Между кем была куликовская битва: Куликовская битва | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Что на самом деле произошло на Куликовом поле?

Пожалуй, нет более противоречивого события в русской истории, чем Куликовская битва. За последнее время оно обросло большим количеством мифов, домыслов и разоблачений. Ставится под сомнение даже сам факт этого сражения.

Битва-легенда

Согласно официальной версии Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович (позднее Донской) решив покончить с монгольским темником Мамаем, увеличившим размеры выплачиваемой дани, собирает большое войско.

Выбрав наиболее удачное место – поле между Доном и Непрядвой – Дмитрий встречает двигающееся в сторону Москвы монгольское войско и наносит Мамаю поражение.
Сведения о Куликовской битве отечественная история в основном черпает из четырех источников – «Сказании о Мамаевом побоище», «Краткой летописной повести о Куликовской битве», «Пространной летописной повести о Куликовской битве» и «Задонщины».

Однако эти сочинения грешат неточностями и литературным вымыслом. Но главная проблема в том, что в зарубежных источниках нет прямого упоминания как о Куликовской битве, так и о Дмитрии Донском.
Учитывая скудность сведений, большие сомнения у части историков вызывают многие факты: состав и количество противодействующих сторон, место и дата сражения, а также его итоги. Более того, некоторые исследователи и вовсе отрицают реальность Куликовской битвы.

Противостоящие стороны

На некоторых старинных фресках и миниатюрах, посвященных Куликовской битве, мы можем увидеть любопытную деталь: лица, обмундирование и даже стяги враждующих армий написаны в одной манере.

Что это – отсутствие у живописцев мастерства? Вряд ли. Более того, на фрагменте иконы «Сергий Радонежский с житиями» в стане войска Дмитрия Донского изображены лица с явными монголоидными чертами. Как тут не вспомнить Льва Гумилева, утверждавшего, что татары составляли костяк московского войска.

Впрочем, по словам искусствоведа Виктории Горшковой «в иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности». Но вполне возможно что это не аллегорический образ, а реальное отражение событий. Приоткрыть загадку может подпись на одной из миниатюр с изображением Мамаева побоища: «и побеже Мамаи со князи своими».

Известно, что Дмитрий Донской был в союзе с монгольским ханом Тохтамышем, а соперник Тохтамыша Мамай объединял свои силы с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Больше того, западные мамаевы улусы были населены преимущественно христианами, которые и могли влиться в ордынскую армию.

Также масла в огонь добавляют исследования Е. Карновича и В. Чечулина, которые выяснили, что христианских имен в среде русской знати того времени почти не встречается, а тюркские – часто. Все это вписывается в непривычную концепцию сражения, в котором с обеих сторон выступали интернациональные отряды.
Другие исследователи делают еще более смелые выводы. К примеру, автор «Новой хронологии» Анатолий Фоменко утверждает, что Куликовская битва это выяснение отношений между русскими князьями, а историк Рустам Наби видит в ней столкновение войск Мамая и Тохтамыша.

Военные маневры

Много загадочного и в подготовке к битве. Ученый Вадим Каргалов отмечает: «Недостаточно ясными представляются и хронология похода, и его маршрут, и время перехода русского войска через Дон».

Для историка Евгения Харина также противоречива картина движения войск: «оба войска шли для встречи под прямым углом друг к другу по восточному берегу Дона (москвичи – на юг, татары – на запад.), затем переправились через него почти в одном месте, чтобы сразиться на другом берегу!». Но некоторые исследователи, объясняя странный маневр, считают, что с севера двигались не русские отряды, а войско Тохтамыша.
Есть вопросы и по поводу количественного состава воюющих сторон. В отечественной истории чаще всего фигурировали цифры: 150 тысяч русских против 300 тысяч монголо-татар. Однако сейчас численность обеих сторон заметно снижена – не более 30 тысяч ратников и 60 тысяч ордынцев.

У некоторых исследователей вызывает вопросы не столько исход битвы, столько ее окончание. Известно, что русские добились решающего перевеса, использовав засадный полк. Рустам Наби, к примеру, не верит в столь легкую победу, утверждая что сильное и опытное монгольское войско не могло так просто обратиться в бегство, не бросив в бой свои последние резервы.

Место сражения

Самая уязвимая и спорная часть в традиционной концепции Куликовской битвы — это место, где она происходила. Когда в 1980 году отмечалось 600-летие сражения оказалось, что на Куликовском поле не проводилось настоящих археологических раскопок. Однако попытки что-либо обнаружить принесли очень скудные результаты: несколько десятков металлических фрагментов с неопределенной датировкой.

