Набег едигея на москву: Поход Едигея на Москву | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Этот день в истории: 1408 год. Темник Золотой Орды подходит с войском к Москве

1 декабря 2009, 13:24 — REGNUM

Карта Москвы 15 века

1408 год. Темник Золотой Орды Едигей подходит с войском к Москве. С помощью тверского князя Едигей надеялся взять приступом Москву, но князь Иван Михайлович не пришел на подмогу ордынцам, и Едигей отступил от стен Москвы.

Нашествие Едигея. Миниатюра 15 века

«В 1407 году, когда Князь Тверской, Иоанн Михайлович, приехал Волгою на судах в Ханскую столицу (чтобы судиться там с Юрием Всеволодовичем, братом умершего Иоанна Холмского, желавшим присвоить себе Тверское Княжение), сделалась в Орде перемена: Булат-Салтан изгнал Шадибека, зятя Эдигеева, и сел на Царство, но еще более своих предшественников зависел от Эдигея. Сей хитрый старец — видя, что Государь Московский и Витовт никак не хотят отважиться на решительную войну между собою — предпринял наконец оружием смирить первого; готовя рать многочисленную, все еще уверял его в своей ревностной дружбе и писал к нему, выступив в поход: «Се идет Царь Булат с Великою Ордою наказать Литовского врага твоего за содеянное им зло России. Спеши изъявить Царю благодарность: если не лично, то пришли хотя сына, или брата, или Вельможу». С сею грамотою приехал в Москву один из чиновников Татарских. Василий имел друзей в Орде и знал о ратных ее движениях; но по всем известиям думал, что Моголы действительно хотят воевать Литву: ибо Эдигей умел скрыть свою истинную цель от самых Вельмож Ханских. Никто не беспокоился в Москве, где, по сказанию одного Летописца, уже мало оставалось Бояр старых и где юные советники Великокняжеские мечтали в гордости, что они могут легко обманывать старца Эдигея и располагать в нашу пользу силами Моголов. Однако ж Василий Димитриевич был изумлен скорым походом Ханского войска и немедленно отправил Боярина Юрия в стан оного, чтобы иметь вернейшее сведение о намерении Татарского Полководца; велел даже собирать войско в городах, на всякий случай. Но Эдигей, задержав Юрия, шел вперед с великою поспешностию — и чрез несколько дней услышали в Москве, что полки Ханские стремятся прямо к ней.

Сия весть поколебала твердость Великокняжеского Совета: Василий не дерзнул на битву в поле и сделал то же, что его родитель в подобных обстоятельствах: уехал с супругою и с детьми в Кострому, оставив защитниками столицы дядю, Владимира Андреевича Храброго, братьев Андрея и Петра со множеством Бояр и Духовных сановников (Митрополит Киприан уже скончался). Великий Князь надеялся на крепость стен Московских, на действие своих пушек и на жестокую тогдашнюю зиму, неблагоприятную для осады долговременной. Не одна робость, как вероятно, заставила его удалиться. Он мог скорее Боярина или Наместника подвигнуть северные города Российские к единодушному восстанию против неприятеля для избавления столицы, и Татары не могли спокойно осаждать ее, зная, что Великий Князь собирает там войско. Но граждане Московские судили иначе и роптали, что Государь предает их врагу, спасая только себя и детей. Напрасно Князь Владимир, украшенный сединою честной старости и славною памятью Донской битвы, ободрял народ своим величественным спокойствем в опасности: слабые унывали. Чтобы Татары не могли сделать примета к стенам кремлевским, сей Князь велел зажечь вокруг посады. Несколько тысяч домов, где обитали мирные семейства трудолюбивых граждан, запылали в одно бремя. Жители не думали спасать имения и толпами бежали к городским воротам. Отцы, матери, лишенные крова, ведя за руку или неся детей, молили единственно о том, чтобы их впустили в оные: необходимость предписывала жестокий отказ, ибо от излишнего многолюдства опасались голода в крепости. Зрелище было страшно: везде огненные реки и дым облаками, смятение, вопль, отчаяние. К довершению ужаса, многие злодеи грабили в домах, еще не объятых пламенем, и радовались общему бедствию.

Ноября 30, ввечеру, Татары показались, но вдали, опасаясь действия огнестрельных городских орудий. Декабря 1 пришел сам Эдигей с четырьмя Царевичами и многими Князьями, стал в Коломенском, отрядил 30000 вслед за Василием к Костроме и послал одного из Царевичей, именем Булата, сказать Иоанну Михайловичу Тверскому, чтобы он немедленно шел к нему со всею его ратию, самострелами и пушками. Между тем полки Татарские рассыпались по областям Великого Княжения; взяли Переславль Залесский, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Городец: то есть сожгли их, пленив жителей, ограбив церкви и монастыри. Счастлив, кто мог спастися бегством! Не было ни малейшего сопротивления. Россияне казались стадом овец, терзаемых хищными волками. Граждане, земледельцы падали ниц пред варварами; ждали решения судьбы своей, и Моголы отсекали им головы или расстреливали их в забаву; избирали любых в невольники, других только обнажали: но сии несчастные, оставляемые без крова, без одежды среди глубоких снегов в жертву страшному холоду и метелям, большею частию умирали. Пленников связывали и вели как псов на смычках: иногда один Татарин гнал пред собою человек сорок. Тогда открылось, сколь защитники иноплеменные ненадежны: гордый Свидригайло, начальствуя в Владимире и в пяти других городах, имея воинскую многочисленную дружину, обязанный милостию Великого Князя, которая не изменилась и со времени неудачного похода Литовского, бежал и скрылся в лесах от Моголов. (Сей мнимый Герой, обличив свое малодушие, скоро выехал из России с великим богатством и стыдом, ограбив на пути наши села и пригороды.)

