Содержание
Конспект урока «Музыкальный портрет П.И.Чайковского»
Открытый урок.
Тема: «Музыкальный
портрет П.И. Чайковского».
Форма урока: лекция –
концерт.
Урок с учащимися 3
класса.
Цели.
1.
Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского.
2.
Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической
музыки.
Задачи.
Познавательные:
1.
Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского.
2.
Познакомить с историей создания произведений Чайковского.
Воспитательные:
1.
Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.
3.
Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта
классической музыки.
Развивающие:
1.
Развить образное мышление, воображение.
Возраст учащихся –9 лет.
План проведения лекции –
концерта:
1.
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Времена
года» П. И.Чайковского.
2.
Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского.
3.
История создания романса «Средь шумного бала», Струнного квартета
№1 П.И. Чайковского.
Просмотр фрагментов.
Вопросы.
Задание.
Ход урока:
1.Просмотр отрывка из
мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из цикла «Времена года» П.И.
Чайковского.
Преподаватель: Мы посмотрели отрывок из
мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём. Предлагаю вам
составить психологический портрет композитора.
Это пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
«Осенняя песнь» и «Тройка».
ВЫ много раз «встречались» с пьесами из «Детского
альбома» и «Времен года» на уроках музыки. Произведения П.И. Чайковского мы
очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Но не
только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно — произведения Чайковского
звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты.
Сегодняшняя наша встреча посвящена
величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 180-летний юбилей
которого мы встретим в 2020 году, а именно, его музыке, написанной для детей и
взрослых.
2.Каким же был сам Чайковский, когда он
был ребёнком?
Петр Ильич Чайковский — великий
русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его
отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся
русский инженер (вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла
фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем
преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В
семье воспитывалось шестеро детей.
Родители Петра Ильича любили
музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. Пока семья жила в
Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни
рабочих завода и крестьян. Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала
впоследствии ему — «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с
балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину
этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать.
Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не
сможет слышать их в вашей стране».
Пётр Ильич, став композитором, часто
использовал народные мелодии в своих произведениях.
Он был особенным ребенком. Его няня
называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце. Он рос очень
добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и
интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые
игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались
вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако
любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше
захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии.
Так в 5 лет он стал сочинять музыку.
В 1850 году Петр Ильич разлучается со
своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы
пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал
заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а
с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр
Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив
её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится
преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя.
2.
П.И.Чайковским
написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для
фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы,
балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов
Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных
музыкальных произведений для детей и юношества. Назовите произведения
Чайковского, которые вам знакомы?
3.
Сегодня я
приготовила вам историю, которая произошла много лет тому назад, в XIX веке.
В
простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок.
Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы,
популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и
конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную
напевал, про Ваню на диване.
Привела однажды этого маляра рабочая дорога в
село Каменка, что в Малороссии. А в селе этом гостил у сестры летом 1869 года
Пётр Ильич Чайковский, который в ту пору ещё не был великим композитором, а
так, начинающим.
А нашего калужского маляра как раз позвали в дом
сестры композитора, чтобы он стены выкрасил. Как начал маляр работать, так и
засвистел он свою мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком».
Услыхал Чайковский мелодию, и так она запала ему, никак из головы не
выветрится. И утром, и в обед, и при вечернем чае — только эта мелодия и звучит
в голове. Мучился Пётр Ильич, мучился, а потом вдруг сел и переписал
приставучую мелодию в струнный квартет.
А позже уже в Москве на одном большом концерте
среди званых гостей присутствовал граф Лев Николаевич Толстой. Велика была
духовная связь графа с народом русским. Услышал великий писатель в струнном
квартете мелодию русской народной песни, так расчувствовался, аж до слёз. Публика
в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом,
о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване. Хотите услышать эту
замечательную музыку, которая так растрогала графа Толстого? Но прежде,
вспомните, что такое квартет? (Ансамбль исполнителей, состоящий из 4
музыкантов).
