История русского народного костюма. Национальные русские костюмы


история и современность. Русский народный костюм для мужчин, женщин и детей :: SYL.ru

Русский народный костюм и его традиции все чаще становятся источником вдохновения для современных дизайнеров. Мода постоянно претерпевает кардинальные изменения, обращается к прошлому в поисках новых и свежих решений. Рубашки, юбки, платья, сарафаны наделяются чертами национальных нарядов, пришедших из таинственных времен Древней Руси. Что же носили женщины, мужчины и дети, жившие в те окутанные загадками века?

Уникальные черты

История русского народного костюма ведется уже много веков. Природные условия, тяжелая полевая работа от темна до темна, религиозные обряды – все эти факторы повлияли на облик национальных нарядов. Крестьянская одежда отличалась максимальной функциональностью. Рубахи, порты, сарафаны обеспечивали простор для движений, не причиняли неудобства, эффективно спасали от холода. Рабочие костюмы были лишены пуговиц, люди подпоясывались кушаками и использовали в роли просторных карманов широкие пазухи.

Конструктивность, практичность и простота вовсе не принуждали жителей Древней Руси отказываться от ярких красок в одежде. В роли декора использовались ленты, кружево, аппликации в виде квадратов и ромбов, вышивка цветными нитями. Русский народный костюм часто предполагал объединение тканей, отличающихся по цвету. Узоры на элементах наряда, прилегающих к телу, брали на себя функцию оберега, защищавшего от нечисти. Орнаментом украшались рукава, подолы, вороты.

Мужская одежда в различных регионах мало чем отличалась, ей было свойственно однообразие, тогда как при виде женского костюма легко было догадаться, в какой части страны проживает его обладательница.

Цвета и краски

Окрашивание тканей в Древней Руси производилось с помощью природных красителей. Именно в этом и заключается причина загадочной популярности красного цвета. Марена в те времена произрастала практически во всех огородах, именно этот сорняк и обеспечивал крестьян краской. Поэтому русский народный костюм вызывает ассоциации именно с красным цветом, а не с зеленым. Зеленые шелка, поставляемые Востоком, в крестьянский быт почти не проникали, а естественных красителей такого колера не было.

Помимо красного популярностью пользовались белый и синий цвета, которые народная молва, как и красный, наделяла защитными свойствами.

Рубахи для женщин

Русский народный костюм (женский вариант) представить себе без рубахи нельзя. Ее носили представительницы всех сословий без исключения. Изделие именовалось станом, длина его была до подола сарафана. В ходу были модели оригинальных фасонов со сборенными рукавами. Они пользовались популярностью у кормящих матерей. Создавались специальные наряды для похорон и свадеб, рубахи делились на праздничные и будничные.

Основными материалами, из которых создавался этот элемент женской одежды, служили шерсть, лен, конопля. Особенно интересны декоративные украшения, обладавшие особым смыслом. На рисунках чаще всего изображались птицы и кони, древо жизни и растительные рисунки, отдававшие дань языческим богам. В роли талисмана традиционно выступали красные рубахи. Считалось, что они отводят беды, прогоняют демонов.

Рубахи для мужчин

Мужские косоворотки не отличались особенным разнообразием. Они представляли собой конструкцию, собранную из двух полотнищ, закрывавших грудь и спину. В качестве соединительного элемента применялись четырехугольные тканевые отрезы, располагавшиеся на плечах. Покрой рубахи оставался неизменным, к какому бы сословию ни принадлежал ее обладатель. Определить материальное положение можно было разве что по качественным характеристикам ткани. Атлас и шелк – для богатых, полотно – для бедных.

Носились косоворотки навыпуск, их никогда не заправляли в брюки. Такие вещи могли изготовляться в различных цветах. В качестве пояса служили шерстяные и шелковые изделия (иногда на концах располагались кисти).

Рубахи для детей

Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.

Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов.

Достижение трехлетнего возраста для малышей ознаменовывалось получением рубахи из новины. Двенадцатилетним мальчикам полагались в придачу штаны-порты, девочек наряжали в поневы. Вообще русский народный костюм для детей мало чем отличался от одежды взрослых.

Сарафаны

Когда наши современники изображают русский народный костюм, женский сарафан встречается чаще всего. Крестьянки стали носить этот наряд с 14-го в., его окончательное утверждение в гардеробе произошло лишь в 17-м столетии. Внешний вид одежды зависел от области проживания, отличались ткани, расцветки и крой. Самый популярный вариант – широкое тканевое полотнище, собранное изящными складочками, бретельки, узкий корсаж. Надевался сарафан на обнаженное тело или поверх сорочки.

Существовали праздничные и повседневные варианты. Первые надевались на свадебные пиршества, в них проводили церковные праздники, посещали народные гуляния. Приданое невесты обязательно должно было включать не менее десяти сарафанов, выполненных в различных цветах. Качество ткани зависело от принадлежности к определенному сословию. Шелк и бархат – вариант для богатых. Такой наряд, щедро декорированный кружевами, тесьмой и вышивкой, говорил о высоком социальном статусе своей обладательницы.

