Павловск, музей-заповедник: достопримечательности, фото. Музей заповедник павловск


Дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск» | Санкт-Петербург Центр

Павловский музей-заповедник является образцом российской архитектуры конца XVIII начала XIX века. Композиционным центром ансамбля является Павловский дворец. Во время правления императора он служил в качестве летней резиденции. Вокруг дворца раскинулся Павловский парк. Его общая площадь составляет 600 гектар. Протекающая в Павловске река Славянка делит парк на 2 части. С обоих берегов открываются пейзажи удивительной красоты. Живописные виды всегда притягивали сюда художников.

Территория парка разделена на 7 районов с живописными названиями: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Парадное поле, Белая береза, Старая и Новая Сильвия. По всему парку расположены павильоны, выполненные в самых разных архитектурных стилях, начиная от классического и заканчивая мемориальным. Помимо различных строений, парк украшают мосты, а также мраморные и бронзовые скульптуры.

История дворцово-паркового ансамбля «Павловск»

Землю, на которой сегодня стоит Павловск, в XIII веке занимала крепость "Городок на Славянке", построенная новгородцами. В XVIII территория использовалась для охоты, на ней даже были построены два домика для отдыха императрицы Екатерины II. Назывались они созвучно "Крик" и "Крак".

12 декабря 1777 года земли с деревнями и пашнями были переданы императрицей во владение её сыну Павлу I. Именно эту дату принято считать днём основания Павловска. К 1779 здесь уже были построены 2 павильона: Паульлюст для Павла I и Мариенталь для его супруги Марии Федоровны.

Но наследника престола не устраивала столь скромная усадьба, поэтому он решил воплотить в жизнь грандиозный план. Павел I задумал масштабный проект с большим дворцом и раскинувшимся вокруг него парком. Для воплощения своей идеи он пригласил Чарлза Камерона.

Архитектор выбрал пейзажный стиль, чтобы подчеркнуть красоту местной природы. Парадный вход Паульлюста был обрамлен тройной аллеей из липовых деревьев. На территории парка один за другим возводились павильоны. Наиболее значимыми среди них были Храм дружбы, Вольер, колоннада Апполона, а также павильон Трёх граций. А с 1782 по 1786 год на месте разобранного Паульлюста строился Павловский дворец.

А с 1782 по 1786 год на месте разобранного Паульлюста Павлом I было принято решение создать дворец. При выборе архитектурного стиля, возглавивший строительство Чарлз Камерон, опирался на принципы возведения русских дворянских усадеб XVIII века.

Император был не полностью удовлетворен своей новой резиденцией, поэтому переделку дворца доверил уже другому придворному архитектору — Винченцо Бренна. Винченцо расширил общую площадь здания новыми корпусами и выполнил внутреннюю отделку незаконченных помещений. Так дворец приобрел более величественный вид, какой и был в задумках Павла.

Главный корпус имел 3 этажа. От него с двух сторон отходили галереи, ведущие к флигелям. Фасад был украшен четырьмя сдвоенными колоннами, а также лепниной с растительным орнаментом. На кровле главного корпуса, на цилиндрической основе был расположен купол, окруженный колоннадой из 64 элементов. Именно так выглядит дворец и по сей день.

Разнообразить архитектуру парка Винченцо Бренна решил новыми павильонами. Так недалеко от северного корпуса дворца появились Большие круги – две круглых террасы со статуями «Мир» и «Правосудие». На границе парка, за которой находился нетронутый лес, возвысилась Пиль-башня - самый необычный павильон из всех построенных. Он представлял собой круглую башню с соломенной крышей, а двери и окна постройки были так искусно нарисованы, что принимались за настоящие.

Одновременно появились новые районы парка - Старая и Новая Сильвия. А спуск к реке Славянке украсила каменная лестница.

В 1788 году Павел I подарил Павловск супруге, которая вложила в дворцово-парковый ансамбль все свои силы и вдохновение. После смерти императора Мария Федоровна переехала жить в Павловский дворец, и установила перед главным фасадом мемориальный мавзолей в память о муже.

В этот период на должность главного архитектора Павловского ансамбля нанимают Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Именно к этому мастеру впервые был применен термин "театральный художник". Под его руководством в парке появляются новые районы, названные Большой звездой с долины прудов, Красной долиной и Белой березой.

Мария Федоровна, как и её муж в своё время, дала волю фантазии. Но, в отличие от Павла I, у неё был совершенно другой вкус. На территории парка она приказала построить павильон Молочня с коровами и козами, а также ферму с птичником и скотным двором.

Ещё одним архитектором в Павловске во времена правления Марии Федоровны был Андрей Никифорович Воронихин. Он спроектировал Розовый павильон, на территории которого выращивались экзотические сорта роз.

В 1828 году Мария Федоровна скончалась, и Павловск перешёл в руки ее сына – великого князя Михаила Павловича. В 1836 году территория заповедника была соединена с Царским селом первой в России железной дорогой. В 1849 году здесь появились картинная галерея и музей древних искусств.

Павловск в XX веке

Уже в XX столетии на территории парка возвели ещё один павильон — Беседку Росси. В конце 1917 года в память о погибших в период Октябрьской революции, на месте братской могилы, был возведен памятник. А в 1918 году Павловскому дворцу присвоили статус музея. С 1922 года, с приходом советской власти, павильоны дворцово-паркового ансамбля были заняты коммунальными и прочими службами.

В годы Великой Отечественной войны Павловский дворец и парк были сильно разрушены, внутреннее убранство и большинство ценных вещей сгорело при пожаре. Восстановление зданий и прилегающих к ним территорий началось в 1944 году и продолжается до сих пор.

Интересные факты

В павловском концертном зале в первый раз было представлено слушателям произведение композитора Михаила Ивановича Глинки "Вальс-фантазия". Оно даже было названо "Павловским вальсом". Здесь же давал свои концерты Иоганн Штраус.

Гостиница в Павловске, находившаяся на конечной станции железной дороги, называлась "Воксхолл". Слово позаимствовалось у лондонского увеселительного заведения. Именно благодаря этому названию в Петербурге появилось слово "вокзал".

