Михаил ильич кошкин биография: КОШКИН Михаил Ильич — Яркипедия

Отец «тридцатьчетвёрки» | Победа РФ

3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги (ныне Пере­славль-Залесский район Яро­славской области) родился будущий прославленный отечественный танковый конструктор, создатель легендарного среднего танка Т-34, Герой Социалистического Труда Михаил Ильич Кошкин.

Оставшись в детстве без отца, подорвавшего здоровье на лесных работах, Михаил Ильич в 11 лет отправился в Москву на заработки. Работал посыльным и подсобным рабочим в булочной и на кондитерской фабрике и до призыва в армию в 1917-м, ни о какой конструкторской деятельности не помышлял.

Попав в окопы на не­мецком фронте, был ранен, лечился в московском госпитале. После революции вступил в Красную Армию, осво­бождал от интервентов Архангельск. Именно здесь будущий конструктор впервые увидел английские танки «Mark V».

Демобилизовавшись в 1921 году, Кошкин работает на средних партийных должностях, на кондитерской фабрике. Тяга к конструированию взяла своё — в 1929 году поступает в Ленинградский политехнический институт. Через пять лет – в 1934 году – Кошкин защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов».

Неординарный конструкторский талант Кошкина был замечен сразу: по настоянию Народного комиссара тяжёлой промышленности Григория Орджоникидзе Михаил Кошкин возглавил конструкторское бюро на Харьковском заводе им. Коминтерна.

В КБ он руководит модернизацией танка БТ-7, а с 1937 года берется за выполнение задания Главного автобронетанкового управления РККА – разработать новый колесно-гусеничный танк.

В середине 1930-х приближение большой войны витало в воздухе, приходилось работать быстрыми темпами. Кошкин понимал, что новый танк должен быть быстроходным, обладать серьезной огневой мощью, высокой проходимостью и крепкой бронёй, способной выдержать артиллерийский огонь.

После выпуска и испытаний нескольких прототипов с учётом опыта советско-финляндской войны на вооружение Красной Армии 19 декабря 1940 года был принят новый средний танк Т-34, который в годы Великой Отечественной войны снискал к себе любовь и уважение наших танкистов.

Созданный под руководством Михаила Кошкина танк стал первой боевой машиной с рациональным расположением наклонных бронеплит и круговой противоснарядной броней.

На первых серийных образцах этой машины устанавливалась 76-мм пушка. Модификация Т-34-85 в 1944 году имела уже 85-мм пушку. Её бронебойный снаряд массой 9 килограммов с расстояния полукилометра и километра пробивал броню 111-мм и 102-мм, что превосходило бронеснаряжение немецких танков.

Отличительной чертой танка стала башня, которая благодаря своей форме получила ласковое прозвище «пирожок». Позже, в 1942 году, ее заменили на шестигранную башню-«гайку», а в 1944 году – на трехместную сварную башню.

Танки Т-34 воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, а после победы в Европе – и против японских милитаристов на Дальнем Востоке.

Спустя 74 года после окончания войны Т-34 занял своё почётное место на постаментах, призванных увековечить память о подвиге советских солдат и офицеров. Свыше 50 подобных мемориалов установлено в городах и деревнях Российской Федерации, Европы, стран СНГ – участниц Великой Отечественной войны. Подобный памятник есть и в столице Германии – Берлине, на Мемориале павшим советским воинам в парке Тиргартен.

В составе экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены десятки образцов бронетанковой техники стран – участниц Великой Отечественной и Второй мировой войн. В частности, здесь можно увидеть весь парк советских бронетанковых войск – от танкеток начала 1930-х годов до таких тяжеловесов, как ИС-3. Особое место в составе экспозиции занимают танки Т-34 и его модификации.

#ам_аг

Михаил Кошкин. Отец Т-34 — История и этнология. Факты. События. Вымысел. — LiveJournal

Михаил Кошкин родился в селе Брынчаги (ныне это Переславский район Ярославской области). Простая крестьянская семья его родителей жила бедно и отец, чтобы прокормить троих малолетних детей, был вынужден заниматься отходничеством, «вахтой», как бы сейчас сказали. В 1905 году он надорвался на лесозаготовках и умер, оставив жену вдовой с тремя малолетними детьми. Пришлось женщине идти в батраки, на заработки в Москву отправился и десятилетний Кошкин, окончивший три класса церковно-приходской школы.

