Содержание
Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Ростовской земли
Первые письменные свидетельства о христианстве у русов относятся к 860–870-м годам. В 955 году княгиня Ольга крестилась в Царьграде и была наречена Еленой. В 988 году святой равноапостольный князь Владимир принял христианство, и оно стало государственной религией Древней Руси. Несомненно, личность князя Владимира важна и для изучения начального этапа истории нескольких современных государств, и для анализа становления и развития церковной организации. Со времен князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности, сохранению преемственности традиций и культуры. Общая вера давала жителям Руси ощущение единства и общности, не забытое в годы раздробленности и монгольского завоевания.
Принятие христианства усилило связи Руси с Византией, и в течение нескольких веков Русская Православная Церковь организационно подчинялась Константинопольской патриархии. Митрополит или назначался из Константинополя, или предлагался киевским князем с последующим избранием собором епископов (самый известный пример – поставление в 1051 году киевского митрополита Илариона при князе Ярославе Мудром). Территория Древней Руси делилась на епархии во главе с епископами; важнейшими элементами церковной организации являлись монастыри, особенно возникший в середине XI века Киево-Печерский монастырь. Из его стен вышли около 30-ти первых епископов Руси. Изучение первых веков православия на Руси в значительной степени затруднено фрагментарностью и сложностями прочтения ранних исторических источников. Тем не менее, начальный этап распространения православия на Руси достаточно полно отражен в светской и церковной литературе. Исторические справки, в которых приводятся данные о начале распространения православия и поставлении первых епископов, размещены на сайтах всех епархий Московского патриархата Русской Православной Церкви. В нынешней ситуации обсуждение роли князя Владимира, истории государства и церкви имеет не только сугубо академическое научное значение, но и привлекает интерес самой широкой аудитории. Многие дискуссионные вопросы волнуют не только светских и церковных историков, но и государственных деятелей, политиков, журналистов. В этой связи задача вузовской университетской науки и проводимых конференций и круглых столов – дать ответы и комментарии по сложным проблемам, развивать общественный диалог и плодотворный обмен мнениями.
Актуальным в научном отношении и практически востребованным вопросом является выяснение этапов и особенностей распространения новой религии на разных землях. Следует особо подчеркнуть, что князь Владимир связан и с Ярославским краем. Он посещал Ростов, и при его участии происходило массовое крещение местных жителей. 1000-летию кончины князя была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Святой равноапостольный князь Владимир и развитие российской государственности», проходившая в июне 2015 года в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова. Организаторами конференции также стали Ярославское церковно-историческое общество, председатель – архимандрит Сильвестр (Лукашенко) и Ярославское региональное отделение Российского общества историков-архивистов, председатель – профессор Ю. Ю. Иерусалимский. Конференция собрала ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Вологды, Углича, Ростова и других городов, проанализировавших развитие государственности с древнейших времен до наших дней.
Не вызывает сомнений, что становление государственности и новой церковной организации на обширных, населенными разными этническими сообществами землях шли рука об руку. Новая вера утверждалась на огромном пространстве Древней Руси при непосредственной поддержке и в результате усилий киевского князя и его наместников. Киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» так описал деяния св. князя Владимира: «И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему сие, ибо благочестие его сопряжено было с властью… и слово евангельское осияло нашу землю. <Тогда> капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых».
Все 12 сыновей князя Владимира, отправленные из Киева наместниками в главные города, были крещены. Две из шести первых епархий Древней Руси – Новгородская и Ростовская – находились на территориях, в настоящее время входящих в состав Российской Федерации. Еще четыре епархии располагались на относительно небольшой территории вокруг Киева – Киевская, Черниговская, Владимирская на Волыни, Белгородская. По сравнению с ними Новгородская и Ростовская епархии, охватывавшие соответственно север и восток Руси, были огромными и малонаселенными.
Новгородцев крестил в 990-х годах епископ Иоаким Корсунянин – он был родом из Корсуня (Херсонеса Таврического), рукоположен в Царьграде, прислан на Русь патриархом Николаем с другими епископами по просьбе князя Владимира. В 992 году Иоаким прибыл в Новгород и начал обращение жителей в православие. В этом епископу помогали тысяцкий Путята и Добрыня, дядя князя Владимира. Поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» показывает все сложности принятия новой веры. Относительно даты образования Новгородской епархии приводятся различные версии – 951, 990, 992 годы или XI век. Наиболее общепринятой в научной литературе датой является 992 год; его же официально признает Новгородская епархия Московского патриархата Русской Православной Церкви.
Ростовская епархия была учреждена в 991 году. Таким образом, именно она являлась первой на землях, относящихся к современной России. К сожалению, древнейший этап ее истории весьма фрагментарно и противоречиво представлен в письменных источниках (летописи, жития, грамоты), и даже археологические исследования не всегда позволяют прояснить многие вопросы, возникающие в связи с изучением периода Х – начала XIII веков.
