Михаил Васильевич Ломоносов- энциклопедист. Ломоносов ученый


Кем был Ломоносов Михаил Васильевич?

Многие исследователи пытались выяснить, кем был Ломоносов для российской науки. Определить это коротко довольно сложно, потому что этот ученый был универсальным специалистом. Его интересовали как точные, так и гуманитарные науки.

Происхождение

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской. Это местечко находилось на окраине России – в далекой северной Архангельской губернии. Будущий ученый по национальности принадлежал к поморам. Его отец Василий Дорофеевич был по местным меркам зажиточным торговцем. Он промышлял рыбалкой. Когда Михаил подрос, отец стал брать его с собой в путешествия.

Принадлежность к далекому Северу важна как одна из главных черт, определивших, кем был Ломоносов. Уже в зрелости Михаил Васильевич немало своих научных трудов посвятил родному краю, а также особенностям местной природы, например, удивительному феномену северного сияния.

кем был ломоносов

Образование

Ломоносов вырос любопытным юношей, однако в его родных местах не было ни одного заведения, где он мог бы получить образование. Даже грамоте он выучился только благодаря стараниям местного дьяка.

В 1730 году девятнадцатилетний юноша бежал из дома и вместе с торговым караваном отправился в Москву. Он не сказал отцу и мачехе о своих намерениях, и его долгое время считали пропавшим без вести. То, кем был Ломоносов (худородным помором), могло помешать ему поступить в славяно-греко-римскую академию. Туда брали только детей из дворянских семейств. Но юноша больше всего на свете хотел учиться. И он, сказавшись дворянским сыном, все-таки оказался зачислен в академию.

Ломоносов быстро зарекомендовал себя в качестве лучшего ученика. Его отправили продолжать образование сначала в Киев, а потом в Петербург. В это время только начала свою работу отечественная Академия наук. Она выбирала лучших студентов и за государственный счет отправляла их за границу. Так Ломоносов попал в Марбургский университет в Германии. Там он познакомился с западной наукой, которая на несколько десятилетий была впереди российской. Государство старалось развивать образование в молодой империи, однако даже для этого приходилось нанимать иностранных специалистов. Когда Ломоносов вернулся на родину в 1741 году, он был полон решимости привить в отечестве западные нормы по отношению к науке.

ломоносов физик

В Академии наук

Чтобы понять, кем был Ломоносов, достаточно перечислить те места, где он успел поработать за свою долгую и яркую академическую карьеру. В 40-е годы молодой специалист не покидал кабинетов Кунсткамеры, где был погружен в мир естествознания. Он успешно переводил западные научные тексты с латинского и немецкого языков на русский.

В 1745 году произошло событие, которого очень долго ждал Ломоносов. Профессорское звание было его заветной мечтой на протяжении всей молодости. Оно было присвоено 35-летнему ученому за его диссертацию по химии на тему о свойствах металлов. Вместе со званием профессора Ломоносов также получил дворянский титул. С тех пор он без устали работал в столичной Академии наук.

ломоносов какое звание

Всесторонность Ломоносова

За весь XVIII век у России не было более заметного ученого, чем Михаил Ломоносов. Какая наука интересовала его больше всего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ломоносов в разное время посвящал себя истории, механике, химии и минералогии. Увлекался он и творчеством, в том числе рисованием и поэзией.

Как крупный ученый Ломоносов всегда был близок к верховной власти. Большая часть его деятельности пришлась на период правления Елизаветы Петровны. При ней в 1754 году по проекту Ломоносова был основан Московский государственный университет. Михаил Васильевич как никто понимал значимость популяризации образования в стране.

При подготовке проекта высшего учебного заведения Ломоносову помогал видный государственный деятель Иван Шувалов. Он также стал первым куратором важного университета. Уже после смерти Ломоносова вуз получил его имя, которое он носит до сих пор.

