Ломоносов откуда: Ломоносов. Личная судьба | Наука и жизнь

ПОЧЕМУ ЛОМОНОСОВ – ЛОМОНОСОВ?

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Аншуков Д.Б. 1


1МБОУ «СОШ №25»

Байбородина Т.Н. 1


1МБОУ «СОШ № 25»

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Свидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF


 Введение.



Негасимой звездой горит на небосклоне отечественной культуры и науки имя Ломоносова. Выдающийся учёный-энциклопедист, неутомимый просветитель и горячий патриот своей страны, он стал для нас символом связи науки и практики, человеком, воплотившем в себе могучую силу русского народа.



М. В.Ломоносов наш земляк. И мы с детства знаем его имя, фамилию и отчество, но мне очень хотелось узнать, как мог сын черносошного крестьянина-помора, пришедший из северной деревни, сын Василия Дорофеева, стать великим учёным.



Исследовав и изучив многие документы, автор работы задался вопросом: «Откуда пошла фамилия Ломоносов?» Оказывается в те времена крестьяне, а именно к ним относился по происхождению Михаил Васильевич, не могли иметь отчеств и фамилий. Почему же мы знаем его так, как в те годы именовались только дворяне?



Гипотеза: крестьянский сын Михайло взял себе фамилию Ломоносов по прозвищу, своему (имел буйный характер и недюжинную силу) или отца Василия Дорофеева.



Актуальность: Всё, что связано с именем нашего великого земляка будет актуально и востребовано всегда, так как развитие многих отраслей науки и техники стоит на фундаменте открытий Ломоносова.



Целью исследования стало выяснение, как «…архангельский мужик» смог именоваться так, же, как именовались в то время только дворяне, т.е. с именем, отчеством и фамилией.



Задачи исследования:



  1. Узнать по каким документам нашему земляку удалось поступить в


Славяно-Греко-Латинскую академию.



2. Определить, как заслуженно появилась фамилия — Ломоносов.



3. Выяснить — мог ли Михаил Васильевич получить право на дворянский титул, который давал право на отчество в годы правления Елизаветы I и Екатерины II. Предмет исследования: отчество и фамилия великого учёного.



Объект исследования: особенности именования людей разных слоёв русского общества XVIII века.



Методы исследования: сравнительный источниковедческий анализ, картография.



Много написано о М. В. Ломоносове книг, научных статей, исследований и стихов. Но в своей работе мне особо хочется обратить внимание на книгу талантливого холмогорского священника Аркадия Никандровича Грандилевского «Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Описание ко дню двухсотлетнего юбилея от рождения сего первого русского учёного». Рукопись, созданная в 1902-1903 годах, хранится в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова и представляет собой наиболее полный свод археографических, исторических, лингвистических и этнографических сведений конца Х1Х века о Холмогорском уезде Архангельской губернии.



В книге «М.В. Ломоносов и Арктика. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения великого российского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг. )» мы нашли интересные предположения о родоначальнике рода Ломоносовых – Артемии. (доклад Г.А. Лепина «Рассвет в Ломоносово»)



Просматривая старинные документы, рукописи, книги, я начал активно искать информацию по интересующему меня вопросу, и мне удалось сопоставить некоторые документы и сделать выводы. Мало кто задавался этим вопросом и может быть, поэтому нет конкретных печатных документов по этой теме.



Глава 1



Поступление М. В. Ломоносова в



Славяно-греко-латинскую академию



В XVIII веке крестьяне, а именно к ним относился по происхождению Михаил Васильевич, не могли иметь отчеств и фамилий. Почему же мы называем первого русского учёного так, как в те годы именовались только дворяне? Как ему удалось поступить в первое учебное заведение Москвы, если в Славяно-греко-латинскую академию зачисляли только детей дворян (боярских детей) или духовных лиц, т. е. выходцев из привилегированных слоёв аристократии и духовенства. Получается что, Михаил Васильевич мог поступить туда, только подделав документы. Возможно в церковных книгах с записями о рождении, так как до поездки в Москву, он проработал почти год переписчиком в Михайло-Архангельском монастыре. Отчество он взял по отцу, но откуда появилась фамилия Ломоносов? Мы знаем, что Михаил Васильевич был из черносошных крестьян, так каким же образом он мог быть зачислен в привилегированное учебное заведение?