Это дало новые силы скептикам заявлять что Куликовская битва состоялась совершенно в другом месте. Еще в своде булгарских летописей назывались иные координаты Куликовской битвы – между современными реками Красивая Меча и Сосна, что чуть в стороне от Куликова поля. Но некоторые современные исследователи – сторонники «новой хронологии» – в прямом смысле пошли дальше.

Место Куликовской битвы, по их мнению, расположено практически напротив Московского Кремля – там где сейчас высится огромное здание Военной академии РВСН им. Петра Великого. Раньше здесь был Воспитательный Дом, который построили, по мнению тех же исследователей, с целью сокрытия следов реального места битвы.

Но на месте находящегося рядом храма Всех Святых на Кулишках, по некоторым данным, до Куликовской битвы уже стояла церковь, по другим – здесь рос лес, что делает это место невозможным для проведения крупномасштабного сражения.

Битва, потерянная во времени

Однако ряд исследователей считает что никакой Куликовской битвы не было. Часть из них ссылается на сведения европейских хронистов. Так, жившие на рубеже XIV-XV веков Иоганн Пошильге, Дитмар Любекский и Альберт Кранц практически одновременно описывают крупное сражение между русскими и татарами в 1380 году, называя его «битвой у Синей Воды».

Эти описания отчасти перекликаются с русскими летописями о Куликовской битве. Но возможно ли, что «Битва на Синих Водах» между отрядами литовского князя Ольгерда и ордынскими войсками, произошедшая в 1362 году и Мамаево побоище одно и тоже событие?

Другая часть исследователей склоняется к мнению, что Куликовская битва, скорее всего, может быть объединена с битвой между Тохтамышем и Мамаем (ввиду близости дат), произошедшей в 1381 году.
Впрочем и Куликово поле в этой версии присутствует. Рустам Наби считает, что возвращающиеся в Москву русские войска могли на этом месте подвергнуться нападению не участвовавших в битве рязанцев. О чем сообщают и русские летописи.

Шесть подземных квадратов

Возможно, решить головоломку Куликовской битвы помогут недавние открытия. С помощью пространственного георадара «Лоза» специалисты Института изучения земной коры и магнетизма обнаружили на Куликовом поле шесть подземных квадратов, что, по их мнению, может быть воинскими братскими могилами.

Профессор Виктор Звягин рассказывает, что «содержимым подземного объекта является прах, подобный тому, который обнаруживается в захоронениях с полным разрушением плоти, включая костную ткань».

Эту версию поддерживает замдиректора музея «Куликово поле» Андрей Наумов. Более того, он считает, что сомнения в реальности состоявшейся здесь в 1380 году битвы лишены основания. Отсутствие большого количества археологических находок на месте битвы он объясняет огромной ценностью одежды, оружия и доспехов. К примеру, стоимость полного комплекта доспехов равнялась стоимости 40 коров. В короткие сроки после битвы «добро» было практически полностью унесено.

Куликовская битва – между кем и кем? И на чьей стороне был Дмитрий Донской?: andrewefi — LiveJournal

?

репетитор, к.ф.-м.н. Андрей Николаевич Ефимов (andrewefi) wrote,

репетитор, к.ф.-м.н. Андрей Николаевич Ефимов
andrewefi

Category:

  • catIsShown({ humanName: ‘история’ })» data-human-name=»история»> История
  • Cancel

[Spoiler (click to open)]
Как меня учили в школе, Куликовская битва была между татаро-монголами и русскими и окончилась победой русских.

Меня много лет интересовал вопрос, почему татаро-монгольское иго продолжало оставаться в силе и далее, а русские платили дань татарам до петровского времени?

Ларчик просто открывается. Как всегда, вся история полностью фальсифицирована.

Дмитрий Донской всегда был вассалом Золотой Орды и всегда платил дань.
Мамай незаконно узурпировал власть в части Золотой орды. В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами Золотой Орды. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.
Вот с этим-то бунтарем и изменником законному хану и на стороне законной власти Золотой Орды и воевал Дмитрий Донской.
Еще раз. На Куликовом поле Дмитрий Донской дрался на стороне законной власти Золотой Орды.
Кроме того, Куликовская битва была не битвой между русскими и татаро-монголами.
За Мамая дрались: съ всѣми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Ещё же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкупѣ въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачествѣ и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи.
За Дмитрия Донского дрались: 20—25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374—1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск). На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

Т.е., трудно сказать, на чьей стороне русских людей было больше.

Таким образом, мы видим, что наша история полностью фальсифицирована, и нет никаких оснований считать день Куликовской битвы 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) Днём воинской славы России — «День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве»

В действительности победа Великого князя Дмитрия Донского над темником Мамаем способствовала укреплению центральной власти Золотой Орды, которую олицетворял хан Тохтамыш. Позже, вслед за Дмитрием Донским Тохтамыш нанес удар по Мамаю, что иллюстрирует общность интересов хана и Великого князя.

