|
Монголо-татарский поход на Киев в 1240-м году. История России.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Вадима Каргалова «Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век», посвящённый монголо-татарскому походу на Киев в 1240-м году.
—
Первой и главной целью монголо-татарского похода на запад осенью 1240 года был Киев, столица Южной Руси, «мать городов русских», как называл его народ. О богатствах этого великого города складывались легенды, золоченые купола многочисленных киевских соборов и церквей привлекали к себе жадные глаза кочевых завоевателей. Кроме того, Киев был сильной крепостью, без разрушения которой дальнейший поход на запад становился невозможным.
Однако монголо-татары не пошли прямо на Киев. Форсировать полноводный Днепр в непосредственной близости от укреплений столицы было делом рискованным. Батый переправился через Днепр южнее города, там, где в поросских землях находились поселения «черных клобуков».
«Черные клобуки» (так называли кочевников, перешедших на службу к киевским князьям) прикрывали Киевскую Землю со стороны степей. Об их укрепленные поселения не раз разбивались волны половецких набегов. И на этот раз отряды «черных клобуков» и русские гарнизоны замков-крепостей по реке Роси первыми встретили завоевателей.
Источники почти не сохранили сведений о сражениях на укрепленных линиях Киевской земли, которые были построены вдоль реки Роси для защиты от кочевников еще в древности. Персидский историк Рашид-ад-дин отмечает кратко, что осенью 1240 года «Бату с братьями, Бури и Бучек, направились походом в страну русских и черных шапок [«черных клобуков»]». Только безмолвные развалины поросских городов-крепостей, погребенные под слоем пепла, свидетельствуют о проходивших здесь ожесточенных сражениях. Самые яркие памятники тех драматических событий — городища на Княжьей горе и на горе Девиц. Археологические раскопки на этих городищах дают возможность в какой-то степени воссоздать картины героической борьбы защитников Киевской земли с монголо-татарскими завоевателями, дополняя скупые записи летописцев.
Археологические раскопки феодального города-крепости на Княжьей горе, близ устья реки Роси, которые проводились еще с конца прошлого столетия, неопровержимо свидетельствуют об упорных боях. Между тесно построенными жилищами, под обгорелыми развалинами обнаружены на небольшой глубине черепа и скелеты павших защитников крепости. Многочисленные находки оружия свидетельствуют об осаде городка: одних наконечников стрел археологами обнаружено около 200! Богатые клады, закопанные жителями городка при приближении неприятеля, так и остались в земле. Видимо, их владельцы погибли, унеся в могилу свои секреты. Всего на Княжьей горе было найдено более десяти кладов, причем они лежали на небольшой глубине (что говорит о поспешности закапывания). Многие вещи носили следы пожара. Один из кладов был обнаружен у основания столба сгоревшего жилища, среди черепков глиняного сосуда, другой — в глинобитной печи. Гибель городка была настолько неожиданной и быстрой, что жители бросили в жилищах все свое имущество, начиная от лемехов плугов и утвари и кончая драгоценностями.
Важно, что археологи сумели точно установить время военной катастрофы, уничтожившей городок-крепость на Княжьей горе. В слое пожарища были найдены византийская монета XIII века и вислая печать митрополита Кирилла Грека, который жил в Киевской земле незадолго до нашествия полчищ Батыя.
Не менее яркую картину осады и гибели городка-крепости дают археологические раскопки на горе Девице (Нижняя Рось). Здесь также были обнаружены многочисленные остатки оружия (наконечники копий и стрел, мечи, сабли), костяки павших в битве воинов, обгоревшие деревянные укрепления. Очень показателен факт, что около половины наконечников стрел городища на горе Девице были ромбовидные, татарские, причем большая часть их найдена на внутренней стенке рва, куда они попали от осаждавших городок врагов. Под развалинами сгоревших жилищ было обнаружено множество ценных вещей, брошенных при поспешном бегстве, украшения из золота и серебра, ремесленные изделия из железа, бронзы, кости. Здесь так же, как и на Княжьей горе, зарытые клады не были изъяты владельцами, погибшими от татарских сабель.