Эдигей, обложив Москву, нетерпеливо ждал к себе Князя Тверского с орудиями стенобитными и не предпринимал ничего против города; но Иоанн Михайлович поступил в сем случае как истинный Россиянин и друг отечества: он гнушался мыслию способствовать гибели Московского Княжения, хотя и весьма опасного для независимости Тверского; поехал к Эдигею один с немногими Боярами и возвратился из Клина, будто бы от нездоровья. Сие великодушие могло стоить ему дорого: к счастию, судьба спасла и Тверь и Москву.

Полки Ханские, которые гнались за Великим Князем, не могли настигнуть его и, к досаде Эдигея, пришли назад. Несмотря на ослушание Иоанна Тверского и недостаток в нужных для осады снарядах, сей Вождь Ординский упорствовал взять Москву, если не приступом, то голодом, и хотел зимовать в Коломенском. Но вести, полученые им от Хана, расстроили его намерение. Уже прошел тот век, когда наследники Батыевы исчисляли рать свою не тысячами, а тьмами, и могли в одно время громить Восток и Запад: внутренние несогласия, кровопролития, язва, Герой Донской и Тамерлан столь уменьшили многолюдство в Улусах, что Булат, отправив войско в Россию, остался беззащитным и едва не был пленен каким-то мятежным Ординским Царевичем, хотевшим овладеть его столицею. Хан заклинал Полководца своего возвратиться немедленно. Обстоятельства действительно были таковы, что Эдигей не мог терять времени, с одной стороны опасаясь Великого Князя, собиравшего в Костроме войско, а с другой ещё страшнейших врагов в Орде; призвал Вельмож на совет и положил чрез несколько часов отступить от нашей столицы; но, желая казаться победителем, а не бегущим, сколько для чести, столько и для самой безопасности, послал объявить Московским начальникам, что соглашается не брать их города, если они дадут ему окуп».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах

Новгородская летопись:

В лЂто 6916 [1408]. Прииха в Новъгород князь Костянтинъ Дмитриевич от брата своего от великого князя Василья на намЂстьничьство. Поби владыка Иоанн святыи СофЂи свинцом, а маковицю болшюю златоверху устрои. Тои же зимы прииде Едегии, тесть ШадЂбЂга цесаря татарьскаго, ратью со многою силою к МосквЂ, мЂсяца ноября въ 23 день, и стоя под Москвою самъ цесарь, а вои свои роспусти на Рускую землю. И взяша город Переяславль, Ростовъ, Нижнии Новъгород, Серпоховъ, и много христианъ посЂкоша, а иных в полонъ сведоша, и воеваша и до Клина, до тфЂрьскаго рубежа, а все крестианъ сЂкуще, аки траву, а с города Москвы взяша окупа 3 тысяцЂ рублевъ; и идуще из Рускои землЂ, взяша город Рязань.

Цитируется по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950.

Мир в это время

В 1408 году в Китае была закончена работа над самой большой энциклопедией в истории человечества — Энциклопедией Юнлэ. Эта книга должна была вместить в себя все знания, доступные китайским учёным на тот момент.

Юнлэ дадянь — Энциклопедия Юнлэ

«Энциклопедия Юнлэ» является всеобъемлющей энциклопедией — крупнейшей энциклопедией времен древнего Китая — ее содержание организовано по тематическим категориям, которые традиционно использовались в Китае. Вся работа состоит из 22.877 цзюаней (разделов) собственно текста, пролегоменов и индекса из 60 цзюаней — все они переплетены и разделены на 11.095 томов, в которых содержится, в общей сложности, 370 миллионов символов. В энциклопедии собрана информация из 8 тысяч разнообразных текстов, датированных периодом со времен, предшествующих правлению династии Цинь, до начала периода династии Мин, посвященных работам различных специалистов в таких областях, как астрономия, география, наука о человеке, знаменитые предметы, философия инь-ян, буддизм и даосизм, ремесла и многие другие. Помимо масштабности и всеохватности работы, «Энциклопедия Юнлэ» отличается тщательностью и аккуратностью выполнения текста, а также прекрасными иллюстрациями, благодаря которым она является настоящим рукописным сокровищем. Эта работа была забыта с падением династии Мин. Многие экземпляры постигла печальная участь во времена правления династий Мин и Цин, а отдельные части энциклопедии были разбросаны по всему миру. Сохранились лишь около 400 томов, которые хранятся в более чем 30 коллекциях в восьми странах или территориях. В Национальной библиотеке Китая хранится 221 том, что составляет более половины сохранившихся в мире экземпляров, что делает эту коллекцию крупнейшей, хранящейся в одном учреждении.