Судьба щедро отмерила ему силы – духовной, да и физической тоже. Михайло воистину могуч был и ломал не только устоявшиеся представления, отжившие взгляды, а и подковы ломал в своих поморских кулачищах, с детства познавших тяжесть работы на холодных ветрах.[1]



Сохранилась всё-таки запись в исповедальной книге Курострова от 1728 года о том, что Василий Дорофеев Ломоносов, и жена его явились, как добрые прихожане к исповеди и причастию, а сын их Михайло по нерадению не сделал того. Выходит, отца ослушался. Да ещё в таком важном деле, как вера![7] Может это и был первый вызов, который бросил Ломоносов не только отцу, а и всей жизни. Интересно то, что у отца как бы две фамилии Дорофеев и Ломоносов. Может фамилию Ломоносов приписали позже, чтобы обозначить, что именно он был отцом Михаила Васильевича. Документов, хоть как-нибудь проливающих свет на этот вопрос нет, так как до 1750 года почти все они сгорели.



Вот и Аркадий Никандрович Грандилевский в своей рукописи пишет: «День и год рождения Михаила Васильевича Ломоносова остался на его родине известным только понаслышке, ровно и фамилия его Ломоносов подвергается сомнению в подлинности. Однако ужели ничего не существует хоть бы для приблизительного выяснения истины?[2] Документов, положим, нет, зато существуют предания.



До путешествия в Москву у Михаила Васильевича вряд ли были письменные документы, удостоверяющие его личность. Дело в том, что паспорта (подорожные) обычно выправлялись крестьянам только тогда, когда они уходили в город, что бы заработать денег на оброк или на хозяйство.[3]



Но подорожную ему могли выдать только на имя Михайло Васильева. Именно так именовали крестьян по нормам того времени. Как мы знаем, его отца звали Василий Дорофеев, что точно соответствовало положению человека крестьянского звания в XVII-XVIII веках. Для подделки документов должны быть возможности и средства. Откуда же они могли быть у крестьянского сына? [Приложение №2]



Интересные факты мы нашли в очень важном документе – Книге поручителей к выплате налога Куростровской волости: «1730 года, декабря 7 дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов, к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 731 года, а порукою по нём в платеже подушных денег Иван Банев расписался..»



Из других источников, мы узнаём, что Михайло Ломоносов получил паспорт 05. 12.1730 года в Холмогорской воеводской канцелярии, и выдал его Иван Васильевич Милюков, управляющий земскими делами. [4]



Из мемуаров учёного ясно, что для путешествия Ломоносов занял 3 рубля у своего земляка Шубина (1 рубль примерная стоимость коровы). Почти год он проработал переписчиком в Михайло- Архангельском монастыре и ушёл из Архангельска с наличностью, которой вполне хватило бы для безбедного существования.



Однако из его личных воспоминай, мы знаем, что жил он на 3 копейки в день, тратя их на еду, квас и свечи. По приходу в Москву Михайло жил у вдовы священника. Может быть родственницы? Возможно, он мог подделать документы с её помощью?



Как известно, в возрасте 20 лет Михаил Васильевич отличался высоким ростом, крепким телосложением, белокурыми волосами и серо-голубыми глазами.[8] За что в будущем и попал к вербовщикам короля Фридриха в его личную гвардию.



Таким образом, можно предположить, что отчество и фамилию изначально Ломоносов просто присвоил.



Глава 2



Загадка фамилии Ломоносов.



Если с отчеством, всё более или менее понятно. Будущий учёный взял его по имени отца, то откуда взялась его фамилия? Его отца звали Василий Дорофеев. Почему мы не знаем учёного Михайло Васильевича Дорофеева? Оказывается, по переписи населения, которая прошла в конце XVII века, крестьян записывали, давая фамилии по ремёслам или по фамилии помещика, или по имени отца.[4]



Примеры фамилий:



Петров — Петра сын — по имени отца;



Кузнецов — занимались кузнечным делом;



Бездельников – потому, что сидит без дела;



Помещиков в Холмогорском воеводстве не было – в Поморье по помещикам не величали. Самые распространённые фамилии в нашем крае были по ремёслам или по имени отца. То есть будущего учёного должны были бы звать: Михайло Васильев. Откуда тогда взялись отчество и эта фамилия? Как мы видим на примере с Василием Дорофеевым — отцом ученого, который жил во время этой переписи.