Отряды «черных клобуков» и немногочисленные русские гарнизоны не сумели сдержать бешеный натиск завоевателей. Укрепленная линия на Нижней Роси, неоднократно отбивавшая набеги половцев, была прорвана монголо-татарами. Защитники городков-крепостей, расположенных по среднему течению реки, отступили. Археологические раскопки городищ в этом районе дают совершенно иную картину, чем на Княжьей горе или горе Девице: находки погибших людей редки, все ценное имущество было заблаговременно вывезено.
Преодолев Рось, монголо-татарские полчища двинулись по правому берегу реки Днепра на север, к Киеву. Феодальные замки и крестьянские поселения, встречавшиеся им на пути, безжалостно уничтожались. Советский археолог В. И. Довженок, проводивший исследования в бассейнах рек Роси и Россавы, обнаружил 23 домонгольских городища и селища. Все они уничтожены монголо-татарскими завоевателями и больше не восстанавливались.
Один за другим гибли замки-крепости, прикрывавшие столицу: Витичев, Василев, Белгород. В ноябре передовые отряды Батыя подошли к стенам Киева.
Древняя столица Руси, расположенная на высоких холмах над Днепром, была сильно укреплена. Мощный оборонительный пояс вокруг Киева создавался в течение нескольких веков, достраивался и совершенствовался. С востока, юга и запада Киев прикрывали валы «Ярославова города», которые достигали высоты 12 метров. Общая протяженность валов «Ярославова города» превышала три с половиной километра. По словам советского историка М. К. Каргера, автора большого монографического исследования по истории древнего Киева, «валы Ярославова города по своей мощи не имели равных в истории древнерусской фортификации». Над валами высились деревянные стены, усиленные каменными надвратными башнями.
Вторым укрепленным рубежом были валы и стены древнего «города Владимира». Наконец, внутри этого города имелись укрепления вокруг «Ярославова двора», которые тоже могли служить укрытием для обороняющихся. Каменными твердынями поднимались над улицами и перекрестками киевские соборы и церкви. Каждая из них являлась узлом обороны: крепкие стены «храмов божьих» выдерживали даже удары камнеметных машин. Недаром последний бой во время осады города разгорелся возле каменной «Десятинной церкви».
Киев, конечно, мог оказать завоевателям долгое и упорное сопротивление, если бы был заблаговременно подготовлен к обороне и снабжен сильным гарнизоном. Но этого не произошло. Как и в других областях Руси, князья не сумели организовать оборону.
Накануне нашествия Батыя, несмотря на непосредственную опасность, в Южной Руси незаметно никаких попыток князей объединить свои силы для отражения врага. Продолжались княжеские усобицы. Когда князь Михаил Всеволодович из Киева бежал «пред татары в Угры» (Венгрию), а новый киевский князь Владимир Рюрикович умер, освободившийся киевский «стол» поспешил захватить один из смоленских князей — Ростислав Мстиславич. Вскоре Ростислав Мстиславич был изгнан из Киева более сильным соперником, князем Даниилом Галицким. В городе был оставлен галицким князем свой воевода «тысяцкий Дмитр», который не имел достаточно войска. Киев фактически был предоставлен своим собственным силам. Никакой помощи от других южнорусских княжеств он не получил. Вся тяжесть обороны города легла на плечи народных масс: ремесленников, крестьян окрестных сел, торговых людей посада.
Огромное монголо-татарское войско окружило Киев со всех сторон. По словам южнорусского летописца, Батый окружил Киев таким «множеством силы своей», что не слышно было человеческого голоса от скрипения телег, рева верблюдов и ржания коней.
Основной удар монголо-татары наносили с юга, от «Лядских ворот». Здесь были поставлены Батыем многочисленные «пороки», метавшие в стены тяжелые каменные глыбы. После длительного обстрела «пороки», непрерывно бьющие день и ночь, «выбили стены».