Памятник, воздвигнутый Павлу I, является копией статуи, изображающей Людовика XIV, находящейся перед главным входом в Версаль.

В 1983 году Павловск получил статус музея-заповедника, а в 1989 включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строившийся несколькими поколениями архиекторов, дворцово-парковый ансамбль приобрел неповторимый стиль, который притягивает своей красотой и царственной атмосферой.

peterburg.center

Павловск, музей-заповедник: достопримечательности, фото

Это один из самых знаменитых дворцовых пригородов нашей Северной столицы. Ежегодно тысячи туристов приезжают в Павловск. Музей-заповедник в городе Павловске привлекает сюда не только наших соотечественников, но и гостей из-за рубежа. И не напрасно: здесь есть на что посмотреть.павловск музей заповедник

Государственный музей-заповедник, Павловск (Россия): история

Самое первое поселение на этих землях появилось в середине XIII века. Это была крепость «Городок на Славянке». В XVIII веке здесь находились финские деревни Сеппеля и Линна. Императрица Екатерина Великая, бывая в расположенном поблизости Царском Селе, приезжала охотиться сюда. Для ее покоев были возведены два деревянных домика со странными названиями - Крак и Крик. Первый из них сгорел в годы ВОВ, когда город был оккупирован немцами, а второй из-за ветхости разобрали в 1929 году.

В декабре 1777 года Екатерина II подарила эти земли (362 десятины) со всеми деревнями и людьми сыну - Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне в честь рождения их первого ребенка – будущего российского императора Александра I.

Через год (в 1778 г.) здесь были возведены два довольно скромных по размерам дворца - Паульлюст и Мариенталь. Много позднее на месте Паульлюста был построен Павловский дворец, место Мариенталя заняла крепость Бип.

Павел в 1786 году начал возводить Павловский дворец. Автором проекта стал Чарльз Камерон. Осенью 1796 года Павел I присвоил селу статус города. В 1788 году император, который ранее чаще бывал в Гатчине, подарил это поместье Марии Федоровне - своей супруге.государственный музей заповедник павловск

В 1801 году, после гибели императора, Мария Федоровна жила во дворце постоянно в теплое время года. И дворец, и парк хранят немало уголков, связанных с ее именем. К примеру, Собственный садик или великолепный Розовый павильон. Перед Отечественной войной 1812 г. военным комендантом города стал легендарный Петр Иванович Багратион.

После кончины Марии Федоровны (1828 г.) Павловск перешел во владение к великому князю Михаилу Павловичу, брату Николая I. В это время Павловск активно застраивался и благоустраивался: был построен Еленинский квартал, организованы Александровское учебное заведение, в котором учились дети мещан и купцов, и детский приют.

В конце XIX века город Павловск стал центром музыкальной культуры: появился знаменитый музыкальный вокзал. В те годы здесь часто выступали многие знаменитые композиторы и музыканты. С того времени Павловск облюбовали дачники.

После революции 1917 г. город переименовали в Слуцк. Так он назывался вплоть до 1944 года. В годы ВОВ Павловск был оккупирован фашистскими войсками. Дворец Павла при отступлении немцы сожгли, а в парке во время оккупации вырубили более 60 тысяч деревьев. Были уничтожены ценные исторические и архитектурные памятники.

Историческое название городу было возвращено в 1944 году. После окончания войны было принято решение о реставрации комплекса. Она продолжалась вплоть до 1973 года.

В 1989 году Павловск был включен в Список наследия ЮНЕСКО. Сегодня 42 объекта заповедника охраняются государством и являются культурными и историческими памятниками. Павловск - это центр туризма, который ежегодно посещают более полутора миллионов человек.музей заповедник павловск россия

Павловский дворец

Музей-заповедник Павловск (Россия) туристы начинают изучать с этого нарядного золотисто-белого дворца. Он построен на берегу реки Славянки знаменитым архитектором Ч. Камероном в XVIII веке. Павловский дворец виден с любой точки города и парка. Трехэтажный центральный корпус увенчан плоским куполом, установленным на 64 колоннах. Колоннады галерей соединяли центральное здание со служебными корпусами. Они образуют парадный двор, имеющий форму подковы.

Когда на престол вступил Павел I, Павловск был официально объявлен загородной императорской резиденцией. В конце XVIII века архитектором В. Бренна были проведены работы по расширению дворца.

Над служебными корпусами были надстроены вторые этажи. К ним пристроили два полуциркульных флигеля, которые практически замкнули парадный двор. Еще на один этаж увеличились галереи-колоннады. Несмотря на эти изменения, центральный корпус остался главным в композиции дворца. Он выделялся изяществом и размерами.

Особенности архитектуры

Ч. Камерон выбрал основным элементом декора белые колонны. Ими украшены фасады главного корпуса, они создают великолепные открытые галереи, надежно поддерживают купол. В качестве дополнения основного элемента выбран лепной тонкий фриз с листьями аканта, который опоясывает все здание, а также три барельефных медальона с аллегорическим изображением Скульптуры, Архитектуры и Живописи на главном фасаде.

Вновь выстроенные корпуса В. Бренна декорировал лепниной – коронами и вензелями владельцев дворца. Лишь в торцах флигелей он установил порталы, состоящие из черных колонн. Они словно открывают въезд на парадный плац. Такое композиционное решение позволило связать новые и старые постройки в единый ансамбль.павловск музей заповедник в городе павловск

Дворец в XIX веке

Архитекторы Дж. Кваренги и А. Воронихин в начале XIX века завершили оформление фасадов дворца. В это время появилось мраморное крыльцо с балконом, балюстрадами. В 1807 году П. Гонзага покрыл одну из стен галереи фресками. На ней изображены аркады и лестницы монументальных зданий. Эта галерея вошла в историю русского зодчества под названием галереи Гонзага. Знаменитый К. Росси в 1822 году разместил над ней библиотеку с оригинальными арочными окнами. Между ними были установлены бюсты философов.