Еще о фальсификации истории

Tags: история, политика

Subscribe

  • Отравление и воскрешение Навального были предсказаны мною пять лет назад

    https://andrewefi.livejournal.com/6476.html

  • Почему мне стыдно, что я русский

    Должно ли государство уничтожать своих врагов? В этом нет сомнения. Пример: уничтожение Бен Ладана, Сулеймани или Дудаева и Масхадова не нанесло…

  • Почему Америка процветает, а Россия чахнет

    Народ разный. В Америки полицейские убили негра, и вся страна встала на дыбы. Полиция поставлена на колени. В России полицейские убили…

  • Собянин на всех плюет, заражая вирусом окружающих

    Маска, надетая на мэра, снабжена клапаном, который позволяет беспрепятственно выходить выдыхаемому воздуху с микрокаплями слюны при говорении.…

  • А Пушкин видел далеко на много лет вперед

    Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. Мы добрых граждан…

  • Вирус спасает больше жизней, чем забирает

    У каждого являения есть прямые и не прямые последствия. Пандемия уже привела к смерти больше тысячи россиян, и это прямое последствие. Но есть и…

  • Кто заразил Мишустина?

    Известно, кто. Путин несомненно болен . Кто заразил Путина — знает ФСБ, которое также больно.

  • Они, как всегда, глут

    Рогозин заявил , что многоразовые ракеты менее экономически эффективны по сравнению с одноразовыми. По его словам, половина топлива уходит на то,…

  • Путин несомненно болен

    Проценко тесно пообщался с Национальным Лидером и через неделю попал в реанимацию с Вирусом. Возникает вопрос, кто кого заразил? Как вы…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Великомученик Димитрий Мироточивый Солунский

Великомученик Димитрий Мироточивый Солунский был сыном римского проконсула в Салониках. Прошло три века, и римское язычество, духовно сокрушенное и побежденное множеством мучеников и исповедников Спасителя, усилило свои гонения. Родители святого Димитрия были тайными христианами, и он был крещен и воспитан в христианской вере в тайной церкви в доме своего отца.

К тому времени, когда Деметриос достиг зрелости и его отец умер, на престол взошел император Галерий Максимиан (305). Максимиан, уверенный в образовании Деметрия, а также в его административных и военных способностях, назначил его на место отца проконсулом округа Салоники. Основными обязанностями молодого полководца были защита города от варваров и искоренение христианства. Политика императора в отношении христиан выражалась просто: «Предать смерти всякого, кто призывает имя Христово». Император не подозревал, что, назначив Деметрия, он дал ему возможность привести ко Христу многих людей.

Приняв назначение, Деметрий вернулся в Салоники, исповедался и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы преследовать и казнить христиан, он стал открыто проповедовать христианскую веру жителям города и ниспровергать языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель его жития святой Симеон Метафраст (память 9 ноября) говорит, что благодаря своему учительскому усердию он стал «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, тем более что «апостол язычников» основал первую общину верующих в городе. (1 Фес. и 2 Фес.).

Господь предназначил и святому Деметрию идти вслед за Павлом на путь мученичества. Когда Максимиан узнал, что новоназначенный проконсул был христианином и обратил в христианство многих римских подданных, гневу императора не было предела. Вернувшись из похода в район Черного моря, император решил провести свою армию через Салоники, решив истреблять христиан.

Узнав об этом, святой Деметрий приказал своему верному слуге Лупу раздать свое богатство бедным, сказав: «Раздай мое земное богатство между ними, ибо мы будем искать себе богатства небесного». Он стал молиться и поститься, готовясь к мученической кончине.

Когда император вошел в город, он призвал Деметрия, который смело исповедал себя христианином и обличил ложь и тщетность римского многобожия. Максимиан приказал бросить Деметрия в темницу. Ему явился Ангел, утешая и ободряя его.

Тем временем Император развлекался, устраивая игры в цирке. Его чемпионом был немец по имени Ляэос. Он призвал христиан сразиться с ним на платформе, построенной над перевернутыми копьями воинов-победителей. Храбрый христианин по имени Нестор пришел в темницу к святому Деметрию, своему наставнику в вере, прося у него благословения на борьбу с варваром. По благословению и молитвам святителя Деметрия Нестор победил свирепого немца и швырнул его с помоста на копья воинов, как поступил бы язычник-убийца с христианином. Разгневанный полководец приказал казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал в темницу стражу, чтобы убить святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 воинов явились в подземную тюрьму святого и пронзили его копьями. Его верный слуга, святой Луп, подобрав пропитанную кровью одежду святого Димитрия, снял с пальца императорский перстень, символ его высокого положения, и окунул его в кровь. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Луп начал исцелять немощных. Император приказал своим солдатам арестовать и убить его.