Под напором превосходящих сил врага защитники города шаг за шагом отступали. После ожесточенного боя на развалинах стен монголо-татары захватили вал «Ярославова города». Однако они были настолько ослаблены упорным сопротивлением киевлян, что не сумели сразу развить успех и ворваться на плечах отступавших защитников в глубь города. По сообщению летописца, завоеватели «сидели того дня и ночи» на внешнем валу. Защитники Киева во главе с раненным в дневной битве воеводой Дмитром отступили в «город Владимира» и укрепились на его стенах.
Наутро сражение возобновилось. Многие киевляне погибли в бою, другие изнемогали от многочисленных ран. Между тем к противнику непрерывно подходили свежие силы. Враги перевалили укрепления «города Владимира». Начался бой внутри города.
Киевляне обороняли каждый дом, каждую улицу. Только по трупам защитников древней столицы, задыхаясь в дыму пожаров, теряя множество воинов убитыми и ранеными, Завоеватели продвигались вперед. Археологические раскопки, проведенные за стеной «города Владимира» (в районе нынешней Б. Житомирской улицы), хорошо иллюстрируют этот Этап героической обороны Киева. В развалинах обгоревших жилищ, в непосредственной близости от «Батыевых ворот», археологи обнаружили лежавшие в беспорядке костяки погибших защитников города.
Последним оплотом обороняющихся стала «Десятинная церковь». За ее крепкими каменными стенами собрались уцелевшие горожане. Из узких окошек на монголо-татар полетели стрелы. Каменная церковь, переполненная людьми, рухнула под ударами монголо-татарских «пороков».
6 декабря 1240 года, после девятидневной осады, Киев пал. Город был страшно опустошен, большинство построек погибло в огне. Завоеватели жестоко расправились с непокорными киевлянами. По сообщению летописца, «люди от мала до велика все убиены мечом». Киев надолго утратил значение крупного городского центра.
—
Просмотров: 25546
Источник: Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. М.: Книжный дом «Либроком», 2011. С.78-82.
statehistory.ru в ЖЖ:
Влияние монгольского вторжения на мусульманский мир и политические, экономические и социальные разветвления Мохаммада Икбала :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
36 страниц
Опубликовано: 3 сентября 2021 г.
Просмотреть все статьи Мохаммада Икбала
Исследования Южной Азии, Мельбурн, Австралия; Университет RMIT, Мельбурн, Австралия
Дата написания: 5 августа 2021 г.
Резюме
Монгольское вторжение в мусульманский мир началось в 1217 году и продолжалось до 1305 года. Монголы, после завоевания северного и восточного Ирана, в конце концов приняли ислам в качестве своей религии. Монгольская империя изменилась после обращения в ислам, что помогло объединить их империю. Монголы сделали своим языком персидский и отчасти турецкий языки и восстановили разрушенные ими иранские города. Монголы контролировали «Шелковый путь» и превратили его в «единый торговый путь» «культурной диффузии и ассимиляции». Наконец, в 1260 году мамлюки-мусульмане смогли победить монголов в битве при Айн-Джалуте в северной Палестине. Однако полное разрушение исламской империи завершилось в 1258 году захватом и разрушением Багдада монголами и положило конец «золотому веку» ислама. Подрывное воздействие продолжалось веками, и мусульмане так и не смогли вернуться к своей утраченной славе. Мусульмане оставались подавленными на протяжении веков, а их экономика и культура лежали в руинах. Разветвления были неремонтопригодными, незаменимыми и непреодолимыми, поскольку центр образования и научных исследований перемещался на запад. Мусульманские общества веками оставались искалеченными и превратились в класс зачаточных торговцев и рабочих. Большинство мусульман в смешанном обществе были подавлены очень ограниченным доступом к высшему образованию и престижной работе. Однако с отступлением монголов и возникновением «Османской империи» мусульмане смогли восстановить часть утраченной славы, но никогда не стать единой державой, как это было в домонгольскую эпоху. Именно обращенные монголы приняли ислам и ассимилировались с местными культурами, которые, в свою очередь, пытались примирить, повлиять и укрепить мусульманские «ильханаты» или регионы. Фактом является то, что в прошлом было проведено не так много исследований о негативном влиянии монгольского нашествия на мусульманское население, что, в свою очередь, побудило к проведению этого исследования.