Русский народный костюм – женский сарафан – был интересен и своим весом. Праздничные версии были невероятно тяжелыми, да и повседневные варианты не сильно от них отставали. Самый распространенный бытовой наряд назывался «саян», он имел вид сатинового изделия, собранного по бокам и спинке. Цветовые решения зависели от возраста. Пожилые дамы предпочитали черные и синие модели, юным девушкам больше по нраву были бордовые и красные тона.

Сарафан крестьянки рассказывал о ней буквально все. Есть ли у нее муж и дети, в каком настроении она находится (существовали даже специальные наряды «для кручины»).

Картузы

Русский народный костюм (мужской вариант) сложно представить себе без задорного картуза. Этот головной убор, обладающий козырьком, воцарился в национальном гардеробе в 19-м веке. Летние версии изготавливались из бархата, плиса, сукна. Козырьки обтягивались тканью или кожей, исполнялись в наклонном, полукруглом, прямом виде. Варианты для праздника декорировались бисером и ленточками, цветами (живыми и искусственными).

Наибольшую популярность этот головной убор завоевал в среде чиновников в отставке, управляющих, деревенских помещиков.

Порты

Мужские порты производились из кусков домотканого сукна или холста, соединительной деталью служил ромбический кусок – ширинка. Такие штаны собирались на гашнике в талии. Русский народный костюм для мальчика включал порты с 12 лет. Цветовые решения отличались разнообразием, изделия изготавливались из пестряди, домашней крашенины, домотканины. Более качественные ткани применялись при создании «выходных» вариантов либо использовались вертикальные узоры для украшения домотканины.

Несколько позже элементом праздничного гардероба стали штаны без ширинки, наделенные более широкими штанинами, поясом и пуговицами. Часто присутствовали и карманы. Появление штанов присвоило портам функцию нижнего белья.

Поневы

Поневу можно назвать прапрабабушкой современной юбки. Этот элемент гардероба древнее появившегося позже сарафана, он традиционно носился поверх рубахи, дополнялся передником. Древняя «юбка» присутствовала в гардеробе взрослых женщин. Русский народный костюм для девочки включал ее только по достижении половой зрелости. Чаще всего понева изготавливалась из шерсти и представляла собой несколько сшитых отрезов ткани.

Расцветки и фасоны зависели от области проживания. Встречались глухие модели, открытые сбоку или спереди, распашные, с прошвой. Постепенно их практически полностью вытеснили сарафаны.

Кокошники

С древнеславянского языка «кокош» переводится как «петух и курица». Кокошники изготавливались на твердой основе и могли принимать самые разнообразные формы. Очень интересны были их украшения – бусы, жемчуг, бисер, парча. Зажиточные дамы носили кокошники с драгоценными камнями. Кокошники нельзя увидеть, изучая русский народный костюм для девочки, ведь они считались исключительной прерогативой замужних женщин. Незамужние носили прапрабабушку сегодняшней банданы – сороку.

Гребень кокошника указывал на принадлежность женщины к определенной губернии. В Сибирской области распространение получили полумесяцы. В Костромской, Псковской, Владимирской – наконечники стрелы. Кокошники расценивались как семейные реликвии и переходили по наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое. Они не рассматривались как элемент повседневного гардероба. Эти головные уборы предназначались для праздников, даже невесты на свадьбе надевали их.

Также известны кокошники в качестве национального оберега. Их украшали символами верности, плодородия.

Обувь

Русский народный костюм – детский и взрослый – это в том числе и лапти, известные в качестве самой распространенной обуви. Лапти были праздничными и повседневными, носились в любое время года с белыми суконными онучами и холстинами. Роль крепления исполняли веревки, обматывающие голень накрест поверх онучей. Кожаные сапоги и валенки были доступны зажиточным крестьянам.

Мечтой молодежи и богачей были лакированные сапоги, обладающие жесткими голенищами в форме бутылок. Мягкие голенища, собранные в гармошку, пришли уже в 20-м веке. Женская и мужская обувь не имела особых отличий.

Современный взгляд

Интерес к истории национальных нарядов и преобладание этнических мотивов четко прослеживаются в современной моде. Русский народный костюм своими руками создается для карнавалов, представлений. Его черты часто встречаются и в повседневных нарядах, причем не только в России, но и в других странах.

Яркий пример внимания к одежде «из прошлого» – возродившаяся популярность валенок. Конечно же, эти изделия мало напоминают своих предшественников. Их украшениями служат вставки из кожи, яркий бисер, красочная вышивка. Данную обувь носят и за границей. Ее популярность не ограничивается пределами РФ. Особую любовь завоевали сапоги и туфли, декорированные цветочной вышивкой, босоножки с плетеной платформой.

Яркие ткани, выполненные в стиле русского платка, также пребывают в большом почете у известных модельеров, пытающихся воспроизвести русский народный костюм. В качестве основных узоров выступают цветы, в центре располагается крупный элемент, маленькие детали сосредотачиваются по краям. Высок уровень интереса к национальному кружеву. С его помощью модные наряды обретают легкую экзотичность, загадочность, романтичность.

Мировая мода обязана русской культуре популярностью вышивки цветными нитями, спросом на декоративный шнур, ленты и бисер. Особенно широко известны национальные аппликации, которые задействуются в женской, мужской и детской одежде. Зимой и осенью на улицах постоянно встречаются традиционные шапки-боярки, посадские платки, жилетки с меховой опушкой, дубленки в национальных мотивах.