Документов, хоть как-нибудь проливающих свет на этот вопрос нет, так как до 1750 года почти все они сгорели. Вот и Аркадий Никандрович Грандилевский в своей рукописи еще в 1902 году пишет: «День и год рождения Михаила Васильевича Ломоносова остался на его родине известным только понаслышке, ровно и фамилия его Ломоносов подвергается сомнению в подлинности. Однако ужели ничего не существует хоть бы для приблизительного выяснения истины?» [2]



Сохранилась всё-таки запись в исповедальной книге Курострова от 1728 года о том, «… что Василий Дорофеев Ломоносов, и жена его явились, как добрые прихожане к исповеди и причастию, а сын их Михайло по нерадению не сделал того».



Может быть, к фамилии отца Дорофеев уже позднее была прибавлена и фамилия Ломоносов? Фамилия говорит сама за себя. Возможно это прозвище, которые часто встречаются в Холмогорском районе среди коренного населения. (Сметана, Палтус, и т.д.)



Мы знаем, что с детства Михайло помогал отцу, а морской промысел дело не шуточное. В характере Ломоносова «упрямка» была всегда, иначе он не смог бы достигнуть того, чего достиг. В 1733-1734 годах Михаил Васильевич обучался в Киево — могилянской академии. Откуда на него в Москву неоднократно поступали жалобы от ректора академии, из-за буйного нрава ученого. Что ещё раз подтверждает фамилию Ломоносов, как образовавшуюся от прозвища. В 1736 учился в Германии в Марбургском университете. Свою недюжинную силу и буйный нрав он показал и здесь — задерживался за драки на пирах. На одном из пиров он поспорил с вербовщиками прусского короля, после чего проснулся в гвардии прусского короля. Откуда вскоре сбежал



А в 1743 году, уже будучи известным учёным, Ломоносов учинил драку в академии наук и художеств. [1,5]



Как мы видим, в качестве фамилии могло быть взято родовое прозвище, которое ярко характеризовало личность Михайло Васильевича.



Глава 3



Появление отчества в документах учёного.



Почему же и в официальных бумагах М.В. Ломоносов сохранил за собой и отчество? Такое могло произойти, только если он получил чин как минимум личного дворянства. Ломоносов сначала получил личное, а потом наследственное дворянство.



Так в 1751 году М.В. Ломоносов получил чин коллежского советника, который, согласно Табели о рангах, давал право на потомственное дворянство. 1 марта 1753 г. указом императрицы Елизаветы Петровны ученому было пожаловано дворянство. [Приложение 3]



По табелю о рангах личное дворянство давалосьс пожалованием, когда какое-либо лицо возводилось во дворянство лично не по порядку службы, а по особому высочайшему усмотрению; чинами по службе — для получения личного дворянства согласно Манифесту 11 июня 1845 г. «О порядке приобретения дворянства службою» необходимо было дослужиться на действительной службе: гражданской — до чина 9-го класса (титулярный советник), военной -первого обер-офицерского чина (14-й класс). Или пожалованием ордена — при пожаловании ордена Святой Анны II, III, IV степени. Лица купеческого звания, пожалованные российскими орденами между 30 октября 1826 г. и 10 апреля 1832 г., или орденом Святого Станислава с 17 ноября 1831 г. по 10 апреля 1832 г., также признавались личными дворянами. В дальнейшем, для лиц купеческого звания, путь получения личного дворянства через пожалование орденами был закрыт. За ними признавалось только личное или потомственное почетное гражданство. Наследное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского звания на военной службе (и вообще звания, отнесенного к XIV классу и выше — например звание штык-юнкера не было обер-офицерским, но дворянство давало) и чин коллежского асессора на гражданской службе и при награждении любым орденом Российской империи. Ломоносову было присвоено дворянство личное и наследственное – значит, и отчество он носил по праву.



