Содержание
Михаил Васильевич Ломоносов и Академия наук XVIII века
- Информация о материале
- Опубликовано: 22 мая 2020
- Просмотров: 11564
В здании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) в XVIII–XIX веках располагалась основанная Петром I в 1724 году Санкт-Петербургская академия наук.
Одним из её первых академиков был Михаил Васильевич Ломоносов. Сегодня интернет-пользователи имеют возможность пройти по Музею М.В. Ломоносова , открытому в историческом здании Кунсткамеры в 1949 году. Музейные предметы также отражают и историю Академии наук XVIII века.
Музей М.В. Ломоносова был создан по инициативе Президента Академии наук СССР С.И. Вавилова и решению Президиума Академии наук СССР в 1947 году к 200-летию первой научной химической лаборатории в России. Сегодня Музей М.В. Ломоносова является частью МАЭ РАН и располагается в трех верхних этажах башни Кунсткамеры.
Экспозиция, посвящённая учёному, расположена в круглом зале третьего этажа башни Кунсткамеры и представляет посетителям возможность подробнее познакомиться с разными гранями личности нашего великого соотечественника: узнать его и как выдающегося учёного, и как государственного деятеля и организатора научных исследований. Обстановка воссоздаёт атмосферу научного учреждения XVIII века. Так, центральную часть зала занимает большой круглый стол, за которым в XVIII веке заседали российские академики. Здесь же расположились кресла Президента и членов Академии.
Собрание включает немногие уцелевшие личные вещи М. В. Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV– XIX веков, книги, среди которых немало библиографических редкостей. Внимание привлекают и произведения живописи, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.
Здание Кунсткамеры – это единственный дошедший до наших дней архитектурный памятник Северной столицы, связанный с именем Михаила Васильевича. Закончив обучение в Германии, Ломоносов в 1741 году стал ассистентом академика И. Аммана, а уже в следующем году, после представления диссертаций по физике и химии, был зачислен адъюнктом по классу физики Академии наук. В 1745 году Михаил Васильевич стал академиком. Одним из его первых заданий было описание минералогических коллекций Кунсткамеры. Ломоносов проводил здесь исследования в области химии, физики, астрономии, географии, истории, российской словесности. Поэтому Музей М.В. Ломоносова был открыт в 1949 году именно в историческом здании Кунсткамеры. В Академии наук он проработал 23 года, до самой смерти.
Подробную информацию о значении деятельности Михаила Васильевича для развития науки в нашей стране можно узнать из двух лекций ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена Попечительского совета фонда «История Отечества» Виктора Садовничего в рамках цикла передач «ACADEMIA», подготовленного телеканалом «Россия-Культура». Лекции под общим названием «Михаил Ломоносов. У истоков российской науки» доступны на сайте и youtube-канале телеканала.
Также напомним, что Кунсткамера разработала комплекс онлайн-проектов, о некоторых из них мы уже рассказывали ранее. Так, по зданию Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН можно совершить прогулку, не выходя из дома, благодаря виртуальному 3D туру. О том, как пережила Кунсткамера страшные годы Великой Отечественной войны, рассказывает виртуальная выставка, подготовленная при поддержке фонда «История Отечества».
Текст: Вера Марунова
На основании материалов сайта Музея антропологии и этнографии
им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Ломоносов Михаил Васильевич
1711 — 1765
(1711 — 1765)
Место рождения
д. Мишанинская Куростровской волости Двинского у. Архангельской губ.
