Краткая биография: Горький Максим. М горький биография


Биография Горького :: Litra.RU :: Лучшие биографии

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Биографии / Горький М.

-Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6

    Алексей Пешков (1868-1936) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра . Отец - Максим Савватьевич Пешков (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.     В 1884 г. попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.     В 1888 — арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка[4] Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради».     В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая.     Весной 1891 отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа.     В 1892 впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др.     1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».     1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».     С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».     1899 — роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе».     1900—1901 — роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым.     1901 — «Песня о буревестнике». Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.     В 1902 — A. M.Горький обратился к драматургии. Создает пьесы «Мещане», «На дне».     1904—1905 — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905—1907. Осенью 1905 вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.     1906 — A. M. Горький едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создает роман «Мать». Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Здесь он пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его расхождения с большевиками (см. «Каприйская школа»).     1908 — пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека».     1909 — повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».     1913 — A.M. Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издает первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии».     1912—1916 — A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.     1917—1919 — A. M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода[6]. В 1917 г., разойдясь с большевиками в вопросе своевременности социалистической революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё.[источник не указан 133 дня]     1921 — отъезд A. M. Горького за границу. В советской литературе сложился миф о том, что причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. В действительности А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью.     C 1924 жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине.     1925 — роман «Дело Артамоновых».     1928 — по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».     1932 — Горький возвращается в Советский Союз. Здесь же он получает заказ Сталина — подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).     1934 — Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом.     В 1925—1936 пишет роман «Жизнь Клима Самгина», который так и не был окончен.     11 мая 1934 года неожиданно умирает сын Горького — Максим Пешков. Горький умер 18 июня 1936 г. в Москве, пережив сына чуть более чем на два года. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг А. М. Горького был извлечён и доставлен в Московский Институт мозга для дальнейшего изучения.     Обстоятельства смерти Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на так называемом Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина[источник не указан 133 дня]. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс (1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

    произведения     Романы     1899 — «Фома Гордеев»     1900—1901 — «Трое»     1906 — «Мать» (вторая редакция — 1907)     1925 — «Дело Артамоновых»     1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»     Повести     1908 — «Жизнь ненужного человека».     1908 — «Исповедь»     1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».     1913—1914— «Детство»     1915—1916— «В людях»     1923 — «Мои университеты»     Рассказы, очерки     1892 — «Макар Чудра»     1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».     1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».     1898 — «Очерки и рассказы» (сборник)     1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»     1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)     1903 — «Человек» (поэма в прозе)     1913 — «Сказки об Италии».     1912—1917— «По Руси» (цикл рассказов)     1924 — «Рассказы 1922—1924 годов»     1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)     Пьесы     1901 — «Мещане»     1902 — «На дне»     1904 — «Дачники»     1905 — «Дети солнца», «Варвары»     1906 — «Враги»     1910 — «Васса Железнова»     1932 — «Егор Булычёв и другие»     1933 — «Достигаев и другие»     Публицистика     1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)     1917 —1918— цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)     1922 — «О русском крестьянстве»

/ Биографии / Горький М.

Смотрите также по Горькому:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Биография Максима Горького: культ личности

Жизненный путь Максима ГорькогоМаксим Горький (Алексей Пешков) — культовая фигура русской и советской культуры. Это не только автор множества романов, рассказов, очерков, пьес, поэм, но также издатель, редактор, публицист, общественный деятель. История жизни Горького — сама по себе легенда. Реальные факты переплетаются с сюжетными ходами его автобиографических повестей. Найти истину в этой художественной мистификации практически невозможно. И стоит ли искать? Есть великие произведения. Есть их гениальный автор. Есть имя Максим Горький, которое уже второй век славит Россию на весь мир.

Девятнадцатилетний парнишка по имени Алеша Пешков купил в лавке трехрублевый пистолет. За свою недолгую и безрадостную жизнь он успел понять, что делать ему в этом мире нечего. Изменить уклад жизни нельзя, а подстраиваться под него больше нет мочи. Теперь еще умерли последние близкие люди на земле — бабушка и дедушка.Алеша проштудировал учебник по анатомии, чтобы выстрелить наверняка — в самое сердце. В своей смерти он обвинил Генриха Гейне, выдумавшего «зубную боль в сердце». Так и написал Леша Пешков в предсмертной записке и завещал сделать вскрытие своего трупа, дабы узнать, что за черт сидит у него внутри. К счастью, до вскрытия не дошло. Леша промахнулся, попав вместо сердца в легкое.

Если бы в тот день его выстрел был чуточку точнее, никто бы не заголосил по новгородскому сироте, никто бы не стал винить Гейне и организовывать вскрытие. Более того, никто бы не стал читать записки безвестного самоубийцы. Похоронили — и забыли, не ведая, что спустя полвека его прах будет достоин Кремлевской стены.