Заключение:



В ходе исследования было установлено, что от рождения М.В. Ломоносов должен был именоваться — Михайло Васильев, но всей своей жизнью, в которой была борьба с системой и в науке, и в личной жизни, и в обществе, заслужил и благородное отчество и боевую фамилию, под которыми мы его знаем и чтим.



Возможно, в Славяно-греко-латинскую академию он поступает с поддельными документами. Но, в ходе, обучения, научной, творческой деятельности он заслужил дворянский чин, чем подтвердил свою фамилию.



Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: Ломоносов – человек, который сделал себя сам. Он создал не только себя, но и заложил основы русского образования, исторической школы славянофилов, русского фарфора и мозаики, изящной словесности, химии, физики. Есть выражение «Ложь во спасение». И в данном случае мы видим буквальное его значение. Если бы не было этого первого обмана с документами, то и не было бы выдающегося русского учёного, первого, по-настоящему русского, академика. И мы должны брать с него пример.



Передо мной и всеми моими сверстниками уже сейчас стоит непростая задача, как получить достойное образование в наше сложное время и принести пользу своей стране. Конечно, нам проще: есть возможность на конкурсной основе поступить в высшее учебное заведение, не фальсифицируя документы. Я тоже, как и мой знаменитый земляк, хочу учиться, проводить увлекательные исследования, приносить пользу обществу.



До конца доказать мою гипотезу я не смог, так как достоверных неопровержимых источников нет, есть только косвенные, но и опровергнуть её тоже нельзя. Значит, она остаётся открытой проблемой. И я продолжу исследование о роде Михаила Васильевича Ломоносова и его научной деятельности, связанной с нашим краем.



Практическая ценность исследования: использование на уроках истории, литературы, на классных часах, на занятиях дополнительным образованием.



Список использованных источников и литературы:



  1. Гений из Поморья: к 300-летию М.В. Ломоносова: / биографический очерк, посвящённый главным фактам из жизни М.В. Ломоносова, причинам, которые имели влияние на развитие характера учёного: из книги «Труды Архангельского статистического комитета за 1865 год»/ //Слово. – 2007.- № 1. – С. 91-103.


  2. Грандилевский А.Н. «Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Описание ко дню двухсотлетнего юбилея от рождения сего первого русского учёного». – Архангельск: Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова, 2008. – 336 с. : ил. – (Серия «Северная библиотека»).


  3. «М.В. Ломоносов и Арктика. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения великого российского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.) 21-24 июня 2011 года.- Архангельск: Архангельский центр Русского географического общества: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2011 г. – 374 с.


  4. Мельников Л. Гений и везенье – две вещи совместимые, или жизнь Михайлы Ломоносова // Наука и религия.- 2005.- № 1.- С. 14-17.- (Сыны Отечества).


  5. Пекишев Л.Т., Пекишев А.П. Крестьянская родня Михайлы Ломоносова: потомство его сестры Марии Васильевны Головиной.- СПб.: ВИРД,2001.- 151с.


  6. Повести о Ломоносове /худож. В. Бритвин. – М. : Дет. Лит.,2011.-476 с. :ил.- (Школьная библиотека).


  7. Шумилов Н.А. Род Ломоносовых: поколенная роспись.- Архангельск: Правда Севера, 2001.- 120 с.


  8. Шумилов Н.А. Родословная М.В. Ломоносова в трудах биографов, генеалогов // Вестник Международного «Института управления».- 2000.- № ё1-2.- С. 5-9.- (К 289-летию М.В. Ломоносова)


  9. http://www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php/Служебная:AWCforum/st/id5


  10. http://www. miond.de/zhizn-lomonosova


  11. http://slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich


  12. http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-lomonosova


  13. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=9e7ef9da-db25-49d6-b8e9-cf4c78f44201