Место смерти
Санкт-Петербург
Место захоронения
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века
Образование
- Славяно-греко-латинская академия в Москве
- Академический университет. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739)
Учителя
- Г.В.Крафт
- И.Генкель
- Х.Вольф
Годы работы в университете
1741 — 1765
Этапы карьеры в университете
Должность | Подразделение | Факультет | |||
---|---|---|---|---|---|
1741 | 1745 | Адъюнкт | Академия наук | ||
1745 | 1747 | Профессор химии | Академия наук | ||
1747 | 1765 | Академик | Академия наук | ||
1758 | 1765 | Руководитель учебной и научной частью Академии | Академия наук | фактически Л. являлся ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. |
Основные вехи жизни, карьера вне университета
Родился в семье крестьянина-помора. До 16 лет занимался самообразованием, прочел «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М. Смотрицкого и «Псалтырь рифмотворную» С. Полоцкого. В декабре 1730 г. вместе с рыбным обозом ушел в Москву и, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Получив хорошую подготовку по древним языкам и гуманитарным наукам, Л. в числе 12 лучших студентов Академии был направлен в Академический университет, где с января 1736 г. обучался около 10 месяцев. Продолжил обучение в Марбургском университете (1736-1739) по гуманитарным и естественным наукам под руководством физика и философа Х. Вольфа. В 1739-1740 гг. учился во Фрайбурге у И. Генкеля химии и горному делу. Карьера в университете: В 1741 г. Л. вернулся в Петербург и был назначен адъюнктом Академии наук по физике. Тогда же начал читать в университете курс основ металлургии. С сентября 1742 г. читал публичные лекции, комментируя «руководство к географии физической» Г.В. Крафта и приватно «давал наставления» в химии и натуральной истории о минералах, а также «в стихотворстве и штиле российского языка». В 1742 г. Л. составил для своего первого слушателя Мартина Клейнфельда пособие «Первые основания металлургии, или рудных дел» (напечатано в 1763 г.). В 1745 — профессор химии, с 1747 г. — академик, занял место И.Г. Гмелина. С 1745 г. первым из профессоров начал читать для широкой публики лекции на русском языке, по физике. В 1748 г. по предложению Л. на 2-й линии Васильевского острова была построена лаборатория для занятий со студентами естественными науками. В апреле 1749 г. Канцелярия Академии утвердила новый учебный план для университетских студентов, по которому Ломоносов должен был читать химию. С 1752 г. Л. начал вести со студентами занятия по разработанному им курсу «Истинной физической химии» с демонстрацией физико-химических опытов на специально изготовленных инструментах. С начала 1750-х гг. основные организационные усилия Л. были направлены на реформирование преподавания в академических Университете и Гимназии. В 1757-1760 гг. он составил несколько проектов регламента для Академической гимназии, где, в частности, настаивал на совместном обучении дворян и разночинцев, устройстве платного пансиона для учеников по образцу западных учреждений и «российских классов» — цикла занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. По регламенту Л. гимназия подразделялась на три класса: высший, средний и низший. Переход из одного класса в другой производился только после полного усвоения изучаемых предметов. Не было возрастных ограничений при приеме: наряду с шести- и семилетними детьми принимались взрослые юноши до 29 лет. Л. требовал преподавания латыни, арифметики, геометрии и географии на русском языке, философии – на латинском, изучение которого было углублено. После успешного окончания Гимназии, ученики переходили в Университет. Л. участвовал в создании нового Регламента и штата для университета. Реорганизация Университета, по его проекту предполагала не только пересмотр прежнего Регламента, но и издание особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету «привилегии», по примеру европейских университетов, и, наконец, проведение «инавгурации» Университета — торжеств с оглашением акта об университетских привилегиях. Основным нововведением в проекте Л. было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса (т. е. курса). Программа преподавания, намеченная Л., включала такие предметы как русское право, химия, ботаника, анатомия, восточные языки, которые не предусматривались Регламентом 1747 г. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены Л. Предиденту АН и одобрены им, но их обсуждение в Академической канцелярии затянулось. В то же время 24 марта 1758 г. Ломоносов был назначен руководителем учебной и научной части Академии, т. е. фактически ректором Университета и Гимназии. 19 января 1760 г. последовало распоряжение Президента АН о передаче Л. в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии. Л. употреблял различные меры поощрения способных гимназистов и студентов к учению, занимался подбором педагогического персонала, настаивал на проведении испытаний учеников в присутствии инспектора и ректора Гимназии, а в старших класах в присутствии членов Канцелярии и специально назначенных профессоров Университета. В число учителей гимназических классов были введены адъюнкты Академии С. Румовский и М. Сафронов, ученики Л. Эйлера, а также наиболее подготовленные студенты Университета, которые за свои педагогические труды получали прибавку к студенческому жалованью. Эти меры превращали Гимназию в органическую часть Университета, что было организационно закреплено вскоре после смерти Л. Стараниями Л. изменился сословный состав студентов и гимназистов, среди которых появилось много способных молодых людей, происходивших из государственных крестьян, солдатских детей, низшего слоя церковнослужителей. Л. добивался строительства для гимназии и университета собственных зданий в территориальной близости к Академии. Когда в 1757 г. возникла мысль об объединении всех департаментов Академии на Стрелке Васильевского острова, Л. вместе с академическим архитектором разработал планы и смету строительства. Хотя этот проект остался в чертежах, Университет и Гимназия в ноябре 1765 г., уже после смерти Л. были возвращены с Троицкого подворья на Стрелку Васильевского острова, в в отремонтированный дом барона Строганова, который с 1747 г. арендовала Академия. Имея личное поручение Президента Академии К.