Ростов первым из городов Ярославского края под 862 годом упоминается в «Повести временных лет» («в Ростове – меря») как город, находящийся под властью Рюрика. С 988 года наместником киевского князя Владимира в Ростове являлся его сын Ярослав (в крещении – Георгий), названный Мудрым. В 1010 году после смерти старшего брата Вышеслава князь Ярослав отправился в Новгород, а в Ростове его сменил брат Борис («когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове»). Борис (в крещении – Роман) пробыл наместником в Ростове до 1015 года. Князь Борис и еще один из братьев Глеб погибли в результате интриг брата Святополка, прозванного Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими православными святыми (по словам «Повести временных лет», «заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся владыке Богу о своих людях»). С 5 марта 2007 года отмечается день памяти князя Ярослава Мудрого как православного святого.
Сыновья князя Владимира Ярослав и Борис были не только первыми известными князьями Ростовской земли; именно они содействовали началу распространения православия на Северо-Востоке Руси.
Первым ростовским епископом при наместнике князе Ярославе в конце Х века стал свт. Феодор (Федор), почитаемый также как чудотворец Суздальский. О нем сообщает Никоновская летопись и другие летописные источники. О епископе Феодоре упоминается и в агиографической литературе, связанной с Ростовом, например, в «Житии преподобного Авраамия» – основателя первого ростовского монастыря и современника Феодора. Обратим внимание на церковную традицию, которая сообщает о том, что Авраамий встречался со св. князем Владимиром во Владимире-на-Клязьме и в Ростове. Согласно житию, после встречи во Владимире князь воздал преподобному «великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь своим, княжеским, поставив его выше всех других обителей в Ростове, и много слуг дал храму святого Богоявления, и грамоты жалованные многие дал монастырю тому». После этого князь Владимир с митрополитом Михаилом посещал Авраамия и основанный им монастырь в Ростове.
Из данных источников и литературы следует, что князь Владимир прибыл в Ростов 10 июля 992 года, а 15 июля (в день святых Кирика и Улиты) происходило массовое крещение жителей. Напомним, что в это время наместником киевского князя в Ростове являлся князь Ярослав, которому к этому времени было около 14-15 лет. Следовательно, в июльские дни 992 года он мог быть вместе с отцом. К сожалению, летописи практически не упоминают Ярослава до того момента, как он стал наместником в Новгороде. Но сама возможность одновременного пребывания на Ростовской земле Владимира Святого и его сына Ярослава достойна упоминания.
В рамках празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси в июне 2015 года в Ростове установлен Поклонный крест в память о святом равноапостольном князе Владимире (автор проекта – народный художник Российской Федерации Николай Мухин). Крест должен напоминать о том, что князь Владимир посещал Ростов и встречался с епископом Феодором и монахом Авраамием, а в водах озеро Неро приняли святое крещение жители города.
Свт. Феодора в Ростове сменил епископ Иларион, также грек по происхождению. Вероятно, он прибыл в Ростов вместе с князем Борисом, т. е. еще в тот период, когда у власти в Киеве находился князь Владимир. После гибели Бориса с 1015 года некоторое время в Ростове не было княжеской власти, и церковь лишилась столь необходимой поддержки. Не случайно на протяжении более чем полувека, вплоть до 1060-х годов, источники не сохранили сведений о ростовских епископах.
О трудностях, встречавшихся на пути распространения и укрепления новой веры, рассказывают не только жития первых епископов Феодора и Илариона. Можно отметить «Сказание о построении града Ярославля», известное с XVIII столетия по рукописи, хранившейся у ростовского архиепископа Самуила (Миславского), и основанное на местных легендах. «Сказание» сообщало о существовании на Стрелке (историческое ядро Ярославля на месте впадения реки Которосли в Волгу) языческого поселения Медвежий угол, в котором жили язычники и поклонялись «коровьему богу» Велесу. Жителей Медвежьего угла князю Ярославу с дружиной привел в повиновение для того, чтобы они прекратили нападать на торговые караваны и платили ему дань. Когда же князь Ярослав решил окрестить население Медвежьего угла, язычники выпустили на него «люта зверя». Лютого зверя (согласно устной традиции – медведя) князь убил секирой, и на этом месте основал город, которому дал свое имя – Ярославль. Согласно «Сказанию», по приказу князя началось строительство церкви святого Пророка Ильи (можно связать это событие с Ильиным днем – 20 июля или 2 августа по новому стилю). Датой основания Ярославля принято считать 1010 год.
Уже заняв киевский престол после смерти отца, князь Ярослав Мудрый вновь возвращался в Ростово-Суздальскую землю в 1024 году, когда здесь «появились волхвы в Суздале», избивая зажиточных людей «по дьявольскому наущению и бесовскому действию». Князь покарал волхвов («одних изгнал, а других казнил») и затем отправился в Новгород.