В Москве Кошкин устроился на кондитерскую фабрику учеником пекаря и проработал на ней восемь лет, став рабочим по обслуживанию карамельных автоматов. В начале 1917 года, незадолго до Февральской революции, 19-летний Михаил был призван на военную службу в российскую армию и направлен на Западный фронт в составе 58-го пехотного полка. Провоевал Михаил недолго и уже в августе 1917 года был ранен, после чего прибыл на лечение в Москву, а затем демобилизовался из армии. Но на этом военная карьера вчерашнего рабочего кондитерской фабрики не закончилась. Произошла Октябрьская революция, которую бедняцкий сын и московский рабочий Кошкин горячо приветствовал. Уже 15 апреля 1918 года он вступил добровольцем в железнодорожный отряд РККА, сформированный в Москве, и ушел на фронт.

Михаил Кошкин воевал под Царицыном, затем служил в 3-м железнодорожном батальоне в Петрограде, воевал против британских интервентов в районе Архангельска, во взятии которого он и принимал личное участие.

Когда Архангельск был зачищен от интервентов, 3-й железнодорожный батальон перебросили на Польский фронт, но заболевшего тифом Кошкина оставили в тылу и перевели после лечения в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожного пути и мостов на Южном фронте. Лишь летом 1921 года, после расформирования железнодорожной бригады, Михаил Кошкин был демобилизован из рядов РККА.

Еще в 1919 году, во время Гражданской войны, Михаил Кошкин, служивший на Северном фронте, вступил в ряды РКП (б) и вскоре стал секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады. После демобилизации он окончил военно-политические курсы в Харькове и был командирован в Москву на учебу в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. В это время происходит личное знакомство будущего конструктора с такими знаковыми фигурами советской власти как Сергей Киров и Григорий «Серго» Орджоникидзе.

Казалось бы, дальнейшая карьера Михаила Кошкина должна была развиваться по партийной линии, тем более, что для этого у него биография была идеальной – бедняцкий сын, рабочий, фронтовик Гражданской войны, член РКП (б) с военно-политическим образованием… После окончания Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова, Кошкина направили в Вятку – руководить кондитерской фабрикой. Очевидно, руководство партии вспомнило, что именно на кондитерской фабрике Михаил начинал свой трудовой путь.

Но, побыв во главе фабрики в 1924-1925 гг., Кошкин перешел на должность заведующего агитационно-пропагандистского отдела 2-го райкомитета ВКП (б), затем, с 1926 по 1928 гг. был заведующим Губернской советской партийной школой, заместителем заведующего и заведующим агитационно-пропагандистского отдела губернского комитета ВКП (б) в Вятке. Там же, в Вятке, Михаил Кошкин женился на Вере Катаевой, работавшей в Губпотребсоюзе, у них родилась дочь Лиза.

Однако, будущее партийного чиновника, судя по всему, в какой-то момент перестало привлекать Михаила. В 1929 году он написал письмо лично знакомому ему Сергею Мироновичу Кирову с просьбой дать ему возможность получить техническое образование. Инженерные кадры в то время были очень нужны молодому советскому государству и Кошкин получил разрешение выехать в Ленинград, где был зачислен в Ленинградский технологический институт, откуда вскоре перевелся на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Так, только в 31 год, Михаил Кошкин начал свой путь в инженеры. Никаких поблажек, несмотря на партийность и статус, Кошкин не получал – он честно отучился в вузе пять лет и в 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» на тему «Коробка переменных передач среднего танка». Во время обучения в институте Кошкин получил и первый практический опыт – он поработал перед защитой диплома на Ленинградском заводе опытного машиностроения № 185, проходил практику на Нижегородском автомобильном заводе им. В.М. Молотова (ныне это ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела.

Начинающий инженер очень понравился руководству автозавода и оно даже пыталось ходатайствовать в Наркомате тяжелой промышленности о направлении к ним Кошкина после окончания института, но он смог настоять на своем и продолжил работу в Конструкторском бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, занимавшемся конструированием танков. За 2,5 года Кошкин прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ.

В это время, в середине 1930-х годов, конструкторское бюро занималось разработками двух танков – Т-29 и Т-46-1, представлявших собой модернизированные варианты Т-28 и Т-26 с переводом на колесно-гусеничный ход. Но затем конструкторы пришли к выводу, что подобная модель танков е имеет серьезных перспектив – она слишком дорога и сложна в производстве.

