Ломоносов история жизни: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

О жизни и деятельности Михаила Ломоносова – в электронной коллекции Президентской библиотеки

19 ноября 2017 года исполняется 306 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – гениального российского учёного-энциклопедиста мирового значения (1711–1765). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с посвящённой ему коллекцией, в которую вошли научные труды, исследования, очерки и архивные материалы о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его собственные труды по физической химии, истории и металлургии, а также эпистолярное наследие. В ряде старинных книг учёный предстаёт как литератор и реформатор русского языка.

Исследователи отмечают в своих трудах, что само место рождения – Архангельская область, село Холмогоры – сыграло немалую роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в электронной копии книги «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание» (1911) пишет: «Поморы представляют из себя особенный, самобытный класс населения, и, хотя обычно числятся крестьянами, но по сметливости, энергии, предприимчивости, общему развитию резко отличаются от крестьян, занимающихся только земледелием». Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19-летнего возраста ходил на морской промысел. «Впоследствии Ломоносов нередко пользовался в своих учёных трудах почерпнутыми в отрочестве впечатлениями, наблюдениями и умозаключениями», – отмечает Б. Меншуткин.

Подробная биография великого учёного представлена в нескольких книгах из электронного фонда Президентской библиотеки. Из них можно, в частности, узнать, что лишь к 20-летнему возрасту Ломоносов овладел чтением и письмом; поначалу его настольными книгами были только духовные церковные произведения. Позже он познакомился с «Арифметикой» Л. Ф. Магницкого и «Грамматикой» под авторством М. Г. Смотрицкого (1648).

В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в московскую Славяно-греко-латинскую академию, иначе называющуюся «Спасския школы». Мера таланта поморского самоучки раскрылась в первый же год, когда его дважды переводили на более высокую ступень обучения. Уже в 1735 году Михаил Ломоносов по требованию Синода в числе лучших учеников был направлен в Петербургскую академию наук, а в 1736 году – в Германию для изучения металлургии, химии, а также наук, которым не обучали в России. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум, высокую способность к овладению новым материалом и неуёмную жажду приобретения знаний.

В электронной копии книги Я. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описаны житейские неурядицы, с которыми Ломоносову пришлось столкнуться после возвращения на родину: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне тесных обстоятельствах. <…> Cкудное академическое жалованье задерживалось по нескольку месяцев, и он, как сам говорил, не только не мог покупать инструментов, но с великою нуждою иметь пропитание». Стоит отметить, что Михаил Васильевич к тому времени имел семью, у него родилась дочь.

Но учёный продолжал дело академического строительства в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, каким должен быть создаваемый в Москве университет.

В электронной копии юбилейного издания «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М. В. Ломоносова Императорским Московским университетом» 1912 года приведено высказывание российского государственного деятеля Михаила Сперанского, во всей полноте отражающее роль Ломоносова в создании университета: «С первого же дня своего существования Университет стал жить тою традицией, над созданием которой всю жизнь трудился Ломоносов: Университет стал не только местом науки, но науки, широко открывшей свои двери обществу. <…> Светоч русской науки, зажжённый в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погас, несмотря на никакие бури, проносившиеся над русской наукой и жизнью, и не погаснет он до тех пор, пока мы будем не только вспоминать великого создателя русской науки, но и помнить его заветы и поучительную историю Московского Университета – иначе – историю нашего научного и народного самосознания».

Особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Эту тему под необычным ракурсом в работе «Корифеи русского слова» исследует Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждения которых он должен был действовать».

Стоит отметить, что и свою литературную деятельность учёный направил на благо развития науки в России, отставшей по этому критерию от Европы. В своё время Ломоносов преподнёс оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от неё решения ряда проблем в этой области. Расчёт оправдался, что явствует из электронной копии книги А.  Кизеветтера «Ломоносов» (1914): «Шувалов был знатный вельможа и всегда мог видеть императрицу. Он-то и разъяснил государыне, как важно и необходимо всё то, что написал Ломоносов об устройстве в Москве первого университета. Когда открывали университет, Ломоносов очень хлопотал о том, чтобы туда свободно допускали без различия и знатных, и самых простых людей, и дворян, и купцов, и крестьян – всех, кто захочет».