Придворцовый парк

Создание этого уникального парка началось в 1780 году в городе под названием Павловск. Музей-заповедник сегодня представляет великолепный образец садово-паркового искусства. Неоценимую роль в формировании Павловского ансамбля сыграл архитектор Ч. Камерон. Он создавал в период с 1782 по 1807 год проекты, по которым были возведены павильоны, колоннада Аполлона, Большой каскад, колонна "Конец света". По его чертежам парк украсили Кентавровым, Горбатым и Черным мостами.

Чрезвычайно разнообразен по приемам устройства парк в таком городе, как Павловск. Музей-заповедник (точнее, часть парка) сейчас занят городскими постройками, так что он в верхнем течении Славянки практически соединяется с городом. Его противоположная часть продолжается до окрестного мелколесья.

Деревья в парке посажены так, что Собственный садик и флигели дворца почти незаметны. Необыкновенно красив вид из колоннады на дворец, окруженный группами деревьев.

Собственный садик

На всех туристов, посетивших Павловск, музей-заповедник производит большое впечатление. Одним из самых красивых уголков Павловского парка по праву считается Собственный садик. Он находится у Павловского дворца, примыкает к покоям императрицы Марии Федоровны. Надо сказать, что она очень хорошо разбиралась в цветах, и ей удалось собрать очень большую их коллекцию.

Собственный садик выполнен в стиле малых голландских и французских садов и является садом в парке. Посторонние на эту территорию не допускались, сад был местом отдыха хозяев дворца. В южной стороне садика, на высокой террасе, любил работать Павел I.

В саду были высажены многие редкие растения. Они цвели постоянно, сменяя друг друга. Сад имел и второе название - "Храм Флоры".отзывы о музей заповедник павловск россия

Мавзолей Павла I

Еще одна достопримечательность, которой гордится Павловск. Музей-заповедник на территории парка имеет удивительный памятник - Мавзолей Павла I. Это не усыпальница императора. Павел I, погребен в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе.

В одном из писем вдовствующая императрица называет его «монумент», а в заключенном договоре с архитектором Карло Висконти он значится как «храм». Его современное название — Мавзолей Павла I, или Мавзолей супругу-благодетелю. Это сооружение - дань памяти императору от его супруги.

Впечатления о музее-заповеднике

Отзывы о музей-заповедник «Павловск» (Россия) можно охарактеризовать так: все посетившие это удивительное место говорят о ярких впечатлениях от поездки. Посетители отмечают, что, несмотря на небольшую величину дворца, он поражает своей изысканностью и богатством убранства. Что касается парка, то в нем все посетители чувствуют себя очень комфортно: великолепная природа, ухоженные аллеи, великолепные цветы Собственного садика действуют умиротворяюще.

fb.ru

История

Pavlovsk

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.

История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность. Когда по руслам рек, богатых дичью и рыбой селились, ильменские славяне и различные финно-угорские племена. В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «Сельцо на реке Славянке». Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам, и были отвоеваны Петром Великим в ходе Северной войны. Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами, преимущественно ингерманландского происхождения, и подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне по случаю рождения у них 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра. Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома – Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца) и Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип).

С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведет Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.

Первый камень в основание дворца был положен в мае 1782 года, когда владельцы Павловска Павел Петрович и Мария Федоровна под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе. Наряду с официальными приемами, они знакомились с памятниками истории и культуры, посещали мастерские прославленных художников и ремесленников. Италия открыла им цивилизации Древнего Рима, Франция поразила их высочайшим уровнем художественной промышленности, Австрия – музыкальной культурой. Все это не только расширяло кругозор путешественников, но и способствовало формированию высокого вкуса, который и отразился в убранстве Павловского дворца. Павел Петрович с супругой покупали и заказывали картины и статуи, фарфор и бронзу, ткани и мебель у лучших мастеров и на знаменитых мануфактурах. Европейские монархи вручали наследнику русского престола щедрые подарки. Эти первоклассные произведения искусства, прибывая в Павловск в течение 1783-1784 годов, подсказывали архитекторам характер декоративного решения интерьеров еще в стадии строительства. Это было исключительным случаем в мировой архитектуре того времени. Благодаря этим обстоятельствам Павловск стал воплощением удивительного синтеза и гармонии архитектурного декора и предметов убранства.

С 1784 года в Павловске начал работать итальянец Винченцо Бренна, он завершил работу по убранству залов 1-го и 2-го этажей. В 1795 году Мария Федоровна сделала первое описание всех парадных залов бельэтажа (2-го этажа). С вступлением Павла I на престол в 1796 году Павловск превратился в императорскую резиденцию. По распоряжению императора Бренна, теперь уже главный архитектор двора, провел работы по расширению дворца: надстроил камероновские галереи, вместо полутораэтажных флигелей, пристроил к ним двухэтажные квадратные корпуса, увенчав их башенками, к ним присоединил полуциркульные служебные корпуса, которые оформили парадный плац. С юго-востока он пристроил церковный корпус. В новых строениях Бренна отделал новые большие залы для приемов: Картинную галерею, Тронный и Кавалерский залы, а также дворцовую церковь.

В 1803 году во дворце вспыхнул пожар, в результате которого пострадали многие дворцовые залы, однако русский архитектор Андрей Воронихин не только вернул им первозданную красоту, но и обогатил залы новыми элементами декора. В кон.XVIII - нач.XIX вв. ряд интерьеров декорирован выдающимися архитекторами Джакомо Кваренги и Карлом Росси, в отделке залов принимали участие известные русские скульпторы – М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, В. Демут-Малиновский, а также декораторы Д.Б. Скотти, Пьетро Гонзага, А. Мартынов. К этому же периоду относится создание Жилых комнат для вдовствующей императрицы Марии Федоровны на первом этаже, Их архитектурные объемы появились еще в конце 1790-х годов, когда Бренна занимался работами по расширению дворца. Архитектор Воронихин завершил ансамбль жилых комнат, которые являют собой яркий пример единства стиля начала XIX века.