«Русские» свадьбы

Свадьбы в русском стиле пользуются огромным спросом в последние годы. Невесты облачаются в белые сарафаны, разрисованные национальным орнаментом, надевают красные кокошники. Наряды дополняются прическами на базе классической косы, в которую вплетаются цветы и ленты. Можно не сомневаться: надев русский народный костюм, фото вы получите отличные.

www.syl.ru

Национальная одежда России

У национальной одежды России довольно богатая история — ей более чем тысяча лет. В каждом отдельном регионе есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению. И несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль.

Женская российская национальная одежда

Национальная российская одежда, как правило, имело два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером.

Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям на повседневный, свадебный и праздничный.

Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам.

Российская национальная одежда для женщин включает в себя:

  • рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк;
  • сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим.
  • душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча;
  • поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук), которую носили только замужние женщины;
  • гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу;
  • головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник;
  • молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник,полностью вышитый жемчугом и бисером).

В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов.

 

womanadvice.ru

История русского народного костюма

КРЕСТЬЯНСТВО ХРАНИТЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ТРАДИЦИЙ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народ – н о г о идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII —XX вв. Во второй половине XIX —начале XX вв. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды. Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Условия исторического развития, начиная с XII—XIII вв., определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. С XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Благодаря преимущественно оброчному ведению крестьянских хозяйств жизненный уровень был здесь выше, чем на юге. В то же время, начиная с XVIII в., север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры.

Именно поэтому в русском костюме севера национальные черты находят свое глубокое отражение и дольше не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм и многообразие видов одежды. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

ТКАНИ. ЦВЕТ. ОРНАМЕНТ

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя (рис. 183). Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый и др.

Многокра-сочность решалась на основе двух или трех основных цветов, чаще всего белого, красного и синего (или черного). Благодаря приглушенным оттенкам и подчинению определенной цветовой тональности общий колорит костюма был ярок, но без пестроты и крикливости. С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным,клетчатым, полосатым узорами. Насыщенная красочность, яркие контрасты заменяют старинные тонкие и нежные цветовые сочетания, натуралистический рисунок с округлыми и сложными извилистыми очертаниями — прямолинейные геометрические контуры набивных узоров.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим на картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОСТЮМА

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей сохраняет общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низурукавов, горловине (рис. 184). Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис. 185), зимой — овчинные нагольные шубы.

Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.

Женский костюм

Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, _ или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя. В северных областях она имела длинные, суженные внизу рукава, в более поздний период рукава отделывали широким сборчатым низом.

Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. В нарядных рубахах все верхнее полотнище рукава от оплечья до запястья могло быть вышито геометрическим узором (рис. 186). К красному основному цвету вышивки добавлялись синие, зеленые, золотистые нитки, блестки. В южных областях прямой покрои рубах был более сложным, он осуществлялся с помощьютак называемых полипов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча.

По лики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной от 32 до 42 см каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины. Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно. Для рубах с прямыми ноликами характерны вышивка, цветные вставки на рукавах и плечах, акцентирующие шов соединения полика и рукава. Косой полик, наоборот, зрительно резко отделен от рукава и акцентирует украшенную треугольную вставку на полочке и спинке. На рукаве вышивка и цветные в ставки расположены низко, почти на линии локтя (рис. 187).

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно.

Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Конструктивное и декоративное решение передника имело несколько вариантов. Передник прямого покроя мог быть на широких, переходящих на спинку подкройных бретелях или с длинными узкими рукавами, отделанными внизу. В южнорусском костюме были распространены отрезные на кокетке передники, нижняя часть которых состояла из двух-трех полотнищ и собиралась на кокетке над грудью. Как в прямых, так и в сборчатых передниках сзади по горловине вырезали квадратное отверстие. В сборчатых передниках верхняя часть могла иметь трапециевидную форму с петлей, перекидывающейся через голову. Самые небольшие передники имели только нижнюю часть и подвязывались над грудью.

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафансо швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м ), придающий фигуре величавость, стройность (рис. 188).

Сарафан более позднего времени — прямой или сборчатый, так называемый московский, делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3 — 5 см от края спереди и на 10 — 20 см сзади. Талию подчеркивали поясом. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани. Оба вида сарафанов держались либо на узких коротких лямках, либо на подкройных бретелях.

В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором (рис. 189). Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами — вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону. По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола» (рис. 190). В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

Под влиянием моды западных областей в Тамбовской, Курской, Рязанской, Воронежской губерниях носили юбку с рисунком в виде вертикальных полос, расшитую цветочными узорами (рис. 191). Юбка также укреплялась на талии с помощью гашника или пояска. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста, прямого силуэта. Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, – борту, низу и низу рукавов.

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру.

Женскими головными уборами на севере были кокошники, кики, венцы, шитые бусами, жемчугом с поднизями и рясами; на юге — рогатые кики с яркой вышитой тульей и подзатыльником с длинной бисерной поднизью. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

 

www.thingshistory.com

Русский женский народный костюм

Русский женский народный костюм

Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами. Обязательными в образе были головные уборы. Основными формами костюма были трапециевидная и прямая.

