Начало крещения руси в православную веру: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Содержание

КРЕЩЕНИЕ РУСИ | ДИВНОГОРСК-ОЕ.РФ

Картинка с сайта culture.ru

В 988 году произошло величайшее событие – Крещение Руси, ставшее началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». В перечне памятных дат России появилась новая памятная дата – День Крещения Руси, который отмечается 28 июля. В этот день русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Христианское мировоззрение было совершенно чуждо молодому княжичу, так как запрещалось не только прелюбодействовать, но и смотреть на женщину с вожделением, а это совершенно не соответствовало образу жизни Владимира (у князя было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей, мстить, даже гневаться – а как же иначе показать доблесть, как не на войне? Заметим, что Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 г. он занял киевский престол.

Объединив под своей единодержавной властью русские племена, Владимир осознал необходимость религиозного единства. Мудрый князь понимал, что ни на чем ином, кроме как на религии, это единство создать невозможно.

Как рассказывается в «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Магометан Владимир слушал с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», – сказал князь. Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. Для Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю. «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», – вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил.
Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов – 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.

Ни магометанская, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь, и, если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», – с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.
Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.
Тогда же произошло знаменательное событие – Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», – говорит предание.

Из Киева христианство при помощи Божией скоро распространилось и утвердилось по всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял веру православную, которая несла с собой духовное просвещение: письменность, монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств – и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она стала называться «Святой Русью», а народ – «православным русским народом».

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

Россия и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский, то обязательно православный.

Святая Русь… Часто мы произносим это привычное словосочетание как нечто само собой разумеющееся, не задумываясь, а почему, собственно? Приходилось ли вам слышать, скажем, о святых в Казахстане, Эстонии, Америке, Франции?. . Можно продолжать этот ряд бесконечно долго, не находя убедительного разъяснения загадочному феномену.
Что такое «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники, святые события истории Руси.

Слово «православие» означает «правильно славить Бога».
Православие – это правый путь веры, оно основано на правильной и спасительной вере в Бога – Творца и Спасителя. Вера – самое таинственное явление в мире и в душе человеческой. Это не воображение, не самогипноз, не действие воли человека. По слову апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Верой определяется мировоззрение человека. Но если бы Православие оставалось только мировоззрением, оно потеряло бы свою движущую силу. Православие – это образ жизни – жизни людей с Богом, которая начинается со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.
История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагались и гибли. Понятно, что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры.

Россия была искони страною Православного Христианства. Ее творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало Православную Веру. Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, стремление к праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла. Отсюда столь характерный для русского народа дух милосердия и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и не построила бы своего земного жилища.
«Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» – призывает нас Русская Православная Церковь.

СУТЬ ХРИСТИАНСТВА

Для многих религий мира личность ее основателя имеет второстепенное значение. Самое главное для них – это то учение, которое исповедует человек, и та мораль, в соответствии с которой он строит свою жизнь. Совершенно другая перспектива характерна для христианства.

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение.
Христианство – богооткровенная религия, исповедующая единого Бога в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Ради спасения людей и всего мира, Сын сошел на землю. Он проповедовал, был распят и воскрес из мертвых, а затем вознесся к Отцу. Через принятие Богом человеческой природы, затем пострадавшей, воскресшей, вознесшейся, то есть прошедшей путем «от земли на небо», человеческая природа была освящена и спасена. Но это спасение дается не механически каждому, а только по его свободному желанию, через то, что человек соединяет свое существо и всю свою жизнь со Христом. Таинство, во время которого устанавливается эта связь, называется Таинством Крещения. Таинство, во время которого мы поддерживаем и углубляем эту связь со Христом, называется Таинством Причащения (или Таинством Евхаристии).

Основы христианской веры зафиксированы в документе, принятом на 1-2 Вселенских соборах – «Символе веры». Символ веры, кроме сказанного выше, утверждает, что Бог является Творцом всего сущего: «неба и земли, видимого и невидимого» – то есть и земного мира, и ангельских сил; активное участие в деле нашего спасения Духа Святого – Третьего Лица Святой Троицы; существование Церкви, идущей от Апостолов, как сообщества людей, объединенных общей истинной верой; что в конце Истории мира будет всеобщее воскресение из мертвых и суд, на котором определится вечная судьба каждого человека; что после всего наступит блаженная вечность – «жизнь будущаго века», в которой в общении с Господом обретут место все верные Ему.

Сегодня Христианство существует в виде трех конфессий: Православной, католической и протестантской. В той, или ной мере все конфессии, кроме Православия, исказили заповеданную Апостолами веру. Православная Церковь, несмотря на сложную судьбу в Истории, на грехи отдельных ее членов, хранит апостольскую веру неповрежденной. В Православии богатейшая литургическая, молитвенная и аскетическая традиции, подробно разработано учение об обожении, то есть о всецелом единении со Христом, по примеру апостола Павла, который говорил: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос».

Очень важно понять, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас внешне переселить в лучшие условия бытия, но чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. В этой истине содержится ключ к пониманию христианства. Когда человек поймет это, тогда он увидит и превосходство Православия над другими вероисповеданиями, потому что в сущности все, чему учит и чего придерживается Православная Церковь, направлено к одной цели – соединению с Богом через духовное обновление и уподобление Ему.