Согласно завещанию императрицы Марии Федоровны Павловск должен был перейти после ее смерти во владение «старшему сыну, минуя наследника», и далее наследоваться по мужской линии, что означало, что из императорской резиденции он превращался в майорат. После кончины императрицы в 1828 году Павловск стал собственностью ее младшего сына Великого князя Михаила Павловича, который, благоговея перед памятью своей матери, сохранял Павловск как мемориал. При Михаиле Павловиче в Павловск в 1836 году была проведена Первая в России железная дорога, линия которой вошла в Павловский парк через район Большой звезды. В Павловском парке построен Музыкальный вокзал.

Так как у Михаила Павловича не было наследника по мужской линии, то после его смерти Павловск стал владением второго сына императора Николая I Великого князя Константина Николаевича с 1849 по 1892 год. При Константине Николаевиче во дворце в 1872 году устроена Картинная галерея и Музей древностей, которые можно было посещать от весны до поздней осени в дневные часы. Ученые и специалисты могли посещать большую императорскую библиотеку, которая насчитывала более 20 тысяч томов, включая редкие издания. Тогда же перед дворцом был установлен памятник императору Павлу I (ск. И. Витали). На границе Павловского парка появилась Магнито-Метеорологическая обсерватория. С 1892 по 1915 год Павловском владел второй сын Великого князя Константина Николаевича Великий князь Константин Константинович, боле известный как поэт КР. При нем в конце Тройной липовой аллеи был поставлен памятник императрице Марии Федоровне.

Последним владельцем Павловска до событий октябрьской революции 1917 года был старший сын последнего князь императорской крови Иоанн Константинович, павший жертвой большевистского террора в 1918 году.

С июня 1918 года Павловский дворец и парк были преобразованы в государственный музей. После Октябрьской революции правительство большевиков – Совет народных комиссаров, национализировав имущество династии Романовых и провозгласив лозунг «Искусство принадлежит народу», решило превратить их дворцы, которые являлись шедеврами архитектуры и были наполнены богатейшими собраниями художественных предметов, в общедоступные музеи, открытые для народа. Эту работу возглавил А.В. Луначарский, нарком просвещения, одна из ярких личностей первого советского правительства. Будучи широко образованным, Луначарский собрал вокруг себя лучших специалистов, знатоков истории и культуры, известных художников для осуществления этого замысла. Работа длилась несколько месяцев и вот в мае 1918 бывшие императорские летние резиденции Гатчина, Петергоф, Царское Село и Павловск открылись как дворцы-музеи и приняли первых посетителей. Первое время музеи работали 2-3 раза в неделю.

Первым хранителем в 1918 году был А.А. Половцев. С осени 1918 по 1924 год дворец-музей «Павловск» возглавлял архитектор В.Н. Талепоровский. Он создал несколько музейных экспозиций, планы множества выставок из коллекций музея, проводил регулярную работу по реставрации павильонов. Это был наиболее плодотворный период работы музея. С 1925 по 1934 год Павловский дворец и парк входил в «Объединение Детскосельских и Павловского дворцов-музеев». Именно в этот период происходило изъятие художественных ценностей из музеев в созданные правительством организации Госфонд и Антиквариат, откуда они поступали для продажи за границу с целью получения средств для развития промышленности.

Когда началась война, в Павловске приступили к работе по упаковке художественных ценностей и отправке их в эвакуацию. В годы войны коллекции Павловска хранились в г. Сарапуле Удмуртской АССР в здании Краеведческого музея, в Новосибирске в здании Оперного театра, а также в Исаакиевском соборе в Ленинграде. 17 сентября 1941 года фашисты вошли в Павловск, оккупация длилась по 24 января 1944 года. Во дворце размещались штаб гестапо, казармы, офицерский госпиталь, территорию вокруг дворца превратили в запретную зону. В Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог, повреждены павильоны, а в январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара.

Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, назначенной директором Павловского дворца-музея и парка в августе 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры, которая и была осуществлена в Павловске. Кроме этого проводились большие научно-исследовательские работы, которые и дали возможность с полной достоверностью разработать проекты восстановления архитектурно-художественной отделки фасадов и интерьеров дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда основные работы по реставрации считались законченными. Спасенные коллекции заняли свои исторические места. В парке шла работа по восстановлению зеленого массива. Павловск стал школой отечественной реставрации и первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрожденным после Великой Отечественной войны. В декабре 1977 года Павловск отмечал свое двухсотлетие во всем блеске обновленной красоты. А.И. Зеленова была удостоена звания заслуженного работника культуры и награждена орденами Октябрьской революции и Знак Почета.

В 1972 году за высокие достижения в деле реставрации Павловского дворца-музея и парка группа из пяти сотрудников и реставраторов была удостоена Государственной премии РСФСР: Н.И. Громова, А.В. Трескин, Н.И. Мальцева, И.И. Калугин и П.Д. Никаноров. В 1986 году главному хранителю Павловского дворца-музея А.М. Кучумову была присуждена Ленинская премия СССР за научную концепцию музейной экспозиции Павловского дворца. В 1980 году Павловский дворец-музей и парк был награжден Орденом Знак Почета. В 1990 году Павловский дворцово-парковый ансамбль вошел в перечень компонентов объектов культурно-исторического всемирного наследия ЮНЕСКО не только по критериям целостности, цельности, подлинности и аутентичности, но и самостоятельной ценности, критерием которой явились научная методика и приемы реставрации и воссоздания.

В настоящее время Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.

www.pavlovskmuseum.ru

Павловский дворец

Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Чарльзом Камероном в 80-х годах XVIII века.

Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.

После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.

Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.

В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.

