Содержание
ГДЗ Всеобщая история средних веков 6 класс Агибалова. страница 62 Номер 1
- Учебники
- 6 класс
- История 👍
- Агибалова
- №1
авторы: Агибалова, Донской.
издательство: «Просвещение»
Раздел:
- Предыдущее
- Следующее
На основании текста перечислите занятия древних славян. Насколько высоко было развито их хозяйство?
Византийский военный трактат VI—VII веков о славянах (отрывок)
Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных? У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют… Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.
reshalka.com
Решение
Яркие футболки в нашем магазине reshalkashop.ru
На основании текста, можно назвать несколько видов деятельности древних славян:
1. Земледелие
2. Скотоводство
3. Рыболовство
4. Охота
5. Торговля (бартер)
Хозяйство было развито на очень хорошем уровне, так как основным занятием древних славян было земледелие.
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Занятия древних славян – краткое и основное для сообщения (4 класс)
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 114.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 114.
Термин «древние славяне» имеет отношения к раннему Средневековью, к VI–VIII векам. Именно в тот период славянские племена расселились на огромной территории: от Эгейского моря на юге и до Балтийского на севере, от Днепра и озера Ильмень на востоке и до Западных Карпат. Славяне разделились на восточных, южных и западных.
Хозяйство и быт
Славяне проживали в той части Европы, которая была мало задета античным наследием. На их территориях не существовало римских или бывших греческих городов.
Рис. 1. Древние славяне.
Поэтому селения славян в VII веке были меньше и проще, чем города Средиземноморья или Византии. Они строили только из дерева. Каменные постройки появились только после принятия христианства или после захвата византийских городов на линии Дуная и южнее нее.
Основной ячейкой общества был род — община. Более крупной формой организации стало племя. Например, у восточных славян выделились племена уличей, дулебов, полян, древлян, дреговичей, радимичей и вятичей.
Основным занятием было земледелие, часто подсечно-огневое, так как некоторые племена проживали в лесной зоне. Развито было скотоводство, домашнее ремесло и военное дело. Славянские воины объединялись в дружины численностью до нескольких сотен человек. Это позволяло совершать набеги на соседей с целью грабежа и захвата пленников. Иногда славяне нанимались на службу византийскими императорами. Одно из первых сражений между византийцами и славянами датируется 493 годом.
Жили славяне в полуземлянках, а в селениях, как правило, было до нескольких десятков домов. По религии они были язычники. В IX веке христианство приняли мораване в 831 году и болгары в 864 году.
Славяне проживали вдоль несколько важных торговых путей. Один из них проходил по Дунаю и соединял Черное море с Центральной Европой, а второй путь обеспечивал торговое сообщение между Скандинавией и Византией и поэтому получил название «из варяг в греки».
Рис. 2. Восточные славяне.
Отношения с соседями
В VIII веке славянские племена с нижнего Дуная стали переселяться на левобережье Днепра. Они создали сначала роменско-борщевскую культуру, а потом и культуру смоленских длинных курганов на среднем Днепре. С конца VIII века прослеживается присутствие славян около озера Ильмень, где их соседями стали финно-угорские племена. Спустя 100 лет, в 862 году, состоялось событие, которое вошло в историю как «призвание варягов» — князь Рюрик был приглашен княжить в Новгород Великий, и под его контролем оказалась значительная часть Восточной Европы, от Ладоги до верховьев Днепра. Соседями восточных славян в степи стало крупное государство в нижнем междуречье Дона и Волги — Хазарский каганат.
На Балканах возникло древнейшее славянское государство — Болгария. Его создали представители тюркской народности болгар и их хан Аспарух. Позже тюрки смешались со славянским населением и приняли христианство от Византии. Часть славян византийцы расселили на территории современной Турции с целью защиты своих восточных границ. Некоторые из них сами добрались до Крита и Пелопоннеса.
Другим ранним государством славян в VII веке стала держава князя Само на территории Моравии. Около 623 г. он поднял восстание против аваров, которые в те времена населяли территорию современной Венгрии. Это государство просуществовало до 660 года и распалось в ходе новой войны с аварами.
Рис. 3. Восточные славяне: занятия.
Что мы узнали?
Кратко занятия древних славян проходят в школьном курсе истории 4 класса. Эти племена заселили огромные пространства Восточной и Центральной Европы, а также значительную часть Балкан. Они создали несколько государств раннего Средневековья, в том числе Русь и Болгарию.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 114.