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска

Начало Православной Руси. 8.Крещение Руси

Крещение Руси было осуществлено князем Владимиром Святославичем в 988 году. Впрочем, некоторые ученые и богословы считают, что христианизация Руси началась значительно раньше. Они ссылаются на то, что еще во времена Аскольда и Дира, княгини Ольги христианство стало проникать в Киев, и в последующем в другие города. Не будем оспаривать этот факт, он действительно имел место. Были и среди дружинников русских князей христиане, но в большей степени варягов, т.е. наемных войск, скандинавов. Это были немногочисленные случаи принятия христианства жителями Руси. Повлияли ли они на общую ситуацию в княжествах? Отнюдь нет, больше того, из древнерусских летописях известно, что языческое население Руси крайне негативно относилось к христианам, а часто и убивало их. Это происходило на протяжении длительного времени и до Владимира, и во время его правления, и даже позже.

Поэтому князю Владимиру надо было иметь большое мужество и прозорливость, чтобы ввести христианство на Руси.

Уже в начале своего правления на Руси князь Владимир стал пользоваться широкой популярностью. И не только потому, что он тогда выступал как приверженец язычества. Его личность не могла не возбудить интерес и даже восхищение как у знати, так и у простых людей древнерусского государства. В са­мом деле, сын рабыни, находившейся в немилости у великой киев­ской княгини Ольги, сумел каким-то образом завоевать доверие новгородцев, которые решили сделать его своим князем и в связи с этим оказали давление на отца Владимира князя Святослава. В резуль­тате всех этих хорошо продуманных действий Владимир получил обширное Новгородское княжение. Затем он захватил у князя Рогволода Полоцкую землю и тем самым значительно расширил свои владения. И наконец, спустя несколько лет превратился в верховного властелина Руси, отняв великокняжеский престол у законного владельца князя Ярополка.

Это была головокружительная карьера! Владимир выглядел в глазах жителей древнерусского государства удачливым, счаст­ливым князем, ловким и умелым политиком.

В дальнейшем Владимир Святославич приобрел еще больший авторитет у населения Руси. В первое десятилетие своего княже­ния он показал себя как крупный полководец. Ему удалось на­нести ощутимое поражение польскому князю и отобрать у поляков важнейшие стратегические и торговые центры — Перемышль и Червень «и иные грады…». Он совершил два победоносных похода на не желавших подчиняться Руси вятичей и принудил их к уплате дани. По свидетельству В. Н. Тати­щева, почерпнутому из не дошедшего до наших дней источника, в 982 г. Владимир «иде в поле и, покорив землю, град Суздаль утвердил». Здесь речь идет о завоевании богатого земледельческого района, расположенного к северу от среднего тече­ния реки Клязьмы и населенного славянскими выходцами из Новгородской и других северных земель. В следующем 983 г. Владимир совершает удачный поход на прусское племя ятвягов. А потом были и другие походы — на радимичей, дунайских болгар и сербов и т.д.

Став киевским князем, Владимир объединил русские земли под своей властью. Он создал большую державу, но она оставалась языче­ской в то время как в соседних странах уже утвердились религии, ос­нованные на монотеизме. Будучи проницательным политиком, князь прекрасно понимал, что, пока Русь исповедует язычество, она не сможет встать вровень с другими сильными государствами.

Чтобы скрепить единство Руси, Владимир, по всей видимости, сначала решил создать единый пантеон славянских богов. Под 980 го­дом рассказывая о первых годах княжения Владимира, «Повесть вре­менных лет» отмечает: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их бо­гами и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бе­сам и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И оскверни­лась кровью земля Русская и холм тот». В исторических исследованиях эти деяния Владимира обычно именуют «языческой реформой».

«Но язычество, даже „организованное“, — пишет российский историк Е. Пчелов, — уже не могло отвечать потребностям времени. Оно тормозило развитие Руси и обрекало ее на безвестное прозябание, подобно другим аборигенным племенам. Единство государства требовало единства веры и единого Бога» [Пчелов Е. Рюриковичи. История династия. М. «ОЛМА-ПРЕСС. 2001. С. 76].

В предыдущих статьях мы уже писали о том, как Владимир осуществлял выбор веры, говорили, как сам он принял веру Христову. Но настало время вводить христианство и в самой Руси.

Что об этом сообщает нам «Повесть временных лет»?

По возвращении из Корсуни (Херсонеса) «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с го­ры по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-ни­будь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сего­дня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакива­ли его неверные, так как не приняли еще они Святого Крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же ис­полнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и про­шел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья Отмель, как и до сих пор зовется. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, моло­дые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спа­саемых душ; а дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах». Люди же, крестившись, разошлись по домам. Влади­мир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них пра­вильную и неуклонную веру, и мне помоги, господи, против дьяво­ла, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу». И, ска­зав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: «Помилую, кого хочу». Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Хри­стос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым…» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