По костюму можно было судить, из какой губернии, уезда или села девушка. Каждый вид одежды на Руси имел свое значение. Имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные, траурные. Самой торжественной считалась красная одежда. В то время значение слов «красивый» и «красный» и в принципе имело одно и то же значение.

На Руси все наряды шились из домотканых полотен, однако с середины XX века они стали вытесняться фабричными тканями, мода на которые пришла из Европы при появлении Петра I.

Как выглядит традиционный русский народный костюм?

Северный русский народный костюм имеет некоторые отличия от костюма южного. На севере было принято носить сарафан, на юге – поневу.

Женская рубаха по крою имела сходства с мужской. Она была прямой и с длинным рукавом. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделию.

Несмотря на так скоро распространившуюся европейскую моду, северяне сохранили некоторые традиции русского народного костюма. Были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате. Помимо сарафана северный костюм еще отличала парчовая рубаха, та самая «епанечка» и нарядный кокошник.

На юге вместо сарафана использовалась понева. Эта поясная одежда шилась из шерсти на холщовой подкладке. Понева, как правило, была синяя, черная или красная. Также широко использовалась полосатая или клетчатая ткань. Будничные поневы отделывались довольно скромно – шерстяной домотканой узорной тесьмой.

Понева не выделяла женскую фигуру, а наоборот скрадывала всю ее величавость и красоту за счет своего прямого силуэта. В том случае, если понева обрисовывала талию, ее скрадывали при помощи передника или напуска рубахи. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник.

В целом, традиционный русский народный костюм отличался многослойностью. Что касается головного убора, то тут тоже были свои правила ношения. Замужние женщины должны были полностью скрывать волосы, девушкам позволялось вообще не покрывать голову. Незамужней девушке достаточно было надеть ленту или обруч. Широко распространены были кокошники и «сороки».

Девушка в русском народном костюме всегда выглядела красиво и величаво. Свой яркий, женственный образ она дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.

На ножках русских красавиц можно было увидеть кожаные сапожки, коты, а также знаменитые лапти.

Юбка и фартук в русском народном костюме

Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины. Замужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем передник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.

 

womanadvice.ru

Русский национальный костюм

Первые национальные костюмы на Руси появились примерно в 10 веке. С этого времени было три основных периода становления культуры одежды в стране. Как правило, костюмы делились на наряды для знатных и дворянских особ, а также одежды для простых людей.

История национальной одежды на Руси

В 10 веке появились позаимствованные у Византии длинные туники и плащи на красной подкладке. Для царей и дворянства одежда шилась из дорогих заграничных тканей и украшалась золотом, серебром, мехом и драгоценными камнями. Для простых людей были рубахи из льняной ткани, длина которых была ниже бедра. Носились они на выпуск и подпоясывались цветным шнурком. На низ надевались штаны – порты, которые сужались к низу и также перевязывались шнурком на талии. Вместо обуви были лапти, которые надевались на онучи – куски ткани, обмотанные вокруг стопы и щиколотки. Мужчины носили на голове войлочные колпаки.

Женщины носили длинные расшитые узорами рубахи, поверх которых надевались или длинные в пол юбки – поневы, или короткие платья с коротким рукавом – нагрудники, или длинные платья без рукавов – запоны. По головному убору можно было отличить семейный статус женщины.

С 15 века в национальных костюмах русских людей произошли некоторые изменения. Появляются распашные кафтаны и шубы. Наряды знатных особ еще больше отличаются от одежды простолюдинов не только более дорогими тканями, но и кроем, фасоном. Появляются такие платья, как ферязь и охабень. Их крой не позволял хозяину выполнять какую-либо работу, поэтому был предназначен только для подчеркивания статуса и знатности. В женском гардеробе поселяются сарафан и душегрея – распашная верхняя одежда на лямках и с подкладкой. Простые девушки шили одежды из льняных тканей, а дворянки – из парчи и шелка.

Головные уборы

Немаловажную роль в русских костюмах играли головные уборы женщин и девушек. Молодым девушкам украшением служили разноцветные ленты и бусы, которые вплетали в косу, а также обручи и венцы. Для замужних дам были кички, они состояли из обруча, украшенного задника и матерчатого чехла.

Очень ярким элементом в национальном русском костюме был кокошник. Он был с плотной частью разных форм и размеров на вершине, украшался жемчугом, драгоценными камнями, вышивкой серебряной и золотой нитью. Крепился кокошник на широкую ленту, которую завязывали сзади. Иногда на лоб спадали бусы или подвески из драгоценностей. В некоторых случаях к кокошнику крепили легкие струящиеся ткани, которые ниспадали до пояса, а иногда и до пола.  

  Во времена правления Петра I национальные костюмы было разрешено носить только крестьянам, дьякам, священникам и монахам. Остальные должные были одеваться в венгерские, немецкие и французские платья. Носивших русские наряды заставляли платить налог.