Сегодня Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2014 году на юридическом факультете МГУ открыт электронный читальный зал Президентской библиотеки, где каждый желающий может использовать ресурсы фонда библиотеки, в том числе её «ломоносовскую» коллекцию.

Энциклопедист, поэт, художник, филолог, минеролог, мозаист, основатель первой в России научно-исследовательской химической лаборатории, реформатор русского языка, автор русской риторики, составитель «Российской грамматики», Ломоносов никогда не переставал трудиться во славу науки. Как написал А. С. Пушкин в своём «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов… был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

биография, личная жизнь, наука, фото

Фото: UGC

Михаил Ломоносов, биография которого обросла легендами за последние 200 лет, вошел в историю как великий ученый и реформатор науки. Старшему поколению его биография известна не только по книгам, но и многосерийному фильму «Михайло Ломоносов» (1986), представившему канонический взгляд на ученого. Со временем историки пересмотрели некоторые факты из биографии Ломоносова. Расскажем подробнее о жизни ученого.

Ломоносов: биография, личная жизнь

Ломоносов — это не просто ученый. Он символ верного служения науке и пример того, что при наличии желания и усилий карьеру можно сделать даже в обществе, где социальная мобильность сильно ограничена сословными рамками.

Биография Ломоносова еще при жизни обросла множеством легенд. В советское время к ним прибавились идеологические легенды, которые создали образ бедного крестьянского сына из поморов, бежавшего от деспотичного отца ради учебы. Так начинается повествование об ученом в фильме 1986 года.

Сын непростого крестьянина

Михаил Васильевич Ломоносов действительно родился в семье Василия Дорофеевича осенью 1711 года. Однако Василий Ломоносов принадлежал к категории государственных крестьян. Они не знали крепостничества и платили подушную подать в казну, так как формально проживали на земле, принадлежащей государству.

Однако отец будущего ученого не бедствовал. Василий разбогател благодаря указу 1714 года, изданному Петром I. Самодержец запретил жителям Архангельской губернии строить традиционные для этих мест ладьи, повелев делать суда на голландский манер. Василий, у которого был опыт хождения на подобных кораблях, первым в губернии построил судно европейского типа, которое назвал «Чайка».

Василию Ломоносову принадлежала рыболовецкая артель. Историки полагают, что легенда о том, что бедный паренек прибился к рыбному обозу и три недели шел пешком в Москву, несколько преувеличена. Вероятно, обоз принадлежал отцу, а к Михаилу — сыну хозяина —относились с почтением.

Внебрачный сын Петра I

Вопрос, кто такой Ломоносов, не давал покоя его современникам. Он сделал карьеру, не имея связей и благородного происхождения. Несмотря на тяжелый характер, ему сходили с рук многие выходки, он легко двигался по карьерной лестнице.

Сам ученый благоговел перед царем-реформатором, посвящал ему стихотворные произведения. Поэтому уже в XVIII веке появилась легенда о том, что Ломоносов — внебрачный сын Петра I, а поэтому у него есть покровители при дворе, которые улаживают все проблемы. Однако никаких сведений о связи царя и ученого историкам найти не удалось. Известно, что Петр I посещал родные края Ломоносова за девять лет до появления Михаила на свет.

Помор и старообрядец

В 1863 году в биографии, подготовленной к столетию со дня смерти ученого, биограф Владимир Ламанский назвал Ломоносова помором. С тех пор утверждение о принадлежности ученого к этой особой этнографической группе русского и финно-угорского населения стала повторяться во многих биографиях Ломоносова.

Большинство поморов — старообрядцы, которые были негативно настроены по отношению к официальной православной церкви империи. В 1757 году Ломоносов написал скандальный «Гимн бороде», из-за которого православное духовенство обратилось с жалобой к императрице Елизавете. Этот факт для некоторых биографов служил косвенным подтверждением поморского происхождения Ломоносова.