А какая ваша оценка?
Рабство в Древнем Риме | Британский музей
Что это за объект?
Несмотря на то, что на первый взгляд это небольшая табличка с надписью (диаметром 5,8 см), этот предмет рассказывает темную и тревожную историю из самого сердца Римской империи. Найденный в Риме и датированный 4 веком нашей эры, это бирка для человека. Прикрепленный к металлическому ошейнику, порабощенный человек был вынужден носить его. Надпись на латыни гласит:
.
Tene me ne fugia(m) et revoca me ad dom(i)num Viventium in ar(e)a Callisti
Держите меня, чтобы я не сбежал, и верните меня моему хозяину Вивенцию в поместье Каллистуса
Объект является частью серии ошейников с письменами, с бирками или без них, найденных как в Италии, особенно в Риме, так и в Северной Африке. Эти ошейники (заклепанные, поэтому их нелегко снять) использовались, чтобы удержать порабощенных людей от побега и помочь с их повторной поимкой, если они попытаются. Слова на этом и других ярлыках являются вариантами « tene me et revoca me» (держите меня и верните меня) с инструкциями о том, как вернуть беглеца. Некоторые из надписей также содержат заявления с подробной информацией о владельце и хозяине, иногда даже с предложением вознаграждения.
Этот и другие ошейники относятся к позднему имперскому периоду (в основном 4 век н.э.). Возможно, они стали часто использоваться после закона императора Константина в 316 году нашей эры, запрещающего жестокую и бесчеловечную практику нанесения татуировок на лбы беглецов, которая ранее была обычным наказанием.
Похоже, что неназванный владелец этой бирки пытался бежать по крайней мере однажды, поэтому их хозяин Вивентиус сделал этот ошейник. Согласно инструкции, тот, кто найдет человека, должен был вернуть его в имение Каллиста, расположенное в Транстиберийском районе Рима, на правом берегу реки Тибр.
Бирка рабства (диаметром 5,8 см) с информацией о возвращении. Рим, Италия, 4 век нашей эры.
Откуда взялись римские порабощенные люди?
Мы очень мало знаем о владельце этого ярлыка, только то, что он жил в Риме или рядом с ним, и их хозяин считал их трудными. У нас нет возможности угадать, родился ли этот человек в рабстве или откуда он взялся.
В римском мире было много разных способов заставить человека стать рабом. К ним относятся дети, рожденные в рабстве, люди, захваченные на войне, люди, которые были проданы или проданы в рабство самостоятельно, а также младенцы, брошенные при рождении. Реже были дети, проданные их родителями, люди, обращенные в рабство за долги или в наказание за преступления, и люди, ставшие жертвами похищения людей и пиратства. Мы знаем о двух рынках рабства в Риме. Один находился у храма Кастора на Форуме, другой — у Саепты Юлии на Марсовом поле.
Захват во время войны привел к порабощению многих, особенно в республиканский период (с 509 г. до н.э. по 27 г. до н.э.). В результате происхождение порабощенных изменилось с географической экспансией Рима. Умиротворение Августом Средиземноморья в конце I века до нашей эры уменьшило количество людей, порабощенных в результате войн. Тем не менее, поставка пленных продолжалась благодаря завоеванию новых территорий, таких как Британия и Дакия (современная Румыния), пограничным войнам и подавлению восстаний.
Римляне также торговали порабощенными людьми через и внутри границ римской территории. В имперские времена (с 27 г. до н.э. до 476 г. н.э.) импортированные люди могли прибывать из областей сразу за римскими границами – из Ирландии, Шотландии, стран Восточной Европы, граничащих с Рейном и Дунаем, из района Черного моря, Аравийского полуострова и Африки. Однако порабощенные люди могли происходить и из пределов Римской империи, например, из Фракии, Малой Азии и Сирии. Как упоминал римский писатель Варрон, город Эфес (на побережье современной Турции) был центром римской работорговли. Когда римские авторы ссылаются на происхождение порабощенного человека, это обычно провинция на границе империи, такая как Каппадокия и Фригия (обе территории современной Турции) или Сирия.