В дальнейшем русский народный костюм, сохранившийся благодаря крестьянам, периодически видоизменялся, но сохранил свои основные элементы и до наших дней.

www.letopis.info

Национальная русская одежда

Национальная русская одежда

Первая ассоциация, которая возникает при упоминании национальной русской женской одежды – красный сарафан в пол или платье свободного кроя без рукавов. Под верхнюю часть наряда надевалась рубаха, предпочтительно белая. Чтобы предать образу некой нарядности, одежду украшали вышивками, оторочками и жемчужинами.

На этом «комплект» не заканчивался. Его дополняли широкими поясами: черным, красным, иногда разноцветным. Строгих рамок в плане аксессуаров не ставилось. Русские девушки в национальной одежде не обходились без передников. Несмотря на финансовое положение семьи, каждая девушка, горожанка или крестьянка, должна была иметь сарафан. Его шили самостоятельно из более грубой ткани или заказывали под заказ из тончайшего белоснежного полотна. До появления такого наряда в национальной одежде русского народа распространенным считался женский «костюм» с юбкой (поневой).

Неповторимые акценты в женской одежде русской моды

Крестьянские женские одеяния в свое время считались достаточно дешевыми. Теперь искусствоведам они интересны намного больше, чем городские сарафаны. Сочетание кружевных вставок с грубыми тканями смотрится достаточно неординарно, удивительна игра цветов. Народные мотивы «вплелись» в манеру покроя. Казалось, чем дешевле сукно, тем тщательнее и скрупулезнее была вышивка. Простота материала компенсировалась кружевами и бисером. Наиболее распространенными материалами для изделий были конопля, хлопок, лен и шерсть.

К традициям в национальной русской одежде стоит отнести прямоту кроя. Линии обычно плавно ниспадают, рукава пышные, само платье обычно были длиною в пол. В качестве материала использовалась домотканая ткань или тонкое белое полотно (не каждая женщина могла себе это позволить). Характерной чертой женской одежды была ее многослойность. Особых похвал заслуживают узоры, вышивки и их расположение.

Наряды городских жительниц выглядели богаче и порой отличались скромностью в отделке. Это скорее касалось верхней одежды, чем длинных сарафанов: пальто и пиджаки были достаточно строгими.

Национальная одежда в современной моде

Конечно же, на городских улицах теперь не увидишь девушку, одетую полностью в русских традициях. Так теперь не увидишь кого-то в самых настоящих лаптях. Некоторые национальные мотивы все же прослеживаются в работах современных дизайнеров. В последние годы девушки особенно женственны. Они предпочитают длинные платья и сарафаны. Предпочтительны яркие наряды с нашивками из бисера. Вышивки удивляют своим узором, как и много лет тому назад. Ткани стали более легкими, но прямота кроя часто присутствует. Часть современных платьев и сарафанов стала не такой многослойной, но многие дизайнеры снова начинают играть с объемом и формой рукавов.

Любовь женщин к аксессуарам актуальна всегда – как сотни лет назад, так и сегодня. Последние тенденции напоминают орнаменты, которые присутствовали в национальной русской одежде для женщин. Видим рубашки, воротники, пиджаки, часть которых расшита бисером, отдекорирована аппликациями. Ремни, подчеркивающие талию поверх платьев и сарафанов, чрезвычайно популярны и в 2014 году. Они могут быть изготовлены из текстиля, кожи. Широкие или тонкие, длинные или укороченные, они выгодно ставят акценты на талии модницы.

Что касается аксессуаров, то русские девушки всегда относились тщательно к их выбору. Они старательно подбирали их по цвету и размеру. Бусы и браслеты тех лет – это своего рода классика в бижутерии. И сегодня подобные украшения мы часто видим на шеях и запястьях женщин, девушек и девочек.

 

womanadvice.ru

Русский национальный костюм

скачать Русский национальный костюм Как считают учёные, русский традиционный костюм начал складываться в XII–XIII вв. Именно в этот период шёл интенсивный процесс создания русского этноса. Русский костюм так же, как и одежда всего славянского населения Восточной Европы — украинцев, белорусов, был достаточно своеобразен, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до XVIII в. он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне. Мы расскажем здесь о традиционном костюме, бытовавшем в основном в крестьянской среде в последней трети XVIII — первой четверти XX в., поскольку именно тогда он оценивается как истинно национальный русский костюм. В этих материалах вы сможете найти интересные сведения о народном быте, о фасоне и покрое, материале и назначении основных типов одежды. Проникнуться духом той эпохи вам помогут и иллюстрации.

Армяк (ермяк, лабамах, ормяк, рябик, сермяк, харапай, хоропой, ярмяк) — верхняя одежда, преимущественно мужская, надевалась поверх кафтана, шубы, полушубка, тулупа в любое время года при плохой погоде и в дорогу. Известен в России с XVIв. Изготавливался из армячины естественного цвета: белой, жёлто-бурой, гороховой; из сукна или полушерстяной ткани домашней выделки чёрного, белого, серого, коричневого цветов; иногда из толстого сукна, окрашенного в синий цвет. В конце XIX — начале XX в. армяки стали шить также из плотного фабричного сукна. Армяк представлял собой халатообразную одежду, широкую, длинную (до щиколоток), однобортную, с глубоким запахом справа

налево, с широкими прямыми рукавами и большим воротником. Известны две разновидности покроя армяков:

1) спинка и полы цельные, расширяющиеся книзу;

2) спинка цельная прямая, между спинкой и полами вставлены клинья, которые часто сходятся ёлочкой. Армяк подпоясывали широким кушаком или суконной подпояской, длина которых иногда достигала 3 м, концы при этом сходились спереди и закладывались справа и слева за кушак. Армяк носили также нараспашку или накладывая на плечи как плащ. В холодную и дождливую погоду воротник поднимали, завязывая иногда около шеи шарфом.