Цитируется по материалам сайта http://www.wdl.org

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Московия. От Василия I до «Феодальной войны»

Феодальная война, Тамерлан и литовская угроза. В этой части узнаем, какие еще проблемы были у Московии в 15 веке.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Петр Мазаев

Историк, культурный антрополог, педагог, глава направления гуманитарных наук школы Le Sallay International Academy

Поговорим о правлении Василия I (1389–1425) и Василия II (1425–1462).

🤴 Василию I пришлось многое пережить. После смерти отца он получил огромное количество земель. При этом у него было огромное количество братьев, которые не готовы были ему подчиняться.

🐎 Через 6 лет после начала его правления на Москву надвигается хан Тимур (Тамерлан), который уже подчинил себе Золотую Орду.

🖼 Для защиты Москвы из Владимира привозят икону Божьей Матери.

🔄 Но Тимур не доходит до Москвы и в районе Ельца поворачивает обратно. После этого Русь оказывается в странном положении — земли были спасены, но при этом оставались под угрозой.

💰 Русь перестает платить дань Золотой Орде, где в это время правит ставленник Тимура — Едигей. В ответ тот устраивает набег на Московские земли.

🤝 Еще одной проблемой Василия I была Литва. Так как воевать с литовским князем Витовтом было невозможно, Василий решается на династический союз и берет в жены дочь Витовта, Софию. Позже она родит ему сына, Василия II, который должен будет стать наследником Московского престола.

🤜 Но против этого выступал брат Василия I, князь Юрий Звенигородский, который считал себя настоящим наследником Великого престола. Зная об этом, он просит Витовта и свою жену Софию стать регентами при малолетнем сыне.

1 — Василий I

2 — Тимур (Тамерлан)

3 — Держава Тимура

4 — Поход Тимура на Москву

5 — Владимирская икона Божьей Матери

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что посмотреть?

Увидеть набег Едигея на Москву и противостояние Василия I и Юрия Звенигородского можно в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Рекомендуем к просмотру всем, кто хочет сильнее погрузиться в эпоху.

В 1430 году умирает Витовт, и Василий II остается без покровительства.

🤜 Этим решают воспользоваться Юрий Звенигородский и его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

👑 Юрий пользовался уважением московских бояр, поэтому приехал в Москву и начал править. Однако позже по неизвестным причинам покинул город, а на престол вернулся Василий.

🗡 Через несколько лет Юрий умирает, но претензии на престол начинают предъявлять его сыновья, между ними и Василием начинается война.

➡️ В этот момент у главных врагов Москвы — Орды и Литвы — также происходили собственные междоусобицы, поэтому угрожать ей могли только соседние князья.

1 — Василий II Темный

2 — Дмитрий Шемяка

Начинается настоящая династическая или феодальная война.

🤜 В 1446 году происходит первый важный поворот — Василий II пойман в Троице-Сергиевой лавре. Монахи предают его и впускают в город войска Ивана Можайского и Дмитрия Шемяки. Василий запирается в Троицком соборе.

🗡 Когда он выходит к братьям, те увозят его в Москву и ослепляют. Тогда же Василий вынужден дать крестоцеловальную клятву о том, что больше не будет претендовать на московский престол.

👑 Великим князем признан Дмитрий Шемяка, а Василий отправляется в ссылку в Вологду. Там он заручается поддержкой Тверского, Белозерского княжества и церкви.

⚔️ Собрав войско, Василий идет на Москву, изгоняет Дмитрия Шемяку и возвращает себе престол. Тогда он окончательно зарабатывает авторитет Великого князя.

⛪️ Во время династической войны разворачивается еще и церковная. После смерти митрополита Фотия в Россию из Греции приезжает митрополит Исидор. Он собирает всех русских епископов на Флорентийский собор в Италию.

📜 В ходе этого собора епископы были вынуждены заключить Флорентийскую унию, согласно которой православный патриарх должен был подчиняться папе Римскому.

🤜 Когда Исидор возвращается в Москву с этой вестью, Василий II изгоняет его, а город остается без митрополита.

👤 Это становится причиной конфликта с Константинополем, и Русь решает самостоятельно выбрать себе митрополита.

💒 В 1448 году первым автокефальным, независимым митрополитом становится Иона. С этого момента русская церковь становится независимой.

1 — Троицкий собор

2 — Митрополит Исидор

3 — Митрополит Иона

курс Level One

История тайн: теории заговоров от древности до наших дней

Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽

1950₽

подробнее о курсе

Проект MUSE — Преподобный Сергий Радонежский, Троицкий монастырь и становление русской идентичности