В конце декабря 1936 года Григорий Орджоникидзе, занимавший тогда пост народного комиссара тяжелой промышленности СССР, лично вызвал Михаила Кошкина и принял решение перевести его на Харьковский завод. Руководитель Наркомата счел, что Кошкин, благодаря своим деловым качествам и интеллекту, лучше всего справится с задачей по созданию быстроходного среднего танка, который можно было бы запустить в серийное производство. Танковый отдел Харьковского завода № 183 в то время специализировался на выпуске легких быстроходных танков БТ, находившихся на вооружении РККА. Кошкин был назначен начальником танкового КБ-190 Харьковского завода.

Руководить конструкторским бюро Кошкин стал в очень сложное для отечественного танкостроения время. Как раз шла война в Испании, во время которой была установлена высокая уязвимость танков БТ для артиллерийского огня противника. Требовалась срочная модернизация всего танкового парка РККА, а по сути – его полная замена. И в этой ситуации особую роль предстояло играть отечественным конструкторам.

Михаилу Кошкину менее чем за год работы удалось завершить модернизацию танка БТ-7. Затем он выступил с инициативой создания чисто гусеничного танка А-32, которую поддержал и сам Сталин, предложивший не препятствовать конструкторам. Вскоре, 16 декабря 1938 года, три конструкторских бюро завода были объединены в единое конструкторское бюро КБ-520, а Кошкин был назначен главным конструктором всех трех объединенных конструкторских бюро.

Уже в середине 1939 года в Харькове были представлены опытные экземпляры А-20 и А-32, которые высоко оценили присутствовавшие на испытаниях представители Государственной Комиссии. Они пришли к выводу, что А-20 отличается большой скоростью и подвижностью, а А-32 – высокой проходимостью и хорошей бронезащитой. Но, тем не менее, ни одному из танков не было отдано предпочтение, а конструкторы, тем временем, продолжали разработки по усовершенствованию боевых машин.

Следующие испытания прошли в Кубинке в сентябре 1939 года. Члены комиссии были поражены опытным образцом танка А-32 (Т-32), который понравился всем не только прекрасными ходовыми качествами, но и эффектным внешним видом. Кошкин представил обновленный А-32, оснащенный 76,2 мм пушкой Л-10 и получивший индекс Т-32. Танк планировалось выпустить на замену Т-28, изрядно устаревшему к этому времени.

Однако руководство Наркомата тяжелой промышленности и военное командование продолжало обсуждать, какой же из танков все же стоит запустить в серийное производство. Свои коррективы внесла начавшаяся война СССР с Финляндией, которая вновь продемонстрировала большие изъяны советских танков и остро поставила вопрос о необходимости ускоренной модернизации танкового парка. Кошкин и его сотрудники продолжали работать над дальнейшим совершенствованием модели А-32. В конечном итоге, 19 декабря 1939 года Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 танк А-32 с толщиной брони в 45 мм под названием «Т-34» был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Первые две «тридцатьчетверки» были изготовлены 10 февраля 1940 года, после чего были начаты их испытания. Кошкин лично участвовал в пробеге «Харьков-Москва», чтобы продемонстрировать руководству отрасли и страны преимущества нового танка. Интересно, что все 750 км, несмотря на погодные условия и бездорожье, танки прошли самостоятельно. Это обстоятельство не могло не стать еще одним «козырем» в поддержку «тридцатьчетверки».

17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки Т-34 были представлены высшим руководителям СССР. За маневрами танка наблюдали Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович и сам Иосиф Сталин. Именно эти испытания окончательно решили дальнейшую судьбу танка Т-34. Сталин рекомендовал танк для немедленного запуска в серийное производство.

Но радость от того, что конструкторам удалось создать танк, удовлетворивший требования советского руководства, была омрачена ухудшившимся самочувствием самого Кошкина. Главный конструктор неважно почувствовал себя после того, как простудился во время тяжелого пробега танков из Харькова в Москву. Тем не менее, даже заболев пневмонией, Кошкин продолжал работать. Переутомление и болезнь нанесли еще более серьезные удары по его организму. Кошкин заболел пневмонией, врачи удалили ему одно легкое. В сентябре 1940 года его направили на лечение в заводской санаторий, однако ничего сделать было уже нельзя. 26 сентября 1940 года 41-летний главный конструктор скончался.