  14. http://studopedia.ru/4_95372_lichnoe-dvoryanstvo.html


Приложение № 1



Портрет М.В. Ломоносова



Приложение № 2



Карта маршрута М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву



Приложение № 3



Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом



Приложение № 4



17


Просмотров работы: 1677

Где рождаются гении. «АиФ» съездил туда, откуда Ломоносов ушёл в Москву | История | Общество

К юбилею Михаила Ломоносова на его малую родину прибыл солидный десант учёных из президиума Российской академии наук. Академики и членкоры посетили Куростров, где появился на свет великий естествоиспытатель и поэт, возложили цветы к его памятнику, заглянули в местный музей, прошли мастер-класс по костяной резьбе, отстояли заупокойный молебен и попили чай с шаньгами и калитками. Разумеется, и поработали тоже: в Архангельске прошло совместное выездное заседание президиума РАН и президиума Уральского отделения РАН.

Ушёл и не вернулся

Паром монотонно гудит и мелко дрожит, а о его борт бьются лёгкие льдины. В Архангельской области уже зима: реки ещё не встали, но горизонт с трудом различим из-за снега, а по воде скользит и кружится снежно-ледяная каша. Вообще-то сезон навигации закрыли пару недель назад, но ради приезда высоких гостей сделали исключение: разрешили переправу.

Ансамбль. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

На пароме пахнет печкой и дровами. Пассажиры — академики и членкоры, журналисты и чиновники—пританцовывая от холода, глядят на грязно-жёлтые льдины и на приближающийся из-под хмурого поморского неба берег Курострова. Смотрит на него, думая о чём-то своём, и президент Академии наук Александр Сергеев.

То, о чём он думает, через полчаса будет произнесено на митинге у памятника Ломоносову: «Я думаю, многие из нас, кто приехал сюда, хотят получить ощущение от контакта с этой землёй, с этим селом, чтобы для себя понять, как рождаются гении и почему Ломоносов родился именно здесь. С его именем связаны наши надежды на то, что если мы будем любить свой труд, если у нас будет раченье, о котором он писал, то российская земля продолжит рождать таких гениев».

310 лет назад здесь, в бывшей деревне Мишанинская, а ныне — селе Ломоносово, появился на свет будущий учёный, поэт и организатор науки (дом не сохранился, но сейчас на его месте находится музей). Отсюда же он в возрасте 19 лет, никого не предупредив, отправился с рыбным обозом в Москву и никогда больше в родное село не возвращался. Из зданий, которые помнят юного Михайло, в наши дни осталась только церковь. В советские времена храм Димитрия Солунского был частично разрушен и осквернён, но теперь возвращается к жизни. В эти дни в нём ежедневно служат короткие заупокойные службы, поминая раба Божьего Михаила и его родителей, Василия и Елену

Учёные возложили цветы к памятнику Ломоносову. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Академики и членкоры побывали в храме, посетили тот самый музей на месте родительского дома (кстати, в стране только два музея посвящены Ломоносову — второй в Питере) и заглянули на фабрику холмогорской резьбы по кости, где им предложили попробовать себя в роли косторезов. А вернувшись на пароме в Холмогоры, отправились в местный дом культуры: там проходили традиционные Ломоносовские чтения. Зал был полон. Научный руководитель Института лингвистических исследований, академик Николай Казанский прочёл лекцию о работе над словарём языка Михаила Ломоносова. А академик Виктор Руденко, возглавляющий Институт философии и права УрО РАН, рассказал о новых формах гражданского участия в современном мире. 

Так сейчас выглядит село, где родился великий естествоиспытатель и поэт. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Не росло, потому что не пробовали

Днём ранее в Архангельске, в здании Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики (ФИЦКИА) имени академика Н. П. Лавёрова УрОРАН, прошло выездное заседание президиума РАН. Юбилей Ломоносова стал поводом обсудить, какие задачи стоят перед российской наукой в Арктике и какую пользу эти исследования могут принести стране. 

«Архангельская область, безусловно, представляет интерес с точки зрения научно-технологического развития страны, — сказал, открывая заседание, Александр Сергеев. — В регионе есть необходимая научная, образовательная, технологическая база. Новые проекты позволят Архангельской области стать научно-технологическим форпостом Российской Федерации в Арктике».  