Слушание
аудиозаписи. Определение состава квартета на слух –
струнный (2 скрипки, альт, виолончель)
Первый
струнный квартет D-dur opus 11 написан в феврале 1871 года для исполнения на
авторском концерте в Московской консерватории. Квартет является одним из лучших
достижений раннего творчества великого русского композитора. Он сразу стал
широко известен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в
Западной Европе. При жизни композитора он был одним из самых часто исполняемых
музыкальных произведений.
Просмотр
видеозаписи. Какие чувства вызывает музыка? Почему
музыка так воздействовала на Толстого? (Анализ СМВ).
Теперь перенесемся в Москву в
консерваторию. У центрального входа нас встретит памятник П.И.Чайковскому. Именно
его имя носит это высшее музыкальное заведение. А при чем же здесь памятник
Чайковскому? Как он связан с сегодняшним произведением? А при том, что на оградке
у памятника изображены ноты песенки «Сидел Ваня на диване»!!!
Сидел Ваня на диване,
Чай последний допивал,
Сидел Ваня на диване,
Чай последний допивал,
Не допивши полстакана,
Сам за девицей пошол.
— Ты девица-красавица,
Обьясни свою любовь,
— Ты девица-красавица,
Объясни свою любовь,
Я любить тебя три года,
За прелестну красоту!
Я любить тебя три года,
За прелестну красоту!
А теперь любить не стану
На Кавказ служить пойду!
4.
А теперь я приглашаю вас на бал.
Звучит «Вальс» из оперы «Евгений
Онегин».
Зимой 1850 года
33-летний Алексей Толстой пребывал в угнетённом состоянии: это было связано как
с творческой неудовлетворённостью, так и с личными переживаниями. В конце
декабря или в начале января он отправился на новогодний бал-маскарад, который устраивался
в Большом
театре. Там произошла встреча с незнакомкой, перевернувшая жизнь поэта.
На
балу он почти ничего не узнал о даме, лицо которой скрывала маска; их короткая
встреча завершилась тем, что она взяла визитную карточку поэта и пообещала, что
знакомство будет продолжено. С того мгновения Толстой уже не мог думать ни о
чём, кроме грядущей встречи:
Может быть, той же ночью он нашёл для описания своего |
Спустя несколько дней
Толстой получил от незнакомки приглашение. Прибыв по указанному адресу, поэт
наконец увидел лицо Софьи Андреевны
Миллер (в девичестве Бахметевой)[2] — своей будущей жены,
«артистического эха», музы и критика. Современники неоднозначно оценивали
внешность этой женщины («она не была хорошенькой и с первого взгляда могла
привлечь внимание разве что в маске»), но Миллер отличалась женственностью, в
её взгляде чувствовался ум. С этого момента почти вся любовная лирика Толстого
посвящалась ей; в литературоведении адресованные Софье Андреевне стихи получили
название «миллеровский цикл»:
Романс, написанный на
стихотворение А.Толстого «Средь шумного бала…» в 1878 году для мужского голоса,
композитор Чайковский посвятил младшему брату Анатолию, правоведу по профессии,
служившему в Тифлисе прокурором Окружного суда.
Выбрав в качестве
музыкального жанра вальс,
который в XIX веке был неотъемлемым элементом любого бала, Чайковский сместил
акценты, перенеся смысловую нагрузку с суеты маскарада на внутренние
переживания лирического героя.
Софья
Бахметева—Миллер
Звучит романс «Средь шумного бала». Слова А. Толстого
Музыка П. Чайковского
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я, грустно так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
5. Теперь попробуйте
ответить на вопросы.
1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и
пел?
2 От какого слова произошла фамилия –
Чайковский?
3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он
начал сочинять музыку?
4 Вспомните названия произведений, которые вы
сегодня слушали.