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Глава вторая Преподобный Сергий Как уважение и любовь к человеку становится культом? Как же это общество, такое, какое при жизни Сергея считало его чрезвычайно благочестивым, а дела его иногда и дивными, после его смерти приписывало ему сверхъестественные качества и считало некоторые его дела чудесными? Или что это сообщество настолько почитало его, что организовало свое существование вокруг церемоний, прославляющих его как святого? Смерть Сергия в 139 г. 2 не вызвал немедленных заявлений об исцелениях, видениях или чудесных событиях. Нет также данных о том, что Троицкая братия претендовала на это в то время, когда настоятелем был Савва, троицкий монах, которого Сергий когда-то поставил игуменом Дубенского монастыря. Это было с 1392 по 1398 год, когда троицкий монах Никон, первый избранный Сергием игуменом, воздерживался от принятия обетов безмолвия и уединения. Епифаний сообщает нам, что уже тогда он начал собирать и записывать свидетельства о Сергии с намерением написать его биографию, но не называет чудес как причину этого. Не принимал Никон и мер к признанию Сергия святым некоторое время после того, как он стал игуменом в 139 г.9.1 В самом деле, состояние Троицы и репутация Сергия, казалось бы, достигли низшей точки, когда эмир Едигей разрушил монастырь во время своего набега на Москву в 1408 г., в результате чего Епифаний и, вероятно, его собратья-монахи бежали в Тверь. Оказалось, что после этой трагедии родился культ Сергия. В этой главе я обсуждаю возникновение культа Сергия, от его зарождения до признания его святым около 1448 года во всем православном мире. Современная социология отвергает то, что святость — это индивидуальное качество, а ее сторонники — пассивные наблюдатели. Святость предполагает взаимодействие между «исполнителем» или свидетельством о нем или о ней и ближайшим сообществом. Это процесс, в котором обсуждаются условия святости. Что касается святости на католическом Западе, Авиад Клейнберг писал, что дебаты о святости редко бывают убедительными, пока кандидат жив; поэтому сверхестественные действия, характеризующие святость, следует мыслить как атрибутивные качества агиографии, с которыми могла согласиться община3. сочувствующие клирики и, может быть, местные князья — были людьми, знавшими его. Епифаний, уже монах, пришел на Троицу к 1380 году, по крайней мере, за 12 лет до смерти Сергия. Постриг Никона Сергием, по предположению Клосса, был 30 июня 1381 г.4. Доказывая, что Сергий был святым, Епифаний и Никон должны были не только убедить «обращенных», но и утвердить свое утверждение в более широкой, менее преданной общине, что практически не знал Сергия. Вероисповедание Никона после набега Едигея заключалось в том, чтобы построить на месте могилы Сергия деревянную церковь Троицы; Епифанию надлежало составить панегирик Сергию. Вероятно, Епифаний читал свой панегирик Сергию по случаю освящения деревянного храма. Клосс приводит рукопись, в которой некий Варлаам, вероятно, монах из Новгорода, описывает освящение храма и говорит, что оно произошло 25 сентября 1412 года, в двадцатую годовщину смерти Сергия. Какое лучшее время, чтобы прославить его память и сделать это заявлением о вере в дом, который он основал? Почитание Сергия могло быть спонтанным и самопорождающимся, сохранявшимся в памяти знавших его. Для ее превращения в культ мы должны обратиться к гению Епифания, Никона и Андрея Рублева. Панегирик Епифания очень личный, но основан на знакомстве с восточной агиографией и уважении к этому жанру. Е. М. Верещагин показал, что Епифаний в значительной степени опирался на славянский перевод жития своего именинника Епифания Кипрского, написанный учеником последнего. В панегирике Епифаний говорит, что он посетил Константинополь, Иерусалим и Афон, путешествие, которое могло только обогатить его агиографические ресурсы. Клосс, основываясь на русском источнике, предположил, что Епифаний совершил поездку в 1411 году в компании московской принцессы Анны, которая была отправлена ​​в Константинополь в качестве предполагаемой невесты византийского императора5. Так это или нет, панегирик остается жемчужиной в каноне древнерусской словесности, многословно и красноречиво одновременно…

крах

В настоящее время вы не авторизованы.

Если вы хотите пройти аутентификацию в другом учреждении с подпиской или иметь собственный логин и пароль для входа в Project MUSE

Аутентификация

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство пользования нашим веб-сайтом. Без файлов cookie ваш опыт может быть небезупречным.

Читать электронную книгу Краткий очерк истории России (Том 1) Бетии Джейн Лоусон онлайн бесплатно (стр. 14 из 36)

дочери были Софья, Анастасия, Мария и Анна. Двое первых вышли замуж за
русских князей, а Мария была супругой Симеона Лоогвениаса Ольгердовича из
Литвы.

ГЛАВА XXIV

ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА, 1389-1425

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ заключил торжественный договор со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем «Храбрым» из Серпухова, в силу которого Великого князя
должны были быть потомственными по линии московских князей.0003

Соответственно, наследство Дмитрия перешло к его старшему выжившему сыну Василию.

Этот молодой государь, как и его прадед Калита, стремился
собрать русскую землю, и приумножить свои владения за счет других
князей.

Как мы уже видели, Донской отправил своего сына Василия в Орду, и там
князь был благосклонно принят. Но, по возвращении из него, в Литве
Василий был арестован, и освобожден только с условием, что он женится на
Принцесса Софья, дочь Витовте Литовской. Витовте был сослан
Ягелло и, конечно, был его врагом. Таким образом, союз с дочерью Витовте
может оказаться полезным для России.

Примерно через год после возведения на владимирский престол Тохтамуйша,
Василий опять отправился в Орду и купил там ярлик на владение
Нижнего Новгорода и Мурома.

Незадолго до этого князь Борис Константинович (двоюродный дед Василия по
со стороны матери) пытались получить этот ярлик в Орде. Но, с другой стороны, Василий призвал нижегородских бояр присоединиться к его партии.
Итак, когда московские и татарские послы прибыли в Нижний Новгород, тамошний
главный боярин Василий Румянец (подкупленный московитами) уговорил
князя Бориса пустить послов в город. Тогда Румянец и его
сподвижник выдали Бориса москвичам. Таким образом, значительный район
был добавлен в Москву без кровопролития. Действительно, вообще говоря, многие

1 По Карамзину.