Член-корреспондент РАН Иван Болотов перечисляет, какие исследования проводит возглавляемый им ФИЦКИА УрО РАН: «Это биологические, экологические, радиологические и сейсмологические исследования (причём последние входят в международную базу данных), изучение особенностей адаптации человека в условиях Севера и коррекции иммунной системы. Мы совершенствуем технологии научных исследований Арктики, разрабатываем и внедряем методы поиска полезных ископаемых, изучаем биоресурсы как объект хозяйственной деятельности». 

Пока не встал лёд, до Курострова добираются паромом. Фото: АиФ/ Дмитрий Писаренко

Как известно, именно в высоких (то есть северных) широтах сильнее всего проявляется потепление климата. Специалисты ФИЦКИА УрО РАН исследуют, как отражаются эти изменения на экосистемах Заполярья. А ведь в этих суровых условиях люди ещё и сельским хозяйством занимаются. Достаточно вспомнить холмогорскую породу коров. Выведенная в XVII веке, она, благодаря своей неприхотливости и стойкости к болезням, стала одной из самых популярных в отечественном животноводстве. Её разводили (и продолжают разводить) даже в Якутии и на Камчатке.

В начале ХХ века биогеограф и основоположник научного освоения Севера Андрей Журавский доказал, что в условиях Арктики можно заниматься земледелием. Доказал на собственном примере — основал Печорскую естественно-историческую станцию, первое научное учреждение в Приполярье. «Он считал, что многое не росло на Печоре не потому, что не могло расти из-за климата, а потому что никто и не пробовал это вырастить», — разъясняет специалист в области мелиорации, член-корреспондент РАН Олег Кононов. По его словам, территорию Арктики вполне можно адаптировать под нужды сельского хозяйства, но для этого нужно вывести новые сорта растений и особые породы животных, а также выработать адаптивные агротехнологии. 

Приоритетные направления для развития сельскохозяйственной науки в условиях Арктики — это молочное животноводство, коневодство, оленеводство и кормопроизводство. К сожалению, в сфере оленеводства почти не осталось учёных, которые занимались бы усовершенствованием пород северных оленей. Таких специалистов, сетует Олег Кононов, теперь никто не готовит. 

Как сделать водород «зелёным»

Мир переживает бум «зелёной» энергетики. Относиться к этой теме можно по-разному, но в ближайшие два-три десятилетия актуальности она точно не потеряет. Поэтому России важно не отстать в освоении «зелёных» технологий, а ещё лучше — занять лидирующие позиции на этом гигантском рынке, который только зарождается и обещает его участникам колоссальные доходы. 

Многие страны рассматривают в качестве ключевого элемента будущей энергетики водород. Объём только заявленных инвестиций в эту отрасль оценивается экспертами в 560 млрд долларов США. Растёт спрос на водород: в 2020 году он составил 87 млн тонн, к 2050 году ожидается более 500 млн тонн. При этом всё больше внимания будет уделяться «зелёному» водороду — его доля должна расти.

Водород можно добывать разными путями. Тот, который получен методом электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, называется «зелёным». Считается, что при его производстве нет вредных выбросов, усиливающих парниковый эффект. Правительство Архангельской области предлагает проект по производству этого газа на своей территории, а именно — в Мезенском заливе Белого моря.

«Это одно из немногих мест в мире, где высота приливов достигает почти 10 метров, — говорит зампредседателя правительства Архангельской области Виктор Иконников. — Скорость ветра там составляет 5-7 метров в секунду. Мезенский залив имеет очень удачное географическое положение: рядом проходит Северный морской путь, что должно обеспечить экономическую выгоду. Локация не удалена от областного центра, а развитая транспортная система упростит процесс энергопроизводства». 

У проекта большой потенциал: с помощью энергии приливов и ветра методом электролиза можно производить минимум 1 млн тонн «зелёного» водорода ежегодно. На такой объём сейчас нацелены его разработчики. Но без помощи учёных они не справятся. «Особенности приливов и отливов обеспечат неравномерность производства, поэтому в процессе реализации проекта возникнут вопросы. Необходимо привлечь научных сотрудников РАН в качестве партнёров», — подчеркнул Виктор Иконников. 