Однако историки не смогли найти хотя бы один документ, в котором ученый называл бы себя помором. Сохранилось сообщение о Ломоносове от 1734 года, когда его допрашивали в канцелярии синодального правления. Из него известно, что Ломоносов назвал себя сыном крестьянина Архангелогородской губернии Василия Дорофеева. Иными словами, он не идентифицировал себя с особой группой поморов. В сохранившихся документах об отце Василии и дяде Луке они именуются крестьянами или «двинянами» и «холмогорцами», но не поморами.

Юноша, который предпочел знания женитьбе

Во многих биографиях Ломоносова повторяется факт, что он поздно научился читать. Грамоте его обучил дьяк церкви, расположенной в деревне Мишанинская, где родился Ломоносов.

Не так давно историки выяснили, что в доме у Василия и Елены Ломоносовых была библиотека и родители владели грамотой. Детство Ломоносова не было серым и невежественным, как это изображалось во многих биографиях. Поэтому существует версия, что читать Михаил научился в раннем возрасте благодаря матери.

После смерти Елены Ивановны — матери Михаила — Василий Ломоносов еще несколько раз был женат. С мачехой Ириной у парня не складывались отношения. Она была менее образована, чем Елена, и ее раздражала тяга пасынка к грамоте, что служило причиной конфликтов. Отношения с мачехой историки называют одной из вероятных причин побега из дома в 1730 году.

Другой причиной считают намерение Василия женить сына. Михайло с 10 лет помогал отцу в промысле и к 19 лет должен был стать самостоятельным, заведя собственную семью. Для крестьянского сына в XVIII веке возраст для вступления в брак был подходящим.

Однако Михаил обладал своенравным характером и решил не подчиняться отцовской воле, почему и сбежал в Москву. Побег стал не последним в жизни Михаила восстанием против авторитета. В 1739 году он сбежал от авторитарного преподавателя Генкеля в Саксонии, а затем из прусской армии, куда Ломоносов попал, возвращаясь домой из Германии.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Удачливый крестьянский сын

Михаил Ломоносов, биография которого полна историями о невероятном везении, в 1731 году пришел в Москву. Ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Известно, что при поступлении Михаил назвался сыном дворянина.

Однако уже спустя три года его обман был раскрыт. В 1734 году он дает показания, в которых рассказывает правду о своем происхождении, но никаких санкций за обман не последовало. Более того, Ломоносова направили учиться в одно из самых престижных учебных заведений империи — Киево-Могилянскую академию.

Спустя год, в 1735-м, Ломоносов уже студент университета при Академии наук в Санкт-Петербурге, а еще через год он получил направление на заграничную стажировку, где провел четыре года. Несмотря на самовольное оставление места учебы и возвращение на родину в 1741 году без официального разрешения, Ломоносов снова не понес никакого наказания. Наоборот, смог защитить две диссертации и получить должность адъюнкта.

С точки зрения современника, это небывалый карьерный рост для человека, который сказал неправду при поступлении. Вероятно, тогда и зародилась легенда о родстве Ломоносова и Петра I.

Известно, что в 1728 году был издан указ, запрещавший принимать детей крестьян в Славяно-греко-латинскую академию. Однако он практически не выполнялся. Обучение грамоте было не в моде среди представителей привилегированных сословий. Образование в XVIII веке никто не рассматривал как социальный лифт, и академия испытывала проблему с учащимися. Поэтому руководство вынуждено было закрывать глаза на происхождение желающих учиться.

Ломоносов, который был намного старше остальных учащихся, проявил усердие, которое не могло остаться незамеченным. У него не было сильных конкурентов. Поэтому уже в 34 года он получил звание профессора и чиновничий титул, который, согласно «Табеля о рангах», приравнивался к дворянскому титулу.

Однолюб и семьянин

Михаил Ломоносов был женат один раз. Во время пребывания за границей у него завязался роман с Елизаветой — дочерью хозяев квартиры, которую Михаил снимал. Пара поженилась после рождения первой дочери. В 1740 году Ломоносов и Елизавета Цильх обвенчались по реформатскому обряду в Марбурге. Вскоре Михаил отправился на родину, оставив супругу в доме ее матери и велев ждать вызова.