После смерти князя Ярослава Мудрого города Ростов, Суздаль, Белоозеро получил его сын Всеволод. Около 1065 года в Ростов в качестве наместника прибыл сын Всеволода – 12-летнийВладимир Мономах. Он оставался наместником в Ростове до 1073 или до 1076 года. Его матерью была Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. Такие династические браки, как и общая религия, укрепляли связи Руси и Византии, способствовали сохранению преемственности политических и духовных традиций.
В этот период, в 1060–1070 годы, ростовским епископом являлся свт. Леонтий (третий епископ, согласно сохранившимся источникам). Леонтия Ростовского называют также первопрестольником, поскольку он первым из киево-печерских иноков был возведен в епископы. К 1071 году относилось и первое упоминание Ярославля в летописи: «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва от Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит»». Из краткого летописного сообщения видно, что выступление под предводительством волхвов началось из-за голода. Около трехсот мятежников двинулись вверх по Волге и Шексне к Белоозеру. Там их усмирил воевода Ян Вышатич, посланный киевским князем Святославом Ярославичем в эти земли для сбора дани. Это сообщение, как и агиографическая литература, показывает, что язычество и десятилетия спустя после принятия христианства сохраняло сильные позиции в Ростове. Православная традиция именно с подвижнической деятельностью свт. Леонтия связывает перелом, когда все жители Ростова обратились в православие.
Преемником Леонтия стал свт. Исайя, назначенный епископом, по разным версиям, в 1072-м или в 1077 году и пребывавший в Ростове до своей кончины в 1089 году. И грек Леонтий, и происходившей из киевских земель Исайя до прибытия в Ростов были иноками Киево-Печерского монастыря. Все первые епископы (Федор, Иларион, Леонтий, Исайя) и их преемники на Ростовской кафедре в XII столетии – Ефрем, Прохор, Иоанн, Нестор – причислены к лику святых.
Начало удельного периода и изменение в политическом статусе старых политических центров оказало заметное влияние на церковную жизнь Ростова. В 1160-х годах князь Андрей Боголюбский, тяготившийся зависимостью от Киева и Ростова в церковном отношении, просил константинопольского патриарха Луку Хрисоверга открыть митрополию во Владимире, но получил отказ. Не было тогда учреждено и отдельной епархии с центром во Владимире. Разделение епархий произошло в 1214 году, когда на владимирском престоле находился великий князь Юрий Всеволодович. Новая епархия была учреждена с центром в Суздале, а ее епископом стал св. Симон Владимирский; в 1273 году центр этой епархии был перенесен во Владимир. Святой Симон, епископ Владимирский – вновь один из пострижеников Киево-Печерского монастыря, а с 1206 года игумен владимирского Рождество-Богородицкого монастыря. Владыкой Ростовской епархии с 1214-го по 1261 годы пребывал Пахомий.
Итак, со времен святого равноапостольного князя Владимира Русская Православная Церковь способствовала укреплению государственности. В конце Х века Ростов стал местом пребывания наместника киевского князя и опорным пунктом христианизации северо-восточных земель Древней Руси. Здесь появилась старейшая в современной России епархия, возникали монастыри и духовные училища, создавались уникальные памятники письменности и искусства. Первыми наместниками святого равноапостольного князя Владимира в Ростове являлись его сыновья Ярослав и Борис. Соединение «благоверия» (веры) с властью наиболее ярко проявилось в учреждении при поддержке князей Владимира и Ярослава Ростовской епархии, в основании Ярославля и Переславля Залесского как христианских городов, в строительстве новых храмов. Распространение христианства способствовало духовному и культурному развитию края.
Ныне Ярославская митрополия включает в свой состав Ярославскую, Рыбинскую и Переславскую епархии. За свою многовековую историю Ростово-Ярославская земля дала многих святых подвижников – святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие, и начиналась православная история края и всего Северо-Востока Руси от времен святого равноапостольного князя Владимира.
Тест по истории России с ответами IX-XVI века
1. К восточным славянам относятся:
мурома
болгары
словаки
уличи
авары
2. На территории современной Беларуси в VII — IХ вв. сформировался один из славянских племенных союзов, носивший название:
вятичей
кривичей
дреговичей
древлян
поляне
3. В IX—X вв центром объединения русских земель становится: .