В XVIII — начале XX в. армяк был в основном крестьянской одеждой, но использовался также ямщиками, иногда городскими извозчиками. Небогатые горожане использовали его как верхнюю уличную одежду, изготавливая из армячины; бояре, богатые купцы носили армяки только дома и шили их из дорогих, тонких тканей.

Балахон — женская и мужская верхняя одежда. В XVIII — начале XIX в. была известна в северных и западных губерниях Европейской России, местами в Сибири. Изготавливалась из рядна, хряща, саржи, изредка пониточины.

Балахоны имели, чаще всего, покрой туники: их шили из перегнутого по утку полотнища ткани, разрезанного спереди, между спинкой и полами вшивали клинья. Балахон запахивался справа налево и подпоясывался спереди кушаком, тесьмой, верёвкой таким образом, что концы не свисали, а затыкались справа и слева за кушак. Использовался главным образом как рабочая одежда. Летом его носили поверх основного костюма, осенью и зимой — поверх кафтана, полушубка и другой верхней одежды при выполнении различных работ и в ненастье. В некоторых деревнях Смоленской губернии балахон являлся будничной, а иногда и праздничной одеждой стариков.

Бахилы (бредни, бродни, бутыли, ловчаги, осташи, сапоги черепанские) — мужская рабочая и промысловая обувь из кожи. Это мягкие кожаные сапоги с длинными (до колена или бедра) голенищами. Бахилы шились обычно на прямую колодку, то есть без различения правого и левого сапога. Мягкая кожаная подошва сшивалась с сапогом дратвой, после чего сапог выворачивался. Голенище также шилось из мягкой кожи с одним швом сзади и закреплялось на ноге ремешком. Ремешок пропускался через петельку или колечко, пришитое к заднику, поднимался вверх, обвивая ногу, и завязывался под коленом. Для большей прочности и с целью защиты ноги от влаги бахилы смазывались дёгтем, рыбьим жиром, вымачивались в солёной воде, а к носку и заднику подшивались дополнительные полоски кожи, так называемые прошвы.

В некоторых районах России бахилами иногда называлась также рабочая обувь на жёсткой подошве, прибитой гвоздями, или обувь, сшитая из шкур морских животных или из телячьей кожи, но с подошвами из шкуры тюленя. Голенище во всех этих случаях также было мягким, высоким, закреплялось на ноге с помощью

ремешков. Бахилы надевались обычно с шерстяными носками или чулками. Внутрь клали стельку из мягкого сена. Надевались на охоту, рыбную ловлю или любой другой промысел. Мягкие выворотные сапоги — обувь, характерная для русских деревень. Они были известны ещё в Х в. как обувь горожан.

Бешмет — мужская верхняя одежда, распространённая в юго-восточных районах европейской России у гребенских, донских, кубанских, терских, уральских казаков, а также казаков-некрасовцев, живших в Турции. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время

казаки могли носить бешметы любого цвета и материала. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стёганные на вате бешметы. Бешметы шили обычно из тканей фабричного производства: шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др. Пожилые казаки носили бешметы синего, чёрного, коричневого цветов, молодые — красного, бордового, зелёного, голубого. Бешмет представлял собой одежду длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами,

застёгивавшимися до талии на крючок, с боковыми клиньями. Воротник всегда был стоячим, рукава — узкими и длинными. Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля.

Валенки (валенцы, волнушечки, выходки, сапоги валяные, катанки, катанцы, пимы) — мужская, женская обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти. Это обувь с высоким голенищем, круглым носком, плоской подошвой без каблука. Их валяли, как правило, на одну колодку, не различая правой и левой ноги. Голенища, достигавшие колен, обычно не отворачивали, но слегка надрезали для удобства при ходьбе. Подошву часто подшивали кожей, чтобы валенки не промокали. Валенки изготавливались серого, коричневого, чёрного, реже белого цвета. Белые валенки украшались вышивкой стежками цветным гарусом или бисером.

Валенки катали специальные мастера — катали, пимокаты. В каждой губернии было несколько деревень, жители которых специализировались на катании валенок. Наряду с этим были крупные центры производства этой обуви, продукция которых распространялась далеко за пределы губернии. Так, например, на северо-востоке

европейской России и в Сибири славились так называемые кухморские (кукморские) валенки, белые с вышивкой,

изготовленные мастерами Малмыжского уезда Вятской губернии. Валенки — обувь для русских сравнительно молодая. Они появились в Сибири в середине XVIII в., а в европейской России в начале XIX в. В XIX в. они были обувью зажиточных крестьян, надевавшейся только по праздникам. Белые вышитые валенки — праздничная обувь только очень богатых крестьян. В конце XIX — начале XX в. валяная обувь получила большое распространение, стала основной зимней обувью русских крестьян европейской России.

