Ломоносов великий: Великий русский ученый

19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова

  Ломоносов Михаил Васильевич – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Почетный член Петербургской, Шведской и Болонской академий наук.

  Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ Холмогор Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области). Семья Ломоносовых была зажиточной. Их дом был виден издалека. Отец – Василий Дорофеевич, был рыбаком.С весны до осени он со своими братьями ходил на судах в Белое море, или как его еще называли – Студеное, ловил рыбу и промышлял охотой на морского зверя.

  Михайло, так звали его домашние, рос очень любознательным, смышленным мальчишкой, ему все было интересно. В 10 лет он начал помогать отцу в промысле. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги – «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Стихотворная Псалтырь»Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика». Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви Семен Сабельников. Трудолюбивый и любознательный Михаил быстро научился писать и читать. С течением времени он принимает решение покинуть родной дом и вместе с рыбным обозом идти в Москву, чтобы продолжить образование.

В 19 лет Ломоносов сел за парту в Навигацкой школе, в Москве, затем продолжил учебу в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына. В академии он многому научился : получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык. В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы он продолжил обучение в странах Европы. В течение пятилет он изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, свободно говорил на английском, испанском, немецком, итальянском, французском, польском, венгерском, греческом.

  М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем. Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

  Как учёный-естествоиспытатель разработал атомарно-молекулярную теорию, заложил основы развития физической химии, сформулировал закон сохранения энергии, в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы, открыл атмосферу на Венере, разработал учение о земной коре и ее развитии.

  Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый разработал технологию получения цветного стекла, разработал проект географического атласа, предсказал открытие Арктики. Создал различные приборы: вискозиметр, прибор для фильтрования под вакуумом, прибор для определения твердости, газовый барометр, пирометр, котел для исследования веществ при низком и высоком давлениях, достаточно точно градуировал термометры.

  Талант Ломоносова раскрылся не только в науках, но и в искусстве. Он писал стихи и часто описывал в стихах свои научные опыты. Создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Важнейшими трудами Михаила Васильевича в области русского литературного языка и стихосложения стали: «Российская грамматика», «Письмо о правилах российского стихотворства».

  Занимался Ломоносов и живописью – составлял картины-мозаики из цветного стекла, произведённого по разработанной им же технологии. За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы: «Нерукотворный спас», «Полтавская баталия», мозаика «Портрет Петр I», «Портрет Г. Орлова», «Портрет П. Шувалова». В 34 года Михаил Васильевич Ломоносов стал одним из первых русских академиков. По предложению Ломоносова в Москве в 1755 году был открыт первый в России университет. Впоследствии Московскому университету было присвоено его имя. В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник.

  Сегодня в селе Ломоносово Архангельской области открыт историко-мемориальный музей им. М. В. Ломоносова. Перед зданием МГУ в Москве установлен памятник великому ученому.

  В память о заслугах великого учёного Российской Академией наук была учреждена Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова. Это высшая награда Академии, ею награждаются самые заслуженные учёные за самые выдающиеся научные достижения.

  Книги о великом ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, которые вы можете прочитать внашей библиотеке:

  1. Астафуров В. М. В. Ломоносов : книга для учащихся / В. Астафуров. – М. : просвещение, 1985. – 144 с.
  2. Бутромеев В. Всемирная история в лицах / В. Бутромеев. – М. : Олма-Пресс, 1999. – 320 с.
  3. Варшавский А. Сыны Отечества / А. Варшавский. – М. : Детская литература, 1987. – 304 с.
  4. Ишлинский А. М. В. Ломоносов – великий ученый / А. Ишлинский. – М. : Педагогика, 1986. – 128 с.
  5. Карпеев Э. Михаил Васильевич Ломоносов/ Э. Карпеев. – М. : Посвещение, 1987. – 96 с.
  6. Кошелев В. М. В. Ломоносов в жизни и творчестве : учебное пособие / В. Кошелев.– М. : Русское слово, 2013. – 168 с.
  7. Ломоносов М. Избранное / М. Ломоносов. –М. : Детская литература, 1986. – 160 с.
  8. Нечипоренко Ю. Помошник царям : жизнь и творения Михаила Ломоносова / Ю. Нечипоренко. – М. : Издательство Московского университета, 2012. – 128 с.
  9. Перевезенцев С. Михайло Ломоносов / С. Перевезенцев. –М. : Белый город, 2001. – 48 с.
  10. Сценарии мероприятий, посвященные М. В. Ломоносову:
  11. Бударина В. Зажглась звезда на небе : занятие, посвященное вкладу ученых в химию// Читаем, учимся, играем. – Вып. 12. – М. : Либерея, 2006. – С. 81
  12. Гусева Г. Великие химики и их открытия // Читаем, учимся, играем. – Вып. 1. – М. : Либерея, 2006. – С. 64
  13. Семяновская А. Михаил Васильевич Ломоносов и Москва : материал для беседы // Калейдоскоп юбилейных дат : сборник сценариев. – Вып. 3. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 256 с.

Читать «М. В. Ломоносов — великий русский учёный-энциклопедист» — Карпеев Энгель Петрович — Страница 1

Э. П. КАРПЕЕВ, кандидат технических наук

М. В. ЛОМОНОСОВ-ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ

(К 275-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

(В помощь лектору)

19 ноября 1986 г. исполняется 275 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Юбилей великого русского ученого, поэта, просветителя и страстного патриота является большим событием в культурной жизни нашей страны; его празднование знаменует высокую степень уважения и признательности наших современников к человеку, который, по выражению известного русского историка В. О. Ключевского, «сохраняет духовное присутствие среди нас». Люди, подобные Ломоносову, «едва обретаются и редки» и в истории народа они занимают особое место.

Деятельность М. В. Ломоносова — великого русского ученого-энциклопедиста, патриота и просветителя сыграла громадную роль в развитии отечественной науки и культуры. Она ускорила включение в мировой научный процесс такой потенциальной силы, каким является русский народ. Ломоносов был основателем в России целого ряда наук. Патриотизм, стремление к благу и процветанию Отчизны лежали в основе поразительной широты его научных интересов, достижений в различных отраслях знания, были движущей силой его энциклопедизма.

Жизнь и творчество Ломоносова привлекали и привлекают к себе внимание, мы снова и снова обращаемся к личности Ломоносова; понять его — значит понять и кое-что в самом себе, в судьбе своего народа, своей страны. Его биография, деятельность в различных областях знания, вклад в культурно-исторический процесс созвучны нашему времени.

ЖИЗНЬ УЧЕНОГО

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19 — по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена была на Курострове в нескольких километрах от города Холмогоры. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром. Отец Ломоносова Василий Дорофеевич был черносошным крестьянином — так назывались тогда лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие феодальные повинности.

Мать Ломоносова Елена Ивановна Сивкова была дочерью дьякона села Матигоры. Михаил был единственным сыном Е. И. и В. Д. Ломоносовых.

Скудная северная земля не могла прокормить крестьянина, почти все жители 20 деревень, расположенных на Курострове, были поморами — занимались морскими промыслами. Отец Ломоносова владел «новоманерным» гукором — небольшим, водоизмещением приблизительно 300 т парусным судном, построенным в соответствии с указом Петра на европейский лад — «по новому манеру». Назывался гукор «Святой архангел Михаил». На нем Василий Дорофеевич перевозил государственные и частные грузы, промышлял морского зверя. С десяти лег в плаваниях стал участвовать и Михаил, обладавший блестящей способностью впитывать новые впечатления, которые навсегда сохранились в его памяти.