Тверское княжество
Московское княжество
Смоленское княжество
Новгородская земля
Киевское княжество
4. Новгородские словене в VIII—IХ вв. группировались вокруг городов:
Изборск и Новгород
Новгород и Ладога
Ладога и Псков
Псков и Архангельск
Архангельск и Белоозеро
5. Массовое крещение Руси началось при князе:
Олеге
Игоре
Святославе
Владимире I
Ярославе Мудром
6. Между крещением князя Владимира I и крещением всей русской земли прошло немало времени. Вначале крещение приняло население города:
Белгорода
Витичева
Киева
Любеча
Искоростеня
7. В христианстве киевский князь Владимир I взял имя:
Борис
Константин
Петр
Василий
Алексей
8. Задолго до крещения Руси в Крыму существовала церковная организация во главе с митрополитом, находившимся в городе:
Керчь
Тмутаракань
Херсонес
Сурож (Судак)
Тамань
9. В период противоборства с Византией Ярослав Мудрый решил выдвинуть на главный церковный пост митрополита из русских (вместо присылаемых константинопольским патриархом греков). Выбор пал на:
священника великокняжеской церкви в селе Берестово Иллариона
монаха Антония из Любеча
игумена Киево-Печерского монастыря отца Феодосия
монаха Пимена
монаха Нестора
10. «Суд Ярославль» — это:
закон о порядках в Новгороде
часть «Русской правды», составленная Ярославом Мудрым
грамота г. Ярославлю на Создание независимого суда
массовая экзекуция участников восстания в Ярославле
синоним самого справедливого суда (подобно «Суду Фемиды»)
11. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:
Святослав Игоревич
Ярослав Мудрый
Владимир Мономах
Андрей Боголюбский
Юрий Долгорукий
12. В ХII в. на Руси появляется термин «милостник». Так называли:
нищих, просивших подаяние
многоженцев-языч
ников, отказавшихся принять христианство с его единобрачием дворян
монахов
лекарей
13. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:
об организации похода против половцев
о порядке замещения киевского престола
каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять Русскую землю
ввести «правило Юрьева дня»
по организации похода в Византию
14. В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо-татар сражались:
печенеги
хазары
касоги
каракалпаки
половцы
15. Организатором всемонгольского похода на Русь был:
Чингисхан
Джучи
Субедей
Угедей
Батый
16. Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с именем:
Ивана Калиты
Ивана Грозного
Александра Невского
Дмитрия Донского
Петра Великого
17. Ярлыками в Золотой Орде называли:
товарный знак мастера ремесленника
обидные клички (приклеить ярлык)
клеймо на крупе лошади (позднее «тавро»)
грамоты на право княжения в русских землях («получить ярлык»)
одежду ордынской знати для официальных приемов (обрядиться в ярлык)
18. Столица Золотой Орды г. Сарай находилась:
у озера Селигер
на месте разоренной Рязани
на реке Тобол
на реке Иртыш
недалеко от нынешней Астрахани
19. Баскаками в Золотой Орде называли:
русских князей, назначенных управлять своими землями от имени хана
предводителей отрядов, усмирявших восстания на подвластных землях
дипломатов
сборщиков дани с русских земель
доверенных лиц хана, обычно из числа родственников
20. Победа на Куликовом поле была одержана 8 сентября 1380 г. в день христианского праздника:
Рождества Богородицы
Святого Георгия
Святого Николая Чудотворца
Святой Софии
Святой Анны
21. Коломну и Можайск присоединил (присоединили) к Москве:
Александр Невский, выделив эти земли в удел младшему сыну Данилу
Юрий Данилович
Иван Калита
Дмитрий Донской
первый московский князь Данил и его Юрий
22. Поэма «Слово о погибели Русской земли» посвящена:
распаду Киевской Руси
походу на Русь хана Тугоркана
походу на Русь хана Гончака
нашествию войск хана Батыя
польско-шведской интервенции в период Смуты
23. С 1326 г. Москва становится религиозным центром русских земель после переноса в нее князем Владимиром резиденции митрополита:
Иллариона
Вассиана
Петра
Киприана
Макария
24. Во время опричнины страна была разделена на части:
губернии и воеводства
воеводства и уезды
уезды и земщину
земщину и опричнину
опричнину и боярщину
25. Главная задача Ливонской войны:
окончательное преодоление боярского самовластия
уничтожение католического Ливонского ордена
ослабление Речи Посполитой
выход России к Балтийскому морю
не допустить проникновения Швеции в Прибалтику
26. «Урочные» лета отменены:
Судебником Ивана III
Судебником Ивана IV
Стоглавым церковным собором
первым Земским собором
Соборным уложением
27. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь:
Казанской иконы Божьей Матери
взятия Казани
освобождения столицы от польско-шведских интервентов
воцарения Романовых
воинов, погибших в Куликовской битве
28. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:
изгнания поляков, посадивших на российский престол своего королевича Владислава
своей родовитости и принадлежности к Рюриковичам
выдающихся заслуг в борьбе с польско-шведской интервенцией
избрания на Земском соборе
широких многоуровневых родственных связей в среде знатных боярских родов
29. При Михаиле Романове с 1619 г. фактическим правителем государства был вернувшийся из польского плена его отец Федор Никитович, носивший титул:
«милостивый государь»
«Великий воевода»
«государь всех православных»
«Великий государь»
«Помазанник Божий»
30. Славяно-греко-ла
высшее духовенство
высшее духовенство я чиновников
чиновников и офицеров
офицеров и инженеров
инженеров и дипломатов
31. Церковный раскол в России связан с именем патриарха
Иова
Гермогена
Филарета
Никона
Аввакума
32. Русский царь, трое сыновей которого тоже пребывали на троне:
Михаил
Федор
Иван
Петр
Алексей
33. Казанский собор в Москве был построен на средства:
собранные народом
государевой казны
князя д. М. Пожарского
купца Г. Л. Никитникова
купцов Строгановых
34. Двоецарствие в истории России связано с именами:
Софьи и Петра
Петра и Ивана
Ивана и Алексея
Алексея и Федора
Федора и Михаила
35. Русская Православная церковь по духовному регламенту 1721 года:
стала автокефальной
стала напрямую подчиняться императору
переподчинена Ватикану
управлялась Синодом
стала полностью независимой от государства
36. Во главе церковной реформы ХVII в. стоял:
царь Алексей Михайлович
протопоп Аввакум
патриарх Никон
царский духовник Степан Вонифатьев
Вселенский собор патриархов
37. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:
Судебником 1497 г.