«Читая этот текст, удивляешься, как же гладко проходила смена мировоззрения у жителей Киева! — пишет доктор исторических наук О. П. Рапов.- Язычники, накануне оплакивавшие Перуна, спустя совсем немного времени с радостью принимают учение Христа! Такого рода быстрые превращения вызывают недоумение и сомнение в правдивости источника. Кроме того, сообщение летописца о крещении киевского населения в Днепре противоречит «Житию Владимира особого состава», где местом крещения названа Почайна — приток Днепра. А последний памятник, как показали исследования ученых, более достоверно отразил многие исторические факты, связанные с корсунским походом Владимира и другими его мероприятиями, чем «Повесть временных лет» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Несколько в ином свете христианизация киевского населения предстает в «Истории Российской» В. Н. Татищева: «По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду, принимали, но множайшии размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем неслышати учения хотели. Тогда Владимир послал по всему граду, глаголя: „Заутра всяк изидет на реку Почайнукреститися; а ежели кто от некресченых заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтется“. Слышавше же сие, людие мнозии с радостию шли, разсуждая междо собою, ежели бы сие не было добро, то бы князь и бояра сего не прияли. Инии же нуждою последовали, окаменелыя же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погиб­нут в зловерии их. Наутрие вышел Владимир сам с митрополитом и иереи на реку Почайну, где сошлося бессчисленное множество народа, мужей, жен и детей. И входя в воду, стояли иные до шеи, другие до персей, инии по колена, родители же мнозии младенцев держали на руках; а презвитери, стоя на брегу, читали молитвы и каждой купе давали имена особыя мужем и женам. Крестив­шимся же людем отходили каждой в домы своя, которых число так великое было, что не могли всех исчислить» [Татищев В.Н. История Российская. т.2. М.-Л. 1962 с. 63].

Картина, нарисованная здесь, выглядит намного убедительнее летописной. Ни В. Н. Татищеву, ни автору источника, который он использовал и включил в состав «Истории Российской», не было никакого резона преувеличивать трудности, с какими столкнулся великий русский князь, проводя крещение киевлян. Источник объективно отразил, как на самом деле происходило обращение в христианство жителей столицы, а летописец Нестор или, что более вероятно, его редакторы сгладили все углы, не пожелали упоминать о том сопротивлении, какое оказало население Киева акции крещения. И это понятно. Помещение в летопись негатив­ных материалов, связанных с крещением киевлян, было чревато серьезными последствиями. У ознакомившегося с ними читателя не могли не возникнуть «крамольные», с точки зрения правящих верхов, вопросы: а правильно ли сделал Владимир, отказавшись от древней народной религии и силой насаждая христианство, что привело к серьезнейшим столкновениям в русском обществе как в его правление, так и в более поздние времена? Может быть, сле­довало остаться при прежней вере, тогда бы и никаких конфликтов не было? Чтобы таких вопросов не возникало, все негативные материалы, связанные с обращением в христианство населения Руси, и были удалены со страниц официального летописания.

По версии, зафиксированной татищевской «Историей Россий­ской», крещение киевлян происходило в Почайне, а не в Днепре, что согласуется и с «Житием Владимира особого состава». Этот факт опять-таки свидетельствует в пользу приведенного В. Н. Та­тищевым источника, который, судя по отдельным деталям, в нем содержащимся, является более ранним, чем «Повесть временных лет».

Зачем понадобилось создателям летописи, изображая крещение киевлян, переносить место действия с Почайны на Днепр? Ясно, что это было вызвано никакими политическими соображениями.

Летописец Нестор писал под 6453(945) г.: «…тогда вода текла возле Киевской горы, а на Подоле не жили люди, но на горе» [Повесть временных лет. «Библиотека всемирной литературы. Изборник (Сборник литературы Древней Руси под редакцией Д.С. Лихачева) М. 1969].

Позднее ситуация изменилась. Днепровское русло сместилось влево от Киевской горы. Изменился до некоторой степени и рельеф киевского правобережья, о чем свидетельствуют найденные при создании линии Киевского метрополитена на глубине 12–14 м хорошо сохранившиеся деревянные постройки, жилые и хозяйственные, датирующиеся X в. и принадлежавшие жителям Подола [Толочко П.П. Древний Киев. М. 1976. М. с. 39]. Эти находки, сделанные в 1972 г., опровергают утверждение Нестора о необитаемости Подола в X столетии.Перемены в рельефе местности должны были сказаться и на акватории реки Почайны, правого притока Днепра. Во времена княжения Ольги Почайна представляла собой вместительную гавань русских и иностранных судов. Позднее эта река совсем не упоминается в источниках, и потому создается впечатление, что прежняя насыщенная жизнь почайнинской гавани прекратилась. В плане Киева 1695 г. мы видим Почайну очень небольшим днепровским рукавом, расположенным в заболоченном районе. Вероятно, такой она стала уже к рубежу XI и XII столетий. Поэтому у создателей «Повести временных лет», хорошо знакомых с киевской гидрографией, не могло не возникнуть сомнений относительно того, что в этом неудобном и небольшом по площади произошло крещение тысячных масс киевского люда. К тому же редакторам «Повести временных лет», опиравшимся на категорическое заявление Нестора о том, что в X в. Днепр протекал у самой Киевской горы, где сидели люди, а Подол, по которому протекала Почайна, не был заселен, крещение в этой отдаленной центра города реке жителей Киева должно было показаться невозможным. И они заменили в летописном рассказе Почайну Днепром.

«Таким образом, получается, что автор приведенного В. Н. Татищевым известия лучше знал обстоятельства обращения в христианство киевлян, чем создатели „Повести временных лет“. Не исключено, что он был не только современником, но и участником события, поскольку ему были известны многие мелкие детали, сопровождавшие обряд крещения. Автор, например, знал, что крестильные имена давались священниками сразу группам новообращенных, как стояли киевляне в воде Почайны, что после крещения предпринята неудачная попытка подсчитать всех крестив­шихся». [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108]

После этого последовали хождения по городу христианских миссионеров с целью уговорить людей принять новую веру. Часть киевского населения поддалась уговорам и крестилась, большинство жителей испытывало колебания, откладывая креще­ние со дня на день, некоторые язычники, «закоренелые сердцем», не желали и слушать проповедей священнослужителей.