Тело святого великомученика Димитрия было брошено на растерзание зверям, но христиане взяли его и тайно похоронили в земле.

Во время правления святого Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя сто лет, при строительстве величественного нового храма на старом месте, были обретены нетленные мощи святой мученицы. С седьмого века под гробом великомученика Димитрия находится чудотворный поток благоухающего миро, поэтому его называют Мироточивым.

Несколько раз почитатели святого чудотворца пытались перевезти его святые мощи или часть их в Константинополь. Святитель Димитрий неизменно давал понять, что никому не позволит унести даже часть своих мощей.

Интересно, что среди варваров, угрожавших римлянам, важное место занимали славяне, в частности поселившиеся на Фессалоникийском полуострове. Некоторые даже считают, что родители святого Димитрия были славянского происхождения. При наступлении на город славян-язычников неоднократно отталкивало явление грозного лучезарного юноши, ходившего по стенам и внушавшего ужас неприятельским воинам. Может быть, поэтому имя святителя Димитрия особенно почиталось у славянских народов после того, как они были просвещены Евангелием. С другой стороны, греки отвергают идею о том, что святой Деметрий был славянским святым.

Самые первые страницы Русской Первой Летописи, как предопределено Богом, связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Летопись повествует, что, когда Олег Мудрый пригрозил грекам в Константинополе (907 г.), греки устрашились и сказали: «Это не Олег, а святой Деметрий, посланный на нас от Бога». Русские воины всегда считали, что находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старых русских казармах великомученик Димитрий всегда изображался русским. Так этот образ вошел в душу русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в России началось вскоре после Крещения Руси. К началу 1070-х годов был основан Димитриев монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, Деметрием в Крещении (+ 1078). Мозаичная икона преподобного Димитрия Солунского из собора Дмитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь владимирский Всеволод III Великогнездный (в крещении Деметрий) «построил при своем дворе прекрасную церковь святого мученика Димитрия и дивно украсил ее иконами и фресками». Димитриевский собор также раскрывает убранство древнего Владимира. Чудотворная икона святителя Димитрия Солунского из иконостаса собора находится и сейчас в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на деревяшке из могилы святого великомученика Димитрия, привезенной из Салоников во Владимир в 119 г.7.

Одно из самых ценных изображений святого, фреска на столпе Владимирского Успенского собора, написана святым иконописцем Андреем Рублевым (память 4 июля).

Семья святого Александра Невского (23 ноября также почитала святого Димитрия. Старшего сына святой Александр назвал в честь святого великомученика. Младший сын, князь Даниил Московский (память 4 марта), построил храм во имя святого Великомученика Димитрия в 1280-х годах Это был первый каменный храм в Московском Кремле, позже в 1326 году, при Иване Калите, он был снесен и на его месте был построен Успенский собор 9. 0003

Память святителя Димитрия Солунского исторически связана на Руси с воинством, патриотизмом и защитой Родины. Об этом свидетельствует изображение святого на иконах воином в плюмажных доспехах, с копьем и мечом в руке. Есть свиток (в более поздних изображениях), на котором написана молитва святого Димитрия о спасении жителей Салоник: «Господи, не допусти погибнуть ни городу, ни людям. Если Ты спасешь город и народ, то и я спасусь вместе с ними. Если они погибнут, то и я погибну с ними».

В особом духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая) . «Сказание о жизни и преставлении великого князя Дмитрия Донского, царя русского», написанное в 1393 году, уже почитает великого князя святым, как и другие древнерусские истории. Великий князь Деметрий был духовным сыном и учеником святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), а также учеником и сподвижником других великих деятелей молитвы в Русской земле: преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), Деметрия Прилуцкого (память 12 февраля). 11 февраля), святитель Феодор Ростовский (память 28 ноября). В счете указано:

Он [великий князь Деметрий] много заботился о церквах Божиих, и территорию Русской земли держал храбростью своей: многих врагов, восставших на нас, победил, и славный град свой Москву защитил дивными стены. …Земля Русская процветала в годы его царствования.

Со времени постройки белокаменного кремля (1366 г.) великим князем Деметрием Москва называлась Белокаменной.

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий, помимо блестящих военных побед, снискал себе и дальнейшую известность России. Он отразил натиск литовских войск Ольгерда, разгромил татарское войско Бегича на реке Воже (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы), установленный между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ называет его Деметрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовную силу русского народа.