5 Кто вдохновил Чайковского на написания 2-ой
части струнного квартета №1?
6 Кому посвятил поэт Алексей Толстой свое
стихотворение «Средь шумного бала»? романс П.И.Чайковский?
7.Для кого написал Чайковский цикл «Времена
года»?
6.Урок подходит к концу. Составим портрет композитора Чайковского
– синквейн
Какая из прослушанных пьес вам полюбилась
больше других? Закрепите знания о творчестве П.И. Чайковском, заполнив
кроссворд. Ссылка в эл.журнале: https://onlinetestpad.com/f5yxdtirirze4 Не забудьте
получить сертификат.
На этом наш урок
заканчивается. Выход под музыку по выбору учащихся.
Список литературы:
1.
Айзенштадт С.А
П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI»,2006г.
2.
Нейгауз Г.Г.
Записки педагога — М.:Музыка,1982г.
3.
Николаев А.
Фортепианное наследие Чайковского — М.: Музгиз, 1949г.
4.
Малинина И.В.
«Детский альбом» и «Времена года» — Москва ООО «Престо» 2003г.
1.Знаменитый
сказочный рождественский балет П. И.Чайковского. 2.Имя главной героини балета
П.И.Чайковского «Спящая красавица». 3.В цикле «Времена
года» в пьесе, посвященной ноябрю, П.И.Чайковский запечатлел любимое
развлечение русского народа — катание на лошадях. Впишите название этой пьесы.
4.Музыкальная форма произведения, состоящая из отдельных частей,
самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В этом жанре
написаны Чайковским «Времена года» и «Детский альбом».
5.Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра, состоящее из
3 частей.(У Чайковского солирует фортепиано и скрипка). 6.Имя племянника
П.И.Чайковского, которому композитор посвятил цикл «Детский альбом»
7.Жанр небольшого музыкального сочинения для голоса в сопровождении
инструмента, написанного на стихи лирического содержания. В этом жанре Пётр
Ильич написал произведение «Средь шумного бала». 8.Родной город Петра
Ильича Чайковского на Урале. 9.Крупное музыкальное произведение для
симфонического оркестра (обычно из 4 частей). П.И.Чайковский написал 6
произведений этого жанра. 10.Основная и самая крупная единица в структуре
оперы, балета. Второе её название — акт.
Музыкальные портреты Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
Похожие презентации:
Жизнь и творчество Высоцкого (11 класс)
Студия союз. Угадай мелодию
Угадай песню по картинке
Есть ли у симфонии будущее
Угадай мелодию
Виды оркестров
Угадай мелодию
Стиль в музыке и музыкальные жанры
Инструменты симфонического оркестра
Классическая музыка
1. Музыкальные портреты Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»
Великий русский композитор
1840 – 1893 г.г.
.
«Детский альбом» Петра
Ильича
Чайковского
является одним из лучших
образцов
детской
музыкальной литературы.
В него вошли 24 пьесы
для фортепиано.
В
этом
альбоме
отражен
детский
мир. Чайковский любил детей, часами
готов
был
возиться
с
ребятами,
наслаждаясь их болтовней, стремясь
доставить
каждому
радость
и
удовольствие
ребенку,
с
которым
он
встречался. И дети чувствовали эту
любовь,
привязывались
к
Чайковскому, видя в нем нежного и
заботливого друга.
Сейчас
мы
послушаем
несколько
музыкальных произведений из этого
альбома.
4. МАМА
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ
Ать-два, левой-правой,
ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов
и оград,
Ать-два, левой-правой,
ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш
отряд.
Ать-два, левой-правой,
ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш
отряд.
Ать-два, левой-правой,
ать-два, левой-правой,
Командир ведет нас на
парад.
6. НОВАЯ КУКЛА
Ах, мама,
мама,
неужели
Куклу скоро
привезут?
Ах, мама,
мама, в
самом деле
Кукла скоро
будет тут?
Ах, как она
прекрасна,
мама!