Вопрос расы и рабства во времена Римской империи очень сложен. В римском мире порабощенные люди происходили из разных этнических групп, часто таких же, как и их хозяева. Торговцы должны были раскрывать происхождение ( natio ) людей, которых они продавали, указывая на то, что римляне считали определенные личные характеристики, физическую силу, характер и поведение связанными с тем, откуда кто-то был. Это, в свою очередь, может отпугивать или поощрять покупателей. В письме, написанном во время вторжения Цезаря в Британию в 55 г. до н.э., Цицерон шутит о маловероятности нахождения британских порабощенных народов, образованных в литературе или музыке.
Статуэтка галльского заключенного со связанными за спиной руками. Когда-то воин, этот человек теперь пленник, которого продают как раба. Умбрия, Италия, 1 век до н.э. – 1 век н.э.
Какое значение имело рабство в римском мире?
Рабство в Древнем Риме хорошо задокументировано. Различные литературные источники, юридические документы, надписи и художественные изображения показывают, насколько обычными были порабощенные люди в повседневной жизни. Тем не менее мы не знаем точных цифр, что затрудняет полное понимание их важности для римского общества и его экономики.
По оценкам ученых, около 10% (но, возможно, до 20%) населения Римской империи были порабощены. Это означало бы, что при предполагаемом населении Римской империи в 50 миллионов человек (в первом веке нашей эры) от пяти до десяти миллионов были порабощены. Это число было бы неравномерно распределено по империи, с более высокой концентрацией порабощенных людей в городских районах и в Италии.
Сохранившиеся свидетельства показывают, что у порабощенных людей был широкий спектр занятий. Многие выполняли тяжелый ручной труд под строгим надзором, но они также могли выполнять более специализированную деятельность с более высокой степенью автономии. Некоторые из них были очень автономны и даже несли ответственность за других порабощенных людей, известных как викарии .
Сегодня трудно в полной мере оценить относительную распространенность этих порабощенных профессий или точно измерить, какую часть римской рабочей силы они составляли. Однако очевидно, что рабство играло значительную роль, выступая в качестве жизненно важной составляющей римского общества и его экономики. Порабощенные люди были повсеместны в городе и сельской местности, как в домашнем хозяйстве, так и на предприятиях, и их собственность не ограничивалась элитой.
Фляга в виде присевшего африканского пленника. Это был проданный раб, о чем ясно свидетельствует титул, висевший у него на шее. На этой табличке была указана соответствующая информация о порабощенном человеке, в том числе о месте его происхождения. Италия, около 1 века нашей эры.
Сколько стоили порабощенные люди?
Цена порабощенного человека в Древнем Риме значительно варьировалась в зависимости от пола, возраста и навыков человека. Судя по литературным и документальным источникам, средняя цена неквалифицированного или среднеквалифицированного раба в первые три века нашей эры составляла около 2000 сестерциев. Чтобы дать представление о масштабе, в первом веке нашей эры легионер (римский пехотинец) получал жалованье в размере 900 сестерциев в год, что составляет менее 600 после вычетов на пайки, обувь и сено. Обычному центуриону (командиру легиона) платили в 15 раз больше, и ему нужно было откладывать заработную плату только на несколько месяцев, чтобы позволить себе порабощенного человека.
Квалифицированные рабы стоят значительно дороже. Римский писатель Колумелла, писавший в первом веке нашей эры, сообщает нам, что виноградарь (тот, кто занимался выращиванием виноградной лозы) мог стоить от 6000 до 8000 сестерциев. Однако сенатор (чье имущество должно было стоить не менее миллиона сестерциев) мог себе это позволить.
В римских документах упоминаются элитные домохозяйства с сотнями, если не тысячами порабощенных людей, некоторые из которых хорошо обучены и специализируются. Понятно, что для покупки слуг, а также для их содержания требовались большие средства. Это относится и к тем, кто выполнял необходимые коммунальные услуги, оплачиваемые за счет государства. В Риме первого века не менее 700 порабощенных людей работали над обслуживанием столичных акведуков за счет государственной казны и императора.
Какова была жизнь порабощенных?
По римскому праву порабощенные люди не имели личных прав и считались собственностью своих хозяев. Их можно было покупать, продавать и подвергать жестокому обращению по желанию, и они не могли владеть собственностью, заключать договор или официально вступать в брак.