ломоносов профессорское звание

Естествоиспытатель

Больше всего знаменитый российский ученый известен как исследователь естественных наук. Им были посвящены многие работы, автором которых был Ломоносов. Физик являлся сторонником атомной теории строения вещества. В XVIII веке она еще не была доказана, и у нее было множество противников. Тем не менее благодаря многолетним наблюдениям и экспериментам, Ломоносов пришел к выводу, что каждое вещество состоит из молекул, которые он называл корпускулами.

Михаил Васильевич любил изучать химию с помощью физики и объяснять природные явления посредством этих наук. На данном поприще Ломоносов открыл закон сохранения массы. Также он первым дал научное определение физической химии. Неудивительно, что это сделал именно Ломоносов. Физик изучил огромный пласт тогдашней западной естественнонаучной литературы. Он перевел на русский язык множество терминов, которых раньше не было в отечественном лексиконе.

ломоносов годы

Исследователь языка

Михаил Ломоносов, годы жизни которого прошли не в кабинете, а в основном в Академии наук, много публично выступал. Ему приходилось дискутировать с оппонентами, доказывать верность своих решений на бумаге и т. д. Поэтому в 50-е годы Ломоносов основательно занялся риторикой.

Его научный склад ума заставлял каждую мысль выносить на бумагу в качестве теории. В частности поэтому Михаил Васильевич написал и издал «Краткое руководство к риторике», которое потом долгое время пользовалось популярностью в университетах.

Богатый и сложный русский язык был еще одной сферой, которой интересовался Ломоносов. Область науки грамматика была изучена им досконально. Он по праву считал русский язык живой материей, которая постоянно менялась. Особенно остро это было заметно как раз в XVIII веке, когда Россия оказалась под большим влиянием европейской и особенно немецкой культуры.

Конечно, Ломоносов не мог остаться в стороне от этих процессов. Он написал «Российскую грамматику», в которой детально изложил все правила употребления русского языка. На тот момент отечественная гуманитарная наука не знала подобных подробных и точных исследований на эту тему.

ломоносов какая наука

Смерть

Михаил Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года. Причиной смерти ученого стало воспаление легких. Светилу российской науки было всего 53 года. Уже при жизни его имя получило достойную славу. Это подтверждает тот факт, что незадолго до его смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II. Она совсем недавно оказалась на престоле, но всегда ценила деятельность ученого, так как сама была в крайней степени образованной.

Многие университеты Европы были рады сделать своим профессором такого плодотворного исследователя, как Ломоносов. Какое звание он получал кроме этого? Например, в Болонской и Стокгольмской академиях наук его избрали почетным членом.

fb.ru

Как и где учился Ломоносов Михайло Васильевич. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорно будет напомнить о её великих сынах. Ведь историю, как известно, творят люди.

Родился Михайло Васильевич на Архангельском Севере. Ломоносов не оставил после себя автобиографии или мемуаров, а потому точно неизвестно, как именно прошли его детские и юношеские годы. Известно только, что он рано остался без матери. Отец (человек добрый, но, по воспоминаниям самого Ломоносова «в крайнем невежестве воспитанный») еще пару раз женился, и третья его избранница стала для 9-летнего Миши злой мачехой.

Начальное образование мальчик получил у местного дьячка С. Н. Сабельникова. Страсть ребенка к книгам еще больше ожесточала и без того недобрую мачеху, в результате жизнь в отчем доме стала невыносимой. Желая учиться, тайком от отца в 1730 году с обозом он пошел в Москву. Вряд ли кто-то из его попутчиков мог предположить, что шагающего рядом паренька когда-то назовут светилом русской науки. Давайте поговорим о том, где учился Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, астроном, химик и физик, поэт, филолог, геолог, металлург, художник, историк и генеалог.

м в ломоносов

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

жизнь ломоносова

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Первые научные шаги на родине

В 1741 г. Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Академии Наук. В 1745 г. он уже стал профессором химии и академиком. М. В. Ломоносов ведет научную и литературную деятельность. Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета. И в настоящее время этот московский вуз носит его имя.

Сам Ломоносов был уникальным ученым, которому принадлежат выдающиеся открытия в совершенно разных областях знаний: астрономии, физике, химии, языкознании и литературе.