Как я рада,
Боже мой!
Ах, кукла,
кукла!
Никогда мы
Не расста немся с
тобой!
7.
ВАЛЬС Звуки вальса тихонько коснулись души, В глубину всех сердец незаметно проникли. Пригласить свою даму на танец спеши,
ВАЛЬС
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме.
8. ПЕСНЯ жаворонка В ручеёк брось цветок – Унесёт его поток. Жаворонок, спой скорей! Станет сердцу веселей.
9. Ответь на вопросы:
1. Композитор, написавший «Детский
альбом»:
а) Прокофьев б) Чайковский в) Рахманинов
2. Сколько пьес в «Детском альбоме»:
а) 12
б) 18
в) 24
3. В исполнении какого инструмента звучали
все пьесы
а) баян б) балалайка в) фортепиано
4. Петр Ильич Чайковский – это …
композитор:
а) русский б) немецкий в) польский
5. Определи характер каждой пьесы:
а) «Мама» б) «Марш деревянных солдатиков» –
в) «Новая кукла» –
г) «Вальс» –
д) «Песня жаворонка» —
English
Русский
Правила
Портрет Чайковского Херси Фелдера, подпитываемый композиторской музыкой подавления, тоски | Новости Чикаго
Хеди Вайс: Обзоры театра
Портрет Чайковского Херси Фелдер, подпитываемый композиторской музыкой подавления, тоски
Хеди Вайс | 16 апреля 2018 г. , 18:04
Херши Фелдер в спектакле «Наш великий Чайковский» в театре Steppenwolf Upstairs.
Именно прибытие самого неожиданного «официального письма» от русского посланника в Соединенные Штаты вдохновило Херши Фелдера, самого блестящего из художественных эрудитов, начать работу над «Нашим Великим Чайковским», последним в его серии уникально воображаемые портреты музыкантов от Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина и Леонарда Бернстайна до Бетховена, Шопена и Листа.
Спасибо нашим спонсорам:
В письме, которое было отправлено ему в 2013 году (вспомним тот год), посланник объяснил, что ему известно о большом успехе многих шоу Фелдера, и что он хотел бы создать одно о «нашем великом Чайковском».
Заинтригованный (а кто бы и нет), Фелдер принялся за работу, даже прослушав цилиндрическую запись голоса композитора 1890 года. По пути он узнал гораздо больше о человеке, чьи любимые балетные партитуры («Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»), оперы (прежде всего «Евгений Онегин»), симфонии и другая музыка среди самых известных произведений классического репертуара. И история, которая начала всплывать, была историей о монументально талантливом художнике, которого на протяжении большей части жизни мучил его гомосексуальность и ужасающие последствия его разоблачения.
Для тех, кто еще не знаком с волшебством, которое может творить Фелдер, очень важно познакомиться с человеком, чей захватывающий спектакль о Чайковском сейчас идет в ограниченном количестве в театре Steppenwolf’s Upstairs.
Фелдер не только превосходный рассказчик как автор и исполнитель своих персональных шоу, но и чрезвычайно одаренный концертирующий пианист. И его способность сплести все эти таланты в драматическое целое не имеет себе равных. Неразрывная связь между музыкой и повествованием настолько убедительна, что восторженное внимание аудитории становится ощутимым. И в этом случае современные события только усиливают сюжет. Но об этом позже.
История разворачивается на роскошной даче (загородном доме) Чайковского, где березы обрамляют сцену, а рояль занимает центральное место в комнате, полной красивой резной деревянной мебели и канделябров. (Сценография также является работой Фелдера, с волшебным освещением и проекциями Кристофера Эша). его потрясающая способность импровизировать на фортепиано к шести годам. А еще была решимость родителей дать ему образование для «настоящей профессии» — стать респектабельным государственным служащим, а не музыкантом.