Судебником 1550 г.
З) специальным указом 1581 г.
Соборным уложением 1649 г.
с ликвидацией разницы между вотчиной и поместьем в 1714 г.
38. Двухтомный труд «Описание земли Камчатской» издал участник двух камчатских экспедиций:
В. Беринг
С. Крашенинников
В. Головнин
Е. Путятин
Г. Невельской
39. Пролив между Азией и Америкой первым из российских исследователей открыл:
С. И. Дежнев
В. И. Беринг
В. Д Поярков
А. И. Чириков
Е. П. Хабаров
40. В XVI в. в России обосновалась английская торговая компания под названием:
«Ост-Индская»
«Аглицкая»
«Северная»
«Московская»
«Архангельская»
Священство, политика и пропаганда: жизнь одного священнослужителя в раздираемой войной Украине
Преподобный Сергий Бережной в центре Ирпеня, недалеко от Киева, апрель 2022 года. грех убивать врага?» Этот вопрос преподобный Сергий Бережной, православный священник и капеллан украинской армии в составе 42-го киевского батальона, чаще всего слышит от солдат, направляющихся на передовую войны с Россией.
38-летний священнослужитель, который, несмотря на то, что проводит дни за упаковкой гуманитарной помощи, направляемой в сильно пострадавшие районы, и руководит частыми похоронами на кладбищах и в крематориях, излучает искреннюю пастырскую теплоту. здания и тишина при свечах церкви.
Солдаты часто приходят в Бережной приход, расположенный сразу за оживленной дорогой в полупромышленном районе к северу от центра города, исповедуясь и причащаясь перед уходом в бой.
Церковь, названная в честь киевских святых, стоит между автозаправочной станцией и берегом озера Иордан. В то время как небольшое деревянное строение больше похоже на теплицу, чем на величественный собор, Бережной взволнованно отмечает, что приход стоит на благоприятном месте.
По словам Бережного, краеведы считают близлежащее озеро остатками исторической реки Почайна, где произошло историческое Крещение Киевской Руси, событие, которое в минувший четверг (28 июля) отмечалось и на Украине, и в России.
Крещение Киевской Руси посвящено средневековому массовому крещению в Киеве в 988 году по приказу великого князя Владимира. Хотя христианство существовало в некоторых частях средневековых славянских царств до этого времени, широкомасштабное крещение в Киеве запомнилось как христианизация этого района, поскольку христианство впервые официально стало государственной религией.
В отличие от того, как президент России Владимир Путин уже давно охарактеризовал это событие, заявив, что Украина должна быть частью России, президент Украины Владимир Зеленский представил День украинской государственности, который будет отмечаться вместе с историей исторического крещения.
С этих берегов национальных мифов солдаты, посещающие Бережной, направляются в наиболее пострадавшие районы страны, такие как Донбасс на востоке. Или южный город Херсон, где украинская армия предприняла амбициозную попытку вернуть город из-под контроля России.
Так что же ответит капеллан этим мужчинам и женщинам, решившим защищать страну, находящуюся в осаде с февраля?
«Мой ответ для них: вы не собираетесь убивать врага», — сказал Бережной службе новостей религии через Zoom из Киева в начале этого месяца, его черная рубашка священника и белый воротничок выглядывали из-под его камуфляжной военной куртки. «Вы собираетесь защищать наших детей, наших жен, сестер, братьев, отцов, матерей — всех украинцев».
Вопрос украинской идентичности и того, что требуется для ее защиты, не обособлен от жизни на передовой.
Для многих украинских православных христиан, и в частности духовенства, все более неизбежным становится вопрос религиозной идентичности по отношению к Русской Православной Церкви.
Выбор сводится к тому, частью какой церкви быть: 3-летней независимой Православной церкви Украины или более старой Украинской православной церкви, имеющей исторические связи с Москвой.
Задолго до того, как стать священником, Бережной подрабатывал в качестве прислужника по воскресеньям в православном приходе в своем родном городе на востоке Украины. «Я видел, как Русская православная церковь и Российская Федерация играли на религиозном чувстве нашего народа на Донбассе», — пояснил Бережной, вспомнив, как в начале 2000-х часто раздавали прихожанам брошюры, призывающие верующих голосовать за Виктора Януковича, сторонника — российский политик, который стал президентом Украины, но был свергнут во время Революции Достоинства 2014 года.