122 ОЧЕРТ ИСТОРИИ РОССИИ

боярина удельных князей добровольно бросили службу, чтобы поступить на службу к
более состоятельным князьям московским.

Ханским ярликом Василий получил не только Нижний Новгород и
Муром, но и Городец, Мещеру и Тароос. Однако у Бориса Нижегородского было два племянника, сыновья Дмитрия Константиновича, следовательно,
дяди по материнской линии Василия Московского. Но последний князь не позволил этим родственникам спокойно княжить в Суздале. Соответственно, они бежали в
г. Орду, чтобы получить там ханский ярлик на свою вотчину; и
долго тревожили Василия с сыновьями Бориса Константиновича.
Даже их потомки не отказались от своих притязаний во время правления
сына Василия. Но за это его внука всех обязали поступить на службу
Москва. Василий стремился также приобрести районы Великого Новгорода, в районе
г. Северной Двины; но попытка не удалась. С другой стороны, однако, Василий утвердил свою власть в Пскове. Последняя с этой эпохи стала получать своих правителей по выбору великого князя Московского. В Твери в
г. после смерти главного соперника Донского Михаила Александровича, отличавшегося
искусством устройства своего княжества, вспыхнула междоусобица. Наследник Майкла,
Великий Князь Тверской, как обычно, хотел подчинить своих младших братьев. Но
Василий Московский не мог воспользоваться волнениями в Твери, по
обстоятельствам в Татарской Орде и в Литве.

К концу четырнадцатого века Азия вторично пережила
эпоху Чингис-хана. Тимур, или Тамерлан, сын мелкого чагатайского
князя, начал свою деятельность разбоем и грабежом в мелком размере; а в
–1371 годах правил значительным участком земли на Каспийском море, простиравшимся до
Манджория. Ему Тохтамуйш был обязан троном Золотой
Орды. Но Тохтамуйш был неблагодарен и вооружился против Тамерлана.
Тохтамуйш, однако, потерпел поражение и был вынужден бежать в леса Болгарии.
Что касается Тамерлана, то он вошел на Русь, взял Елец (Орловскую губернию), захватил ее князя
и опустошил соседнюю страну. Но это нападение не было неожиданным; Василий Дмитриевич успел к этому подготовиться. Он соответственно
собрал большое войско и укрепился в пределах своего княжества, на
берегу Оки. Там он напрасно ждал врага. Пробыв
пятнадцать дней в уездах Рязанских и опустошив оба берега Дона,
Тамерлан удалился из России, устрашенный, как утверждают летописцы, видением или сном.

Это произошло 26 августа 1395 года, когда москвичи встретили владимирский образ Пресвятой Богородицы, перевезенный из Владимира в Москву.
указанный образ до сих пор бережно хранится в Московском Кремле как предмет
величайшего почитания; а Русско-Греческая Церковь до сего дня ежегодно

ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ 123

отмечает 26 августа (день святых Адриана и Наталии) как
годовщину великого избавления. Затем происходит крестный ход, во время которого духовенство держит кресты наверху. Местность, где встречались москвичи
Владимирский образ, до сих пор называется Сретенкой, от сретенид, встреча.

Карамзин, однако, никоим образом не окрашен тем суеверием, которое вообще
отличает его соотечественников. Соответственно, он утверждает, что, вероятно, Тамерлан
удалился из России не потому, что он видел таинственное видение женской фигуры
, которая, как говорят, была Богородицей, держащей Святой Крест и бросившей ему вызов
продвигаться дальше, а просто потому, что была близка осень, когда было трудно, если не невозможно, продолжать поход из-за плохих дорог.

После вторжения Тамерлана Золотая Орда никоим образом не была
грозной для России. Настолько это было, что Василию уже и не приходило в голову
пойти туда самому поклониться. Он даже не отправил для этого своих послов
. Когда потребовали дань, он ответил, что княжество его малонаселено и не с кого брать дань. Таким образом, то, что раньше
было отдано татарам, теперь досталось князю
сундуки. Наконец, изменилось и само общение татар с русскими. Последние даже позволили себе посмеяться над послами и
купцами из Орды, в отместку за прежнее дурное обращение.

В эту эпоху всеми делами в Орде управлял старый моорза
(князь) Едигей, завоеватель Витовте, на берегах Ворсклы. Однако Эдигей,
, раньше был лишь подчиненным. Он долго подмигивал
презрению московских князей к своим недавним угнетателям, но наконец
0021 он решил показать, что он еще жив. Однако, как и Тохтамуйш, Едигей
не решился открыто напасть на Москву. Он только надеялся добиться успеха ремеслом. Соответственно, в 1408 г. он дал понять Василию, что хан со всей своей ордой
идет на Литву, а Едигей с необыкновенной быстротой направляется к
Москве. Василий Дмитриевич, застигнутый врасплох, покинул Москву на защиту своих
братьев и их троюродного брата Владимира Андреевича «Храброго». Гранд
Князь сам затем отправился в Кострому. Едигей вслед за этим осадил столицу, а
послал свои отряды для опустошения других областей княжества. Он тем временем
надеялся перезимовать раньше города и заставить его капитулировать от голода. Ожесточенная, кровавая борьба шла в это время у городских стен. Но в
году Едигей получил из Орды плохие вести. Там вспыхнуло восстание.
Таким образом, он был вынужден уйти в отставку. За это он взимал дань в размере трех тысяч 9р . Владимира Андреевича, которого за доблесть на Куликове прозвали
Донским и Храбрым.

