Мать сыра земля рисунок: дни, символы, обереги богини, связь с Ярилом, рисунки, и почему пишется, что «кто ее любит, тот голоден не будет», как передавали образ изображения?

Макошь — Пряха судьбы и мать сыра земля

Про Макошь, как и вообще про славянскую мифологию, известно не так много как про героинь греческой, индийской или скандинавской мифологии. Тем не менее, кое-что рассказать о ней можно.

Макошь (она же Мокошь) — древняя славянская богиня, олицетворяющая женское начало во вселенной. Стандартно считается материнским началом, хотя по функционалу даже ближе к древним — богиням «прародительницам» типа Гекаты.

Согласно славянским верованиям она мать всего живого, подательница земного изобилия. Многие исследователи считают, что первоначально она олицетворяла Мать Сыру Землю. Она Богиня урожая, богиня земли и дождя в одном лице (плодородие), фертильности, изобилия, достатка. Ее имя трактуют очень по — разному, то возводя его к значению «мокрый», то к индоевропейскому mokos «прядение».

Чуть позже к функционалу Макоши добавилась роль Богини Судьбы. Она прядет полотно человеческой жизни вместе с Долей и Недолей (Удачей и Неудачей). Считается, что именно в ее ведении знание что было и что будет, она может прервать полотно в любой момент, но она следует космическому порядку.

На картинках ее изображали с простертыми к небу руками (для дождя) или с опущенными к земле (плодородие земли), стоящей между двух лосих или с рожаницами (богинями, помогающими в родах). Часто ее голову украшает убор с лунницей. Иногда ее изображали с рогом изобилия. Конечно, большинство изображений не сохранились, внизу современное вИдение.

После прихода христианства образ Макоши слился с образом Параскевы-Пятницы с переходом многих традиций и суеверий.

Символы Макоши — это луна и лунница, лунный камень, горный хрусталь, серебро, дождь (как изобилие весны и лета) и рог изобилия, урожай (как осенняя щедрость). Веретено и нити (как богини судьбы), кошки (ночное, лунное и женское животное), лоси (символ урожайности).

Ее ипостасями иногда считают:

Мать Сыру Землю. Вообще это двоякий персонаж, не вполне положительный, на мой взгляд. «Она помогала верным своим сыновьям. Припадет богатырь к сырой земле — и преисполнится новых силушек. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба — не то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери сырой земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше родины.» Это менее очеловеченный персонаж, ближе к истокам мифологии.

Золотая Баба. Богиня домашнего благополучия, повитух «Ее изображала статуя в виде красивой, сильной женщины. Она держала на руках одного ребенка, а другого вела за руку. Статуя стояла в храме. Почтение к богине было так велико, что никто не осмеливался пройти мимо статуи, не принеся хоть малой жертвы. Ей кланялись в землю и тем надеялись ее умилостивить. Вообще же в жертву ей приносили соболей да куниц, одевали ее в их шкуры. Даже чужестранцы, верившие в иных богов, не скупились для нее на золото, серебро и меха, ибо не принесший жертвы Золотой Бабе непременно должен был заблудиться в пути.

Ее атрибутами, в частности, были гусли и другие музыкальные инструменты, от которых постоянно слышались звуки, нежные и тихие, или погромче и увереннее. По этим звукам можно было предсказывать будущее. Таким образом эту богиню можно считать пророчицей»

Это более спокойный образ, немного слитый с «богиней домашнего очага». Хозяйка своего дома.

В любом случае образ Макоши — это образ зрелой женщины, и речь опять не про возраст. Если Деметра — связующее звено традиции, то Макошь — матриарх (при патриархальном строе и не связанная с глубинными слоями психики, что ее отличает от хтонических богинь, однако она главная женщина в семье, владычица других женщин, зрелая мать, свекровь итд) Макошь — Мать (подательница, кормилица) и Правитель (определяющая путь, поддерживающая законы мироздания). Эти роли можно использовать как во благо- помогать своей мудростью другим женщинам, справедливо одаривать, подпитывать как Мать Сыра Земля.