Г. Разумовского, Л. заботился об Университете и Гимназии, вникал в бытовые и учебные дела студентов, способствовал лучшему материальному обеспечению их жизни и всесторонней мотивации их к занятиям наукой. В то же время были повышены требования к абитуриентам, принимаемым в Университет. Во время единоличного заведования учебной частью Академии наук (1758-1765) Л. сделал научную специализацию более последовательной, предоставляя студентам право слушать лекции лишь по той специальности, в которой «каждый по склонности и силам своим мог бы. .. надлежаще оказать отечеству успехи». По своим предпочтениям с 1758 г. студенты разделились на три примерно равные группы: первая специализировалась в физико-математических науках, вторая в медицине и ботанике, третья – в истории и филологии. Условием повышения качества обучения Л. считал его индивидуализацию. Академикам было вменено в обязанность обучать «старших студентов» по индивидуальным учебным планам и проводить экзамены в присутствии всех профессоров и адъюнктов. За время руководства Л. в студенты были произведены 24 питомца преобразованной им Гимназии. Из Университета за 1751-1765 гг. были выпущены переводчиками 14 студентов, определены адъюнктами в Академию 10, 3 человека защитили магистерские диссертации, 3 – стали преподавателями в учебных заведениях, 1 – определен лаборантом, 1 – корректором в типографию. При Л. упрочились связи Академического университета с зарубежными университетами, укрепилась его материальная база: возникли химическая лаборатория, анатомический театр, «ботанический огород». Карьера вне университета: Основным предметом занятий Л. до 1754 были физико-химические исследования (в частности, химия стекла), главным образом, в открытой им в октябре 1748 г. Химической лаборатории. Их результаты Л. публиковал в академических изданиях («Commentarii» и «Novi Commentarii») и докладывал в публичных заседаниях Академии. Кроме популяризации знаний выступления Л. играли большую роль в развитии светских ораторских жанров. 6 сентября 1751 он произнес «Слово о пользе химии», пропагандирующее ее прикладное значение, 26 ноября 1753 г. «Слово о явлениях воздушных», посвященное памяти Г.-В. Рихмана , где изложил свою теорию атмосферного электричества, 1 июля 1756 г. — доклад по астрономии – об открытии атмосферы вокруг Венеры, изобретении нового телескопа, а также «Слово о происхождении света», в котором доказывалась волновая природа света. 19–20 августа 1757 г. Л. было произнесено «Слово о рождении металлов», излагавшее основные принципы геологии и теорию землетрясений. С географическими работами Л. Было связано «Рассуждение о большой точности морского пути», произнесенное 8 мая 1759 г. В последнем своем публичном выступлении «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (6 сентября 1760 г.) Л. изложил основные положения закона сохранения вещества. Кроме научных работ Л. как член Академии наук выполнял множество обязанностей: он выступил корректором календаря на 1746 год, с 6 мая 1748 по 23 марта 1751 проверял переводы иностранных известий для «СПб. ведомостей»; до начала 1750-х гг. регулярно переводил с немецкого на русский язык работы Г.-В. Крафта и Г. Гейнзиуса, обогащая научный язык новой терминологией, а также описания иллюминаций и др. сочинения Я. Я. Штелина, до начала 1762 г. редактировал переводы и сочинения академиков и посторонних авторов. Неутомимая деятельность по реформированию учебных заведений Академии и ее самой и конфликтный характер Л. поставили его в оппозицию Академической канцелярии и многим коллегам по АН, главным образом, немцам. В поисках покровительства и поддержки своих проектов Л. обращатлся к императрице Елизавете Петровне, при посредничестве М. И. Воронцова и И. И. Шувалова, позже к Екатерине II при поддержке Г. Г. Орлова. 28 августа 1750 г. в Царском Селе на приеме у Елизаветы Петровны Л. беседовал с ней о значении науки для российской промышленности. В 1763 г. он лично вручил Екатерине II план организации экспедиций для составления «Российского атласа». С 1760 г. основным местом его работы становится Географический департамент Академии. Л. разработал план получения физико-географических и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Кроме занятий по картографированию империи Л. систематизирует материалы о ее хозяйственно-экономическом положении. Из последних проектов Л. известен лишь трактат «О сохранении и размножении русского народа» (1761), более ста лет не публиковавшийс целиком по соображениям цензуры. Автор предлагал в нем систему законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство. В 1758 Л. было также поручено «смотрение» за Историческим собранием АН.