Большая часть того, что мы знаем сегодня, исходит из текстов, написанных мастерами. Эти авторы мало интересовались описанием повседневной жизни слуг, и они представляют нам только поляризованные изображения порабощенных людей. Они представлены либо как стереотипные «хорошие рабы», либо, чаще, как «плохие», «нелояльные», «ленивые» и лживые люди. Несмотря на предвзятость текста к элите, мы понимаем, насколько по-разному можно относиться к людям, часто в зависимости от их занятий и навыков.
Одни из худших условий труда были в шахтах и карьерах. Порабощенные люди были вынуждены работать без передышки, в глубоких, темных и узких туннелях. Работа была физически сложной и опасной, поскольку туннели могли обрушиться. Описывая тяжелые условия труда на испанских рудниках, историк Диодор Сицилийский писал в 1 веке до н. э.:
.
… рабы, занятые разработкой [рудников], производят для доходов своих хозяев суммы, не поддающиеся веры, но сами они изнашивают свои тела и днем, и ночью в раскопках под землей, умирая в большом количестве. из-за исключительных трудностей, которые они переносят. Ибо в их трудах не дается ни передышки, ни паузы, но, вынужденные под ударами надзирателей терпеть тяжесть своего положения, они таким жалким образом расстаются со своей жизнью […]; действительно, смерть в их глазах более желательна, чем жизнь, из-за величины тягот, которые они должны нести.
– (Диодор Сицилийский 5.38.1)
Рабов также использовали для работы в сельском хозяйстве. В Трактате о сельском хозяйстве писатель Колумелла советует владельцам, как обращаться с сельскохозяйственными рабами. Он рекомендует баланс, чтобы достичь наибольшего количества труда, избегая при этом создания таких условий жизни, которые могли бы взбунтоваться суровых слуг. Вероятно, многие мастера, если не большинство, проигнорировали совет Колумеллы и были гораздо более суровыми, если не откровенно оскорбительными.
С другой стороны, философ Сенека, писавший в 55-56 гг. н.э., рекомендовал гуманное обращение со своим слугой по моральным соображениям.
Похвально, чтобы человек держался в разумных пределах в обращении со своими рабами. Даже в случае с человеческим движимым имуществом следует учитывать не то, насколько можно безнаказанно мучить его, а то, насколько такое обращение допускается природной добротой и справедливостью, побуждающей нас быть добрыми даже по отношению к военнопленным и купленным рабам. за плату (насколько больше по отношению к свободнорожденным, уважаемым господам?), и обращаться с ними с пренебрежительной жестокостью не как с человеческим имуществом, а как с людьми несколько ниже нас по положению, которые поставлены под нашу защиту, а не приписаны к нам. как слуги.
– (Сенека, Клем. 1.18.2)
Так как шахтные стволы глубоко проникали в землю, возникла необходимость их осушения. Водяные колеса, подобные этому, найденные в шахтах Рио-Тинто в Испании, приводились в действие парами, а иногда и последовательно, чтобы поднимать воду на поверхность. Медные рудники Рио-Тинто, Андалусия, Испания, 1–2 веки нашей эры.
Какова была жизнь порабощенных?
Несмотря на то, что они играют важную роль в экономике городов, древние юридические источники не указывают порабощенных людей среди наемных работников, но toolsa (инструменты или оборудование) предприятия или мастерской. Большинство из них были обучены определенному ремеслу или торговле в качестве агентов, менеджеров или продавцов. Тем не менее, какими бы компетентными или автономными они ни были, их хозяева всегда несли юридическую ответственность за свои действия. Документы того периода сосредоточены на плохом поведении порабощенных людей, а не на их достижениях. Отмечаются обвинения в краже, повреждении, халатности и лени. Как показано на фотографии, некоторые бывшие рабы рассказали о своих достижениях и инструментах своего ремесла на заказанных надгробных памятниках.
Порабощенных людей часто можно было встретить в римских домах. Мы находим следы их присутствия в археологических записях и в многочисленных изображениях в искусстве и литературе. Когда они упоминаются в древних текстах, их часто идентифицируют по их задачам, создавая впечатление множества различных ролей и специальностей. Точно так же, как порабощенные люди в городских условиях считались частью мастерской, в которой они работали, те, кто работал в домашних условиях, были частью собственности владельца, и их количество повышало статус владельца.