В начале XIX века Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзага расписал фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, скульптуру, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы. Королевские особы преподносили им различные подарки, которые вошли в убранство залов дворца. Музей славится уникальными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особое место занимает коллекция античного искусства: римская мраморная скульптура, бронзовая пластика и стекло (I в.до н.э.- III в. н.э.). Первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века украшают залы дворца ландшафтные композиции парка - произведения итальянских мастеров А. Альгарди, П. Баратты, братьев Коллини, К. Альбачини, русских скульпторов М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали. В коллекции западноевропейской живописи представлены: итальянская школа XVI-XVIII веков работами А. Бронзино, Ф. Альбани, Г. Рени, Сассоферато, П. Баттони, Ф. Гварди; голландская и фламандская школы XVI-XVIII веков картинами А. Остаде, К. Пуленбурга, Марсеуса ван Скрика, П. Рубенса, Д. Тенирса; французская школы XVII-XVIII веков произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра, Г. Робера. Богатством и разнообразием отличается коллекция русской портретной живописи и русского пейзажа ХVIII - начала XIX в. Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно представлена коллекция фарфора ХVIII-начала Х IХ в., как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского, производства Императорского фарфорового завода. Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция), а также русская мебель по рисункам А. Воронихина. В убранстве залов дворца большое место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века: гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы. В музейных фондах имеются коллекции миниатюр, акварелей, рисунка, гравюр, костюмов, тканей, вышивок, кружева, вееров, редкой книги, предметов быта, стекла, изделий из цветного камня, фонд «Особая кладовая».

www.pavlovskmuseum.ru

Государственный музей-заповедник «Павловск»

 

В пригородной зоне Санкт-Петербурга находится знаменитый дворцово-парковый ансамбль «Павловск». Его создали на основе имения Павлово, которое подарила императору Павлу I Екатерина Великая. Сердцем государственного музея-заповедника «Павловск» является Павловский дворец. Возвели его по уникальному проекту известного архитектора Чарльз Камерона в 1780–1790-е годы. Стоит отметить, что сейчас внешний вид дворца отличается от прежнего, поскольку здание несколько раз переделывали в первой половине девятнадцатого века. Вокруг дворца располагается большой пейзажный Павловский парк. Над его созданием работал Чарльз Камерон, Андрей Воронихин и Винченцо Бренна. 

  • История Павловска началась в 1777 году. Именно тогда императрица Екатерина II подарила земли у берегов реки Славянки (в 26 километрах от Cанкт-Петербурга) своему сыну Павлу I и его супруге Марии Федоровне. Молодая чета на тот момент только обрела первенца. Место, названное село Павлово, должно было стать уютным семейным гнездышком. В парке были возведены первые деревянные постройки: «Долина Марии» (Мариенталь) и «Павлова утеха» (Паульлюст). 
  • Стоит отметить, что именно Павловский парк стал одним из крупнейших во всей Европе. Более шестисот гектар составила общая площадь пейзажного парка. Его отличает красота, гармония. Природный ландшафт органично сочетается с изысканными архитектурными сооружениями.

 

  • Создавался ансамбль в два этапа на протяжении пятидесяти лет. Сначала возвели дворянскую усадьбу в классическом русском стиле, в ней уже были пейзажный парк и дворец. Строительством в 1782–1796-е годы занимался Чарльз Камерон. В 1796-й год, когда император Павел I взошел на престол дворец был разрушен и на его месте была построена новая летняя резиденция.
  • Перед фасадом был установлен памятник Павлу I. Он представляет собой своеобразное подражание скульптуре Людовика XIV, которая стоит перед Версалем.

 

  • 1837-й год становится временем перерождения Павловска. В стране тогда проложили первую железную дорогу, а город Павловск сделали её конечной станцией. Петербуржцы по-новому открыли для себя эти места, а Павловск превратился в любимое место отдыха.
  • В 1917-м году Павловск признали музеем. В 1983-м году комплекс получил статус музея-заповедника. До середины 20-х годов ценности из дворца активно вывозились и продавались за границу. 

 

  • В годы Второй мировой войны был нанесён серьёзный урон дворцово-парковому ансамблю. Ценности из музея эвакуировали в первые дни войны, однако сам комплекс был оккупирован нацистами. Когда они отступали в 1944-м году, здание дворца было подожжено и разграблено. Специалисты отметили, что очень сильно пострадал парк, но дворец было возможно восстановить. Даже внутренняя отделка во многих помещениях оказалась целой. Мастера приступили к реставрации Павловского дворца. Завершили работы только в 1978-м году, но первые залы открыли для посещения уже в 1957-м году.

 

  • Государственный музей-заповедник Павловск включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
  • В музее-заповеднике «Павловск» содержатся 47337 единиц хранения – от живописных полотен до предметов декоративно-прикладного искусства. 

  

Сегодня посетителям музея открыты 45 залов Павловского дворца.Павловский дворец – сердце всего ансамбля и главное здание нынешнего музея. В своем плане дворец напоминает подкову – от центрального корпуса, увенчанного куполом, расходятся в обе стороны закругленные галереи из колонн, соединяющие его со служебными корпусами. На главном фасаде мало скульптуры, украшен он сдержанно и торжественно. 

В состав ансамбля входит множество различных построек:

 

 

 

Редакция сайта Пушкин.ру

pushkin.ru

Режим работы

Павловский парк

Входные билеты

Открыт для посещения ежедневно с 06:00 до 23:00.

Экскурсия по Павловскому парку проводится по субботам и воскресеньям, а также в нерабочие праздничные дни в 13:00 (группа от 2 до 19 человек).

В парке для осмотра открыты:

  • Собственный садик императрицы Марии ФедоровныВходные билетыВремя работы ежедневно с 11:00 до 19:00.Время работы кассы на входных зонах в Павловский парк с 10:00 до 17:30.Время работы кассы на Парадном плацу с 10:00 до 18:00.Время работы терминала по продаже билетов с 11:00 до 18:30.Терминал расположен у входа в Собственный садик.Экскурсии проводятся по субботам и воскресеньям, а также в нерабочие праздничные дни по сеансам: 14:00, 16:00 (группа от 5 до 20 человек).
  • Садоводство БодеВходные билетыВремя работы ежедневно с 11:00 до 19:00.Время работы кассы на входных зонах в Павловский парк с 10:00 до 17:30.Время работы кассы на Парадном плацу с 10:00 до 17:30.Время работы терминала по продаже билетов с 11:00 до 18:30.Терминал расположен у входа в Садоводство Боде.
  • Павильон «Храм дружбы»Входные билетыВремя работы экспозиции с 11:00 до 18:00.Выходные дни: понедельник, вторник.
  • Розовый павильонВходные билетыВремя работы экспозиции с 11:00 до 18:00.Время работы кассы с 11:00 до 17:30.Выходные дни: понедельник, вторник.
  • Павильон «Холодная ванна»Входные билетыВремя работы экспозиции с 11:00 до 18:00.Выходные дни: понедельник, вторник.Время работы кассы на входных зонах в Павловский парк с 10:00 до 16:30.Время работы кассы на Парадном плацу с 10:00 до 17:00.
  • Павильон «Пиль-башня»Входные билетыВремя работы экспозиции с 11:00 до 18:00.Выходные дни: понедельник, вторник.
Павловский дворец