31 июля 990 г., в четверг, князь Владимир обратился ко всему языческому населению Киева с требованием выйти на следующий день на берег Почайны для свершения обряда крещения. В его послании содержалась прямая угроза. Он недвусмысленно заявил киевлянам-язычникам, что все отказавшиеся креститься будут рассматриваться им как личные враги. Приказ князя был обращен не только к рядовым гражданам, но и к части киевской знати, до 31 июля 990 г. не проявившей желания креститься. Следова­тельно, не только простые люди, но и частично знатные киевляне не хотели расставаться с языческими верованиями.

1 августа 990 г., в пятницу, в торговый день недели, на реке Почайне, там, где расположились главные киевские рынки, со­стоялось крещение основного населения Киева. Число крестив­шихся, судя по источнику, приведенному В. Н. Татищевым, было велико.

Тем не менее, несмотря на все проведенные мероприятия, не­которые киевляне крещения избежали. Закоренелые язычники покинули столицу в надежде, что они не будут обнаружены кня­жеской администрацией и их никто не сможет принудить силой принять чуждую им веру.

Таким образом, уже крещение киевлян показало, с какими колоссальными трудностями предстоит столкнуться великому рус­скому князю при обращении в христианство населения страны. Как для большинства киевлян, так и для большинства жителей Руси поворот князя от язычества к христианству не был понятен. Народ недоумевал, зачем нужно менять религию отцов и дедов на веру в Христа. Практика показала, что заставить широкие народные массы креститься можно было лишь под угрозой приме­нения насилия. Христианские проповеди миссионеров имели очень малый успех. Источники показывают, что авторитет Владимира и его бояр, завоеванный ими во многих победоносных походах, доверие к этим людям, к их действиям со стороны киевлян сыграли в крещении людей не последнюю роль. Киевляне считали, что Владимир и его приближенные не могут поступить плохо, не мудро. «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли,» — говорили киевляне, идя на крещение, как бы доказывая самим себе, что в данном случае княжеской воле следует подчиниться. Однако так рассуждали далеко не все. На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления серьезной «оппозиции» религиозной политике князя Владимира. «Оппозиция», как бы мы сейчас сказали, таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. «Оппозиционеры» могли объединиться с язычниками в других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола.

Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич должен был в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать со своими дружинниками.

«Одним из таких важнейших городских центров Руси X в. был город Новгород Великий, расположенный на пути «из варяг в греки», имевшим первостепенное значение. Новгородцы осуществляли также свой контроль над торговыми и иного рода связями, имевшими место между населением центральных и восточных районов между народами Балтийского Поморья. Жители Новгорода поддерживали весьма тесные отношения с язычниками Прибалтики и с помощью последних могли не только оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославича, сплотить вокруг себя всех недовольных для похода на столицу ­древнерусского государства с целью реставрации там прежних верований».[ Всемирная история.т 3. М. 1958. С. 221]

Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир уже летом 990 г. направил туда христианских миссионеров, которые с помощью войска, возглавляемого дядей великого князя Добрыней, а также вспомогательного отряда воеводы Путяты должны были заставить его жителей принять крещение.

Этот „крестильный“ поход на Новгород запечатлен в особой повести, попавшей в состав Иоакимовской летописи. Правдивость данного источника в настоящее время не вызывает сомнения у историков.

Из повести, а также из исследования В. Л. Янина видно, что городе еще в период господства там язычества существовала христианская община в Неревском конце, возле церкви Преображения. Следовательно, в городе были как сторонники, так противники христианства. Последних было подавляющее большинство — этот вывод можно сделать из Иоакимовской летописи. [Раушенбах Б. В.. Сквозь глубь веков. В кн. Как была крещена Русь. М. 1988].

Новгородчане отчаянно сопротивлялись как княжеским войскам, так и попыткам крещения. Только часть жителей поддалось на уговоры принять новую веру. Но и после этого в Новгороде оставалось много язычников, которые, как сообщает летопись, «поведуха о себе кресчеными быти», а на самом деле крещения избежали.Этих некрещеных постепенно выявляли по отсутствию на шеях христианских крестов. Их массовое крещение состоялось 26 сентября 990 г.

Ни «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха, ни «Повесть временных лет» — древнейшая русская летопись вообще не содержат в себе сведений о крещении новгородцев. Нет в них никаких подробностей и относительно того, как происходило обращение в христианство жителей других городов страны. И это, конечно, не случайно. По всей видимости обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Потому-то монахи-летописцы и постарались скрыть довольно неприглядную картину крещения русского народа.

«Но быть может, во времена Владимира Святославича, как это полагал российский ученый Н. С. Гордиенко, и в самом деле приняла крещение лишь „малая часть“ Руси? Н. С. Гордиенко признал только креще­ние киевлян и новгородцев, а также отметил построение в княжение Владимира Святославича христианских храмов в Чернигове, Белгороде, Переяславле, Турове, Полоцке и „ряде других древне­русских городов“, сославшись в самой общей форме на якобы су­ществующие на этот счет свидетельства древнерусских источников. Однако ни „Повесть временных лет“, ни другие древнейшие рус­ские летописи как раз и не содержат в себе никаких материалов о сооружении в этих городах христианских храмов в 990–1015 гг. Поэтому данная ссылка не может быть признана. И другой вывод этого автора: „Остальную территорию Киевской Руси реформа­торская деятельность князя Владимира Святославича не затро­нула даже поверхностно — там по-прежнему оставалось в силе язычество“ — остался не обоснованным источниками» [Рапов О.П. Крещение Руси в конце Х века. В кн. Введение христианства на Руси. М. «Мысль» 1987. С. 108].