А можно скатиться в тень архетипа и стать «свекровищей» или «мачехой» (как мачеха из сказок, например, о Золушке )— подавлять остальных, рушить им судьбу, пользуясь их зависимым положением, пытаться поглотить тех, кто не угодил, лечь камнем на могилу их мечтаний и возможностей, например, стать деспотичной матерью)

Можно предположить что роль мужа для Макоши не сильно значима, не вполне даже ясно, кто же был ее мужем в славянской мифологии. Она довольно самодостаточна сама по себе и может быть рядом со многими мужскими типажами.

Если обобщить, Макошь — это

— покровительница урожая, изобилия и достатка

— покровительница матерей, подательница фертильности и легких родов

— богиня судьбы

— покровительница женских ремесел

— главный матриарх

Плюсы архетипа:

— самодостаточность, внутренняя сила

— подача изобилия

— понимание законов мироздания

Минусы архетипа

— злоупотребление положением

— негибкость

Если есть что добавить, буду рада. Как и обсуждениям, встречался ли вам архетип в реальной жизни.

Источники фото: pinterest

Источники информации: http://www.proto-slavic.ru/slavonic-myths/goddess-makosh.htm

http://godsbay.ru/slavs/makosh.html

Символика росписи


Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта.


Расписывая различные предметы, мастера украшали их не только орнаментальными мотивами, но и создавали сюжетные композиции, изображая сцены из повседневной крестьянской жизни. Обращались, прежде всего, к сценам труда. Пахота, уборка урожая, кормление домашней птицы, изображение коня — верного помощника крестьянина и других животных — таковы сюжеты северной народной росписи. Широко распространены также сюжеты, отразившие мечты о счастливой и благополучной жизни: чаепития, свадьбы, выезды, гулянья и т.п.


Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих природных явлений и событий жизни человека. Наибольшее значение получил образ солнца.


Круг (солнце) часто является основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение, фигуры ромба как символа плодородия: судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствует о принадлежности этих символов к небесным силам.


Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях. Белая береза — иногда это образ невесты, за которую сватается дуб — жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды — образы любви. «Рвать яблоки, есть виноград» означало «любить», а вишню — «свататься или брать замуж». Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.


В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и другие предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток «крин» — символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу — «царицу цветов» или тюльпан — «цветок молодости».


Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В XVI-XVII веках этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная.


Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе «волосами» земли. Земля же имела в представлении крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение «кормилица — мать сыра земля», термин «сыра» указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ «древа» в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.


Дерево с птицами — «древо жизни» — стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.


В орнаменте росписей широко были представлены образы птиц. Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птиц олицетворялись души умерших. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня — символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).


Лебеди (утки) — наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи, в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно «древа жизни» или какой-либо другой композиции. Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века. Роль гуся как обрядового, свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Таково же отношение народа к петуху и курице, которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. Их почитание в народе было выражено в разных формах.


Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях. Его изображение было известно в искусстве античного мира, Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто образы этих птиц в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Нередко павы в образах народа рассматриваются как петухи, утки или кукушки.


В росписях Севера встречаются изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). В росписях домов встречаются также образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, а чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц — также любовная, брачная.


Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения.


Птица Сирин в народном искусстве изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Это мифическая райская птица с лицом и телом женщины до пояса. Птица счастья, радости, удачи. Обладает волшебным, чарующим голосом. Ее райское пение пленяет слушающего настолько, что он забывает все существующее. У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Алконост — птица печали. По сказаниям, пение этих птиц поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы. Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу. Сирин всегда «возвышался» над изображением бытовых сцен в прялочных росписях — выезда на санях, в карете, — неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал идею роста жизненных сил, идею жизни. Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.


Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялся с зооморфными образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров. Как известно, конь у славян символизировал бога солнца Хорса. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX веков, тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически были незаменимы.


Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречаются в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов, в основном на реке Мезени и в Коми.


Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.


Единорог — конь с рогом на лбу — также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к XV веку. Единорог (он же индрик или инрог) — мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя — единорога, причем, по преданию, он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам, единорог — могущественное неведомое божество — становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья. Поза борьбы животных, по-видимому, навеяна изображением фирменного знака Московского печатного двора — герба XVI века, который ставился на переплетах книг. Символ Единорога имеет и значительный христианский смысл как образ сына божьего, т.е. Христа, а лев и бык (телец) — атрибуты евангелистов.