Александр Сергеев пообещал, что Академия наук будет помогать продвижению проекта. «Как проект по приливной энергетике он довольно старый, поскольку идёт ещё с советского времени, — сказал президент РАН. — Но сейчас он заиграл совсем новыми красками, и, возможно, при правильной постановке со стороны современной науки он найдёт своих инвесторов. Проект крайне интересный». 

В ходе мероприятий, посвящённых 310-летию со дня рождения Ломоносова, Российская академия наук и правительство Архангельской области подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили губернатор области Александр Цыбульский и президент РАН Александр Сергеев.

Михаил Васильевич Ломоносов

Русский химик и физик Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) выдвинул передовые научные теории, но разнообразие его деятельности и интересов помешало ему получить широкое признание.

Михаил Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в селе Денисовка. Так как возможностей для получения образования в родном селе было мало, он в 19 лет сбежал в Москву, где поступил в духовную семинарию и стал учиться на священника.

Проявив незаурядные способности ученого, юный Ломоносов был избран в 1735 году для посещения лекций, читаемых в Академии наук в Санкт-Петербурге. Этот опыт изменил все направление его карьеры. Петербургская академия в это время продвигала ряд исследований материальных ресурсов Сибири, для которых нужны были подготовленные химики и металлурги. С 1736 по 1741 год Ломоносов изучал эти предметы в Германии, сначала в Марбургском университете, где он получил основательную подготовку в основных науках, а затем в знаменитой горной академии во Фрайбурге.

По возвращении в Россию Ломоносов стал членом Петербургской академии, и остаток своей жизни посвятил почти исключительно ее делам. Вскоре он стал спорным лидером группы коренных русских ученых в академии, противостоящей клике иностранных членов, в основном немцев, которые были импортированы в ее состав при ее основании, чтобы стимулировать российскую науку. В 1745 году он был назначен профессором химии в академии, где построил химическую лабораторию для обучения и исследований. Здесь он провел один из первых курсов практического обучения химии.

Хотя Ломоносов много публиковал по различным вопросам физики и химии, его работы были в основном в виде диссертаций с ограниченным тиражом. Его многочисленные действия, похоже, помешали ему завершить многие из его проектов, и большая часть его оригинальных работ никогда не публиковалась.

Физико-химические работы Ломоносова характеризовались упором на использование атомарных и молекулярных способов объяснения. В век, когда большинство ученых рассматривали теплоту как материальную субстанцию, он утверждал, что теплота на самом деле является формой движения — результатом движения молекул, составляющих материю. Его в основном физический подход к химии заставил его уделять большое внимание количественным измерениям. В этом он, безусловно, опередил свое время, хотя утверждения о том, что он предвосхитил Антуана Лорана Лавуазье, подчеркнув сохранение массы в химических реакциях и признав химическую роль воздуха в горении, безусловно, преувеличены.

Другими научными интересами Ломоносова были электричество, свет, минералогия, метеорология и астрономия. Он заметил

прохождение Венеры в 1761 году и пришел к выводу, что Венера имеет атмосферу, «подобную земной или, возможно, большую, чем у Земли». Он также внес значительный вклад в филологическое изучение русского языка, в том числе в разработку научной лексики, и написал неоднозначную историю России.

Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческая энергия была несколько подавлена ​​его властной натурой и сварливым нравом. Умер от гриппа в Петербурге 4 апреля 1765 г.

Реклама

Высокохвалебная биография известного русского химика Бориса Николаевича Меншуткина, Ломоносов России: Химик, Придворный, Физик, Поэт (пер. 1952). См. также Михаил Васильевич Ломоносов о корпускулярной теории, в переводе с введением Генри М. Лестера (1970). Литературная и культурная подоплека творчества Ломоносова дана в Гансе Роггере, Национальное сознание в России восемнадцатого века (1960). Научные аспекты обсуждают Александра Вучинича, Наука в русской культуре: история до 1860 г. (1963).

Статьи по теме

  • Дмитрий Иванович Менделеев

    Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) наиболее известен формулировкой периодического закона химических элементов.