В 1741 году Елизавет отправила запрос в Петербург с просьбой отыскать мужа. Ломоносов признался, что женился без разрешения властей и по протестантскому обряду. Законодательство Российской империи запрещало браки представителей определенных сословий без разрешения начальства и ограничивало браки с иноверцами. Несмотря на два нарушения закона, Ломоносову было позволено перевести жену в Россию при условии, что она примет православие.

Елизавета родила Михаилу троих детей, из которых выжила лишь дочь Елена. Она вышла замуж за Алексея Константинова, служившего библиотекарем у Екатерины II. Среди потомков Ломоносова были представители дворянских родов Раевских, Волконских и Орловых.

В зрелом возрасте Ломоносов узнал, что у него есть сестра, которая родилась после его бегства из родных краев, и племянники. Он помог перевезти племянников в Петербург. Один из них — Михаил Головин — стал известным математиком.

В апреле 1765 года Петербург облетела новость, что умер Ломоносов. Фото его могилы на Лазаревском кладбище, сделанной из каррарского мрамора мастером из Италии Ф. Медико, можно найти в Сети.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография

Михаил Ломоносов: наука и литература, открытия

Жизнь и творчество Ломоносова свидетельствуют о многогранности его личности. Он интересовался как естественными, так и гуманитарными науками, сделав вклад в развитие обоих направлений.

Реформатор языка

Ломоносов провел реформу русского языка, отделив разговорный язык от церковнославянского, введя десятки научных терминов, аналогов которых не было ранее. Также он предложил использовать причастные обороты. Изданная ученым «Российская грамматика» на десятилетия стала пособием по литературному языку.

Ломоносов прославился своими одами. В стихосложении он впервые использовал ямб, сделав произведения изящными и легкими для восприятия. Специалисты подсчитали, что 80% произведений Пушкина написаны именно ямбом.

Создатель антинорманнской теории

Если в языкознании Ломоносов стал великим реформатором, то в истории — родоначальником дискуссии, которая длилась более 200 лет. В советские времена Ломоносова изображали как борца с засильем немецкой науки в России.

Известен его конфликт с профессорским составом Академии наук в 1743 году. Советские историки изображали его как протест ученого против бездарной иностранной профессуры. Но в глазах современников он остался пьяным дебошем, за который ученого посадили в карцер на полгода и на 50% урезали жалование.

Ломоносов, в отличие от европейских ученых, для которых наука и государство — две параллельные сферы, которые не должны пересекаться, — считал себя защитником государственных интересов, что влияло на его суждения и порождало конфликты с приглашенными иностранными учеными.

Продолжением конфликта с иностранцами стал его спор с профессором Миллером, вышедший за рамки академической дискуссии. Историк Миллер, основываясь на текстах летописей, выдвинул предположение о том, что первые князья Киевской Руси были норманнами.

Ломоносов счел подобные выводы оскорбительными для национальной гордости великороссов. Он не только писал труды, опровергавшие воззрения Миллера, но и участвовал в преследовании профессора. Известно, что в 1748 году Ломоносов принимал участие в обыске у Миллера, обвиненного в недозволенной переписке с французским астрономом Жозефом Делилем. Ученый искренне считал, что защищает интересы государства.

Сегодня норманнская теория по-прежнему авторитетна в академических кругах. Нет более-менее серьезных ученых, которые бы ни разделяли ее положения. Более того, историки нашли археологические и лингвистические доказательства теории, на отсутствие которых в свое время указывал Ломоносов.

Основатель физической химии

Профессорское звание Ломоносова, полученное в 1745 году, было присвоено за успехи в изучении химии. Ученый выдвинул гипотезу о связи химических и физических явлений, которая к 1750-м годам оформилась в проект нового направления науки «Физическая химия», которую он начал преподавать студентам. Сегодня физическая химия — один из наиболее обширных разделов современной химии.