Насколько же в действительности была охвачена христиани­зацией Русь в правление князя Владимира?

Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя… Крести же и всю землю Рускую от конца и до конца… всю землю Рускую и грады вся украси свя­тыми церквами…» Ниже он же приписал: «…бещи сладушь по всей земли Руской приведены к богу святым крещением».

Иаков Мних писал это для людей, живших в 70-е гг. XI в., когда с начала обращения в христианство жителей Руси прошло 80 с не­большим лет. Вряд ли он мог сказать читателям неправду. Ведь многие из них со слов отцов и дедов— свидетелей крещения знали, какого размаха достигло дело христианизации страны при Вла­димире Святославиче.

Создатель другого древнего произведения — «Сказания о Бо­рисе и Глебе», работавший в конце XI в., также утверждал, что Владимир Святославич «святыимь крещениемь въсю просвети сию землю Русъску…».

А вот что записано в «Повести временных лет» под 6496(988) г. сразу же за сообщением о крещении киевлян: Владимир «начаставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводитипо всем градом и селом». Под тем же годом далее сказано: «Володимер же просвещен сам, и сынове его, и земля его».
Таким образом, показания самых разнообразных, разновре­менных, не связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Не­которые из язычников обосновались в труд­нодоступных местах. Уцелела и часть языческого жречества. Не только в XI, но даже и в XIII столетии языческие волхвы появлялись в древнерусских городах, пытаясь своими проповедями повернуть население к старой вере. И судя по летописным материалам, их деятельность на этом поприще нередко была успешной.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси

Православная вера — Том III — История Церкви — Десятый век — Святой Владимир Киевский

Том III — История Церкви

Десятый век

Святой Владиир

Князь Владимир Киевский (годы правления 978–1015) правил областью, которая простиралась от Новгорода на севере до Киева на юге. Он понимал важность религии не только для духовной жизни своего народа, но и для его политического, социального и культурного развития. Сначала он пропагандировал поклонение древним богам и богиням славян, таким как Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл и Макошь.

Но в 986 году он начал интересоваться религиями других стран — исламом в Старой Болгарии, иудаизмом в Хазарии, римским католицизмом в Священной Римской империи и греческим православием в Византии. В следующем году он послал своих эмиссаров, чтобы они своими глазами увидели эти различные религии в действии. Их отчет по возвращении в Киев дан в Русской Повести (самое раннее письменное историческое изложение славян, традиционно приписываемое святому Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря, умершему в начале XII века):

‘Когда мы путешествовали среди булгар, мы видели, как они поклоняются в своем храме, называемом мечетью, пока они стоят без пояса. Булгар кланяется, садится, глядит туда-сюда, как одержимый, и нет среди них счастья, а только печаль и ужасный смрад. Их религия нехороша. Затем мы пошли к немцам и видели, как они совершали множество церемоний в своих храмах; но мы не видели там никакой славы. Затем мы отправились в Грецию, и греки (включая самого императора) привели нас к зданиям, где они поклоняются своему Богу, и мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле. Ибо нет на земле такого великолепия и такой красоты, и мы не знаем, как это описать. Мы знаем только, что Бог обитает там среди людей, и их служба прекраснее, чем обряды других народов. Ибо мы не можем забыть эту красоту».

Святой Нестор Летописец

Затем Летопись повествует: «Тогда бояре [дворяне] говорили Владимиру и сказали: «Если бы греческая вера была лукавой, то не была бы принята бабка твоя Ольга, которая была мудрее всех других». мужей.» Тогда Владимир спросил, где им всем принять крещение, и они ответили, что решение остается за ним».

Решив принять православие для себя и своего народа, Владимир с войском подошел к византийскому городу Херсону на Крымском полуострове, осадил и захватил его. Затем он отправил послание императору Василию II Византийскому (год правления 976–1025) и его брат Константин VIII, прося руки их сестры принцессы Анны в браке. Они ответили: «Христианам не подобает жениться на язычниках. Если ты крестишься, она будет твоей женой, ты унаследуешь Царство Божие и будешь нашим спутником в Вере. Однако, если вы этого не сделаете, мы не можем отдать вам нашу сестру замуж». Владимир ответил, что уже изучил греческую веру и готов креститься. Греки ответили, сказав Владимиру приехать в Константинополь для крещения. Но когда он затем попросил, чтобы его крестили в Херсоне священники, привезенные самой Анной, они пошли навстречу его желанию.

Согласно Хронике , до приезда Анны и священников в Херсон князь заболел очень серьезной глазной болезнью. Но когда он крестился, приняв имя Василий, он не только получил духовное исцеление, но и его телесный недуг был чудесным образом исцелен, подобно святому Павлу, когда он был крещен Ананией после того, как был ослеплен видением Христа. по дороге в Дамаск (Деяния 9:17–19). Через несколько дней князь Владимир соединился с Анной узами брака.

По возвращении его в свой столичный град Киев, весной 988 года, жители города и окрестностей с радостью приняли крещение на Днепре в новую Веру любимого князя. Так началась история Православной Церкви на землях Руси.