Ключевые слова: Монгольское нашествие, Культурная диффузия и ассимиляция, Ильханство, Османская империя
Рекомендуемое цитирование:
Рекомендуемая ссылка
Икбал, Мохаммад, Влияние монгольского вторжения на мусульманский мир и политические, экономические и социальные последствия (5 августа 2021 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3899594 или http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3899594
У вас есть вакансия, которую вы хотели бы рекламировать в SSRN?
Похожие электронные журналы
Обратная связь
Обратная связь с SSRN
Обратная связь
(требуется)
Эл. адрес
(требуется)
Если вам нужна немедленная помощь, звоните по номеру 877-SSRNHelp (877 777 6435) в США или +1 212 448 2500 за пределами США с 8:30 до 18:00 по восточному поясу США с понедельника по пятницу.
Вспоминая монгольское нашествие и разрушения Багдада
КАИР — 23 июня 2017 г.: 1200-е годы выглядели хорошо для исламского мира. Крестоносцы потерпели поражение, а Иерусалим был освобожден в 1187 году, исмаилитские Фатимиды, наконец, перестали беспокоить мусульманский мир в середине 1100-х годов, а в Персии возникла могущественная Хорезмийская империя. Однако все это скоро изменится, когда безжалостные монголы проберутся в Юго-Западную Азию. Разрушения и опустошения, которые они оставили на своем пути, вряд ли можно было увидеть где-либо еще в истории.
Кто такие монголы?
Монголы были племенем кочевников из Центральной/Северной Азии. Они жили в степях этого региона, полагаясь на кочевой образ жизни постоянного перемещения как образ жизни. Они навсегда зависели и были привязаны к своим лошадям, которые были их основным средством передвижения. В религиозном отношении они были политеистическими анимистами. Они так и не создали большую организованную империю, а вместо этого остались свободной коалицией племен к северу от Китая.
На протяжении всей истории они обычно воевали со своими соседями. Китай на самом деле построил Великую Китайскую стену во время правления императора Шихуанди (247-221 гг. до н.э.), чтобы удержать монголов и других от своих деревень. Монголы также враждовали с другими племенными группами в Центральной Азии, такими как тюркские племена и татары.
Чингисхан
Монгольская (и мировая) история навсегда изменилась во время правления Чингисхана. Он был вождем монгольского племени с 1206 по 1227 год. Во время своего правления ему удалось объединить многие монгольские племена, а также многочисленные тюркские племена. С большой объединенной группой он приступил к завоеванию всех земель, до которых могли дотянуться монгольские всадники.
Он завоевал большую часть Северного Китая в 1210-х годах. При этом он уничтожил династии Ся и Цзинь, а также завоевал Пекин. Ему также удалось покорить большинство тюркских племен Средней Азии, вплоть до Персии. Это побудило его отправить войска и в Восточную Европу, напав на русские земли и даже на границы германских государств Центральной Европы.
Более важным, чем то, что завоевал Чингисхан, было то, как он завоевал. Он сознательно использовал террор как орудие войны. Если город, который он осаждал, сдавался без боя, его жителей обычно щадили, но они должны были перейти под контроль монголов. Если бы город воевал против монголов, все, включая мирных жителей, были бы вырезаны. Это царство террора во многом объясняет, почему он был таким успешным завоевателем. Люди были более готовы сдаться, чем терпеть резню от его руки. Например, когда он осадил город Герат на территории современного Афганистана, он убил более 1 600 000 человек.