Автор проекта по освоению Севера

Ломоносов видел огромный потенциал в ресурсах Севера, которые могут принести пользу казне. Он выдвинул предположение о наличии земель за Северным Ледовитым океаном и возможности пройти на Камчатку Северным океаном.

Для проверки гипотезы за месяц до смерти ученого в 1765 году стартовала экспедиция Василия Чичагова. Предположение Ломоносова о том, что Солнце растопит льды для прохода, не подтвердилось, и экспедиция застряла в районе Шпицбергена. Однако с появлением ледоколов идея обрела новое дыхание.

Еще одна идея об освоении северных земель при помощи ссыльных оказалась востребованной в советские времена.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Автор программы университетского образования

Вопреки распространенному мнению Ломоносов не был основателем Московского университета. Его создал фаворит Елизаветы, меценат и друг Ломоносова Иван Шувалов. Ученый же участвовал в написании учебных планов и проекта университетского устава. Основное внимание Ломоносов уделял Петербургскому университету, ректором которого был с 1758 до самой смерти в 1765 году.

В советские времена в 1950-х годах имя дворянина Шувалова перестали упоминать в официальной истории университета, заменив Ломоносовым, чье крестьянское происхождение казалось идеологически правильным.

Так или иначе, но благодаря ученому и его стараниям в Российской империи сформировался слой образованных людей, способных ценить и развивать науку.

Великий астроном

В 1761 году ученый, наблюдая в телескоп за Венерой, выдвинул предположение о том, что на планете имеется атмосфера. Поскольку астрономия была лишь увлечением, Ломоносов не стал развивать идею. Его интересовали не столько звезды, сколько совершенствование оптических приборов, которые бы позволили за ними наблюдать. Впоследствии астрономы подтвердили предположение Ломоносова.

Создатель мозаики

Ломоносова интересовали физические свойства цвета. Увлечение привело его к идее производства цветного стекла. Он разгадал секреты итальянских стеклодувов и основал отечественное мозаичное производство. В Эрмитаже хранятся несколько мозаичных портретов, созданных Ломоносовым лично, в частности портрет Петра I 1754 года.

Фото: flickr.com: UGC

Ломоносов — многогранный ученый, который сделал важные открытия как в гуманитарных, так и в естественных науках. Несмотря на то что его биография со временем обросла множеством мифов, он остается одним из наиболее известных ученых XVIII века.

Читайте также: Аль-Фараби: биография и философия

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1798826-lomonosov-biografia-licnaa-zizn-nauka-foto/

Проект MUSE — Инженер революционной России: Юрий Васильевич Ломоносов (1876-1952) и железные дороги (обзор)

  • Возможны варианты покупки/аренды:

    • Купить выпуск за 20 долларов на JHUP

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Отзыв:

  • Инженер революционной России: Юрий Васильевич Ломоносов (1876-1952) и железных дорог

  • Джонатан Куперсмит (биография)

Инженер революционной России: Юрий Васильевич Ломоносов (1876-1952) и железных дорог . Энтони Хейвуд. Олдершот, Хантс и Берлингтон, штат Вермонт: Ашгейт, 2011. Стр. ххв+400. 144,95 долларов США.

Энтони Хейвуд написал образец биографии, превосходно отражающий его десятилетия изучения хорошо задокументированной жизни Юрия Владимировича Ломоносова (1876–1952), одного из ведущих российских инженеров-железнодорожников первой половины двадцатого века. Профессор, сторонник научных (что также может означать непрактичных или нереалистичных) испытаний эффективности, старший менеджер, иногда революционер и сторонник тепловозов, Ломоносов отбрасывал огромную тень на Россию и Советский Союз до конца 19-го века.20-х годов, когда он предпочел ссылку за границу вероятному тюремному заключению и покинул свою страну.