Без грамоты невозможно было вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви С. Н. Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Вначале он читал «Псалтырь», а затем потянулся к светским книгам, которые ему удалось добыть у соседа Христофора Дудина. Вероятно, в это время у Ломоносова возникает страстное желание учиться. В конце 1730 г. Ломоносов пешком отправляется в Москву, где, скрыв свое крестьянское происхождение, 15 января 1731 г. поступает в Славяно-греко-латинскую академию, которую в просторечии именовали Спасскими школами.

Начало учебы было тяжелым: девятнадцатилетний юноша сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами», стипендия была мизерной — 3 копейки в день, на которые надо было питаться, одеваться и приобретать бумагу и перья, да и платили ее нерегулярно. Но стремление к знаниям помогло преодолеть все лишения, и за первый год Ломоносов сумел закончить три класса Академии. Он освоил латинский язык, без которого в то время невозможно было заниматься наукой, ведь вся серьезная научная литература того времени издавалась на латыни, и много и вдумчиво читал все, что удавалось достать в библиотеке Академии и в расположенной неподалеку книжной лавке.

Занятия в Славяно-греко-латинской академии дали Ломоносову образование в области гуманитарных наук. Здесь он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, изучал греческий язык. Значительно хуже обстояло дело с естественными науками: высшими авторитетами в этой области оставались Аристотель и Птолемей. Учащиеся почти ничего не знали об учениях Декарта и Ньютона, о взглядах Коперника.

Ломоносов, читавший новые издания в книжной лавке, не мог не познакомиться с некоторыми сторонами этих учений или хотя бы узнать о их существовании. Такое знакомство вызвало у любознательного юноши стремление к серьезным занятиям естественными науками. Случай осуществить свои намерения представился в ноябре 1735 г., когда Ломоносов учился уже в классе «философии»[1]. По указу Сената, Славяно-греко-латинская академия должна была отобрать 20 лучших своих учеников для пополнения университета, созданного при Петербургской Академии наук. Ломоносов был в числе отобранных 12 человек, соответствующих требованиям сенатского указа. В январе 1736 г. их привезли в Петербург и зачислили студентами без жалованья, «на академическом коште»..

В течение полугода со вновь принятыми студентами пытались организовать более или менее систематические занятия, а за это время было решено послать за границу трех студентов для обучения горному делу, специалистов по которому заметно не хватало бурно развивающейся русской горнодобывающей промышленности. Ими оказались Г. У. Райзер — сын советника Берг-коллегии, Д. Виноградов — попович и Ломоносов — крестьянский сын. В сентябре 1736 г. их направили в университет города Марбурга, известный главным образом тем, что в нем преподавал Христиан Вольф, механик и оптик, человек энциклопедических знаний и философ. Он был прекрасным преподавателем и, по-видимому, очень добрым человеком, снисходительным к своим студентам. Именно к нему, под его покровительство как почетного члена Петербургской Академии наук были направлены Райзер, Виноградов и Ломоносов.

Зачисленные в университет в начале ноября 1736 г. русские студенты начали изучать немецкий язык и одновременно занимались арифметикой, геометрией и тригонометрией. Освоив язык, они смогли слушать лекции Вольфа по механике, теоретической и экспериментальной физике, метафизике (философии) и логике. Профессор Ю. Г. Дуйзинг читал им курс теоретической химии; наемные учителя учили их французскому языку, танцам, рисованию и фехтованию. Ко всему этому добавлялось самостоятельное чтение рекомендованной Вольфом научной литературы.

По предписанию академической канцелярии студенты должны были присылать в Академию образчики своих знаний. Знаменательно, что Ломоносов присылал в Петербург в качестве таких образцов «диссертации», посвященные физическим проблемам. Одной из первых была «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (1739).

В этот же период наряду с изучением естественных наук Ломоносов занимался теорией русского стихосложения. Он не только внимательно изучил купленную еще в Петербурге книгу В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», но стал знакомиться с теориями стихосложения, бытующими в Германии.