Во главе КБ Кошкина сменил Александр Морозов. Именно этот человек получил широкую известность в качестве «отца тридцатьчетверки». Награды не обходили Морозова стороной – в 1943 году он получил первую звезду Героя Социалистического Труда, а в 1974 году стал Героем повторно. Можно сказать, что все основные лавры от запуска в серийное производство Т-34 достались именно Морозову – вполне заслуженно, разумеется, но следовало бы помнить и о первом главном конструкторе, под руководством которого и началась разработка знаменитого танка.

К памяти Михаила Кошкина судьба оказалась менее благосклонной. При жизни он получил несколько наград, включая орден Красной Звезды в апреле 1936 года. В 1942 г. Кошкину посмертно присудили Сталинскую премию, а вот Героем Социалистического Труда посмертно он стал лишь в 1990 году. Несколько мемориальных досок и памятников, улица в Харькове, почтовая марка, выпущенная в 1998 году – так увековечили память конструктора легендарного танка Т-34, без которого победа в войне была бы намного более тяжелой.

[Профиль техники] Т-34 обр. 1940 — Новости

Внимание! Эта новость была опубликована на старой версии сайта. В некоторых версиях браузеров могут быть проблемы с отображением новостей.



В поисках концепции нового танка Красная Армия обратилась к инженеру Михаилу Ильичу Кошкину, который изучал инженерное дело и теперь должен был разработать Т-34 в качестве главного конструктора. Вместе с ним был Александр Александрович Морозов, коллега как по инженерному делу, так и по танкостроительству. Харьковский паровозостроительный завод в Харькове, Украина, был родиной этого знаменитого танка времен Второй мировой войны.

Кошкин приступил к работе над танком нового типа, получив первый опытный образец А-20. В нем использовались исследования проектов BT-IS и BT-SW-2, которые имели наклонную броню. Кошкин убедил Сталина в своем проекте и получил разрешение на постройку второго прототипа, названного А-32, где 32 представляли толщину лобовой брони, аналогичную А-20. Оба были испытаны в Кубинке в 1939 году с дизелем В-2-34. Все еще не удовлетворенный возможностями бронирования и вооружения, был одобрен гораздо более тяжелый вариант А-32: он имел более широкие гусеницы, чтобы он не завязал в менее благоприятных погодных условиях, и был оснащен улучшенным 76-мм L-32. 11 пушка. Кошкин назвал этот новый и одобренный танк «Т-34» после того, как он впервые начал разрабатывать идеи танка.

Немецкое вторжение в СССР, операция «Барбаросса», стало боевым крещением для Т-34 и немецкий вермахт был потрясен, когда этот новый русский танк прибыл в бой. Тем не менее, СССР все же понес огромные потери Т-34 на начальных этапах войны, что в первую очередь можно отнести к плохой подготовке экипажей к новой машине и серьезной нехватке радиооборудования для передачи приказов и сообщения об изменении обстановки во время войны. бой. Другие Т-34 были потеряны из-за механической неисправности, в основном из-за неправильного обращения с их водителями, при этом потери от фактического немецкого огня были гораздо менее значительными.

В War Thunder Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11 отличается большой скоростью и маневренностью, а также хорошими поворотом башни и скоростью перезарядки. Его лучше всего использовать в группах, использующих обходные маневры и фокусирующихся на впечатляющей скорости машины, чтобы застать игроков врасплох. Наклонная броня помогает безопасно проходить через фланги на высокой скорости, даже если вас заметят, так как плохо прицельные вражеские снаряды часто отбиваются. Броневая защита спереди в целом неплохая, что дает Т-34 возможность также довольно хорошо противостоять противостоянию с ранними немецкими танками, особенно при правильном наклоне.

Пушка Л-11 имеет четыре типа снарядов на выбор. Наиболее часто используемый снаряд БР-350А имеет среднюю пробиваемость 72 мм на 100 м и оснащен взрывчатым наполнителем, гарантирующим дополнительный поражающий эффект после пробития. Это делает его наиболее универсальным из всех снарядов, которые может предложить машина, так как проникающая способность и потенциальная летальность хорошо сбалансированы. Снаряд БР-350СП, в качестве альтернативы, предлагает немного более высокую бронепробиваемость 76 мм на 100 метрах, но не имеет взрывчатого наполнителя и, таким образом, полностью полагается на свою кинетическую энергию для нанесения урона.