Создание трех самостоятельных постсоветских государств — Украины, России и Белоруссии — лидеры православной церкви сравнили с попыткой расколоть Святую Троицу.
«Безусловно, церковь использовалась Россией для пропаганды», — заявил священник Кирилл Говорун, украинский священник и профессор экклезиологии, международных отношений и экуменизма в Стокгольмской школе богословия.
В недавнем интервью RNS Говорун отметил, что такого рода политическая пропаганда характерна не только для православных церквей, расположенных ближе к границе с Россией, но и для всей страны, в том числе для основных православных святынь, таких как Почаевская Лавра, в нескольких часах езды от польской границы.
«В преимущественно православных странах всегда происходило смешение национальной и религиозной идентичности», — говорит Кэтрин Ваннер, культурный антрополог из Школы международных отношений штата Пенсильвания, чьи исследования сосредоточены на религиозной политике в Украине.
Но она добавила, что Украина «является действительно интересным примером, где вы видите реальное углубление религиозности (после распада Советского Союза)», в то время как в политическом отношении происходит «продолжающаяся, устойчивая секуляризация — секуляризм как политический принцип».
Несмотря на рассказы с Донбасса, некоторые православные в постсоветское время не считали свою украинскую национальную идентичность противоречащей их православной вере. Одним из таких людей был высший руководитель Украинской православной церкви в Киеве митрополит Владимир, рукоположивший Бережного в сан священника в 2012 году. Украинская православная церковь с проектом, направленным на примирение Украинской православной церкви с двумя более мелкими православными церковными группами, каждая из которых также претендовала на звание национальной церкви страны, отвергая связи с Москвой.
Это было очень хорошее время для церкви, — сказал Бережной. «Отец (Кирилл) подготовил очень большой проект — проект того, как объединить все юрисдикции».
Но сама идея диалога, не говоря уже о возможности единой украинской церкви с ярко выраженной национальной идентичностью, представляла для Москвы угрозу.
Давно запланированные диалоги Ховоруна начались летом 2009 года. К сентябрю того же года российские церковные лидеры сняли его с должности в Украине и переназначили на церковный пост в России.
«Я посчитал явным движением (из Москвы) прекратить диалог», — сказал Ховорун об изменении.
Бережной был аналогичным образом отстранен от должности в Киевской духовной академии, находящейся в ведении Украинской православной церкви в знаменитой Киево-Перчерской лавре, вскоре после подписания петиции в поддержку мирного диалога между проевропейскими протестующими на Майдане и государственными военными формированиями в 2014.
Его перевели в пророссийский приход в Киеве, где настоятель ожидал, что он подпишет иную петицию — на этот раз в знак протеста против создания новой украинской церкви с почти таким же названием: Православная церковь. Украины (в отличие от Украинской православной церкви) стремились существовать вне власти церковного руководства в Москве.
«Когда я увидел, как Московская Патриархия в Украине борется с нашей цивилизацией и обществом, со своими братьями и сестрами во Христе, я понял, что это неправильный путь», — сказал Бережной. «У вас есть только два варианта, — добавил он, — молчать или помогать поддерживать эту российскую идеологию».
Итак, он ушел. В 2019 году Бережной присоединился к Православной церкви Украины, которой Вселенский патриарх Варфоломей в Стамбуле в начале того же года предоставил Томос – самоуправление, что бросило вызов отказу Москвы признать новую церковь.
«Я так горжусь этим решением, — сказал Бережной.
Но то, что может показаться запутанной церковной политикой, дорого обошлось Бережному, чья жена была дочерью видного священника, связанного с Московским Патриархатом.
Когда его родственники узнали, что Бережной присоединился к независимой, или автокефальной, церкви, они разорвали с ним отношения. Потом поступила и его жена. Иногда он видит своего сына-подростка, который, по его словам, хорошо понимает его решения. «Вы знаете, этот русский мир и эта русская пропаганда, — сказал Бережной, его обычная бодрость духа слегка поубавилась, — тоже поразили сердца моих родственников».
Три года спустя и в условиях продолжающегося давления войны молодая независимая Православная церковь Украины продолжает играть важную роль в качестве партнера украинского правительства в оппозиции России, как в политическом, так и в религиозном плане.
«Мы чтим выбор наших предков — выбор истинной, православной веры, которая соединила нас с европейской цивилизацией еще в X веке», — говорится в официальном Twitter-аккаунте митрополита Православной церкви Украины Епифания в четверг. праздник Крещения Киевской Руси.
«Действительно, в этой (независимой) церкви есть тенденции действовать так, как в Москве, с точки зрения присоединения к государству и процесса национального строительства», — сказал Ховорун. «Но в отличие от Московского патриархата, автокефальная церковь более демократична и гораздо более открыта».