Гайтан (итан, почёпка, чапочка) — женское украшение, тесьма для обшивки ворота рубах, передников и т.п. Термин употреблялся для нескольких видов украшений. 1. В южнорусских губерниях гайтаны представляли собой длинную, шириной до 10 см, полосу ткани, украшенной бисером, вышивкой, тканым узором, или длинную, низанную из разноцветного бисера полосу. Два конца ленты или бисерной сетки соединялись медальоном, украшенным бисерными подвесками, иконкой, крестом и т.п. Такое украшение надевалось на шею и спускалось по груди иногда до талии. Наряду с нагрудными гайтанами были распространены и наспинные гайтаны. Они представляли собой узкую длинную петлю из красной или чёрной тесьмы, украшенной бисером. К тесьме прикреплялся крестик или образок, который спускался на грудь, а полосы тесьмы, украшенные бисером, блёстками, ракушками каури, кисточками разноцветного гаруса, спускались по спине. Женщины, как правило, в праздничный день, надевали несколько таких нагрудных и наспинных украшений. В северных губерниях европейской России гайтаном назывались бусы из искусственного жемчуга, а также серебряные цепи с прикреплёнными к ним медальоном, крестиком, образком. 2. Гайтан — это и шнурок, которым зашнуровывались башмаки, а также разноцветная тесьма, использовавшаяся для обшивки ворота рубах, лямок сарафана, подола юбок и т. п.

Доха (яга, яргак) — верхняя зимняя мужская и женская одежда, надевавшаяся поверх основной зимней одежды при дальних поездках в санях. В XVIII–XX вв. бытовала в Приуралье, Нижнем Поволжье, Сибири и на Алтае. Доха изготавливалась из осенних шкур оленей, маралов, диких коз, собак и волков. Собачьи дохи считались особенно тёплыми. Дохи, так же как и тулуп, шились длинными, до самых пят, с широкими рукавами, большим отложным воротником, который в холода поднимался так, что закрывал всю голову. Спина дохи — широкая, прямая, иногда расширенная книзу. Две полы прямые, правая иногда расклешённая. Доха запахивалась справа налево и подпоясывалась кушаком «в два обмота». Кушак завязывался спереди, а концы подтыкались около бёдер. Воротник у горла подвязывался платком или шарфом. Термин «доха» был заимствован русскими из языка казахов, кочевавших по Нижнему Поволжью и Южному Уралу. «Даха-яргак» у них — распашная, халатообразного покроя, одежда из шкурок двух-трёхмесячных жеребят, сшитая шерстью наверх. «Даха» — это одежда из шкур взрослых лошадей.

Душегрейка (душегрея, каратайка, коротена, коротень, коротенька, перо, подсердёчник) — нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей — бархата, плиса, парчи, полупарчи, шёлка — с подкладкой, часто на вате или кудели. В XVIII–XIX вв. было известно три типа душегреек. 1. Душегрейка, сшитая из неширокой полосы ткани с прокладкой из ваты или кудели, распашная, однобортная, застёгивавшаяся сверху на один крючок. На спине такой душегрейки вертикально располагались плотные валики, заложенные вместе с ватой. 2. Душегрейка распашная, однобортная, длиной чуть выше талии, без прокладки ватой. Её покрой — это покрой косоклинного распашного сарафана. Она сшита из трёх прямых полотнищ ткани

(два на полы и один на спинку) и нескольких клиньев по бокам, пришитых ёлочкой. В разложенном виде такая душегрейка имела форму круга. 3. Третий тип душегреек: распашная однобортная одежда на широких лямках, длиной до талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток или талии спинкой. Сзади сборки-фанты. Застегивалась до талии на серебряные или оловянные пуговицы и навесные шелковые петли.

Душегрейка являлась составной частью комплекса одежды с сарафаном и была распространена на той же территории, что и сарафан, — в северных, центральных губерниях европейской России, а также в некоторых районах Южной России, на Нижней и Средней Волге, в Сибири. Эта одежда была известна ещё в XVI–XVII вв., её носили девушки и замужние женщины из боярских и купеческих семей. В XVIII–XIX вв. она бытовала в основном в городской среде, у купцов, богатых мещан. В крестьянском костюме она встречалась сравнительно редко и имелась лишь в богатых семьях, живших в пригородных, торговых или ремесленных сёлах.

Епанча (епанёчка, епанца) — нагрудная женская одежда в виде короткого (до талии) плаща без рукавов. На русском Севере — в Архангельской, Вологодской губерниях она шилась из шёлка или парчи, украшалась кружевом из золотных нитей, металлической бахромой. В Сибири епанча изготавливалась из беличьего меха. Епанча не имела пуговиц, завязывалась на шее длинными шёлковыми лентами бантом. Епанча была известна ещё в XVI–XVII вв. Этим термином обозначали тогда плащевидную одежду на меху, а также одежду из сукна или войлока с длинными прямыми рукавами, длиной ниже колен. В XVIII–XIX вв. епанча из шёлка и парчи

надевалась с рубахой из тонких тканей и шёлковым сарафаном. Епанча из меха, распространённая в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин.