Награды
Избран почетным членом Шведской АН (1760), Болонской АН (1764), почетным членом С.-Петербургской Академии художеств (1763). Обсуждался вопрос о его избрании в Парижскую академию. Весной 1753 г. получил землю с приписанными к ней 200 душами 15 декабре 1763 Екатерина II пожаловала Л. в ст. советники. Доказательством признания его заслуг было посещение императрицей дома ученого 7 июля 1764 г. В 1948 г. Ораниенбаум переименован в г. Ломоносов, Чернышев мост, Чернышева площадь и Чернышев переулок переименован, соответственно, в мост, площадь и улицу Ломоносова, его имя носят также улицы в пригородах Петербурга, станция метро «Ломоносовская», ряд промышленных предприятий. Именем Л. названы также течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. В 1949 г. в здании Кунсткамеры, где с 1741 г. работал Л. , бы открыт музей М.В. Ломоносова. Памятники Л. установлены на площади г. Ломоносова (1892, скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин) и на Университетской набережной (1986, скульптор Б. А. Петров, В. Д. Свешников, архитекторы Э. А. Тяхт, И. А. Шахов). В 1956 АН СССР учредила в качестве высшей награды за выдающиеся работы в области естественных и общественных наук две золотые медали, причем одна из них присуждается отечественным, другая — зарубежным ученым.
Область научных интересов, значение в науке
Научное творчество Л. отличалось многообразием. Будучи ученым-энциклопедистом, сочетая теотерические и прикладные исследования, Л. выступал как химик, физик, астроном, геолог, географ, историк, а также теоретик русского языка и стихосложения. Наряду с научными исследованиями Л. занимался литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий. В 1753 Л. основал первую в России фабрику мозаики, создал несколько мозаичных картин. Наиболее известно его панно «Полтавская баталия» (1762-1764, ныне в здании АН) и ряд портретов. Л. занимался популяризацией трудов западных ученых. Перевел раздел работы Л.-Ф. Тюмминга «Основание Волфианской философии, составленное для академического пользования», под названием «Христиана Вольфа сокращенная экспериментальная физика, с латинского на российский язык переведенная», которая была опубликована в 1745 г. Этот перевод стал первым учебником по экспериментальной физике на русском языке. Тем самым в практику обучения были введены десятки важнейших физических понятий на русском языке. В ряде филологических трудов («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) Л., развивая идеи В. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонического стихосложения, в «Кратком руководстве к красноречию» (1748) разработал свод правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. разграничивает старославянский и русский языковые горизонты, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их функции. Его «Русская грамматика» (1755—57) стала одной из первых научных книг о русском языке. В своих торжественных речах («Слово похвальное… государыне императрице Елизавете Петровне…», 1749; «Слово похвальное… государю императору Петру Великому», 1754-1755) Л. на практике воплощал свои теоретические идеи. Л. был крупным историком своего времени. Русской историей Л. занимался с 1749 г., но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751. Его основные сочинения – «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года». Ч. 1-2. (1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» (1749-50), «Краткий российский летописец с родословием» (1760). Ломоносов написал также «Замечания на «Историю …» Вольтера» (1757-60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г. Ф. Миллера (1751). Стимулом к самостоятельным историческим занятиям для Л. послужило пожелание Елизаветы Петровны видеть российскую историю, написанную «штилем». Написание этого труда заняло 4 года, а с 1758 г. началось его печатание. Незаконченная, лишенная научного аппарата книга вышла в 1766 с кратким предисловием А.