«Я считаю наш мир единой большой мозаикой, — объясняет Бережной солдатам, ожидающим выхода из Киева. «Каждая нация похожа на кусок стекла. И без любого (одного) из стеклышек наша картина не цельна.
«Бог заботится о каждом народе. И когда у нас больше наций, когда у нас разные люди со своими точками зрения, эта мозаика становится еще прекраснее».
Взгляд сквозь века: к истокам христианства на Руси и в Прибужье — Голос Сокаля
А мы, ты и я, давайте подумаем о тысячелетиях и дальше к уже окутанным мглой землям наших предков древности, и проследить процесс зарождения и становления христианства на основе новейших исследований в Киевской Руси вообще и в нашем Прибужье в частности.
Перенесемся на тысячелетие и дальше в земли наших предков, уже окутанные дымкой древности, и проследим процесс зарождения и становления христианства на основе новейших исследований в Киевской Руси вообще и в нашей Прибужья в частности.
Согласно арабским летописям, в начале IX века здесь крестился после удачного похода в Крым древнерусский князь Бравальнн (не он ли был дедом Аскольда и Дира?). В то время в Крыму уже было две епархии – Херсонская и Боспорская. В 860 году киевские князья-братья Аскольд и Дир пошли походом на Константинополь (Царьград). Кампания прошла успешно. Согласно византийским хроникам, был заключен выгодный для Киевской Руси договор, и Аскольд (данных о Дире нет) крестился. В это же время Константинопольский патриарх Фотий отправил русичей и своего епископа на Русь для крещения. Однако это первое массовое крещение не дало значительных результатов. потому что вскоре в 866 году Киев был захвачен варяжским князем из рода Рюриковичей Олегом, который до него правил Новгородом. Аскольда и Дира убили, христиан преследовали.
Преемник Олега, князь Игорь, был вполне веротерпим к христианству, о чем свидетельствует тот факт, что во времена его правления в Киеве уже существовал соборный (!) храм св. Ильи, в котором был заключен договор с Византийской империей в 945 г., его жена Ольга, как известно, была христианкой. Она не смогла окончательно убедить своего сына-язычника, князя Святослава, принять христианство, тем более, что он все время был в походах, но любящая и образованная бабушка в то время сумела воспитать в христианском духе своих сыновей – Ярополка, Владимира и Олега. Нет сомнения, что в то время – до воцарения Владимира Великого – в Киеве и других городах уже были храмы восточного, то есть греческого, обряда.
Владимир Великий
Верующими были в основном правящая знать (бояре, старшие служилые люди и др.) и представители других сословий, в частности купечество. Нетрудно представить себе положение, в котором оказался наш далекий предок, храбрый и расчетливый купец, через тысячу лет, добравшись, наконец, до Царьгорода или Мюнхена. Соверующие смотрели на него как на человека второго сорта: «варвара», «язычника», «язычника». Так что, несмотря ни на что, мне пришлось креститься…
В 979 году не без помощи многочисленных варяжских консортов и ополченцев из северо-восточной Руси (почти все они в то время были язычниками) киевский княжеский престол захватил Владимир Святославович, правивший до него в Новгороде. А еще через каких-то 5 лет, благодаря удачным походам, он стал государем крупнейшего в то время государства Европы – Киевской Руси, простиравшейся от Западного Буга до Волги и от Балтийских до причерноморских степей. Итак, перед ним встал первостепенный вопрос о том, как сцементировать и закрепить это обширное раннефеодальное государство, которое, по сути, только-только начало складываться, находясь на стадии становления. Такой мощный фактор, наряду с сильной военной силой, разветвленной администрацией и единой государственной религией на старославянском языке, общей для подавляющего большинства населения того времени, мог стать таким мощным фактором.
В начале своего правления в 980 году Владимир основал в Киеве величественный пантеон языческих «богов» вместе со своим княжеским дворцом (недавно это подтвердили археологические раскопки! в 1991 году), где деревянные позолоченные статуи тогдашних богов Перуна , Хорс, Дажьбог, Велес (Волос), Ярила и другие. А для консолидации, солидарности с «провинцией» туда помещались и наиболее почитаемые племенные боги. Однако если принять во внимание, что тогдашняя Киевская Русь состояла примерно из 15 родов и племен и более сотни более мелких родовых союзов со своими богами, то ни одной действенной государственной религии быть не могло. Языческая вера с ее близостью человека к природе, поэтикой и национализмом, своеобразным ритуалом подходила отдельному племени, например, полякам или бузанам. Однако оно не принесло во вновь созданное раннефеодальное государство ни письменность, ни каменное зодчество, не приобщилось к достижениям общечеловеческой культуры, не исповедовало, в конце концов, догмата христианства о том, что всякая власть «от Бога» и должна подчиняться безоговорочно. Князь Владимир, воспитанный бабушкой-христианкой и сам принявший христианство в 9 г.86 в Киеве (или недалеко от него?), конечно, обо всем этом знал. Так, захватив весной 988 г. важный город Херсонес (Корсунь) в Крыму, он заставил правивших тогда византийских императоров-братьев Василия и Константина выполнить договорные условия, заключенные с ним в 987 г., в том числе жениться на их сестре Лине , то ему пора было не практиковать в могущественной Византии и предоставить в свое распоряжение надлежащее число церковных иерархов для массового крещения Руси.