Для осколочно-фугасных снарядов Т-34 обр. 1940 может иметь доступ к осколочно-фугасному снаряду ОФ-350М для борьбы с небронированными целями и огневыми точками, а также к осколочному снаряду Ш-354Т, который, хотя его часто упускают из виду, представляет собой мощное средство для борьбы с легкобронированной техникой. При среднем пробитии 32 мм на 100 м снаряд слишком слаб, чтобы пробить большую часть лобовой брони, но может быть разрушительным при использовании либо против легких танков, либо против слабобронированных бортов и кормы многих средних танков. Опытный танкист сможет с пользой использовать его характеристики, особенно при игре на моде Т-34. 1940 к своей силе.

Один из основных недостатков Т-34 обр. 1940 год — тесный салон. Если противник пробьет вашу лобовую или бортовую броню, существует высокий риск того, что весь ваш экипаж будет выведен из строя, что приведет к неэффективности танка в бою. Таким образом, всегда старайтесь быть в движении с этим средним танком, так как его наклонная броня лучше всего работает под углами. Оказывайте давление на своих врагов с помощью решительных фланговых атак и заставляйте их делать панические выстрелы по вашему транспортному средству на ходу, а затем прикончивайте их.

Несмотря на то, что этот новый танк имел успех на поле боя, главному конструктору не довелось увидеть его в действии. Заболев пневмонией во время управления опытными образцами танка Т-34, Кошкин умер в 1940 году.



Команда War Thunder

Подробнее:

Зимний квест

  • 16 декабря 2022 г.

Новый год с War Thunder!

  • 22 декабря 2022 г.

Встречайте крупное обновление Apex Predators!

  • 20 декабря 2022 г.

С Новым 2023 Годом!

  • 31 декабря 2022 г.

Танк Т-34 (вариант 76) — советский средний танк

Танк Т-34 — лучший танк Второй мировой войны?

Танк Т-34 — самый известный советский танк и один из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Большое количество этих танков различных модификаций сохранилось до наших дней в виде памятников и музейных экспонатов.

Т-34 История развития

Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успех проекта был предопределен применением новейшего высокоэкономичного дизеля В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от легкого, тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя мощности к боевой массе), что обеспечило абсолютное превосходство танка Т на протяжении всей Великой Отечественной войны- по проходимости, маневренности и подвижности. .. Впервые в практике мирового танкостроения длинноствольный (30,5 калибра ) 76-мм пушка Л-11 (модель 1939) был установлен на средний танк Т-34, значительно превышающий начальную скорость бронебойного снаряда (635 м/с).

Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с увеличением его промышленного производства на протяжении всей войны. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири и продолжалось в послевоенные годы. Головным заводом по модификации Т-34 стал Уральский танковый завод №183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники от СССР. По совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальный баланс между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

 

Средний танк Т-34/76, вид сбоку

Средний танк Т-34/76 на Зимнем Восточном фронте

 

Т-34 НАЧАЛА ВОВ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В 1941 г. на приграничных механизированных военных округах корпус насчитывал 954 Т-34. Доля танков новых типов (Т-34, КВ и Т-40) в войсках была невелика, основу танкового парка Красной Армии перед войной составляли легкобронированные Т-26 и БТ. С первых же дней войны Т-34 принимали активное участие в боевых действиях. В ряде случаев Т-34 добились успеха, но в целом их применение, как и танков других типов, в ходе приграничного боя оказалось неудачным — большая часть танков была быстро потеряна, а немецкое наступление не могло быть остановлен. Судьба машин 15-го мехкорпуса, имевшего на 22.06.19 72 Т-34 и 64 КВ41, весьма характерно… За месяц боев почти все танки мехкорпуса были потеряны. Командир 4-й танковой дивизии Потатурчев заявил немцам на допросе: «Легкие немецкие противотанковые орудия были малоэффективны против тяжелых русских танков (50-68 тонн), с другими танками, в том числе с Т-34, они сражались успешно». На самом деле 3,7-пак пробивали Т-34 со всех сторон, кроме лобовой части, на дистанциях до 300 метров… Причины низкой эффективности и высоких потерь Т-34 в этот период называются бедными. освоение новых танков личным составом, тактически неграмотное использование танков, дефицит бронебойных снарядов, конструктивные недостатки мало отработанных в серийном производстве машин, отсутствие ремонтно-эвакуационных средств и быстрое перемещение линии фронта, что вынуждало отказаться от ремонтопригодных танков.