  • Антуан Лоран Лавуазье

    Французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) был основоположником современной науки химии и автором кислородной теории горения.

Михаил Ломоносов Биография | WOW Essays

Тип бумаги:
Биография

Тема:
Образование, Чтение, Время, Россия, Родители, Вера, Студенты, Семья

Страницы: 2

Слова: 450

Опубликовано: 03/04/2020

Биография: Михаил Ломоносов

, хотя и относительно неизвестен в Западном мире. выдающиеся деятели русского Просвещения. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Холмогорах, Россия. Его родители считались крестьянами, а мать умерла, когда он был маленьким. Его мачеха возмущалась интеллектом и способностями к чтению своего пасынка и пыталась заставить его перестать читать все книги в деревне. Она была на стороне тогдашней в России веры в то, что дети рождаются, чтобы помогать своим родителям, и хотя Ломоносов должен был помогать отцу, а не читать.
Когда Ломоносову исполнилось 19 лет, он уже не мог найти средства на образование в деревне, где он родился. Он сбежал в Москву, чтобы осуществить свою мечту получить образование в области наук. Он был принят в лучшую школу-интернат и должен был держать в секрете свое прошлое, поскольку, будучи старше всех остальных учеников на четыре года, он был принят только из-за того, что считал себя сыном великого дворянина. Однако вскоре он отличился в учебе, завершив восьмилетний курс латыни, географии, истории, философии, греческого и словенского языков в два раза быстрее. Только его невероятная способность к обучению и выдающийся послужной список предотвратили его отчисление, когда его отец прибыл, чтобы попросить его вернуться домой, и было обнаружено его истинное происхождение. Когда ему было 25 лет, он был одним из 12 лучших учеников школы, и его попросили поступить в Санкт-Петербургскую академию наук.
Академия находилась в финансовом кризисе, когда прибыл Ломоносов, и, несмотря на то, что она была поддержана государством в соответствии с уставом воспитания высших научных умов России, школа состояла в основном из иностранных преподавателей и студентов. Ломоносов был избран на факультет в 1945 году и работал над увеличением числа русских студентов и преподавателей в школе, а также над увеличением количества лекций, читаемых на русском языке, а не на греческом или латинском.
Ломоносов стал известен своими сильными сторонами как в теории, так и в экспериментальных методах, разрабатывая собственные эксперименты для поддержки своих идей. Он стремился использовать экспериментальный процесс для подтверждения закона сохранения материи, впервые обнаруженного Бойлем в 1673 году. Ломоносов отличился в областях физики, химии, минералогии, металлургии, геологии, географии, экономики, философии и прозы. и он стал известным историком и поэтом. Истинный ренессансный человек раньше своего времени, Ломоносов умер в 1765 году в возрасте всего 54 лет.0003

Цитировать эту страницу

Выберите формат цитирования:

  • АПА
  • ГНД
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Чикаго
  • АСА
  • IEEE
  • АМА

WowEssays. (2020, 04 марта) Биография О Михаиле Ломоносове. Получено 13 ноября 2022 г. с https://www.wowessays.com/free-samples/biography-on-mikhail-lomonosov/

«Биография Михаила Ломоносова». WowEssays, 4 марта 2020 г., https://www.wowessays.com/free-samples/biography-on-mikhail-lomonosov/. По состоянию на 13 ноября 2022 г.

WowEssays. 2020. Биография Михаила Ломоносова ., просмотрено 13 ноября 2022,

WowEssays. Биография О Михаиле Ломоносове. [Интернет]. Март 2020 г. [По состоянию на 13 ноября 2022 г.]. Доступно по адресу: https://www.wowessays.com/free-samples/biography-on-mikhail-lomonosov/

«Биография Михаила Ломоносова». WowEssays, 4 марта 2020 г. По состоянию на 13 ноября 2022 г. https://www.wowessays.com/free-samples/biography-on-mikhail-lomonosov/

WowEssays. 2020. «Биография Михаила Ломоносова». бесплатных примеров эссе — WowEssays.com. Проверено 13 ноября 2022 г.