Л. Шлецера. С точки зрения методики «История» уступает работам Миллера и Шлецера. Для Л. характерно отсутствие критики источников, произвольная компиляция летописных свидетельств. Достоинством книги являлись ее литературный стиль и сама попытка освещения раннего периода русского средневековья. «Древняя Российская история…» сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и религии восточных славян позволил Л. заключить о множестве сходных элементов. Л. был сторонником сарматской теории этногенеза славян. Л. различал в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема, в связи с чем делил историю России на 6 периодов: 1-й период- «до Рюрика» (ему посвящена 1-я часть «Древней российской истории», где доказывается, что создателями Киевского гоударства были не скандинавские завоеватели, а местные, в основном, славянские и отчасти угро-финские племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава Мудрого, 3-й — до нашествия Батыя, 4-й период — до княжения Ивана III, 5-й период — от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, 6-й период — от Петра I до Елизаветы Петровны. Отрабатывая отдельные разделы «Российской истории», Л. составил «Краткий российский летописец с родословием», где в сжатой форме излагались основные события русской истории с 862 по 1725 г. Книга создавалась, вероятно, как учебное руководство для великого князя Павла Петровича. Удобная для преподавания форма обеспечила «Летописцу» редкий успех. Еще при жизни Л. «Летописец» был переведен на немецкий, а позже на английский язык. В полемике с Г.Ф. Миллером Л. выступал с критикой норманнской теории, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в своих исследованиях. Исходя из того, что «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, а в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков, Л. считал, что «варяги», упоминаемые в «Повести временных лет», приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, были не скандинавами, а балтийскими славянами. Осенью 1757 Л. по поручению составил замечания на рукопись «Истории Петра Великого» Вольтера и готовил для него материалы о стрелецких бунтах, самозванцах, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, Федоре Алексеевиче, правлении царевны Софьи.
Диссертации
Год защиты | Тип диссертации | Название диссертации | |
---|---|---|---|
1739 | Докторская | «О различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул» | Диссертация по физике |
1745 | Докторская | «О светлости металлов», «Размышления о причине теплоты и холода», «О действии химических растворителей вообще», «Попытка теории упругой силы воздуха» | Диссертации для получения звания профессора в Академии наук |
Основные курсы
Факультет преподавания | Наименование курса | |||
---|---|---|---|---|
1741 | Академия наук | Основы металлургии | ||
1741 | Академия наук | Физика | ||
1742 | Академия наук | Руководство к физической географии | ||
1742 | Академия наук | Стихотворство и стиль российского языка | ||
1742 | Академия наук | Химия, естественная история | ||
1752 | 1754 | Академия наук | Истинная физическая химия |
Ученики
- А. П. Протасов
- В.Ф. Зуев
- И. И. Лепехин
- П. Б. Иноходцев
- С. Я. Румовский
- С.К. Котельников
Основные труды
Полное собрание сочинений: В 11 т. / АН СССР ; глав. ред. С. И. Вавилов, Т. П. Кравец. М.; Л., 1950-1983.
Полное собрание сочинений: В 10 тт. 2-е изд., испр. и доп. / Гл. ред. Ю.С. Осипов. Науч. ред.: В.Г. Смирнов (отв. ред.), П.В. Ильин, Э.П. Карпеев М.В. Семиколенных, Г.И. Смагина, В.С. Соболев, И.Б. Соколова, Н.Г. Сухова и Д.А. Щеглов и др.. СПб.: Наука, 2010-2012.
Основная биобиблиография
Биобиблиография:
Библиография изданий сочинений М. В. Ломоносова на русском языке / Сост. Г.З. Кунцевич. Пг.,1918. 232 с.
Материалы по библиографии о Ломоносове на русском, немецком, французском, итальянском и шведском языках / Сост. А. Г. Фомин, К. Дукмейер, Г. Эллис, А. Мартен и А. Иенсен. Пг.: Тип. Рос. акад. наук, 1915. 215 с.
Лит.:
Пекарский П. П., История императорской Академии наук. Т. II. С. 259-963.
Билярский [П. С.] Материалы для биографии Ломоносова. СПб., 1865. 104, 820 с.
Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л. Изд-во Акад. наук СССР, 1962.
Кулябко Е. С., Бешенковский Е. Б. Судьба библиотеки и архива М. В. Ломоносова. М.-Л., 1975. 227 с.
Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова; Под ред. А. В. Топчиева, Н. А. Фигуровского, В. Л. Ченакала. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 436 с.
Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. М.-Л., 1937. 404 с.
Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. М., 1975;
Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981;
Langevin L., Lomonossov, 1711—1765, sa vie, son oeuvre, P., 1967
Shütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 1970;
Mikhail Vasil’evich Lomonosov on the corpuscular theory, ed. by Н. Leicester, Camb., 1970.