Вторжение в мусульманский мир
Помимо нескольких набегов и резни на окраинах ислама, Чингисхан не вторгался далеко в мусульманский мир. При его преемнике Угедее мусульманский мир по-прежнему не подвергался монгольскому гневу. Однако в 1255 году этот мир закончился. Великий хан Мункэ поставил своего брата Хулагу-хана во главе армии, целью которой было завоевание Персии, Сирии и Египта, а также уничтожение Аббасидского халифата. Целью кампании, по-видимому, является полное уничтожение ислама. Сам Хулагу даже питал очень глубокую ненависть ко всему, что связано с исламом. Многое из этого исходило от его буддийских и христианских советников, которые повлияли на его политику.
Мусульманский мир в это время был не в состоянии противостоять монгольским нападениям. Аббасидский халифат был ничем иным, как оболочкой самого себя, не имевшей власти за пределами Багдада. Большая часть Персии была разобщена, поскольку к тому времени Хорезмийская империя в основном пришла в упадок. Государство Айюбидов, созданное Салах ад-Дином, контролировало лишь небольшие части Ирака и Сирии. В Египте недавняя революция свергла потомков Салах ад-Дина и привела к власти новый мамлюкский султанат. Со своей гигантской армией в сотни тысяч человек Хулагу не встретил особого сопротивления.
Разрушение Багдада
Багдад был основан в 762 году аббасидским халифом аль-Мансуром. На протяжении всей своей истории он был столицей мусульман, а также мира в целом. Библиотеки Багдада не имели себе равных. Дом Мудрости, основанный вскоре после постройки города, был магнитом для самых умных ученых, мыслителей, математиков и лингвистов мира. Халифы были покровителями литературы, науки и искусства.
Хотя к середине 1200-х годов большая часть гламура и важности Багдада исчезла.
Халифы были подставными лицами, которых больше интересовали мирские удовольствия, чем служение Богу через служение людям. Армия Аббасидов фактически не существовала и служила только телохранителями халифа. И научные достижения мусульманского мира теперь были сосредоточены в таких местах, как Каир, мусульманская Испания и Индия.
Именно в этот исторический и знаковый город прибыли монголы в 1258 году. Их армия, насчитывающая более 150 000 солдат, стояла перед городом, который был всего лишь тенью великой столицы мусульманского мира 800-х годов. Осада началась в середине января и продолжалась всего две недели. 10 февраля 1258 года монголы вошли в город халифов.
Началась целая неделя грабежей и разрушений. Монголы не проявляли осторожности, разрушая мечети, больницы, библиотеки и дворцы. Книги из багдадских библиотек были сброшены в реку Тигр в таком количестве, что река почернела от чернил от книг. Мир никогда не узнает по-настоящему, насколько знания были потеряны навсегда, когда эти книги были брошены в реку или сожжены.
Однако более важным, чем книги, была гибель людей. По оценкам, за одну неделю разрушений было убито от 200 000 до 1 000 000 человек. Багдад остался полностью обезлюдевшим и необитаемым. Багдаду потребуются столетия, чтобы снова стать важным городом.
Поражение и последствия
После Багдада монголы продолжили свой путь на запад. Они завоевали Сирию у Айюбидов, с помощью армян и нейтралитета крестоносцев. В Палестине они достигли предела своих завоеваний. Новый мамлюкский султанат Египта под руководством Байбарса нанес поражение монголам в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. Это предотвратило монгольское вторжение в Святые земли Мекки, Медины и Иерусалима. Это также обеспечило безопасность единственной оставшейся могущественной мусульманской империи того времени, мамлюков.
Несмотря на то, что их попытка уничтожить ислам в конечном итоге не увенчалась успехом, монголы оставили глубокий политический, экономический и военный шрам в самом сердце мусульманского мира. Целые регионы обезлюдели. Оросительные каналы, посевные поля и хозяйственная инфраструктура были разрушены без возможности восстановления. Политические институты, такие как халифат, веками объединявшие мусульманский мир, были просто упразднены.
Монгольское Иль-ханство, основанное потомками Хулагу, будет править Персией, Ираком и Анатолией более 100 лет. На протяжении десятилетий и столетий монголы в Юго-Западной Азии медленно обращались в ислам и поглощались персидско-турецкой культурой. Но нельзя отрицать огромное негативное влияние монголов на мусульманский мир в 1200-х годах.