Железные дороги были одной из наиболее важных с экономической точки зрения технологий в поздний царский и ранний советский период, и Хейвуд умело описывает основные технические, финансовые, организационные и политические проблемы, с которыми [End Page 707] сталкивались железные дороги при заправке и заправке в рамках государственной индустриализации России. Как и в любой хорошей биографии, читатель уйдет с сильным чувством контекста, а также человека. Искусно эксплицированы и проанализированы факторы, ограничивающие выбор Ломоносова с детства до ссылки, например, выбор школы, карьеры, университета и фирмы.

Помещая Ломоносова в его специфическую среду, которая варьировалась от царских железнодорожных станций до временной правительственной делегации за границей, от советского министерства до изгнания в Британию и Канаду, Хейвуд рассудительно и убедительно оценивает влияние и вклад Ломоносова на основных этапах его жизнь. В целом можно сделать вывод, что он был важен, но не так значителен, как предполагалось ранее. Одной из основных причин, демонстрирующих важность личности, было то, что Ломоносов часто оказывался злейшим врагом самого себя, умудряясь постоянно враждовать с высшими и низшими, хотя, по-видимому, и не с любовницами.

Жизнь Ломоносова после захвата власти большевиками в 1917 году иллюстрирует дилемму, с которой столкнулись русские инженеры. Большевики с энтузиазмом приветствовали масштабные инженерные проекты по преобразованию России, иногда связывая с ними утопические надежды, в то время как царский режим относился к таким проектам с подозрением. Однако большевики также считали инженеров политически неблагонадежными «буржуазными специалистами», особенно после смерти Ленина. Правые антибольшевистские белые не были привлекательным выбором для образованного инженера, который хотел восстановить свою страну. Ломоносов поставил себя в неустойчивое положение, будучи проправительственным, но антикоммунистом. Результат сделал его подозрительным для всех и никого не обрадовал. Действительно, его попытка продемонстрировать свою лояльность правительству в изгнании привела к тому, что он отказался от лучшего предложения, которое он когда-либо получал, относительно прибыльной работы на Западе, что нанесло ему финансовый ущерб.

Предлагая глубокое прочтение русского инженера и его времени, эта книга поднимает более широкий вопрос об аудитории. С одной стороны, Эшгейт заслуживает похвалы за то, что позволил Хейвуду написать эту большую книгу. С другой стороны, это 400 страниц, и, что более важно, цена в 145 долларов отпугнет всех, кроме специалистов и крупных библиотек. Что, если Хейвуд написал — или напишет — книгу в четверть длины и в седьмую часть цены? Это мгновенно значительно расширило бы аудиторию, включив в нее студентов колледжей, аудиторию, наиболее нуждающуюся в книге, которая рассказала бы им о связи между инженерией и обществом, о важности людей и сетей в формировании технологий и о неизбежных проблемах нереволюционных инженеров. столкнулись в революционные времена. [Конец страницы 708]

Джонатан Куперсмит

Джонатан Куперсмит преподает историю технологий в Техасском университете A&M, колледже, основанном в Брайане, штат Техас, в 1876 году из-за остановки железной дороги.

Copyright © 2012 Общество истории технологий

. ..

крах

В настоящее время вы не авторизованы.

Если вы хотите аутентифицироваться в другом учреждении с подпиской или иметь собственный логин и пароль для входа в Project MUSE

Подтвердить подлинность

Михаил Ломоносов — Европейская организация высшего образования

был русским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку. Среди его открытий были атмосфера Венеры и закон сохранения массы в химических реакциях. Его сферами науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Основоположник современной геологии Ломоносов был также поэтом и оказал влияние на формирование современного русского литературного языка.