Начиная с крещения Владимир пережил подлинное духовное обращение. Он отказался от своих многочисленных наложниц и своего в остальном дикого и жестокого образа жизни и жил в трезвой и уважительной моногамии с принцессой Анной. Вместе они много сделали для утверждения христианских начал в своих владениях и для просвещения своих подданных православной верой. За свои личные и служебные праведности как христианского князя Владимир прославлен как святой Церкви, как «равноапостольный, просветитель земель русских».

Бабка святого Владимира, великая княгиня Ольга (ум. 969), была женой князя Киевского государства Игоря. После смерти Игоря в 945 г. Ольга правила регентом при их сыне Святославе, пока он не пришел к власти в 961 г. Около 957 г. Ольга приняла христианскую веру и крестилась, вероятно, в Константинополе. Она также признана святой Церкви — как и ее прославленный внук, «равноапостольной».

Предыдущий

Болгария

Том III — История Церкви:

Десятый век

Следующий

Литургическое развитие

Том III — История Церкви:
Десятый век

BBC — Религии — Христианство: Восточная православная церковь

Восточная православная церковь

Православные церкви

Православные четки ©

Православная церковь – одна из трех основных христианских групп (остальные – католическая и протестантская). Около 200 миллионов человек следуют православной традиции.

Он состоит из ряда самоуправляющихся Церквей, которые являются либо «автокефальными» (что означает наличие собственного главы), либо «автономными» (что означает самоуправление).

Православные Церкви объединены верой и общим подходом к богословию, традиции и богослужению. Они опираются на элементы греческой, ближневосточной, русской и славянской культур.

Каждая Церковь имеет свое географическое (а не национальное) название, которое обычно отражает культурные традиции ее верующих.

Слово «православный» берет свое значение от греческих слов orthos («правильный») и doxa («вера»). Следовательно, слово «православный» означает правильную веру или правильное мышление.

Православная традиция развилась из христианства Восточной Римской империи и была сформирована давлением, политикой и народами этого географического региона. Поскольку восточной столицей Римской империи была Византия, этот стиль христианства иногда называют «византийским христианством».

Православные Церкви разделяют с другими Христианскими Церквами веру в то, что Бог явил Себя в Иисусе Христе, и веру в воплощение Христа, Его распятие и воскресение. Православная Церковь существенно отличается от других Церквей образом жизни и богослужения, а также некоторыми аспектами богословия.

Святой Дух рассматривается как присутствующий в Церкви и как проводник к ней, действующий через все тело Церкви, а также через священников и епископов.

Являются ли православные церкви такими же, как восточные православные церкви?

Не все православные церкви являются «восточно-православными». «Восточные православные церкви» имеют богословские различия с восточно-православными и образуют отдельную группу, в то время как некоторые православные церкви не находятся «в общении» с другими.

Не все церкви восточной традиции являются православными. Восточные церкви, не входящие в группу православных, включают восточно-католические церкви.

Восточные Православные Церкви

Номинальным главой Восточных Православных Церквей является Константинопольский Патриарх. Однако он только первый среди равных и не имеет реальной власти над церквями, кроме своей собственной.

Существует 15 «автокефальных церквей», перечисленных в порядке старшинства.

Церквями 1-9 руководят патриархи, а остальными — архиепископы или митрополиты:

  1. Константинопольская церковь (древняя)
  2. Александрийская церковь (древняя)
  3. Антиохийская церковь (древняя)
  4. Иерусалимская церковь (древняя)
  5. Церковь Русская (основана в 1589 г.)
  6. Сербская церковь (1219)
  7. Румынская церковь (1925 г.)
  8. Болгарская церковь (927)
  9. Церковь Грузии (466)
  10. Церковь Кипра (434)
  11. Греческая церковь (1850 г.)
  12. Польская церковь (1924 г.)
  13. Церковь Албании (1937)
  14. Церковь Чешских и Словацких земель (1951)
  15. Православная Церковь в Америке (1970)

Православная община также включает ряд «автономных церквей»:

  • Синайская церковь
  • Церковь Финляндии
  • Эстонская церковь*
  • Японская церковь*
  • Церковь Китая*
  • Церковь Украины*
  • Охридская архиепархия*

* указывает на Церковь, автономию которой признают только некоторые другие Церкви. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций

Верх

Жизнь и поклонение

Жизнь и поклонение

Восточное христианство подчеркивает образ жизни и веру, которые выражаются, в частности, через поклонение. Поддерживая правильную форму поклонения Богу, переданную с самого начала христианства. Восточные христиане верят, что они исповедуют истинное учение о Боге правильным (ортодоксальным) образом.

Православная Библия почти такая же, как и в западных церквях ©

Библия православной церкви такая же, как и в большинстве западных церквей, за исключением того, что ее Ветхий Завет основан не на иврите, а на древнееврейском переводе на греческий язык под названием Септуагинта.

Мудрость Отцов Церкви занимает центральное место в православном образе жизни, поскольку нынешние наследники «истинной веры и Церкви» ушли в чистом виде. Поддерживая чистоту унаследованных от апостолов учений, верующие лучше осознают присутствие вдохновения Святого Духа как в истории, так и в наши дни.

Молитвенная жизнь

В центре поклонения и веры находится Евхаристия, окруженная Божественными Служениями или Молитвенным Циклом. Эти молитвы поются особенно на закате и рассвете, а также в некоторые другие часы дня и ночи.