Открыт для посещения с 10:00 до 18:00.Время работы кассы на входных зонах в Павловский парк с 10:00 до 16:30.Время работы кассы на Парадном плацу с 10:00 до 17:00.Вход в Павловский дворец закрывается в 17:15.

Основные экспозиции (Центральный корпус)

Выходные дни: первый понедельник месяца.

Выставки

Постоянные выставки

  • «Мир женщины и её увлечений» - Центральный корпус дворца, Хоры Итальянского зала, III этажВходные билетыПри отсутствии билета на экспозиции Жилые комнаты и Парадные залы дворца - посещение по сеансу в 11:00.Время работы терминала по продаже билетов на I этаже Павловского дворца с 10:00 до 17:15.Время работы терминала по продаже билетов на III этаже Павловского дворца с 10:00 до 17:30.Выходные дни: вторник, пятница, первый понедельник месяца.
  • «Музей костюма» - Северный полуциркульный корпус дворца, I этажВходные билетыВыставка открыта для посещения: пятница, суббота, воскресенье и первый понедельник месяца.Время работы выставки с 10:00 до 18:00.Время работы терминала по продаже билетов с 10:00 до 17:30.Терминал расположен у входа на выставку.Выходные дни: вторник, среда, четверг, 2-ой, 3-ий, 4-ый и 5-й понедельники месяца.
  • «Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск» - Церковный корпус дворца, Парадные залы дворца, Дворцовая церковь, I этажВходные билетыВыставка открыта для посещения: суббота, воскресенье.Посещение по сеансам: в 11:00, в 13:00 и в 15:00.Продажа билетов осуществляется с 10:00 до 14:30.Посещение в будние дни только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
  • «Открытый Фонд русского фарфора» - Северный прямоугольный корпус дворца, вход с плаца, II этажВходные билетыПосещение только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
  • Мемориальный кабинет А.И. Зеленовой - Южный полуциркульный корпус дворца, I этажВходные билетыПосещение только группами по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.
  • Фотовыставка «Из пепла и руин», посвященная истории музея в XX веке - Южный полуциркульный корпус дворца, I этажВходные билетыПосещение только по предварительным заявкам по телефону: +7 (812) 452-15-36.

Временные выставки

  • «Великий князь Александр Николаевич и Павловск. К 200-летию императора Александра II» - Центральный корпус дворца, Парадные залы дворца, Библиотека Росси, II этажВходные билетыВыставка открыта для посещения ежедневно с 22 июня до 16 сентября.Выходные дни: первый понедельник месяца.Время работы выставки с 10:00 до 17:30.Время работы кассы с 10:00 до 17:00.
  • «Кружево и веера. Из собрания ГМЗ «Павловск» - «Музей костюма», Северный полуциркульный корпус дворца, I этажВходные билетыВыставка открыта для посещения: пятница, суббота, воскресенье и первый понедельник месяца.Время работы выставки с 10:00 до 17:30.Время работы терминала по продаже билетов с 10:00 до 17:00.Терминал расположен у входа на выставку.Выходные дни: вторник, среда, четверг, 2-ой, 3-ий, 4-ый и 5-й понедельники месяца.
  • «Подобны ангелам небесным» - Центральный корпус дворца, Парадные залы дворца, Кавалергардская, II этажВходные билетыВыставка открыта для посещения ежедневно до 11 ноября.Выходные дни: первый понедельник месяца.Время работы выставки с 10:00 до 17:00.Время работы кассы с 10:00 до 17:00.

В праздничные дни администрация оставляет за собой право открыть для посещения только Парадные залы. Возможны изменения в расписании по распоряжению администрации.

www.pavlovskmuseum.ru

Музей-заповедник «Павловск»

"Храм дружбы". Павловск. В окрестностях Санкт-Петербурга находится множество красивейших и достойных посещения мест. К ним, несомненно, относится и музей — заповедник «Павловск», который ежегодно посещают около полутора миллионов туристов. Многие из них ограничиваются осмотром дворца и части парковой зоны, однако на его территории есть и другие достопримечательности, о которых стоит узнать более подробно.

Кроме того, Павловск расположен в живописном месте на реке Славянка, и потому путешественники могут любоваться не только замечательной архитектурой, но и великолепными пейзажами окружающей природы.

История музея-заповедника «Павловск»

В 13-м столетии на берегу реки Славянка появилось первое поселение — «Городок на Славянке», центром которого была деревянная крепость. Долгое время живописные угодья современного Павловска служили российским императорам излюбленным местом для охоты. В частности, сюда любила наведываться со своей свитой Екатерина II, благодаря которой и началось настоящее обустройство Павловска. Императрица преподнесла в дар эти прекрасные владения своему сыну цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге Марии Федоровне в честь рождения сына.

Первым делом здесь были возведены две небольших деревянных усадьбы – «Паульлюст» (Утеха Павла) и «Мариенталь» (Долина Марии). Затем вместо «Паульлюста»  был сооружен Павловский дворец, а на месте второго здания — крепость «Бип». В те времена населенный пункт именовался просто — Павловским селом. Первоначально именно здесь цесаревич Павел хотел создать собственную резиденцию, однако позже выбрал для этого Гатчину. После вступления на престол Павел своим указом присвоил поселению статус города и передал Павловск своей супруге Марии Федоровне, которая проживала во дворце даже после смерти мужа.