Порабощенные люди, работающие в домашнем хозяйстве, в основном жили лучше, чем те, кто работал в шахтах или на полях, но они тоже могли стать жертвами физического и сексуального насилия. Как правило, от них требовалось выполнять задачи незаметно, за исключением случаев обслуживания банкета. Здесь они были наиболее заметны, от них требовалось безупречное служение. В одном письме философ Сенека описывает жестокое обращение с порабощенными людьми в элитных домах:
Когда мы возлежим на пиру, один раб вытирает извергнутую еду, другой приседает под столом и собирает объедки подвыпивших гостей. Другой вырезает бесценную дичь […]. Несчастный, жить только для того, чтобы правильно разделывать жирных каплунов […]. Другой, кто подает вино, должен одеваться как женщина и бороться со своими преклонными годами; он не может уйти от детства; его тянут обратно к ней; и хотя он уже приобрел вид солдата, он остается безбородым, потому что его волосы приглажены или вырваны с корнем, и он должен бодрствовать всю ночь, деля свое время между пьянством своего хозяина и своей похотью; в палате он должен быть мужчиной, на пиру мальчиком.
– (Сенека, Письмо 47)
На этом надгробном рельефе изображены портреты бывших порабощенных Филоника и Деметрия, обрамленные инструментами копейщика (вверху) и плотника (справа). Италия, около 30–10 гг. до н.э.
Какова была жизнь порабощенных?
Есть также примеры казней в качестве наказания для порабощенных людей, работающих в домашнем хозяйстве. В 61 году нашей эры, во время правления императора Нерона, выдающийся сенатор был убит одним из своих домашних слуг. Несмотря на протесты народа, Нерон поддержал решение сената оставить в силе существующий закон. В нем предусматривалось, что все порабощенные члены семьи владельца должны быть казнены — безжалостное коллективное наказание, предназначенное для сдерживания.
С теми, кто работал в имперских условиях, обращались несколько иначе. Формально порабощенные лица, принадлежавшие императорскому двору, находились на дне римского общества, как и те, кто принадлежал любому господину. Однако их связь с императором могла дать им статус, превосходящий их сверстников и номинальных начальников. Работа на имперскую администрацию могла принести значительное влияние.
Учитывая, что бирка в верхней части этой статьи была найдена в Риме, вероятно, ее владелец работал либо в мастерской своего хозяина, либо дома. Даже если эти занятия были не самыми страшными, ясно, что их жизнь была настолько тяжелой, что они хотя бы раз пытались бежать.
Эта короткая эпитафия увековечивает память местного порабощенного человека (верна) Феликса Трипецциуса. Родившийся от матери-рабыни и выросший в хозяйском доме, он никогда не знал свободы. Рим, Италия, около 1-3 века нашей эры.
Как порабощенные люди обрели свободу?
Индивидуумы могли быть освобождены через освобождение, процедуру, посредством которой хозяин мог предоставить свободу своим слугам. Показатели освобождения от рабства в Древнем Риме неизвестны, и неясно, как часто людей освобождали. Считается, что у тех, кто работал в городах, было больше шансов быть уволенными, чем у тех, кто жил в сельской местности.
Порабощенные люди могли быть официально освобождены тремя способами: путем включения в список переписи, через судебный процесс в присутствии магистрата или при предоставлении свободы по завещанию хозяина. Однако, как только свободные люди стали гражданами, они продолжали нести обязанности перед своими бывшими хозяевами и не имели права занимать государственные должности.
От них могут потребовать заплатить денежную сумму своему хозяину, прежде чем их отпустят на волю — форма компенсации. У многих не было бы денег, чтобы заплатить, но с их пекулий это может быть достигнуто. Предоставление пекулия было практикой хозяев, позволяющих порабощенным людям управлять своими активами. Хотя по закону пекулий принадлежал хозяину, он считался собственностью порабощенного человека и мог быть использован для покупки свободы.
Брак был еще одним путем к свободе, открытым почти исключительно для порабощенных женщин, освобожденных владельцами-мужчинами, чтобы вместе заключить законный брак и иметь законных детей. Такие союзы были неравными, поскольку мужья имели право на более высокую степень контроля. Вольноотпущенники также имели меньше прав по сравнению с неосвобожденными супругами или даже вольноотпущенницами, вышедшими замуж за мужчин, отличных от своих хозяев.