 

Начальник Бронетанкового управления Северо-Западного фронта полковник Полубояров, впоследствии Маршал бронетанковых войск 11 июля 1941 г. доложил генерал-лейтенанту Федоренко о причинах больших потерь танков с начала война:

… Причины потерь в танковых соединениях. а) Спешность ввода в бой механизированных соединений без предварительной организации взаимодействия с другими видами вооруженных сил. б) Потеря управления вышестоящими штабами стрелковых и механизированных корпусов, что привело к незнанию обстановки на фронте и к постановке формальных задач без предварительного согласования действий пехоты и танков. в) Плохое управление в самих танковых соединениях. г) Отсутствие поддержки авиации приводило к значительным потерям, особенно на маршах. д) Плохое техническое состояние ходовой части старого парка («Т-26» и «БТ»). Непрерывные марши на расстояние до 1000 км полностью выводили шасси из строя. Танки были переброшены на территорию, занятую противником, частично уничтожены, а частично оставлены там, не полностью непригодными. е) Хорошо организованная противотанковая оборона немцев и достаточно сильная разведка позволяют им быстро сосредоточить противотанковые орудия там, где мы пытаемся применить танки.

После упразднения разгромленного мехкорпуса к концу лета 1941 года бригада стала крупнейшей танковой организационной единицей. До осени 1941 года Т-34, отправленные на фронт с заводов, составляли относительно небольшой процент советских танков и не доставляли немцам особо серьезных проблем. Внезапное появление на фронте новых машин очень сильно подействовало на немецких танкистов, ведь немецкие танки были практически бессильны против Т-34 и КВ:

 

 

… до начала октября 1941 года, Восточный Орел, русские танки Т-34 появились перед немецкой 4-й танковой дивизией и показали нашим, привыкшим к победам танкистам, свое превосходство в вооружении, броне и маневренности . Танк Т-34 произвел фурор. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой (калибра 41,5), снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5-2 тысяч метров, в то время как немецкие танки могли поразить русских с дистанции не более 500 метров. да и то только при попадании снарядов в борт и корму танка Т-34.

В начале октября 1941 г. Г. Гудериан в письме руководству танковых войск констатировал:

«…советский танк Т-34 является типичным образцом отсталой большевистской техники. Этот танк не идет ни в какое сравнение с лучшими образцами наших танков, сделанными верными сынами Рейха и неоднократно доказавшими свое превосходство…»

Затем к концу того же месяца под влиянием действий Катукова бригады, его мнение о возможностях Т-34 существенно изменилось:

«Я сделал доклад об этой новой для нас ситуации и отправил его в группу армий. Я в понятных выражениях описал явное преимущество Т-34 над нашими Pz.IV и дал соответствующие выводы, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение…»

 

После битвы за Москву Т-34 стал основной танк Красной Армии, с 1942 года их было выпущено больше, чем всех остальных танков вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимали самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова. Роль этих танков в Сталинградской битве была особенно значительна, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки отправлялись прямо на фронт.

 

 

Крупнейшим сражением 1943 г. стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, базировавшимся на Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, при этом терпит большие потери. Модернизированные немецкие танки и штурмовые орудия, у которых лобовая броня была усилена до 70-80 мм, стали менее уязвимыми для пушки Т-34. Появление тяжеловооруженных и хорошо бронированных тяжелых танков «Тигр» и средних танков «Пантера» дополнило эту довольно безрадостную картину. В срочном порядке был поставлен вопрос об усилении вооружения и бронирования танка, что привело к созданию модификации Т-34-85.

 

В 1944 году Т-34 с 76-мм пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года танк постепенно вытеснялся Т-34-85. В составе советских танковых частей Т-34 принимали участие в крупных наступательных операциях, закончившихся разгромом большого количества немецких частей и освобождением значительных территорий. Несмотря на отставание от немецких танков по вооружению и бронированию, Т-34 действовали достаточно успешно – советское военное руководство, создав значительное численное превосходство и захватив стратегическую инициативу, могло выбрать направление ударов и, взломав оборону противника, ввести танковые части в прорыв, проводя широкомасштабные операции. Немецкие танковые части в лучшем случае сумели парировать надвигающийся кризис, в худшем вынуждены были быстро отступить из наметившихся «котлов», бросив технику. Советское военное руководство стремилось максимально избегать танковых сражений, оставляя для борьбы с немецкими танками противотанковую артиллерию и авиацию.

 

Значительно возросшая к началу 1945 года техническая надежность Т-34 позволила командованию провести ряд быстрых и глубоких операций с их участием. В начале 1945 года штаб 1-й гвардейской танковой армии отмечал, что Т-34 превышали гарантийный срок службы в 1,5-2 раза и имели практический ресурс до 350-400 моточасов.