Быстро пролетели годы учебы и студенческих развлечений, оставив в головах основательные знания и опустошив кошельки. Благородный Вольф оплатил с разрешения академической канцелярии долги наших студентов и в начале июля 1739 г. проводил их в Саксонию, в город Фрейберг для обучения горному делу, металлургии и химии у горного советника И. Ф. Генкеля. Врач по образованию, Генкель изучил минералогию и горное дело, овладел маркшейдерским и пробирным искусством, основательно познакомился с практической химией. Он получил известность в Европе не только как автор книг по горному делу, но и как преподаватель, прекрасно понимающий пользу практического обучения.

Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге Россия

Ломоносовский мост, также известный как мост Чернышева, расположен в центральном районе Санкт-Петербурга. Мост пересекает реку Фонтанку в месте пересечения с улицей Ломоносова.

Первоначально мост был деревянным и назывался Екатерининским в честь императрицы Екатерины Великой. Но это название просуществовало недолго, и к моменту капитальной реставрации в 1785 году оно уже носило имя Чернышева — по названию близлежащего переулка.

Мост Чернышева шириной 14,66 м и длиной 57,12 м. Мост наклонен к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращенные к воде, оказались неравными. Мост спроектировал инженер Жан-Родольф Перроне, который также спроектировал несколько типовых мостов – Симеоновский, Аничков, Семеновский, Измайловский, Старо-Калинкин и Обуховский.

Мост имел каменные опоры и арочные пролеты. В центральном парке моста было четыре башни на гранитных опорах. Первоначально средний пролет оставался деревянным. Практически каменный мост не менялся с момента постройки.

 

Однако, как и другие мосты через Фонтанку, мост Чернышева подлежал восстановлению. В 1826 году было предложено перестроить центральный пролет моста и перекрыть пролет чугунными сборными коробками. Проект был подтвержден, но, к счастью, не был запущен. Еще одна попытка восстановить мост была в начале 20 века. Однако, поскольку грянула первая русская революция 1905-1907 годов, проект не был реализован.

В 1912-1913 г. мост был капитально отремонтирован под руководством архитектора А. П. Пшеницкого. Полностью обновлены колонны и своды, частично заменены гранитные блоки. Вместо деревянного пролета были установлены стальные балки. Башни и цепи остались без изменений.

В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста. Он предложил четыре умеренно высоких гранитных обелиска с фонарями на золотых фигурах морских коньков. В таком виде мост стоит и по сей день.

В годы Великой Отечественной войны и Блокады мост Чернышева практически не пострадал: сильно пострадали гранитные парапеты и обелиски. Они были восстановлены после войны. 23 августа 1948 мост потерял свое обычное название. Назван в честь русского ученого Михаила Ломоносова.

Читайте также

Информация об экскурсии


Расписание

Открыто круглый год.


Public Transport

Address
Lomonosov bridge
Metro / Subway
Dostoevskaya, Vladimirskaya
Buses
Lomonosov Street 49, 181
Marshrutkas
Lomonosov Street K-212
Pyat’ Uglov K-177, K-25, K-258, K-90
Trolleys
Pyat’ Uglov 3, 8, 15

 


Tours

Lomonosov bridge is a part of my private tours:

  • Boat tour along rivers and channels

Кроме того, вы можете заказать тур или заказать внутреннюю экскурсию к одной из ближайших достопримечательностей.


Поделиться

EDUCOM.NET — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Московский университет – старейший вуз России. Он был основан в 1755 году указом российской императрицы Елизаветы Петровны по инициативе выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова, чье имя он носит и сейчас. Московский университет был основан в Татьянин день, который сейчас отмечается как День российского студента.

Во второй половине 19 — начале 20 века Московский университет выступил инициатором и поддержал создание Академии художеств в Санкт-Петербурге, Малого театра в Москве, известных московских музеев, таких как Политехнический музей, Исторический музей, Зоологический музей, Антропологический музей, Музей изобразительных искусств, Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк). Московский университет дал начало Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова (1758 г.), Московскому геологическому институту (1930), Московский государственный институт международных отношений (1951 г. ) и Ульяновский университет (1988 г.).