Жилет — нагрудная мужская одежда из тканей фабричного производства — шерсти, сукна, нанки, трико, плиса, полубархата — на подкладке из коленкора или холста домашней выработки. Представлял собой однобортную или двубортную безрукавку длиной до талии, застёгивавшуюся на медные или стеклянные

пуговицы. Ворот выкраивался в форме треугольника или круга по шее. В последнем случае к нему пришивался невысокий стоячий воротник. Жилет носили обычно поверх рубахи, надетой навыпуск. В сёлах и деревнях России он появился в последней трети XIX — начале XX в. Его носили молодые мужчины и парни из богатых семей по праздникам.

Зипун — мужская и женская верхняя одежда. Термин известен с XVII в. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан. Вероятно, в боярском костюме этого периода она играла роль современного жилета. В XVIII — начале XX в. зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского казака. Он надевался на рубаху под бешмет. На большей же части территории России в XVIII — начале XX в. зипун бытовал только как верхняя одежда. Он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов, будничные — из серого или белого сукна домашней выработки. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с

небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.

Зипуны, использовавшиеся как дополнительная верхняя одежда, изготавливались из серого и чёрного сукна домашней выработки. Во время ненастья или в дороге воротник поднимался таким образом, что закрывал голову. Его подвязывали на шее шарфом или тесьмой. Зипун подвязывался кушаком, верёвкой таким образом, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева. Зипуны были распространены на большей части территории европейской России, в Сибири и на Алтае.

Казакин — верхняя женская и мужская одежда для весны, лета, осени, в некоторых деревнях — для зимы. Казакин шился из тканей фабричного производства: сукна, молескина, нанки, китайки, казинета, обычно на подкладке, зимние казакины шились на вате или меху. Казакин представлял собой распашную двубортную одежду длиной до колен, сшитую в талию, с подрезной спинкой и сборками на спине или вокруг всей талии, со стоячим воротником или без воротника, с воротом по шее. Он застёгивался до

талии на крючки или пуговицы-бантики, нашивавшиеся в один или два ряда. Праздничные казакины, особенно бытовавшие в Архангельской губернии, украшались тесьмой из гаруса и шёлка, которая располагалась по воротнику, бортам и карманам. В XIX в. казакины были распространены в сёлах, деревнях и уездных городах почти всех губерний европейской России. В южных районах это, в основном, женская одежда, в северных и центральных — мужская. Казакины повсюду были праздничной одеждой молодых людей из богатых семей.

Сарафан -

Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIVв.

Запон, сарафан и трапециеобразное завершение пояса также отделывались золотым шитьем. Причем настоящая модница могла позволить себе пройтись по селу только тогда, когда все вышеперечисленные детали были вышиты одним рисунком. Каждый раз, начиная очередной костюм, мастерицы придумывали новый орнамент. Как говорили старожилы, «брали из природы». Но он обязательно должен был сохраняться одинаковым на всех деталях.

Цвета роскошных косоклинных сарафанов, заложенных в мелкую складку, были различные: лиловые, вишневые, малиновые, голубые, желтые. Шили их из тафты. А манжеты на рукавах алых или малиновых рубах обшивались тонким коклюшечным балахнинским кружевом. Из него делался и маленький воротничок, завязываемый на шее поверх «бороды».

Средние и более бедные слои сельского населения предпочитали шить сарафаны из домотканого льняного холста, гладкокрашеного или украшенного кубовой набойкой. Девушка на выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов, включая косоклинные. Их хватало лет на десять. Эти сарафаны шили как с округлой проймой, так и на лямках. Последние присбаривали в мелкие складочки на спине или в боковинах. Узоры кубовых сарафанов были просты - в основном растительные мотивы с изображением местной флоры: цветов, листьев, ягод, полевых или лесных трав. Фон предпочитали синий. Носили эти сарафаны в комплекте с домоткаными вышитыми рубахами, поверх могли завязывать пояса-кушаки.

Сарафаны были глухими и распашными. В распашных по обе стороны пол нашивали тесьму, позумент, полосы шелковых тканей, шнуры. Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями. Пуговки были такими же разнообразными, как и ткани: костяные, деревянные, металлические, плетенные из шнура или обтянутые шелком. Глухие сарафаны часто украшались декоративной центральной полосой, имитировавшей наличие распашных пол, или оформлялись тесьмой, вышивкой, лентами в области груди.

Многие подлинные образцы русских косоклинных сарафанов хранятся сегодня в музеях страны, составляя часть постоянной экспозиции. И каждый из нас может не только лишний раз увидеть подлинники, рассмотреть детали кроя и способы их декоративно-художественного решения, но и убедиться в непреходящей эстетической ценности русского народного костюма, в непревзойденном искусстве народных мастериц, их создавших. Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей и татар.

Изготовление

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-либо или чего-либо».

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью

занималось не земледелием, а ремёслами,

например, гончарным или кузнечным ремеслом. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, НО, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма. Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.

Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.

Использование

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

В русском фольклоре и культуре

Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только сотоятельные сословия, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а также бескультурье и отсталость.

В самовосприятии русских — один из важнейших символов традиционного национального быта.

Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:

  • «лапоть» обозначает простака, необразованного человека;
  • производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
  • «(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»

скачать

nenuda.ru