Личная молитва занимает важное место в жизни православного христианина. Для многих православных христиан важной формой молитвы является Иисусова молитва. Это предложение повторяется много раз; например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Цель этого повторения — дать человеку возможность сосредоточиться исключительно на Боге.

Строгая жизнь монаха или монахини считается важным выражением веры.

Гора Афон и монашество

Монастырь на Святой Горе Афон ©

Монашество является центральной частью православной веры. Гора Афон на северо-востоке Греции считается центром православного монашества. Это единственное место в Греции, полностью посвященное молитве и поклонению Богу. По этой причине она называется Святой горой.

Большинство монастырей являются общежительными : живут общинной жизнью. Полуостров разделен на двадцать самоуправляемых территорий. Каждая территория состоит из крупного монастыря и окружающих его некоторых других монашеских учреждений (обители, кельи, избы, скамьи, скиты).

Как монах, так и монахиня должны вести духовную жизнь так же, как и все христиане, следуя Божьим заповедям. Не выступая против брака, общепризнано, что безбрачие в Церкви позволяет лучше понять христианскую жизнь вдали от мирских вещей.

Пост и молитва

Пост и молитва играют важную роль в жизни православного христианина. Православные верят, что пост может быть «основой всех благ». Дисциплина тренировки тела может позволить верующему полностью сосредоточить ум на подготовке к молитве и духовных вещах.

Существует четыре основных периода поста:

  • Великий пост или период Великого поста
  • Апостольский пост: восемь дней после Пятидесятницы до 28 июня. Заканчивается праздником Святых Петра и Павла.
  • Успенский пост, который начинается 1 августа и заканчивается 14 августа
  • Рождественский пост с 15 ноября по 24 декабря.

Также ожидается, что все среды и пятницы будут днями поста.

Несмотря на то, что сегодня призыв к посту не всегда строго соблюдается, тем не менее, многие набожные православные христиане действительно переживают время подлинных лишений, и было сказано, что:

Обсуждение самоотречения Православная церковь обсуждает самоотречение и телесное умерщвление с мусульманским священником.

Чтобы увидеть этот контент, у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций

Верх

Таинства

Священные Тайны (таинства)

Следующие семь основных Таинств или таинств лежат в основе Восточной Православной Церкви.

Крещение и Миропомазание

Первые два – это Крещение и Миропомазание. Крещение взрослых и младенцев совершается трехкратным погружением в воду во имя Троицы и является одновременно посвящением в Церковь и знаком прощения грехов.

Миропомазание следует сразу после крещения и осуществляется путем помазания святым маслом, которое называется Миром. За миропомазанием следует Святое Причастие. Это означает, что в Православной Церкви младенцы и дети являются полноправными причащающимися членами Церкви.

Миропомазание может быть освящено только Патриархом или главным Епископом местной Церкви. Часть старого миро смешивается с новым, таким образом связывая новокрещенных с их предками в вере.

Миро используется для помазания различных частей тела крестным знамением. Лоб, глаза, ноздри, рот и уши, грудь, руки и ноги — все помазано. Священник произносит слова «Печать дара Святого Духа», крестясь в каждой точке.

Новокрещеный христианин теперь мирянин, полноправный член народа Божьего («Царственное священство»). Все христиане призваны быть свидетелями Истины.

Миропомазание связано с Пятидесятницей тем, что тот же Святой Дух, который сошел на апостолов, сходит на новокрещеных.

Евхаристия

Евхаристия, обычно называемая Божественной Литургией, исполняет повеление Иисуса Христа на Тайной Вечере: «Сие творите в Мое воспоминание».

Пение гимнов ©

Как и во многих западных церквях, Евхаристия представляет собой богослужение, состоящее в первой части из гимнов, молитв и чтений из Нового Завета, а во второй – в торжественном приношении и освящении квасного хлеба и вина, смешанных с воды с последующим принятием Святого Причастия.

Православные верят, что при освящении хлеб и вино действительно превращаются в Тело и Кровь Христовы. Причастие дается в ложке с хлебом и вином и принимается стоя. Проповедь обычно произносится либо после чтения Евангелия, либо в конце службы. В конце Литургии освященный, но не освященный хлеб раздается прихожанам, и неправославных часто приглашают разделить это в знак товарищества.

Обе части литургии содержат крестный ход. У Малого входа торжественно вносят Евангелие в алтарь, а у Большого входа хлеб и вино несут к алтарю для молитвы освящения и Святого Причастия.

Молитве освящения всегда предшествует провозглашение Никейского символа веры, часто всем собранием.

Православная Церковь уделяет особое внимание роли Святого Духа в Евхаристии и в Молитве Освящения призывает Отца ниспослать Святого Духа, чтобы совершить преображение хлеба и вина в Тело и Кровь Христос.

В течение года совершаются четыре литургии:

  • Литургия св. Иоанна Златоуста (исполняется по воскресеньям и в будние дни)
  • Литургия святителя Василия Великого (исполняется 10 раз в год)
  • Литургия святого Иакова, брата Господня (иногда используется в День святого Иакова)
  • Литургия Преждеосвященных (совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной недели)

Греческие православные священники ©

Приказы

Хотя Церковь является самоуправляемой общиной, Церковь признает диаконат, пресвитерство или священство и епископат (епископов).

Епископы в Православной Церкви считаются прямыми преемниками первоначальных Апостолов и являются объединяющим центром Церкви. Священникам Православной церкви разрешено вступать в брак, но они не могут жениться после рукоположения. Епископы всегда должны соблюдать целибат. Православные священники обычно не бреют бороды, в соответствии с Библией.