"Крепость Бип". Павловск. «Крепость Бип». Павловск.

После кончины императрицы Марии Федоровны Павловск был передан брату Николая I — Михаилу Павловичу. При нем город стал динамично развиваться: строились дороги,  были сооружены приют для детей и специальное образовательное заведение для обучения детей простых горожан и купцов.

В 19-м столетии город стал излюбленным местом культурной жизни. Благодаря установленному железнодорожному сообщению с Санкт-Петербургом, Павловск превратился в популярный дачный пригород. Здесь часто устраивали увеселительные мероприятия, а на Павловском вокзале можно было послушать известнейших музыкантов того времени.

После переворота 1917г. населенный пункт был переименован в честь революционерки Веры Слуцкой в Слуцк. Однако, до музея-заповедника никому не было дела: здания пришли в упадок, а значительную часть ценных коллекций попросту разворовали. Кроме того, территория серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны.

В 1944 году городу вернули прежнее историческое название – он снова стал именоваться Павловском. Спустя два года, в 1946 году, начались масштабные работы по восстановлению музея-заповедника, которые продолжались несколько десятилетий.

С 1989 года Павловск включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности музея-заповедника «Павловск»

Несмотря на множество архитектурных достопримечательностей, в том числе Павловский дворец, здесь Вы не встретите той роскоши, которая отличает «Петергоф» или «Царское село». Пожалуй, главным достоинством Павловска является невероятная природа и потрясающие парки, где хочется не спеша прогуливаться, наслаждаясь окружающей красотой. Тем не менее, познакомимся поближе с популярными местами музея-заповедника.

Павловский дворец

Работы по возведению дворца велись в 1782-87 годах по проекту Чарльза Камерона. После коронации Павла I в 1796 году было решено придать дворцу более торжественный вид. К выполнению этой задачи приступил итальянский архитектор Винченцо Бренне.

Мост Кентавров и Павловский дворец. Мост Кентавров и Павловский дворец.

Позднее во времена великого князя Константина Николаевича (сына Николая I), который очень много путешествовал и привозил из поездок различные произведения искусства, в комнатах здания были созданы Музей древностей и Картинная галерея. Экспозиция была представлена древнеримскими предметами, аттиками Кавалерского зала и Комнатой саркофагов.

Планировка Павловского дворца напоминает подкову. Главный фасад декорирован сдержанно, его украшают белые колонны, лепнина и несколько скульптур. Над зданием возвышается купол с расставленными опорными элементами. Перед строением с фасадной части стоит памятник императору Павлу I .

На сегодняшний день Павловский дворец является музейным комплексом. Его гости могут посетить более 45 залов с уникальными интерьерами, в которых выставлены уникальные коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Интерьеры Павловского дворца. Интерьеры Павловского дворца.

На первом этаже находятся: комнаты императрицы Марии Федоровны (а именно: Туалетная комната, Пилястровый кабинет, Камердинерская, кабинет Фонарик и кабинет Палатка), мемориальный кабинет Анны Зеленовой, которая руководила музеем-заповедником с 1944 по 1978 годы, фотовыставка «Из пепла и руин», галерея Гонгазо – уникальный образец наружной фресковой живописи, Музей костюма, а так же вспомогательные помещения: кафе, ресторан, гардероб и т.д.

На втором этаже расположены: Египетский вестибюль, Парадная лестница, Итальянский зал, Туалетная комната Павла I, кабинет и библиотека Росси, Малый кабинет и Парадная библиотека Павла I, Ковровый кабинет, Зал войны, Греческий зал, Зал мира, Библиотека императрицы Марии Федоровны, Парадная спальня, Картинная галерея, Тронный зал, Кавалерский зал, Церковь и другие интересные помещения.

Третий этаж познакомит Вас с музейными экспозициями «Русский жилой интерьер XIX века» и «Мир женщины и её увлечений».

Интерьеры Павловского дворца. Интерьеры Павловского дворца.

Кроме роскошной отделки, особой ценностью обладают удивительные произведения западноевропейских художников: австрийских, английских, голландских, датских, испанских, итальянских, немецких, фламандских, французских и конечно же русских мастеров. Из предметов декоративно-прикладного искусства стоит выделить гарнитуры из фарфора. К достойным внимания экспонатам относятся и интересные мебельные гарнитуры. Стоит отметить работы француза Анри Жакоба и немца Давида Рентгена, а также мебельные комплекты по эскизам архитектора Воронихина.

Павловский дворец и парк. Павловский дворец и парк.

Всего в музейном комплексе Павловского дворца насчитывается более 60 тысяч ценных экспонатов.

Павловский парк

Павловский парк является одним из самым масштабных парков Европы — он раскинулся на площади в 600 гектар. Великолепный ландшафт гармонично сочетается с красивейшими старинными постройками и скульптурами.

Павловский парк. Павловский парк.

Ранее упоминалось, что парк очень удачно расположен – в долине реки Славянки. Пейзажный ландшафт создавался с небольшими изменениями природных условий. Такое оформление кардинально отличается от регулярной планировки, характерной для времен начала 18-го века. Здесь нет четких дорожек и оформленных кустарников, но деревья распределены красивыми группами. Ландшафт смотрится натурально. В рельеф местности замечательно вписываются мосты, пруды и всевозможные сооружения. Большой уголок северной природы, благодаря таланту разных архитекторов перевоплотился в настоящий шедевр паркового искусства.

Учитывая грандиозные размеры парка – для большего удобства, в плане навигации по нему, парк делится на семь районов: Придворцовый район, Долина реки Славянка, Большая звезда, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Белая береза и Парадное поле.

Рассмотрим районы Павловского парка, обратив внимание на главные их достопримечательности.

Придворцовый район
Собственный садик

Собственный садик находится в так называемом Центральном (Придворцовом) районе Павловского парка. Он расположен под окнами личных покоев императрицы Марии Федоровны, возле южного фасада дворца.