Архив, личные фонды
ПФА РАН. Ф. 3, 20 (1242 ед. хр.).
ЦГАЛИ. Ф. 1625 (27 ед. хр.)
Составители и редакторы
Т.Н.Жуковская
Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII–XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.
Биографический словарь философов Петербургского университета.
Авторский коллектив: А.В. Малинов (отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв.ред.), Д.А. Баринов, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий и др.
Петербургская историческая школа (XVIII – начало XX вв. ): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.
История и традиции
Виртуальный день открытых дверей для иностранных абитуриентов
История и традиции
Становление и развитие Московского государственного университета
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по праву считается старейшим вузом России. Он был основан в 1755 году. Создание университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765).
В соответствии с планом М.В. Ломоносова, в Московском университете было образовано 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, где получали фундаментальные знания в области естественных и гуманитарных наук. Образование может быть продолжено специальными знаниями в области права, медицины или философии. В отличие от европейских университетов, Московский университет не имел богословского факультета. Причина этого в том, что в России в то время уже существовала специальная образовательная система подготовки служителей Православной Церкви. Профессора преподавали не только на общепризнанном в то время языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет отличался демократичным составом студентов и преподавателей. Это во многом определило широкое распространение передовых научных и общественных идей среди учащихся и преподавателей. В 19 веке в университете образовались первые научные общества: Знатоков природы, Истории и русских древностей, Любителей русской словесности.
Московский государственный университет в XIX веке
В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Традиции свободомыслия продолжили студенческие кружки братьев Крита, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевич. Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 г. отразил общий курс правительства на реформы, направленные на ускорение развития страны. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском — обучалось около 1500 студентов.
Московский государственный университет в первой половине ХХ века
В первой половине ХХ века университет был одним из центров передовых научных знаний и духовной жизни России. С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца 19 – начала 20 веков: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.
Подъем революционного движения накануне Первой мировой войны затронул и Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии более 130 профессоров и преподавателей демонстративно покинули его стены. Раскол в обществе во время революции тяжело сказался на университетской жизни. Некоторые студенты и известные ученые, не принявшие новый политический строй, были вынуждены покинуть Московский университет. Тем не менее преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжили ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и другие.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала тяжелым испытанием для нашей страны. 25 июня 1941 года первая группа студентов и сотрудников МГУ отправилась на фронт, в основном для пополнения командно-политического состава Красной Армии. Около 3000 студентов и аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ не вернулись с войны. В их честь в 1975 году рядом с 1-м учебным корпусом был установлен памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
За годы войны университет выпустил более 3000 специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли весомый вклад в оборону страны и развитие ее экономики. За четыре военных года в МГУ было выполнено более 3000 научных разработок.
Московский государственный университет в послевоенные годы
Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны были невозможны без нового подъема университетского образования. В конце 1940-х и начале 1950-х годов финансовое положение МГУ значительно улучшилось. На Ленинских (Воробьевых) горах был построен огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года новые корпуса открыли свои двери для студентов.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова стал крупным международным вузом, готовящим студентов и аспирантов. В 1959 году в университете был создан один из первых в нашей стране подготовительных факультетов для обучения иностранных граждан русскому языку. (ныне Институт русского языка и культуры).
Московский государственный университет сегодня
Сегодня Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — крупнейший классический университет России. В составе МГУ 41 факультет (за последние 20 лет создан 21 факультет), 40 научно-исследовательских институтов, Медицинский научно-образовательный центр, Научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Сарове, Севастополе, Ташкент, Астана, Баку, Душанбе, Ереван, Копер. Общая площадь кампуса МГУ на Воробьевых горах в Москве составляет 1 200 000 квадратных метров. Территорию кампуса можно сравнить с городом в городе – студенту даже не придется выезжать за его пределы, ведь здесь есть все необходимое: библиотеки, читальные залы, комнаты отдыха, типография, почта, прачечные, салон красоты, парикмахерская. салоны, медпункты, аптека, амбулатория, столовые, кафе, буфеты, продуктовые магазины, спортивные залы, бассейны, стадионы, корты, прокат велосипедов и роликовых коньков, парки и автостоянки.