Ломоносов родился в станице Мишанинской (позже переименованной в его честь в Ломоносово) Архангельгородской губернии, на острове недалеко от Холмогор, на крайнем севере России . Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином-рыбаком, ставшим судовладельцем, сколотившим небольшое состояние на перевозках товаров из Архангельска в Пустозерск, Соловки, Колу и Лапландию. Матерью Ломоносова была первая жена Василия, дьяконская дочь Елена Ивановна Сивкова. Он оставался в Денисовке до десяти лет, когда его отец решил, что он достаточно взрослый, чтобы участвовать в его деловых предприятиях, и Ломоносов стал сопровождать Василия в торговых командировках. Однако страстью юного Ломоносова была учеба, а не бизнес. Жажда знаний мальчика была ненасытной. Мальчиком Ломоносова научил читать его сосед Иван Шубный, и каждую свободную минуту он проводил со своими книгами. Продолжил обучение у сельского дьякона С.Н. Сабельниковым, но в течение многих лет единственными книгами, к которым он имел доступ, были религиозные тексты. В четырнадцать лет Ломоносову подарили экземпляры «9» Мелетия Смотрицкого.0017 Современное церковнославянское  (книга по грамматике) и Арифметика Леонтия Магнитского  Ломоносов всю свою жизнь был русским православным, но в ранней юности близко сталкивался со старообрядческими расколами, а позже стал деистом. В 1724 году его отец женился в третий и последний раз. У Ломоносова и его мачехи Ирины были острые отношения. Недовольный домом и стремящийся к получению высшего образования, которого Ломоносов не мог получить в Мишанинской, он твердо решил покинуть деревню.

Ломоносов родился в станице Мишанинской (впоследствии переименованной в его честь в Ломоносово) Архангельгородской губернии, на острове недалеко от Холмогор, на крайнем севере России. Его отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был зажиточным крестьянином-рыбаком, ставшим судовладельцем, сколотившим небольшое состояние на перевозках товаров из Архангельска в Пустозерск, Соловки, Колу и Лапландию. Матерью Ломоносова была первая жена Василия, дьяконская дочь Елена Ивановна Сивкова. Он оставался в Денисовке до десяти лет, когда его отец решил, что он достаточно взрослый, чтобы участвовать в его деловых предприятиях, и Ломоносов стал сопровождать Василия в торговых командировках.

Учение было страстью юного Ломоносова, но не делом. Жажда знаний мальчика была ненасытной. Мальчиком Ломоносова научил читать его сосед Иван Шубный, и каждую свободную минуту он проводил со своими книгами. Продолжил обучение у сельского дьякона С.Н. Сабельниковым, но в течение многих лет единственными книгами, к которым он имел доступ, были религиозные тексты. Когда ему было четырнадцать, Ломоносову подарили экземпляры Мелетия Смотрицкого Современного церковнославянского (книга грамматики) и Леонтия Магнитского Арифметика . Ломоносов всю свою жизнь был русским православным, но в ранней юности близко столкнулся со старообрядческим расколом, а позже стал деистом.

В 1724 году его отец женился в третий и последний раз. У Ломоносова и его мачехи Ирины были острые отношения. Недовольный домом и стремящийся к получению высшего образования, которого Ломоносов не мог получить в Мишанинской, он твердо решил покинуть деревню.

В 1730 году, в девятнадцать лет, Ломоносов пошел в Москву пешком, потому что решил «заниматься науками». Вскоре после прибытия он поступил в Славяно-греко-латинскую академию , ложно заявив, что он сын холмогорского дворянина. В 1734 году эта первоначальная ложь, а также еще одна ложь о том, что он был сыном священника, чуть не привели его к исключению из академии, но следствие закончилось без серьезных последствий.

Ломоносов жил на три копейки в день, питаясь одним черным хлебом и квасом, но в учебе делал большие успехи. Считается, что в 1735 году, после трех лет пребывания в Москве, он был отправлен в Киев для краткосрочного обучения в Киево-Могилянской академии. Он быстро разочаровался в получаемом там образовании и вернулся в Москву, чтобы возобновить там учебу. За пять лет Ломоносов прошел двенадцатилетний курс обучения и в 1736 г. в числе 12 лучших выпускников был удостоен стипендии в Петербургской академии. Он погрузился в учебу и был вознагражден четырехлетним грантом на обучение за границей, в Германии, сначала в Марбургском университете, а затем во Фрайберге.