Сад был обустроен в стиле французско-голландских садов 17-18 столетия. Его небольшая территория (около 0,5 гектара) имеет четкую геометрическую планировку, кроме того, она украшена различными скульптурами и декоративными элементами. С террасы Собственного сада открывается потрясающий вид на Мариентальский пруд и окружающие его холмистые берега – ранее эту территорию называли Русской Швейцарией.

Павильон Трех граций

На террасе Собственного садика расположена ещё одна достопримечательность Придворцового района – Павильон Трех граций. Павильон так назван в честь скульптуры «Три грации», выполненной итальянским мастером из цельного куска мрамора. Данную скульптуру император Александр I подарил своей матери – императрице Марии Федоровне.

Павильон «Вольер» и Вольерный участок
Павильон "Вольер". Павловск. Павильон «Вольер». Павловск.

По замыслу архитектора Чарльза Камерона в павильоне «Вольер» должны были располагаться клетки с певчими птицами: соловьями, малиновками, щеглами и т.д., для услады слуха отдыхающих в парке. Позднее он стал просто приятным местом для отдыха.

Павильон Росси

Павильон Росси, названный в честь спроектировавшего его архитектора, является памятником императрице Марии Федоровне. Павильон был построен по указанию великого князя Константина Константиновича в 1914 году.

Кроме того, к Придворцовому району относятся следующие достопримечательности: памятник императору Павлу I, Тройная липовая аллея, Павловский лабиринт, Театральные ворота, Большая каменная (Итальянская) лестница, Большие круги, павильон «Молочня», Турецкая беседка, Мост у северного корпуса дворца.

Район Долины реки Славянка
Павильон «Храм Дружбы»
"Храм дружбы". Павловск. «Храм дружбы». Павловск.

Павильон «Храм Дружбы», расположенный в районе Долины реки Славянка, является, пожалуй, главным символом Павловского парка. Он построен архитектором Чарльзом Камероном в 1782 году на живописном полуостровке, который был образован изгибом реки Славянка. Павильон посвящен памяти императрицы Екатерины II.

Колоннада Аполлона
Колоннада Аполлона. Павловск. Колоннада Аполлона. Павловск.

Колоннада Аполлона, выполненная в античном стиле, несомненно является одним из шедевров Павловского парка. Императрица Мария Федоровна, много путешествовавшая по Европе, однажды в своем письме из Италии написала следующее: «Колоннада и Храм в Павловске мне дороже всех красот Италии».

К району Долины реки Славянка так же относятся: Павильон Холодная баня, мост Кентавров, Чугунный мост у Храма Дружбы и Висконтиев мост, Пиль-башня и Руины у Елизаветина павильона.

Район Парадное поле

Император Павел I хотел использовать Парадное поле, как место для проведения воинских учений, однако после его смерти по поручению Марии Федоровны итальянский архитектор Пьетро Гонзаго создал на этой территории прекрасный ландшафт.

В районе Парадное поле располагаются следующие достопримечательности: Олений мост, Мемориал памяти жертв Революции, Колонна княгини Ливен и другие.

Район Старая Сильвия

Один из самых компактных районов Павловского парка – Старая Сильвия ( от лат. Silva — лес ). Он представляет собой рощу с преимущественно хвойными деревьями. Несмотря на небольшую площадь, эта часть парка заслуживает внимания своей красотой, к тому же здесь находятся следующие достопримечательности: композиция Двенадцать дорожек, Старосильвинские пруды, Руинный каскад и Памятник родителям.

Руинный каскад. Павловск. Руинный каскад. Павловск.
Новая Сильвия

Рядом со Старой Сильвией находится ещё один район — Новая Сильвия. Он расположен вдоль реки Славянки и представляет собой территорию, покрытую густым лесом.

Мавзолей супругу-благодетелю

В районе Новой Сильвии есть Мавзолей супругу-благодетелю, который сооружен Марией Федоровной в память о муже – императоре Павле I. Постройка выполнена в стиле античного храма, её стены украшены фризом со скорбными масками, а внутри — статуя женщины, оплакивающая урну с прахом.

Кроме того, в этой части Павловского парка можно увидеть колонну «Конец света», сделанную из розового мрамора, которая находится на берегу реки и статую Аполлона Мусагета.

Район Большая Звезда

Район Большая Звезда носит такое название благодаря своей планировке: от его центральной площадки в разные стороны расходятся дорожки-лучи. В этом районе занимались верховой ездой, а так же совершались прогулки в экипажах.

Здесь расположены: павильон «Круглый зал», Вокзальные пруды и другие достопримечательности.

Район Белая Береза

Район Белая Береза – это крупнейший район Павловского парка общей площадью около 250 гектаров.

Основными его достопримечательностями являются: Розовый павильон, Круг белых берез (окруженная березами круглая площадь) и необыкновенно красивый участок парка, который так и называется – «Самое красивое место».

Помимо самостоятельного посещения музея-заповедника «Павловска», можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Кроме того, здесь регулярно проходят лекции, концерты, фестивали и другие мероприятия. Летом на территории парка можно совершить прогулку на конном экипаже или электромобиле, а так же воспользоваться услугами лодочной станции или арендовать велосипед в пункте проката. Зимой все желающие могут покататься на лыжах по Павловскому парку. Живописные просторы музея-заповедника идеально подойдут для свадебной фотосессии или съемки видео.

Надеемся, что данная статья будет полезна всем, кто планирует посетить музей-заповедник. В ней мы постарались рассказать о самых популярных достопримечательностях «Павловска». Желаем Вам увидеть эту красоту своими глазами!

Как добраться до музея-заповедника «Павловск»

Павловск находится примерно в 25 км от Санкт- Петербурга. На общественном транспорте добраться сюда можно следующими способами:

  1. Электричкой:

С Витебского вокзала – с которого в сторону Павловска идут все поезда. Ближайшая к Витебскому вокзалу станция метро – «Пушкинская».

С ж/д станции «Купчино», которая находится рядом с одноименной станцией метро «Купчино».

2. Автобусами и маршрутными такси от станций метро «Московская» и «Купчино».

spbguidebook.ru