славяно греко латинская академия

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля - низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

где учился ломоносов

Научная деятельность

Этот человек обладал глубокими знаниями в области точных наук, владел несколькими европейскими языками. Природный гений позволил Ломоносову заложить фундамент русской технической терминологии. Сформулированные им правила в этой области имеют большое применение и в настоящее время. Часто люди, в особенности нынешняя молодежь, даже не догадываются, что многие научные термины, предложенные ученым, употребляются и сегодня. Взять хотя бы слова, которые ныне у всех на слуху: удельный вес, движение, опыты, ось Земли…

жизнь ломоносова

К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ломоносова, его жене и детях. Практически во всех источниках больше идет речь о его научной деятельности. Жизнь Ломоносова всецело была посвящена науке. Даже в своих одах он призывал трудиться и развивать науку во благо Отечества.

fb.ru

Михаил Васильевич Ломоносов- энциклопедист - Музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

В творчестве Ломоносова с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные черты научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых задач, необыкновенноя реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению.

Михаил Васильевич Ломоносов выступал за самобытность и оригинальность отечественной науки. В то время, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств было ещё мало русских учёных, он неустанно доказывал, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать".

Научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение многих десятилетий способствовали прогрессу науки.

Он сделал смелую попытку дать материалистическую картину мира, основываясь на достижениях современого ему естествознания.

Материалистическое понимание природы и ее закономерностей, глубокая уверенность, что любое явление, любой процесс, совершающиеся в природе, имеют свои материальные предпосылки, являлось исходным началом всего научного творчества ученого. Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней.

Первостепенное значение он придавал опыту, видя в нем надежное средство познания природы. Он указывал: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением" (Полное собрание сочинений Ломоносова Т. 1. С. 125).

Во все процессы экспериментальных иссследований Михаил Васильевич Ломоносов стремился широко внедрить методы количественных определений: линейных измерений, взвешивания, определения плотности, температуры, яркости и других сопостовимых показателей. Девизом учёного было: "По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики" (Т. 9. С. 57).

Ломоносов выработал свою научную методологию. Он считал, что, прежде чем создать на основе эксперимента научную теорию, следует разработать гипотезу, то есть научное предположение, предварительное логическое объяснение опытных данных, фактов и наблюдений. Гипотезы, -писал Ломоносов, -"дозволены в философских предметах и даже представляют единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это нечто вроде прорыва, который делает их способными достигнуть знание, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе". (Т. 3. С. 231).

 От опыта через гипотезу к установлению строгой научной теории- таков был творческий метод Ломоносова. Он указал: "Я не признаю никакого измышления и никакой гипотезы, какой бы вероятной она ни казалась, без точных доказательств" (Т. 1. С.115). Конечной целью научного исследования Михаил Васильевич Ломоносов видел в установлении законов природы. Ломоносов считал: "Если нельзя создавать никаких теорий, то какова цель стольких опытов, стольких усилий и трудов великих людей". (Т. 3. С.239).  Энциклопедизм Ломоносова обусловил еще одну особенность его научного метода. он настойчиво пропагандировали широка использовал в практике своих научных исследований идею союза наук, их взаимного обогащения. Подчеркивая необходимость комплексных исследований, в которых сочетались бы в интересах достижения общей цели методы нескольких наук. Ломоносов утверждал: "Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими" (Т. 2. С. 223). Не случайно Михаил Васильевич Ломоносов явился одним из создателей физической химии.Особенно большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендую широко применять математические методы в других науках. Математику, - писал М.В. Ломоносов, - "почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно" (Т. 4. С. 163). Эти слова созвучны нашему веку, когда методы матекатики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках.Идеи контакта наук и их тесная взаимная связь стала законом науки XX в. Именно на стыках двух или нескольких наук были достигнуты выдающиеся открытия современного естествознания. Из тесного союза наук выросли новые отрасли знаний- биохимия, биофизика, геохимия и др.

museum.lomic.ru