В росписях широко были распространены бытовые сцены, например, сцены охоты. Эти изображения также имеют определенный символический смысл: фигура охотника — это жених, птица на дереве — это невеста, а вся сцена означает, что жених охотится за невестой. На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках — сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с «девичьей волей»; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника.


При росписи прялок можно встретить сцены крестьянского труда — прядение, тканье, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице и сцены отдыха, винопития и чаепития. На оборотной стороне прялки наиболее часто (причем у разных мастеров в разных местах этой округи)  в полукружии можно было видеть многоцветную фигуру всадника в петровском кафтане и на красном коне. Иногда над ней белое свободное место, куда пряха могла прилаживать зеркальце. Вместо всадника иные мастера писали коня или двух коней, а то и всадника, за которым гонится лев. На одной прялке изображена простодушно написанная сцена схватки двух воинов в античных доспехах.


ИСТОЧНИКИ:

Арбат, Ю. А. Пучугская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. — М., 1970. — С. 83-86.
Севан, О. Г. Росписи жилых домов Русского Севера / Ольга Севан. — Москва : Прогресс-Традиция, 2007. — 215 с. : ил.

Рисунок Матери-Земли — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

ГЕРМАНИЯ
Найдите уникальные предметы со всего мира, которые доставляются в Германию

(770 релевантных результатов)

Диалоги с Матерью-Землей: Рисование во имя спасения планеты

  • Будущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Каталоги

12 февраля — 4 сентября 2022 г.

Допуск

Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты — это инсталляция художницы Эрики Даборн, которая заставляет задуматься о взаимосвязи между общественными ценностями 21 века и тем, как они способствовали деградации нашей окружающей среды. Основными элементами этого проекта являются десять повествовательных рисунков углем размером с фреску, которые очаровывают воображение аудитории и обеспечивают отправную точку там, где одни только научные факты терпят неудачу. Монументальные рисунки переносят зрителя в будущее, оглядываясь на квазификтивные катастрофы, которых мы не предотвратили. Зрителям предлагается исследовать более глубокие причины климатического кризиса, поскольку фрески исследуют в аллегорической манере рассказов те аспекты современной жизни, которые повлияли на окружающую среду.

Всемирно известная художница Эрика Даборн (р. 1951) родилась в Англии, где получила степень магистра искусств в Королевском колледже искусств в Лондоне. Даборн выставляла свои работы по всей Европе, США и Мексике, в том числе в Художественном музее округа Лос-Анджелес; Институт современного искусства, Лондон; и Museo de la Ciudad de Querétaro, Мексика.

Диалоги с Матерью-Землей представлен в Daum при финансовой поддержке г-жи Кэтрин А. Менефи, страховщика сезона; Барбара Шредер, андеррайтер сезона; Рэнди и Марша Итон, спонсоры выставки; Стив и Карен Эллебрахт, спонсоры выставки; Сильвия Ю. Хопкинс, спонсор выставки; Джеймс и Марта Мейер, спонсоры выставки; и Сильвия Л. Томпсон, спонсор выставки. Все программы поддерживаются State Fair Community College и членами Музея современного искусства Daum.

Эрика Даборн, «Спасение», 2020; холст, уголь по акриловой основе; 70 x 102 дюйма. Изображение предоставлено художником.

Эрика Даборн, «Вода», холст, уголь; 70 x 172 дюйма. Изображение предоставлено художником.

Эрика Даборн, «Выжившие», холст, уголь; 70 x 148 дюймов. Изображение предоставлено художником.

Эрика Даборн, «В ​​поисках возвышенности», холст, уголь; 70 x 172 дюйма. Предоставлено автором.

Эрика Даборн, «Таинственное убийство», бумага, уголь; 70 x 178 дюймов. Изображение предоставлено художником.

Эрика Даборн, «S.O.S. (Спасите наши семена)», холст, уголь; 70 x 164 дюйма. Изображение предоставлено художником.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Вид инсталляции «Диалоги с Матерью-Землей: рисование во имя спасения планеты» Эрики Даборн.

Членство в Музее современного искусства Daum предоставляет уникальные возможности и поддерживает прочное художественное наследие для будущих поколений. Участники получают эксклюзивные приглашения на предварительные показы выставок и общественные мероприятия с известными художниками, чтобы узнать из первых рук об их искусстве и обсудить процессы создания произведений искусства. Специальные скидки на музейные публикации и взносы за участие также являются преимуществом для членов.