернии
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Белорусский национальный костюм Википедия
Белорусский национальный костюм — использовался на протяжении многих веков. Белорусский костюм — это комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.
Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением[1][2]. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст[1].
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершённость, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация[3].
Являясь этноопределяющим признаком для всей Беларуси, костюм в разных регионах страны имел определённые особенности, создающие неповторимые колориты. Это архаичность и чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, динамичный силуэт в Понеманье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.
История костюма[ | код]
Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.
Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Белоруссию, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.
Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
К концу XIX — началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности.[4] Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная у
ru-wiki.ru
Мир вокруг: Белорусский народный костюм
В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) - часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.
Головные уборы - важная и обязательная часть костюма. Для девушек это могли быть венки, узкие повязки-рушники. Замужним дамам вообще не разрешалось показываться с непокрытой головой, отсюда и большее разнообразие - чепцы, капоры, но самой распространённой была так называемая намитка в виде повязки-рушника, которая искусно драпировалась множеством способов. Дополнялся костюм бусами.Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой - овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.
Ниже - фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото - известного белорусского этнографа Михася Раманюка.
Центральная Беларусь
Восточное Полесье
Западное Полесье
Понёманье и Подвинье
Приднепровье
И отдельно варианты головных уборов
Центральная Беларусь
Восточное ПолесьеЗападное Полесье
Понёманье Приднепровьеolga-mir.blogspot.com