Следует отметить, что в то время существовала еще единая Вселенская Церковь, хотя, с учетом местных условий, с небольшими богословскими и обрядовыми различиями – западными и восточными обрядами. Окончательное разделение между ними (на православных и католиков) произошло формально в 1054 г., а фактически в XII в.
Что касается происхождения и местонахождения большинства тогдашних городов-княжеств Джун, то до сих пор ведутся споры среди историков и археологов. В нашем старейшем летописном источнике «Повести временных лет» за 9 г.81 указаны только города Червень и Перемышль. Несомненно, даже тогда существование наших княжеств в кругах историков и археологов до сих пор не утихает споров. Несомненно, наш Белз тогда уже существовал. что впервые упоминается в той же летописи Нестором-летописцем в 1030 году.
Нет сомнения, что наша крепость Прибуза была построена и укреплена только в этом 1030 году: Белз существовал и процветал задолго до указанной даты.
С юго-запада в описываемое время наши земли граничили в то время с довольно обширным и влиятельным Княжеством Великой Моравии (территории нынешних Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии), в вассальной зависимости от которого до середины 10 века известную автономию имели и южные польские земли (Краков), наше Закарпатье и наши июньские города. В середине 920-го века (865 или 866 год) великоморавский князь Ростислав пригласил в свои владения наших первых славянских просветителей, творцов Кирилла и Мефодия. Перед этим «солунские братья» перевели Библию на древнеславянский язык, понятный в то время всем славянским племенам. Евангелия и других богослужебных книг, их миссионерская деятельность оказалась вполне УСПЕШНОЙ, поскольку уже в 870 году Мефодий основал в Великой Моравии митрополию, в состав которой входила, в частности, Перемышльская епархия.
Кстати, храмы Сокальшины находились в юрисдикции Перемышльской епархии до 1945 года…
Нет сомнения, что Рим в это время не спал, посылая к нам через немецкие земли своих проповедников-миссионеров, которые, подобно ученикам и последователям Кирилла и Мефодия, проповедовали слово Божие на славянском языке (поэтому они и миссионеры), только богослужебные книги, имевшиеся у них в наших землях, более успешно проповедовали христианство восточного обряда. Так продолжалось до середины X века, пока Великая Моравия не была разрушена пришедшими с востока языческими кочевыми племенами угров. В это же время польский князь Мешко из рода Пястов начинает объединение польских земель. Сначала в южной Польше, входившей в состав Великоморавского княжества, существовали епархии восточного обряда. Однако при преемнике Мешко Болеслава Храброго Польша была оккупирована войсками Священной Римской империи, ее император Оттон III вынудил князя Болеслава ввести в Польше подчиненные Риму епархии. В знак протеста против этого часть польских христиан восточного обряда на время вернулась в языческую веру.
И вот Владимир с женой подоспели вовремя и присоединили наши земли к Киевской Руси в 981 году. Согласно «Повести временных лет», в 992 году Владимир посетил наши земли в третий раз (?) (второй раз он посетил наши земли с женой, по-видимому, осенью 987 года, когда в его честь был основан город Владимир-Волынский).
Вот как описывает это событие Нестор-летописец:
«В году 992 (6500) пошел Владимир с двумя епископами на Днестр, уча многих людей креститься, и построил город в земле Червенской в своей имя, Владимир, и храм Пресвятой Богородицы, оставив епископа Стефана, и возвратившись с радостью…»
Итак, князь Владимир в наших землях в 992 году фактически узаконил христианскую религию, которая уже существовала здесь и была достаточно распространена, как государственную религию. Об этом свидетельствует такой красноречивый факт, что массовое крещение в Красной Руси было, по сравнению с другими регионами тогдашней обширной Киевской Руси, наименее безболезненным, ибо «слово Христово пало» на благодатную, давно приготовленную почву.
Некоторые ученые-историки. в том числе А. С. Петрушевич и М. В. Малышевский утверждают, что на момент присоединения Красной Руси к Киевскому государству князем Владимиром здесь действовало уже четыре епархии. Как мы уже упоминали выше, в 992 г. князь Владимир рукоположил во Владимире во епископа Стефана 1. Однако его преемник, а впоследствии митрополит Галицкий Лев Кишка подсчитал, что Стефан 1 был шестым епископом во Владимире, точнее в Червене. Город Червень. давшая название нашим землям (Красная Русь), располагалась, как считается, в 4 километрах южнее сел нынешнего города Грубешув (Польша), в 50 километрах западнее Владимира-Волынского. В 11 веке он сгорел и больше не восстанавливался, потому что рядом с послом развивалась молодая, к тому же, княжеская столица-конкурент Вололимир-Волниский.