Ослабевшая Татарская Орда теперь могла только навредить России внезапными, неожиданными нападениями. Но Литва была гораздо более опасным врагом; для него
направлено на перманентное завоевание.

Ягелло Литовскому в это время угрожал немецкий орден, под
покровительством которого поставил себя князь Витовте. Но Ягелло наконец помирился со своим двоюродным братом Витовте.

Важный вопрос тем временем волновал Восточную Европу. Другими словами, кто должен был стать мужем Хедвиги, молодой польской королевы, дочери короля Людовика
? Польские дворяне заставили Хедвигу отдать руку Ягелло
из Литвы, потому что он обещал принять римскую веру вместе со всем
литовским народом и соединить свои собственные владения, то есть Литву и русские
губернии, навсегда Польша. Ягелло сдержал свое обещание и обязал
Литовцы, еще не присоединившиеся к Русско-Греческой Церкви, принять религию
Рима. Таким образом, на западе теперь существовали два антагонистических верования, которые мешали
Литовской России слиться с Польшей, хотя Ягелло и его преемники
искренне желали этого. Но если Ягелло и поляки стремились
Литву присоединить к Польше, то сами литовцы никоим образом не были расположены к потере
своей независимости. Поэтому они поддержали планы Витовте. Он заставил Ягелло
признать его князем литовским, зависимым от Польши. Однако это положение,
, вскоре стало обременительным для Витовте, так как он жаждал независимой царской
короны. Витовте же имел две цели, во-первых, стать литовским королем, а во-вторых, увеличить свои владения за счет русских уездов, хотя
его собственная дочь Софья была замужем за Василием Дмитриевичем Московским.

В Смоленске в ту эпоху была междоусобица вследствие
общее желание великих князей, чтобы их обслуживали более бедные мелкие князья. Витовте воспользовался
этими обстоятельствами и хитростью захватил Смоленск, под предлогом
быть посредником между борющимися сторонами. Юрий, старший князь
г. Смоленска, с помощью Олега, великого князя Рязанского, взял Смоленск у Витовте, но
г. ненадолго. Когда Юре поехал в Москву просить помощи у Василия
Дмитриевича, Витовте опять взял Смоленск целиком при содействии тамошних бояр.

«Последним князем Смоленским, — говорит Иловайский (с. 91), — был Юрий Святославич, чрезвычайно непопулярный среди подданных из-за своей жестокости. Даже
год, потеряв свое княжество, не изменил своих свирепых привычек, и особенно
год запятнал память о нем одним злым поступком. Василий Дмитриевич поставил Юрия
наместником в городе Торжке (Тверской губернии). В то же время один из

ОЧЕРТ ИСТОРИИ РОССИИ 125

друзей Юры удельный князь Смоленский Симеон Вяземский,
также обосновался в Торжоке. Супруга Вяземского Юлианна была замечательна сразу чрезвычайной красотой и добродетелью. Юри был очарован ею;
но, поскольку все его знаки внимания встречали лишь решительное сопротивление, он был
сильно разгневан. Затем он приказал разрезать несчастную принцессу на куски и
бросить в реку. Ее муж также был казнен по приказу Юри.
Впоследствии Юри отправился в татарскую орду, некоторое время скитался
по южным степям и, наконец, окончил свою жизнь в монастыре
Риазане.

Витовте из Литвы, не удовлетворившись Смоленском, затем обратил свои честолюбивые
взгляды на Великий Новгород и даже на саму Москву. Он защищал ссыльного хана Тохтамуйша и обещал вернуть ему Золотую
Орду, если он поможет покорить Москву. Но попытка восстановить Тохтамуйша не увенчалась успехом, ибо в 1399 г. он был полностью разбит Едигеем на
берегу Ворсклы. Витовте отдохнул после этого поражения, а затем атаковал
район Пскова. Жители его и новгородцы вслед за этим послали в
Москву за помощью, и Василий Дмитриевич объявил тестю войну.
Трижды шли московские войска против литовцев, но
решающего сражения не было, так как и Витовте, и Василий были на редкость осторожны.
Таким образом, Витовте удерживалась от дальнейших попыток завоевания
Восточной Руси. Река Вогра, у которой оба этих князя встретились в последний раз,
была обозначена как граница между Литвой и Россией. Однако этот
был также последним разом, когда литовские границы были расширены на российские
уезды.

Царствование Василия Дмитриевича было знаменательно несколькими физическими
бедствиями, такими как моровая болезнь, голод и сильный холод. В результате погибло
тысяч человек. Оставшиеся страдали, томились, горевали, и в
отчаянии воображали, что пришел конец всему сущему. Среди этого общего 1425 Смерть 9

Карамзин замечает, что хотя в некоторых отношениях Василий и был хорошим
государем, но тем не менее в нем не было того богатырского великодушия, которое так замечательно блистало
в великом Донском. Василий Дмитриевич умер в 1425 году. Его
обер-советниками были сначала боярин Федор Андреевич Кошка, а затем
его сын Иван.

У Василия Дмитриевича и Софьи Витовтовны Литвы была многочисленная
семья, четверо из которых (сыновья) умерли в ранней юности. Это были Юри, Ионн, 9 лет.0021 Даниил и Симеон. Другой сын, Василий, унаследовал престол. Анна, дочь
Василия Дмитриевича и Софьи, была замужем за императором Иоанном Палеологом.

126 ОЧЕРТ ИСТОРИИ РОССИИ

Остальные дочери Василия были Мария, Василиса и третья, имя которой не
записано. Они вышли замуж за русских князей.

ГЛАВА XXV

ПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛИЯ II. (ВАСИЛЬЕВИЧ), 1425-1462

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ оставил под опекой сына Василия, десяти лет от роду
его матери Софьи Витовтовны Литовской.

Василий Васильевич не имел особо блестящих государевых качеств.
Его царствование, кроме того, памятно чередой несчастий гражданской войны,
чумной болезни, нашествий литовцев и татар.

До этой эпохи не было еще междоусобиц среди князей
Москвы. Мы уже видели, что двоюродный брат Донского, Владимир Андреевич,
, без борьбы отказался от своего старшинства перед Василием Дмитриевичем. Но
Владимир был только двоюродным братом Донского. Кроме того, Владимир не мог
претендовать на престол по праву наследования, так как его отец не был
великим князем московским и владимирским. У Василия Дмитриевича, однако, был
брат Юрий, князь Звенегородский (Московская губерния) и Галицкий
(Костромская губерния). Youree никоим образом не хотел подчиняться новому закону
, по которому сын наследовал трон своего отца. Несмотря на сопротивление Юрия,
молодой Василий Васильевич был, тем не менее, признан великим князем
Москвы; и у Юри не было достаточно сил, чтобы свергнуть его с престола. Но, чтобы
избежать гражданской войны, и дядя, и племянник согласились отправиться в Татарскую Орду, а
там принять решение хана Оолоо-Махмета. В Орде, благодаря
ухищрению московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского, хан объявил
, что Василий должен быть великим князем; и Юри был вынужден подчиниться. Но он
был недоволен; и, вернувшись в свое княжество, решил
воспользуется первой возможностью, чтобы бороться со своим племянником. Такая возможность вскоре представилась.

Василий, однако, отплатил Всеволойскому неблагодарностью. Молодой князь обещал
жениться на дочери Всеволойского. Но это не понравилось заносчивой
Софье Витовтовне (матери Василия), которая уже выбрала для
сына другую невесту. Она была русской княгиней Марией Ярославной Боровской (правительство
г. Калуги), внучкой незабвенного Владимира Андреевича 9.0021 Храбрый. Всеволожский пришел в ярость, увидев, что его планы сорваны. Он
немедленно уехал из Москвы, поступил на службу к Юрию Дмитриевичу и
старался возбудить его вражду к племяннику Василию. Между тем, это было еще более дополнено оскорблением, нанесенным сыновьям Юре, Василию, по прозвищу
Косой, и Дмитрию Шемяке, на свадьбе их двоюродного брата.
Василий Васильевич Московский. Там старый боярин Петр Константинович,
наместник Эостова заметил, что Косой носил пояс, украшенный золотом и
драгоценными камнями. Упомянутый пояс был подарен вместе с нарядом
супруги Донского, Евдокии Дмитриевны, но был украден во время свадьбы
тесяцкими Велиамиеновыми и заменен другим поясом. Дорогое украшение
затем переходило из рук в руки, иногда по наследству, иногда вместе с
нарядом невест, пока наконец не попало во владение Василия Косого. Он 9Говорят, что 0021 получил пояс от своего будущего тестя Всеволойского. Боярин
, узнав пояс, рассказал вдовствующей великой княжне Софье
Витовтовне о случившемся. Тогда высокомерная, глупая женщина
пришла в ярость, бросилась к Косому и вырвала у него пояс
в присутствии всего двора. Косой и его брат Дмитрий Шемяка в сильном негодовании немедленно покинули банкет и поклялись отомстить за эту обиду.

Так получилось, что мелкая ссора, затеянная Софьей Витовтовной, вскоре переросла в междоусобную войну, к которой Василий Васильевич никак не был готов. Он

только что отпраздновал свою свадьбу и был вынужден выступить против своего дяди
с небольшой армией. Кроме того, она была сформирована из наспех созванных и плохо организованных последователей. Так Василий был полностью разбит и попал в плен.
Затем Юри отправился в Москву и завладел троном. Однако он
по совету своего фаворита, боярина Морозова, отдал Василию
Коломну в удел. Но как только Василий дошел до этого города, к нему
присоединились многие князья, бояре и царедворцы, «потому что они отвыкли служить князю Галицкому», по свидетельству летописи.
Военные тоже благосклонно отнеслись к новому закону, в силу которого
престол должен был переходить от отца к сыну.