Марбургский университет был одним из самых важных университетов Европы в середине 18-го века благодаря присутствию философа Христиана Вольфа, видного деятеля немецкого Просвещения. Ломоносов стал одним из учеников Вольфа во время пребывания в Марбурге с ноября 1736 по июль 1739 года. Как в философском, так и в научном плане эта связь будет самой влиятельной в жизни Ломоносова. В 1739–1740 годах он изучал минералогию, металлургию и горное дело в лаборатории Берграта Иоганна Фридриха Генкеля во Фрайберге, Саксония; там он усилил свои исследования немецкой литературы.

Ломоносов быстро освоил немецкий язык, а помимо философии серьезно занимался химией, открыл для себя труды ирландского богослова и естествоиспытателя XVII века Роберта Бойля и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе. Говорят, что он особенно восхищался Гюнтером. Его « Ода на взятие Хотина» у турок , сочиненная в 1739 году, привлекла большое внимание в Петербурге. Вопреки своему обожанию Вольфа, Ломоносов вступил в ожесточенные споры с Хенкелем по поводу учебных и образовательных курсов, которые он и два его соотечественника получали во Фрайберге, а также по поводу очень ограниченной финансовой поддержки, которую Хенкель получил указание оказывать русским после многочисленных долгов. они сделаны в Марбурге. В результате Ломоносов самовольно покинул Фрайберг и довольно долго скитался по Германии и Голландии, безуспешно добиваясь от русских посланников разрешения вернуться в Петербургскую Академию.

Во время пребывания в Марбурге Ломоносов пансионировал у Катарины Зильх, вдовы пивовара. Он влюбился в дочь Катарины Элизабет Кристин Зилч. Они поженились в июне 1740 года. Ломоносову было чрезвычайно трудно содержать свою растущую семью на скудное и неравномерное содержание, выплачиваемое ему Российской академией наук. Когда его обстоятельства стали отчаянными, он решил и получил разрешение вернуться в Санкт-Петербург.

Ломоносов вернулся в Россию в июне 1741 г., пробыв за границей 4 года и 8 месяцев. Через год он был назначен адъюнктом РАН по физическому отделению. В мае 1743 года Ломоносова обвинили, арестовали и восемь месяцев держали под домашним арестом, после того как он якобы оскорблял различных лиц, связанных с Академией. Он был освобожден и помилован в январе 1744 года после извинений перед всеми причастными.

В 1745 году Ломоносов стал действительным членом Академии и получил звание профессора химии. Он основал первую химическую лабораторию Академии. Стремясь улучшить российскую систему образования, в 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский университет.

В 1760 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук. В 1764 году он был избран иностранным членом Академии наук Болонского института. В 1764 году Ломоносов был назначен на должность статского советника V ранга в Табели о рангах Российской империи. Он умер 4 апреля (ст. ст.) 1765 г. в Санкт-Петербурге. Он широко и заслуженно считается «отцом русской науки», хотя многие из его научных достижений были относительно неизвестны за пределами России еще долгое время после его смерти и получили должное признание только в конце XIX века.го и, особенно, 20 века.

В 1756 году Ломоносов попытался повторить опыт Роберта Бойля 1673 года. Он пришел к выводу, что общепринятая теория флогистона ложна. Предвосхищая открытия Антуана Лавуазье, он записал в своем дневнике: «Сегодня я произвел опыт в герметичных стеклянных сосудах, чтобы определить, увеличивается ли масса металлов от действия чистого тепла. Эксперименты, отчет о которых я прилагаю на 13 страницах, показали, что знаменитый Роберт Бойль заблуждался, ибо без доступа воздуха извне масса сгоревшего металла остается прежней».

Это Закон сохранения массы в химической реакции, который сегодня хорошо известен как «в химической реакции масса реагентов равна массе продуктов». Ломоносов вместе с Лавуазье считается открывшим закон сохранения массы.

Он заявил, что вся материя состоит из корпускул – молекул, являющихся «наборами» элементов – атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741 г., неоконченная) ученый дает следующее определение: «Элемент — это часть тела, не состоящая ни из каких других меньших и иных тел… корпускула — совокупность элементов, образующих одна маленькая масса». В более позднем исследовании (1748 г.