Покаяние

Во всех Православных Церквях совершается Таинство Покаяния, или Исповедь, но в грекоязычных Церквях только священники, получившие благословение от епископа как «Духовные отцы», допускаются к исповеди. Дети могут быть допущены к таинству исповеди, как только они станут достаточно взрослыми, чтобы понимать разницу между добром и злом.

Благодаря этому таинству грешники могут получить прощение. Они исповедуются со священником часто на открытом пространстве в церкви (не в исповедальне, как в римско-католической традиции, и не отделены решеткой).

Исповедь ©

Священник и кающийся стоят, перед кающимся кладут крест и книгу Евангелий или икону, а священник стоит немного в стороне. Это подчеркивает, что священник является просто свидетелем и что прощение исходит от Бога, а не от священника.

Священник выслушает исповедь и, возможно, даст совет. После исповеди кающийся преклоняет колени перед священником, который возлагает на голову кающегося свою палантин, произнося разрешительную молитву.

Елеопомазание больных

В грекоязычных церквях это совершается ежегодно для всего собрания во время Страстной недели накануне Страстной среды. Всем предлагается прийти для помазания специальным маслом, независимо от того, физически они больны или нет. Это потому, что обычно считается, что все нуждаются в духовном исцелении, даже если они физически здоровы.

Помазание больных также может совершаться на отдельных людях. Люди иногда хранят освященный елей больных в своих домах.

Церковь помазывает больных елеем, следуя учению св. Иакова в его Послании (5:14-15): «Болен ли кто из вас? Он должен призвать пресвитеров Церкви, и они должны помолиться над ним и помажь (его) елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь. Если он соделал какие грехи, простятся ему».

Брак

Брак празднуется посредством обряда венчания , показывая важность вечного союза пары. Хотя брак рассматривается как постоянное обязательство в жизни и в смерти, повторный брак и развод разрешены при определенных обстоятельствах.

Верх

Иконки

Иконки

Икона Богородицы с младенцем ©

Иконы имеют большое значение для православных христиан. Эти красивые и тщательно продуманные картины описываются как «окна в Царство Божье». Их используют в богослужении как в отделке церкви, так и для частных домов. Икона рассматривается как форма молитвы и как средство для молитвы.

Икона обычно представляет собой сложное двухмерное изображение. Они часто имеют фон из сусального золота и обычно на дереве. На них изображен Христос, его мать Мария, сцены из Библии или жития святых.

Иконописец готовится к написанию иконы с молитвой и постом. Поклоняясь иконе, православный христианин входит в святое место с Богом.

Икона почитается и перед ней часто возжигают свечи и лампады. Молящийся целует икону, крестится и может преклонить перед ней колени или ниц.

В большинстве православных церквей Алтарь, или святилище, отделен от основной части храма сплошной ширмой (известной как иконостас), пронизанной тремя дверями, одна из которых в центре называется Святой дверью. Ширму украшают иконы, из которых главными являются те, что по обе стороны от Святой Двери Христовой и Богородицы.

Сэр Джон Тавенер ©

Они обычно окружены иконами Святого Иоанна Крестителя и Святого, или Праздника, которому посвящена церковь. В русских церквях иконостас обычно образует сплошную стену, украшенную четырьмя или пятью рядами икон в соответствии со сложным традиционным расположением.

Композитор сэр Джон Тавенер, один из самых известных последователей православия в Великобритании, называет иконы «самым священным, самым трансцендентным искусством из существующих». В этом ролике он рассказывает о своей интерпретации этих произведений искусства.

Чтобы увидеть этот контент, у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций. григорианского календаря или нового календаря. Юлианский календарь в настоящее время отстает от григорианского на тринадцать дней.

Сегодня многие Православные Церкви (за исключением Иерусалимской, Русской, Сербской и Святой Горы Афон) используют Новый, Григорианский Календарь для фиксированных праздников и праздников, но Юлианский календарь для Пасхи и переходящих праздников. Так все православные вместе празднуют Пасху.

Календарь Православной Церкви начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. Каждый день священн: каждый день святой, поэтому ежедневно почитается хотя бы один святой.

Православное Рождество

Свечи ©

Рождество Христово празднуется православными в Центральной и Восточной Европе и во всем мире 7 января по григорианскому календарю — на 13 дней позже других христиан.

На Востоке Рождеству предшествует 40-дневный пост, начинающийся 15 ноября. Это время размышлений, воздержания и внутреннего исцеления в таинстве исповеди.

Обычно в канун Рождества соблюдающие православные христиане постятся до позднего вечера, до появления первой звезды. Когда видна звезда, люди накрывают стол, готовый к рождественскому ужину.

В день Рождества люди участвуют в Божественной литургии, после которой многие идут процессией к морям, рекам и озерам. Все собираются в снегу для уличных церемоний, чтобы благословить воду. Иногда реки замерзают, поэтому люди делают проруби во льду, чтобы освятить воду. Некоторые берут воду домой, чтобы освятить свой дом. Затем в помещении проводится большой пир, где все присоединяются к еде, питью и веселью.

Православный русский обычай — подавать куличи и петь песни. Традиция смешана с другими языческими традициями древней Руси, так что люди могут навещать своих соседей, переодевшись, танцевать, петь и просить подарки, подобно угощению.