Детство: мещанское несчастье

Детство: мещанское несчастье16 марта 1868 года в семье управляющего пароходной конторы Максима Савватьевича Пешкова и его супруги Варвары Васильевны родился сын. Мальчика назвали Алешей. До поры до времени семейство жило счастливо и дружно, но однажды четырехлетний Леша заболел холерой. Отец не покидал сына дни напролет и таки выходил первенца, но вскоре слег сам и в считанные дни сгорел от страшного недуга.

Осиротевшее семейство Пешковых переехало в дом деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина — нижегородского мещанина, владельца собственного красильного дела. Маленького Алешу окружал неприглядный мещанский быт — постоянные ссоры, брань, побои, пьяные дядья, крутонравый дед, вечно холодная, измученная мать. Варвара Васильевна сына любить не могла, сама признавалась, что винила мальчика в смерти горячо обожаемого мужа. Овдовев, она пыталась устроить личную жизнь, но повторный брак оказался неудачным. Муж бил Варвару, что значительно ускорило ее смерть. У женщины развилась чахотка. Когда Леше было десять, она умерла.

Одним из немногих теплых воспоминаний детства стала бабушка Акулина Ивановна. Жизнь ее была далеко не сахарной, но она никогда не жаловалась. У нее все всегда было хорошо. Акулина Ивановна была той самой сказочной бабушкой, круглой и мягкой с носом картошкой и теплыми руками. Она могла и любила рассказать сказку, а лучше историю о том, как просила милостыню в молодые годы, она могла спеть песню звонким голосочком, а лучше и веселее под водочку.

Отсутствие перспектив

Безусловно, у юного Леши Пешкова не было гувернера и перспективы поступить в привилегированный лицей для дворянских отпрысков. Зато у него была феноменальная память. Он освоил грамоту в шесть лет, несмотря на то что педагогические всплески со стороны матери были крайне несистематичными.

Алеша ходил в самую обыкновенную нижегородскую школу, сидел в классной комнате с чумазыми мальчишками и рассказывал им истории. Однокашники прозвали Пешкова Башлыком, потому что лучше всего у него выходили услышанные от деда истории о разбойнике Максиме Башлыке.

Когда умерла Варвара Васильевна, дед Каширин произнес знаменитое: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, иди-ка ты в люди…». Так закончилось детство Алеши Пешкова из Нижнего Новгорода, и началась новая страшная и неведомая взрослая жизнь.

В людях: работа и скитания

В людях: работа и скитания

11-летний Леша нанимается на работу в продовольственную лавку. За несколько лет своей тоскливой юности мальчик «примеряет» множество профессий. Пешков работает в пекарне, моет посуду на пароходе, учится иконописи в мастерской. За этой время он проникается острой неприязнью к тупому, тяжелому, беспросветному труду, в котором загрузла большая часть страны.

Путь к другой жизни Пешков видит в получении образования. Он едет в Казань с целью поступить в городской университет, однако терпит неудачу. Дело в том, что царствующий Александр III панически боится брожения умов, социальных волнений, революции и закономерно следующего свержения власти. Еще с 1884 года университеты теряют свою независимость, государственные стипендии для абитуриентов из бедных семей практически сведены на нет. «Не надо нам столько образованной молодежи, в особенности из числа бедняков…» — гласит новая политика царского правительства.

Мечты об университете можно оставить. Несостоявшийся студент Пешков отправляется в странствие по Руси. Он преодолевает огромные расстояния, доходит до самого Кавказа, а после непродолжительного перерыва осуществляет второе путешествие в Крым, Украину, на Дон.

Во время многодневных скитаний будущий писатель постоянно знакомится с новыми людьми, необычными характерами, и его творческое воображение уже рисует художественные образы для еще не родившихся произведений.

Мои университеты: проба пера и успешный дебют

Мои университеты: проба пера и успешный дебютВ 1889-м Пешков решает прекратить бродяжничество и остепениться. Он поселяется в родном Новгороде и устраивается в адвокатскую контору. К этому времени Алексей уже успел завязать знакомства с революционно настроенной молодежью. Однажды «неблагонадежные» связи едва не спровоцировали арест Пешкова. К счастью, молодого человека отпустили, припугнув допросом в участке.

На новой работе у Пешкова появляется время для творчества, и он пишет свой первый труд — поэму «Песнь старого дуба». Рецензентом дебютанта становится русский писатель, журналист и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко, с которым Пешкову посчастливилось познакомиться через общих друзей. Короленко дает одобрительную оценку пробе пера начинающего писателя. Это вдохновляет Пешкова — уже через два года, в 1892 году, выходит в печать первый рассказ «Макар Чудра». Произведение было подписано именем Максим Горький.

Главный писатель страны

С дебютного рассказа «Макар Чудра» начинается стремительная литературная карьера Максима Горького. Ранний Горький романтичен, он пишет трогательные, щемящие, кое-где проникновенные, местами героичные рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Толстой и Горький, 1900 годОн работает на износ, ведь слишком много времени упущено. Так, уже через четыре года в свет выходит первый том горьковских сочинений, который расходится с большим успехом. Нужно учесть, что помимо непосредственного писательства Горький активно сотрудничал с периодическими изданиями, наполняя их рецензиями, публицистическими статьями, очерками, рассуждениями и т. п.