В настоящее время Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова включает 41 факультет и 377 кафедр, на которых работают 7500 докторов наук. и доктор философии холдеров, более 5000 профессоров и преподавателей, более 300 академиков Российской академии наук и других российских государственных академий.

Попечительский совет МГУ имени М.В. Ломоносова создан в 2013 году. В его состав входят известные ученые, депутаты, общественные деятели и представители бизнес-элиты. Президент России Владимир Путин является главой Попечительского совета; ректор МГУ Виктор Садовничий является секретарем Совета.

Из 18 российских нобелевских лауреатов 11 являются выпускниками и профессорами Московского университета. 12% всех открытий, зарегистрированных в СССР, принадлежат ученым МГУ. Московский университет гордится всеми своими выпускниками; многие из них добились больших успехов в науке, общественной деятельности и политике. Многие всемирно известные российские ученые, писатели, поэты, публицисты, историки, дипломаты, деятели искусства, общественные и политические деятели учились или преподавали в университете на протяжении всей его истории.

В Московском университете принято встречать высоких иностранных гостей, действующих и бывших руководителей разных стран; Нобелевские лауреаты; всемирно известные ученые; известные общественные и политические деятели; выдающиеся деятели мира науки и искусства.

Всероссийский фестиваль науки — ежегодный праздник академических знаний. Первый Фестиваль науки в России был организован в 2006 году по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего. В 2011 году фестиваль значительно расширился и стал общероссийским. Сегодня фестиваль проводится более чем в 80 регионах страны. Это один из самых глобальных российских проектов, продвигающих науку.

Целью Программы развития Московского университета является создание Воробьевых гор Научно-технологической долины – университетского кластера, объединяющего на одной территории сеть специализированных научных организаций, стартапов, культурно-просветительских и спортивные организации.

Научно-исследовательская деятельность Московского государственного университета широкомасштабна. Более 2000 ученых МГУ проводят исследования по 350 научным направлениям и 30 междисциплинарным программам, охватывающим более 1000 тем. Исследования проводятся на 70 предприятиях в области химии и новых материалов, биотехнологии, фармацевтики, экологии и рационального природопользования, разработки и производства научного оборудования.

МГУ создает и развивает собственные искусственные спутники Земли в научных и образовательных целях, активно взаимодействуя с крупнейшими госкорпорациями Роскосмос и Роснано. В рамках университетской космической программы построено шесть спутников. 28 апреля 2016 года со стартовой площадки Восточный был запущен спутник «Ломоносов» — современная космическая станция.

Обладая самым мощным суперкомпьютером на постсоветском пространстве, МГУ использует новую систему для ускорения темпов уникальных исследований в области ядерной физики, геномного анализа, оценки безопасности АЭС, прогнозирования климата, разработки новых материалов и фармацевтика, изучение строения Земли. Суммарная пиковая производительность Суперкомпьютера «Ломоносов-2» превышает 5 петафлопс; разрабатывается новое поколение суперкомпьютеров.

Проект «Ноев ковчег» направлен на сохранение, исследование и бережное использование биологического разнообразия планеты. Проведено более 80 экспедиций по сбору проб; описано более 200 вновь открытых видов животных, растений, грибов и бактерий. Средний объем загрузки данных в систему составляет около 7500 выборок в месяц; система уже приобрела более 1 000 000 образцов. На основе проекта создан Цифровой гербарий МГУ. В рамках проекта созданы и поддерживаются уникальные коллекции живых животных и растений, культур клеток растений и микроорганизмов, клеточного материала человека.

На сегодняшний день Московский университет имеет более 700 действующих договоров о научном и образовательном сотрудничестве с государственными и международными организациями мира, зарубежными университетами и научными центрами.

Партнерами МГУ являются Российско-Германский институт науки и культуры, Французский университетский колледж, Международный корейский центр, Японский центр, Скандинавский центр, Иберо-римский центр.