Во время этого перерыва, увидев Василия в окружении стольких последователей, и
не имея надежды их одолеть, Косой и его брат Шемяка в припадке
злобы предали смерти боярина Морозова за то, что тот посоветовал отцу освободить
Василия и дать ему удел. Чтобы спастись от гнева Юри,
убийц покинули Москву. Вскоре после этого Юри был брошен всеми.
Итак, он снова призвал Василия на престол, а сам отправился
в Галич, в сопровождении всего пяти человек. С Василием Юри кон-
заключал в себе договор, по которому обещал не принимать своих сыновей Косоя и
Шемяку, а признать Василия старшим князем. Василий поверил в это и
послал войска против Косоя и Шемяки. Они, однако, обыграли москвичей.
Более того, Василий узнал, что его предали; за Юрее не сдержал

128 ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ

своего слова. Он послал помощь Косою и Шемиаке. Затем Василий снова начал войну
года со своим дядей. Василий потерпел второе поражение. Он был вынужден бежать из
Москва, и уже собирался отправиться в Орду, когда получил известие о том, что Юрэ
скоропостижно скончался и что его сын, Василий Косой, занял московский престол.
Косой, тем не менее, не смог долго удерживать свое положение, и был
брошен даже собственными братьями, Шемякой и Дмитрием Красным (то есть
Красивым). Лишенный престола и своего удела Звенегород, Косой,
, однако, не переставал воевать с Василием и опустошать его области. В
длина Косой был побежден, взят в плен, и ему выкололи глаза. Во время этой гражданской войны
года погибли трое оставшихся сыновей Дмитрия Донского. Двое были бездетны, но
третий, Андрей, оставил двух сыновей, Ивана, князя Можайского, и Михаила, князя
Вирии (правительство Московское).

Борьба великого князя Василия с двоюродными братьями

вновь возобновилась из-за татар. В 1437 году хан Оолоо-Махмет был

изгнан из Золотой Орды своим братом. Затем Оолоо-Махмет взял 9Лоску немедленно удалось собрать силы и отступить за Волгу.

татар тем временем оставались десять дней до Москвы. Взять не смогли,

1445. но, во всяком случае, наделали много бед. В 1445 году Оолоо-Махмет снова
появился у русских границ. Великий князь выступил против
татар с небольшим отрядом, так как другие князья еще не успели собрать
воина. Под Суздалем Василий был разбит, взят в плен и уведен в 9 г.0021 Казане. Дальше татары не продвинулись, и хан отправил в Шемяку посла
, который принял его с большими почестями. Шемяка отправил своего посла
вместе с татарским, чтобы убедить Оолоо-Махмета
не освобождать Василия. Но так как послы долго не появлялись в Казане, то
хан подумал, что Шемяка убил татарского посла. Тем временем Оолоо-
Махмет согласился освободить Василия за выкуп. Вот и вернулся Василий
. Его сопровождало много татар, которых он взял к себе на службу.
Эти непопулярные гости вызвали недовольство Василием. То же самое произошло с
высокими налогами, взимаемыми для выплаты выкупа хану. Этими неблагоприятными обстоятельствами воспользовался Шемяка. Он имел сношение с князем Борисом
Тверским и Иваном Андреевичем Можайским, сообщил им, что Василий намерен всю
Москву уступить хану, а затем овладеть Тверью. Эти князья поверили
донесению и согласились вместе с Шемякой выступить против Василия.

1446. В 1446 году заговорщикам сообщили, что Василий отправился в Троицкий
монастырь благодарить за освобождение из плена. Шемяка и

ОЧЕРТ ИСТОРИИ РОССИИ 129

Князь Можайский, в ночь на 12 февраля, внезапно овладел
Москвой, схватил мать и супругу Великого Князя, арестовал бояр
верных Василию, и, наконец, отправился в Троицкий монастырь в сопровождении
Большое количество вооруженных последователей. А Василия тем временем предупредили об опасности. Он заранее послал авангард занять соседний холм.
Иван Можайский, однако, укрыл часть своего ополчения в нартах, покрытых
соломенными циновками. Так он таким образом обманул охрану и завладел монастырем
. Напрасно Василий искал убежища в церкви, у гроба
преподобного Сергия. Там несчастного князя силой схватили, привели в
г. Москву и лишили зрения. Отсюда его фамилия «Слепой». Василию было 9Затем 0021 отправлено Углитчу. Шемяка засыпал своего двоюродного брата упреками за то, что он 1446.
привез татар на Русь, а также за то, что выколол глаза Косою.

Шемяка тогда провозгласил себя Великим Князем. Но он не мог долго удерживать свои позиции, так как у него было мало партизан. Большая часть осталась на стороне
Василия. Некоторые сторонники Василия бежали в Литву. Среди них
было несколько князей Василий Ярославич Серпооховский (брат дворянина Василия).0021 род), князь Стрега Обаленский, Федор Басенок, Каполовский и т.д. и т.п. К ним
присоединились два татарских князя, также благосклонных к Василию (Касим и его
брат).

Шемяка, по настоянию митрополита Ионы, освободил Василия, и дал ему
Вологду в удел, но заставил его клясться, что он никогда более
не будет претендовать на великокняжеский престол. Память о князе Дмитрии Юреевиче
Шемяка и в самом деле обременена позором. Настолько, что до сих пор
день, пословица на Руси есть: «Несправедливый, как Шемяка», или «Шмяки
суд», т. е. несправедливость.