Совершите виртуальный тур по кампусу МГУ |
Совершите виртуальный тур по кампусу МГУ |
Также является ведущим научным центром страны. В 2021 году в МГУ создано 7 научно-образовательных школ: «Фундаментальные и прикладные космические исследования», «Сохранение всемирного культурно-исторического наследия», «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект», «Молекулярные технологии живых систем и синтетические Биология», «Математические методы анализа сложных систем», «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина», «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».
В МГУ работали и работают лауреаты Нобелевской премии, лауреаты Государственных премий СССР и России. Из 18 российских нобелевских лауреатов одиннадцать были выпускниками или профессорами Московского университета. Студенты Московского университета – многократные победители российских и международных олимпиад по различным предметам, а его выпускники – специалисты, востребованные на современном рынке труда.
Краткая история петербургского Китая
Фарфоровое производство | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
Даша Фомина
20 июля 2017
Санкт-Петербург, культурная столица России, является родиной всемирно известного Императорского фарфорового завода. Как старейший производитель фарфора в стране, его изделия можно найти в Государственном Эрмитаже, а его чайные сервизы с сеткой стали синонимом русского фарфора. Читайте дальше, чтобы узнать об истории наследия, в том числе о происхождении знаменитого узора «кобальтовая сетка» и о том, какую роль должен был сыграть Казимир Малевич.
Производство фарфора | © |Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
Императорский фарфоровый завод, созданный в 1744 году по заказу дочери Петра Великой императрицы Елизаветы Петровны, стал первым производителем фарфора в России и третьим в Европе.
Своим уникальным качеством и составом русский фарфор обязан Дмитрию Виноградову, талантливому химику и сподвижнику самого Михаила Ломоносова, который вывел рецепт «белого золота» и произвел его из местных материалов. Сначала завод выпускал мелкие предметы вроде табакерок, но к 1756 году Виноградову удалось построить рожок побольше, и завод начал производить столовую посуду. Дизайн фарфора достиг невиданного уровня сложности в царствование Екатерины Великой – «екатерининскому фарфору» придавалось такое же художественное значение, как и творениям выдающихся художников и скульпторов.
Художник за работой | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
В царствование Александра I завод претерпел масштабную реорганизацию под руководством уважаемых русских и зарубежных техников и художников. После Отечественной войны 1812 года художники сосредоточились на национальной тематике в декоре фарфора, создав серию «боевых тарелок» с изображением солдат разных чинов и портретами военачальников. К началу 20 века технологическая компетенция фабрики достигла своего пика, а творчески она испытала влияние революционного художественного движения «Мир искусства».
Красиво украшенная тарелка I Предоставлено Императорским фарфоровым заводом | Красиво украшенная тарелка I Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
Сменившее название на Ломоносовский фарфоровый завод после революции 1917 года, завод был национализирован и с тех пор вынужден был приспосабливать свой художественный опыт к нуждам идеологической пропаганды. Результатом этого причудливого сотрудничества стали одни из самых интересных произведений фарфорового искусства ХХ века: русский фарфор XIX века.20-е годы были расцветом таланта таких художников, как Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Тематический кофейный сервиз | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
Этот знаковый узор, ставший символом завода, несмотря на то, что он относительно новый, был создан в 1944 году, вскоре после окончания блокады Ленинграда. Юная художница Анна Яцкевич, украшавшая тюльпановидный чайный сервиз скульптора Серафимы Яковлевой, создала сеткообразный узор, который напомнил ей о бумажной бронезащите на окнах и перекрещенных лучах прожекторов – все это из блокадных дней.
Художник работает над чашкой из кобальтовой сетки | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году чайный сервиз «кобальтовая сетка» был удостоен золотой звезды экспозиции. К сожалению, художница, создавшая узор, не дожила до своего дня — как и многие другие блокадники, она умерла вскоре после окончания Великой Отечественной войны, так и не узнав, что ее работа стала символом русского фарфора.
В 1960-е фарфоровые изделия завода лишились богатого убранства сталинской эпохи: художники, вдохновленные атмосферой хрущевской оттепели, обратились к белому фарфору, лаконичному дизайну и простым геометрическим формам.
Кофейный сервиз «Фантастические бабочки» | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом
Несмотря на перемены времени, на заводе всегда работали только самые талантливые художники и применялись прорывные технологии. По сей день известно, что Imperial Porcelain придерживается трендовых подходов к производству фарфора и в то же время использует свое почти 300-летнее наследие.
Маленький принц | Предоставлено Императорским фарфоровым заводом