Конечно, музыка была его судьбой, и в конце концов он поступит в новую музыкальную консерваторию в Санкт-Петербурге и попадет под опеку великого пианиста той эпохи Антона Рубинштейна (которого Фельдер характеризует с комической изюминкой). Он также обнаружил, что появляется в то же время, что и The Five, группа современных композиторов (среди них Римский-Корсаков и Мусоргский), которые защищали музыку, уходящую корнями в более русскую националистическую традицию, чем его собственный европейский романтизм.
Херши Фелдер в спектакле «Наш великий Чайковский» в театре Steppenwolf Upstairs.
Фелдер сопоставляет множество взлетов и падений своей карьеры с неизбежно тайными, наполненными чувством вины отношениями (или тоской по ним) с молодыми людьми, включая племянника, и постоянным страхом быть публично униженным и даже сосланным в Сибирь. Брак по расчету превратился в непреходящий ад (и многолетние требования денег). Более удачные отношения с женщиной — его давней покровительницей Надеждой фон Мекк, богатой вдовой, с которой он переписывался, но встречался очень недолго, — были куда более успешными, пока угрозы не положили конец и этому.
Эмоциональная суматоха подпитывала музыку? Конечно. Но так же как и финансовая необходимость (послушайте, как он возмущается тем фактом, что быстро развивающаяся «Увертюра 1812 года» стала его самой успешной работой). И как оказалось, он добился огромного успеха еще при жизни, и даже был приглашен наблюдать за открытием нью-йоркского Карнеги-холла в 1891 году (его первый и единственный визит в Америку), где провел свой «Коронационный марш» и получил большой критика и похвала публики. Это было также в Нью-Йорке, где он увлекся уличной жизнью и нашел несколько идей для «Щелкунчика».
Повсюду Фельдер играет отрывки из фортепианных произведений Чайковского, балетов и оркестровых произведений (иногда с записанным на пленку аккомпанементом, но также, полушутя, со своей вокализацией). И он великолепный музыкант.
Фельдер подводит композитора к его смерти в возрасте 53 лет – то ли от холеры, то ли от самоубийства, и до сих пор является предметом сплетен и споров. Но он также завершает свою собственную историю, отмечая, что в июне 2013 года (да, именно в том же году) российская Дума приняла так называемый «закон о гей-пропаганде с целью защиты детей от информационной адвокации, отрицающей традиционные семейные ценности». ».
Итак, получается, что российский посланник своим приглашением открыл что-то вроде ящика Пандоры. А учитывая нынешнюю обстановку, сомнительно, что Фелдер будет выступать на московской сцене в ближайшее время.
Спектакль «Наш великий Чайковский» будет проходить до 13 мая в театре Steppenwolf наверху, 1650 N. Halsted St. Чтобы купить билеты (55 долларов), позвоните по телефону (312) 335-1650 или посетите сайт www.steppenwolf.org. Продолжительность: 1 час 35 минут без антракта.
Подписывайтесь на Хеди Вайс в Твиттере: @HedyWeissCritic
Related stories:
John Malkovich joins CSO and Muti in Copland’s ‘Lincoln Portrait’
Broadway Revival of ‘Carousel’ Injects New Elements Into Rodgers and Hammerstein Classic
«Голосящий джентльмен» раскрывает не очень секретные жизни Теннесси Уильямса и Уильяма Инге0047
Благодаря нашим спонсорам:
Благодаря нашим спонсорам:
Arts & Entertainment
Теги:
Hedy Weiss
Theatre
Theppenwolf Theatre
FELS (1840-1893), 1887, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. HEZ-2690180
agefotostock ®
место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 69,99 $ | |
Информативный сайт | | 99,99 $ | |
Издательский. Книга внутри | | 149,99 $ | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 179,99 $ |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купи сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG
Код изображения:
ХЭЗ-2690180
Фотограф:
Коллекция:
Образ наследия
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Дата съемки:
03. 08.2018
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(5048 х 6368 пикселей —
16,8″ х 21,2″ —
300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.