Вольноотпущенники широко представлены в текстах и надписях, сохранившихся с того времени. Стремясь воздвигнуть памятники, демонстрирующие их свободу и гражданство, 80% древних погребальных надписей, найденных в Остии, принадлежат вольноотпущенникам, что создает картину большой социальной мобильности, что верно лишь отчасти. Это только те люди, которые получили свободу и были достаточно успешны, чтобы показать свой вновь обретенный статус. Большинство порабощенных людей оставили очень мало следов своей жизни.
Чтобы вернуться к нашему неназванному человеку, носителю жетона, их шансы на свободу выглядят мрачно. То, что они носили бирку с надписью, говорит о том, что их хозяин считал их ненадежными. Маловероятно, что им была бы предоставлена значительная пекулий, действовали от имени своих мазеров или получили какую-либо степень автономии. Как и многие другие, этот человек, похоже, никогда не видел свободы.
Антистия Плутия (справа) была бывшим рабом Луция Антистия Саркулона (слева). Он освободил ее и женился на ней. Пара вспоминается их вольноотпущенниками на этом погребальном рельефе. Рим, Италия, около 30–10 гг. до н.э.
Война в Украине — это колониальная война
Когда Владимир Путин отрицает реальность украинского государства, он говорит на знакомом имперском языке. В течение пятисот лет европейские завоеватели называли общества, с которыми они сталкивались, «племенами», считая их неспособными управлять собой. Как мы видим на руинах украинских городов и в российской практике массовых убийств, изнасилований и депортаций, утверждение о том, что нации не существует, является риторической подготовкой к ее уничтожению.
История Empire отделяет предметы от объектов. Как утверждал философ Франц Фанон, колонизаторы считают себя действующими лицами с определенной целью, а колонизированных — инструментами для реализации имперского видения. Вернувшись на пост президента десять лет назад, Путин принял ярко выраженный колониальный характер. В 2012 году он охарактеризовал Россию как «государство-цивилизацию», которая по своей природе вобрала в себя более мелкие культуры, такие как украинская. В следующем году он заявил, что русские и украинцы объединились в «духовном единстве». В длинном эссе об «историческом единстве», опубликованном в июле прошлого года, он утверждал, что Украина и Россия — единая страна, связанная общим происхождением. Его видение — разрушенный мир, который необходимо восстановить с помощью насилия. Россия становится собой, только уничтожив Украину.
В качестве объектов этой риторики и войны на уничтожение, которую она санкционирует, украинцы понимают все это. У Украины, конечно, есть история, и украинцы составляют нацию. Но империя навязывает объективацию на периферии и амнезию в центре. Таким образом, современный российский империализм включает в себя законы памяти, запрещающие серьезное обсуждение советского прошлого. Для россиян незаконно применять слово «война» к вторжению в Украину. Также незаконно говорить, что Сталин начал Вторую мировую войну как союзник Гитлера и использовал почти такое же оправдание для нападения на Польшу, как Путин использует для нападения на Украину. Когда в феврале началось вторжение, российским издателям было приказано удалить упоминания об Украине из учебников.
Столкнувшись с кремлевской официальной смесью фантастики и табу, возникает соблазн доказать обратное: что вечна не Россия, а Украина, что всегда правы не русские, а украинцы и т.д. И все же украинская история дает нам нечто более интересное, чем просто анти-нарратив империи. Мы можем найти украинское национальное чувство очень рано. Но в современной Украине нация не столько антиколониальная, отказ от той или иной имперской власти, сколько постколониальная, создание чего-то нового.
Южная Украина, где сейчас русские войска осаждают города и бомбят госпитали, была хорошо известна древним. В мифе об основании Афин богиня Афина дарит городу оливковое дерево. Фактически город мог выращивать оливки только потому, что импортировал зерно из портов на побережье Черного моря. Греки знали побережье, но не внутренние районы, где они представляли себе мифических существ, охраняющих поля золота и амброзии. Здесь уже был колониальный взгляд на Украину: страна фантазий, где берущие имеют право мечтать.
Города Киева в древности не существовало, но он очень древний — примерно на полтысячелетия старше Москвы. Вероятно, он был основан в шестом или седьмом веке к северу от любой территории, которую видели греки или контролировали римляне. Ислам продвигался вперед, и христианство становилось европейским. Западная Римская империя пала, оставив форму христианства, подчиненную папе. Осталась Восточная (Византийская) империя, руководившая тем, что мы сейчас называем Православной Церковью. Пока Рим и Константинополь конкурировали за новообращенных, народы к востоку от Киева обратились в ислам. Киевляне говорили на славянском языке без письменности и исповедовали язычество без идолов и храмов.
Путинское видение «единства» связано с крещением, которое произошло в этой обстановке. В IX веке в Киев прибыла группа варягов, известных как русы. В поисках южного пути для работорговли они нашли реку Днепр, протекающую через город. Их вожди тогда сражались за лоскутное одеяло территорий на территории нынешней Украины, Белоруссии и северо-востока России, причем призом всегда был Киев. В конце десятого века викинг по имени Вальдемар взял город с помощью скандинавской армии. Первоначально он правил как язычник. Но около 987 г., когда византийцы столкнулись с внутренним восстанием, он почувствовал возможность. Он пришел на помощь императору и женился на его сестре. В процессе Вальдемар обратился в христианство.
Путин утверждает, что эта запутанная последовательность событий раскрывает волю Бога навсегда связать Россию и Украину. Волю Божью легко понять неправильно; во всяком случае, современных наций в то время не существовало, а слова «Россия» и «Украина» не имели никакого значения. Вальдемар был типичным представителем языческих правителей Восточной Европы своего времени, рассматривая множество монотеистических вариантов, прежде чем выбрать тот, который имел наиболее стратегический смысл. Слово «Русь» означало уже не викингов-рабовладельцев, а христианское государство. Его правящая семья теперь вступила в смешанные браки с другими, и с местными жителями обращались как с субъектами, подлежащими налогообложению, а не как с телами, подлежащими продаже.
Еще ни одно правило не определяло, кто придет к власти после смерти киевского правителя. Вальдемар взял в жены византийскую принцессу, но у него было полдюжины других, не говоря уже о гареме из сотен женщин. Когда он умер в 1015 году, он заключил в тюрьму одного из своих сыновей, Святополка, и воевал с другим, Ярославом. Святополк был освобожден после смерти отца и убил трех своих братьев, но был разбит на поле боя Ярославом. В бой вступили и другие сыновья, и Ярослав не правил один до 1036 года. Преемственность заняла двадцать один год. За это время умерло по меньшей мере десять других сыновей Вальдемара.
Эти события не раскрывают вечную империю, как утверждает Путин. Но они предполагают важность принципа преемственности, очень важной темы в украинско-российских отношениях сегодня. Украинская транслитерация «Вальдемар» — это «Владимир», имя президента Украины. В Украине власть передается через демократические выборы: когда Владимир Зеленский победил на президентских выборах 2019 года, действующий президент смирился с поражением. Русская транслитерация того же имени — «Владимир». Россия хрупкая: в ней нет принципа престолонаследия, и непонятно, что будет, когда Владимир Путин умрет или будет вынужден уйти от власти. Давление смертности подтверждает имперское мышление. Стареющий тиран, одержимый своим наследием, ухватывается за возвышенную иллюзию, которая, казалось бы, дарует бессмертие: «единство» России и Украины.
[ Поддержите отмеченную наградами журналистику The New Yorker. Подпишитесь сегодня » ]
В исландских сагах Ярослав упоминается как Хромой; в Восточной Европе он Мудрый, законодатель. Тем не менее, он не решил проблему престолонаследия. После его правления земли вокруг Киева снова и снова дробились. В 1240 г. город пал перед монголами; позже на большую часть древней Руси претендовало Великое княжество Литовское, тогда крупнейшее государство в Европе. Литва позаимствовала у Киева грамматику политики, а также много права. Пару столетий ее великие князья также правили Польшей. Но в 1569 г., после вымирания литовской династии было оформлено польско-литовское содружество, а территории Украины отданы под польскую юрисдикцию.
Это было важное изменение. После 1569 г. Киев был уже не источником права, а его объектом — архетипическая колониальная ситуация. Именно колонизация отделила Украину от бывших территорий Руси, и ее манера породила качества, видимые и сегодня: подозрительность к центральному государству, организованность в кризисе и понятие свободы как самовыражения, несмотря на могущественного соседа.
В шестнадцатом и семнадцатом веках казалось, что все силы европейской глобализации обрушились на Украину. Польская колонизация напоминала и в некоторой степени способствовала европейской колонизации всего мира. Польские дворяне внедрили методы управления землей — вместе с землеустроителями, большинство из которых были евреями, — что позволило создать прибыльные плантации. Местные украинские военачальники поспешили подражать системе и переняли элементы польской культуры, в том числе западное христианство и польский язык. В эпоху открытий крепостные крестьяне работали на мировой рынок.
Колонизация Украины совпала с эпохой Возрождения и ярким расцветом польской культуры. Как и другие мыслители эпохи Возрождения, польские ученые в Украине реанимировали древние знания, а иногда и переворачивали их. Именно поляк Коперник разрушил наследие птолемеевского «Альмагеста» и подтвердил, что Земля вращается вокруг Солнца. Другой поляк, Мацей Меховский, исправил «Географию» Птолемея, очистив украинские карты от золота и амброзии. Однако, как и в древние времена, обработка чернозема давала огромные богатства, что поднимало вопрос о том, почему тех, кто трудился, и тех, кто наживался, постигла такая разная судьба.
Эпоха Возрождения рассматривала вопросы идентичности через язык. По всей Европе велись споры о том, достаточно ли возрожденной латыни для культуры или следует повысить для этой задачи местные разговорные языки. В начале четырнадцатого века Данте ответил на этот вопрос в пользу итальянского языка; Английские, французские, испанские и польские писатели создали другие литературные языки, систематизировав местные наречия. В Украине литературный польский одержал победу над украинским просторечием, став языком коммерческой и интеллектуальной элиты. В каком-то смысле это было типично: польский был современным языком, как английский или итальянский. Но это была не местный язык в Украине. Украинский ответ на языковой вопрос был глубоко колониальным, тогда как в остальной Европе его можно было рассматривать как в целом демократический.
Реформация принесла аналогичный результат: местные элиты обратились в протестантизм, а затем в католицизм, что еще больше отдалило их от православного населения. Конвергенция колонизации, Ренессанса и Реформации характерна для Украины. К 16-40-м годам немногие крупные землевладельцы в основном говорили по-польски и были католиками, а те, кто у них работал, говорили по-украински и были православными. Глобализация породила различия и неравенство, подтолкнувшие людей к восстанию.
Сегодня украинцы на поле боя не полагаются ни на какие фантазии прошлого, чтобы противостоять путинским. Если и есть предшественник, который имеет для них значение, так это казаки, группа свободных людей, живших в дальних уголках украинской степи, построивших свою крепость на острове посреди Днепра. Избежав польской системы землевладельцев и крестьян, они могли стать «реестровыми казаками», которым платили за службу в Войске Польском. Тем не менее, они не были гражданами, и желающих зарегистрироваться было больше, чем позволял польско-литовский парламент.
Восстание началось в 1648 году, когда влиятельный казак Богдан Хмельницкий стал свидетелем того, как его земли были захвачены, а на его сына напал польский дворянин. Оказавшись вне защиты закона, Хмельницкий направил своих собратьев-казаков на восстание против польскоязычных римско-католических магнатов, господствовавших в Украине. Накопившиеся культурные, религиозные и экономические недовольства людей быстро превратили восстание в нечто очень похожее на антиколониальное восстание, с насилием, направленным не только против частных армий магнатов, но и против поляков и евреев в целом. Магнаты устраивали расправы над крестьянами и казаками, сажая их на кол. Польско-литовская кавалерия сражалась с собственной казачьей пехотой. Каждая сторона очень хорошо знала другую.
В 1651 году казаки, поняв, что им нужна помощь, обратились к восточной державе, Московии, о которой мало что знали. Когда Киевская Русь распалась, большая часть ее земель была поглощена Литвой, но некоторые из ее северо-восточных территорий остались под властью монгольского государства-преемника. Там, в новом городе под названием Москва, правители, известные как цари, начали необычайный период территориальной экспансии, расширив свои владения до Северной Азии. В 1648 году, когда началось восстание казаков, один московский землепроходец достиг Тихого океана.
Война на Украине позволила Московии обратить внимание на Европу. В 1654 году казаки подписали соглашение с представителями царя. Московские войска вторглись в Польшу-Литву с востока; вскоре после этого Швеция вторглась с севера, спровоцировав кризис, который польская история запомнила как «Всемирный потоп».