В первые пять лет нового века Максим Горький создает знаменитые «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Дети солнца», романы «Фома Гордеев» и «Трое».

Максим Горький стал культовой фигурой 90-х годов XIX века и нулевых годов ХХ века. Такая прижизненная слава выпадает далеко не каждому литератору, ей даже не могли похвалиться Пушкин и Толстой. Современный биограф Горького Дмитрий Быков, автор книги «Был ли Горький? Биографический очерк», видит причину умопомрачительной горьковской славы в рождении массового читателя: «Теперь литературу потребляли не только дворяне, разночинцы и интеллигенты, но и многомиллионные массы… Массовому читателю требовался массовый писатель, а о низовой, подвальной, трудовой жизни города Горький заговорил первым».

Несвоевременные мысли неудобного писателя

Правительство, однако, видит в невесть откуда взявшемся великом писателе серьезную опасность. В 1905-м Горького даже заключают под стражу в Петропавловскую крепость. Однако на тот момент он был уже слишком видной фигурой для того, чтобы пропасть без вести. В защиту гениального россиянина выступило мировое культурное сообщество, в том числе немецкий драматург Герхарт Гауптман, Нобелевский лауреат Анатоль Франс, английский писатель и поэт Томас Харди, итальянский композитор Джакомо Пуччини и другие.

Несвоевременные мысли неудобного писателя

Освобожденный Горький вступает в социал-демократическую партию и, по дружескому совету Ленина, едет поправлять слабое здоровье на теплые побережье итальянского Капри. «Лечение» длится семь прекрасных лет, на протяжении которых Горький работает и живет на вилле из красного камня вместе со своей второй женой актрисой Марией Андреевой.

На некоторое время Горький возвращается в Россию, занимает позицию главреда в партийных газетах «Правда», «Звезда», «Просвещение», публикует «Сказки об Италии», биографические повести «Детство» и «В людях».

Новая власть, революция и ее головокружительные последствия уже не воспринимаются так идиллически, как сперва. В журнале «Новая жизнь» появляется цикл публицистических статей «Несвоевременные мысли». Мысли в самом деле оказались несвоевременными, так что Горькому пришлось в очередной раз покинуть страну. Официальная причина — обострение хронической болезни.

Последнее возвращение на родину

Окончательное возвращение великого писателя на родину произошло в 1928 году. На этот раз официальное приглашение прислал сам вождь. Для Горького устраивают показательную пятинедельную поездку по стране, дарят особняк на Спиридоновке и две дачи — в Горках и в Крыму. А главное — ему предоставляют широкое поле для творческой деятельности. Помимо работы над художественными произведениями («Егор Булычев и другие», «Жизнь Клима Самгина»), Горький реализуется как редактор газет, журналов, книжных серий, самая популярная из которых «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»).

Умер Максим Горький весьма неожиданно на своей даче в Горках. Смерти писателя предшествовала скоропостижная кончина его сына (Максим Пешков ушел из жизни двумя годами ранее). Причины смерти культового писателя по-прежнему вызывают споры. Определенной популярностью пользуется скандальная версия о спланированном отравлении отца и сына. На сегодняшний день версия об убийстве является неофициальной.

Тело Горького было кремировано, мозг отправлен в институт для изучения, прах вмурован в кремлевскую стену, а произведения собраны в 30 томов и оставлены потомкам.

Краткая биография Максима Горького: реальность, граничащая с легендой

Оцените страницу

r-book.club

Всё кратко.ру - Горький М. - Биография кратко. Горький Максим

(1868 - 1936)

Горький Максим (1868-1936), русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, "свободной" морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать" (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне", 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском" цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11) пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли" (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), "Мои университеты" (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычов и другие", 1932), в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы.

Происхождение, образование, мировоззрение

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и парадоксальным образом породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где "Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом" (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

Ранний Горький (1892-1905)

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра". В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой "идейного лиризма". Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода "философию", которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с "правдой жизни". Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно "вопрос о Горьком" и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 начала 20 вв. и который критика сравнивала со "сверхчеловеком" Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.

Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

Между двух революций (1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой".

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума", к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: "Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?"

Годы эмиграции (1917-28)

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома ученых" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К. А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы 1922-24 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

Возвращение

В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Обстоятельства смерти

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.



vsekratko.ru

Биография Горького :: Litra.RU :: Лучшие биографии

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Биографии / Горький М.

-Вариант 1-Вариант 2-Вариант 3-Вариант 4-Вариант 5-Вариант 6

    ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы.

    Происхождение, образование, мировоззрение     Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

    Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

    Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

    Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).

    Ранний Горький (1892-1905)     Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

    С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

    Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

    Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др. Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

    Между двух революций (1905-1917)     После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».

    Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

    Годы эмиграции (1917-28)     Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш«Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

    Портрет работы Н. А. Андреева     С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

    Возвращение     В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Добавил: Irmelina

/ Биографии / Горький М.

Смотрите также по Горькому:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru